ЯЗЫКОВЫЕ И РЕЧЕВЫЕ СТАНДАРТЫ-КЛИШЕ
учебно-методический материал по русскому языку по теме

В таблице представлены языковыеи речевые клише

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klishe.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

ЯЗЫКОВЫЕ И РЕЧЕВЫЕ СТАНДАРТЫ-КЛИШЕ

Лексические средства описания текста

Компоненты

содержания

структуры

текста

Лексические средства

1. Тема текста (статьи), ее общая характеристика


- Темой данного текста является описание (чего)...

- Текст посвящен теме (проблеме, вопросу) ...

- Текст представляет собой обобщение (изложение, описание, анализ, обзор)...

- Текст озаглавлен (носит название, называется, под названием, под заголовком) ...

- В тексте излагается (говорится) о...

- В тексте дается (оценка, анализ, описание, обзор, обобщение)...    

- В тексте представлена точка зрения ...

- Автор текста рассказывает (излагает)...  

- В предлагаемом тексте ...

- В работе автора...

- Рецензируемый текст...

- В рецензируемой работе...

2. Проблема

данного текста (статьи),его актуальность

- В статье автор затрагивает (ставит, освещает)

следующие проблемы...

- Автор данной статьи останавливается (особо) на следующих проблемах (вопросах, фактах)...                                

- Автор касается следующих проблем (вопросов, фактов)...

- Сущность проблемы, сводится к ...(заключается, состоит в ...)                      

- В начале текста автор дает обоснование актуальности темы (проблемы, вопроса, идеи)

- В тексте рассматриваются вопросы, имеющие важное значение для...

- Актуальность рассматриваемой проблемы,

по словам автора, определяется тем, что ...

- Тема статьи представляет большой интерес...

3.Композиция статьи  

- Статья делится на…(начинается с…, состоит из…, заканчивается…)

4.Иллюстрация позиций автора

-Автор приводит пример (цитату, факты, данные)...          

- Автор ссылается на ...

- Автор иллюстрирует...

- В статье (тексте) приводится (дается)...

5.Заключение, выводы автора статьи

-Автор приводит (подводит нас) к выводу(заключению)    

-Автор делает вывод (заключение), подводит итог (говорит, утверждает)...

- В итоге делается вывод ...

- В заключение говорится ...

- Сущность вышеизложенного сводится к (следующему)…

Смысловые

отношения

Лексические средства

1.Характеристика авторского изложения информации

- Автор говорит, анализирует, характеризует, раскрывает (сущность, суть) описывает, выдвигает (вопрос, гипотезу), останавливается, касается, отмечает, подчёркивает, утверждает, доказывает...

- Автор считает, полагает, стоит на точке зрения, придерживается точки зрения, отстаивает точку зрения, разделяет точку зрения...

- Автор сравнивает; сопоставляет, противопоставляет...  

- Автор соглашается (согласен), возражает, опровергает, полемизирует, критикует, выдвигает возражения, аргументы, доказательства…

-Автор ссылается, опирается, исходит, иллюстрирует, приводит пример, цитирует, обосновывает, имеет в виду, видит причину этого в том, что....

- Для того чтобы повлиять на убежден читателей, автор использует особый стиль (разговорный, научный, официальный, художественный, публицистический), особую композицию и специально подранные изобразительно-выразительные средства русского языка.

- Для того чтобы привлечь внимание молодого поколения к исследуемой проблеме…

- Чтобы поддержать интерес к предмету разговора, автор использует некоторые изобразительно-выразительные средства языка, помогающие воздействовать не только на разум, но и на чувства читателя (собеседника)

2. Обобщение

авторской информации

- Сущность проблемы сводится к тому, что (чтобы)...      

- Основная (главная) цель (задача) автора заключается (состоит) в том, чтобы...

- Важно отметить...

- Необходимо подчеркнуть....

- Особо следует выделить (следующие положения)...

- В заключение следует сказать (отметить, подчеркнуть, остановиться)...

3.Оценка изложенной авторской информации

-Основная (главная) ценность содержания текста(состоит, заключается)в…

- Автор данного текста предстает перед нами...

- Яркая образная речь текста отражает личную позицию автора.

- Заслуга автора состоит (заключается) в том, что

- Личная позиция автора ...

- В данном тексте...

- Нельзя (не) согласиться с ...

- Вызывают возражения (сомнения) ...

- Оценивая текст в целом ...      

- Проблема, поднятая автором, имеет...

- Таким образом, анализируемый текст ...

- Реализация авторского замысла достигнута (достигается)...              

- Безусловной заслугой автора является...

- Проблема текста, бесспорно, вызывает интерес...          

- В тексте приводится аргументация (чего-либо против чего)... 

Выводы

- Особо хочется выделить...

- Необходимо остановиться на ...

- Постараемся теперь объяснить...

- Далее подчеркнем...

- Как было сказано...

- Совершенно справедливо...

- Представляется, что данный текст имеет важное значение для ...

- Автор сумел увидеть насущные проблемы нашего времени и донести их до понимания читателя.

Лексические и речевые средства организации связного текста

Смысловые отношения

 между частями

предложения

Лексические средства

1.Причинно-следственные

 и условно-следственные

отношения между частями информации

-и поэтому, отсюда, оттуда, тем самым, в результате;

- следовательно, значит, стало быть, в силу этого, вследствие этого, в зависимости от этого, благодаря этому, в связи с этим;

-в таком случае, в этом случае, при этом условии

2. Временная соотне-

сенность частей ин-

формации

- вначале, сначала, прежде всего, в первую очередь, предварительно, сейчас,| теперь, одновременно, в то же время, наряду с, уже, ранее, опять, еще (раз), снова, вновь, затем, позже, позднее, впоследствии, в дальнейшем, в последующем, впредь, в заключение и т.д.

3.Сопоставление и противопоставление частей информации

- так (же), таким (же) образом, точной так, совершенно так, аналогично; если... то, тогда как, в то время как; одной стороны, с другой стороны; наоборот, напротив, в противоположность (этому), иначе, по-иному, и (все-таки) же, а, но, однако, зато и т.п. 

4.Дополнение и уточнение данной информации

- и, также; при этом, причем, вместе с тем; кроме того, сверх того, более того, кстати, между прочим, в частности и т.п.

5. Иллюстрация, выделение частного

случая, пояснение

- например; так, например;

- именно, только, даже; лишь; ведь;

- другими словами, иначе говоря, говоря точнее          

6. Порядок перечисления информации

- во-первых, во-вторых... затем, далее, наконец и т.п.

7. Обобщение, вывод,

итог предыдущей

информации

- таким образом, итак, короче, короче говоря, вообще, вообще говоря, словом, следовательно, из этого следует и т.п.

8. Ссылка на предыдущую и последующую информацию

- как было сказано (показано, упомянуто, отмечено)

- как говорилось (указывалось, отмечалось)…

- как видно +рассматриваемый, анализируемый, изучаемый, исследуемый, приведенный, указанный, упомянутый, описанный, названный, данный, искомый, вышеупомянутый, вышеназванный ...

-согласно этому, сообразно этому, в соответствии с этим, подобно этому, в отличие от этого и т.п.

9. Информация, вводящая связный текст:

А) в форме вопросительного предложения

Б) в форме императивного предложения (побуждение к действию)




- каковы преимущества такого подхода к проблеме?

- в чем заключается сущность данного вопроса, проблемы?


- рассмотрим следующие примеры автора (приведем пример, возьмем в качестве примера)

- Сравним, сопоставим…

- Перейдем к вопросу о …

- Основные преимущества данного высказывания…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья. Проблема интегрирования языкового и речевого аспектов курса русского языка в комплекте учебников под редакцией М.М. Разумовской.

Проблема интегрирования языкового и речевого аспектов                    курса русского языка в комплекте уче...

Языковые и речевые стандарты-клише при написании части С по русскому языку в 11 классе

Необходимый материал при написании части С ЕГЭ по русскому языку...

Формирование языковой и речевой компетенции на уроках и во внеурочной деятельности

В статье представлен практический опыт работы по формированию языковой и речевой компетенций учащихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности....

Формирование языковой и речевой комперенции в условиях дифференцированного подхода

УМК по английскому языку не в полном объеме выстраивают систему разноуровневых заданий, ориентированных на личностные особенности ученика, особенности его темперамента, типа нервной деятельности, спос...

Доклад "Обучение чтению как самостоятельному виду речевой деятельности и как средству формирования сложных языковых и речевых навыков и умений.

Чтение выступает как самостоятельный вид речевой деятельности в том случае, когда мы читаем для того, чтобы получить информацию из текста. Задачи обучения чтению как самостоятельному виду речево...