Урок русского языка по теме "Собственные и нарицательные имена существительные"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Урок русского языка по теме "Собственные и нарицательные имена существительные" для учащихся 5-х классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5_klass_nar_i_sob_sushch.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

НОУ «Школа-интернат № 12» ОАО «РЖД»

Учитель русского языка и литературы

Щурова Л.В.

Урок русского языка. 5 класс. (по уч. Бунеева)

Тема: Собственные и нарицательные имена существительные

Тип урока: изучение нового материала

Вид урока: исследование

Цель: дать понятие о собственных и нарицательных именах существительных, сформировать умение различать их, правильно употреблять в письменной речи.

Задачи: общеобразовательные – отработка навыков нахождения и определения данных имен существительных,

               развивающие – развитие навыков устной и письменой речи,

               воспитательные – уметь работать индивидуально, в парах

Ход урока.

  1. Оргмомент.
  2. Проверка дом. задания путем выполнения аналогичного. Работа в парах. Записываем слова на доске, объясняем:

Ч..лка, богач..м, крыж..вник, овраж..к, ш..ссе, стриж..м, ш..лк, туч..й, ш..пот, чащ..й, ш..рстка, вещ..й, ш..рох, камеш..к, ж.лудь, скворц..м

  1. Объявление темы, целеполагание. Углубление понятия о данных именах существительных.

Вопросы:

  1. Какие имена существительные называются собственными и нарицательными?

Дополнит.материал: это деление существительных являетсясамым древним. Нарицательные называют одним словом все однородные предметы (город, река, человек, океан, газета), а собственные являются названиями единичных предметов (Пермь, Кама, Вася, Тихий океан, газета «Звезда»). Город – это общее слово для всех городов, однако  уодного города есть свое, индивидуальное, человек – общее слово для всех людей, ноукаждого есть свое имя, отчество, фамилия, собственные названия есть и у книг, учебников. Вот этим и отличаются собственные и нарицательные имена существительные.

  1. Как пишутся имена собственные?

  1. Работа с экраном. Показаны имена нарицательные, т.е. слова общего понятия. К ним подобрать имена собственные и записать.

Река:

Горы:

Писатели и поэты:

Города:

Материки:

Озеро:

Страна:

  1. Заполнение таблицы (у каждого на столе). Задание: заполнить левую колонку
  1. Той девчонки нет прекрасней, той девчонки нет умней, и Пьеро, ее вздыхатель, целый день поет о ней.
  2. В простоквашино жвет, все хозяйство там ведет, адрес точно яне знаю, но фамилия морская.
  3. Продолжите фразу: Лиса Патрикеевна, Кот Котофеич, Михайло …
  4. Как звали любимую короу Матроскина?
  5. Главная река Пермскоо края.
  6. Как звали девочку, попавшую в Страну чудес?

- Чтоможете сказать о записанных словах?

- Как назовем таблицу? (после примеров открываем название)

- Как мы пишем имена собственные?

  1. Словарная работа. Задание: распределите слова на 2 группы по нашей теме.

Москва, шар, река, Гагарин, ольга петровна, ракета. Дик, кошка, Яна

Провера

  1. Почему так?

На доске:

  1. собака, Тузик, конфета «Тузик»
  2. горизонт, магазин «Горизонт»

  1. Итоги урока. Рефлексия: Что сегодня вы узнали на уроке? Заполните таблицу «+»
  2. Дом.задание: п.42, упр.368

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект урока русского языка в 6 классе "разносклоняемые имена существительные"

Данный урок по теме  «Разносклоняемые имена существительные» в разделе курса «Морфология. Орфография. Культура речи» входит в систему уроков «Имя существительное». Этот урок следующий после повто...

презентация к уроку русского языка в 5 классе Тема: "Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые"

Презентация к уроку русского языку в 5 классе по теме " Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые"...

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС «Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые» (5 класс)

Данна разработка урока поможет учителю при работе в условиях реализации ФГОС в 5 классе по теме "имя существительное"...

Урок русского языка в 5 классе "Несклоняемые имена существительные"

Предмет  Русский язык. Урок изучения нового материалаТема  «Несклоняемые  имена существительные»Продолжительность 1урок,  45 минут.Класс     5 а кла...

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе «Разносклоняемые имена существительные»

Тема:          Разносклоняемые имена существительные (с презентацией)Тип урока. Урок открытия новых знаний.Цели : перерабатывать и преобразовывать информац...