Главные вкладки

    "Зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего" ( Об особенностях работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья)
    статья (русский язык, 9 класс) по теме

    Особенности работы с детьми с ОВЗ в ГБОУ школе №688 на уроках русского языка и литературы. Наиболее эффективными уроками являются интегрированные. Текстоориентированное обучение способствует речевому развитию обучающихся и расширению кругозора.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл zazhgutsya_glaza_slushayushchego_o_glaza_govoryashchego.docx19.58 КБ

    Предварительный просмотр:

     

     «Зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего»

    Цицерон

    (  Об особенностях работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья)

    В настоящее время большое внимание уделяется интеграции детей с ОВЗ в массовую школу в полном объеме. Контингент обучающихся в Государственном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе № 688 Приморского района Санкт-Петербурга можно разделить на несколько групп.

    Группа 1.  В нее входят учащиеся, знания,  умения и навыки которых соответствуют минимальному образовательному стандарту. При этом уровень реальной учебной подготовки может быть высоким, средним, низким.

    Группа 2. Это учащиеся, уровень знаний, умений и навыков которых ниже требований программы. Имеют недостаточно освоенные знания, умственные умения и навыки учебной деятельности предшествующих курсов обучения вследствие нарушений функций головного мозга, функциональной незрелости нервной системы, незрелости эмоционально-волевой сферы.

    Группа 3.  Группа часто болеющих и ослабленных учащихся, имеющих значительные пробелы в знаниях некоторых разделов и тем учебных программ с недостаточно сформированными умениями и навыками, испытывающих трудности в изучении новых тем.

    Группа 4. В данную группу попадают учащиеся, у которых в целом нормальное состояние психофизического здоровья, в большей степени, имеющие социально-бытовую, педагогическую запущенность. Эти дети имеют негативный предыдущий учебный опыт, большое количество прогулов, длительных перерывов в учебе, низкий уровень познавательной активности.

    Группа 5.  Учащиеся группы 5 имеют низкий уровень интеллектуального развития, серьезные недостатки памяти, внимания, мышления, воображения, нарушения речевого развития, испытывают стойкие трудности в обучении и адаптации.

    Для обучающихся  администрация школы разработала индивидуальные учебные маршруты, позволяющие выбрать оптимальную форму обучения  в школе, в домашних условиях, комбинированно).

    Преподавание  таких предметов как русский  языка и литература требует от учителя особого индивидуального подхода. Следует отметить , что учебный план ГБОУ школы №688  предусматривает на изучение русского языка меньшее количество часов в неделю и в год, чем в массовой общеобразовательной школе, однако  содержание программы по русскому языку, реализующейся в нашей школе, соответствует Государственному образовательному стандарту.

    За последнее время многое изменилось в образовании. И наверняка нет такого учителя, который бы не задумывался над вопросом о том, как сделать урок интересным, творческим, познавательным. Учитывая специфику работы с детьми с ОВЗ, считаю важным создание обстановки сотрудничества между учителем и обучающимся, положительной мотивации.

    С учетом малого количества учебных часов по русскому языку и литературе, перед учителем стоит нелегкая задача максимально эффективного  и содержательного проведения урока.  На уроках литературы использую приемы чтения с остановками, что позволяет «идти» вслед за автором, заранее продумываю и делаю распечатку вопросов к тексту. Работа с содержательной стороной текста важна в подготовке  к ЕГЭ.

     Проведение интегрированных уроков предполагает  развитие творческой активности учащихся. Например, при изучении творчества А.С.Пушкина говорю с учениками о Царскосельском лицее, учитывая, что в контингенте обучающихся есть дети, не имеющие возможности по состоянию здоровья посещать музеи, провожу виртуальную экскурсию по залам лицея.  Используя дифференцированную форму обучения, подготавливаю такие домашние задания , которые на различных этапах учебного процесса в конечном итоге направлены на овладение обучающимися определенным программным минимумом знаний, умений и навыков. Прежде всего учитываю уровень обученности в данной области знания,  уровень общего развития, культуры; особенности психического развития личности (особенности памяти, мышления, восприятия, умение управлять и регулировать свою эмоциональную сферу, пр.), а также особенности характера, темперамента.

    Упражнения по теме «Царскосельский лицей» составляю по книге Н.Я.Эйдельмана «Прекрасен наш союз», «Последняя дуэль» ( жизнеописание в документах). Например, в тексте необходимо вставить пропущенные знаки препинания, обозначить вводные слова, подчеркнуть обособленные определения и приложения. Содержательная сторона текста информирует обучающегося о «…наставниках, хранивших юность нашу» как называл их великий поэт. Отдельные  материалы могут быть использованы для изложения в 9 классе или комплексного анализа текста на уроках коррекции по русскому языку (педагог проводит коррекционные учебные занятия с учащимися вне расписания с целью восстановления пропущенных уроков по причине болезни, ликвидации пробела в знаниях, формирования  умений и навыков).

    Считаю, что расширение общекультурного кругозора, приобщение к культуре города, речевому развитию  способствует текстоориентированное обучение. Отбор интересного, разнообразного по содержанию дидактического материала по краеведению для уроков русского языка и развития речи не только обогащает словарный запас, дает представление о новых историко-культурологических понятиях, но и позволяет еще раз соприкоснуться с историей Санкт-Петербурга ( Ленинград в кольце Блокады, писатели в Петербурге).

    Поэтому с целью развития творческих способностей обучающихся предлагаю составить словарный диктант по определенной теме, опорную таблицу, подготовить презентацию к уроку, подготовить подборку иллюстраций к произведению ( например, по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин»).

    Грамотное использование ИКТ обучающимися  позволяет расширить свой кругозор ( информационные и обучающие материалы коллекции ЭОР по русскому языку и литературе), а с учетом специфики контингента школы, осуществлять дистанционное обучение,  использовать материалы портала «Центра образования «Технология обучения» (http://iclass.home-edu.ru/). Внедрение дистанционного обучения позволяет интерактивно взаимодействовать  преподавателям с обучающимися на дому, у часто болеющих детей появится возможность своевременно изучать программный материал, повысить качество его усвоения при определении четкого индивидуального маршрута обучения совместно с учителем.

    Мы часто говорим об использовании здоровьесберегающих технологий, создающих максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального. На мой взгляд, творческий подход учителя к планированию  урока с учетом индивидуальных  особенностей  и возможностей обучающихся позволит достигнуть главной культурообразующей функции современного языкового и литературного образования: развитие культуры личности,  культуры речи, бережного отношения к языку.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Коррекционная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья

    Формы и методы работы, коррекционно-развивающие задачи...

    Методическая статья о работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

    В статье идет речь о работе учителя математики с детьми с ограниченными возможностями здоровья.     Учебно-познавательная деятельность ребенка с ограниченными возможностями здоровья не ...

    Некоторые особенности работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья

    Все дети, обучающиеся индивидуально, испытывают трудности, с которыми их сверстники не встречаются. Практически все наши учащиеся начинали обучение в массовой школе и, в большей или меньшей степени, п...

    «Особенности взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога ДОУ в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

    Психолого-педагогическое обследование детей с ограниченными возможностями здоровья (речевыми нарушениями) выявляет у многих из них характерные недостатки в развитии познавательной сферы, обусловленные...