Обобщение изученного материала по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи». Самоанализ урока
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

СЕЛЕЗНЕВА СВЕТЛАНА АЛЕКСЕЕВНА

 

Игровое занятие по русскому языку в 5 классе с применением ИКТ. Самоанализ урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл самоанализ18.3 КБ
Файл игровое занятие150.46 КБ

Предварительный просмотр:

САМОАНАЛИЗ

«Обобщение изученного материала по разделу «Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи».

                                                    Данное занятие  рассчитано на учащихся 5 класса.

   1. Тема урока. Место данного урока в общей системе уроков по теме.

        Это занятие (занятие, а не урок, т.к. не были соблюдены основные этапы урока) является заключительным по разделу русского языка «Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи». Именно это позволило создать нетрадиционное

интегрированное занятие русский язык + история Древнего мира + литература   с использованием ИКТ. Как показывает опыт, нетрадиционный урок с использованием ИКТ активизирует познавательную деятельность учащихся, повышает эффективность обучения, предполагает творческий подход к решению любой проблемы, возникающей на уроке.

         При выборе формы занятия я старалась учитывать психологические особенности данного возраста и особенности учащихся класса. В этом возрасте ребята откликаются на необычные, захватывающие уроки,  а быстрая переключаемость внимания позволяет разнообразить задания. При планировании занятия было учтено, что учащиеся данного класса отличаются хорошей дисциплиной, умением работать в группах и в достаточно быстром темпе. То, что учебные умения сформированы у учащихся на высоком уровне, позволило сделать содержание занятия достаточно насыщенным. На нем использовались знания, полученные ранее.

2. Цели:

Обучающие

1. Закрепить знания по темам раздела «Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи».

2. Расширить знания учащихся по разделам «Графика», «Орфография»

Развивающие

1. Развитие логического мышления, внимания, наблюдательности и речи.

Воспитывающие

1. Привитие учащимся навыка самостоятельности в работе.

2. Формирование навыков работы в группе.

           На данном уроке моей целью было формирование следующих ключевых компетенций:

  • компетенция в сфере коммуникации (развитие речи, восприятие информации на слух, презентация);
  • компетенция в работе с людьми ( совместная работа и осуществление деятельности, направленной на достижение общих целей);
  • компетенция в усовершенствовании способностей к обучению и повышения результативности (обучение через выполнение практических заданий, оценка успешности обучения).

3. Тип урока

Занятие обобщения и систематизации знаний (повторение, закрепление).

4. Содержание учебного материала.

     Содержание учебного материала я отбирала в соответствии  со следующими принципами:

  • научности: содержание учебного материала соответствует современному уровню знаний по русскому языку;
  • интегративности: реализуется через использование межпредметных связей с историей, литературой, логикой;
  • доступность и посильность предлагаемой для усвоения информации: весь материал был ранее изучен;
  • воспитательная направленность (степень новизны, привлекательности учебного материала для учащихся): поддержание интереса учащихся осуществлялось путем выполнения разнообразных заданий и формулировок этих заданий. Выбор игровой формы урока, использование ИКТ также направлено на формирование познавательного интереса учащихся к предмету;
  • принцип связи теории с практикой: реализуется через использование на уроке методов конструирования (задание «Собери фразу-определение»), сортировки (задание «Разложи слова по группам»);
  • новый материал или знакомый; связь с ранее изученным: материал весь пройден ранее, ведется повторение.

5. Способы деятельности преподавателя и учащихся, которые включают в себя принципы организации; методы обучения и обоснование их выбора.

При подборе различных заданий я старалась соблюдать следующие условия:

поставленное задание направляло усилия учащегося на использование определенного мыслительного приема;

учащийся обладал знаниями, необходимыми для выполнения этого задания, и навыками применения данного приема;

подбирая задания, я учитывала их сложность, т.е. они были посильны для всех учащихся;

использовался дифференцированный подход, а именно работа с одаренными детьми (создание презентации к уроку);

был использован деятельностный принцип, предполагающий непосредственное вовлечение всех учащихся в процесс познавательной деятельности. Элемент соревновательности побуждает к выполнению всех заданий, т.к. каждый учащийся получает звездочку и набирает определенное количество баллов.

6. Формирование общенаучных и специальных умений и навыков на уроке.

В ходе занятия применялись элементы фронтального, индивидуального опроса, взаимопроверки; использовалась парная и групповая работа.

Первое задание «Собери фразу-определение» включало в себя элемент конструирования и использовалось с целью активизации материала. Это был своего рода «вход» в тему занятия. Работа в группе позволила с самого начала создать благоприятную обстановку для дальнейшего его проведения .

Второе задание, индивидуальное, предполагало развитие у учащихся умения работать с тестами, что является необходимым условием для подготовки к экзамену в форме ЕГЭ в старших классах. Цель задания: выявить и оценить знания учащихся по фонетике.

В третьем задании (презентации) используется принцип дифференциации. Цель: работа с одаренными детьми; ознакомление с новыми сведениями по разделу «Графика».

Четвертое задание «Назови букву» (фронтальный опрос). Проверялись знания учащихся по разделу «Графика» ( умение называть буквы). Задание рассчитано на слабых учеников, позволяло создать ситуацию успеха.

Пятое задание ( ребусы), направленное на развитие логического мышления, проверяло знания учащихся по разделу «Орфоэпия».

Шестое задание предполагало работу в парах.  Использовался метод сортировки, проверялись знания по фонетике.

Кроме того велась орфографическая  работа в словарях-справочниках.



Предварительный просмотр:

Игровое занятие по русскому языку в 5 классе.

Тема: Обобщение изученного материала по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи».

Цель:

  • Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи»;
  • Закрепить умение различать звуки и буквы, гласные и согласные, называть буквы русского алфавита;  правильно произносить слова в соответствии с орфоэпическими нормами.
  • Воспитывать любовь к русскому языку, интерес к его изучению

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, тесты,

Ход урока

Здравствуйте,  ребята.  Сегодня у нас заключительное занятие по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи».

               На  сегодняшнем занятии  мы совершим необычное виртуальное путешествие по Древней Греции. Мы посетим различные острова, и на каждом острове вас ждет интересные  задания  по фонетике, орфоэпии, графике и орфографии,  выполняя которые вы покажете свое умение различать звуки и буквы, гласные и согласные, правильно произносить слова в соответствии с орфоэпическими нормами. Вы пополните свои знания о русском алфавите и продемонстрируете свое умение правильно называть буквы русского алфавита.

В течение занятия вы будете за правильные ответы получать жетоны с  надписью «Знаток русского языка».  

       Чтобы попасть в Древнюю Грецию нужно сесть в машину времени, но сначала нужно завести ее.  Наша машина заводится при помощи волшебных фраз. Это фразы-определения.

1. «Собери определение» (групповое задание). Каждый ряд получает конверт,  в котором находится разрезанное на части определение. Нужно как можно быстрее из разрозненных слов собрать определение понятий:

 

Фонетика, графика, орфоэпия.

Молодцы! Теперь садитесь на свои места, пристегнитесь. И в путь!

Время не будем терять,

Поскорей отправимся в путь!

Придется новое что-то узнать,

Заглянуть в самую суть!

2. Первая остановка -  остров Крит.

          В  XVI –XVв. до нашей эры островом правил   легендарный правитель Минос. Именно этому правителю Дедал построил подземный лабиринт, из запутанных проходов и коридоров которого никто не мог выбраться, но   древнегреческий  герой  Тезей выбрался из лабиринта и одержал победу над злобным Минотавром.

- Напомните, что помогло Тезею выбраться из лабиринта? (помогла нить, которую ему дала Ариадна).

        С тех времен выражение “нить Ариадны” означает – путеводная нить. И мы отправимся в лабиринт. Нашей путеводной нитью для прохождения лабиринта будут знания, умения и практические навыки. Поэтому девизом будут слова пословицы: «Мир освещается солнцем, а человек – знанием!»

 

         Чтобы преодолеть лабиринт и победить минотавра вам нужно будет правильно ответить на вопросы теста. Тесты лежат у вас на парте, в них 5 вопросов, на которые вы должны ответить за 5 минут.

Тест

I. Укажите  слово, в котором  звуков столько же, сколько букв:

1) рожь;      2) въезд;        3) яблоко;         4) соль;

II. Укажите слово, в котором звуков меньше, чем букв.

1) лен;      2)семья;     3) съемка;      4)известно

III. Какая из данных букв является глухой?

1) л;      2) ж;      3) ч;      4) б

IV. Сколько раз в предложении Зина обратилась с просьбой к Лизе   встречается звук [з]

1)2;     2) 3;     3)1;     4)4  

V. Найдите слово, в котором произношение не расходится с написанием:

1) лодка;      2) пробка;      3) скользкий;      4) старушка

Обменяйтесь тестами. Проверьте правильность ответов.

Взаимопроверка.  Ключ:  I. 2;   II. 4;  III. 3;   IV. 2;   V. 4

За правильный ответ жетон.

3. Следующая остановка -  Микены. Войдем в город через львиные ворота.  В Микенах жили греки-ахейцы, которые заимствовали знаки критского письма, приспособив его для греческого алфавита.  А каким образом греческий алфавит связан с русским нам расскажет Кацевич И.

                                                    Презентация о русском алфавите.

Проверим, как вы знаете русский алфавит.  Перед вами буквы.  Б(бэ), в(эв), г(гэ), л (эл), с(сэ), ш(ша), ч(ча). Какие из них неправильно названы?

4. Продолжим путешествие. Мы на острове Итака, где живет хитроумный Одиссей. Что вы знаете об Одиссее?

Покажите,  насколько хитроумны вы. Отгадайте ребусы. Произнося слова,  правильно ставьте ударение. (ребята отвечают по цепочке, каждый ответивший выбирает следующего).

Копия (4) а.tifКопия (2) а.tifКопия (3) а.tifКопия (5) а.tifКопия (6) а.tifКопия (7) а.tifКопия (8) а.tifКопия (9) а.tifКопия а.tif 

(Щавель, портфель, столяр, досуг, сантиметр, цепочка, договор, заголовок, алфавит)

Не зная орфоэпии

Во всем ее великолепии,

Не ощутишь её волшебных чар.

Ошибка в ударении

Граничит с преступлением,

Пускай запомнит это млад и стар.

- Какие могут возникнуть ошибки при неправильной постановке  ударения?

(Исчез огромный замок, и появился маленький замок. Шли по реке пироги, и вместо них поплыли пироги.)

5. Афины. Как вы думаете, почему этот город так назван? (в честь богини Афины Паллады).

Афина  почиталась как богиня мудрости и разума, наук и ремесел. Ее символом была мудрая сова.

Чтобы быть мудрыми , нужно много знать. Сегодня вы пополним свою речь новыми словами. Откройте свои книги мудрости словари-справочники и запишите эти слова.

Мы у подножия горы Олимп. Забрать на гору одному очень трудно, нужна помощь товарища. Сядьте по двое. Перед вами листы бумаги, на них нужно правильно наклеить слова по группам.

Есть звук [й’]                                    нет звука [й’]

Санаторий, яма, юбка, вязкий, мял, счастье, сельдь, пью, питьё, нести, люлька, подъехать, елка, птичью, клочья.

Теперь обменяйтесь листами и проверьте правильность выполнения задания. Наградой будет жетон.

Молодцы! Вы достигли вершины горы Олимп. На этом наше путешествие заканчивается. Подсчитаем жетоны. Поднимите руку те, у кого 8 и больше жетонов. ( «5»), 6-7 жетонов – 4,

4-5 жетонов – «3».

6. Рефлексия

- Кто вам сегодня на уроке понравился больше всего?

- Какое задание вам понравилось?

- Какое задание было самым трудным?

Домашнее задание

Составьте предложения со словами, записанными сегодня в словарь-справочник, Повторите слова из раздела «Мои ошибки», подготовьтесь к контрольному диктанту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фонетика,орфоэпия,графика һәм орфография буенча белемнәреңне тикшерү

Бирелгән дидактик материал укучыларның  мөстәкыйль эшен оештыру өчен кулланыла....

Обобщение изученного материала по теме «Фонетика. Орфоэпия.Графика.»

Это урок обобщения изученного материала по теме:"Фонетика.Орфоэпия.Графика.",который проводится в форме игры,что способствует развитию интереса у учащихся к данной теме....

Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи.

Данный урок предназначен для повторения и обобщения изученного по теме "Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи" в 5 классе по учебнику под редакцией Ладыженской....

Тематическая работа по теме "Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография"(5 класс, в формате Статград,2014)

В работе представлены вопросы по теме "Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография". Тест для подготовки к тематической работе в формате Статград. Возможно использование на интерактивной доске во время ко...

Систематизация и обобщение изученного материала в разделе "Фонетика. Графика. Орфография. Культура Речи"

Тема: Систематизация и обобщение изученного материала в разделе «Фонетика. Графика. Орфография. Культура Речи»Цель: • закрепить значения по фонетике...

Повторение по теме "Фонетика.Орфоэпия.Графика.Орфография"

Урок содержит разнообразный и разноуровневый материал....

Повторение по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография"

Технологическая карта "Повторение по теме "Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография", урок русского языка в 5 классе, 1 четверть. Урок построен с применением технологии активных методов,...