Обобщение изученного материала по теме «Фонетика. Орфоэпия.Графика.»
план-конспект урока (русский язык, 5 класс) на тему

Это урок обобщения изученного материала по теме:"Фонетика.Орфоэпия.Графика.",который проводится в форме игры,что способствует развитию интереса у учащихся к данной теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_5.doc101.5 КБ

Предварительный просмотр:

                       

                        Урок русского языка в 5 классе.

 Обобщение изученного материала  по теме «Фонетика. Орфоэпия.Графика.»

ЦЕЛЬ: повторить и обобщить изученное по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика».

Задачи:

  1. вспомнить различия гласных и согласных звуков, двойную роль букв Е, Ё, Ю, Я;
  2. проверить умение учащихся выполнять фонетический и орфоэпический разборы;
  3. развивать речевой слух учащихся;
  4. прививать любовь к русскому языку, к русскому слову.

Оборудование: компьютер, мультимедиа, пособия по русскому языку, схемы, тесты.

                                        ХОД УРОКА.

  1. Организационный момент.

   Чтение эпиграфа: «Необыкновенный язык наш есть ещё тайна. В нём тоны и оттенки., все переходы звуков от самых твердых до самых нежных и мягких…»

                                            Н.В. Гоголь  

Учитель: Ребята, этими словами мы начали изучать  большой раздел. Скажите, какое здесь слово самое главное? (звуки). Правильно, звуки. А что же такое звук? (Звук - единица фонетики).

- Как называется наука, занимающаяся изучением звуков речи?

(Фонетика,  «фоне» - звук).

- Итак, какова тема нашего урока? ( Повторение сведений о фонетике и орфоэпии). Урок наш необычный, урок – защита знаний. Главная задача сегодняшнего урока- повторить и закрепить изученное по данной теме. (запись в тетрадях  темы)

- Предлагаю ученику записать следующие предложения:

« Фонетика- раздел науки о языке. Звук – единица фонетики».  

 

II. Практическая работа. Выполнение фонетического разбора слов: ЯЗЫК(на компьютере) 1 ряд, ФОНЕТИКА -2 ряд, ЕДИНИЦА – 3 ряд. (все ученики выполняют на местах).  «Слабые ученики» выполняют упр. 153, 163.

- Учитель, а пока ученики занимаются работой предлагаю  на листочках «Фонетического дерева нарисовать звуки – гласные и согласные. Главное условие – их должно быть 46 звуков»

(Проверка фонетических разборов).

  1. Повторение изученного. Ребята, вчера ваш первый учитель, Инна Борисовна, узнала, что у вас урок – обобщение знаний, и прислала письмо. Мы сейчас его откроем и прочитаем.

 

«Дорогие ребята! Вы уже пятиклассники. Когда вы пришли  в первый класс, вам было трудно, потому что вы изучали новые правила, учились правильно писать и считать.  Но и эти препятствия на пути к знаниям мы преодолели. Теперь вы уже многое знаете, а сейчас я вам посылаю помощников по теме «Фонетика». Посмотрев на них, вы вспомните, все, что мы изучили в начальных классах.

                     Ваш первый учитель,Филатова Инна Борисовна.»

(Достаем «помощников» приложение  №1)

- Ребята, обратите внимание на веселых мультипликационных героев: Чебурашку, крокодила  Гену, Карлсона. О чем они нам хотят сказать? Чем отличаются буквы и звуки? (Буквы – видим и пишем, а звуки произносим и слышим)

_ На какие группы делятся звуки? (гласные и согласные, различающиеся артикуляционно (по тому, как они произносятся) и акустически (по тому, как они звучат).

- Какие буквы являются гласными? Чем отличаются гласные  от согласных? ( Главное отличие гласных от согласных заключается в том, что при образовании согласных применяется голос и шум, а при гласных – только голос).

- Сколько гласных букв в русском языке?  (10), а звуков? ( 6).  Какие же буквы не вошли в число звуков? (Е, Ё, Ю, Я). Почему? (потому что  у этих букв особая роль. Если эти буквы стоят после согласных, то обозначают один звук  Е - [ Э ], лес.

Если эти буквы стоят после:

  1. Ъ и Ь, съемка, воробья;
  2. после гласной поезд, знания;
  3. в начале слова – юла, язык, ель, ТО обозначают 2 звука  Я-[j`]и [A]  и т.д.) Приложение №3

- Ребята, сейчас я предлагаю вам поработать в парах и составить тест по теме «Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я». 

К примеру, в каком слове буква Я обозначает один звук:

1. яма;         2. маяк;          3. соловья;       4. пять.

- В русском языке согласных звуков 36. Ученик это представил на дереве «Фонетика». Итак, рассмотрим. (Проверка дерева). Приложение № 2.

           

                      ФИЗМИНУТКА

  1. Орфоэпическая работа. (задание: расставьте правильно ударения, используя орфоэпические нормы. ) Что мы называем орфоэпией?

Алфавит, красивее значимый, повторит, звонит, баловать, торты, свекла.

  1. Распределительный диктант. ( Задание: распределить слова в две колонки, 1-я, где наблюдается фонетический процесс – озвончение, оглушение). А ученик напишет письмо благодарности своей первой учительнице за оказанную помощь на нашем уроке. (творческая работа)

Дуб, просьба, книжка, сброс, сдобный, муж, глаз, стог.

озвончение

оглушение

про[з`]ба, [з]брос, [з]добный

ду[ п ], кни[ш]ка, му[ш], гла[с ],

сто[к]

Учитель: сделаем вывод. Какие фонетические процессы происходят в словах? (Озвончение и оглушение. Оглушение со звонкими согласными происходит на конце слов и перед глухими согласными. Глаз, стрижка. Исключение: следует произносить

БО[ Х] (в и.п., ед. ч.). На месте букв глухих согласных перед звонкими (кроме в) звучат соответствующие звонкие: футбол, отвертка.)

  1. Выполнение теста по вариантам.

Если останется время, то выполнение упр. 154

  1. Обобщение. Скажите, ребята, что мы сегодня повторили на уроке? Вам урок понравился? Самым активным ребятам приз- картинки.

IX. Домашнее задание. Повторить правила, подготовиться к контрольному диктанту.

   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение изученного материала по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи». Самоанализ урока

Игровое занятие по русскому языку в 5 классе с применением ИКТ. Самоанализ урока....

Тематическая работа по теме "Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография"(5 класс, в формате Статград,2014)

В работе представлены вопросы по теме "Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография". Тест для подготовки к тематической работе в формате Статград. Возможно использование на интерактивной доске во время ко...

Повторение по теме "Фонетика.Орфоэпия.Графика.Орфография"

Урок содержит разнообразный и разноуровневый материал....

Тест по теме «Фонетика.Орфоэпия. Графика» 5 класс

Данная презентация может использоваться учителем для проверки знаний уч-ся 5 класса после изучения темы "Фонетика. Орфоэпия. Графика"...

Повторение по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография"

Технологическая карта "Повторение по теме "Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография", урок русского языка в 5 классе, 1 четверть. Урок построен с применением технологии активных методов,...

Технологическая карта урока русского языка на тему: "Повторение изученного в разделе "Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи".

Технологическая карта урока русского языка на тему: " Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи"....