"НАЗЫВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ"
творческая работа учащихся по русскому языку на тему

Болдырева Татьяна Викторовна

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon issledovatelskaya_rabota_0.doc742 КБ

Предварительный просмотр:

Исследовательская работа

НАЗЫВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ


Содержание

Введение……………………………………………………………………………...4

Глава 1. Назывные предложения…………………………………………………...6

§1. Что такое назывные предложения и чем выражены главные члены назывных предложений………………………………………………………6

§2. Особенности назывных предложений………..………………………….8

§3. Знаки препинания в конце назывных предложений……………………8

§4. Распространённые и нераспространённые назывные предложения…..9

§5. Нельзя путать назывные предложения с двусоставными неполными........................................................................................................10

§6. Стилистическая роль назывных предложений………………………..12

§7. Использование назывных предложений……………………………….13

Глава 2. Назывные предложения в художественной литературе……………….15

        §1. Неподвижные картины…………………..……………………………...15

§2. Картины в движении…………………………..………………………...17

§3. Функции назывных предложений в тексте………...…………………..17

§4. Назывные предложения, характерные для большинства стихотворений А.А.Фета, напоминают мазки художников - импрессионистов.…............18

Глава 3. Слияние поэтического слова и живописи……………………………....21

        §1. Индивидуальный живописный стиль………………...………………...21

§2. Импрессионизм…………………………….………...…………………..21

§3. Картины импрессионистов……………………………………………...22

Глава 4. Проведение теста по составлению назывных предложений к описанию картин художников – импрессионистов……………………………………….….24

Заключение……………………………………………………………………….…27

Список литературы………………….……………………………………………...28

Приложение 1. Задание на определение в тексте назывных и двусоставных неполных предложений.…………………………………………………..……….29

Приложение 2. Репродукции картин известных художников – импрессионистов…………………………………………………………..……… 30


Введение

Назывные предложения. Казалось бы, такие простые и неброские. Но, если вдуматься, то окажется, что это яркие, лаконичные  и ёмкие средства выражения чувств.

        Актуальность исследования связана с

  1. радостью глубокого понимания литературы;
  2. воспитанием языковой культуры и эстетического вкуса;
  3. обогащением словарного запаса.
  1. Новизна исследования заключается в том, что я попыталась соединить смысл поэтического слова и смысл художественного полотна.

Тема: назывные предложения в литературе.

Объект: синтаксис.

Предмет: простое односоставное назывное предложение.

Гипотеза: дети способны выражать чувства с помощью назывных предложений.

Цель: проанализировать сущность назывных предложений, определить их роль в художественной литературе и рассмотреть слияние поэтического слова и живописи.

        Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. познакомиться с понятием «Назывное предложение»;
  2. найти назывные предложения в художественной литературе и изучить их особенности;
  3. провести тест среди учащихся 9-ых классов по составлению назывных предложений к описанию картин художников – импрессионистов, чтобы выявить уровень владения детьми односоставными назывными предложениями и умение уместного употребления этих конструкций.

Методы: теоретические: анализ, синтез, сравнение и абстрагирование; эмпирический: тест.


Глава 1. Назывные предложения

§1. Что такое назывные предложения и чем выражены главные члены назывных предложений

Назывные (номинативные) предложения – это такие односоставные предложения, в которых есть только один главный член – подлежащее. Они сообщают о том, что какое-нибудь явление или предмет существует в настоящем. В них утверждается наличие предметов или явления: «Зима. Вот и снег. Какой сильный мороз!»

Назывные предложения очень кратки (лаконичны). Они произносятся с интонацией сообщения, что какой-то предмет или явление есть в настоящем. Называя предметы, указывая место или время, назывные предложения сразу же вводят читателя в обстановку действия:

1) Лес. Палатка. Песок речной волны. (А. Яшин.)

2) Вот и зима – да не тешат салазки. (Н. Некрасов.)

Форма главного члена в назывных предложениях имеет сходство с подлежащим: «Король! – торжественно произнёс мажоржом».

Главный член назывных предложений выражен формой именительного падежа существительного и словосочетанием, которое включает именительный падеж. В принципе возможно и использование местоимения, обычно в разговорной речи: «Вот и я!" - сказала Ариэль, вплывая в гостиную. Использование независимого именительного падежа возможно в этих предложениях, так как их смысл – сообщение о бытии, наличии, существовании предмета или явления. Следовательно, предполагается лишь одно грамматическое время – настоящее. Отсутствие глагола соотносимо с нулевой связкой в составе сказуемого. При отсутствии глагола назывные ОСП не располагают грамматическими показателями значений реальности, но их соотнесение с настоящим временем предполагает реальность описываемого.

В связи со сказанным ранее заметим, что отсутствие глагола в предложении не делает его автоматически назывным. К примеру, рассмотрим такое предложение: «В тот вечер под водой была буря, а на земле – дождь». Первая часть двусоставное предложение, где действие происходит в прошедшем времени. Это означает, что вторая часть тоже должна быть в прошедшем времени, и отсутствие в ней глагола – это неполнота части. На пропуск сказуемого в этой части указывает также наличие второстепенного члена – обстоятельства, которое в составе предложения зависит именно от сказуемого. Разбирая таким образом каждое представленное нам предложение, мы будем делать верные выводы о его структуре.

Некоторые предложения с главным членом подлежащим могут быть рассмотрены двояко – и как ОСП, и как ДСП неполные: «Скоро свадьба, а под водой буря!" - грустно произнесла Ариэль». Мы бы рассматривали обе части как неполные (пропущены глаголы "состоится" и "бушует"), на пропуск которых, как и в разобранном выше примере, указывают обстоятельства.

Для конкретизации значения назывного ОСП в него могут входить частицы, также возможен восклицательный характер назывного предложения. Обычно говорят о значениях:

  1. Непосредственного восприятия - Пожар!
  2. Указание – Вот лес. Вон речка.
  3. Достижение – Вот и тишина.
  4. Эмоциональная оценка – Ну и дом! Вот это лес! Какие перышки!

§2. Особенности назывных предложений

        Назывное предложение имеет следующие особенности:

 1. Экспрессивность, фрагментарность, одновременно большая емкость содержания;

2. Создаёт образную, зримую картину природы, состояния героя;

3. Запечатлевает одно мгновение, один кадр. Фиксирует только настоящее время;

4. Дает возможность читателю додумать, представить общую картину;

5. Используется чаще в начале предложения или главы, при записи в личных дневниках, письмах, записных книжках, при создании сценариев.

§3. Знаки препинания в конце назывных предложений

В конце назывных предложений на письме ставятся точка, восклицательный, вопросительный знак или многоточие:

1) Осень. Осыпается весь наш бедный сад. 

2) Москва!.. Как много в этом звуке для сердца русского слилось!  (А. Пушкин.)

3) Долина роз! Самые эти слова меня волновали. (К. Паустовский.)

4) Помнишь рощу над рекой? А какой песок? А вода? (А. Чехов.)

5) Испания... Туда уезжали мои подруги по университету переводчицами. (Е. Серебровская.)

После восклицательного или вопросительного знака часто ставится многоточие. Вопросительный знак ставится, если предложение является вопросительно-восклицательным и в начале его есть союз-частица а.

§4. Распространённые и нераспространённые назывные предложения

По наличию второстепенных членов простые предложения могут быть нераспространенными и распространенными. Простое предложение, состоящее только из грамматической основы, называется нераспространенным, например: Настала осень. Похолодало.

 Простое предложение, в состав которого кроме грамматической основы входят второстепенные члены, называется распространенным, например: Из-под куста мне ландыш серебристый приветливо кивает головой. (М. Лермонтов.) По наличию или отсутствию необходимых членов предложения простые предложения делятся на полные и неполные.

Неполные предложения — это такие предложения, в которых пропущен какой-либо член предложения — главный или второстепенный. Пропущенные члены в неполных предложениях легко восстанавливаются благодаря предыдущим предложениям.

Неполные предложения часто употребляются в диалоге:
— Чувствуете вы теперь боль?
— Теперь очень небольшую.
 (Ф. Достоевский.)

Пропуск членов предложения в речи может быть выражен паузой, а на письме обозначен тире: Летом светает, рано, а зимой — поздно.

В назывных предложениях подлежащее может распространяться только определениями: Осенний холодок. Пирог с грибами (ср.: грибной пирог). (Б. Окуджава.)

Несогласованные определения могут иметь добавочные значения обстоятельств и дополнений:

1) Звёзды (какие? где?) над полями, глушь да камыши... (И. Никитин.)

2) Вот письмо. Письмо (какое? от кого?) от сына. (А. Твардовский.)

Назывные предложения, имеющие в своем составе только частицы, оказываются нераспространенными. Но встречаются и распространенные назывные предложения, включающие в себя чаще всего определения – «Тихая ночь».

§5. Нельзя путать назывные предложения с двусоставными неполными

Основная ошибка, связанная с определением назывного предложения, - это возможность спутать его с неполным. Причем речь идет не только о двусоставном неполном с пропущенным сказуемым, но и о неполных предложениях, где пропущена вся предикативная основа и осталось лишь дополнение, которое многие, не раздумывая, относят к подлежащему.

Прочитайте текст:

Ведьма спросила русалочку, что ей надо. «Ножки!» – прошептала девушка. «Ножки?» – расхохоталась ведьма. «А что ты дашь мне взамен?» – «Волшебный коралл!» – «Нет, я знаю, что мне нужно! Голос!»

Перед нами 4 предложения, на первый взгляд представляющие назывные ОСП. Но перед нами – диалог, разговорная речь, следовательно, велика возможность использования неполных предложений. Попробуем превратить диалог в полный (как будто мы пишем упражнение в пособии для иностранцев первого года обучения языку). Разговор приобретет следующий вид: Мне необходимы ножки…- Тебе нужны ножки/ ты хочешь иметь ножки… - Я дам тебе коралл… - Мне нужен голос/ я хочу взять голос. Однозначно не назывным при таком восстановлении текста оказалось первое, третье – неполное с пропущенными главными членами (оказалось, что коралл – слово в винительном падеже, дополнение). Два оставшихся предложения могут быть рассмотрены по-разному. Мы показали, как внимательно следует анализировать текст при определении типа предложения.

Не будут назывными также предложения следующей структуры: Чепуха! (=»это чепуха»), Красавица! (= «это/ она красавица»). Слово в именительном падеже, представленное в таких предложениях, входит в именную часть составного именного сказуемого.

Кстати, некоторые школьники забывают о таком осложнении предложения, как обращение, в результате его тоже иногда оформляют как назывное предложение. Сравните: «Ариэль, иди сюда!» – звали сестры. Здесь «Ариэль» – обращение. Назывным предложением будет такое: «Ариэль!» – представил принц свою жену.

§6. Стилистическая роль назывных предложений

Назывные (номинативные) предложения по содержанию могут:

1. Описывать природные явления: Жарища!
2. Описывать среду и обстановку.
3. Описывать внешний вид и психологическое состояние живых существ:
Прекрасные, мягкие и белые руки, нелепое румяное лицо.
4. Выражать пожелание, приказ и приветствие:
Сольцы, сольцы!

Назывные предложения по сути своей как бы созданы для описания: в них заложены большие изобразительные возможности. Называя предметы, расцвечивая их определениями, писатели рисуют картины природы, обстановку, описывают состояние героя, дают оценку окружающему миру. Однако подобные описания не отражают динамики событий, так как номинативные предложения указывают на статическое бытие предмета.
Линейное описание событий данными предложениями невозможно: они фиксируют только настоящее время.
Вот, например, как описывает Успенский в главе «Первый опыт» дом после смерти «растеряевского барина»:

Высокие медные подсвечники. Солдаты, бабы. Унылая фигура последней фаворитки барина, Лизаветы Алексеевны, в огромной атласной шляпе, с заплаканными глазами и руками... Свечи, чадные лампадки. Дьячок с широкой спиной приготовляется читать псалтырь...

Номинативные предложения могут звучать с большим напряжением, выполняя экспрессивную функцию при соответствующем интонационном оформлении.

Таким образом, стилистическая роль достаточно обширна. Назывные предложения позволяют лаконично изобразить картины природы, внутреннее состояние героя; сосредоточив наше внимание на отдельных предметах, автор тем самым выделяет их из всей обстановки. Эти детали представляются писателю, а вслед за ним и читателю особо важными. Помогают воссоздать картину в целом, а все лишнее, ненужное опускается.

§7. Использование назывных предложений

Назывные предложения могут быть использованы и в художественном тексте, и в разговорной речи, чаще всего в описаниях, а в литературном произведении еще и в авторских ремарках. Еще одна возможность использования назывных предложений – названия, вывески.

Назывные предложения играют ведущую роль в описании, т.к. они обеспечивают выразительность и наглядность изображения: Кустарник и мелколесье. Жутковатая предвечерняя тишина. Молчаливые заросли (В. Песков).

Цепь назывных предложений позволяет описать картину головокружительного танца. Огромное количество подробностей, деталей. Стремительное развитие действия.

Номинативные предложения создают впечатление личного дневника, письма – фиксируются дата, время суток, день недели, положение, в котором находится человек, пишущий этот дневник, и тема записи – любовь. Это дневник не столько событий, сколько чувств.

Назывные предложения широко используются в тех жанрах литературных произведений, которым свойственна непосредственность изложения мыслей, быстрота фиксации основных, главных деталей. Назывные предложения сообщают о существовании (бытии) какого-либо предмета, явления в настоящем. Они часто употребляются в художественной литературе.


Глава 2. Назывные предложения в художественной литературе

Назывные предложения в художественной литературе  – это своеобразные средства выразительности. Они либо рисуют неподвижную картину, либо передают движение чего-либо или кого-либо.

        

§1. Неподвижные картины

Создавая неподвижную картину, поэт обращается к назывным

предложениям.

Все мы знаем стихотворение  Александра Блока:

Ночь, улица, фонарь, аптека,

Бессмысленный и тусклый свет.

Живи еще хоть четверть века -

Все будет так. Исхода нет.

Умрешь - начнешь опять сначала

И повторится все, как встарь:

Ночь, ледяная рябь канала,

Аптека, улица, фонарь.

        

Это стихотворение – блистательный образец того, как синтаксическими средствами автор способен передать свой замысел.

Первые две строки – бессоюзное сложное предложение, состоящее из пяти назывных. Первые четыре состоят только из существительных, лишённых определений, дана только констатация предметов вещного мира. Так возникает картина мёртвой неподвижности.

Обратимся к Борису Пастернаку, который также использует назывные предложения для того, чтобы запечатлеть, как на фотографии, одно мгновение, один кадр «Золотой» Осени:

Осень. Сказочный чертог,
Весь открытый для обзора.
Просеки лесных дорог,
Заглядевшихся в озера.
Как на выставке картин:
Залы, залы, залы, залы
Вязов, ясеней, осин
В позолоте небывалой.
Липы обруч золотой,
Как венец на новобрачной.
Лик березы под фатой,
Подвенечной и прозрачной.
 

Русский поэт – крестьянин Иван Захарович Суриков несколькими назывными предложениями создаёт колоритный деревенский пейзаж. Начальные строки его стихотворения «Детство» состоят из  назывных предложений, стоящих в указательном значении:

Вот моя деревня,

Вот мой дом родной…

§2. Картины в движении

Но можно встретить моменты, когда назывными предложениями передаётся движение. Именно такой момент встречается в стихотворении Твардовского «Ленин и печник»:

Поворот, усадьба Горки,
Сад, подворье, белый дом.
 

Это бессоюзное сложное предложение, состоящее из пяти назывных, также указывает на движение. Кажется, будто ты на повороте проезжаешь мимо усадьбы «Горки», затем мимо сада и подворья, и вот, наконец, доезжаешь до белого дома.

§3. Функция назывных предложений в тексте

Назывные предложения позволяют запечатлеть, как на фотографии, одно мгновение, один кадр; фиксируют только настоящее время. В отрывке из стихотворения Твардовского «Василий Тёркин. Переправа» называются отдельные, но важные, выразительные детали, те, которые запечатлеваются с первого взгляда и на всю жизнь: два берега, снег, вода. Лаконизм односоставных предложений позволяет привлечь внимание к эпитетам. Они дополняют страшную картину переправы.

Переправа, переправа!
Берег левый, берег правый,
Снег шершавый, кромка льда...

С помощью назывных предложений мы видим картину глазами самого солдата, которому предстоит переправа. Волнение, страх, мысли о смерти не дают ему видеть полную картину, сравнивать. Он видит только мельчайшие, но важные детали. Перед ним два берега: тот, на котором он находится, и тот, которого он должен достигнуть.

Важно при чтении текстов, в которых встречаются назывные предложения, обращать внимание на интонацию. При нескольких назывных предложениях – продолжительная пауза, ровное, спокойное чтение.

§4. Назывные предложения, характерные для большинства стихотворений А.А.Фета, напоминают мазки художников – импрессионистов

        Афанасий Афанасьевич Фет написал удивительное стихотворение:

Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,

В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря!..

        Все стихотворение представляет собой  одно  предложение,  состоящее  из однородных  членов  –  подлежащих  (между  ними  ставится  запятая).  Оно  и читается на одном дыхании,  с  перечислительной  интонацией.  Это позволяет читателю увидеть нарисованную картину, полюбоваться её неповторимой красотой. Полностью  все стихотворение – это одно большое назывное предложение. Ни одного глагола. Только предметы и явления, которые называются одно за другим: шёпот - робкое дыханье - трели соловья…

        

        Но при всём этом предметным и вещественным стихотворение не назовёшь. Это и есть самое удивительное и неожиданное. Предметы  у Фета непредметны. Они существуют не сами по себе, а как знаки чувств и состояний. Они чуть светятся, мерцают. Называя ту или иную вещь, поэт вызывает в читателе не прямое представление о самой вещи, а те ассоциации, которые привычно могут быть с нею связаны.

        

        Приемы построения стихотворения, используемые  поэтом,  изобразительно-выразительные средства  направлены  на  то,  чтобы  передать  главную  мысль произведения: любовь – прекрасное чувство на Земле.

        

        Как и в большинстве других своих произведений, автор рисует перед читателями неподвижную, на первый взгляд, картину,
уловив её сиюминутное состояние. Это стремление Фета передать
красоту мгновения, запечатлеть его в своих стихах.

        

        Появление этого стихотворения вызвало неоднозначную реакцию читателей. Одни восхищались, удивлялись тому, как можно без глаголов так изображать красоту мира. Л.Н.Толстой отмечал: «В нем нет ни одного глагола. Каждое выражение – картина». Другие усматривали в этой безглагольности посягательства на законы поэтики.

        

        Фета можно сравнить с художником – импрессионистом. Его словесные мазки-предложения, характерные для большинства его стихотворений,  напоминают живописные мазки этих художников.


Глава 3. Слияние поэтического слова и живописи

        Как важны для поэта чувства, так и для художника – импрессиониста важно то, как воспримут изображённое им.

§1. Индивидуальный живописный стиль

Выразительные средства художника — рисунок, цвет, светотень. Каждое произведение — гармония содержания и форм. Эту гармонию, представление о красоте и радости жизни каждый художник воплощает по-своему.

Для художника воспринимать современный мир — значит улавливать его во множестве образов, которые затем обретут свою вторую жизнь в его картинах, уже преображенные силой его таланта и фантазии.

 Причудливые отсветы огня, разбивающие тьму, работают по черному полотну так же мастерски, как кисть художника-импрессиониста.

§2.  Импрессионизм

        Импрессионизм (от франц. impression - впечатление) – направление в искусстве конца IX - начала XX вв., представители которого стремились наиболее естественно запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления.

        Художники – импрессионисты передают тонкие настроения, изображение реалистических полотен, но иногда отходят от  материальности мира.

        Огюст Ренуар изображал мимолётность среди фигур в движении.

        Такие художники как Клод Моне и Камиль Писсарро, рисуя пейзажи, пытались создать ощущение  сверкающего солнечного света (на предметах и в отражении), показать богатство красок природы, растворение объёмных форм в вибрации света и воздуха.

        В «трепетной» живописи Константина Алексеевича Коровина и Игоря Эммануиловича Грабаря проявлялся интерес к мгновенному движению и текучей форме восприятия.

        В литературе о чертах импрессионизма говорится применительно к И.Ф. Анненскому в России.

§3.  Картины импрессионистов

Картины великих художников Импрессионизма утверждают красоту повседневного быта, простых, жизненных мотивов, добиваются непосредственной достоверности происходящего на холсте. Наполняя свои картины богатством красок, художники Импрессионисты, запечатлевают изменчивый мир, отображая единство человека и природы. Акцентируя художественный взор на, как бы, случайном моменте, импрессионисты в своих картинах отказываются от повествования. Познание природы, визуальный опыт, наблюдательность используется для создания картины. Чтобы создать картину импрессионисты выходят на улицу. Импрессионисты создали новые для своего времени картины современной жизни города, живущих в нем людей. Чтобы сохранить при создании картины свежесть натуры, импрессионисты пользовались разложением сложных тонов на чистые цвета. Импрессионистические картины, сделанные с натуры, отличаются обилием рефлексов, светлой и яркой цветовой гаммой и цветными тенями. Создание окутывающей пространство картины, световоздушной среды, делает живопись импрессионистов легкой и непосредственной. Их живопись в пейзажах часто преображается вездесущим, живым солнечным светом, вносящим в картину радостные чувства. Взаимопроникновение на холсте мазков чистого цвета, как бы смешивает их в глазах созерцающего картину человека. Создавая картину О. Ренуар, К. Моне, к. Писсарро, стремились сохранить в живописи эффект импровизации. Живопись импрессионистов - это слияние этюда и картины. Такая картина представляет собой фрагмент постоянно меняющейся природы или города.


Глава 4. Проведение теста по составлению назывных предложений к описанию картин художников – импрессионистов

        Во время исследования для учащихся 9-ых классов был проведён тест.

        Целью тестирования было выявление уровня владения детьми односоставными назывными предложениями и умения уместного употребления этих конструкций.

        Учащимся было предложено творческое задание: дать описание репродукциям картин известных художников – импрессионистов, используя назывные предложения.

        Вниманию учащихся были представлены следующие репродукции (смотрите Приложение 2):

  1. Огюст Ренуар «Лето. Молодая женщина на цветущем поле»;
  2. Клод Моне «Дерево в форме шара»;
  3. Камиль Писсарро «Этюд крестьянки с лопатой»;
  4. Константин Коровин «Площадь Бастилии»;
  5. Грабарь Игорь «Февральская лазурь».

В результате мы получили ряды необычных односоставных предложений, а именно назывных, при помощи которых дети пытались выразить свои впечатления от увиденного.

Из 40 учащихся с заданием не справились 3 человека, т.к. составленные ими предложения были других конструкций: неполные двусоставные и безличные. Одной из основных причин этого стало то, что они не смогли выразить свои чувства назывными предложениями.

Остальные 37 учащихся успешно справились с заданием.

Вот наиболее интересные ассоциации:

Огюст Ренуар «Лето. Молодая женщина на цветущем поле»:

  1. Смятение.
  2. Покой.
  3. Лето жизни.
  4. Цветущая целина.
  5. Зелёное пламя.
  6. Жара.
  7. Ожидание.
  8. Зелёный плеск.

Клод Моне «Дерево в форме шара»:

  1. Симметрия.
  1. Трепет.
  1. Раздвоение.
  2. Золотая вода.
  3. Глаза природы.
  4. Изумрудный вечер.
  5. Спокойствие.

Камиль Писсарро «Этюд крестьянки с лопатой»:

  1. Солнечные квадраты.
  1. Прелая солома.
  2. Раздумье.
  3. Нежность.
  4. Одиночество.

Константин Коровин «Площадь Бастилии»:

  1. Рябь.
  2. Мокрый город.
  3. Отражение.
  4. Дребезжание.
  5. Зеркальный город.
  6. Подлунная суета.
  7. Золотая луна.

Игорь Грабарь «Февральская лазурь»:

  1. Вот берёзовый лес.
  2. Коралловые берёзы.
  3. Весеннее дыхание.
  4. Восторг.
  5. Небесная лазурь.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

  1. Уровень умения конструировать назывные предложения достаточно высок для учащихся данного возраста.
  2. Дети способны достаточно глубоко чувствовать изображённое и уместно употреблять назывные предложения, передавая чувства.

Результаты теста подтвердили нашу гипотезу. Дети, действительно, способны выражать чувства с помощью назывных предложений.


Заключение

Конечно, данная работа не претендует на полноту исследования и требует дополнения.

        Мы проследили в нескольких произведениях путь авторской мысли от фактического материала к сюжетному произведению и пришли к следующим выводам:

  1. в литературе с помощью назывных предложений поэты передают свои чувства, иногда сознательно, иногда интуитивно;
  2. нет таких мыслей и чувств, которые нельзя было бы передать предложением, но самое краткое и самое ёмкое из всех синтаксических конструкций – назывное предложение. 

Целью моей работы было проанализировать сущность назывных предложений, определить их роль в художественной литературе и рассмотреть слияние поэтического слова и живописи. В результате исследования полагаю, что цель была достигнута.

        Теоретическая и практическая значимость работы видится нам в следующем: результаты наблюдения могут быть использованы на уроках русского языка, литературы и даже изобразительного искусства в 9-11 классах.


Список литературы

  1. Бабайцева В.В. и др. Русский язык. Теория. 5–11-е классы: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. М.: Дрофа, 1995.
  2. Пешковский А.М. Русский синтаксис в научном освещении. М.: Просвещение.2002.
  3. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка / Под ред. И.Б. Голуб. 3-е изд., испр. М.: Рольф, 2001.
  4. Рухленко Н.М. Односоставные предложения в художественном тексте // Русский язык в школе. 2004.
  5. Каплан И.Е. Анализ лирики в старших классах. 10-11 кл. М.: Экзамен. 2007.
  6. Чалмаев В.А. Русская литература XX века. 11 кл. М.: Просвещение. 2002.
  7. Пастернак Б.Л. Зелёный простор. Иркутск: Восточно-Сибирское издательство. 1990.
  8. Русская поэзия XIX – начала XX века. М.: Художественная литература. 2000.
  9. Твардовский А.Т. Стихотворения. М.: Государственное издательство художественной литературы. 1981.
  10.  Блок А.А. Избранное. М.: Просвещение, 1988.
  11.  Прохоров А.М. Советский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1979

Приложение 1

Задание: определите, какие предложения в тексте назывные, а какие двусоставные неполные.

1. Волк работал в лесу на пропускном пункте между темной чащей и солнечной опушкой. Он останавливал каждого проходящего по тропинке и грозно рычал: «Документы!»

2. «Кто спал в моей кровати?» – зарычала Медведица. Тут медвежонок заглянул в свою кровать и вскрикнул: «Девочка!» «Ты кто?» – спросил он непрошеную гостью. «Машенька!» – ответила та.

3. «На улице снег!» – завизжала от восторга младшая козочка. «Где же санки?» – «Вот санки!»

4. «Какая шубка!» – воскликнула Лиса. «Надо только добавить некоторые детали», - заметил Кот. «Какие?» – «Пуговицы».

5. «Кто же все это сделал?» – «Медведь. Не беда. Скоро весна. Построим новый теремок».

6. «Чушь! Не может нос не влезть в кувшин. Попробуй!… Вот беда!» И журавль выскочил из дома, громко крича: «Ужас! Лиса…!»

7. Что бы вы хотели на ужин? Что кажется вам самым привлекательным? Пицца? Торт со сливками? Кошмар!

8. Гамбургер. Такая огромная булка с сочным мясом! Вкуснятина!!!

9. «Что привезти вам, дочки, из поездки?» – «Зеркальце, чтобы видеть себя красавицей. Убор из жемчуга в пару к жемчужным серьгам». – «А тебе, Настенька?» – «Цветочек аленький».

10. «А я купила тебе подарок!» – «ЧТО?!!» – «Всего-то небольшой сувенир! Пикассо!»

В тех предложениях, которые будут рассмотрены вами как неполные, выделите члены предложения. 


Приложение 2

Репродукции картин известных художников – импрессионистов.

  1. Огюст Ренуар «Лето. Молодая женщина на цветущем поле»

  1. Клод Моне «Дерево в форме шара»

  1. Камиль Писсарро «Этюд крестьянки с лопатой»

  1. Константин Коровин «Площадь Бастилии»

  1. Игорь Грабарь «Февральская лазурь»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Назывные предложения. Урок русского языка в 8 классе.

Цель урока:Дать понятие назывного предложения, формирование умений: 1) находить назывные предложения; 2) определять роль назывных предложений в художественной литературе, в газетных и журнальных очерк...

Назывные предложения

Урок русского языка в 8 классе с презентацией....

«Назывные предложения и их роль в художественном тексте».

Урок-исследование по теме «Назывные предложения и их роль в художественном тексте». 8 класс...

Урок для 8 класса по теме "Односоставные предложения. Назывное предложение".

Открытый урок по русскому языку с использованием ИКТ...

Конспект урока "Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего. Назывные предложения, их роль в языке".

Тип урока-  урок изучения и первичного открытия нового материала (урок постановки и решения познавательных задач.Цель: способствовать формированию учащимися способов предметно-исследовательской д...