Наречие как часть речи
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме

Утенкова Роза Егоровна

 

Цель: раскрыть понятие «наречие» как  часть речи и показать общее значение, морфологические признаки и синтаксическую роль наречий.

Задачи:

Образовательные: 

  • формирование умения находить и использовать наречия в тексте;
  • синтаксический разбор простого предложения;
  • фонетический разбор слова.

Развивающие:

  • расширять словарный запас учащихся за счет употребления в речи наречий;
  • развивать творческие способности учащихся при составлении предложений с наречиями.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к изучению предмета, любовь к родной природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon narechiya.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБ ОУ «Газопроводская средняя общеобразовательная школа»

Открытый урок по русскому языку

НАРЕЧИЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ

Подготовила и провела:

Утенкова Р.Е.,

учитель русского языка и литературы

Починки 2012

Дата проведения:

Класс: 7Б

Цель: раскрыть понятие «наречие» как  часть речи и показать общее значение, морфологические признаки и синтаксическую роль наречий.

Задачи:

Образовательные:  

  1. формирование умения находить и использовать наречия в тексте;
  2. синтаксический разбор простого предложения;
  3. фонетический разбор слова.

Развивающие:

  1. расширять словарный запас учащихся за счет употребления в речи наречий;
  2. развивать творческие способности учащихся при составлении предложений с наречиями.

Воспитательные:

  1. воспитывать интерес к изучению предмета, любовь к родной природе.

Оборудование:

  1. карточки с заданиями,
  2. материалы презентации,
  3. мультимедийный проектор,
  4. доска.

Ход урока

 Умную речь хорошо и слушать

I. Организационный момент: приветствие, запись числа.

II. Словарная диктовка (не с глаголами, причастиями, деепричастиями)

Не любить, недомогать, не работать, не работать, а учиться; нездоровиться, не было, непрочитанная книга, не прочитанная вовремя книга, несвязанная кофта, не написанный, а напечатанный текст; письмо не закончено, поле не вспахано, недоумевающий взгляд; не улыбаясь, не читая, недолюбив,  не взирая на лица, невзирая на погоду, не смотря в книгу, несмотря ни на что.

III. Создание проблемной ситуации

Учитель: Назовите с какими частями речи мы сейчас написали диктант?

               Какое правило мы повторили?  

               Какие бывают части речи? (самостоятельные, служебные)

               Перечислите самостоятельные части речи?

Учитель: Ребята, давайте прочитаем эпиграф, записанный на доске. Из каких частей речи состоит это предложение? (прилагательное, существительное, наречие, союз и  глагол).        

             Какую часть речи из этого предложения мы знаем, но как часть речи еще не изучали?

            Молодцы! А кто из вас сможет сформулировать тему нашего урока.

           Правильно, сегодня мы рассмотрим наречие как часть речи.

IV.         Сообщение цели и задач урока

V.  Объяснение нового материала ( с использованием презентации)

Что такое наречие (слайд № 2)

Общее значение наречий (слайд №3)

К каким частям речи может относиться наречие? (слайд №4)

Наречие как член предложения (слайд №5)

Изменяются ли наречия? (слайд № 6)

 VI. Закрепление нового материала

Работа по учебнику: упр. 196, 197, стр. 94.

Индивидуальная работа по карточкам (см. Приложение) (Проверка осуществляется всем классом с помощью презентации)

Самостоятельная работа:  Придумать три простых предложения с наречиями и сделать синтаксический разбор.

Фонетический разбор наречий: высоко, наверх, глухо.

VII. Подведение итогов урока

Итак, ребята, наше время подходит к концу. Самостоятельно оцените свою работу на уроке. (хорошо, отлично и т.д.) Молодцы, а теперь скажите, какую часть речи вы сейчас использовали? Кончено, наречие.

Ответы на вопросы: Что такое наречие? К каким частям речи относится наречие? Есть ли у наречия окончание? Каким членом предложения чаще всего является наречие? Что обозначает наречие?

VIII. Выставление оценок. Домашнее задание.

Выучить правило стр. 93-94

Слабые учащиеся: упр. 198, стр. 95

Сильные учащиеся: упр.201, стр. 96

Дополнительное задание (при наличии времени).

Замените фразеологизмы наречиями

Положа руку на сердце - честно

У черта на куличках -        далеко

Рукой подать - близко

Как в аптеке - точно

Черным по белому - ясно

Битый час - долго

Бок о бок - рядом

На вес золота - дорого

Душа в душу - дружно

Приложение

Карточка № 1 (для сильного учащегося)

Назовите 5 дней недели с помощью наречий

Карточка № 2 (для слабого учащегося)

Подберите антоним к следующим наречиям:

Лживо, искусственно, трусливо, слабо, ново, остро, тихо,  тонко.

Карточка № 3 (для сильного учащегося)

Спишите текст, расставьте пропущенные знаки препинания, вместо пропусков употребите подходящие по значению наречия подчеркните их как члены предложения.

Был полдень.  _________палило солнце. На горизонте появилась черная туча, которая ______ двигалась с запада на восток. _______ подул ветер. Молодая березка ______ затрепетала. Порывистый ветер усиливался. Вдали_______ сверкнула молния . ________ раздался первый удар грома. ___________ укрыться заметались птицы.

Карточка № 4 (для слабого учащегося)

Выписать словосочетания (глагол + наречие) и разобрать их.

Накануне ураганный ветер оглушительно завыл за стенами замка, а дождь полил еще сильнее, чем прежде.  В коридорах и классах стало так темно, что пришлось дополнительно зажечь факелы и лампы.

Карточка № 5  (для сильного учащегося-Армяниновой А )

По заданному началу составить мини-рассказ с использованием наречий

Я люблю море больше всего на свете.  Хорошо вбежать в воду горячими ногами и мчаться по мелководью, брызгаясь.  Хорошо побродить вдоль воды…

Список использованных источников

1. Русский язык, 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений  / [М.Т.Баранов, Т.А, Ладыженская и др.; науч. ред. Н.М. Шанский]. – 34-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 223 с.

2. Фёдорова М.В.  Уроки русского языка в 7 классе / М.В.  Федорова. – М.: Просвещение, 2003. – 224 с.

3. Фёдоров А.И. Фразеологический словарь русского литературного языка / А.И. Федоров. – М.: Астрель, 2008. – 808 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наречие как часть речи. Правописание наречий.

Цель:обобщить знания по теме «Наречие»; совершенствовать орфографические навыки,  формировать умения образовывать  наречия и употреблять их в речи. Развивать умения безошибочно выполня...

Урок русского языка в 7 классе по теме "Наречие как часть речи. Грамматические признаки наречия" по программе С.И. Львовой.

Презентация к уроку русского языка в 7 классе по теме "Наречие как часть речи. Грамматические признаки наречия" по программе С.И. Львовой....

Тема урока: Наречие как часть речи. Использование наречий в речи

Познакомить учащихся с наречием как частью речи...

Конспект урока: Наречие как часть речи. Правописание наречий.

Конспект урока "Наречие как часть речи. Правописание наречий" представляет собой разработку, включающую в себя сценарий урока для учителя,опорный конспект для учащегося и мультимедийная презентация. К...

Презентация по теме: "Наречие как часть речи. Правописание наречий. Морфологический разбор"

Наречие как часть речи. Правописание наречий. Морфологический разбор...

Наречие как часть речи. Разряды наречий по значению

Маршрутный лист дистанционного урока...

Урок.Встреча с наречием. Наречие как часть речи.

Урок проведён в 6 классе углублённого изучения русского языка...