Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными
методическая разработка по русскому языку (9 класс) по теме

Беликова Галина Андреевна

Интегрированный урок русского языка и литературы , посвящённый творчеству А.С.Пушкина.

Цели урока:

1. Формирование умения учащихся видеть части СПП с несколькими придаточными и ставить знаки препинания.

2. Закрепление умения учащихся конструировать СПП и употреблять их в речи.

3. Закрепление умения комплексного анализа текста по плану.

4. Совершить «погружение» в творчество А.С.Пушкина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pushkin.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:

Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными.

Цели урока:

1. Формирование умения учащихся видеть части СПП с несколькими придаточными и ставить знаки препинания.

2. Закрепление умения учащихся конструировать СПП и употреблять их в речи.

3. Закрепление умения комплексного анализа текста по плану.

4. Совершить «погружение» в творчество А.С.Пушкина.

 

На доске эпиграф.                                                

            Он был первым поэтом , который стал в глазах

             всей русской публики на то высокое место ,

             какое должен занимать в своей стране великий

             писатель. ( Н.Чернышевский )

Ход урока.

I. Организационный момент.

1. Сообщение темы , цели урока.

II. Лингвистическая разминка. Работа с эпиграфом.

1. Выразительное чтение эпиграфа.

2. Учащимся предлагается выполнить задания:

-Как вы думаете, о ком эти слова Чернышевского?

-Передайте слова эпиграфа в форме прямой речи.

-А теперь высказывание Чернышевского передайте в форме косвенной речи.

-Каким по строению является предложение с косвенной речью ?

-Каким по строению является предложение эпиграфа ?

III.Актуализация знаний.

1. Слово учителя.

         Урок мы начали со слов Н.Чернышевского , посвященных гению русской        

Поэзии. Прошло более 170 лет со дня трагической гибели А.С.Пушкина.

Много воды утекло за эти долгие годы , многое в мире до неузнаваемости изменилось. Иной стала родная страна поэта , новые люди со своими радостями и печалями живут на её просторах. Родились новые поэты. Но имя Пушкина не только не потеряло своего обаяния и лучезарности , а стало ещё ближе и роднее каждому русскому человеку.

       Сегодня у нас необыкновенный урок. Мы продолжим урок по теме

«Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными» , опираясь

На прозу А.С.Пушкина. весь рабочий материал мы будем брать из его произведений. Поверьте , это богатый материал, и я надеюсь , что урок будет интересным.

2. Работа над текстом.

-Послушайте отрывок из повести «Метель».

          Но едва Владимир выехал за околицу в поле , как поднялся ветер и сделалась такая метель , что он ничего не взвидел.В одну минуту дорогу занесло; окрестность исчезла во мгле мутной и желтоватой , сквозь которую летели белые хлопья снегу; небо слилося с землёю. Владимир очутился в поле и напрасно хотел снова попасть на дорогу ; лошадь ступала наудачу и поминутно то въезжала на сугроб , то проваливалась в яму ; сану поминутно опрокидывались. Владимир старался только не потерять настоящего направления. Но ему казалось , что уже прошло более получаса  , а он не доезжал ещё до Жадринской рощи. Пошло ещё около десяти минут ; рощи всё было не видать. Владимир ехал полем, пересечённым глубокими оврагами. Метель не утихала ,небо не прояснилось.

-Что вы увидели, слушая текст?   (Словесное рисование)

-А вот такой метель увидела я.    

( Показ слайда. Использую мультимедийный проектор)

-Продолжим работу по плану. (План на экране)

1) Назовите вид связи предложений.

2) Укажите сложное предложение с бессоюзной связью.

3) Укажите предложение с причастным оборотом.

4) Работа по вариантам:

1-в Выписать СПП с придаточным определительным , составить схему.

2-в Выписать СПП с придаточным изъяснительным , составить схему.

3. Комплексный анализ текста.

- « Пушкиным восхищались и умнели, восхищаются и умнеют»- говорил Островский. Продолжаем восхищаться прозой А.С.Пушкина.

Работаем над отрывком из повести «Станционный смотритель». Проведём комплексный анализ текста.

( Текст на экране с пропущенными , по усмотрению учителя, орфограммами)

          Бедный смотритель не понимал , каким образом мог он сам позволить своей Дуне ехать вместе с гусаром , как нашло на него ослепление и что тогда было с его разумом. Не прошло и получаса , как сердце его начало ныть, ныть,

и беспокойство овладело им до такой степени , что он не утерпел и пошёл сам к обедне. Подходя к церкви , увидел он , что народ уже расходился , но Дуни не было ни в ограде , ни на паперти. Он поспешно вошел в церковь: священник

выходил из алтаря; дьячок гасил свечи , две старушки молились ещё в углу; но Дуни в церкви не было… Смотритель пошёл домой ни жив ни мёртв. Одна оставалась ему надежда: Дуня по ветрености молодых лет вздумала , может быть, прокатиться до следующей станции, где жила её крёстная мать.

1) Вставьте пропущенные буквы.

2) Определите стиль речи и тип текста.

3)Укажите предложение с однородными членами .

4) Укажите предложение с вводным словом.

5) Укажите предложение с фразеологическим оборотом.

6) Укажите простое нераспространённое предложение.

7) Укажите СПП с придаточным обстоятельственным.

8) Укажите предложение с несколькими придаточными.

8) Укажите предложение , связанное с предыдущим личным местоимением.

9) Произведите синтаксический разбор первого предложения.

10) Сгруппируйте орфограммы , встречающиеся в тексте.

4. Конструирование предложения.

- Я взяла на себя смелость и разделила предложение , созданное Пушкиным, убрав союзы. Вам предстоит сконструировать СПП , а затем мы сравним с оригиналом.

( Мне приснился сон , которого никогда не мог я позабыть и в котором до сих пор вижу нечто пророческое , когда соображаю с ним странные обстоятельства моей жизни.)

5. Творческая работа учащихся.

Сочинение-миниатюра « В чём тайна бессмертия Пушкина»

(Несколько работ зачитать)

IV. Закрепление.

- В заключение урока проведём небольшую викторину по творчеству А.С.Пушкина.

1) Какой эпиграф выбрал Пушкин к повести «Капитанская дочка» ?

2) Назовите шесть произведений Пушкина , в которых имя главной героини Мария.

3) В каких произведениях Пушкин изобразил Пугачёва ?

4) О ком идёт речь ?

      « Его богатство , знатный род и связи давали ему большой вес в губерниях , где находилось его имение. Соседи рады были угождать малейшим его прихотям ; губернские чиновники трепетали при его имени».

       «Девушка лет осьмнадцати , круглолицая , румяная , с светло-русыми волосами , гладко зачёсанными за уши , которые у ней так и горели. С первого взгляда она не очень мне понравилась.»

5) Кто из персонажей произведений Пушкина делал змея из географической карты ?

6) Укажите название города , который описан в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» , оказавшегося в гибельном положении из-за длительной осады пугачёвскими войсками.

V. Итог урока.

- Выскажите своё мнение по сегодняшнему уроку.

- Оцените мою работу.

- Оцените свою работу , аргументируйте.

VI. Домашнее задание.

Из произведений А.С.Пушкина выписать 4-5 СПП с несколькими придаточными.