Конспект урока в 5 классе «Формы речи: монолог и диалог».
план-конспект урока (5 класс)

Тема: «Формы речи: монолог и диалог».

Класс: 5.

Предмет: родной (русский) язык.

Учебник: Русский родной язык. 5 класс : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / [О. М. Александрова и др.]. — 3-е изд. — М. :Просвещение, 2019. — 176 с.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx15.43 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Формы речи: монолог и диалог».

Цели урока: развить представление о формах речи: монологе и диалоге; показать роль диалога в произведениях литературы; развивать умение выразительно читать и анализировать текст, добывать необходимую информацию, развивать орфографические навыки.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент

Проверка готовности к уроку.

Приветствие.

  1. Актуализация ранее полученных знаний

– На уроках русского языка вы знакомились с понятиями монолог и диалог. Что каждое из них значит?

  1. Сообщение темы и целей урока
  2. Работа по теме урока

1. Слово учителя

Мы с вами постоянно, ежедневно используем формы устной речи – монолог и диалог. Конечно, мы об этом не задумываемся, а просто разговариваем с кем-то, кому-то что-то рассказываем, сообщаем. Предполагается, что если кто-то говорит, то его слушает хотя бы один человек. Или многие, как сейчас, в классе. Кое-кто не слушает, а значит, не воспринимает речь. Возможно, он сейчас создаёт другую форму речи – диалог. В самом деле, разговор с соседом по парте – это диалог. Другое дело, что место и время для такого диалога выбрано неудачное.

В тексте С. Михалкова мы увидели, как автор передал не только разговор, но и чувства одного из участников диалога – он это сделал с помощью ремарки (пояснения к высказыванию). В диалоге может быть несколько участников-собеседников. Слова каждого из участников называют репликами. Монолог же рассчитан на слушателей, их восприятие, их реакцию. Правда, монолог может быть и внутренним, когда человек обращается к самому себе, в чём-то убеждая себя или пытаясь решить сложную проблему.

Итак, диалог – разговор двух или нескольких лиц. Монолог – развёрнутое высказывание одного лица.

– Подумайте, какие литературные произведения имеют форму диалогов?

2. Работа по учебнику

Упр. 168 (с. 131) – выразительное чтение, обсуждение заданий 1 и 2.

Закрепление изученного материала

Упр. 169 (с. 132) – составление и разыгрывание диалогов (работа в парах; на подготовку 4–5 минут).

  1. Итоговый этап. Рефлексия     

Подведение итогов.

Учащиеся делают выводы, оценивают свою работу на уроке.

– Что общего у диалога и монолога и в чём разница между ними?

– Какие произведения выстраиваются в форме диалога?

  1. Домашнее задание: § 18, упр. 170.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока письма и развития речи для 6 класса "Роль прилагательных в речи".

В ходе урока использовано произведение  А.С.Пушкина "Зимнее утро"....

Конспект урока письма и развития речи в нестандартной форме

Конспект урока письма и развития речи по теме "Путешествие в страну Ошибию" разработан для проведения урока работы над ошибками после контрольного  дикт...

3. План-конспект урока по ОБЖ на 1-ом курсе. Диалог о вредных привычках

Тема: Диалог о вредных привычках Цели урока Профилактика никотиновой, алкогольной зависимостей.Содействие формированию здорового образа жизни.Воспитание психически здорового, личностно разви...

Конспект урока 5 класс:Типы речи.Повествование.

Тип речи "Повествование"изучается на материале текста"Музыкальная шкатулка"....

Практикум №1 по русскому языку в 6 классе по теме «Монолог и диалог»

Данная разработка урока предназначена для учителей русского языка при проведении практикума в 6 классе по теме «Монолог и диалог»....