Интегрированный урок как форма учебной деятельности.
методическая разработка по русскому языку на тему

Жданова Наталья Валерьевна

Творческая разработка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovannyi_urokkak_forma_uchebnogo_zanyatiya.doc104 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                   

                                                 МАОУ  ДПО « Институт повышения квалификации»

                        Кафедра художественно-эстетического и гуманитарного образования.

                                                 Творческая разработка.

                           

                            Интегрированный урок как форма учебной  деятельности.

                                                                                                                   

                                                                                                         Выполнила:

                                                                                                         Жданова Наталья Валерьевна

                                                                                                         учитель русского языка и  

                                                                                                         литературы.

                                               

                                                         Новокузнецк,2012г.

 

                                                   

 Содержание

   1. Пояснительная записка.

  • Цель работы.
  • Задачи.
  • Актуальность проблемы.

  2.  Интегрированный урок, как форма учебного занятия.

  • Теоретическая  и методическая часть.
  • Разработка интегрированного урока.

  3. Заключительная часть.

 4.  Список литературы.

                               Пояснительная записка.         

  

 Методика преподавания, как и вся дидактика, переживает сложный период:                     происходит перестройка общеобразовательной школы, создаются новые      концепции образования, стандарты, в которых описаны не только содержание, но и требования к результатам обучения;

   Остро встает вопрос методического мастерства учителя, способного творчески подходить к организации учебного процесса, совершать

переход от школы  запоминания к школе развития мышления и творчества.

    В методике преподавания словесности накопилось много проблем,              которые требуют специальных исследований: соотношение достижений

педагогической практики и теоретических положений.

    На современном этапе возникла необходимость разработать подходы к

внедрению в учебный процесс новых технологий.

         В наше время в педагогический лексикон вошли термины «педагогические технологии», «образовательные технологии», «технологии в обучении».

Слово «технология» происходит от греческих слов «техно»-искусство, мастерство и «логия» - слово, учение, понятие.

   Одной из современных методик преподавания, в последнее время, является

и методика интегрированного обучения. В практике развития образования

встал вопрос об интегрированном подходе к преподаванию различных предметов в школе.

«Интеграция» в переводе обозначает «объединение в целое каких-либо частей».

Интеграция, как средство обучения, должна дать учащимся те знания, которые отражают связанность отдельных предметов, как системы, как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны.

  Русский язык  настолько универсален, что при желании может интегрироваться с любым предметом. В каждом уроке можно найти связь, с какой- либо дисциплиной. Русский язык  о связан со многими науками, такими как изо, музыка, риторика, история, литература и  другими, что позволяет осуществлять, как опорные, так и перспективные, межпредметные связи.

    Цель работы – изучить эффективные методы и приемы, которые позволяют ученикам  лучше усваивать программный материал.  Интеграция способствует не только  систематизации, интенсификации учебно-воспитательной деятельности, но и овладению грамотой культуры (языковой, этической, исторической). А тип культуры определяет тип сознания человека, поэтому интеграция чрезвычайно актуальна и необходима в современной школе.

 

  Для успешного проведения интегрированных уроков необходимо создать атмосферу заинтересованности и творчества. В реализации межпредметных связей, при изучении  русского языка, условно можно выделить два блока процессов: актуализация и конкретизация.

    Под актуализацией мы понимаем создание на уроке такой ситуации, когда в памяти учеников обновляются необходимые знания. Однако обновленные знания из смежных наук еще не есть реализованные межпредметные связи. Необходимо конкретизировать обновленные знания на новые объекты изучения конкретной темы по русскому языку и смежных наук. Большое  значение в выборе того или иного методического приема имеет уровень подготовленности учеников и объем межпредметной информации.

    Необходима целенаправленная работа учителя, система продуманных дидактических приемов, которые бы способствовали возникновению связей сознании учеников. Это достигается преподаванием русского языка на межпредметной основе.

    Задачи интегрированного урока – способствовать активному и осознанному усвоению учениками учебного материала, развитии логического мышления, дает возможность использовать в ходе обучения современные интерактивные методики, позволяют просто и объективно оценивать достижения учащихся.

Трудности в образовании возникают в связи с тем, что в учебных планах сокращается  время на изучение некоторых классических школьных предметов. Эти обстоятельства создают базу для новых теоретических исследований в области методики преподавания, требуют новых подходов в организации учебного процесса. Учитель в наше время, должен не только дать знания и научить применять их в жизни,

но должен научить детей думать, анализировать, учить отбирать необходимую информацию.

    Новые методики появляются в связи с требованием времени. Меняются цели общего среднего образования, разрабатываются новые учебные планы и новые подходы  в изучении дисциплин через интегрированные образовательные системы.

    Настоящее время требует перемены мышления во многих областях жизни. Преобладают ориентирование на высокое качество знаний, умений, навыков и интеллектуальное развитие школьников.

    В методике естественных дисциплин накопилось большое количество проблем, связанных с разветвленной системой естественных знаний. Многие проблемы решают уроки интеграции, как новые формы организации обучения, обновления методов преподавания естественных дисциплин.

    Использование нетрадиционных методов, в том числе и интегрированных уроков.

    Методика интегрированного обучения имеет цели помочь учащимся:

         -научиться познавать

         -научиться делать

         -научиться работать в коллективе

    Такие цели приводят к тому, что у детей формируется критическое мышление, находить оптимальное решение среди множества, думать нестандартно, находить свое место в цепи взаимосвязанных задач.

    Интегрированное обучение не только взаимосвязь знаний по различным предметам на одном уроке, но и как интегрирование различных технологий, методов, форм обучения в пределах одного предмета и даже урока. Интегрированные уроки можно проводить в течение всего учебного года, используя большое количество приемов. Возможно проведение уроков в рамках целой темы. Ведут уроки два – три педагога. Большая часть урока отводится творчеству учащихся. На уроках используются различные способы воздействия на учащихся в виде: видео- художественного, музыкального ряда, телевидения, чтения, декламации и так далее.

     

Актуальность проблемы 

 К сожалению, ученики часто не видят взаимосвязи между отдельными школьными  предметами.                                                                                                                                                                      Ученики часто не в состоянии применить знания одной из дисциплин к знаниям  другой. С другой стороны не очень хорошо объединять все дисциплины в одно целое, так как они теряют свою индивидуальность. Поэтому интегрированные уроки необходимо давать периодически, чтобы ученики увидели взаимосвязь между учебными дисциплинами и поняли, что знания в одной дисциплине облегчает понимание процессов, изучаемых в других областях.

    Такими уроками стали для нашей школы интегрированные уроки- литература, история, изо; риторика, изо, музыка; русский язык, литература; литература, биология.     

Эти уроки эффективны независимо от того, изучают ли ученики новый материал или обобщают уже пройденный.

 На интегрированных уроках рассматриваются многоаспектные объекты, которые  являются предметом изучения различных учебных дисциплин.

    Интеграция являет собой объединение частей в целое, но не механическое, а взаимопроникновение, взаимодействие. Кроме того, в последнее время сокращается количество часов, отведенных на изучение классических предметов, которые являются фундаментом всего учебного процесса, поэтому интегрированные уроки  вносят весомый вклад в решение и этой проблемы. 

Так как наша школа обучает детей с проблемами здоровья, интегрированные  уроки  имеют много преимуществ, так как они решают не только общеобразовательные задачи, но позволяют использовать различные технологические методы и формы, что решает не менее важную проблему в условиях нашей школы – это здоровьесберегающий подход в обучении.

    Теоретическая и методическая часть  

       Разработка интегрированного урока

 

Рассмотрим технологии в интегрированном обучении, затем типы и формы интегрирован-

ных уроков, а также приведем разработку интегрированного урока  

 

         1. Технологии в интегрированном обучении.

    Термин «технологии» заимствован из зарубежной методики, где используют при описании по- разному организованных процессов обучения.   Применение технологий направлено на совершенствование приемов воздействия на учащихся при решении дидактических задач.

    Видов педагогических технологий много, их различают по разным основаниям.

    В дидактике выделяют три основные группы технологий:

 

1. Технология объяснительно - иллюстрированного обучения, - суть которого в информировании, просвещении учащихся и организации их репродуктивной деятельности, с целью выработки, как общенаучных, так и специальных (предмет), умений.

2.  Технология личностно – ориентированного обучения, направленная на перевод обучения на субъективную основу с установкой на саморазвитие личности. (Якиманская И.С.)

3.   Технология развивающего обучения,  в основе которой лежит способ обучения, направленный на включение внутренних механизмов развития личности школьника.

    Каждая из этих групп включает несколько технологий обучения так, например, группа личностно – ориентированных технологий включает технологию модульного обучения и так далее. Эти технологии позволяют учитывать индивидуальные особенности учащихся, совершенствовать приемы взаимодействия учителя и учащихся.

     Технология дифференцированного обучения

    При ее применении учащиеся класса делятся на условные группы с учетом типологических особенностей школьников.

    При формировании групп учитывается личностное отношение школьников к учебе, степень обученности, обучаемости, интерес к изучению предмета, к личности учителя. Создаются равноуровневые программы, дидактический материал, различающийся по содержанию, объему, сложности, методам и приемам выполнения заданий, а также для диагностики результатов обучения.

 

        Технология формирования приемов учебной работы

    Излагается в виде правил, образцов, алгоритмов, планов описаний, характеристик чего- либо. Эта технология нашла достаточно широкое отражение в методическом аппарате ряда учебников и достаточно хорошо освоена на практике. Начинающему учителю целесообразно обратить внимание, прежде всего на эту технологию.

 

     Технология листов опорных сигналов (логических опорных конспектов ЛОК или ЛОС).

    О роли схем логических связей писал еще Н. Н, Баранский, подчеркивая, что «схемы научают выделять главное и основное, приучают отыскивать и устанавливать логические связи, существенно помогают ученикам усваивать урок». Схемы связей учителя используют постоянно.

 

     Технология формирования учебной деятельности школьников.

    Суть этой технологии заключается в том, что учебная деятельность рассматривается как особая форма учебной активности учащихся. Она направлена на приобретении знаний с помощью учебных задач.

    В начале урока классу предлагаются учебные задачи (на доске, плакате, и т.п.), которые решаются по ходу урока, а в конце урока, согласно этим задачам, проводится диагностирующая проверка результатов усвоения с помощью тестов. Технология предполагает, что учитель создает систему учебных задач по курсу (разделу, теме), разрабатывает проекты

 своей деятельности и взаимосвязанной с ней деятельности школьников.

 

     Технология учебно-игровой деятельности.

    Учебная игра дает положительные результаты лишь при условии ее серьезной подготовки, когда активны и ученики, и сам учитель. Особое значение имеет хорошо разработанный сценарий игры, обозначены возможные методические приемы выхода из сложной ситуации, спланированы способы оценки результатов.

 

      Технология коммуникативно-диалоговой деятельности,

требует от учителя творческого подхода и организации учебного процесса, владения приемами эврической беседы, умение вести дискуссию с классом и создать условия для возникновения дискуссии между школьниками. В темах различных естественно научных курсов немало проблем, вопросов для организации учебного спора.

 

      Модульная технология

    Модулем называют особый функциональный узел, в котором учитель объединяет содержание учебного материала и технологию овладения им учащимися. Учитель разрабатывает специальные инструкции для самостоятельной работы школьников, где четко указана цель усвоения определенного учебного материала, дает четкие указания к использованию источников информации и разъясняет способы овладения этой информацией. В этих же инструкциях приводятся образцы проверочных заданий.

 

      Технология проектной деятельности

    Смысл этой технологии состоит в организации исследовательской деятельности.

Проекты бывают разных типов: творческие, информативные, фантастические, исследовательские и так далее.

    Таким образом, применяя данные технологии в интегрированном обучении, учитель делает процесс более полным, интересным, насыщенным. При пересечении предметных областей такая интеграция просто необходима для формирования целостного мировоззрения и мировосприятия.

   Разработка интегрированного урока.

     Интегрированный урок русского языка и литературы на тему: «Имя прилагательное. Повторение изученного в 5 классе»

Цели урока: повторить изученное об имени прилагательном в 5 классе; повторить пунктуационное правило: « Запятая при однородных членах предложения»; закрепить умение «видеть» в тексте изобразительно-выразительные средства языка; пробудить интерес к личности и творчеству Ф.И.Тютчева.

Оборудование: портрет поэта, раздаточный материал.

               Ход урока.

        Организационный момент.

           

  1.Слово учителя. Сегодняшний урок – продолжение старой доброй традиции уроков русской словесности. Я приглашаю вас вновь совершить путешествие во времени и пространстве. Но кто будет главным героем нашего путешествия? Через несколько минут постарайтесь назвать его имя.

  2. Мини- спектакль( автор-Ф.И.Тютчев, Мария- дочь поэта), уч-ся инсценируют отрывок.

     22 августа 1857 года. Лето уходило…

     Коляска мягко, неспешно катилась уж третий день. Легко дышится, легко думается, и думы тихие, светлые, как эти предосенние солнечные дни…

Поэт, откинувшись на кожаную подушку, держал в руках маленькую записную книжку и время от времени что-то вписывал туда. Его спутница- дочь Мария- чуть улыбалась, но ни о чем  не спрашивала: она догадывалась, что отец сочиняет стихи. Не следовало ему мешать.

 - Да, получилось,- наконец, довольный, сказал отец.-Хочешь послушать?

 Он, по обыкновению закрыв глаза и сдерживая волнение, тихо прочитал:

                      Есть в  осени первоначальной

                     Короткая, но дивная пора-

                   Весь день стоит как бы хрустальный,

                   И лучезарны вечера…

  Было удивительно: казалось, стихи сотканы из этого легкого, пропитанного неярким солнцем, воздуха! Мария была счастлива. Этот день, это поэтическое путешествие она запомнила надолго.

    3.Слово учителя. Сегодня мы в гостях у Федора Ивановича Тютчева, блестящего русского поэта. Мы перелистаем лишь некоторые страницы биографии мастера. Его стихотворения помогут повторить некоторые факты из жизни имен прилагательных:

  • общее грамматическое значение
  • морфологические признаки
  • синтаксическая роль
  • орфограммы, связанные с именами прилагательными.

  Мы постараемся выяснить:

  Какова роль прилагательных в речи? В конце урока наша задача ответить на вопрос:

Какие слова определяют сущность личности Ф.И.Тютчева? Чему он посвятил свою жизнь?

      Запись даты, темы урока, имени поэта.

     Основная часть (повторение пройденного и изучение нового).

     Знакомство со страницами биографии. 23 ноября (5 декабря) 1803 г. В родовом имени отца Овстуг Орловской губернии, в средней полосе России, на границе лесов и степей, родился мальчик.

      Многое, испытав в жизни, поэт всегда ощущал связь с малой родиной и на закате дней каждый год покидал суетный Петербург.

     О предках Тютчева известно с незапамятных времён. По отцовской линии его предком был  Захарий Тютьшов – сподвижник Дмитрия Донского. По материнской линии среди его предков – сподвижник Петра 1 – граф Пётр Андреевич Толстой.

     Работа над стихотворением Ф.И. Тютчева «Листья».

     Слово учителя. Ф.И. Тютчев поклонялся миру природы, которая была для него живым существом. Давайте обратимся к представленному стихотворению (выразительное чтение стихотворения).

 

    Беседа по вопросам.

  • Сколько строф в стихотворении?
  • Каков его центральный образ?
  • Сколько времен года пролетает перед нами?  
  • Как меняется настроение?
  • Какие образные средства использует поэт?

  Запись в тетрадь первой строфы стихотворения «Листья»

 Спишите, поставив пропущенные запятые; обоснуйте свое мнение.

 Работа с именами прилагательными.

  • Что обозначают имена прилагательные?
  • Назовите имена прилагательные, встретившиеся в первой строфе?
  • Какова их синтаксическая роль?
  • Сделайте вывод о том, какими членами предложения могут быть имена прилагательные?
  • Объясните правописание кратких прилагательных на шипящий?
  • В чем особенность прилагательного не свежа?

  • Запишите данное прилагательное, употребив его в форме мужского рода.
  • Сформулируйте правило правописания кратких прилагательных на шипящий.
  • Запишите не менее двух примеров, в которых была бы данная орфограмма.

 

 3.Знакомство со страницами биографии Ф.И.Тютчева.(сообщение уч-ся)

 4.Работа с высказыванием Фета о Тютчеве.

 Выразительное чтение высказывания.

 Беседа по вопросам.

  • С чем сравнивает поэзию Тютчева Афанасий Фет?
  • Что общего, на ваш взгляд, между звездой и стихотворением?

 Лингвистический эксперимент.

  • Прочтите текст, исключив имена прилагательные.
  • Сделайте вывод о том, какова роль прилагательных в языке.

 Орфографическая работа.

 Запишите в тетрадь словосочетания, которые включают в себя прилагательные с пропущенными буквами, обозначьте орфограмму «Безударные гласные в окончаниях имен прилагательных»

 Какие морфологические признаки имеет прилагательное звездное?

 Полное определение имени прилагательного.

 Итог урока.

 Слово учителя. А теперь пришло время обратиться к вопросу,   поставленному в начале урока: «Какие два слова определяют сущность Ф.И.Тютчева?»( запись высказывания:…более всего я люблю Россию и поэзию)

 Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру «Встреча с Тютчевым.  Мои впечатления», выполнить морфологический разбор одного прилагательного.

                                    Заключительная часть.

 

    Ни один предмет в школе не дает таких широких практических навыков, которые готовили бы человека к жизни, как русский язык. Без знаний языка современный и будущий гражданин России не способен ориентироваться в быстро развивающемся мире, определить в нем свое место, быть сознательным патриотом своей земли, работать на ее благо. Без знаний  языка невозможно воспринимать информацию со страниц газет, радио – и телепередач.

 Внедрение новых методик, особенно интеграционных, в преподавании русского языка–  назревшая необходимость сегодняшнего дня.

    В нашей школе проводились интегрированные уроки по литературе и биологии; русский язык, литература; риторика, изо, музыка; литература, история.   Проводя интегрированные уроки, считаю целесообразным отметить следующие положительные моменты:

 - такие уроки позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся.

 - уроки помогают выявить интересы учащихся, что является важным моментом в обучении.

   

Опыт работы по данной теме позволяет сделать выводы о результатах и значении интегрированного обучения, которые сводятся к следующему.Интегрированное обучение:

· способствует развитию научного стиля мышления учащихся;

· даёт возможность широкого применения учащимися естественнонаучного метода познания;

· формирует комплексный подход к учебным предметам, единый с точки зрения естественных наук взгляд на ту или иную проблему, отражающую объективные связи в окружающем мире;

· повышает качество знаний учащихся;

· повышает и развивает интерес учащихся к предметам;

формирует убеждение учащихся, что они могут изучать с пониманием более сложные вещи в сравнении с теми, которые предлагаются в учебнике;

расширяет кругозор учащихся, способствует развитию творческих возможностей учащихся, помогает более глубокому осознанию и усвоению программного материала.

приобщает школьников к научно-исследовательской деятельности.

                           

                                                                                                                                                                                                        

                                             Список литературы.

     

   

 1верев И. Д. Межпредметные связи   в современной школе. - М.: 2006.

  2. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. - М.: Народное образование, 1998.

 3. Федорец Г.Ф. Проблема интеграции в теории и практике обучения (пути развития). - М.: 2001.

4. Якиманская И.С. Технология личностно- ориентированного обучения в современной школе. - М.: 2000.

   

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РМО. Доклад "Интегрированный урок как одна из форм нетрадиционного образовательного процесса"

Работа поможет коллегам подробно рассмотреть интегрированный урок как нетрадиционную форму преподавания, имеющую богатый потенциал....

Интегрированный урок как одна из форм обучения

Одним из путей развития творчества в процессе обучения в школе являются интегрированные уроки. Именно на таких уроках учащиеся получают глубокие разносторонние знания об объектах изучения, испол...

"Интегрированные уроки как форма реализации компетентностного подхода в обучении"

Проблема применения интегрированных уроков актуальна в связи со снижением интереса обучающихся к занятиям. Во-вторых, традиционный урок не представляет возможностей всем без исключения раскрыть себя. ...

Интегрированный урок - эффективная форма обучения детей в коррекционной школе

Интегрированный урок - эффективная форма обучения детей в коррекционной школе....

ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ КАК ФОРМА СТИМУЛЯЦИИ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ НЕСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ.

Материал будет полезен для педагогов , работающих в школах для детей с ОВЗ по слуху....