Композиция. 10 класс.
презентация к уроку по русскому языку (10 класс) по теме
Подписи к слайдам:
КОМПОЗИЦИЯ - ЭТО
строение,расположение, соотношение составных частей текста.
МАРК ФАБИЙ КВИНТИЛИАН
Римский ритор разработал теорию композиции.
8 ЧАСТЕЙ В РЕЧИ ОРАТОРА (ПО КВИНТИЛИАНУ)
Обращение (для привлечения внимания аудитории).Именование темы.Повествование (состоит из описания истории предмета).Описание.Доказательство (состоит из аргументов, обосновывающих решение проблемы).Опровержение – доказательство от противного.Воззвание – обращение к чувствам слушателей.Заключение – краткое изложение выше сказанного и выводы.
Композиция устной речи, предложенная Квинтилианом, перешла и на письменные тексты.В школе более применимы 3 основные части композиции:Вступление (зачин)Основная частьЗаключение (концовка).
ВИДЫ КОМПОЗИЦИИ
Линейная – последовательное изложение фактов и событий, строится по хронологическому признаку (автобиография, отчет, бытовой рассказ, историческая хроника, статьи по истории, научные книги).Ступенчатая – акцентированный переход от одного положения к другому (лекция, доклад, любой учебник, договор).Концентрическая – переход от одного положения к другому с возвращением к уже приведенным положениям (по типу спирали).Параллельная – основана на сопоставлении 2 фактов (сравнительная характеристика героев).Дискретная – пропуск отдельных моментов изложения событий (детективы).
ВИДЫ КОМПОЗИЦИИ
6. Кольцевая – повтор зачина и концовки текста.7. Контрастная – основана на резком противопоставлении 2 частей текста.
В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ЖАНРА ТЕКСТА КОМПОЗИЦИЯ МОЖЕТ БЫТЬ
Жесткая – обязательна для всех типов жанра (справка, заметка, заявление, докладная).Вариативная – примерный порядок расположения частей текста известен, но автор может варьировать его (учебник, ответ на уроке, письмо).Нежесткая – предполагает достаточную свободу автора (рассказ, очерк, сочинение).
КОНСТРУКТИВНЫЙ ПРИЕМ
Это важный элемент композиции.Используется, когда автор не только хочет передать информацию, но и оказать эмоциональное воздействие на адресата.К.п. усиливают эмоциональность и экспрессивность текста.
Типы конструктивных приемов
ИНДУКЦИЯ
Изложение от частного к общему. (пример – анализ примера – вывод) Слон гоняет Моську. (источник действия – слон, действие направлено на Моську. Моська – дополнение)
ДЕДУКЦИЯ
Прием, обратный индукции – изложение от общего к частному (общее положение – тезис – факты как доказательства). Антонимы = слова с противоположным значением. Слово «антоним» происходит от греч.: anti – против, onyma – имя. Например, горячий – золодный.
КОНКРЕТИЗАЦИЯ
Прием усиления воздействия текста с помощью конкретного примера, факта, при этом факт применяется для усиления, а не для доказательства. Например, диалог ребенка и бабушки в трамвае.
ДИЛЕММА
Предполагает выбор между 2 взаимоисключающими фактами, при этом основная роль – союзу «или». Быть или не быть?
РАМОЧНОЕ ОБРАМЛЕНИЕ
Составляет основу кольцевой композиции.Может лежать в основе усиления только части текста как повтор в начале и конце абзаца. По ночам мне снились страшные сны. Много раз мне снился израненный отец, снились горящие деревья и черные облака. И хотя в действительности войны я не видел, но рассказы взрослых, военные книги и фильмы превращались по ночам в видения и мешали спать. Казалось, эти страшные сны будут всегда. Но война кончилась. Отец научился ходить с палкой.... И мне стали сниться другие сны.
НАПРЯЖЕНИЕ
В основе лежит принцип сопоставления несопоставимых фактов. Сначала автор приводит несколько однородных фактов, которым затем противопоставляется один факт, не сопоставимый с ними. анекдот.
КОНЦЕССИЯ
Используется при споре: автор сначала соглашается с оппонентом, а потом резко опровергает его. Да, это так, но...
ВОПРОСНО-ОТВЕТНЫЙ ХОД
Прием привлечения внимания: автор задает вопрос и сам же на него отвечает.
КОНТРАСТ
Противопоставление фактов. Не март девический сиял моей заре:Ее огни зажглись в суровом ноябре.Не бледный халцедон – заветный камень мой,Но гиацинт – огонь мне дан в удел земной.(З.Гиппиус).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рождение ассоциативной композиции. Урок рисования (композиции).
Одна из задач уроков рисования (композиции) - развитие эстетической отзывчивости учащихся на красоту окружающего мира, воспитание талантливого юного художника, думающего зрителя-собеседника. Перед учи...
Кубанская Хатынь Историко-музыкальная композиция Кубанская Хатынь Историко-музыкальная композиция
1. знакомство учащихся с трагедией мирного населения пос. Михизеева Поляна Мостовского района Краснодарского края 13 ноября 1942г., число жертв которой превышает печально извес...
План-конспект урока по предмету «Композиция декоративно-прикладного и оформительского искусства», 4 класс. Тема урока: «Замкнутая композиция. Монокомпозиция».
Урок о разных видах композиций в ДПИ. Традиционные виды композиций. Замкнутая композиция и монокомпозиция....
Музыкально - литературная композиция по творчеству Николая Рубцова «Россия! Русь! Храни себя, храни!» Музыкально - литературная композиция по творчеству Николая Рубцова «Россия! Русь! Храни себя, храни!»
Николай Рубцов будет жить в своем народе, как будут жить свободные, глубокие, печальные и светлые звуки его стихов, будет звучать его негромкий и добрый поэтический голос. И чистая звезда его душ...
Комплексная дополнительная общеразвивающая программа «Рисунок», «Живопись», «Станковая композиция», «Декоративно-прикладная композиция», «Лепка» ОНП на 3 года.
Программа по рисунку, живописи, станковой композиции, декоративно-прикладной композиции и лепке основана на типовой программе для подготовительных групп детских художественных школ, является адаптиров...
Растительная орнаментальная композиция как инструмент в овладении основ стилизации в декоративной композиции
В статье представлен опыт преподавания основ стилизации в создании декоративной композиции на примере поэтапной разработки растительной орнаментальной композиции. Данный материал будет полезен п...
План-конспект занятия для учащихся по теме "Мотив и композиция в изделиях декоративно-прикладного творчества. Выбор (разработка) композиции."
План-конспект занятия "Мотив и композиция в изделиях декоративно-прикладного творчества" может быть применен на уроках Технологии при изучении темы "Художественная обработка материалов...