Повторение по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Анисимова Ольга Викторовна

Технологическая карта "Повторение по теме "Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография", урок русского языка в 5 классе, 1 четверть. Урок построен с применением технологии активных методов, работой в группах.

Скачать:

Реклама
Подтяните оценки и знания с репетитором Учи.ру

За лето ребенок растерял знания и нахватал плохих оценок? Не беда! Опытные педагоги помогут вспомнить забытое и лучше понять школьную программу. Переходите на сайт и записывайтесь на бесплатный вводный урок с репетитором.

Вводный урок бесплатно, онлайн, 30 минут

Записаться >


Предварительный просмотр:

Тема «Повторение по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография»

                                                                       

Организационная информация

Автор/ы урока/занятия/мероприятия (ФИО)

Анисимова Ольга Викторовна

Должность

учитель русского языка, литературы

Образовательное учреждение

МБОУ «СОШ №15»

Республика/край

Алтайский край

Город/поселение

город Славгород

Предмет

русский язык

Класс,  профиль класса/ коллектив/ группа, количество человек

5 класс

Продолжительность урока/мероприятия

45 минут

Методическая информация

Тема урока /занятия/мероприятия

«Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография»

Автор учебника, по которому ведётся обучение (если имеется)

Т.А.Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова, Л.Т. Григорян, И.И. Кулибаба, Н.В. Ладыженская

Классификация урока/занятия /мероприятия в системе образовательных мероприятий (тип, взаимосвязь с предыдущим и последующим уроками/занятиями/мероприятиями)

Урок повторения изученного по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография»

Формы организации учебной деятельности на уроке: индивидуальная, групповая. 

Форма урока:   урок-путешествие «Спасатели, вперед!».

Тип: систематизация и обобщение изученного материала

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, маршрутные листы.

Методы: частично-поисковый, проблемный, самостоятельной и групповой работы

Психолого – педагогическая   характеристика особенностей класса /коллектива/группы

(раскрываются психологические и педагогические особенности данного коллектива,  наличие детей: одаренных; лево-, правополушарных, со смешанным типом восприятия; аудиалов, визуалов, кинестетиков; не умеющих обобщать, выделять главное, сравнивать, абстрагировать, классифицировать;  объяснить, как планируемое занятие поможет решить проблемы данного коллектива).

Большинство учащихся класса – ребята со средним уровнем способностей.. Мотивация учения невысокая (основной стимул – похвала, удовлетворенность родителей, оценка). Учащиеся отличаются невысоким уровнем самоорганизации, что ведет к недисциплинированности и частому безответственному отношению к  выполнению учебных заданий. В классе  можно выделить группу учащихся (5 человек), не желающих включаться в работу. Еще одна группа учащихся (6 человек) – ребята, которые могут работать, хотят работать и способны организовывать вокруг себя  благоприятную познавательную атмосферу. Именно поэтому оптимальный вариант проведения образовательного мероприятия  – групповая форма работы с применением  активных методов обучения.
Класс отличается достаточно высоким уровнем самостоятельности в учебной деятельности, умеет работать с заданиями творческого плана, заданиями «по образцу», но определение логических взаимосвязей при выполнении заданий аналитического характера дается не всегда, поэтому в уроки целесообразно включать задания, формирующие подобные навыки и умения.
Ребята отличаются особенностями мышления, памяти, внимания, воображения, уровнем  работоспособности, темпераментом. Данный факт дает основания для использования в работе материалов, видов деятельности и форм работы, активизирующих разные каналы восприятия.

Цели урока/ занятия/ мероприятия

 -  создание условий для формирования коммуникативной компетенции через повторение и глубокого усвоение знаний и навыков по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография»; - научить работе в группах, взаимопомощи и толерантности;                                                                                     -  развивать  интерес  к  предмету,  память,  внимание,  сообразительность.

Задачи урока/ занятия/ мероприятия

1. Познавательная: выявить степень владения учащихся теоретическими знаниями и практическими навыками и умениями по изученному материалу; систематизировать знания о графическом и фонетическом строе русского языка; совершенствовать орфографический анализ слов.

2. Развивающая: развитие аналитико-синтетической деятельности учащихся (определять главное, сравнивать, анализировать, делать выводы); устной и письменной речи; умения работать с текстом.

3. Воспитательная: совершенствовать  навыки этичного межличностного общения, воспитывать  бережное отношение к слову формировать культуру учебного труда; уважение к труду, трудолюбие.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/ приобретут/ закрепят/др. ученики/коллектив в ходе урока / занятия/ мероприятия

 Формирование умений самостоятельного применения знаний, осуществление переноса их в новые условия; продолжать развитие мыслительных операций (анализа, сравнения, обобщения); продолжить формирование волевых качеств, коммуникативных отношений.

Формировать умение применять изученное на практике.

Образовательные:

-отработать навык нахождения частей слова;

-закрепить навык образования слов при помощи частей слова;

-повторить основные правила по пройденной теме.

Развивающие:

-развить навык выделять из устной речи нужную информацию.

Воспитательная:

-воспитывать умение сотрудничать, работая в парах (умение выстраивать партнерские отношения).

Учебный материал, подлежащий усвоению, актуализации, закреплению

Фонетика, орфоэпия, графика, орфография.

Необходимое оборудование, материалы и другие условия для качественного проведения урока

Маршрутные карты на каждую группу, презентация к уроку, запись музыкальной паузы, наградной материал.

Этапы урока

Название используемого оборудования

Деятельность учителя (с указанием действий с оборудованием)

Деятельность учащихся

Перечень УУД, выполняемых учащимися на данных этапах

I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Цель: снятие психологического напряжения, создание эмоционального настроя на совместную учебную работу.

Вхождение и погружение в тему.

1.Мультимедийный проектор.

Презентация

Демонстрация слайда 1

4 минуты + 2 минуты на проверку задания

Демонстрация слайда 2

Добрый день, ребята! Спешила к вам, потому что получила письмо о помощи и думаю, что вы сможете помочь в этой непростой ситуации.

1. Приём «Письмо»

Письмо большое, поэтому я разделила его на 4 части, достанется работы всем. Давайте прочтем его. Да, вот еще что: письмо зашифровано: если оно попадет в руки врага, он не сумеет его прочитать. Тут требуется грамотный перевод. Ну что ж, за дело, мои маленькие помощники!

Первое задание: письмо написано в транскрипции – сделать «перевод» письма, грамотно расставив знаки. Сложив его, мы получим послание и узнаем, от кого оно.

         Письмо принцессы Фонемы.

Дорогие знатоки русского языка! Обращаюсь к Вам, так как нашему городу никто больше не сможет помочь. На город мудрого Орфоэпа напали полчища безграмотных варваров. Они губят не только нашу культуру, знания, но ведь вместе с ними гибнем и мы, жители города. Помогите, одна надежда на Вас, Спасатели, знатоки русского языка.

Учитель собирает работы групп и оценивает их.

 

Внимательно слушают учителя, настраиваются на совместную работу.

Учащиеся высказывают свои предположения. Получив задание, переводят письмо.

Сложив все вместе, зачитывают со слайда письмо от принцессы Фонемы.

самоопределение (Л) - учащиеся мотивированы на достижение цели, что приведёт их к успеху.

 

2. Целеполагание

Цель: формирование умения сознательно ставить перед собой задачу в сотрудничестве с учителем, формирование культуры общения.

2 минуты

Демонстрация слайда 3

Демонстрация слайда 4

 - Ваше мнение, сможем помочь? А хотим ли? Тогда давайте просчитаем наши шаги.

1 шаг – создание команд спасателей, выбор командиров, распределение обязанностей.

2 - сформулировать важные для нас цели и задачи. Это:

 - повторение всех правил фонетики, орфографии, орфоэпии и орфографии.

Демонстрация темы на слайде 3

Оставляю командный пункт за собой, если требуется помощь, я всегда готова вам помочь.

Жаль будет, если город погибнет. Бывала я в нем, есть даже фотография. Нужно сохранить такую красоту!

Учащиеся включаются в процесс организации учебной деятельности не как пассивные, а как активные участники. 

Формулируют  тему урока.

Формулируют цели со слов: 1 шаг - …

-общеучебные (П) – самостоятельно формулируют познавательную цель,

 тему урока, задачи.

3. Представление команд, получение инструкций и

1-го задания.

4.Работа над темой.

Цель: организация проверки знаний и умения

Демонстрация слайда 5

4 мин

АМО

«Самое сложное – начать!»

12 минут

Демонстрация слайда 6

Слайд 7 – «Спасатели, вперед!»

Во время работы групп высвечивается слайд 8 – «Скорая помощь»

Слайды 9,10,11

Демонстрация слайда 12

Демонстрация слайда 13

1. АМО «Сборы»

Итак, команды собраны, цели поставлены. Давайте представимся.

После представления команд:

Капитаны, ко мне! Получите второе самостоя-тельное задание. Спасатели, вперед! От вашей грамотности и скорости зависит чья-то жизнь!

Но сначала вспомните правила работы в группах. У каждого на маршрутном листе они есть.

Задание 2

1 группа – одевает население. Получает юбку для принцессы Морфемы.

2 группа – кормит население. Открывает пункт питания – получает значок «Пункт питания».

3 и 4 группа – восстанавливают город из руин. Получают по 1 блоку замка (Глухие согласные)

Проверка работы групп. Выставление баллов в маршрутных картах (индивидуальные и групповые, что дал учитель)

3 задание: Запишите вещи дамы в алфавитном порядке.

  Дама сдавала багаж:

  Диван, чемодан, саквояж,

  Картину, корзину, картонку

  И маленькую собачонку.

                                        (С.Я. Маршак)

Саквояж – дорожная сумка с застежкой

Ответ: диван, картину, картонку, корзину, собачонку, чемодан. 

Задание 4. Запишите слова в два столбика:

1- с оглушением, во 2 - с озвончением

Голубь, восемь, червь, честь, косьба, дождь,

календарь, молотьба, сказка, сбежать.

Ответ:

1- оглушение, 2 - озвончение 

   голубь                    косьба

   червь                     молотьба

   дождь                    сбежать

   сказка

Доп. вопрос: почему три слова у нас «выпали»?

(в словах «календарь», «восемь» и «честь» не происходят данные процессы, т.к. нет рядом стоящих звонких согласных с глухими, или звонкие должны стоять в конце слова)

Команда поочередно представляются: название, девиз (все имеет отношение к теме урока.

Работа в командах. Учитель проверяет 1 задание вместе со всеми по слайду, выставляет баллы в свой оценочный лист.

Учащиеся работают в группах.

Идет оценивание работы в группах.

Проверка 2 задания вместе с учителем, обсуждение ошибок и выставление баллов.

Совместная проверка задания 3, получение для строительства города:

1гр – 3 позиции правил транскрипции,

2 группа – еще 3 позиции правил транскрипции,

3 группа – блок замка «Сонорные согласные»,

4 группа – «Звонкие согласные» - ч1

Группы проверяют выполнение задания 4 и получают свои «Баллы»:

1группа – последние 3 позиции транскрипции,

2 группа –

3 и 4 группа – по 1 блоку дворца:

«Звонкие согласные», ч2, и надпись «Замок Орфоэпа»

-слушать и понимать речь других (К),      

 - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли (К),

 -владеть  диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка (К),

-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания) (П),

 – задавать вопросы, вести диалог, учет разных мнений, сотрудничество.

Слайд 14

Подведение итогов

3 минуты

Задание 5. Выписать 1 предложение и затранскрибировать его.                                                   Как до небес добраться                                                                 Что нужно сделать, братцы,
Чтоб до небес добраться?
За стол сначала надо сесть,
Тарелку манной каши съесть,
Потом в зеленый лес пойти,
Большое дерево найти
И вверх
По крепким сучьям
Подняться к белым тучам.
А там
На тучу встать ногой,
Шагнуть на радугу – другой…...
И вот
Уже нас не достать,
И небеса все наши!
Но, повторяю,
Начинать
Нам надо с манной каши.
(Л.Кузьмин)

Ответ:

[што нужна зд’элат’/ братцы/

штоп да - н’иб’эс дабраца// ]

Учащиеся читают задание, решают его вместе.

Коллективная проверка.

Учащиеся высказывают свою точку зрения.

Если возникло затруднение – возвращаются к правилу, которое уже на доске как дорога из золотых кирпичей.

Награды:

1г – 1 венец крыши,

2г – 2 венец крыши

3г – 3 венец крыши

4г – крыльцо из двух звеньев.

За дополнения даются клумбы с цветами.

VРелаксация

Видеоролик «Зарядка на уроке» (АМО «Молекулы»)

3 минуты

Как вы думаете, в основном город отстроен? Можно ли уже горожанам быть спокойными за свою безопасность?

Значит, и нам можно отдохнуть.

Танцуем все!

Учащиеся танцуют под музыку, выполняя те действия, которые им предлагаются на слайде.

VI Рефлексия.

       5 минут

АМО

«Фейерверк» и

«Шары»,

   5 минут

Демонстрация

Слайда 15

Учитель: А теперь наступил момент подвести итог самому уроку. Команды, вам дается 3 минуты на решение последней задачи. Не забудьте при выставлении оценок ученикам прибавить по баллу тем, кто готовил ДЗ.

Теперь перечитайте последнюю задачу на маршрутном листе и оформите на доске ваше решение (всем командам в общем 2 минуты на оформление и озвучивание)

Сначала сдайте маршрутные листы, чтобы я успела просмотреть ваше решение по оценкам.

 

Команды оформляют и вывешивают ответы-шары. Зачитывают написанное на них пожелание и оценку.

А учитель задает ??

- Вспомните, какие цели вы ставили перед собой в начале урока? Достигли ли вы их?                                   - Чему научились сегодня на уроке?

- Какое задание было самым интересным для вас? Почему?

-Какое задание показалось трудным. Почему?

-Чему вы учились, работая в паре?

-Встаньте те, кто работал (по решению группы) активно?

-Кто и за что мог бы себя похвалить?

-Какие советы могли бы дать себе?

Выставление отметок.

Каждый капитан озвучивает оценки участников спасательной операции (выставляет их вся группа, обсуждая работу каждого) 

Учитель дает свою оценку уроку и ДЗ:

 - как были подготовлены команды: название, девиз,

 - выполнение ДЗ,

 - поведение, участие каждого в выполнении заданий;

- какие знания и умения понадобились для выполнения заданий?

Учащиеся оценивают работу друг друга, пишут пожелания другим группам, вывешивают шары и фейерверки на доску.

 - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания) (П),

- слушать и понимать речь других (К),

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли (К)

- выяснение  содержательного и эмоционального впечатления участников  от урока

– контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)

- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке (Р)

– самооценка на основе критерия успешности (Л)

АМО

«Награда героя найдет!»

Слайд 16

«Фейерверк в честь команды «Спасатели»

Слайд 17

«Кубок признания»

3 минуты

Учитель вручает Кубок признания за участие в восстановлении города Орфоэпа.

 - Не было бы этого праздника без вашей помощи и знаний. В вашу честь звучат фанфары и жители города Орфоэпа запускают фейерверк. Так они выражают всем вам свою благодарность за помощь в восстановлении города. Я тоже благодарна вам: сегодня вы работали слаженно, не тратили время зря – оно сегодня ценилось как никогда. Все показали свою грамотность, и я рада этому.

 Домашнее задание:

Слайд 18

2 минуты

Слайд 19

 На выбор:

1. Составить упражнение (2-3 П) с заданием на изученные правила, заменить точками пропуски букв, написать задание. («Рваный текст»)

2. Составить ребус или кроссворд по теме «Фонетика. Орфоэпия. Орфография».

 - Всем спасибо за урок.

Использованная литература:

  1. М.Т.Баранов «Русский язык» 6 класс М.: - «Просвещение» 2010 год.
  2. Коротаева Е.В. «Технология встречных усилий на уроках русского языка» «Русский язык в школе» - М.: «Просвещение» 2001. - № 4, с. 8 - 15.
  3. Г.Г.Граник, С.М.Бондаренко «Секреты орфографии» - М.: «Просвещение» 2005 год.
  4. С.И. Ожегов «Словарь русского языка» - М.: «Просвещение» 1999 год.

                                                       



Подписи к слайдам:

Слайд 1

принцесса Фонема

Слайд 2

Письмо принцессы Фонемы спасателям Дорогие знатоки русского языка! Обращаюсь к Вам, так как нашему городу никто больше не сможет помочь. На город мудрого Орфоэпа напали полчища безграмотных варваров. Они губят не только нашу культуру, знания, но ведь вместе с ними гибнем и мы, жители города. Помогите, одна надежда на Вас, Спасатели, знатоки русского языка!

Слайд 3

Цели урока: 1 шаг – создание команд спасателей, выбор командиров, распределение обязанностей ; 2 шаг - сформулировать важные для нас цели и задачи. Это: - повторение всех правил фонетики, графики, орфоэпии и орфографии. 3 шаг – восстановление города Орфоэпа .

Слайд 5

Повторение по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография»

Слайд 6

Правила работы в группе. 1. Работают все. 2. Давать возможность высказаться каждому. 3. Отвечать нужно громко и чётко, чтобы слышно было всем. 4. Но! Соблюдать во время работы групп тишину, не подводить товарищей! 5. Последнее слово за капитаном. 6. Следить за временем, указанным в задании. 7. В конце урока проводится оценка работы каждого – в маршрутном листе, а также работа каждой группы – жюри или учитель- и самого урока – все вместе.

Слайд 7

Спасатели, вперед! Вместе мы победим!

Слайд 8

Командный пункт

Слайд 9

1 группа. Одеваем население Ателье - [а тэ л ’ й ’ э ] Пошив - [ п а ш ы ф ] Мел - [м ’ э л ] Костюм - [к а с т ’ у м ] Швея - [ ш в ’ э й ’ а ] Юбка - [ й ’ у п к а] Нить - [ н ’ и т ’ ] Утюг - [ у т ’ у к ]

Слайд 10

Группа 2. Открываем пункт питания. Столовая – [ сталовай’а ] Пища – [ п ’ иш ’ а ] Хлебобулочные – [ хл ’ эбабулач’ный’э ] Борщ – [ борш ’ ] Солонка - [ салонка ] Мясные блюда- [ м’исный’э блюда] Ложка - [ лошка ] Чашка [ч ’ ашк а]

Слайд 11

3 и 4 группы. Восстанавливаем город. Дворец спорта – [ двар’эц спорта ] Жилище – [ жыл’иш’э ] Постройка – [ пастрой’ка ] Управление – [ управл’эн’ий’э ] Школа – [ школа ] Музей – [ муз’эй ’] Бассейн - [ басэй’н ]

Слайд 12

3 задание: Запишите вещи дамы в алфавитном порядке. Дама сдавала багаж: Диван, чемодан, саквояж, Картину, корзину, картонку И маленькую собачонку. (С.Я. Маршак) Саквояж – дорожная сумка с застежкой Ответ : диван, картину, картонку, корзину, собачонку, чемодан.

Слайд 13

Задание 4: Запишите слова в два столбика :в 1-ый – с оглушением, во 2-й с озвончением. Голубь, восемь, червь, честь, косьба, дождь, календарь, молотьба, сказка, сбежать.

Слайд 14

Задание 4: Запишите слова в два столбика : 1- оглушение, 2 - озвончение Голубь косьба червь молотьба дождь сбежать сказка

Слайд 15

Задание 5: Выписать 1 предложение и затранскрибировать его. КАК ДО НЕБЕС ДОБРАТЬСЯ Что нужно сделать, братцы, Чтоб до небес добраться? За стол сначала надо сесть, Тарелку манной каши съесть, Потом в зеленый лес пойти, Большое дерево найти И вверх по крепким сучьям Подняться к белым тучам. А там На тучу встать ногой, Шагнуть на радугу – другой…... И вот Уже нас не достать, И небеса все наши! Но, повторяю, Начинать Нам надо с манной каши. (Л.Кузьмин) [ што нужна зд ’ элат ’/ братцы / штоп да - н ’ иб ’ эс дабраца // ]

Слайд 17

Кубок признания

Слайд 18

Домашнее задание Составить упражнение (2-3 П) с заданием на изученные правила, заменить точками пропуски букв, написать задание («Рваный текст»). Или 2 . Составить ребус или кроссворд по теме «Фонетика. Графика. Орфография»

Слайд 19

за урок !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение изученного материала по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи».

Игровое занятие по русскому языку в 5 классе с применением ИКТ. Самоанализ урока....

Контрольная работа по русскому языку "Фонетика, орфоэпия,графика, орфография"

Контрольная работа по русскому языку "Фонетика, орфоэпия,графика, орфография" - 1 курс...

Обобщение изученного материала по теме «Фонетика. Орфоэпия.Графика.»

Это урок обобщения изученного материала по теме:"Фонетика.Орфоэпия.Графика.",который проводится в форме игры,что способствует развитию интереса у учащихся к данной теме....

Тематическая работа по теме "Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография"(5 класс, в формате Статград,2014)

В работе представлены вопросы по теме "Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография". Тест для подготовки к тематической работе в формате Статград. Возможно использование на интерактивной доске во время ко...

Контрольная работа в 5 классе. Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография.

Работа составлена в соответствии с требованиями ФГОС. Включает в себя текст диктанта и задания к нему , требующие краткого ответа и ответа в несколько предложений. Разработаны критерии оценивания....

Повторение по теме "Фонетика.Орфоэпия.Графика.Орфография"

Урок содержит разнообразный и разноуровневый материал....

Технологическая карта урока русского языка на тему: "Повторение изученного в разделе "Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи".

Технологическая карта урока русского языка на тему: " Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи"....