Урок русского языка 6 класс
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Урок-повторения по теме "Слово, его образование"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka._6_klass.docx37.87 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 6 классе

 

Общая часть

Предмет

Русский язык

5 класс

Тема

Повторение по теме «Слово, его образование и строение»

Планируемые образовательные результаты

        Предметные         Метапредметные         Личностные

 Повторение и закрепление материала  по теме «Слово, его образование и строение»

 

Умение слушать учителя и друг друга.

Смысловое чтение.

Умение работать индивидуально и в парах.

 Осознавать возможности русского языка для самовыражения и развития творческих способностей

Решаемые учебные проблемы

1. Закрепление умения выполнять морфемный, словообразовательный разборы, работать со схемами, определять способы образования слов.

2. Систематизация  знаний о чередующихся гласных в корнях слов.

3. Дальнейшее совершенствование навыков грамотного письма и связной речи.

4. Обогащение словарного запаса школьников.

 

Вид используемых  на уроке средств ИКТ

Презентация

Методическое назначение  средств ИКТ

Усилить мотивацию, повысить интерес и расширить познавательные потребности  обучаемых.

Усилить наглядность в обучении, повысить уровень визуализации изучаемого материала.

Образовательные интернет-ресурсы

 

                 

 

Структура и ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1.

Организационный  момент

   Приветствие учителя, проверка готовности учащихся к уроку, определение отсутствующих, организация внимания учащихся

Приветствуют учителя.

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

2  

  Определение темы и целей урока.

Вступительное слово учителя:

 1.Чтение  стихотворения «Как растут слова» учителем:

Как-то много лет назад

Посадили странный сад.

Не был сад фруктовым-

Был он только словом.

Это слово – слово-корень,

Разрастаться стало вскоре

И плоды нам принесло –

Стало много новых слов.

Вот из сада

Вам рассада.

Вот ещё посадки рядом.

А вот садовод.

С ним садовник идет.

Очень интересно гулять

В саду словесном.

(Стихотворение проецируется на экран.)

- Как вы думаете, чему будет посвящен сегодня урок?

- Какие виды разборов необходимо вспомнить по данной теме?

- Какие правила вы изучили в разделе «Слово, его образование и строение»

 1.  Отвечают на вопросы

  2. Работают с текстом.

   3.Запись в тетрадь даты, темы урока

Регулятивные УУД

1 Формулировать   тему и цель урока, планирование

Познавательные: формулирование проблемы

3.

 Актуализация изученного

 

- Выпишите однокоренные слова, образованные от слова «сад»

- Расскажите, как они образованы.

садовый - сад

садовод –сад +о + водить

садовник – сад                     (+ ов + ник)

- Какие слова вызвали затруднение при словообразовательном разборе? Почему?

Проектная деятельность:

1. Определить, как образованы слова «рассада», «посадка».

2. Сравните слова «садить», «ложить». Что в них общего?

- О чём нужно помнить, чтобы не допустить ошибку при словообразовательном анализе?

1. Запись однокоренных слов к слову «сад».

2. Определение способов образования выписанных слов.

3. Повторение известных способов образования слов.

4. Определение вида разбора.

5. Лексическое значение слова.

 Принцип деятельности.

УУД:

регулятивные (проблемная подача учебного материала, контроль, коррекция знаний).

 

предметные

Анализ с целью выделения общих признаков, сравнение, подведение под понятие, построение логического рассуждения  

Познавательные: умение строить высказывание

Высказывать предположения на основе наблюдений.

Познавательные

Поиск и выделение информации  

Коммуникативные

Выражение собственного мнения  

Аргументация  

.

4

4

3.

  Закрепление знаний

Домашнее задание

  1.  Определите, как образовано слово «подводный».

  1. Если возникают затруднения при разборе слов, как вы сможете проверить себя?

  1.   Познакомьтесь с  текстом Н.Сладкова, великого знатока природы. С какой целью автор использует словообразование?

(текст на экране, читает подготовленный ученик).

Подлещик и подкаменщик.

- Слушай, Подлещик, почему тебя подлещиком зовут?

- Как почему? Да потому, что я маленький, я ещё подлещик. Вот вырасту – лещом стану! Это и дураку понятно.

- Не очень-то понятно… Меня вот подкаменщиком зовут. По-твоему выходит,  что к старости я каменщиком стану?

- Объясните значение слов «подлещик», «подкаменщик».

- Как они образованы?

Если хотите попробовать свои силы в составлении шуточного мини-сочинения, то напишите его дома. ( «Как образовано слово?», «Что рассказало нам слово?»).

Если сочинение вам не по силам, выполните задание по карточке

 

-Как вы думаете, всегда ли легко выделить в слове корень?

- Выделите корень в следующих словах:

Бег – бежал, сладкий – наслаждаться, дно – донышко, росток – выращенный , гореть - загар.

-Назовите слова с чередованием гласных в корне. От чего зависит выбор гласной?

Запись предложений под диктовку.

     Над степью разгоралась утренняя заря. Первые лучи упали на траву. Белый туман ещё клубился в зарослях шиповника. Жёлтые лютики расположились у ручья. Озаренная солнцем степь представляла собой удивительную картину.

- Какие правила применили, чтобы не допустить ошибки?

- Как проверить безударную гласную в корне?

- Чем отличается однокоренное слово от формы слова?

- Изобразите это   при помощи рисунка (дерево, корень,  ветви, листья).

Индивидуальная работа

1. Разбор слов, комментарий.

(то, что находится под водой, следовательно, образовано не от слова «водный», а от слова «вода»)

2. Использование «Словообразовательного словаря русского языка» (А.Н.Тихонов)

3. Словообразование используется  для создания комической ситуации.

Отвечают на вопросы, определяют лексическое значение слов, выполняют словообразовательный разбор

(- маленькая рыбка, сходная с лещом,

-живущий под камнем;

приставочно-суффиксальный)

1. Запись домашнего задания в дневники, получение карточек.

Выполнение в тетради, 1 учащийся работает у доски.

  Комментированное письмо.

Устные ответы.

Учащиеся рисуют дерево, где корнем является слово, на ветвях – однокоренные слова, листья – формы слов).

Регулятивные : высказывать предположение на основе наблюдений;

Познавательные: поиск, выделение информации

Личностные: самоопределение

Познавательные:

 Использование знако-символических средств  

 

Регулятивные 

Контроль   

Коммуникативные

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

5.

Контроль усвоения материала

Тест

Вариант 1

  1. В какой строке записаны только формы слова?

1)  удивительный, удивительная, удивительные

2)  удивительный, удивляться, дивный

3)  живой, живительный, живность

4)  музей, в музее, музейный

  1. В какой строке записаны только однокоренные слова?

1)  барс, барсук, барствовать      3) дворняга, двор, дворовый

2)  вечный, вечерний, привечать 4) проводник, проводить, водный

  1. В каком варианте ответа во всех словах пропущена безударная гласная, проверяемая ударением?

1)  т..нистый, дер..во, п..стух

2)  восх..щаться, ж..вущий, м..ршрут

3)  н..винка, к..лендарь, сп..сение

4)  под..рить, посм..треть, п..ртрет

  1. В каком варианте ответа во всех словах   на месте пропуска пишется Е?

1)  ин..й, г..рбарий, инт..ресный           3) с..рьёзный, объед..нение, с..мена

2)  в..сенний, м..лькать, с..нева             4) т..шина, пр..красный, м..чта

  1. Какое слово состоит из приставки, корня и окончания?

1)  вымпел                                      3) монетка

2)  воздух                                       4) забег

 

Вариант 2

  1. В какой строке записаны только формы слова?

1)  сладкий, сладенький, сладенькая             3) близкий, близок, ближний

2)  друг, друзья, друзей                                 4) ладошка, в ладошке, ладонь

  1. В какой строке записаны только однокоренные слова?

1)  отвезти, везти, отвести                     3) вокзал, вокал, вокальный

2)  капать, капля, капель                       4) рюкзак, в рюкзаке, с рюкзаком

  1. В каком варианте ответа во всех словах  на месте пропуска пишется о?

1)  г..лубка, зв..нить, р..зоватый        3) р..синка, м..линка, к..ртошка

2)  шир..ко, к..лосья, м..шина            4) бр..дить, к..мандир, зак..ляться

  1. В каком варианте ответа во всех словах на месте пропуска пишется и?

1)  воскл..цательный, пов..ствовательный, с..ноним.

2)  восх..щаться, уд..вляться, загл..деться.

3)  оч..ровательный,   ож..вать,   отв..нтить.

4)  сдв..гать, поч..нить, л..ства.

  1. Какое слово состоит из корня и  окончания?

1)  обещает                                             3) скрипка

2)  косьба                                               4) тренер

 

Участвуют в тестировании.

Проводят самоанализ и взаимопроверку.

Регулятивные: контроль, коррекция, оценка

6.

Итог урока

Подводит итог урока, выставляет оценки, комментирует работу учащихся на уроке.

Воспринимают информацию. Оценивают свою работу на уроке.

Регулятивные: самооценка

Личностные: самоопределение, нравственно- эстетическое оценивание.

7.

Рефлексия

Ребята продолжите предложения:

1.Сегодня на уроке мы повторили…

2.Мы узнали…

3.Самым интересным мне показался тот момент, когда …

4.Трудным для меня стало…

Рефлексируют. Выражают личное отношение к процессу и результатам урока.

Познавательные: рефлексия деятельности.

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Личностные: самоопределение, самооценка.

  Коммуникативные

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

Личностные:

Адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности (Л)

 

Следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям  

Приложение

 Карточка (домашнее задание)

По достоинству отметить

Мы покуда не смогли

Разнотравье, разноцветье,

Разнолесье всей земли…

Никогда нам не наскучит,

Никогда не надоест

Разнокрасье, разнозвучье,

Разногрозье этих мест…

Став старее, что ни год я

Ощущаю всё сильней

Разнозлачье, разноплодье,

Разноптичье летних дней.

1. Чем интересен с точки зрения словообразования отрывок из стихотворения М.Матусовского? (Письменный ответ.)

2. Выполнить морфемный и словообразовательный разбор выделенных слов.

Тестовые задания

  

Вариант 1

1. В какой строке записаны только формы слова?

1)  удивительный, удивительная, удивительные

2)  удивительный, удивляться, дивный

3)  живой, живительный, живность

4)  музей, в музее, музейный

2. В какой строке записаны только однокоренные слова?

1)  барс, барсук, барствовать      3) дворняга, двор, дворовый

2)  вечный, вечерний, привечать 4) проводник, проводить, водный

3. В каком варианте ответа во всех словах пропущена безударная гласная, проверяемая ударением?

1)  т..нистый, дер..во, п..стух

2)  восх..щаться, ж..вущий, м..ршрут

3)  н..винка, к..лендарь, сп..сение

4)  под..рить, посм..треть, п..ртрет

4. В каком варианте ответа во всех словах   на месте пропуска пишется Е?

1)  ин..й, г..рбарий, инт..ресный           3) с..рьёзный, объед..нение, с..мена

2)  в..сенний, м..лькать, с..нева             4) т..шина, пр..красный, м..чта

     5. Какое слово состоит из приставки, корня и окончания?

1)  вымпел                                      3) монетка

2)  воздух                                       4) забег

 

Вариант 2

1. В какой строке записаны только формы слова?

1)  сладкий, сладенький, сладенькая             3) близкий, близок, ближний

2)  друг, друзья, друзей                                 4) ладошка, в ладошке, ладонь

2. В какой строке записаны только однокоренные слова?

1)  отвезти, везти, отвести                     3) вокзал, вокал, вокальный

2)  капать, капля, капель                       4) рюкзак, в рюкзаке, с рюкзаком

3. В каком варианте ответа во всех словах  на месте пропуска пишется о?

1)  г..лубка, зв..нить, р..зоватый        3) р..синка, м..линка, к..ртошка

2)  шир..ко, к..лосья, м..шина            4) бр..дить, к..мандир, зак..ляться

4. В каком варианте ответа во всех словах на месте пропуска пишется и?

1)  воскл..цательный, пов..ствовательный, с..ноним.

2)  восх..щаться, уд..вляться, загл..деться.

3)  оч..ровательный,   ож..вать,   отв..нтить.

4)  сдв..гать, поч..нить, л..ства.

5. Какое слово состоит из корня и  окончания?

1)  обещает                                             3) скрипка

2)  косьба                                               4) тренер

                                                     Ответы

1 вариант

2 вариант

1

1

1

2

3

2

3

1

1

4

1

4

5

4

4

Отметки

«5» - 0 ошибок

«4» - 1 ошибка

«3» - 2 ошибки

«2» - 3 ошибки и более


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. УМК: учебный комплекс под редакцией С.И.Львовой. Русский язык. 5 класс. Тема урока: Объяснение лексического значения слов путем подбора синонимов и антоним

Тип урока:  Открытие нового знания.Цели:  повторить понятия «синонимы», «антонимы»;            формировать умение использовать синонимы...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"

Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...

Урок русского языка. Класс: 6 Тема: Порядковые числительные и их употребление в речи. Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Урок русского языка по ФГОС.Класс: 6Тема: Порядковые числительные и их употребление в речи.Тип урока: Урок открытия новых знаний....

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе (к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой) (68 ч.)

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе(к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы»  А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой)(68 ч.)...