урок-игра с использованием ИКТ и технологии дифференцированного обучения на тему : Обобщение материала по теме "Имя существительное". 6 класс.
план-конспект урока (русский язык, 6 класс) по теме

Это урок-игра , в котором используется ИКТ, игровая технология и технология дифференцировааного обучения. Урок обобщение материала. Урок-путешествие. Ребята делятся на команды и отвечают на вопросы. 1 или 2 ученика садятся да отдельные парты и отвечают письменно на вопросы карточки. После того, как они выполнят своё задание, они могут присоединиться к  командам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Урок   в  6   классе

            Путешествие – игра  с  использованием

ИКТ и технологии  дифференцированного обучения

 по теме: «Имя существительное. Обобщение материала»

                                                      Учитель русского языка

                                                    Кайгородцева  М.Н.

Тема : Обобщение  изученного  по  теме « Имя  существительное»

Урок - путешествие  по стране Морфологии с использованием  ИКТ и технологии дифференцированного обучения,

Цели  урока: .  

  1.    Обучающие: обобщить  и закрепить  знания, умения, навыки по данной теме;
  2. Развивающие : развивать языковую память, речевой слух, способствовать развитию его интеллекта.
  3. Воспитывающие: воспитывать любовь к предмету, формировать личность школьника

Тип урока:  повторительно-обобщающий.

Форма:  игра-путешествие

Оборудование : компьютер, мультипроектор, раздаточный материал.

                                                 ХОД   УРОКА

Оргмомент

 Сообщение темы и цели урока.

Слайд 1

   Ребята, вы любите путешествовать?  А где вы уже побывали? А вот сегодня мы с вами совершим необычное путешествие в страну Морфлогию в город  Имя Существительное.  На пути нам встретятся различные испытания и приключения.

А как вы думаете, что необходимо каждому путешественнику? Конечно, хорошее настроение. Улыбнитесь мне. Спасибо!  Чтобы преодолеть все трудности , нам нужно хорошо знать морфологию, а точнее,  имя существительное

 Условия игры.

Сейчас вы распределитесь  по командам. . В каждой группе по 5 человек. Команда, посовещавшись, отвечает на вопрос за минуту. За правильный ответ команда получает очко. Если команда  отвечает неправильно, у  другой команды есть шанс получить дополнительное очко. Чья команда дойдёт до финиша с наибольшим количеством  правильных ответов, та команда и побеждает. Победившая команда   не выполняет  домашнего задания . Все результаты записываются на доске.

На отдельной парте садятся ученики и работают по карточкам.

Начало игры.

.Выбрали в своей группе капитанов, вооружились ручками и тетрадками   У нас образовались 3 команды  Перед нами карта.  Слайд 2

Мы  сейчас с вами стартуем. Посмотрите , сколько нам нужно с вами  преодолеть  препятствий, чтобы удачно добраться до финиша.

   Счастливого вам плавания!

     Чтобы стартовать ,вы должны дать определение . имени существительному.

Первая команда должна ответить на этот вопрос.

Правильно.  Первая команда получает одно очко.

Мы  идём дальше. Подошли к мысу Имён  Собственных. Давайте вспомним, что такое  мыс.  

Мыс — участок суши, вдающийся в море, озеро, реку.

Правильно. А теперь выполним задание на этом участке.

Напишите  письмо (5 – 6 предложений) одному из друзей, расскажите  о путешествии, в письме обязательно используйте имена собственные

СЛАЙД 3

                       

На это задание даётся две минуты. Отвечать будет вторая команда.

Хорошо. Вы использовали форму письма и правильно употребили имена собственные. Ваша команда тоже получает одно очко. Мы движемся дальше

И попадаем на остров Синтаксических признаков.

  Команды получают следующее задание:

Подчеркните существительные как члены предложения, обозначьте их род, падеж, склонение.

Старый заяц сено косит, а лиса сгребает

Отвечать будет  третья команда

Правильно. Заяц и лиса-это подлежащее, а сено-дополнение. Хорошо, что вы обратили внимание на то, что заяц и лиса –это одушевлённые существительные. Ваша команда тоже получает одно очко.

Мы движемся дальше и попадаем на мыс Склонений

Отвечаем на следующие вопросы. Ответ даёт третья команда.

Почему существительные на -мя и слово путь являются разносклоняемыми?

Правильно. Ваша команда зарабатывает одно очко. Следующая команда отвечает на вопрос:

 Отгадайте слово. Существительное с «не» общего рода первого склонения, обозначающее неопрятного человекаПравильно. Неряха.

Ваша команда получает одно очко.

Следующий вопрос  другой команде.

Объясните, почему слово «ветка» имеет здесь разные написания?

Летят на веткИ воробьи,

Чтоб обсудить дела свои.

Сидят на веткЕ воробьи…

Сидят на «Е», летят на «И

Правильно. На ветки –винительный падеж, на ветке -предложный.

Ваша команда тоже зарабатывает один балл.

Путешествуем, преодолевая препятствия.

 Попадаем на риф Орфографии 

Ребята, что такое риф? Если не знаете, обратитесь к толковому словарю.

Риф (нидерл. rif — ребро) — гряда камней, расположенная близко к поверхности воды, образование из подводных или невысоких надводных скал на мелководье, которые образуются при размыве дна и берегов и в результате нагромождения скелетезированных остатков колоний кораллов, моллюсков и тому подобное

Продолжаем отвечать на вопросы

Раскрыть скобки, объяснить написание.

(не)друг; (не)доверие; (не)внимательность; (не)удача, а труд; (не)вежа; (не)вежда; (не)правда.

Правильно раскрыли все скобки. Ваша команда зарабатывает ещё одно очко.

Следующей команде вопрос такой:

Когда нужно писать О, а когда Е после  шипящих в окончаниях и суффиксах существительных?

Флаж…к, медвеж…нок, пенёч…к

Правильно, под ударением пишем О, в безударном Е. Ваша команда получает одно очко. Вопрос другой команде.

Расскажите о правописании гласных в суффиксах  -ек-  и  -ик-.

Ключ…к, замоч…к, горош…к, огурч…к.

И вы ответили правильно. Ваша команда тоже получает один балл.

Наш корабль подошёл к лагуне  Морфологических признаков

Ребята, что такое лагуна?

Лагуна- участок моря, заключённый между коралловыми рифами и берегом материка или острова.

Следующая команда должна ответить на такой вопрос:

 Определить род несклоняемых существительных, подбирая к ним подходящие по смыслу прилагательные.

 С одним словом составить предложение и сделать синтаксический разбор:

кофе, пальто, кенгуру, леди, радио, шимпанзе.

Ваша команда допускает ошибки. Ребята, кто сможет правильно определить  род  у существительных?

Правильно, кенгуру и шимпанзе одушевлённые имена существительные, поэтому они мужского рода. Ваша команда получает дополнительное очко. Следующий вопрос другой команде:

  Как определить род сложносокращенных слов?

КГПИ, МТС, ТЮЭ, вуз, ВДНХ.

Правильно ответила ваша команда. И вы получаете одно очко.  Это последний остров . Нам осталось ещё немного до финиша. Осталось несколько вопросов.

От данных слов посредством суффиксов  -чик-  или  -щик-  образуйте имена существительные со значением лица: выполните морфологический разбор имени существительного

Учёт, сварить, барабан, заказ, камень.

Правильно. Ваша команда получает ещё одно очко. Идём мы дальше. Попадаем на остров Загадок. 

Слайд 4

Это последний остров, который мы должны с вам пройти.  Если мы правильно отгадаем загадки, мы успешно с вами финишируем.

. Морфологическая шарада.

Корень тот же, что и в слове сказка, суффикс тот же, что и в слове извозчик, приставка та же, что и в слове расход.  (рассказчик)

Правильный ответ. Следующая загадка.

Объясните смысл словосочетаний:

Подарок Коле

Подарок Коли

Молодцы, ребята. В первом случае слово стоит в дательном падеже, второе слово стоит в родительном падеже.(подарок кому? и подарок кого?)

И последняя загадка.

Отгадайте слово.

Существительное женского рода, первого склонения, синоним словосочетания «вооруженные силы» в предложном падеже имеет окончание –и.(армия)

Подведение итогов и домашнее задание. Слайды 12,13

Молодцы!   Мы с вами прошли сложное, но интересное  путешествие..Вам понравилось оно? Вы хотели бы ещё раз   пройти подобный путь?

 Я очень рада. А теперь подведём итоги.  Вы все справились с заданиями.

Поэтому никому не задаю домашнего задания письменно. Подготовиться к диктанту всем. До свидания!

Карточки для ребят, которые сидели за отдельным столом.

           Карточка № 1

 Побывать на электростанции!

              Приходилось ли вам бывать на реке Горыни? Вы полагаете,

Что она течёт в ущелье? Нет, она равнинная речка , приток Припяти, и

 течёт  по просторам Белоруссии и Украины. Но всё же и на ней ,

 несмотря на равнинную местность, построена электростанция.

           О строительстве такой станции когда-то только мечтали, а теперь

Удалось перекрыть спокойную речонку плотиной, и мечта осуществилась.

Стоит эта красавица недалеко от пристани, так что можно туда и наведаться,

если очень захочется. Побываем и мы с вами на экскурсии.

        Задания к тексту:

1 Найдите имена Собственные в тексте и обозначьте их.

2 Найдите в тексте словосочетания «прил.+сущ.»,

 выписать, обозначая их графически (2-3 словосочетания).

3 Сделать морфологический разбор : красавица.

4 Разобрать по составу: речка, пристани , электростанция.

        Карточка № 2

          От данных слов образуйте имена существительные, используя суффиксы –ек-ик, =чик, -ок ,причём каждое вновь  образованное слово пишите сначала в именительном падеже единственного числа, а затем в одном из падежей: родительном, дательном, творительном или предложном. Устно объяснить правописание суффиксов.

          Куст, шалаш, помидор, друг. Петух, диван, лист, глаз, берег, конец, пенёк, шкаф, барабан сапог, флаг, пиджак, пух, орех, кирпич, пастух.

           Вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограммы.

           Клоч…к, земли, соха да борона – такой была родная сторона.

Каждый  куст…к, каждая берёзка радовались нам. Спи, моя крошка, мой птенч…к, пригожий, баюшки-баю. Спи, мой воробыш…к, спи , мой сыноч…к, спи, мой звоноч…к родной.

Выполнить морфологический разбор слова воробыш…к.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок с применением технологии дифференцированного обучения по теме "Правописание НЕ с причастиями"

План-конспект урока русского языка в 7 классе по теме "Правописание НЕ с причастиями". Урок с применением технологии дифференцированного обучения....

Технология дифференцированного обучения на уроках химии и биологии при использовании современных средств обучения и личностно-ориентированном подходе

Краткое описание опыта работы с применением технологии разноуровневого обучения: преимущества, технология, результаты...

Технология дифференцированного обучения. Использование технологии деятельностного подхода как средство повышения качества образования.

В формировании человеческих способностей решающее значение имеет деятельность ребёнка, которая умело стимулируется учителем. Объективность требований,  предъявляемых к ученику, обусловлена способ...

Обобщение опыта по теме"Технология дифференцированного обучения математике"

Исследование психологов и педагогов, опыт учителей новаторов показывает: чтобы научить учащихся самостоятельно и творчески учится, нужно включить их в специально организованную деятельность, сде...

Использование элементов технологии дифференцированного обучения на уроках информатики для повышения качества знаний учащихся

Теория возникновения и практическое применнеие данной технологии на уроках информатики...

методическое пособие для педагога по использованию образовательных технологий в обучении по теме «Система работы с листами учета знаний на уроках истории»

Хочу поделиться опытом создания листа учета знаний, как способа оценки достижения результатов и способа формирования УУД на протяжении всего урока, а так же как один из способов подготовки учащих...

Доклад "Использование современной технологии дифференцированного обучения на уроках"

дифференцированный подход на уроках русского языка - это необходимое условие дальнейшего успешного обучения....