Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными
учебно-методический материал по русскому языку (9 класс) по теме

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  средняя общеобразовательная школа №19 г. Курганинска

 

 

 

 

 

                               Урок русского языка

              « Сложноподчиненное  предложение с несколькими придаточными»

                           ( для учащихся 9 класса)

                                                                                                 подготовила учитель русского языка

                                                                                                                                                                и литературы Баженова Н.В.

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                           

Тема урока: «Сложноподчиненное  предложение с несколькими предложениями»

Цель:  сформировать умение определять виды присоединения нескольких придаточных к главному

Задачи: - повторить правописание Н, НН в суффиксах прилагательных и причастий,

              -  продолжить работу  по подготовке к  ГИА ( отработка блока В),

               - воспитать чувство гордости к своему прошлому, истории своей Родины.

                                                           Ход урока.

1 Организационный момент. Приветствие, определение цели задач урока.

2 Проверка домашнего  задания. Из произведений, изученных на уроках литературы, учащиеся должны выписать предложения и определить виды придаточных.

                                            В. Высоцкий « Он не вернулся из боя…»

                                            Мне теперь не понять, кто же прав был из нас

                                            В наших спорах без сна покоя.

                                            Мне не стало хватать его только сейчас -

                                            Когда он не вернулся из боя.

                                                     М. Львов « Чтоб стать мужчиной…»

                                        Чтоб стать мужчиной, мало им родиться,

                                         Чтоб  стать железом, мало быть рудой.

                                        Ты должен переплавиться. Разбиться.

                                                    О. Бергольц « Февральский дневник»

                                      Когда немного посветлело небо,

                                     Мы вместе вышли за водой и хлебом

                                     И услыхали дальней канонады

                                       Рыдающий, тяжелый, мерный гул…

                                        О том, чтоб не прощала, не щадила,

                                         Ко мне взывает братская могила…

3 Работа  у доски. Параллельно во время проверки домашнего задания у доски работают два ученика по карточкам.

КАРТОЧКА 1  Подобрать синонимы к словам :

-  воин ( возможные варианты: боец, солдат, ратник (устаревш.)),

- смелый ( отважный, храбрый, мужественный, бесстрашный, доблестный, неробкий, не знающий страха),

- защищать ( охранять, оберегать, заслонять, прикрывать)   СЛАЙД 1

КАРТОЧКА 2 Расставить знаки препинания, разобрать предложения синтаксически.

Взвалив на себя тяжкую поклажу, партизаны перевалили через  хребет и вышли к реке, вниз по которой плыли уже на лодках.

СЛАЙД 2 ( повторение обособленных обстоятельств)

4 Работа по учебнику. Фронтальный опрос.

- Что изучает синтаксис  и пунктуация ?

- Чем различаются  ССП и СПП ?

- Каким образом можно определить вид  придаточного предложения в составе СПП ?

- В чем  разница между союзом и союзным словом?

5 Объяснительный диктант.

Невиданный размах, неслыханная дерзость,  священная держава, наступление отражено, раненый боец, раненный осколком солдат,  желанная победа, груженная снарядами  машина, путаный ответ,  скованное льдом озеро.

СЛАЙД 3 «Алгоритм написания Н, НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных»

- Что влияет на написание НН в суффиксах причастий?

- Что известно про слова с суффиксами –ОВА-, -ЕВА- ?

- Сколько Н пишется  у причастий в краткой  форме?

6 Работа по развитию речи.

Составить предложения по иллюстрациям . СЛАЙД4

7 Обобщение и систематизация изученного на уроке по теме «СПП  с несколькими придаточными» ( работа по учебнику стр.118-121)

- Какие виды подчинительной связи вызнаете?

- Что характерно для последовательного подчинения?

- Что характерно для параллельного подчинения?

- Как  вы различаете однородное и неоднородное подчинение?

- Приведите пример на каждый вид подчинительной связи в сложном предложении? СЛАЙД 5-6

8 Практикум . СЛАЙД 7-8

- с 1-2 предложением работает вариант 1

- 3-4 предложение  для 2 варианта. ( проверка, совместное комментирование). Учащиеся, успевающие на 5-4 , должны найти и назвать в предложенных  стихотворных строчках языковые средства художественной выразительности.

*  Я думал, что не устою, что не перенесу, что затеряюсь я в строю… Н. Старшинов (параллельное однородное )

* Я хочу,  чтобы слышала ты, как тускнеет мой голос  живой… А. Сурков ( последовательное)

* Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне…  Ю. Друнина (последовательное)

* Был я там, где рвались мины, где  слышал рядом свист свинца. В. Бобров ( параллельное, однородное)

9 Обобщение ( подведение итогов по  проделанной работе на уроке)

- Какую орфограмму мы сегодня повторили?

- Какие задания из блоков  А, В экзамена по русскому языку  (ГИА) мы  отработали?

- Что вызвало наибольшую сложность?

10 Подведение итогов.  Комментарий отметок.

11 Домашнее задание. Из стихотворений  о Великой Отечественной войне  выписать примеры с последовательным, параллельным  ( однородным, неоднородным)  подчинением (для сильных учащихся  выписать   5 примеров, для слабоуспевающих – 3)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezintaciya_bazhenova.pptx423.74 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными»

Слайд 2

Цель – формировать умение определять виды присоединения нескольких придаточных к главному. Задачи: повторить правописание н, нн в суффиксах прилагательных и причастий (отработка В4); в оспитать чувства любви и гордости к своему прошлому, истории своей родины; п родолжить работу по подготовке к ГИА (отработка В-1, В-9, В-12, В-14, В-7).

Слайд 3

Воин – боец, солдат, рубака (разговорное), воитель (высок.), ратник (устаревшее). Смелый – отважный, храбрый, мужественный, бесстрашный, доблестный, героический, дерзкий. Защищать – охранять, заслонять, прикрывать, ограждать, оборонять, служить щитом, заступаться, бороться, спасать.

Слайд 4

Обобщение обстоятельств Обособляются Не обособляются Деепричастные обороты в любом месте предложения. Держа кувшин над головой, грузинка узкою тропой сходила к берегу. Деепричастия, близкие к наречиям. Пётр шёл не торопясь. 2. Одиночные деепричастия. И, качаясь, шаловливо шепчет мне крапива: «С добрым утром!» 2. Фразеологические обороты. Ребята бежали сломя голову. 3. Сравнительные обороты. Взошла и растворилась луна И, словно облаком суровым, Грядущий день заволокла.

Слайд 5

Н и НН в суффиксах отглагольных прилагательных и причастий НН Н Есть ли зависимые слова? Есть ли приставка (кроме не)? Нет Образованно от глагола совершенного вида? Нет Да Да Оканчивается на – ованный (- еванный )? Нет Да Нет Да

Слайд 6

Война жесточе нету слова, Война – печальней нету слова, Война – светлее нету слова В тишине и славе этих лет И на устах у нас иного Ещё не может быть и нет. А. Твардовский

Слайд 7

Виды подчинительной связи Параллельное [ ] , ( ), ( ). ( ), [ ] , ( ). Последовательное [ ] , ( ),( ). Я хочу, чтобы слышала ты, как тоскует мой голос живой.

Слайд 8

Параллельное Однородное Неоднородное Я думал, что не успею, ч то не перенесу, что з атеряюсь я в строю. [ ] , что ( ), что ( ), что( ). Если ошибся, ищи, что с делал не так. ( ), [ ] , ( ).

Слайд 9

Кто говорит что на войне не страшно тот ничего не знает о войне. Ю.Друнина А если по дороге мы умрем Своею смертью разрывая даты То пусть нас похоронят на высотах Которые мы всё – таки берём. К. Симонов

Слайд 10

Кто говорит, что на войне не страшно, Тот ничего не знает о войне. Ю. Друнина ( ), ( ), [ ] . последовательное А если по дороге мы умрем, Своею смертью разрывая даты, То пусть нас похоронят на высотах, Которые мы всё – таки берём. К. Симонов А если ( ), [ ] , ( ). п араллельное, неоднородное

Слайд 11

Если я не вернусь дорогая нежным письмам Твоим не внемля не подумай что это другая… У. Уткин Был я там где рвались мины Где слышал рядом свист свинца. В.Бобров

Слайд 12

Если я не вернусь, дорогая, нежным письмам Твоим не внемля, не подумай, что это другая… У. Уткин ( ), [ ] , ( ). п араллельно, неоднородно Был я там, где рвались мины, Где слышал рядом свист свинца. В.Бобров [ ] , ( ),( ). п араллельно, однородно


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными» (практикум)

Цель урока:Обобщение и систематизация знаний учащихся о синтаксисе сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными. Задачи урока: Обучающие задачи: - закрепить полученные знания о СПП ...

Конспект урока русского языка в 9 классе по теме «Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными»

Данный урок разработан для учащихся 9-х классов, это второй урок по теме из трех запланированных. Урок спланирован на основе использования современных педагогических технологий: технологии личностно о...

Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными

Интегрированный урок русского языка и литературы , посвящённый творчеству А.С.Пушкина. Цели урока: 1. Формирование умения учащихся видеть части СПП с несколькими придаточными и ставить знаки препина...

Интегративный урок по теме: "Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными

Интегративный урок развития – это урок, на котором благодаря  интегрированию русского языка и литературы донского края создаётся речевая  ситуация, способствующая развитию художественного ...

Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными

Урок с использованием ЦОР по русскому языку....

Урок русского языка в 9 классе "Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными.Виды подчинения придаточных предложений."

Данный урок отвечает требованиям системно-деятельносного подхода.Урок "открытия" новых знаний.Разработка содержит презентацию к уроку и большой дидактический материал....

Короткова Н.Р. Урок выведения новых знаний (русский язык) Класс: 9 Тема урока: типы подчинения придаточных (параллельное, последовательное, однородное) в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными

Урок с применением СДО направлен на выведение и усвоение обучающимися  новых понятий: типы подчинения придаточных частей  в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными;Отличител...