Главные вкладки

    План-конспект урока по русскому языку (9 класс) по теме:
    Конспект урока в 9 классе РР. Устная и письменная речь. Монолог и диалог.

    Шустова Лариса Владимировна

    Повторение в начале учебного года.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект урока в 9 классе  РР. Устная и письменная речь. Монолог и диалог.

        Тип урока: Повторение пройденного.

    Знать: сходство и различие устной и письменной речи; признаки устной и письменной речи. Монологическая и диалогическая формы речи.

       Уметь: знаки препинания при диалоге.

                                                                Ход урока.

    1. Оргмомент.
    2. Просмотр презентации по теме.

    1.Для чего нужна человеку речь

    Общаться

    Делиться  мыслями ,чувствами

    Договориться о чём- нибудь

    Согласовать свои действия.

    Похвалить, развеселить, рассмешить

    Предостеречь, посоветовать,остановить.

    УСТНАЯ   РЕЧЬ   И   ЕЁ   РАЗНОВИДНОСТИ: диалог,монолог,полилог.

    2.УСТНАЯ        РЕЧЬ

    1.Те,кто говорят, видят и слышат друг друга.

    2.Говорят, на ходу исправляя лишь те ошибки , которые заметят.

    3.Говорящий видит реакцию собеседника

    3. ХАРАКТЕРИСТИКИ
    устной   речи

    1.ТЕМП  (скорость)

     2.ГРОМКОСТЬ (сила звучания)

     3.ТЕМБР (окраска голоса)

    4.ТОН

    Темп:  

    Быстро

    Очень быстро

    Нормально

    Скороговоркой

    Замедленно

    Очень медленно

    5. Невербальные ( несловесные )средства общения  очень часто используются в разговоре , дополняя и разъясняя
    сказанное

    Жест – движение , что-то выражающее или сопровождающее речь.

    Мимика – движение лица, выражающее внутреннее душевное состояние.

    Реакция собеседника –проявление отношения к чему-то или к кому-то

    6. Пожалуйста , потише…

    -В музее , кинотеатре и трамвае

    О том, о сём друг другу говорим,

    Но часто одного не замечаем,

    Что ,как в лесу дремучем, мы кричим.

    О том, что мы вчера ходили в гости,

    Что папа подарил велосипед,

    У дедушки к дождю разнылись кости,

    А, между прочим, дождика всё нет.

    -Пожалуйста, потише!

    -Пожалуйста, потише!

    -Тсс! Тсс! Ччч!

    В какое бы общественное место

     Судьба сегодня вас не привела,-

    Учтите , никому не интересно

    Всё знать про ваши личные дела.

    1.Прочитайте, продумывая силу голоса и интонацию,

    Подготовьтесь к чтению отдельных реплик полилога.

    Полило́г (греч., букв. ’речь многих’) — разговор многих участников. При этом предполагается, что роль говорящего переходит от одного лица к другому, в противном случае разговор превращается в монолог.

    7. КАК ВЕСТИ СЕБЯ ВО ВРЕМЯ РАЗГОВОРА

     Говорите спокойн.

    Не размахивайте руками.

    Следите за тем, какие слова вы подбираете.

    Умейте слушать другого.

    Говорите отчётливо, не спешите.

     Изменяйте интонацию, чтобы ваша речь не была монотонной.

     Не разговаривайте слишком долго.

    Никогда не позволяйте себе грубо разговаривать с людьми

    8.ПИСЬМЕННАЯ    РЕЧЬ
    Разновидности: письмо, личный дневник, изложение, сочинение.

    1.Тот, кто пишет, не видит и не слышит того, к кому обращается.

    2.Пишут, при проверке исправляя все ошибки .

    3.Пишущий реакцию собеседника не видит, может только предугадать

    Выбор стиля зависит от речевой ситуации: ГДЕ ГОВОРИМ? С КЕМ? С КАКОЙ ЦЕЛЬЮ?

    Работа с материалом  учебника.

                Упр7,9,15 выполнить  устно.

    Вспомнит правила пунктуационного оформления диалога.

    IV. Рефлексия.

    -Очём узнали на уроке.

    -Какие правила нужно соблюдать для успешного общения?

    V. Домашнее задание. Упр. 12 (написать памятку, как писать письма),выполнить разборы.

     


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Устная и письменная речь Стили речи Типы речи

    Слайд 2

    Для чего нужна человеку речь ? РЕЧЬ ПОМОГАЕТ Общаться Делиться мыслями ,чувствами Договориться о чём- нибудь Согласовать свои действия. Похвалить, развеселить, рассмешить Предостеречь, посоветовать, Остановить. УСТНАЯ РЕЧЬ И ЕЁ РАЗНОВИДНОСТИ ДИАЛОГ ПОЛИЛОГ МОНОЛОГ

    Слайд 3

    УСТНАЯ РЕЧЬ 1 .Те,кто говорят, видят и слышат друг друга. 2 .Говорят, на ходу исправляя лишь те ошибки , которые заметят. 3. Говорящий видит реакцию собеседника

    Слайд 4

    ХАРАКТЕРИСТИКИ устной речи 1.ТЕМП (скорость ) 2.ГРОМКОСТЬ (сила звучания) 3.ТЕМБР (окраска голоса) 4.ТОН ТЕМП Быстро Очень быстро Нормально Скороговоркой Замедленно Очень медленно

    Слайд 5

    ГОЛОС ВЫСОКИЙ НИЗКИЙ ЕХИДНЫЙ РОБКИЙ ВКРАДЧИВЫЙ ГРУБЫЙ 1.Прочитайте диалог , учитывая окраску голоса : - Алло .Слушаю вас. - Павлик дома? - Нет, он ещё не приходил из школы . Возможны варианты : спокойный - резкий сердитый - робкий уверенный - испуганный . Варианты силы голоса : громко , слишком громко , шёпотом, тихо …

    Слайд 6

    Невербальные ( несловесные )средства общения очень часто используются в разговоре , дополняя и разъясняя сказанное Жест – движение , что-то выражающее или сопровождающее речь. Мимика – движение лица, выражающее внутреннее душевное состояние. Реакция собеседника –проявление отношения к чему-то или к кому-то Невербальные средства Жест Мимика Реакция собеседника

    Слайд 7

    Пожалуйста , потише… - В музее , кинотеатре и трамвае О том, о сём друг другу говорим, Но часто одного не замечаем, Что ,как в лесу дремучем, мы кричим. О том, что мы вчера ходили в гости, Что папа подарил велосипед, У дедушки к дождю разнылись кости, А, между прочим, дождика всё нет. -Пожалуйста, потише! -Пожалуйста, потише! -Тсс! Тсс! Ччч! В какое бы общественное место Судьба сегодня вас не привела,- Учтите , никому не интересно Всё знать про ваши личные дела. 1.Прочитайте, продумывая силу голоса и интонацию, Подготовьтесь к чтению отдельных реплик полилога.

    Слайд 8

    КАК ВЕСТИ СЕБЯ ВО ВРЕМЯ РАЗГОВОРА 1 . Говорите спокойно 2 . Не размахивайте руками. 3 . Следите за тем, какие слова вы подбираете. 4 . Умейте слушать другого. 5 . Говорите отчётливо, не спешите. Изменяйте интонацию, чтобы ваша речь не была монотонной . 6 . Не разговаривайте слишком долго. 7. Никогда не позволяйте себе грубо разговаривать с людьми

    Слайд 9

    ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ и её разновидности Письмо Личный дневник Изложение Сочинение

    Слайд 10

    ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ 1.Тот, кто пишет, не видит и не слышит того, к кому обращается. 2.Пишут, при проверке исправляя все ошибки . 3.Пишущий реакцию собеседника не видит, может только предугадать

    Слайд 11

    Речевая ситуация Где говорим? С кем ? С какой целью? В официальной обстановке В неофициальной обстановке С одним человеком Общение Сообщение Воздействие С большой аудиторией Выбор стиля речи

    Слайд 12

    Использованные ресурсы 1.Розенталь Д.Э Практическая стилистика русского языка. М.: Высшая школа, 1998. 2.Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. М.: Просвещение, 2001. 3.УМК по русскому языку под редакцией Бабайцевой В.В. 5-9класс. М.:Дрофа,2008г 4. http://www.gifzona.ru/i/ok_d/05.gif 5. http://images.google.ru


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Предложение в устной и письменной речи (синтаксис и пунктуация).Предложение как речевое высказывание.

    Материал может быть использован и на уроках русского языка, и  во внеклассной работе с учителем.  Упражнения расширят и углубят сведения  по данной теме: " Предложение как речевое выска...

    методическая разработка урока по теме: "Устная и письменная речь. Стили и типы речи.", 5 класс

    Методическая разработка урока по русскому языку по теме: "Устная и письменная речь. Стили и типы речи", 5 класс...

    Выявление недостатков устной и письменной речи у учащихся начальных классов. Рекомендации учителям начальных классов по работе с детьми, имеющими недостатки устной и письменной речи.

    В данном материале в доступной форме описываются рекомендации учителя-логопеда учителям начальных классов по выявлению обучающихся с недостатками устной и письменной речи и своевременной помощи данной...

    фрагмент урока русского языка в 11 классе по теме: "Типология и функционирование сложных предложений в устной и письменной речи".

    Цель урока:  1.повторить и закрепить обобщенный теоретический материал по теме: «Типы  сложного предложения. Пунктуация сложного предложения», представив групповые домашние проекты; отработ...

    Устная и письменная речь. Монолог. Диалог

    Презентация к уроку русского языка в 9 классе на тему "Устная и письменная речь. Монолог. Диалог"...

    Разновидности устной и письменной речи: диалог и монолог

    Здесь представлен конспект урока русского языка для учащихся 5 классов по теме "Разновидности устной и письменной речи: диалог и монолог", направленного на развитие коммуникативных навыков учащихся и ...