Не с существительными
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Утенкова Роза Егоровна

Ознакомить учащихся с  правилом правописания не с именами существительными и формировать навыки слитного и раздельного написания не с наречиями

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sushchestvitelnye_s_ne.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

МБ ОУ «Газопроводская средняя общеобразовательная школа»

Открытый урок по русскому языку

НЕ С СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМИ

Подготовила и провела:

Утенкова Р.Е.,

учитель русского языка и литературы

Починки 2011

Дата проведения:

Класс: 6Б

Цель:  Ознакомить учащихся с  правилом правописания не с именами существительными и формировать навыки слитного и раздельного написания не с наречиями.

Задачи:

Образовательные:  

  • Отработать правило употребления “не” с  существительными;
  • сопоставить правило правописания  не с другими частями речи;
  • фонетический разбор слова.

Развивающие:

  • расширять словарный запас учащихся за счет употребления в речи наречий;
  • развивать быстроту реакции, аналитического мышления, внимания, речи и памяти.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к изучению предмета, любовь к родной природе.

Оборудование:

  • карточки с заданиями,
  • материалы презентации,
  • мультимедийный проектор,
  • доска.

Ход урока

 Слово – самое сильное оружие человека

I. Организационный момент: приветствие, запись числа.

II. Морфологический разбор имени существительного (2 учеников у доски, остальные в тетрадях)

Вариант 1. Забыл купить хлеба.

Вариант 2. Попросил дать денег взаймы.

III. Создание проблемной ситуации

Учитель: Ребята, посмотрите, пожалуйста, на экран и прочитайте предложения.

На экране:

1. Нерешительность вратаря привела к проигрышу хоккейной команды.

2. Ненастье задержало наш отъезд.

3. Не силой борются, а умением.

Учитель: А теперь попробуйте найти существительные, у которых есть что-то общее.        

Молодцы! Действительно, это существительные «нерешительность», ненастье», «не силой», которых объединила частица «не». Но почему одни существительные написаны с «не» слитно, а другое раздельно? Мы пока еще не знаем. А теперь попробуйте сформулировать тему нашего урока.

Правильно, тема нашего урока сегодня «Не с существительными»

IV.         Сообщение цели и задач урока

V.  Объяснение нового материала ( с использованием презентации)

 VI. Закрепление нового материала

Работа по группам: (На экран выведен слайд)

Посмотрите на экран:

Пересекая океан, плыл к нам корабль из дальних стран,

Но страшный шторм его настиг,

И затонул он в тот же миг,

Но пассажиров капитан спас всех, конечно, спасся сам.

- На этом корабле к нам плыли две команды слов с НЕ, теперь они все перепутались, и мы должны с вами помочь им разобраться по группам. (На экран выводятся слова)

Ненависть к врагу, неполадки в работе, мелкие невзгоды, большое несчастье, грубый невежа, сказал неправду, продолжительное ненастье, маленькая неточность, невнимание к ошибкам.

Задание. 1-й вариант: выпишите слова, где НЕ часть корня, а 2-й – где НЕ приставка.

Физкультминутка.

Части речи изучаем, (ходьба на месте)

Много знаний получаем, (повороты туловища в стороны)

Морфологии наука - занимательная штука! (приседания)

Должен каждый в мире знать, (взмахи руками)

Как части речи различать, (наклоны в стороны)

И за это на уроках лишь “пятёрки” получать!

VII. Закрепление нового материала

Работа по учебнику: упр. 237, 238, стр. 100; упр. 243, стр.102

Индивидуальная работа по карточкам (см. Приложение) (Проверка осуществляется всем классом с помощью презентации)

Самостоятельная работа:  Текущий тест: первичная проверка усвоения материала  по теме "Не" с существительными" (см. Приложение)

VII. Подведение итогов урока

Итак, ребята, наше время подходит к концу. Самостоятельно оцените свою работу на уроке. (хорошо, отлично и т.д.) Молодцы, а теперь скажите, с какой частью речи мы сегодня работали? Кончено, с существительным.

Ответы на вопросы: Что такое существительное? К каким частям речи относится существительное? Когда «не» с существительным пишется раздельно, а когда слитно?

VIII. Выставление оценок. Домашнее задание.

Выучить правило стр. 100

Слабые учащиеся: упр. 241, стр. 101

Сильные учащиеся: упр.240, стр. 101

Дополнительное задание (при наличии времени).

Раскройте скобки, напишите слитно или раздельно. Подчеркни слова, где НЕ приставка.

1. Труд — это (не)обходимость. 2. То была (не)злость, (не)страх и (не)лютая досада, а самое обыкновенное равнодушие. 3. Это был (не)друг мой, а просто знакомый. 4. Во всём чувствовалась (не)решительность, а робость. 5. (Несчастье помогло, а упорный труд. 6. (Не)скромность звучала в словах, а дерзкая гордость. 7. И туман, и (не)погоды осень поздняя несёт (П.). 8. (Не)знакомец не слышал вопроса. 9. Нас постигла (не)удача в походе.

Раскройте скобки, напишите слитно или раздельно НЕ с существительными. Подчеркни слова , где НЕ часть корня.

(Не)нависть к врагу, (не)вежливость, а грубость, полное (не)вежество,

Весёлый (не)поседа, смешной (не)знайка, страшное (не)настье, (не)друг, а враг, замереть от (не)ожиданности, (не)правда , а ложь ,выразить (не)годование, (не)воля для всех горька, сердиый (не)знакомец, (не)внимание на уроке.

Приложение

Карточка № 1 (для сильного учащегося)

Подберите к данным словам синонимы с не, например, враг - недруг.

Ложь -

Беда -

Противник -

Глупость -

Рабство -

Рассеянность -

Возмущение -

Слякоть -

Сомнение -

Болезнь -

Подозрительность -

(Назовите из записанных слов те, которые без не не употребляются).

Карточка № 2 (для слабого учащегося)

- Какие слова лишние, почему?

(Не)поседа, (не)взгоды, (не)внимательность, (не)правда, а ложь; (не)друг, а враг; полное (не)вежество

Карточка № 3 (для сильного учащегося)

Закончить предложение так, чтобы было противопоставление; как пишется не с данными существительными?

(Не)погода помешала уборке урожая, а …

(Не)счастье помогло исследователю, а …

(Не)приятель обратился ко мне с просьбой, а …

(Не)друг ты мне, а …

(Не)воля ожидала его, а …

Текущий тест: первичная проверка усвоения материала  по теме "Не" с существительными"

I Найдите неверное утверждение.

Не с существительными пишется слитно:

если существительное с не может быть заменено синонимом без не;

если в предложении есть противопоставление с союзом а;

если существительное с не может быть заменено близким по значению выражением без не.

II Выберите слова, которые без "не" не употребляются:

(не)годование;

(не)внимательность;

(не)вежа;

(не)грамотность;

(не)вольник;

(не)забудка.

III Укажите, к каким из слов можно подобрать синоним без "не":

(не)доверие;

(не)ряха;

(не)правда;

(не)видимка;

(не)вежливость;

(не)везенье.

IV Выберите примеры раздельного написания "не" с существительными:

а) (Не)грамотность - признак некультурного человека.

б) (Не)грамотность помогла тебе сегодня, а упорство.

а) (Не)друг ты мне, а всего лишь попутчик.

б) (Не)друг не посочувствует.

а) (Не)счастье я испытал, а минутную слабость.

б) (Не)счастье спутало все наши планы.

V Выберите из текста примеры неправильного написания "не" с существительными, указав их номера.

Никакое растение не производит такое впечатление, как баобаб, хотя его (1) не лепость и (2) не уклюжесть бросаются в глаза. Это дерево - символ тропической Африки и источник (3) небылиц и сказок. Баобаб невысок, а вот рассказы о его толщине вызывают (4) недоверие. В Танзании растёт баобаб, окружность которого более 40 метров. Покрытая (5) не ровностями кора окрашена в розовато-серый цвет и напоминает кожу слона. Вверху есть углубление, (6) не ванна, а целый бассейн, заполняющийся водой во время дождливого сезона. В октябре на деревьях вместе с листьями появляются прекрасные белые цветы.

VI Определите способ написания слов, указав номер ответа:

слитное написание -

раздельное написание с не -

Это горе - всё (не)горе,

Ты (не)лебедь ведь избавил,

Девицу в живых оставил,

Ты (не)коршуна убил,

Чародея подстрелил.

Сладкая, а (не)сахар, с хвостом, а (не)мышь.

Богатый бедному (не)брат.

(Не)(в)диво в ноябре белые мухи.

Потерявшийся ребёнок,

Если он (не)дурачок,

(Не)упустит верный случай

В дальних странах побывать.

VII Составьте загадку с использованием существительных с не по образцу записанных ниже:

Белый, да не снег,

Мелкий, да не песок,

Сладкий, да не торт.

(Сахар).

Круглая, а не месяц,

Жёлтая, а не солнце.

(Луна).

Список использованных источников

1. Русский язык, 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений  / [М.Т.Баранов, Т.А, Ладыженская и др.; науч. ред. Н.М. Шанский]. – 33-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 254 с.

2. Фёдорова М.В.  Уроки русского языка в 6 классе / М.В.  Федорова. – М.: Просвещение, 2003. – 224 с.

3. Фёдоров А.И. Фразеологический словарь русского литературного языка / А.И. Федоров. – М.: Астрель, 2008. – 808 с.

Электронные ресурсы

http://festival.1september.ru/articles/595983/

http://www.openclass.ru/node/205906

http://sd5.uchebalegko.ru/docs/93300/index-8322-3.html

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по теме "Имя существительное. Сколонение существительных"

Тест "Склонение существительных". 6 класс по УМК Бабайцевой....

имя существительное урок№2 Существительное одушевленное и неодушевленное

урок в 5 классе   по теме Имена существительные одушевленные и неодушевленные""использованием ЭОР...

Конспект урока русского языка в шестом классе "Похвальное слово существительному" (роль существительных в речи)

Урок русского языка помогает расширению представления учащихся о номинативной, коммуникативной и эмоционально-выразительной роли существительных в речи. На уроке используются материалы учебника М. Н. ...

Тестовые задания по темам:"Имя существительное", "Число и род имен существительных", "Имя существительное: собственное -нарицательное, одушевленное -неодушевленное" для обучающихся c умственной отсталостью 5- 8 классов.

Тестовые задания для 2 вариантов по темама "Имя существительное", "Число и род имен существительных". "Имя существительное : собственное-нарицательное, одушевленное-неодушевле...

Тема: Три склонения имён существительных. Существительные 1-го склонения. Определение склонения имён существительных по начальной форме.

Тема: Три склонения имён существительных. Существительные 1-го склонения. Определение склонения имён существительных по начальной форме.Цель: повторение изученного по теме “Склонения имен сущест...