Рабочая учебная программа предмета "Русский язык" для профессии "Повар, кондитер"
рабочая программа по русскому языку (10 класс) по теме

Бондарькова Татьяна Викторовна

Рабочая учебная программа  предназначена для изучения русского языка при подготовке квалифицированных рабочих по профессии  "Повар, кондитер". Программа рассчитана на 78 часов:

 на первом курсе - 40 часов,  на втором - 38 часов. Программа включает тематическое планирование и содержание учебного предмета.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_russkomu_yazyku.doc230.5 КБ

Предварительный просмотр:

БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

  УЧРЕЖДЕНИЕ  ОМСКОЙ  ОБЛАСТИ

НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ № 33» Г. НАЗЫВАЕВСКА

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

ПРЕДМЕТА  «РУССКИЙ ЯЗЫК»

для профессии  шифр 260. 807. 01

«Повар, кондитер»

г. Называевск

                                                      2011год

Составлено в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом и программой для общеобразовательных учреждений

Составитель _______________                               ___________________

                         /подпись/                                          /расшифровка подписи/

«______» __________ 2011 год

Согласовано                                                                         Согласовано

Зам. директора по ООД                                         Протокол методической  

_________    __________________                        комиссии от__________№___

/подпись/     /расшифровка подписи/

«_____» ____________ 2011 год

Утверждаю

Директор БОУ НПО «ПУ №33»

________      _________________

/подпись/      /расшифровка подписи/

«____»     _____________ 2011 год

Рецензенты

_______________________           ________________    ____________________

/наименование должности/                   /подпись/           /расшифровка подписи/                        

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

Рабочая учебная программа по предмету «Русский язык » предназначена для изучения русского языка при подготовке квалифицированных рабочих по профессии 260.807.01 «Повар, кондитер» со сроком обучения 2,5 года. Основу программы составляет содержание, согласованное с требованиями Закона Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992г. №3266-1, приказами Минобразования России от 5 марта 2004г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» и от 9 марта 2004г. №1312 «Об утверждении федерального Базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования», письма Министерства образования и науки РФ от 29.05.2007г. №03-1180, примерных программ учебных дисциплин для профессий НПО и СПО – 2008г., одобренных ФГУ «ФИРО» и Директором Департамента государственной политики нормативно-правового регулирования в сфере образования (апрель 2008г.), письма Министерства образования РФ № 329/19-12 от 12.07.2001года «О преподавании общеобразовательных предметов и проведении итоговой аттестации по общеобразовательным предметам в образовательных учреждениях начального профессионального образования в 2001 – 2002 учебном году», приказа Министерства общего и профессионального образования РФ №56 от 30.06.1999года «Об утверждении обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования»  и примерной программы по русскому языку (авторы учебника А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова).

         Учебный предмет русский язык входит в цикл гуманитарных дисциплин, представляет образовательную область «Филологию». Программа ориентирована на достижение следующих целей:

  • воспитание формирования представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
  • дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития;
  • освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и её разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
  • овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка;
  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.

Рабочая программа по русскому языку рассчитана на 78 часов: на первом курсе – 40 часов, на втором курсе – 38 часов.

         Содержание программы структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим у обучающихся развиваются и совершенствуются коммуникативная, языковая, лингвистическая  и культуроведческая компетенции. В учебном процессе  формирование их происходит при изучении любой темы, поскольку все виды компетенций взаимосвязаны.

         Коммуникативная компетенция формируется не только при освоении раздела «Язык и речь», но и при изучении фонетики, лексики, словообразования, морфологии, синтаксиса, поскольку при изучении названных разделов большое внимание уделяется употреблению единиц языка в речи. Через все разделы курса проходят две содержательные линии – овладение обучающимися нормами русского языка и овладение изобразительно-выразительными возможностями единиц русского языка разных уровней. Совершенствованию речевых навыков и культуры речи способствует подготовка обучающимися устных выступлений, рефератов, информационная переработка текста. Параллельно продолжается работа по стабилизации и обогащению орфографических и пунктуационных умений и навыков обучающихся: анализ орфограмм с точки зрения принципов русской орфографии, выделение типов орфограмм, группировка слов и словосочетаний по орфографическому признаку, анализ пунктограмм с учетом принципов русской пунктуации. Работа по правописанию носит попутный характер, в форме записей текстов, необходимых для овладения стилями речи и анализируемых не только с точки зрения их орфографического и пунктуационного оформления, а, следовательно, и словообразовательной, морфологической, синтаксической структуры речевых единиц.

        Языковая и лингвистическая компетенции формируются в процессе систематизации знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладения основными нормами русского литературного языка, умения пользоваться различными лингвистическими словарями, обогащения словарного запаса и грамматического строя речи обучающихся.

          Формирование культуроведческой компетенции проходит в процессе работы над специально подобранными текстами, отражающими традиции, быт, культуру русского и других народов. Русский язык, как средство познания действительности, тесно связан с образовательными областями «Обществознание», что способствует  развитию абстрактного мышления обучающихся,  воображения, формирует навыки самообразования и самореализации личности. Особое значение придаётся изучению профессиональной лексики, терминологии и потребности обучающихся обращаться к справочной литературе. Содержание программы ориентировано на синтез языкового, речемыслительного и духовного развития человека.

           Развитие речи, его содержание и формы определяются сближением курса русского языка с литературой. Курс литературы предоставляет обильный материал по художественному стилю: это образцовые тексты. Язык художественной литературы, художественный стиль представляют образец использования слова, построения словосочетания,  предложения, текста, служат первоосновой для овладения всеми другими стилями.

          В программе особое внимание уделяется усвоению функциональных стилей речи и особенностям употребления языковых единиц в соответствии с речевой ситуацией. Это диктуется практическими потребностями, возникающими у выпускников в связи с окончанием ОУ и вступлением в самостоятельную жизнь. Работа на занятиях направлена как на ознакомление, так и на практическое овладение научным, публицистическим,  художественным и официально-деловым стилями речи, их основополагающими элементами, некоторыми жанрами названных стилей.

В результате изучения учебной дисциплины «Русский язык» обучающийся должен:

знать/понимать

  • связь языка и истории, культуры русского и других народов;
  • смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
  • основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
  • орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

уметь

  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления;
  • анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
  • проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей;

аудирование и чтение

  • использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
  • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации;

говорение и письмо

  • создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
  • соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
  • соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
  • использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
  • совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному общению; самообразования и  участия в производственной, культурной и  общественной жизни государства.

Изучение материала ведётся в форме теоретических и практических занятий, ведущими методами обучения являются словесно-наглядные и практические. Для закрепления теоретических и приобретённых практических знаний (умений) предусмотрено выполнение творческих, самостоятельных работ.

Для проверки знаний обучающихся используются следующие формы контроля: входной, рубежный – в форме тестирования, диктантов, речеведческого анализа текста, итоговый контроль – в форме государственной итоговой аттестации.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ  РУССКОГО ЯЗЫКА

(первый курс группа № 14 по профессии 260.807.01 «Повар, кондитер»)


урока

                         

                         Тема

Кол-во

часов

Формы

контроля


Введение. Общие сведения о языке.


2 часа

1

Язык как система. История развития русского языка.

1

2

Место и назначение русского языка в современном мире. Наука о русском языке.

1

По упр.267

Заполнение таблицы составленным планом и подобранными к нему тезисами.


Фонетика. Орфоэпия. Орфография.


5 часов

3

Звуковой состав языка. Обозначение мягкости согласных на письме.

1

4

Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке.

1

5

Фонетический анализ речи.

1

6

Входной контроль

1 час

Диктант с

грамматическим заданием

7

Написания, подчиняющиеся морфологическому, фонетическому и традиционному принципу русской орфографии.

1

8

Проверочная работа.

1

По материалу

упр. 28

Лексика и фразеология

5 часов

9

Многозначность слова. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы, их употребление в речи

1

10

Лексика с точки зрения её происхождения.

1

11

Активный и пассивный словарный запас, сферы употребления слов.

1


12


Фразеологизмы, особенности их употребления. Работа со словарями.


1


13


Лексический анализ текста с решением тестовых задач.


1


Зачетное занятие


Морфемика и словообразование. Грамматика.


3 часа

14

Морфемный состав и анализ слова.

Правописание гласных после шипящих и ц.

1

15

Способы  образования слов. Морфологический и неморфологический способы словообразования.

1

16

Выразительные средства словообразования. Правописание корней с чередованием гласных.

1

Тестирование


Морфология и орфография.


10 часов


17

Самостоятельные части речи

Классификация частей речи. Значение и грамматические признаки именных частей речи.


1

18

Морфологический разбор именных частей речи.

1

19

Трудные вопросы правописания окончаний,  суффиксов существительных и прилагательных.

1

20

Глагол. Морфологический разбор. Правописание суффиксов и личных окончаний глагола.

1

21

Причастие и деепричастие.

1

Проверочная работа

22

Правописание наречий.

1


23


Мягкий знак на конце слов после шипящих.


1



24


Служебные части речи

Морфологический анализ предлога, союза, частицы. Правописание не и ни с разными частями речи.



1

25


Слитные, дефисные и раздельные написания разных частей речи.

1


26

Контрольный диктант

1

Контрольный диктант


Синтаксис и пунктуация


6 часов

27

Словосочетание как синтаксическая единица.

1

28

Простое предложение. Тире между подлежащим и сказуемым.

1

29

Осложнённое простое предложение.

1

30

Осложнённое простое предложение.

1


31


Прямая речь. Диалог.


1

32

Способы передачи прямой речи косвенной.

Контрольное списывание


Текст


8 часов

33

Понятие о тексте. Признаки текста.

1


34


Способы и средства связи между частями текста.


1


35


Функционально-смысловые типы речи. Повествование.


1

36

Описание.

1

Р.р. Упр.308

Сочинение-миниатюра.

37

Рассуждение  

1

Р.р. По упр.314 или 316 (по выбору) – написание сочинения-миниатюры.


38


Функциональные стили речи.


1


39-40


Речеведческий анализ текста


2


Анализ текста


Всего на первом курсе


40 часов

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ  РУССКОГО ЯЗЫКА

( второй курс по профессии 260.807.01 «Повар, кондитер» )


урока

Тема

Кол-во

часов

Формы

контроля


Речь.  Работа с текстом.

4 часа

41

Язык и речь.

1

42- 43

Текст и виды его преобразования.

2

44

Практическая работа. Аннотация. Рецензия.

1

Практическая работа

Синтаксис и пунктуация

10 часов


45


Сложное предложение, его виды. Сложносочинённое предложение.


1


46–47


Основные группы сложноподчиненных предложений.


2

48

Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными.

1

49

Сложное бессоюзное предложение.

1

50

Сложное предложение с различными видами связи.

1

51

Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь.

1

52

Цитаты и знаки препинания при них.

1

53

Принципы русской пунктуации. Знаки препинания и их употребление.

1

54

Контрольный диктант

1

Диктант

Стили речи

23 часа

55

Основные признаки научного стиля.

1

56

Лексические особенности научного стиля.

1


57


Морфологические и синтаксические особенности научного стиля.


1



58


Особенности публицистического стиля и средства эмоциональной  выразительности.


1


59


Жанры публицистического стиля. Очерк.


1


60


Эссе.


1


Эссе


61


Устное выступление. Доклад.


1

62

Дискуссия на тему: «Роль женщины в семье и современном обществе».

1

Устное высказывание

63-64

Р.р. Изложение публицистического стиля с элементами сочинения и его анализ.

2

Изложение с

элементами

сочинения

65

Официально-деловой  стиль речи.

1

66-67

Деловые бумаги.

2

Редактирование

68-69

Урок-семинар «Разговорный стиль речи».

2

70

Зачетное занятие

1

Зачет

71

Общая характеристика художественного стиля.

1

72-73

Виды тропов и стилистических фигур.

2

1.Сообщения обучающихся.

2.Сочинение-миниатюра


74-75


Анализ лирического произведения.


2


Практическое занятие


76-77


Контрольное сочинение по теме          « Восприятие, истолкование и оценка стихотворения …» (по выбору обучающихся).


2


Контрольное

сочинение


78


Обобщающее повторение


1 час


Комплексный анализ текста

Всего на втором курсе

38 часов

Итого

78 часов

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

1. Введение. Общие сведения о языке. ( 2 часа)

1.1 Язык как система. История развития русского языка.

Язык и общество. Язык и культура. Язык и история народа. Три периода в истории русского языка: период выделения восточных славян из общеславянского единства и принятие христианства; период возникновения языка великорусской народности в ХУ – ХУП вв.; период выработки норм русского национального языка.

Обучающийся должен знать:

- связь между происхождением языка и появлением человеческого общества;

- понятия «язык» и «народ»;

- периоды в истории развития русского языка.

Уметь:

- соотносить понятия «период» и «возникновение языка»;

- отрабатывать навыки правописания безударных гласных проверяемых и непроверяемых, а также синтаксические умения анализировать предложение.

1.2 Место и назначение русского языка в современном мире. Наука о русском языке.

Русский язык в современном мире: в международном общении, в межнациональном общении. Функции русского языка как учебного предмета. Активные процессы в русском языке на современном этапе. Проблемы экологии языка.

Знать:

- основные функции русского языка в современном мире;

- какое место занимает русский язык среди языков мира;

- стилистические функции устаревших форм слова.

Уметь:

- создавать сообщения по заданному высказыванию;

- составлять план и формулировать тезисы по теме «Русский язык: история и современность»;

- анализировать авторский текст.

2.Фонетика. Орфоэпия. Орфография. (5 часов )

2.1 Звуковой состав языка. Обозначение мягкости согласных на письме.

Понятия фонемы, открытого и закрытого слога. Особенности русского словесного ударения. Разделительные Ъ и Ь.

2.2 Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке.

Логическое ударение. Роль ударения в стихотворной речи. Выразительные средства русской фонетики. Преодоление произносительных недочетов и индивидуальных нарушений орфоэпической нормы.

2.3 Фонетический анализ речи.

Фонетический разбор с элементами анализа орфографических трудностей.

Закрепление навыков фонетического разбора. Фонетическая транскрипция.

Знать:

- особенности русского ударения;

- нормы произнесения гласных звуков;

- нормы произнесения согласных звуков;

- порядок фонетического разбора.

Уметь:

- выделять в слове звуковой и фонемный состав;

- делить слова на слоги и давать слогам характеристику;

- анализировать фонетические приёмы, являющиеся средствами  выразитель-

  ности языка;                      

- производить полный фонетический анализ слов.

2.4 Написания, подчиняющиеся морфологическому, фонетическому, традиционному принципам русской орфографии.

Определение орфографии. Правила, устанавливающие написание значимых частей слова. Отступления от морфологического принципа – исторические чередования, фонетические мены. Слитные, раздельные и дефисные написания слов. Употребление прописных букв. Правила переноса. Орфограммы-гласные в корне. Орфограммы-согласные в корне. Закрепление навыков фонетического разбора. Фонетическая транскрипция.

Знать:

- основные нормы русского литературного языка (грамматические, орфографические)

Уметь:

- опознавать языковые единицы, проводить различные виды анализа;

- соблюдать в практике письма основные правила орфографии;

- составлять словарный диктант на повторяемые орфограммы.

2.5 Проверочная работа

Знать:

-определение терминов: орфография, орфограмма, правописание, транскрипция;

- виды правил, которые включает  в себя орфография.

Уметь:

- объяснять правописание слов в соответствии с орфографическими принципами;

- выполнять фонетическую транскрипцию.

3. Входной контроль.  (1 час)

Диктант с грамматическим заданием.

4. Лексика и фразеология. (5 часов)

4.1 Однозначность и многозначность слова.

Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы, их употребление в речи.

Лексическая система русского языка. Систематизация изученного ранее по теме «Однозначные и многозначные слова». Прямое и переносное значение. Разграничение лексических и грамматических значений слова.

Тропы как выразительные средства языка. Фигуры речи как выразительные средства языка. Работа со статьями толкового  словаря.

Расширение знаний об омонимах и синонимах. Контекстуальные синонимы и антонимы.

Изобразительные возможности синонимов, антонимов, паронимов, омонимов. Градация. Антитеза. Оксюморон. (Используются тексты изучаемых литературных произведений и дополнительные пособия).

Знать:

- смысл понятий речь устная и письменная, сфера и ситуация речевого общения;

- специфику смысловых отношений между словами,

- метафора, метонимия, синекдоха, эпитет, гипербола.

Уметь:

- определять прямое и переносное значение слов;

- значение многозначного слова, соответствующее ситуации;

- осуществлять речевой самоконтроль;

- пользоваться толковым словарем,

- определять синонимы, антонимы, омонимы, паронимы, их значение в контексте.

Расширение знаний об омонимах и синонимах. Контекстуальные синонимы и антонимы.

Изобразительные возможности синонимов, антонимов, паронимов, омонимов. Градация. Антитеза. Оксюморон. (Используются тексты изучаемых литературных произведений и дополнительные пособия).

4.2.Лексика с точки зрения её происхождения.

Два пласта слов в словарном составе русского языка в зависимости от происхождения: лексика  исконно русская и заимствованная. Подразделение исконно-русских слов на три группы: слова общеславянские, восточнославянские (или древнерусские) и собственно русские.

Заимствованные слова: старославянизмы и слова из других языков.

Знать:

- понятие заимствованные слова;

- пути проникновения заимствованных слов в язык и речь.

Уметь:

- определять заимствованные слова в тексте;

- уместно употреблять заимствованные слова в речи;

- извлекать информацию из различных источников;

-свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой.

4.3. Активный и пассивный словарный запас. Сферы употребления слов.

Активная и пассивная лексика русского литературного языка; архаизмы, историзмы, неологизмы; индивидуальные новообразования,  использование их в художественной речи.

Русская лексика с точки зрения сферы её употребления: диалектизмы, специальная лексика (профессионализмы, термины), жаргонизмы. Межстилевая лексика, разговорно-бытовая, книжная. Лексика товарно-рыночных отношений.

Толкование слов, в том числе лингвистических, литературоведческих и других научных терминов; способы толкования слов. Группировка слов по тематическому признаку.

Знать:

- системные отношения в лексике;

- особенности лексики с точки зрения её происхождения, активного и пассивного запаса;

- отличие архаизмов от историзмов.

Уметь:

- выполнять лексико-грамматический разбор слов;

- находить авторские неологизмы.

4.4. Фразеологизмы, особенности их употребления.

Русская фразеология. Крылатые слова, пословицы и поговорки.

Различение свободных и несвободных словосочетаний. Понятие фразеологизма в его узком и широком значениях. Сходство и различие фразеологизма  и слова.

Происхождение фразеологизмов: исконно русские; заимствованные; старославянского происхождения. Их стилистическая окраска, нормативное употребление в соответствии со значением и стилистическими свойствами. Сочетание выполняемых по фразеологии упражнений с тренировкой по орфографии и пунктуации.

Знать:

- фразеологические единицы русского языка;

- источники происхождения фразеологизмов.

Уметь:

- различать свободные и несвободные сочетания;

- использовать фразеологизмы в устной и письменной речи в соответствии с лексическими нормами.

4.5. Лексический анализ текста с решением тестовых задач.

Зачетное занятие

Знать:

- основные нормы русского литературного языка.

- основные признаки слова;

- способы переноса значений слов;

- изобразительно-выразительные средства, основанные на многозначности слова;

- сходство и различие омонимии и полисемии;

- фонетические и морфологические признаки старославянизмов;

- отличительные признаки, по которым разграничивается лексика с точки зрения  сферы употребления;

- понятия: диалекты, термины, профессиональные слова, жаргонизмы, просторечия;

- что общего и в чём различие между лексикологией и фразеологией;

- отличительные признаки фразеологизмов;

- классификацию словарей.

Уметь:

- применять изученные орфограммы;

- соблюдать основные правила русского языка.

- выделять в слове лексическое и грамматическое значения;

- определять способ переноса наименования;

- разграничивать многозначные слова, омонимы и синонимы;

- выделять синонимы, антонимы, омонимы в тексте и определять их вид (тип);

- подбирать к заимствованным словам русские синонимы;

- характеризовать слова с точки зрения сферы употребления, разграничивать историзмы, архаизмы и неологизмы, находить в художественном тексте диалектизмы;

- определять стилистическую принадлежность фразеологизмов, выделять их в речи;

- употреблять слово в свободных сочетаниях и в составе фразеологизма, уметь выделять и разграничивать фразеологизмы-синонимы и фразеологизмы-антонимы;

- работать со словарем.

5.Морфемика и словообразование. Грамматика. (3 часа)

5.1 Морфемный состав и анализ слова. Правописание гласных после шипящих и Ц.

Обобщающее повторение ранее изученного. Понятия морфемики, морфемы как единицы языка, многозначности морфем, морфемной синонимии и антонимии. Правописание о-ё после шипящих и ц в корнях, суффиксах и окончаниях имен существительных и прилагательных.

Морфемный разбор слова. Употребление приставок в разных стилях речи. Употребление суффиксов в разных стилях речи. Речевые ошибки, связанные с неоправданным повтором однокоренных слов.

Знать:

- виды морфем;

- морфемный принцип написания слов;

- правила правописания  гласных после шипящих и ц;

- правила правописания приставок, не изменяющихся на письме;

Уметь:

- выделять в слове основу, окончание, обоснованно выделять корневую морфему в  слове;

- определять грамматическое значение слова по окончанию, разграничивать слова с нулевым окончанием и состоящих только из основы;

- выделять формообразующие суффиксы, не входящие в основу слова;

- выделять морфемный состав слова;

- применять правописные навыки, орфографический принцип написания слов.

5.2 Способы словообразования.  Правописание безударных и чередующихся гласных.

Способы словообразования. Морфологический и неморфологический способы словообразования. Словообразовательный анализ как одно из средств овладения орфографическими нормами. Словообразование знаменательных частей речи. Использование приёмов аналогии и противопоставления. Выразительные словообразовательные средства. Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов. Понятие об этимологии. Словообразовательный анализ.

Знать:

- способы образования новых слов,

- основные условия правописания корней  чередующимися гласными и согласными звуками;

- правила правописания  приставок на з и  (с) и приставок пре- и при-.

Уметь:

- проводить морфемный и словообразовательный анализы слов, подбирать слова по заданным схемам.

5.3 Выразительные средства словообразования. Правописание корней с чередованием  гласных.

Совершенствование навыков правописания корней с чередованием гласных.

6. Морфология и орфография. (10 часов)

Самостоятельные части речи

6.1 Классификация частей речи. Значение и грамматические признаки именных частей речи.

 Отличительные особенности знаменательных и служебных частей речи.

Общее грамматическое значение, грамматические формы и синтаксические функции частей речи. Нормативное употребление форм слова. Имя существительное. Имя прилагательное. Числительные. Местоимение.

Знать:

- классификацию частей речи;

- критерии выделения частей речи- переходные явления в области частей речи.

Уметь:

- определять части речи и обосновывать свой выбор;

- характеризовать части речи по основным признакам;

6.2 Морфологический разбор именных частей речи.

Порядок морфологического разбора имени существительного, имени прилагательного, местоимения.

Знать:

- порядок разбора именных частей речи.

Уметь:

- выполнять морфологический разбор.

6.3 Трудные вопросы правописания окончаний, суффиксов существительных и прилагательных.

Закрепление навыков правописания –н- и –нн- в суффиксах существительных, прилагательных. Алгоритм «е – и в окончаниях существительных разных склонений» оформляется в форме таблицы.

Знать:

- орфографические нормы;

- принципы русской орфографии.

Уметь:

-выполнять морфологический разбор именных самостоятельных частей речи;

- уметь писать слова в соответствии с орфографическими нормами.

6.4 Глагол. Морфологический анализ. Правописание суффиксов и личных окончаний глагола.

Грамматические категории глагола (вид, переходность, наклонение). Правописание безударных гласных в суффиксах глаголов. Правописание личных окончаний глаголов. Глаголы на –тся, -ться.

Знать:

- общее грамматическое значение;

- морфологические признаки;

- синтаксическую роль глагола.

Уметь:

- находить глаголы в тексте, определять их синтаксическую роль в предложении;

- определять спряжение глаголов с безударным личным окончанием;

- различать по вопросу личную и неопределенную форму глагола.

6.5 Причастие и деепричастие.

Сочетание признаков глагола и прилагательного, глагола и наречия. Синтаксическая функция. Формообразующие суффиксы. Морфологический разбор. Гласные в суффиксах действительных и страдательных причастий настоящего времени.

Знать:

- общее грамматическое значение, морфологические признаки ;

- синтаксическую роль;

- орфографию причастия и деепричастия.

Уметь:

- применять изученные орфографические правила;

- использовать изученные части речи в устной и письменной речи.

6.6 Правописание наречий.

Наречие как часть речи. Способы образования наречий. Разряды наречий по значению. Морфологический разбор. Слитное, раздельное, дефисное написание наречий. Правописание –н- /-нн- в наречиях.

Знать:

- общее грамматическое значение;

- морфологические признаки;

- синтаксическую роль;

- непроверяемые написания.

Уметь:

- находить наречия в тексте;

- определять синтаксическую роль в предложении.

6.7 Мягкий знак на конце слов после шипящих.

Правописание мягкого знака в различных частях речи ( существительное, прилагательное, глагол, наречие).

Знать:

- условия употребления – неупотребления мягкого знака после шипящих.

Уметь:

- применять изученные правила, пользоваться определенными способами по их применению.

                                  Служебные части речи

6.8 Морфологический анализ предлога, союза, частицы.

Правописание не и ни с разными частями речи.

Виды предлогов по структуре, по составу, по значению. Разряды союзов по значению. Разграничение предлогов и союзов от сходных с ними сочетаний знаменательных слов со служебными. Отличие союзов от других сочетаний. Морфологический разбор. Правописание предлогов.

Частица как служебная часть речи. Разряды частиц. Слитное написание не с существительными, прилагательными, наречиями, местоимениями и причастиями. Раздельное написание не .(Составление таблиц).

Различие приставки НИ   и слова НИ (частицы, союза). Правописание приставки НИ в отрицательных местоимениях и наречиях. Усилительная частица НИ. Частица НИ в составе повторяющегося соединительного союза НИ-НИ, в устойчивых сочетаниях, при союзных словах, связывающих придаточные предложения с главными (куда бы ни, где ни…).

6.9 Слитные, раздельные и дефисные  написания разных частей речи.

Слитные написания существительных с соединительными гласными о и е; существительных и прилагательных с иноязычными элементами анти,- авиа, био-, интер-, контр-, и т.д.; сложные существительные, первая часть которых является глаголом; сложные сущ-ные, прил-ные, наречия, первой частью которых является числительное в род. падеже; слова с полу-, пол-.

Раздельные написания предлогов с существительныими и местоимениями; словосочетаний, включающих наречия на –ски-; сложные прилагательные, в состав которого входит наречие.

Дефисные написания: сложные существительные, образованные без соед. гласной; сложные сущ-ные, в состав которых входят частицы, предлоги, союзы; названия единиц измерения; названия политических партий и их сторонников; биологические термины; названия промежуточных сторон света; сложные сущ-ные с иноязычными элементами вице-, лейб-, обер, унтер-, штабс-, экс-; сложные прилагательные, первой частью которых является числительное цифрами; имена собственные (написание определяется по словарю); неопределённые местоимения с приставкой кое-, суффиксами –то, -либо, -нибудь; прилагательные, образованные от сложных существительных, пишущихся через дефис, и образ. из равноправных слов со значение цвета.

6.10 Контрольный диктант

Знать:

- грамматические признаки разных частей речи;

- основные условия написания – н - и – нн- в суффиксах разных частей речи;

- правописание падежных окончаний и суффиксов имен существительных  и прилагательных;

- правила слитного и раздельного написания не и ни с разными частями речи;

- основные случаи раздельного написания частицы ни;

- правописание отрицательных местоимений.

Уметь:

-выполнять морфологический разбор знаменательных и служебных частей речи;

- правильно употреблять имена прилагательные в форме степеней сравнения и имена числительные разных разрядов в речи;

- работать с орфографическим словарём, словарём синонимов;

- пользоваться алгоритмом решения «НЕ слитно или раздельно»;

- готовить сообщение на тему «Слитное, раздельное и дефисное написание различных частей речи» (развитие монологической речи);

- объяснять употребление дефиса в словах.

7. Синтаксис и пунктуация. (6часов)

7.1 Словосочетание как синтаксическая единица.

Виды синтаксической связи.

Нормативное построение словосочетаний. Отличительные особенности словосочетаний со связью согласование/управление/ примыкание. Особенности употребления словосочетаний.

Знать:

- строение словосочетаний, отношения между компонентами словосочетания;

- отличия от слова и предложения;

- способы выражения.

Уметь:

- вычленять словосочетания из предложения;

- подбирать синонимичные словосочетания как средство выразительности речи;

- делать разбор словосочетаний.

7. 2 Простое предложение. Тире в простом предложении.

Главные члены предложения. Грамматическая основа простого предложения. Способы выражения подлежащего. Виды сказуемых и способы выражения сказуемых. Тире между подлежащим и сказуемым. Виды односоставных предложений.

Знать:

- виды предложений по цели высказывания и интонации;

- по наличию второстепенных членов;

- понятие односоставного предложения;

- способы выражения подлежащего и сказуемого.

Уметь:

- выполнять синтаксический разбор простого предложения.

7.3-4 Осложнённое простое предложение

Виды осложнения. Правила пунктуации при однородных членах предложения. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обобщающими словами при однородных членах предложения. Предложения с обращениями. Речевые формулы обращений, используемые в письменной речи. Вводные слова и предложения, знаки препинания при них. Пунктуационное выделение междометий, утвердительных, отрицательных, вопросительно-восклицательных слов.

Знать:

- постановку знаков препинания при однородных членах, соединенных и не соединенных союзами;

- определение обобщающих слов и правила постановки двоеточия и тире в предложениях с обобщающими словами;

- разновидности обращений, функцию обращений в устной и письменной речи и использование обращений в поэтической речи;

- понятие о вводных словах, их группы по значению, роль вводных слов и предложений в построении текста;

- роль междометий в предложении и  постановку знаков препинания.

Уметь:

- делать правильный выбор знаков препинания при однородных членах;

- читать предложения с однородными членами, соблюдая правильную интонацию;

- находить обобщающие слова при однородных членах и правильно расставлять знаки препинания в предложениях с обобщающими словами при однородных членах;

- находить обращения в тексте;

- правильно выделять обращения знаками препинания, выразительно читать поэтический текст с обращением;

- находить в предложении вводные слова, выделять их знаками препинания;

- отличать вводные слова от созвучных членов предложения, употреблять в письменной речи вводные слова разных смысловых групп;

- выразительно читать текст с введенными междометиями, соблюдать постановку знаков препинания.

7.5 Прямая речь. Диалог.

Формирование пунктуационных навыков при употреблении предложений с прямой речью, в том числе разорванной словами автора, диалогом. Основные способы цитирования. Цитирование поэтического текста, частичное цитирование.

Знать:

- правила постановки знаков препинания.

Уметь:

- находить подобные предложения в тексте;

- объяснять знаки препинания;

- конструировать предложения, подбирать синонимичные конструкции.

7.6 Способы передачи прямой речи косвенной.

Знаки препинания.

Знать:

- правила постановки знаков препинания.

Уметь:

- заменять прямую речь косвенной;

- соблюдать правила постановки знаков препинания.

8. Текст (8 часов)

8.1 Понятие о тексте. Признаки текста.

 Определение текста. Тема и основная мысль текста. Основная и второстепенная информация в тексте. План текста. Информационно значимые ключевые слова. Микротема. Абзац, его структурные части. Основные признаки текста.

Знать:

- основные признаки текста;

-понятия абзац, микротема, микротекст.

8.2 Способы и средства связи между частями текста.

Цепная и параллельная связь предложений в тексте. Классификация средств связи: семантические, грамматические, логические. Зависимость выбора языковых средств от сферы и ситуации общения (адресат, тема, содержание высказывания, цель, особенности стиля). Повторение правила написания гласных после шипящих и ц.

8.3 Функционально-смысловые типы речи. Повествование.

Отличительная особенность текста повествования. Виды композиций в повествовании. Жанры реализации повествования. Советы по написанию текста-повествования. Работа над развитием речи.

8.4 Описание

Признаки текста-описания. Виды описаний. Композиция. Языковые средства. Работа над развитием речи.

8.5 Рассуждение

Характеристика текста-рассуждения. Лексические и синтаксические отличия рассуждения от повествования и описания. Композиция текста-рассуждения.

Работа над развитием речи.

8.6 Функциональные стили речи.

8.7 Речеведческий анализ текста.

8.8  Речеведческий анализ текста

Знать

- признаки текста,

- средства связи между частями текста,

- типы речи,

- особенности построения текста,

- стилистические средства.

Уметь

- определять тему текста,

- определять основную мысль текста,

- составлять план, выявляя микротемы,

- определять тип речи,

- выполнять речеведческий анализ текста.

Требования к знаниям, умениям и навыкам

По окончании  курса обучающиеся должны:

  •  иметь предусмотренные образовательным минимумом знания о фонетической, лексической и грамматической системах русского языка, о тексте, стилях речи;
  • владеть читательскими умениями, достаточными для продуктивной самостоятельной работы с литературой разных стилей и жанров;
  • уметь передавать содержание прочитанного близко к тексту, сжато, выборочно, с изменением последовательности, с выделением элементов, отражающих идейный смысл произведения, с выражением собственных суждений о прочитанном, - в устной и письменной формах;
  • владеть орфографической, пунктуационной, речевой грамотностью в объёме, достаточном для свободного пользования русским языком в учебных и иных целях в устной и письменной формах; производить фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, речеведческий разбор, анализ художественного текста;
  • пользоваться языковыми средствами точной передачи мысли при
    построении научно-учебного, научно-популярного высказывания, правильно употребляя термины, обеспечивая простоту и ясность предложений, структурную четкость высказывания;
  • составлять реферат по нескольким источникам, выступать с ним, отвечать на вопросы по теме реферата;
  • участвовать в диспуте, дискуссии;
  • иметь представление о социальной сущности языка, его функциях, структуре, о языковой норме и происходящих в русском языке изменениях, о его взаимосвязи с другими языками.

Контроль за результатами обучения осуществляется        по трем направлениям:

  1. учитывается умение обучающегося производить разбор звуков речи, слова, предложения, текста, используя лингвистические знания, системно излагая их в связи с производимым разбором или по заданию преподавателя;
  2. учитывается способность обучающегося выразить себя, свои знания, своё отношение к действительности в устной и письменной форме;

3.        учитываются речевые умения обучающегося, практическое владение
нормами произношения, словообразования, сочетаемости слов,
конструирования предложений и текста, владение лексикой и фразеологией
русского языка, его изобразительно-выразительными возможностями,
нормами орфографии и пунктуации.

Лексико-фразеологический разбор

1. Дайте толкование выделенных слов.

2. Укажите многозначные слова, дайте толкование (с приведением примеров) всех значений одного из них. Есть ли в тексте однозначные слова?

3. Назовите слова, употребленные в переносном значении. Дайте толкование прямого и переносного значений одного-двух слов.

4. Приведите синонимы, антонимы к выделенным словам.

5. Найдите в тексте архаизмы, неологизмы, заимствованные слова, диалектизмы, просторечия, профессионализмы. Дайте их толкование.

6. Укажите слова стилистически окрашенные: книжные, высокие, официальные, разговорные, просторечные. Каково их назначение в данном тексте? Есть ли в них стилистически окрашенные морфемы?

7. Выявите фразеологизмы, определите их значение и стилистическую окраску, подберите к ним синонимы и антонимы.

Речеведческий разбор текста

1. Прочитайте выразительно текст, укажите признаки текста в нем.

2. Определите его тему, основную мысль, озаглавьте его.

3. Выделите микротемы, составьте план.

4. Укажите средства связи между частями текста.

5. Определите тип речи, стиль и жанр.

6. Укажите используемые стилистические средства.

7. Назовите особенности построения текста (его композиции).

      Порядок разбора заучивать не следует, он усваивается в процессе его применения.

Учебно-методический комплекс

Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев  5-9 классов

                            Дрофа, Москва – 2001 год

Учебник:  А.И.Власенков, Л.М. Рыбченкова.  «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи.»10-11 класс   М.: «Просвещение»  2007

В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л.А.Чешко. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах. М.: «Просвещение»

Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 10-11 класс. М.: «ТЦ Сфера», 2009

Методическая литература: Н.В.Егорова, Л.П.Дмитриева, И.В.Золотарёва. Универсальные поурочные разработки по русскому языку. 11 класс.

 Москва «Вако»  2006 г.

Л.П.Дмитриева, И.В.Золотарёва. Поурочные разработки по русскому языку к УМК А.И. Власенкова. 10 класс. Москва «Вако» 2008 г.

С.А.Алентикова, Н.И.Демидова, Е.С.Симакова.  Поурочные разработки по русскому языку к учебнику А.И.Власенкова, Л.М. Рыбченковой. 10 класс.

Москва «Экзамен» 2009г.

Список учебно-методической литературы по русскому языку

1. Алентикова С.А., Демидова Н.И., Симакова Е.С.

Поурочные разработки по русскому языку. К учебнику А.И.Власенкова, Л.М.Рыбченковой «Русский язык. 10-11 классы». М., 2009.

2. Боровикова Л.В., Виноградова Н.А.

Пишем реферат, доклад, выпускную квалификационную работы. М., 2000.

3. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. «Русский язык: грамматика. Текст. Стили речи». М., 2006.

4.Вякшин Н.Л. Русский язык в афоризмах. М., 2001.

5. Дейкина А.Д., Новожилова Ф.А. Тексты-миниатюры на уроках русского языка. М., 1998.

6. Егорова Н.В., Дмитриева Л.П., Золотарёва И.В.

Универсальные поурочные разработки по русскому языку. 11 класс. М.,2006.

7. Золотарёва И.В., Дмитриева Л.П. Поурочные разработки по русскому языку к УКМ А.И.Власенкова. 10 класс. М., 2008.

8. Под редакцией Караулова Ю.Н. Энциклопедия «Русский язык». М., 1997.

9.Львова С.И. Использование схем при обучении орфографии и пунктуации. М., 1995.

10.Малюшкин А.Б., Иконицкая Л.Н. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку. 10 – 11 классы. М., 2001

11. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи.10-11 классы». Книга для учителя / А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова. – 5-е издание. М.,  2002.

12. Скобликова Г.П. Обобщающая работа по орфографии. М., 1994.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая учебная программа предмета "Производственная практика" по специальности 16668 Плодоовощевод.

Рабочая учебная программа предмета "Производственная практика" по специальности 16668 Плодоовощевод предназначена для детей с особыми образовательными потребностями, получающими курсовую подготовку в ...

рабочая учебная программа по русскому языку по типовой программе С.И. Львовой

Рабочая учебная программа по русскому языку по программе С.И. Львовой по стандартам 2004г. Включены уроки регионального компонента...

Рабочая учебная программа по русскому языку базовый уровень 5 - 9 классы 2013 - 2014 учебный год. Учебно- тематическое планирование для 5, 6 класса.

Рабочая учебная программа по русскому языку базовый уровень 5 - 9 классы 2013 - 2014 учебный год. Составлена на основе примерной  программы   общеобразовательных учреждений «Русск...

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ: АЛГЕБРА: 8

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММАПРЕДМЕТ: АЛГЕБРА: 8...

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ: ФИЗИКА КЛАСС: 7

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММАПРЕДМЕТ: ФИЗИКАКЛАСС: 7...

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ: ГЕОМЕТРИЯ: 8 БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММАПРЕДМЕТ: ГЕОМЕТРИЯ: 8БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ...

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ: ФИЗИКА КЛАСС: 8 БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММАПРЕДМЕТ: ФИЗИКАКЛАСС: 8БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ...