Главные вкладки

    Некоторые особенности работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья
    статья по географии на тему

    Ионтова Галина Мироновна

    Все дети, обучающиеся индивидуально, испытывают трудности, с которыми их сверстники не встречаются. Практически все наши учащиеся начинали обучение в массовой школе и, в большей или меньшей степени, потерпели там неудачу. Часто такая моральная травма приводит к неуверенности в себе, заниженной самооценке, отсутствию мотивации к обучению. Т.о. основной воспитательной задачей при работе с нашими детьми является, как мне представляется, такое построение работы, которое поможет ребёнку поверить в свои силы и понять, что образование в его сложной ситуации поможет найти своё место в жизни. Очень важно найти такую дозировку объёма и сложности заданий, которая по силам именно этому ученику. С некоторыми детьми необходимо применять  методики  обучения, которые в массовой школе просто не нужны. Большую роль в успехе индивидуального обучения играют возможности семьи.  Следовательно, работа с родителями (в основном мамами и бабушками) имеет большое значение и представляет значительные трудности.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon osobennosti_raboty_s_detmi_s_ovz.doc37 КБ

    Предварительный просмотр:

    Некоторые особенности индивидуальной работы с больными детьми.

    Все дети, обучающиеся индивидуально, испытывают трудности, с которыми их сверстники не встречаются. Практически все наши учащиеся начинали обучение в массовой школе и, в большей или меньшей степени, потерпели там неудачу. Часто такая моральная травма приводит к неуверенности в себе, заниженной самооценке, отсутствию мотивации к обучению. Т.о. основной воспитательной задачей при работе с нашими детьми является, как мне представляется, такое построение работы, которое поможет ребёнку поверить в свои силы и понять, что образование в его сложной ситуации поможет найти своё место в жизни. Очень важно найти такую дозировку объёма и сложности заданий, которая по силам именно этому ученику. С некоторыми детьми необходимо применять  методики  обучения, которые в массовой школе просто не нужны. Большую роль в успехе индивидуального обучения играют возможности семьи.  Следовательно, работа с родителями (в основном мамами и бабушками) имеет большое значение и представляет значительные трудности.                                                    

    Особенности работы с детьми с ослабленной памятью.

    В основном, проблемы памяти подразделяются на два типа: одни дети с большим трудом запоминают информацию, но потом знания остаются надолго; другие запоминают быстро, но быстро и забывают т.е. уже через несколько дней не могут впомнить то, что казалось освоенным.                                                                   Стратегия работы с детьми первой группы состоит в том, что бы облегчить процесс запоминания. Для каждого ребёнка следует выяснить какая память у него преобладает: слуховая, зрительная или механическая и на уроке делать упор именно на этот вид памяти, а остальные использовать в качестве дополнительных.

    Если у ребёнка развита слуховая память, можно вместе с ним вслух проговаривать те фразы и понятия, которые необходимо запомнить. Часто в помощь слуховой памяти полезно подключить механическую, т.е. предложить ребёнку, проговаривая нужный материал записать его.  

    Для вех детей с проблемами памяти полезно на уроке предложить ребёнку пересказать только что услышанное своими словами. Некоторые дети хорошо воспринимают предложение сформулировать изложенную на уроке информацию как можно короче и записать её. Такая работа полезна всем т.к. практически это обучение приёмам ведения конспекта.

    Если у ребёнка преобладающей является зрительная память, нужно начинать объяснения с рисунков, фотографий, графиков и объяснять материал в процессе рассматривания и обсуждения графических учебных пособий. Интересно, что для некоторых детей хорошие результаты получаются, когда рисунок делается в процессе объяснения, несмотря на то, что качество рисунка достаточно низкое.

    Однажды в процессе обучения девочки с очень тяжёлыми последствиями черепно-мозговой травмы помог очень простой приём: в тетради очень кратко записывались те сведения, которые необходимо запомнить, а потом смысловые блоки раскрашивались в разные цвета маркерами, карандашами или записывались ручками разного цвета. Интересно отметить, что она единожды запомнив информацию, потом долго её помнила, могла проанализировать и использовать в дальнейшем. Например, запомнив основные параметры тропического климата Африки, через несколько недель вполне грамотно ответила на вопрос о том какой  климат должен быть в Австралии, исходя из её географического положения.

    Для этих детей очень важны рисунки. Впрочем, рисунки помогают освоить программу всем детям.

    Есть дети, которые быстро запоминают информацию, но помнят её очень короткое время. Урок с таким ребёнком проходит быстро и легко. В процессе урока осваивается  необходимая информация, проверка домашнего задания, подготовленного накануне проходит успешно, а через две-три недели убеждаешься, что в памяти у ребёнка ничего не осталось. Понятно, что помощь таким детям должна быть связана с многократным повторением пройденного материала, но, для того чтобы ученик согласился на это, нужно, чтобы он сам осознал свои трудности, иначе ребёнок обижается или просто скучает на уроке. Часто возникает вопрос о необходимости вообще предлагаемой информации. Поскольку повторение на уроке занимает много времени, в процессе урока есть смысл повторять только некоторые аспекты программы, а остальное давать в виде специальных домашних заданий, требующих, например, ответов на вопросы из предыдущих тем. Многие дети с удовольствием составляют кроссворды для других. Например, я прошу ученика составить кроссворд для других учеников по пройденной теме, объясняя это тем, что другие отстали и нужно быстро проверить их знания. Иногда можно предложить в качестве домашнего задания решить кроссворд, в котором перечислены понятия из предыдущих тем. Задания такого типа, кстати, помогают ребёнку осознать, что у него плохая память и повторение необходимо.

         

    Большая часть учащихся не может обучаться в массовой школе, потому что не может сосредоточить внимание на уроке. Некоторые долго “входят” в урок, т.е. им трудно сосредоточится вначале урока, они иногда пытаются заговаривать на отвлеченные темы, рассказывать о том, что их интересует в данный момент. Другие очень быстро устают, во второй  половине урока с трудом отвечают на вопросы, не слышат объяснений. Очень хороший результат с такими детьми даёт проведение в течении нескольких минут упражнений для пальцев. Затраты времени на это незначительны по сравнению с “выигрышем”.

    Некоторые дети воспринимают урок “пунктиром”, т.е. то слышат то отключаются. Работать с такими детьми сложно, потому что не всегда удаётся уловить моменты пропусков. Часто таким недостатком страдают дети, обладающие достаточно развитым интеллектом и имеющие возможность освоить программу даже в несколько расширенном объёме, а на деле учатся плохо, чем навлекают на себя упрёки в лени.            Приёмы работы с такими детьми могут быть разными, и, в первую очередь, просто внимательное наблюдение на уроке за поведением ребёнка и повторение нужной части информации. Таким детям иногда тоже полезно поработать пальцами.

    Хорошим способом привлечь внимание на уроке является работа с красивыми книгами. Использование книг даёт возможность с одной стороны проиллюстрировать положения обсуждаемые на уроке, с другой – привлекает внимание ребёнка к книге вообще, побуждает к чтению, что весьма важно для всего процесса обучения.

    Разумеется, описанные приёмы работы  являются лишь дополнением к обычным методам ведения урока и не являются абсолютно результативными, но во многих   случаях помогают преодолеть трудности обучения детей этой группы.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего" ( Об особенностях работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья)

    Особенности работы с детьми с ОВЗ в ГБОУ школе №688 на уроках русского языка и литературы. Наиболее эффективными уроками являются интегрированные. Текстоориентированное обучение способствует речевому ...

    Использование театрализованных игр-занятий с математическим содержанием в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

    Формирование у детей с ограниченными возможностями здоровья  интереса к театрализованной игре и, прежде всего, к процессу и результату этой деятельности – одна из важнейших задач коррекционно-раз...

    «Особенности взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога ДОУ в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

    Психолого-педагогическое обследование детей с ограниченными возможностями здоровья (речевыми нарушениями) выявляет у многих из них характерные недостатки в развитии познавательной сферы, обусловленные...

    Организация работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья с учётом требований ФГОС в хореографии

    Хореография для детей с ограниченными возможностями здоровья является специфической областью их развития и коррекции, в которой происходит положительное изменение психических, физических и социальных ...