Разработки уроков русского языка.
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Пери Светлана Васильевна

Разработки  уроков  русского языка  в  7-8 классах .При проведении уроков   используется технология « Критическое мышление»

 Данная технология создает условия, в которых ученик приучается:

- работать самостоятельно;

 -задавать себе и другим вопросы;

- создавать свои идеи, обсуждать их в дискуссии;

-выслушивать мнения других, критически их оценивать;

-осуществлять рефлексию своей деятельности;

- работать с понятиями;

-оценивать роль учителя в учебной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                            Урок русского языка  7 класс

Тема « Служебные части речи».

       Использована технология « Критическое мышление»/  

                     

                            Пояснительная записка

Современная педагогическая теория рассматривает процесс обучения как активное вовлечение учащихся в конструирование своих собственных знаний. Во время обучения ученики используют доступные источники познания для формирования знаний, а не просто усваивают то, что им объясняет учитель. Сегодня в образовательном процессе приоритетной должна быть активная самостоятельная работа учащихся.

 Учитель должен организовать обучение таким образом, чтобы оно стимулировало интерес, желание думать, дискутировать, проявлять независимое мышление, умение прогнозировать конечный результат.

  Задача учителя - научить детей учиться, критически мыслить. Новый подход к обучению предполагает следующее: знания нельзя передать от учителя к ученику, его нельзя найти в книге. Его можно  выработать только в соответствующей деятельности, на основе своих интересов, способностей, особенностей своего интеллекта.

   Для достижения поставленной цели используются все возможные методы, способы, технологии.

     Интересна в этом плане технология « Критическое мышление»

 Данная технология создает условия, в которых ученик приучается:

- работать самостоятельно;

 -задавать себе и другим вопросы;

- создавать свои идеи, обсуждать их в дискуссии;

-выслушивать мнения других, критически их оценивать;

-осуществлять рефлексию своей деятельности;

- работать с понятиями;

-оценивать роль учителя в учебной деятельности.

Урок русского языка       7 класс

                           ( использована технология «Критическое мышление» )

Тип урока: повторительно - обобщающий урок

Тема. Служебные части речи

Цель. Уметь различать самостоятельные и служебные части речи, знать их специфику,  определять их значение и роль в предложении.

         Развивать способность учащихся  к рефлексии, умение анализировать свою деятельность.

         Развивать уверенность в себе, приучать работать самостоятельно, учиться уважать мнение других.

                                             Оборудование

  1. Таблица « Самостоятельные и  служебные части речи»

                                   План проведения урока

1 Организационный момент.

2.Изучение нового материала.

         Стадия « Вызов»

       2.1. Запись своих предположений по теме.

       2.2. Обмен мнениями.

       2.3. Объединение в группы наиболее важных суждений.

       2.4. Составление рассказа с использованием ключевых фраз учителя.

          Стадия « Осмысление»

       2.5.  Чтение предложенного учителем текста.

       2.6.  Сопоставление текстов. Систематизация и обобщение знаний.

  3. Выводы.

          Стадия « Рефлексия»

  4. Тест по теме.  

   

.

Ход урока

  1. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы будем говорить с  вами о самостоятельных и служебных частях речи. Будем учиться задавать вопросы и строить предложения, определять свою позицию относительно обсуждаемой проблемы, будем учиться выслушивать мнение других, но иметь право не соглашаться с ним.

  1. Изучение нового материала

Стадия « Вызов»

            2.1.    Выполнение задания, предложенного учителем.

      - Давайте прочитаем еще раз предложенную тему, подумаем по поводу предложенной темы и запишем свои соображения в тетрадь. Важно записать все, что придет на ум, и как можно больше.

2.2 Работа в парах. Высказывание своих суждений, их запись на доске.

- Познакомьтесь с записями друг друга, обменяйтесь мнениями. Если возникли разногласия, запишите их. Прочтите свои записи, я их зафиксирую на доске. У вас есть разногласия? Обязательно запишем их.

                2.3 Самостоятельное выделение наиболее важных суждений, объединение их в группы с обязательным обоснованием.        

                         

2..4  Составление рассказа.

         - Ребята, я называю вам тему и ключевые фразы, используя их, вы должны составить свой собственный рассказ и записать его в тетрадь.

     ( Тема « Служебные части речи». Все части речи делятся на …группы. Самостоятельные части речи называют предметы, .…и являются членами предложения, а служебные части речи не являются…

   Служебные части речи - это… Они не называют ни …Они связывают самостоятельные слова в…, а также вносят в предложение…оттенки.

     Предлоги употребляются с… Чтобы отличить предлог от приставки, надо помнить…

 Предлоги не являются самостоятельными…, но могут входить в состав…

   Союзы связывают… Перед союзом ставится запятая, если…; запятая не ставится, если союз соединяет…

     НЕ,БЫ, РАЗВЕ, НЕУЖЕЛИ, ЖЕ - это..

   Частицы придают различные оттенки…или всему предложению в целом).

Стадия « Осмысление»

2.5. Чтение предложенного текста.

    -   Читаем текст, делая пометки на полях:  (В.В.Бабайцева.Теория.5-9 кл.Пар.№ 9-12,68)

-Давайте прервем чтение и ответим на вопросы. Потом продолжим работу.

Вопросы для активизации внимания:

  1. На какой фразе вы закончили чтение?
  2. Как вы считаете, о чем речь пойдет дальше?
  3. Какие могут у вас вызвать ассоциации слова «предлог»,«союз», «частица»?

Пометки:

           «*»  - то, что читаете , соответствует тому, что вы уже знаете или думаете, что знаете, с чем вы согласны,

          «-»-  ( минус) – вы не согласны с тем, что читаете;

          « +»    ( плюс)  - то, что читаете , является для вас новым;

           «?» ( знак вопроса) – то, что читаете, непонятно, или вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.

2.6. Сопоставление текстов. Систематизация и обобщение полученных знаний. Использование таблицы.

-Ребята, давайте обобщим смысл прочитанного, сформулируем суждения. ( Обмен мнениями в форме дискуссии)

3. Выводы.       Стадия « Рефлексия»

     - Какие вы можете задать себе вопросы после данной части урока?

      ( Что я понял? Чему научился? Что буду делать иначе?)

           Учитель: Что в результате работы выяснили? Что узнали нового?          

                                 Тест по теме « Служебные части речи»

                   

           1.Называются служебными, потому что;

                 А. обслуживают самостоятельные слова;

                 Б.. служат для названия предметов;

                 В. не являются членами предложения.

                2.Служебная часть речи, которая выражает зависимость существительных, числительных и местоимений от других слов в словосочетании и предложении:

                     А. союз;

                     Б. предлог;

                     В.частица.

               

                  3.   Пишется раздельно:

               А. ( не)годовать;

               Б.  ( не) бывать;

               В.  ( не) было.

           4.  Какая часть речи придает различные оттенки значения  членам предложения или всему предложению в целом:

               А. союз;

               Б. частица;

               В  предлог.

           5.   Запятая перед союзами А, НО, ЧТО, КОГДА, ЕСЛИ ставится, если союз соединяет :

             А. предлоги со словами;

             Б. запятая ставится всегда;

             В. запятая не ставится.

  6  Частицы БЫ (Б), ЛИ (ЛЬ), ЖЕ (Ж) пишутся с другими словами :

              А. раздельно;

              Б. слитно;

              В  через черточку.

  7  Неужели это непонятно Вам ?

    В предложении выделенное слово является :

              А. предлогом;

              Б. союзом;

              В. частицей.

 8.  Предлоги ИЗ(ЗА), ИЗ( ПОД) пишутся :

              А. через черточку;

              Б. слитно;

              В. раздельно.

9.  Мы устали, но  все равно добрались до вершины.

     Запятая в предложении ставится, потому что:

             А. предложение простое, осложнено однородными членами;

             Б. предложение сложное;

             В. это словосочетание.

10.  Солнце садилось в травы, в туманы и росы, и шум поезда не мог заглушить птичьего щелканья и перелива в кустах со стороны полотна.

       В предложении :

             А. 7 служебных слов,

             Б. 8 служебных слов; В. 6 служебных слов.



Предварительный просмотр:

Урок русского языка 7 класс

Тип  Урок усвоения нового материала

Тема:  Правописание предлогов ( 1-й урок)

Цель : Формировать умение разграничивать производные предлоги и омонимичные части речи,

 учить правильно писать производные предлоги;

давать возможность размышлять, высказывать любые мнения;

прививать интерес к предмету.

План урока

1 Стадия « Вызов»

- обдумывание и запись своих мыслей по предложенной теме;

- обмен мнениями, обсуждение разногласий;

- выделение наиболее важных моментов с точки зрения обсуждаемой проблемы.

- объединение  суждений в группы.

2. Составление своего собственного рассказа с использованием заранее данных опор.

Стадия « Осмысление»

- работа с текстом;

- обобщение смысла прочитанного;

-  сопоставление со своими собственными суждениями;

- выводы.

  1. Стадия « Рефлексия»

Ход урока

Стадия « Вызов»

  1. Изучение нового материала

1.1 Обдумывание и запись своих мыслей.

-Ребята, на уроке мы будем работать по заявленной теме. Вспомним, какая часть речи называется предлогом, что знаем об употреблении и правописании предлогов, запишем все .  

       1.2. Обмен мнениями в парах.

       -   Познакомьте друг друга со своими записями, запишите то, с чем вы не согласны. Обсудим суждения,  которые вызвали разногласия.

         1.3. Составление своего текста по данной теме с использованием опор, данных учителем.

             Опора- подсказка

     Непроизводные предлоги: …,… . ( в, над, у, к, с, от, по, под, для,…)

     Производными называются те предлоги, которые образованы от…(других частей речи)

     Производные предлоги пишутся слитно или раздельно. Приведем пример:

вместо, в продолжение, …, …, …, …,…..

 Производные предлоги надо отличать от омонимичных слов.

Пример.

    Находиться (где?) вблизи ( наречие );

    Находится ( вблизи от чего? ) от дома ( предлог ).

    Находиться ( около = вблизи = у ) дома

    Договорились (насчет = об) экскурсии

    Деньги поступили на  (мой) счет.

Между существительным и предлогом  можно поставить…( вопрос) или вставить… (прилагательное, местоимение). Предлог обязательно включается …(в падежный вопрос).

Производный предлог может быть чаще всего заменен…( непроизводным или другим производным предлогом ).

Стадия « Осмысление»

  1. Чтение текста

    –Читаем текст , заполняя при этом таблицу. ( « Знаю», « Хочу знать», « Узнал новое», « Вопросы» ).

( На стадии «Осмысление» рекомендуется переключить внимание учащихся с целю активизации мышления. Могут быть даны вопросы следующего характера:

-правильно ли написано  выражение «иметь в виду »?;

- чем похож на деепричастие  предлог « благодаря » ?;

- на что указывают целевые предлоги? ).

              2. Сравнивание  обобщений на основе прочитанного и ранее составленного  текста.

             3.  Итог. Систематизация и обобщение знаний.

             

           Стадия « Рефлексия»

         - Ребята, какие вы можете задать себе вопросы после изучения данного материала?

( Что нового узнали?  На каком этапе работы испытывали трудности ? Что буду делать по-другому после получения новых знаний ?)

          - Спасибо за сотрудничество. Ответьте, пожалуйста, письменно на вопрос « Чему я научился на уроке?»



Предварительный просмотр:

                                Урок русского языка

                                             / 8 класс/

                            Пояснительная записка

Развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий составляет цель и основной результат нового образования.

  Урок русского языка / 8 класс. Тема «Тире между подлежащим и сказуемым»/  разработан в соответствии с вышеизложенным.

  В течение урока ученики работают самостоятельно, учитель корректирует действия  учеников, дает возможность каждому ребенку проявить себя, закрепиться в социуме.

Характер заданий интересен для учащихся.

Разные точки зрения создают условия для активной дискуссии, в ходе которой учащиеся учатся высказывать свое мнение, выслушивать другую точку зрения, принимать ее, если она окажется правильной.

Представлена работа в парах, группах. В течение урока обсуждается объем работ, распределяется работа, осуществляется контроль друг друга.

 Представлен результат совместной работы.

За работу каждому учащемуся выставлена оценка.

Урок русского языка / 8 класс/

                Тема: Тире между подлежащим и сказуемым

Тип урока. Урок открытия новых знаний

Цели:

-развитие культуры общения в различных видах речевой деятельности;

-развитие речи;

- интерес к обучению.

Задачи:

- учить выделять грамматическую основу;

- понимать отличие простых предложений от сложных;

- определять способы выражения подлежащего и сказуемого;

- развивать орфографическую и  пунктационную  зоркость.

                                           Ход урока

1. Организационный момент.

2. Создание проблемной ситуации.

Дается задание, которое заставляет искать правильный ответ. /Работа в парах/

 Найдите грамматическую основу, расставьте недостающие знаки препинания. Выскажите свое мнение по поводу проделанной вами работы.

/УУД-ЛИЧНОСТНЫЕ/

 Сентябрь первый месяц осени. Превосходная должность быть на земле человеком! /М. Горький./. Книга это источник знаний. Пруд как стекло. Пруд как стекло блестит на солнце. Заяц самое робкое и беззащитное творение.         /С. Аксаков./ Шесть и четыре десять. Сердце не камень. Хорошо учиться наша задача. Охранять природу значит охранять родину. /М. Пришвин./

/УУД-КОММУНИКАТИВНЫЕ/

/Запись текста под диктовку учителя с одновременным объяснением орфограмм учащимися /

3. Актуализация изученного материала.

УУД-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ

-Что мы знаем по этой теме? Кто помнит материал?

   Воспроизведение изученного ранее материала по памяти / 5 класс. Пар.17 "Главные члены предложения"/

Слабоуспевающие уч. Задание: повторить материал пар.17

Какой материал будет изучен на уроке? Запишем тему.

Почему не смогли выполнить все задания?

 4.Открытие новых знаний. /Работа в группах/

 /УУД-РЕГУЛЯТИВНЫЕ/

В чем испытываете затруднения? Ваша версия решения вопроса?

Надо ли ставить тире во всех записанных предложениях или нет?

Составьте схемы.

Проверьте свои рассуждения.

- Ознакомление с теоритическим материалом /8 класс, п.1074." Тире между подлежащим и сказуемым"/

Вопрос учителя:

-Весь ли теоретический материал отражен в предложениях, предложенных учителем?  Добавьте свои примеры.

- Составление развернутого ответа по теме с использованием записанных учениками примеров  из учебника / «Русский язык. Практика. 8 класс. Упр.128,130,131 »/

Слабоуспевающие уч-ся. Задание: по памяти составить схемы по теме /после разбора и записи примеров в группах. /Схемы проверяются руководителем  и учителем. Вопросы для самооценки:

- какое было задание?

-получил результат?

- самостоятельно или с помощью?

- правильно все делал или ошибся?

- поставь себе оценку.

Выступления учащихся. Самооценка+ оценка учителя

5.Домашнее задание .

       1 группа  /Сл./п.174-пересказ, упр.№128

       2 группа  / С./ Придумать и записать рассказ на тему «Сентябрь - первый месяц  осени» с учетом полученных знаний.  

 

6. Рефлексия.  / листы на партах/

   Сегодня я узнал…

Было трудно…

Теперь я могу…

Я понял/а/…

У меня получилось…

Было интересно…

Меня удивило…

Мне захотелось…

Я думаю, что…

                                        Заключение

На уроке учащиеся получили возможность углубить знания по теме, формулировали свою собственную позицию. Учились планировать свои действия в связи с поставленной задачей, осуществляли поиск необходимой информации, строили сообщения, делали выводы, самостоятельно оценивали свои знания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока русского языка в 10 классе "Духовно-нравственное воспитание на уроке русского языка "

Данная разработка содержит материал из романа Д.Гранина "Мой лейтенант"...

Разработка урока русского языка в 10 классе "Лексические нормы русского литературного языка"

Данный урок помогает привить навык точной, ясной, грамотной речи; расширить словарный запас учащихся; помогает подготовиться к ЕГЭ по русскому языку; воспитывает стремление к правильности и точности р...

Методическая разработка урока русского языка в 7 классе (Опыт исследовательской работы на уроках русского языка)

Урок   русского языка в 7 классе "Одна  и  две  буквы  Н  в  суффиксах  страдательных  причастий  прошедшего  времени  и  отглагольных ...

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Сочинение по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине» (межпредметные связи: русский язык, литература, ИЗО, музыка)

Осуществляется тесная связь между предметами гуманитарного цикла: русским языком,  литературой,  ИЗО  и  музыкой.  При развитии творческого мышления эффективной оказывается ра...

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Как пополняется словарный состав русского языка" (УМК Разумовская)

Данная методическая разработка относится к разделу "Лексика", изучаемому в 5 классе, поэтому конспект урока может быть использован педагогами, работающими по другим УМК....

Методическая разработка урока русского языка "Жемчужины" русского языка"

Предлагаемый урок по теме «Жемчужины» русского языка» разработан для учащихся 6 класса (М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская «Русский язык» 6 класс). Урок  рассчитан на 1 академический час. Данный...

Учебно-методическая разработка урока русского языка Тема: Склонение числительных, обозначающих целые числа (Опыт моделирования учебной информации на уроках русского языка в 6 классе)

В разработке  представлен  опыт моделирования учебной информации при изучении особенностей склонения  количественных числительных, обозначающих целые числа.В основе работы на уроке лежи...