Конспект урока: Наречие как часть речи. Правописание наречий.
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Королёва Елена Владимировна

Конспект урока "Наречие как часть речи. Правописание наречий" представляет собой разработку, включающую в себя сценарий урока для учителя,опорный конспект для учащегося и мультимедийная презентация. Комбинация 3 составляющих позволяет максимально плодотворно изучить тему. Разработка будет полезна учителю русского языка, работающего по комплексу В.В. Бабайцевой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 137_konspekt_uchitel.doc30.5 КБ
Microsoft Office document icon 137_konspekt_uchenik.doc53 КБ
Office presentation icon urok_no137rya.ppt94 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 137.

Тема урока: Наречие как часть речи. Правописание наречий.

Место урока в календарно – тематическом планировании: на изучение раздела отводится 30 часов. Тема «Наречие как часть речи. Правописание наречий» является первой и очень важна для дальнейшего обучения.

Цели:

Обучающая:

1.познакомить учащихся с новой частью речи – наречием;

2. изучить  его общее грамматическое значение, морфологические  и синтаксические признаки;

3. научить ребят находить причастия в тексте;

4. рассмотреть основные правила правописания наречий.

Развивающая:

  1. развивать у учащихся навыки устной и письменной речи;
  2. развивать память и логическое мышление;
  3. развивать грамотность;
  4. развивать стремление к расширению словарного запаса.

Воспитательная:

  1. воспитывать у учащихся интерес к родному языку и русской литературе;
  2. воспитывать трудолюбие, усидчивость, взаимопомощь
  3. воспитывать у ребят стремление к овладению профессией.

Ход урока.

1. Организационный  момент:

*приветствие;

*проверка готовности учащихся к уроку;

*учащиеся получают конспект урока, справочный материал.

2. Проверка домашнего задания.

Учащиеся получают индивидуальные карточки с заданием. Задание выполняется, правильность выполнения проверяет учитель.

  1. Изучение новой темы.

Данная тема изучается с помощью мультимедийного оборудования, учебника, записей на доске, а также объяснения учителя.

С помощью проектора на доску выводится необходимая для изучения темы информация, учитель ее комментирует, учащиеся вносят ее в свой конспект.

В результате работы над теоретической частью конспекта учащиеся узнают, что такое наречие, на какие вопросы оно отвечает, какие имеет морфологические и синтаксические признаки, а также знакомятся с правилами правописания наречий.

Учащиеся работают у доски, заполняют конспекты на местах.

4. Физкультминутка.

Это лёгкая забава 
Это лёгкая забава — 
Повороты влево-вправо. 
Нам известно всем давно — 
Там стена, а там окно. (Повороты туловища вправо и влево.) 
Приседаем быстро, ловко. 
Здесь видна уже сноровка. 
Чтобы мышцы развивать, 
Надо много приседать. (Приседания.) 
А теперь ходьба на месте, 
Это тоже интересно. (Ходьба на месте.) 

5. Закрепление полученных знаний.

Закрепление поводится с помощью выполнения упражнений на новую тему. Ребята находят наречия в тексте, подбирают к наречиям синонимы, вставляют пропущенные наречия в предложения.

6. Подведение итогов урока.

Итоги урока предлагается подвести учащимся. Делают они это с помощью вопросов на доске.

Окончательные выводы по всему уроку и работе ребят делает учитель.

7. Выставление оценок.

Оценки выставляются за работу с карточками и конспектами, а также за устные ответы и работу у доски.

8. Рефлексия.

Работа с сигнальными карточками (карточки находятся на столах учащихся).

Зеленая карточка. Я удовлетворен уроком. Урок был полезен для меня. Я с пользой и хорошо работал на уроке. Я понимал все, о чем говорилось и что делалось на уроке.

Желтая карточка. Урок был интересен. Я принимал в нем участие. Урок был в определенной степени полезен для меня. Я отвечал с места, выполнил ряд заданий. Мне было на уроке достаточно комфортно.

Красная карточка. Пользы от урока я получил мало. Я не очень понимал, о чем идет речь. Мне это не нужно. К ответу на уроке я был не готов.

9. Домашнее задание.

Выполнить морфемный разбор по образцу.



Предварительный просмотр:

Урок № 137.


Наречие как часть речи.
Правописание наречий.

(Конспект)

ФИ_______________________________________

Цели урока.

1. Изучить наречие как часть речи:

*общее грамматическое значение;

*морфологические признаки;

*синтаксические признаки.

2. Научиться находить в тексте наречия.

3. Познакомиться с правилами правописания наречий.

Теоретическая часть.

Понятие о наречии.

Наречие – самостоятельная часть речи, которая обозначает признаки действий или признаки признаков и отвечает на вопросы

Какое слово в словосочетании является главным?

Задайте от него вопрос.

Выполните задание по образцу.

Читать          (как?)        внимательно;

Ехать             (куда?)            далеко;

Приехать           (когда?)           завтра;

Кричать            (как?)             громко;

Работать            (как долго?)          допоздна.

Наречие как часть речи.
Общее грамматическое значение.

Если наречие присоединяется к глаголу, то оно обозначает ___________

Если наречие присоединяется к прилагательному, то оно обозначает_____________________________________________________________________________________________________________________

По значению наречия делятся на следующие группы:

1. Наречия образа действия_______________________________________ ______________________________________________________________

_______________________________________________________________

2. Наречия меры и степени ________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

3. Наречия места _________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

4. Наречия времени ______________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

5. Наречия причины ______________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

6. Наречия цели __________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

Наречие как часть речи.
Морфологические признаки.

Морфологическим признаком наречий является их неизменяемость.

________________________________________________________________

Наречие как часть речи.
Синтаксические признаки

В предложение наречия являются обстоятельствами.

Береги честь смолоду.(Пословица.)

(В предложение найдите наречие и установите, каким членом предложения оно является)

Правописание наречий.

НЕ с наречием на –о (-е) пишется слитно:

1. если слово __________________________________________

______________________________________________________

_______________________________________________________

2. если слово ____________________________________________

________________________________________________________

_________________________________________________________

В наречиях с приставками

В наречиях с приставками с-, из-, до- на конце пишется ________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________

В наречиях с приставками в-, на-, за- на конце пишется ________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

Дефис пишется:

  1. В наречиях с приставкой по-, оканчивающихся на –ому, -ему, -и:  

  1. В наречиях с приставкой в- (во-), оканчивающихся на –ых, (-их): _____________________________________________________________

Практическая часть.

Упражнение № 1.

На батарее Телегина первая половина дня прошла спокойно. Справа послышался сторожевой окрик. Желтая звезда стояла невысоко над лесистыми холмами. Все началось заново. Узкая полоса заката, тусклого и по-осеннему багрового, догорала над степью.

                                                                                      (А.Н.Толстой.)

Упражнение № 2.

  1. _________________ и __________________ легла голубая ширь реки.

  1. Сегодня ________________ жаркий день.

  1. Работа _________________испорчена.

  1. _________________ слышался шум приближающегося автомобиля.

  1. Железо разогрето мастером _______________________.

  1. Начните работу ____________________________.

  1. Руки вытрите _____________________________.

  1. Киев, Новгород _____________________ славятся памятниками старины.

Слова для вставок: Направо и налево, снова, начисто, издалека, докрасна, насухо, издавна, сначала.

Упражнение № 3.

Очень просто

заново

Высокомерно

запросто

Необдуманно

издавна

Сызнова

исподлобья

Тихонько

спросонья

С давних пор

свысока

Недружелюбно (смотреть)

сплеча

Не выспавшись

сгоряча


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок № 137. Наречие как часть речи. Правописание наречий. Урок в 6 классе.

Слайд 2

Цели урока 1. Изучить наречие как часть речи: *общее грамматическое значение; *морфологические признаки; *синтаксические признаки. Научиться находить в тексте наречия. Познакомиться с правилами правописания наречий.

Слайд 3

Наречие как часть речи. Наречие – самостоятельная часть речи, которая обозначает признаки действий или признаки признаков и отвечает на вопросы как? куда? когда? где? почему? для чего? в какой степени?

Слайд 4

Наречие как часть речи. Читать (как?) внимательно; Ехать (куда?) далеко; Приехать (когда?) завтра; Кричать (как?) громко; Работать (как долго?) допоздна.

Слайд 5

Наречие как часть речи. Общее грамматическое значение. Если наречие присоединяется к глаголу, то оно обозначает признак действия: громко (наречие) + смеяться (глагол) = признак действия.

Слайд 6

Наречие как часть речи. Общее грамматическое значение. Если наречие присоединяется к прилагательному, то оно обозначает признак признака: очень (наречие) + интересный (прилагательное) = признак признака.

Слайд 7

Наречие как часть речи. По значению наречия делятся на следующие группы : 1. Наречия образа действия (как? каким образом?): громко, дружески; 2. Наречия меры и степени (в какой степени? насколько?): очень, немного, совсем;

Слайд 8

Наречие как часть речи. 3. Наречия места (где? куда? откуда?): далеко, справа, наверху; 4. Наречия времени (когда? как долго?): давно, рано, сегодня; 5. Наречия причины (почему? отчего?): сгоряча, сослепу; 6. Наречия цели (зачем? для чего?): назло, нарочно.

Слайд 9

Наречие как часть речи. Морфологические признаки. Морфологическим признаком наречий является их неизменяемость. Они не имеют рода, числа, падежа, не склоняются и не спрягаются.

Слайд 10

Наречие как часть речи. Синтаксические признаки. В предложении наречия являются обстоятельствами. Береги честь смолоду.(Пословица.)

Слайд 11

Правописание наречий. НЕ с наречием на –о (-е) пишется слитно : 1. если слово без не не употребляется: невзрачно, нелепо. 2. если слово с не можно заменить близким по значению словом без не: нелегко (трудно).

Слайд 12

Правописание наречий. В наречиях с приставками с-, из-, до- на конце пишется а : с лев а , из давн а , до чист а . В наречиях с приставками в-, на-, за- на конце пишется о : в лев о , на чист о , за нов о .

Слайд 13

Правописание наречий. Дефис пишется: В наречиях с приставкой по- , оканчивающихся на –ому, -ему, -и: по -нов ому , по -русск и ; В наречиях с приставкой в- ( во -), оканчивающихся на – ых , (- их ): во -перв ых , в -треть их .

Слайд 14

Выполнение упражнения № 1. Задание: Прочитайте предложения, найдите в них наречия. Образец: Все началось заново (наречие).

Слайд 15

Выполнение упражнения № 2. Задание: Прочитайте предложения, вставляя подходящие по смыслу наречия. Объясните их правописание. Образец: Направо и налево легла ширь реки.

Слайд 16

Выполнение упражнения № 3. Задание: В соответствии с образцом к данным словам и словосочетаниям в правой колонке подберите синонимичные наречия из тех, что приведены в левой колонке. Образец: Очень просто – запросто.

Слайд 17

Выводы по теме. Дайте определение наречия. На какие группы по значению делятся наречия? Какова синтаксическая роль наречий?