художественный стиль речи
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) по теме

Горина Ольга Викторовна

конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл khudozhestvennyy_stil_rechi.docx21.38 КБ
Файл khudozhestvennyy_stil_rechi.docx21.38 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 1-

Конспект урока по литературе для групп 1С1(_____), 1Ф(_____), 1ТЭО(_____),  1ТОП(______) на тему: «Художественный стиль речи. Виды тропов и стилистических фигур» 

Цели урока:

образовательная: уметь доказывать принадлежность текста к художественному стилю речи, совершенствовать навыки анализа текста, формировать умение различать тропы и стилистические фигуры речи, учиться писать сочинение-рецензию.

развивающая: способствовать активизации самостоятельной деятельности учащихся, развитие устной и письменной речи, навыков исследовательской работы, умения наблюдать, анализировать, обобщать, рецензировать ответ своего товарища;

воспитательная: формирование познавательного интереса, мотивации к обучению через разнообразие используемых приёмов, гарантированность достижения желаемых результатов, воспитание культуры умственного труда, коммуникативного общения учащихся.

Ход урока

 

Эпиграф.

Очень полезно оттачивать и шлифовать свой ум об умы других.

М. Монтень

 I. Орг. момент.

 II. Сообщение темы урока, запись в тетрадь, чтение учителем эпиграфа урока.

Вот и сегодня, ребята, на уроке вы будете учиться друг у друга, у меня, и мы с вами будем шлифовать своё мастерство в анализе текста. 

III. Целеполагание.

С какой целью вы пришли сегодня на урок?

Посмотрите внимательно задания-карточки и попробуйте самостоятельно сформулировать цель урока.

Где пригодятся вам полученные знания?

Цель на доске: (открыть) каждый из вас к концу урока должен уметь доказывать принадлежность текста к художественному стилю речи, зная его особенности, совершенствовать навыки написания сочинения-размышления.

IV. Актуализация опорных знаний.

Чтобы достигнуть цели урока, необходимо знать теоретический материал, изученный ранее.

 1. Вспомните, какие черты характеризуют художественный стиль речи, какова его главная функция?

В художественной литературе язык выступает в особой, эстетической функции – использование образных возможностей языка (звуковой организации речи, изобразительно-выразительных средств, экспрессивно-стилистической окраски слова). Образность слова обусловлена его художественной мотивированностью, назначением и местом в составе художественного произведения, соответствием его образному содержанию. Слово в художественном тексте двупланово: это номинативно-коммуникативная единица и средство создания художественной выразительности, создания образа. восприятие художественной действительности

Научный стиль

Художественный стиль

С помощью понятий, научное мышление

С помощью образов, образное мышление

 2. В чём выражается эстетическая функция художественного стиля?

Художественный стиль предназначен для создания художественных поэтических образов, эмоционально-эксперессивного воздействия, и все языковые средства, включаемые в художественное произведение, меняют свою первичную функцию, подчиняются задачам данного художественного стиля.

3. Какие средства художественной выразительности вам известны?

Средства художественной выразительности разнообразны и многочисленны. Это тропы: эпитеты, сравнения, олицетворения, гипербола, литота, аллегория, метафора и т.п. И стилистические фигуры: анафора, эпифора, градация, параллелизм, риторический вопрос, умолчание и т.п.

 4. Что называется тропами? Перечислите их, определите их функцию.

Тропы – обороты речи, в которых слова или выражения употребляются в переносном значении в целях достижения большей художественной выразительности. В основе тропов лежит сопоставление двух понятий.

Эпитет – слово, определяющее предмет или действие и подчеркивающее в них какое-либо характерное свойство, качество. (А волны моря с печальным ревом о камень бились).

Сравнение – сопоставление двух явлений, с тем чтобы пояснить одно из них с помощью другого. (Снежная пыль столбом стоит в воздухе. Под ним Казбек, как грань алмаза, снегами вечными сиял).

Метафора – слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений. (Природой здесь нам суждено в Европу прорубить окно).

Метонимия – слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе внешней или внутренней связи между двумя предметами или явлениями. (Читал Толстого. Три тарелки супа съел).

Синекдоха – разновидность метонимии, основанная на перенесении значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними. (Мы все глядим в Наполеоны).

Гипербола – преувеличение. (В сто сорок солнц закат пылал).

Литота – преуменьшение. (Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить).

Ирония – употребление слова или выражения в смысле, обратном буквальному, с целью насмешки. (Откуда, умная, бредёшь ты, голова? - обращение к Ослу)

Аллегория – иносказательное изображение отвлеченного понятия с помощью конкретного жизненного образа. (Лиса – хитрость, Змея – коварство).

Олицетворение – перенесении свойств человека на неодушевленные предметы. (Утешится безмолвная печаль).

Перифраза – оборот, состоящий в замене названия предмета либо явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты. (царь зверей – лев).

5. Какие стилистические фигуры вы изучили, определите их функцию в текстах.

Стилистические фигуры – выразительные средства языка. Служат для создания образной речи, усиления выразительности. Стилистические фигуры – это особые синтаксические построения.

Анафора – повторение особых слов и оборотов в начале отрывков, из которых состоит высказывание.

Эпифора – повторение слов или выражений в конце смежных отрывков (предложений).

Параллелизм – одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи.

Антитеза – оборот, в котором для усиления выразительности речи противопоставляются противоположные понятия.

Оксюморон – стилистическая фигура, состоящая в соединении двух понятий, противоречащих друг другу, логически исключающих одно другое.

Градация – стилистическая фигура, состоящая в таком расположении слов, при котором каждое последующее содержит усиливающееся значение, благодаря чему создается нарастание производимого впечатления.

Инверсия – расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный.

Эллипсис – пропуск какого-либо подразумеваемого члена предложения.

Умолчание – оборот речи, заключающийся в том, что автор сознательно не до конца выражает мысль, предоставляя читателю самому догадываться о невысказанном.

Риторический вопрос – ставится не с целью получить на него ответ, а чтобы привлечь внимание читателя.

Многосоюзие – намеренное использование повторяющихся союзов.

Бессоюзие – намеренный пропуск соединительных союзов, что придает высказыванию стремительность, насыщенность впечатлениями в пределах общей картины.

V. Проведение проверочных упражнений.

Упр. ___

Физкультминутка для пальцев

Покажите на пальцах:

• сколько частей речи вы знаете;

• сколько типов речи вам известно;

• сколько стилей речи существует

VI. Закрепление. Работа с учебником

1) Упр. ___

2) Устное изложение по упражнению с использованием специальной лексики.

VII. Итог урока.

Рефлексия.

Обратимся к цели нашего урока.

Справились ли вы, ребята, с заданиями, предложенными на уроке, чтобы достигнуть цели урока?

Над чем нам необходимо с вами поработать на следующих уроках?

IX. Домашнее задание.

Запишите в тетради домашнее задание. Оно будет одинаковым для всех учащихся. Подберите текст художественного стиля речи (15-20 предложений), докажите его принадлежность к данному стилю речи.



Предварительный просмотр:

Урок 1-

Конспект урока по литературе для групп 1С1(_____), 1Ф(_____), 1ТЭО(_____),  1ТОП(______) на тему: «Художественный стиль речи. Виды тропов и стилистических фигур» 

Цели урока:

образовательная: уметь доказывать принадлежность текста к художественному стилю речи, совершенствовать навыки анализа текста, формировать умение различать тропы и стилистические фигуры речи, учиться писать сочинение-рецензию.

развивающая: способствовать активизации самостоятельной деятельности учащихся, развитие устной и письменной речи, навыков исследовательской работы, умения наблюдать, анализировать, обобщать, рецензировать ответ своего товарища;

воспитательная: формирование познавательного интереса, мотивации к обучению через разнообразие используемых приёмов, гарантированность достижения желаемых результатов, воспитание культуры умственного труда, коммуникативного общения учащихся.

Ход урока

 

Эпиграф.

Очень полезно оттачивать и шлифовать свой ум об умы других.

М. Монтень

 I. Орг. момент.

 II. Сообщение темы урока, запись в тетрадь, чтение учителем эпиграфа урока.

Вот и сегодня, ребята, на уроке вы будете учиться друг у друга, у меня, и мы с вами будем шлифовать своё мастерство в анализе текста. 

III. Целеполагание.

С какой целью вы пришли сегодня на урок?

Посмотрите внимательно задания-карточки и попробуйте самостоятельно сформулировать цель урока.

Где пригодятся вам полученные знания?

Цель на доске: (открыть) каждый из вас к концу урока должен уметь доказывать принадлежность текста к художественному стилю речи, зная его особенности, совершенствовать навыки написания сочинения-размышления.

IV. Актуализация опорных знаний.

Чтобы достигнуть цели урока, необходимо знать теоретический материал, изученный ранее.

 1. Вспомните, какие черты характеризуют художественный стиль речи, какова его главная функция?

В художественной литературе язык выступает в особой, эстетической функции – использование образных возможностей языка (звуковой организации речи, изобразительно-выразительных средств, экспрессивно-стилистической окраски слова). Образность слова обусловлена его художественной мотивированностью, назначением и местом в составе художественного произведения, соответствием его образному содержанию. Слово в художественном тексте двупланово: это номинативно-коммуникативная единица и средство создания художественной выразительности, создания образа. восприятие художественной действительности

Научный стиль

Художественный стиль

С помощью понятий, научное мышление

С помощью образов, образное мышление

 2. В чём выражается эстетическая функция художественного стиля?

Художественный стиль предназначен для создания художественных поэтических образов, эмоционально-эксперессивного воздействия, и все языковые средства, включаемые в художественное произведение, меняют свою первичную функцию, подчиняются задачам данного художественного стиля.

3. Какие средства художественной выразительности вам известны?

Средства художественной выразительности разнообразны и многочисленны. Это тропы: эпитеты, сравнения, олицетворения, гипербола, литота, аллегория, метафора и т.п. И стилистические фигуры: анафора, эпифора, градация, параллелизм, риторический вопрос, умолчание и т.п.

 4. Что называется тропами? Перечислите их, определите их функцию.

Тропы – обороты речи, в которых слова или выражения употребляются в переносном значении в целях достижения большей художественной выразительности. В основе тропов лежит сопоставление двух понятий.

Эпитет – слово, определяющее предмет или действие и подчеркивающее в них какое-либо характерное свойство, качество. (А волны моря с печальным ревом о камень бились).

Сравнение – сопоставление двух явлений, с тем чтобы пояснить одно из них с помощью другого. (Снежная пыль столбом стоит в воздухе. Под ним Казбек, как грань алмаза, снегами вечными сиял).

Метафора – слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений. (Природой здесь нам суждено в Европу прорубить окно).

Метонимия – слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе внешней или внутренней связи между двумя предметами или явлениями. (Читал Толстого. Три тарелки супа съел).

Синекдоха – разновидность метонимии, основанная на перенесении значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними. (Мы все глядим в Наполеоны).

Гипербола – преувеличение. (В сто сорок солнц закат пылал).

Литота – преуменьшение. (Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить).

Ирония – употребление слова или выражения в смысле, обратном буквальному, с целью насмешки. (Откуда, умная, бредёшь ты, голова? - обращение к Ослу)

Аллегория – иносказательное изображение отвлеченного понятия с помощью конкретного жизненного образа. (Лиса – хитрость, Змея – коварство).

Олицетворение – перенесении свойств человека на неодушевленные предметы. (Утешится безмолвная печаль).

Перифраза – оборот, состоящий в замене названия предмета либо явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты. (царь зверей – лев).

5. Какие стилистические фигуры вы изучили, определите их функцию в текстах.

Стилистические фигуры – выразительные средства языка. Служат для создания образной речи, усиления выразительности. Стилистические фигуры – это особые синтаксические построения.

Анафора – повторение особых слов и оборотов в начале отрывков, из которых состоит высказывание.

Эпифора – повторение слов или выражений в конце смежных отрывков (предложений).

Параллелизм – одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи.

Антитеза – оборот, в котором для усиления выразительности речи противопоставляются противоположные понятия.

Оксюморон – стилистическая фигура, состоящая в соединении двух понятий, противоречащих друг другу, логически исключающих одно другое.

Градация – стилистическая фигура, состоящая в таком расположении слов, при котором каждое последующее содержит усиливающееся значение, благодаря чему создается нарастание производимого впечатления.

Инверсия – расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный.

Эллипсис – пропуск какого-либо подразумеваемого члена предложения.

Умолчание – оборот речи, заключающийся в том, что автор сознательно не до конца выражает мысль, предоставляя читателю самому догадываться о невысказанном.

Риторический вопрос – ставится не с целью получить на него ответ, а чтобы привлечь внимание читателя.

Многосоюзие – намеренное использование повторяющихся союзов.

Бессоюзие – намеренный пропуск соединительных союзов, что придает высказыванию стремительность, насыщенность впечатлениями в пределах общей картины.

V. Проведение проверочных упражнений.

Упр. ___

Физкультминутка для пальцев

Покажите на пальцах:

• сколько частей речи вы знаете;

• сколько типов речи вам известно;

• сколько стилей речи существует

VI. Закрепление. Работа с учебником

1) Упр. ___

2) Устное изложение по упражнению с использованием специальной лексики.

VII. Итог урока.

Рефлексия.

Обратимся к цели нашего урока.

Справились ли вы, ребята, с заданиями, предложенными на уроке, чтобы достигнуть цели урока?

Над чем нам необходимо с вами поработать на следующих уроках?

IX. Домашнее задание.

Запишите в тетради домашнее задание. Оно будет одинаковым для всех учащихся. Подберите текст художественного стиля речи (15-20 предложений), докажите его принадлежность к данному стилю речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Художественный стиль речи"

На уроке используется презентация, которая включает  в себя сведения о характерных признаках художественного стиля речи, определения и примеры тропов,  тренировочные задания. Для заданий исп...

Открытый урок русского языка в 5 классе на тему "Художественный стиль речи"

Урок русского языка "Художественный стиль речи" был проведен в форме творческой мастерской. Учащиеся всегда с интересом работают на таких уроках....

конспект урока русского языка на тему "Практическая работа по художественному стилю речи"

Данный материал поможет учителю русского яъыка старших классов, а также средних специальных учебных заведений подготовить практическое занятие по художественному стилю речи, обобщить и закрепить матер...

Художественный стиль речи

Сегодня продолжим изучение художественного стиля речи, изобразительно-выразительных средств, стилистических фигур речи. Хочу начать урок с одного стихотворения Евгения Евтушенко. Ребята, о чем это сти...

Художественный стиль речи

В Презентации представлены сведения о художественно-изобразительных фигурах речи, задания для самостоятельной работы....

Разработка урока по теме "Художественный стиль речи"

Данный урок является итоговым при изучении функциональных стилей речи. На уроке учащиеся знакомятся с особенностями художественного стиля, а также обобщают, систематизируют материал по всем функционал...

Урок русского языка в 11 классе "Художественный стиль речи"

Урок обобщает знания о художественном стиле речи, полученные ранее на уроках русского языка и литературы. Урок концентрирует внимание на эстетической функции художественного с...