Русская словесность. 7 класс
рабочая программа по русскому языку (7 класс) по теме

Иванова Алена Александровна

Рабочая программа по русской словесности составлена на основе Примерной программы под редакцией Р.И. Альбетковой для 5-9 классов, М.: Дрофа, 2004 года.

Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю в соответствии с Примерной программой общего образования и Государственным образовательным стандартом.

Рабочая программа включает следующую учебно-методическую литературу:

          1.  Альбеткова Р.Й. Русская словесность 7 класс. М., Дрофа, 2007.

   2. Альбеткова    Р.И.     Методические    рекомендации    «Русская словесность» 7класс. М., Дрофа, 2004 .

   3. Альбеткова  Р.И.  Программа  «Русская  словесность».  5-9 классы.   М., Дрофа, 2004 .

Рабочая программа для 7 класса построена на принципе доступности и отвечает возрастным особенностям школьников. В программе каждая тема включает не только теоретические сведения, но и примерный перечень видов работы учащихся и учений, которые они вырабатывают. Этим достигается практическая направленность обучения словесности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 7_klass_russkaya_slovesnost.doc168 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по русской словесности

для 7 класса.

Пояснительная записка

Рабочая программа по русской словесности составлена на основе Примерной программы под редакцией Р.И. Альбетковой для 5-9 классов, М.: Дрофа, 2004 года.

Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю в соответствии с Примерной программой общего образования и Государственным образовательным стандартом.

В том числе:

  1. Зачетов        1
  2. Терминологических диктантов…………………….2
  3. Практикумов        ………………….1
  4. Анализ стихотворений...        ………….. 2
  5. Самостоятельных работ. ......................        ..1

Рабочая программа включает следующую учебно-методическую литературу:

  1. Альбеткова Р.Й. Русская словесность 7 класс. М., Дрофа, 2007.
  2. Альбеткова    Р.И.     Методические    рекомендации    «Русская словесность» 7класс. М., Дрофа, 2004 .
  3. Альбеткова  Р.И.  Программа  «Русская  словесность».  5-9 классы.   М., Дрофа, 2004 .

Рабочая программа для 5 класса построена на принципе доступности и отвечает возрастным особенностям школьников. В программе каждая тема включает не только теоретические сведения, но и примерный перечень видов работы учащихся и учений, которые они вырабатывают. Этим достигается практическая направленность обучения словесности.

Навыки, которые предполагается выработать в процессе изучения предмета, окажутся полезными как для построения устного ответа, так и для написания сочинений, изложений и других письменных работ.

Основная цель предмета словесности - заложить основные знания о русской словесности, учить читать и понимать любой текст, в том числе художественный, анализировать его. Подробно на ярких, доступных примерах раскрывать своеобразие языка художественной литературы, выразительных средств языка, учить создавать текст, показывать роль ритма и интонации в стихах и прозе, знакомить с родами, видами и жанрами словесности.

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока (форма и вид деятельности обучащихся)

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки

Вид контроля

Элементы дополнительного содержания

Дата


Слово и словесность

1.

Словесность

как

словесное

творчество.

1

Урок

обобщения и

закрепления

изученного в 5 -6 классах.

Словесность

как

произведения

искусства слова,

совокупность всех словесных произведений -книжных и устных народных.

Знать, что

такое

словесность;

уметь работать со словарями различных типов; уметь сравнивать произведения искусства слова           и изобразительного искусства.

Ответы на

вопросы раздела

«Подумайте и

ответьте!»

Работа со

словарями

различного

типа.


Разновидности употребления языка

2.

Разговорный язык и его разновидности.

1

Урок усвоения новых знаний.

Разговорный язык, его особенности.

Уметь отличать разговорный

язык от

книжного, узнавать черты каждой из разновидностей

разговорного языка и функциональных стилей литературного языка.

Составление

схемы

соотношения

разговорного языка и литературного.

Характеристика

функциональных стилей литературного языка.

3.

Стили

литературного языка.

1

Урок усвоения новых знаний.

Стили

литературного языка: научный, публицистический,

официально-деловой.

Уметь давать характеристику стилям речи, отличать их.

Устные

сообщения,

взаимопроверка.

4.

Язык

художественной литературы.

1

Урок усвоения новых знаний.

Язык

художественной литературы

Знать

особенности языка

художественной литературы.


Формы словесного выражения

5.

Формы словесного выражения в нехудожественной литературе (словесности)

1

Урок усвоения новых знаний.

Устная и письменная формы словесного выражения; диалог и монолог в нехудожественной словесности.

Уметь видеть

содержание,

выраженное в

определенной

словесной

форме.

Знать наизусть «Обобщим сказанное»; работа в парах.

Знать наизусть «Обобщим сказанное»; работа в парах.

6,7

Формы словесного выражения в художественной

словесности.

Стихи и

проза, их

различие.

1




1

Урок усвоения новых знаний.

Урок усвоения новых знаний.

Выразительные

возможности

всех форм

словесного

выражения;

выразительные

возможности

стихотворной и

прозаической

форм

словесности.

Знать разные формы словесного выражения в художественной словесности,

как-то:

повествование, описание, рассуждение; сказ; ритм; интонация.

Выполнение задания под рубрикой «Проверь себя!».

Повторить

размеры

стиха.

8.

«Проверь

себя!»

1

Урок контроля

знаний.

Подумайте и

ответьте, стр. 87-104.

Знать

теоретические

сведения по

разделу

программы,

уметь

выполнить

практические

задания.

Зачет по теме.


Стилистическая окраска слова

9.

Стилистические

возможности

лексики и фразеологии.

1

Урок усвоения

новых знаний.

Зависимость

смысла

высказывания

от стилистической окраски слов и выражений.

Знать

стилистические

возможности

лексики и фразеологии, уметь их использовать в анализе текста.

Практические

задания из

раздела

«Проверь себя!»

Групповые   и

индивидуальные задания.

Стилистические возможности грамматики

10,

11

Стилистические

возможности

частей речи.

Стилистические возможности синтаксиса. Стилизация и пародия

1



1

Уроки

усвоения новых

знаний.

Определение

стилистических

возможностей

существительных,

прилагательных, глаголов; понятие о стилизации и пародии.

Знать стилистические

возможности

частей речи;

знать, что такое

стилизация и пародия.

Наблюдение за

примерами

стилизации и

пародии у

Зощенко и

Гоголя. Практикум «Проверь себя!»

Выразительное чтение.


Устная народная словесность и ее жанры

12.

Этические

виды и жанры

народной

словесности.

1

Урок

обобщения и

закрепления

знаний.

Роды, виды и

жанры

народной

словесности.

Знать

жанровые

особенности

произведений

устного

народного творчества.

Терминологичес-

кий   диктант.

13.

Лирические виды и жанры народной словесности.

1

Урок-семинар.

Сообщения: «Кто и как создает частушки?», «Какие чувства выражаются в частушках?»

Знать

особенности

лирических

жанров

фольклора.

Сочинить

собственные

частушки.

14.

Драматические виды и

жанры

народной

словесности.

1

Урок усвоения

новых знаний.

Театр

Петрушки,

раек, народная

драма -

драматические

виды

фольклора.

Знать

особенности

драматического

вида устной

народной словесности.

Задание-

практикум

«Проверьте

себя!»


Духовная литература, ее виды и жанры.

15.

Состав и

жанры

Библии.

1

Урок усвоения новых знаний.

Жанры Библии:

повесть,

притча,

проповедь,

молитва,

послания,

псалмы.

Знать

уникальность жаров Библии.

Взаимопроверка.

16.

Использова-

ние

библейских тем в русской

словесности.

1

Урок усвоения

новых знаний.

Наблюдение за

использованием библейских жанров в

русской литературе.

Знать

произведения русской литературы, в

которых используются библейские жанры.

Выполнение

заданий в разделе «Проверь себя!».

Найти свои

примеры из литературы.


Эпические произведения, их своеобразие и виды

17.

Литературные сказки, небылицы,

загадки,

скороговорки.

1

Урок

обобщения и закрепления

знаний.

Литературные

сказки, небылицы,

загадки,

скороговорки

Уметь отличать

литературные сказки от

народных;

знать

особенности

сказок,

небылиц,

загадок,

скороговорок.

Сообщения

учащихся.

18.

Басня.

1

Урок-концерт.

Басня     и     ее особенности.

Знать басни и

их

особенности.

Чтение наизусть.

Аллегория, мораль.    

19.

Рассказ,

повесть,

роман.

1

Урок усвоения

новых знаний.

Эпические

жанры.

Знать

характеристики

романа, повести, рассказа, новеллы и т.д.

Практикум

«Подумайте и

ответьте!»


Герой эпического произведения

20.

Повествование о

поступках

героя.

Описание

внешности

героя.

1

Урок усвоения

новых знаний.

Герой

эпического

произведения и

способы его

словесного выражения.

Знать

особенности

словесного

выражения

героя в

эпическом

произведении:

повествование,

описание.

Ответы на

вопросы раздела

«Проверь себя!»

Чехов

«Злоумышленник»,

Пушкин

«Метель»

21.

Пейзаж,

интерьер.

Рассуждение

о герое.

1

Урок усвоения

новых знаний.

Роль пейзажа,

интерьера для

характеристики

героя и

рассуждения о герое.

Знать роль

указанных

средстве

характеристике героя.

Раздел «Проверь

себя!»


Сюжет эпического произведения

22.

Сюжет и

фабула.

Назначение

сюжета.

1

Урок усвоения

новых знаний.

Показать

многообразие

сюжетов, дать

ответ на

вопрос: почему

так

разнообразны

способы

построения

сюжетов?

Знать, что

такое сюжет и

фабула; уметь

находить

различие в них; знать этапы сюжета и его назначение.

Знать раздел

наизусть

«Обобщим

сказанное».


Композиция эпического произведения

23.

Единица

композиции.

Художественная деталь.

1

Урок усвоения

новых знаний.

Стройность

композиции,

внесюжетные

элементы,

художественная деталь.

систему

Знать

определение

композиции,

знать роль

внесюжетных

элементов и образов; знать роль деталей в художественном произведении

Практикум

«Проверьте

себя!», стр. 207.

Иллюстрации

стр. 11-13.


Лирические произведения, их своеобразие и виды

24.

Виды

лирических

произведений

Ода.

Элегия.

1

Урок усвоения

новых знаний.

Своеобразие

языка

лирических

произведений,

изображение

явлений           и

выражение мыслей            и чувств      поэта посредством языка в лирике.

Уметь читать

лирические

произведения в

их родовой

специфике;

уметь

анализировать стихи.

Проба     анализа

стихотворений.

Подбор

стихов.


Композиция и герой лирического произведения

25.

Композиция

стихотворения.       Герой

лирического

произведения

1

Урок усвоения

новых знаний.

Единицы

композиции -

слова, строки и

строфы;

лирический

герой в лирике.

Уметь видеть

Композицию

стихотворения;

лирический

герой как

личность, чьи

мысли и чувства выражены в стихотворении.

Анализ

стихотворения.

Презентация

самостоятельного  анализа

стихотворения

26.

Урок анализа

лирического

стихотворения.

1

Урок анализа

стихотворения.

Анализ 3-4

стихотворений.

Знать порядок

(схему)

анализа, учить

видеть средства изобразительности

Письменный

анализ по

вариантам.


Драматические произведения, их своеобразие и виды

27.

Виды

драматических произведений

1

Урок усвоения новых знаний.

Трагедия. Комедия и драма.

Уметь понимать произведения этого рода.

Самостоятельная работа с обсуждением раздела «Проверь себя!»

28.

Герои

драматического

произведения и способы их изображения.

1

Урок усвоения новых знаний.

Способы изображения героев в драматическом произведении.

Знать языковые

способы

изображения

героев

драматического

произведения:

диалог,

монолог, слова

автора

(ремарки).

Задания раздела «Проверь себя!»


Сюжет, конфликт и композиция драматического произведения

29

30

Сюжет как конфликт, композиция драмтичес-кого произведения.

1

Уроки усвоения новых знаний.

Сюжет,

конфликт,

композиция.

Знать

особенности

драматического

конфликта,

сюжета,

композиции.

Задания раздела «Проверь себя!»


Лиро-эпические произведения, их своеобразие

31

32

Баллада. Поэма. Романы в стихах. Стихотворная проза.

1

Уроки усвоения новых знаний

Жанры лиро-эпических произведений

Знать жанры лиро-эпических произведений

Задания раздела «Проверь себя!»


Взаимовлияние произведений словесности

33.

Эпиграф. Цитата.

1

Урок

обобщения

знаний.

Использование чужого слова в произведении.


Понимать смысл

использования чужого слова в произведениях,

уметь передать этот смысл.

Диктант.

34.

Важнейшие

термины

словесности.

1

Терминологический диктант.

Диктант из важнейших терминов словесности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного курса "Русская словесность. От слова к словесности" 6 кл

Рабочая программа составлена на основе авторской программы Альбертковой, состоит из следующих разделов:  пояснительная записка, требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся, КТП, содержание п...

КТП уроков русской словесности в 5 классе по учебнику "Русская словесность", авторы :Савельева В.В., Чаплышкина Т.П., Лукпанова Г.Г., Рыгалова Л.С., Шашкина Г.З., Салханова Ж.Х., Аульбекова Г.Д.

Планирование составлено в соответствии Инструктивно - методического письма Об особенностях преподавания основ наук    в общеобразовательных организациях  Республики Казахстан в 201...

Рабочая программа спецкурса « Основы русской словесности» 5 класса составлена на основе авторской программы Русская словесность. От слова к словесности. 5—9 классы. / Автор программы Р. И. Альбеткова

Программа по словесности построена в тесном взаимодействии с программами по русскому языку и литературе. При этом учитывается наличие в классе учащихся, для которых русский  язык не является родн...

Рабочая программа курса "Русская словесность. От слова к словесности" в 9 классе

Данная рабочая программа разработана на основе программы Альбетковой...

рабочая программа по элективному курсу "Русская словесность. От слова к словесности"

Рабочая программа по элективному курсу "Русская словесность. От слова к словесности"...

Рабочая программа по учебному курсу «Русская словесность. От слова к словесности» ФКГОС (основной общий уровень) УМК Р.И. Альбеткова

Данная рабочая программа по учебному курсу «Русская словесность» разработана для обучения в 6-9 классах МОУ «Должанская ООШ». В основе курса лежат положения федерального компонента государственного ст...

Календарно-тематическое планирование по курсу «Русская словесность. От слова к словесности» 7 класс

Календарно-тематическое планирование по курсу "Русская словесность. От слова к словесности" для 7 класса составлено на основе программы Р.И. Альбетковой "Русская словесность. От слова к...