Художественный стиль речи
презентация к уроку по русскому языку на тему

Ивахненко Татьяна Евгеньевна

В Презентации представлены сведения о художественно-изобразительных фигурах речи, задания для самостоятельной работы.

Скачать:


Подписи к слайдам:

Художественный стиль речи.
Материалы из опыта работыучителя МКОУ СОШ № 14 пос.Пятигорский Предгорного района Ставропольского краяИвахненко Татьяны Евгеньевны.
Художественно-изобразительные средства и фигуры речи:
Метафора – употребление слова или выражения в переносном смысле на основе сходства двух предметов или явлений. Красною кистью Рябина зажглась. Падали листья. Я родилась. М.И.Цветаева..
Сравнение – сопоставление двух явлений с тем, чтобы пояснить один из них при помощи другого.
Но лишь божественный глагол до слуха чуткого коснется , душа поэта встрепенется , как пробудившийся орел. (А.С.Пушкин.)Стих Пушкина нежен, сладостен, мягок, как ропот волны.
Эпитет – образное определение.
Здесь темный дуб и ясень изумрудный, А там лазури тающая нежность… Как будто из действительности чудной Уносишься в волшебную безбрежность. А.А.Фет, «Горное ущелье».
Метонимия – троп, состоящий в том, что вместо названия одного предмета дается название другого.
Такой нам надобен язык, как был у греков, Какой у римлян был и, следуя в том им, как ныне говорит Италия и Рим. (А.Сумароков) Он человек! Им властвует мгновенье, Он раб молвы, сомнений и страстей; Простим ему неправое гоненье: Он взял Париж, он основал Лицей. (А.С.Пушкин)
Гипербола- образное выражение, содержащее непомерное преувеличение силы, размера и т.д. Литота – троп, содержащий непомерное преуменьшение предмета, силы, значения какого – либо явления.
Черный вечер, Белый снег. Ветер, ветер! На ногах не стоит человек. Ветер, ветер - На всем Божьем свете. (А.Блок.)Ниже тоненькой былинки надо голову клонить. (Н.А.Некрасов)
Аллегория-выражение отвлеченного понятия или идеи в конкретном художественном образе.
В те дни, в таинственных долинах, Весной при криках лебединых, Близ вод, сиявших в тишине, Являться муза стала мне. (А.С.Пушкин)
Олицетворение - троп, состоящий в перенесении свойств человека на неодушевленные предметы и отвлеченные понятия.
А за окном шелестят тополя: «Нет на земле твоего короля» (А.А.Ахматова)О чем ты воешь, ветр ночной, О чем так сетуешь безумно? (Ф.И.Тютчев)
Анафора – повторение отдельных слов или оборотов в начале предложения.Эпифора – повторение слов или выражений в конце соседних, смежных предложений.
Не напрасно дули ветры, Не напрасно шла гроза. (С.А.Есенин)Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник? (Н.В.Гоголь)
Инверсия – особое расположение слов, нарушающее обычный порядок.
Ни полный гордого доверия покой, Ни темной старины заветные преданья Не шевелят во мне отрадного мечтанья. Так царства дивного всесильный господин- Я долгие часы просиживал один. (М.Ю.Лермонтов)
Самостоятельное задание :
Придай следующему предложению художественную форму: Сегодня переменная облачность.Преобразуй с помощью эпитета сообщение метеобюро. Что такое переменная облачность? Варианты: облака плывут по небу пушистые, кудрявые, ленивые и т.д.Преобразуй с помощью метафоры данное предложение. Пример: По синему морю плывут белые острова, белые корабли.Измени предложение, используя сравнения. Пример:По небу проплывали белые облака, словно белые лебеди.
Посмотри, как это получилось у твоего ровесника ,и как это звучит у И.С.Тургенева.
Словно белоснежные лебеди, весь день медленно проплывают легкие, серебристые, немного ленивые облака.По ясному небу едва-едва неслись высокие и редкие облака, изжелта-белые, как весенний запоздалый снег, плоские и продолговатые, как опустившиеся паруса. (И.С.Тургенев)
Домашнее задание:
Выполни аналогичную работу со следующими предложениями, в которых отсутствуют выразительные средства: Стихи А.С. Пушкина прочитаны мною.Скоро праздник Рождества.У меня есть мечта…УДАЧИ ТЕБЕ !

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Художественный стиль речи"

На уроке используется презентация, которая включает  в себя сведения о характерных признаках художественного стиля речи, определения и примеры тропов,  тренировочные задания. Для заданий исп...

Открытый урок русского языка в 5 классе на тему "Художественный стиль речи"

Урок русского языка "Художественный стиль речи" был проведен в форме творческой мастерской. Учащиеся всегда с интересом работают на таких уроках....

конспект урока русского языка на тему "Практическая работа по художественному стилю речи"

Данный материал поможет учителю русского яъыка старших классов, а также средних специальных учебных заведений подготовить практическое занятие по художественному стилю речи, обобщить и закрепить матер...

Художественный стиль речи

Сегодня продолжим изучение художественного стиля речи, изобразительно-выразительных средств, стилистических фигур речи. Хочу начать урок с одного стихотворения Евгения Евтушенко. Ребята, о чем это сти...

Разработка урока по теме "Художественный стиль речи"

Данный урок является итоговым при изучении функциональных стилей речи. На уроке учащиеся знакомятся с особенностями художественного стиля, а также обобщают, систематизируют материал по всем функционал...

Урок русского языка в 11 классе "Художественный стиль речи"

Урок обобщает знания о художественном стиле речи, полученные ранее на уроках русского языка и литературы. Урок концентрирует внимание на эстетической функции художественного с...