Ученье с увлечением ( тема «Имя числительное»)
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему

Роговенко Татьяна Анатольевна

Изучение числительных в школе  имеет свою специфику, свои особенности. Эти особенности связаны как с характером самого предмета изучения числительных русского языка, так и с употреблением числительных в различных типах русской речи.В своей работе я предлагаю задания занимательного характера, которые можно использовать на уроках русского языка в 6 классе при изучении темы «Имя числительное».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uchene_s_uvlechenem_na_primere_temy_imya_chislitelnoe.doc201.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Стуковская средняя общеобразовательная школа»

Павловского района Алтайского края

Ученье с увлечением

( тема «Имя числительное»)

 

 

  Работу выполнила

учитель русского языка

Роговенко Татьяна Анатольевна.

Стуково 2007


   Введение

Как показывает практика, русский язык как школьный предмет, к сожалению, не у всех школьников пользуется популярностью. Это одна из серьезнейших проблем сегодняшней школы – резкое падение интереса к русскому языку и, как следствие, снижение  грамотности, косноязычие, неумение правильно, логично выразить свою мысль. И решить эту проблему нельзя, даже научив правильно писать слово, в нужном месте ставить запятую.

Огромную роль в решении основных задач, стоящих перед уроками русского языка, играет развитие у учащихся интереса к предмету. Опираясь на интерес, проявляемый школьниками к учебному процессу, учитель успешно решает вопрос воспитания учащихся, а также добивается лучших результатов обучения за более короткое время.

Роль интереса в повышении эффективности обучения отмечалась методистами с давних пор. Об этом ещё в 19 веке писали Ф.И.Буслаев, К.Д.Ушинский, Ф.Ф.Фортунатов.

В наше время этот вопрос нашел своё отражение лишь в разрозненных теориях. Так, например, Ю.К.Бабанский и Т.И.Шамова основное внимание уделяют формированию интереса к учению вообще В работах Ю.С.Меженко, Е.Н.Ильина, С.Н.Лысенковой вопрос развития интереса нашел свое отражение в новаторском подходе к изучению предмета. Такие методисты, как Палей И.Р., Петрова Е.И., Иконников С.Н., Подгаецкая И.М., Баранов М.Т. и другие, рассматривали вопрос развития интереса к урокам русского языка, но лишь на примере одного из способов.

Система современного образования не активизирует в достаточной степени внутренние мотивы учения. Она  диктует ребенку свои условия и не оставляет места и времени  для его вопросов. В результате школьник перестает их задавать, теряет интерес к окружающему миру и, соответственно, к обучению.

Сейчас школьник является объектом обучения, он пассивен. Образование же должно быть двусторонним процессом, в результатах которого заинтересован  и учитель, и ученик. Чтобы достичь этой цели, нужно помнить не только об обучении, но и о воспитании. Стремясь только обучить, педагог попытается заинтересовать учащихся своим предметом, найти новые приемы, способы подачи материала. Интерес, безусловно, возникает, но он будет временным. Стоит ученику привыкнуть к подобным  внешним «эффектам», и интерес снова исчезнет. Поэтому, обучая, необходимо воспитывать ребенка как всесторонне развитую личность, активизировать его интерес к окружающему миру, поскольку именно личности присущи внутренние мотивы, позволяющие сформировать познавательные интересы.

Следует различать внешние и внутренние мотивы учебной деятельности. К внешним относятся: желание получить хорошую оценку, обеспечить собственное благополучие, избежать неприятностей с учителями и родителями и т.п. среди внутренних  можно выделить познавательный интерес к изучаемому материалу, интерес к процессу обучения, желание найти объяснение непонятным явлениям. Для формирования постоянного интереса нужно создать временные внешние мотивы обучения и через них подойти к внутренним.

Поставленные цели можно достичь разными средствами. Нельзя допускать скуки и однообразия на наших уроках. Толчком заинтересованности может быть эмоциональное возбуждение ребенка, которое, в свою очередь, достигается с помощью стимулов.

Перечислим основные стимулы:

  1. Удивление, вызванное новизной материала, оригинальностью его подачи.
  2. Потребность в эмоциональном удовлетворении от преодоления трудностей (на преодолении трудностей построено проблемное обучение).
  3. Эмоциональное оживление, вызванное сменой деятельности, переключением внимания с одного объекта на другой (переключению внимания помогают средства наглядности).
  4. Получение эстетического наслаждения (эстетическое наслаждение может быть обеспечено выбором примеров, иллюстрирующих орфографическое или пунктуационное правило).

Большое значение для развития интереса у школьников имеет создание контакта между учителем и детьми. Учитель, конечно, должен знать свой предмет и его трудности, индивидуальные особенности детей и умело их использовать. Доброжелательное отношение к учащимся – одно из важнейших условий, способствующих формированию у школьников увлечения русским языком.

Формирует интерес у школьников и элемент новизны на уроке, как в области содержания материала, так и в методах.

Не меньшее значение в создании условий для развития интереса у школьников имеет такая организация занятий, при которой учащимся приходится преодолевать ряд трудностей.

Развитию интереса способствует такая организация занятий, при которой детям приходится использовать свои жизненные наблюдения. Это одна из важных предпосылок, формирующих любовь к предмету.

Любознательное отношение школьников к урокам русского языка может быть вызвано отдельными темами, используемым языковым дидактическим материалом, некоторыми видами работ. Содержание дидактического материала относится к числу действенных предпосылок развития интереса у школьников. На это обращали внимание ещё Ф.И.Буслаев и К.Д.Ушинский.

Любознательность детей к предмету необходимо целенаправленно развивать, воспитывать. Это можно будет сделать только тогда, когда будут обеспечены определенные условия и будут применены эффективные методы и приемы.


I. Актуальность

Развитие интереса к урокам русского языка я решила проследить на примере темы «Числительное».

Изучение числительных в школе  имеет свою специфику, свои особенности. Эти особенности связаны как с характером самого предмета изучения числительных русского языка, так и с употреблением числительных в различных типах русской речи.

Нередко можно встретиться с недооценкой темы «Имя числительное» в практике школы, а между тем, как показали специальные исследования письменных работ «… до 60% учащихся   седьмых классов делают ошибки на числительные, причем ошибки  на правописание и употребление числительных  составляют значительную долю всех ошибок учащихся». Надо сказать, что много ошибок на употребление числительных встречается в устной речи. Такие ошибки нередки даже у специалистов устной речи: дикторов радио, телевидения, артистов.

Иногда недостаточное внимание к изучению числительных пытаются объяснить их сравнительной малоупотребительностью. Действительно, например, по подсчетам Джоссельсона, «… числительные в потоке речи составляют всего лишь 1% слов». Однако сам факт малоупотребительности не может оправдать незнания. Тем более что все же на каждую сотню слов приходится числительное, а на странице книг находится 250-300 слов.

Малоупотребительность числительных относительна и в том отношении, что при сравнительной редкости в художественной литературе они очень и очень употребительны в деловой речи, а грамматически правильно соединить числительное и существительное подчас не просто.

Присутствуя на уроках математики, физики, химии, т.е. тех уроках, которые непосредственно связаны с цифрами, слышишь, порой, какие грубые речевые ошибки при прочтении цифр допускают дети ( а часто и педагоги!). эти ошибки остаются незамеченными и не исправляются учителем. Да и на других уроках, в повседневной жизни слышишь порой: « обои девочки», «трое подружек», «на первом ряду», « …расте-ние испаряет…около восемьсот граммов воды» и т.п.

В своей работе я предлагаю задания занимательного характера, которые можно использовать на уроках русского языка в 6 классе при изучении темы «Имя числительное».


II.Роль практического овладения правилами грамматики в воспитании интереса учащихся к урокам русского языка.

В основе  устойчивого интереса лежит осознание важности объекта и нужности. В преподавании русского языка это значит, что подлинный интерес учащихся может вызвать только такой материал, который воспринимается ими как необходимый для их жизненной практики.

Так как имена числительные отличаются многообразием типов словоизменения, то большую часть учебного времени обычно занимает работа, связанная с усвоением норм склонения. Если учитель не позаботится о том, чтобы школьники поняли необходимость и важность такой работы, то она не достигнет цели.

    Чтобы показать учащимся, что числительные – это не просто словесное выражение скучных арифметических значков, а очень  важный грамматический разряд, на первом же уроке по теме можно провести небольшую беседу о роли числительных в нашей жизни.

      Например:

«Как обойтись бы без числа наука точная могла?

Расчет во всяком деле нужен.

Ты и с числительным будь дружен.

Что такое - имя числительное и зачем оно нужно?

Люди постоянно что-нибудь считают: дома, книги, страницы, дни, годы, месяцы, деньги и т.д. Количество сосчитанных предметов – число – обозначают особым словом – числительным.

Если бы их не было, то не придумали бы математику (не было бы её вовсе), а там, глядишь, и физики, и химии, и географии бы не стало. Вот жизнь была бы у школьников!

Или возьмем время. Зачем его нужно отсчитывать? Чтобы не дать ребенку поспать лишние полчаса?!

Нет, на свою голову придумали способ обозначить всё: время, деньги и многое другое. Мы шутим, т.к. уверены. Что вы так не думаете. В языке всё важно, всё нужно, всё интересно.

Каждое числительное обозначает свое число (один, два, восемь, сто двадцать три и т.д.), а также порядок предметов при счете (первый, второй, двадцатый и т.д.)

На письме слова-числа часто заменяют цифрами. Цифры гораздо удобнее, чем слова: они занимают меньше места, их быстрее можно прочесть и понять. Люди любой национальности, говорящие на разных языках, без перевода понимают значения цифр. Но как бы ни удобны были цифры, в устной речи люди пользуются только словами.

Кстати, а какая разница между числом и цифрой? Такая же, как между звуком и буквой? Не совсем. «Число, - читаем мы в толковом словаре С.Ожегова, - понятие количества, величина, при помощи которой производится счёт». «Цифра – знак, обозначающий число».

Числительные совмещают признаки существительного и прилагательного.

Как и другие имена, числительные склоняются (изменяются по падежам).

Чисел в русском языке бесконечное множество. А вот «счетных слов» не так уж и много. Как же в таком случае нам удается обозначить каждое число словами? Оказывается, это возможно потому, что от одного числительного образуется множество других.

 Вот, например, числительное шестнадцать. Оно образовано от числительного шесть. От этого же слова образовались сложные числительные шестьдесят и шестьсот. А из простых и сложных числительных можно образовать сколько угодно составных: шесть миллионов шестьсот шестьдесят шесть тысяч шестьсот шестнадцать.

Так что считай себе да считай, числительных для любых чисел хватит».

Подобная беседа вызывает у школьников живой интерес к цифрам, к изучению слов, обозначающих количество. После беседы учащимся можно предложить привести примеры «радостных», «грустных» цифр, связанных со школьной жизнью, и в соответствии с темой урока («Общее понятие о числительном») определить группу названных числительных по значению (количественные и порядковые).

Интерес учащихся к статистике, цифре нужно поддерживать на протяжении всего изучения числительных, тогда грамматические сведения, которые нужно усвоить для правильного употребления числительных, будут восприниматься школьниками как необходимое звено в овладении жизненно важным навыком. Этого можно достигнуть специальным подбором текстов, а также особыми заданиями, требующими понимания усвоения навыка правильного употребления числительных, сочетаемости их с другими частями речи. Чтение таких текстов поможет учащимся повысить речевую культуру и грамотность в широком смысле этого слова.

Основная сфера употребления числительных – устная речь. Поэтому, имея в виду выработку практического навыка, целесообразно проводить разнообразные устные упражнения. Эффективно проходит чтение текста с числовым материалом, где числа обозначены цифрами. С таким чтением каждому человеку приходится в жизни сталкиваться очень часто. Такую работу лучше проводить по карточкам, чтобы каждый учащийся мог потренироваться в правильном употреблении в устной речи сложных и составных числительных. Привожу образцы карточек.

  № 1

Марс  меньше земли. Поперечник планеты только в 2 раза больше поперечника Луны и составляет около 6800 километров. Время обращения марса вокруг своей оси равно 24 часам 37 минутам 26 секундам. А годичный путь его вокруг Солнца измеряется 669 земными сутками.

№ 2

    Знаешь ли ты, что список полезных ископаемых, обнаруженных в недрах Антарктиды, насчитывает более 147 названий, а поверхность шестого контингента покрыта 300 видами лишайников и 70 видами мхов.

№ 3

На Марсе есть горы высотой не более 600-900 метров. У него 2 спутника. Расстояние до одного из них измеряется 5800 километрами, а до другого – 23000. на Марсе суровый климат. Зимой морозы доходят до 70-80°, а летом редко бывает больше 10°тепла.

   № 4

     Год Венеры короче, чем год Земли, он равен 225 земным суткам, т.е. 7,5 земного месяца. День  и ночь на планете длятся 250-300 часов, т.е. измеряются 12  земными сутками.

№ 5

     Миллион шагов – это расстояние от Москвы до Петербурга. Книга в миллион страниц имела бы толщину 50 метров. Это почти половина высоты Исаакиевского собора. Миллион дней – это почти 27 веков. Таким образом, от начала нашей эры не прошло и миллиона лет.

          В это задание можно ввести элемент игры, например: «Ты телеведущий, тебе нужно

прочитать сообщение» и т.п.

Привожу образцы таких текстов.

1. «Дорогая буква»

Самая дорогая буква в России до революции была буква ер (Ъ). В романе Л.Н.Толстого «Война и мир» на каждой странице эта буква встречалась не менее 54-55 раз. На 2080 страницах романа она повторялась более 110 тысяч раз. В общей сложности эта буква занимала 70 печатных листов. Количество страниц, которое уходило за один год во всех печатных изданиях на букву ер, равнялось 8500000. вместо этого можно было напечатать десятки тысяч хороших книг, которых тогда не хватало.

2. Особенно богат растительный и животный мир в районе экватора, где выпадает много дождей. Здесь располагаются влажные экваториальные леса. Деревья в них растут с поразительной быстротой и за 10-15 лет достигают 30-40 метров. Таких размеров деревья наших лесов достигают только к 150-200 годам.

3. Часы на Спасской башне Кремля заводятся 2 раза в сутки в одно и то же время: в 12 часов дня и в 12 часов ночи. Заводятся они обычно подъемом гирь от 100 до 200 килограммов.  Циферблаты часов выходят на 4 стороны башни. Высота цифр 72 сантиметра. Длина часовой стрелки 2 метра 97 сантиметров, длина минутной стрелки 3 метра 28 сантиметров.

Эффективно обычно проходит исправление ошибок, которые по заданию учителя заметили сами учащиеся на других уроках или вне школы.


III. Языковой материал для упражнений

Вопрос о языковом материале для уроков грамматики волнует учителей-словесников свыше ста лет. Были опыты создания «грамматических хрестоматий». Лучшие педагоги занимались составлением таких учебных пособий. (Ф.И.Буслаев, К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой)

Интерес учащихся к статистике, цифре нужно поддерживать на протяжении всего изучения числительных, тогда грамматические сведения, которые нужно усвоить для правильного употребления числительных, будут восприниматься школьниками как необходимое звено в овладении жизненно важным навыком. Этого можно достигнуть специальным подбором текстов, а также особыми заданиями, требующими понимания усвоения навыка правильного употребления числительных, сочетаемости их с другими частями речи. Чтение таких текстов поможет учащимся повысить речевую культуру и грамотность в широком смысле этого слова.

Основная сфера употребления числительных – устная речь. Поэтому, имея в виду выработку практического навыка, целесообразно проводить разнообразные устные упражнения. Эффективно проходит чтение текста с числовым материалом, где числа обозначены цифрами. С таким чтением каждому человеку приходится в жизни сталкиваться очень часто. Такую работу лучше проводить по карточкам, чтобы каждый учащийся мог потренироваться в правильном употреблении в устной речи сложных и составных числительных. Привожу образцы карточек.

  1. На земном шаре, по подсчету ученых-языковедов, свыше 2500 различных языков. Однако подавляющее большинство населения нашей планеты – 1675 миллионов человек – говорит  только на 13 языках.
  2. Вначале 70-х годов от столкновения с автомашинами в США погибало около 1,5 миллионов диких животных в год, в том числе 126000 оленей,…. Там же, в США, за период с 1969 по 1975 год только на одном магистральном шоссе погибло: 7195 фазанов, 5359 кроликов, 3978 енотов, 2417 скунсов, 1318 оленей, 928 койотов и 615 барсуков.
  3. Ширина водопада Игуасу превышает 3000 метра. Собственно говоря, это не один водопад, а множество. Их здесь 275! Охватить взглядом свою сказочную картину невозможно. Каждую  секунду вниз низвергается более 12000 тонн воды. Выделяются 2 больших каскада, падающих с высоты 70-80 метров. Масса воды порождает воздушную волну, которая подбрасывает легкие самолеты, если они снижаются над водопадом.
  4. На завтрак королю было приготовлено 3 жареных кабана, 15 копченых индеек, 10 маринованных осетров, 200 яиц, 20 фаршированных фазанов, 20 жареных уток,  100 печеных яблок, 50 кг. Винограда. 500 кг. Мороженого и 10 ящиков заморского вина.
  5. «Корова» через «ять»

   Трудно ли читать и писать по-русски? Иностранцы считают русский язык одним из  самых трудных. Ещё бы: у англичан алфавит состоит  всего из 26 букв, у греков – вообще из 24, а у русских – целых 33 буквы!

   А ведь 33 буквы в русском алфавите  не так давно – с 1918 года, а раньше…

   Раньше была кириллица – азбука, составленная в конце IX – начале X века Кириллом и Мефодием…,…на основе греческого алфавита. Было в ней 43(!) буквы, у каждой своё название – «Аз», «буки», «веди»,  «люди»,  «покой»,.. «ферт», «ижица»… Сидит ученик, читает по буквам: «Мыслете – аз – мыслете – аз». Что получилось? Оказывается «мама». Ох, трудно азбуку выучить!

  1. «Какая черепаха самая крупная?!»

    Самая крупная  из когда-либо существовавших на Земле и на море черепах, морская черепаха – архелон не дожила до  наших дней. Длина её составляла до 3,05 метра. …Из ныне живущих самая крупная – так называемая кожистая морская черепаха. Её вес достигает 544 килограммов, длина панциря по кривой – до 183 сантиметров, а его ширина между концами лап – 274 сантиметра…

    Поменьше кожистой зеленая морская черепаха логгерхед – весом около 220 килограммов. Из доживших до наших дней сухопутных черепах самой крупной считается галапогосская  слоновая  черепаха. Её вес  достигает 254 килограммов, а длина – 1,7 метра.

  1. Сердце взрослого человека по размерам примерно равняется сжатому кулаку. Но за 24 часа оно вырабатывает энергию, которой хватило бы, чтобы поднять 68000кг. Груза, или вес локомотива на высоту 30 см. от земли. За 24 часа оно перекачивает около 16360 литров крови.

                  Этот удивительный орган, вес которого может составлять от 225 до 340   граммов. Сердце сжимается и разжимается примерно 100000 раз в сутки.

  1. Товарищи одноклассники! В этом месяце наш  6«а» класс добился огромных успехов. Мы завоевали  первое место в соревновании с 6«б» классом за лучшую успеваемость и лучшее поведение. В этом месяце нами получено 157 двоек. Это на 2 двойки меньше, чем в «б» классе. Количество окон, разбитых в этом месяце составило 19 штук. Это, товарищи, на три окна меньше, чем в «б» классе… В этом  месяце мы дернули Сидорову за косичку 3700 раз. Это, правда, на 200 косичек больше, чем в прошлом месяце, но зато на 8  косичек меньше, чем в «б» классе. И, наконец, в этом месяце мы дрались 31 раз. Правда, это показатель у нас одинаков с «б» классом, но это  потому, что дрались мы всегда только с «б» классом…
  2. Много ли это – миг?

Пять тысячных  секунды занимает один взмах пчелиного крыла. За минуту полета пчела взмахивает крыльями 12000 раз. Две сотых секунды проходит до тех пор, пока человек почувствует боль после укола иглой. 0,1 доля секунды необходима космическому кораблю на пути к Луне, чтобы пролететь один километр.1,25 секунды – за это время световой луч Луны достигает Земли. 20 секунд – самый короткий период,  за который взрослый человек успевает сказать 100 слов.

  1. В древних русских летописях Москва впервые упоминается в 1147 году, а в 1156 году суздальский князь Юрий Долгорукий укрепил город. Более чем за 800 лет наша столица значительно изменилась. Сейчас её территория составляет свыше 900 квадратных километров. Около 40% всей  её площади (около 35 тысяч гектаров) занимают 11 естественных лесных массивов, около 100 парков и бульваров, более 700 скверов.
  2. Извержение вулкана Кракатау 27 августа 1883 года было названо величайшей в мире катастрофой. Оно уничтожило 300 деревень, унесло жизни 36000 людей; рёв вулкана слышался на расстоянии 4800 км.; взрывная волна облетела вокруг земного шара 7 раз. Более 19 кубометров скальных пород превратилось в пыль и взметнулось в небо на высоту 55 километров. Вскоре после этого полоса шириной 280 км. Погрузилась в абсолютный мрак. От острова остался гигантский кратер диаметром 6 км., уходящий вглубь моря на 275 м.
  3. Великая Китайская стена протянулась через всю страну на 6400 км. В течение 2100 лет её строили миллионы солдат и рабочих, и бессчетные тысячи сложили на этой стройке голову. Утверждают, что в VII веке  н.э. только за 10 дней там погибло 5000000 человек.

  Подобные тексты вызывают не только интерес, но и желание поделиться полученными знаниями с друзьями, родителями, а значит, ребенок не только на уроке, но и дома ещё раз прочтет текст, ещё раз проговорит цифры словами. Так ненавязчиво происходит закрепление полученного навыка.

Кроме связных текстов можно предложить упражнения, состоящие из отдельных предложений, но связанных одной темой.

  1. 1.Самая короткая орбита у Меркурия, полный круг он делает за 38 суток, а самая длинная – у Плутона: у него на дорогу уходит 250 лет. 2. Земля успевает обернуться вокруг своей оси 117 раз, а  Венера – только один. 3. Марс меньше Земли примерно в 2 раза. А находится в 1,5 раза дальше от солнца, поэтому тепла и света ему достается меньше, чем Земле. 4. Юпитер больше Земли примерно в 13 раз. Примерно так же выглядит 1 горошина рядом с крупным яблоком. 5. На небе примерно 200.000.000 звезд.
  2. 1. Слух кошки в 3 раза совершеннее слуха человека, а её зрение в 6 раз острее нашего. 2. Язык синего кита весит до 4 тонн. Как большой слон! 3. Собачий клещ после «обеда» весит в 223 раза больше, нежели натощак. 4. Стая саранчи численностью в 1000000 особей съедает за день 20 тонн растительной массы, полностью оголяя землю. 5. Тараканов насчитывается около 3600 видов, но только 6 из них – спутники человека, незваные гости его жилищ.
  3. 1. Количество ворон в стае, которая может собираться зимой на ночлег где-нибудь на лесной поляне, может достигать 200-300 тысяч.2. Крот настолько прожорлив, что, если ему не удастся пообедать в течение 12 часов, он может умереть. 3. Хобот служит слону и рукой, и губами, и носом. Хобот   состоит из 40000 мышц, что и делает его таким гибким и сильным. 4. Голубой кит может достигать 30 метров в длину, что значительно больше динозавра.
  4. 1. Томаты (помидоры) завезены в Европу в XZI веке испанским мореплавателем из Южной Америки . 2. Самой высокорастущей травой в мире считается малайский бамбук, растущий со скоростью 1 см. в день и достигающим 33-метровой высоты. 3. Деревом-долгожителем является баобаб, живущий до 5 тысяч лет. Одним из самых «толстых» стволов баобаба в окружности имеет около 40 метров.
  5. 1. Великаном среди деревьев считается эвкалипт, отдельные экземпляры которого могут достигать 150-160 метров. 2. Самый большой плод «замечен» у гигантской тыквы. В поперечнике он достигает 1 м., а вес его – 100 кг. 3.Крупные (до  10 м. в высоту) кактусы накапливают в своих мясистых стеблях до 3 тонн воды. Столько вмещает автомобильная цистерна.
  6. 1. Мы знаем  скорость света, она составляет примерно 300000 км. в секунду. 2.Расстояние от Земли до Солнца 149600000 км. 3. За сутки на землю выпадает 10 тонн метеоритного вещества. Это 2 нагруженных грузовика. 4. «1-я космическая» скорость составляет 8 км. За 1 секунду, «2-я космическая» - 11 км. за 1 секунду, «3-я космическая» - 16,7 км. За 1 секунду.
  7. 1. Самая большая в мире гитара, на которой можно играть, имеет длину 11,63 м. и весит 446 кг. 2. Крупнейшая в мире гигантская свинья-копилка имеет 4,7 м. в длину, 2,64 м. в высоту и 6,52 м. в окружности. Она была изготовлена в Канаде в ноябре 1985 года.
  8. 1. Самый большой блин – диаметром 15,01м., толщиной 2,5 см. и весом 3 тонны – был приготовлен в Великобритании в августе 1994 г. 2. Самое большое в мире пирожное весило 58,08т., включая 7,35 т. Сахарной пудры. 3. Самая большая конфета весила 1,85 тонн.

В русском языке существует большое количество пословиц и поговорок с числительными. Это богатейший материал для развития познавательного интереса к родному языку.

  1. 1. Он 7 лет всё на одной дудке играет. 2. 7 капралов над одним рядовым. 3. Лук 7 недугов лечит. 4. Хорошо ружьё бьёт: с печки упало – 7 горшков разбило. 5. 7 ворот – один огород. 6. 10 ран прими, а стой. 7. Лучше 10 раз поворотить, чем 1 раз на мель сесть. 8. 30 лет, как видел коровий след, а всё молоком отрыгается. 9. 70 лет для невесты много, а для бабушки – в самый раз. 10. У иноходца 1000 путей,  у хитрого – тысяча слов.
  2. 1. Опять 25. 2. То и есть, что 26. 3. Из осинового дышла 33 подлеца вышло. 4. 1 с сошкой - семеро с ложкой. 5. 3 дня молол, в 1,5 съел. 6. Ни 2, ни 1,5. 7. За 7 вёрст комара искали, а он на носу.
  3. 1. В 7 бед перебедовали 77 бед. 2. Лапти растеряли, по дворам искали: было 5, а стало 6. 3. 100 лет да 20, да маленьких 15. 4. Что 18, что без 2-х 20. 5. Его ограбили 52 разбойника. 6. Деревня большая: 4 двора, 8 улиц. 7. Потерял 5, а нашел 7.
  4. 1. 1 ягода в 42 года. 2. При этом огне 7 шатров цыган вымерзло. 3. Что хитро, то и просто: 9-ю 9 – 90. 4. Русы волосы- 100 рублей, буйна голова – 1000, а всему молодцу цены нет. 5. Сажала 5 хлебов, вынула 6; одного нет как нет. 6. Баба с печи летит, 77 дум передумает.

IV. Нестандартные задания

По мнению А.Г.Орга, «проблема интереса к изучению русского языка в школе связывается с нестандартностью подхода к содержанию и организации изучения предмета, ведущей к активизации мыслительной деятельности учащихся», к обостренному восприятию мотивов учения, самого процесса осмысления основ соответствующей науки. Нестандартность работы помогает возбуждению эмоций у выполняющих её – удивление перед необычным, нередко радостного чувства в процессе деятельности, удовольствия от полученного результата.

Приведу примеры проблемных заданий. При подборе заданий мною использовались различные источники.

Задание 1. Можно ли однозначно ответить на следующий вопрос? В чем его сложность?

Какой частью речи является слово, если оно обозначает количество?

Задание 2. В данных предложениях найдите ошибки, исправьте их.

  1. У неё пять сестер, но, к сожалению, все они живут не в Москве.
  2. А братьев у неё только два, зато все, как и она, живут в Москве.
  3. Коля, Петя и Вася в первый раз переступили порог школы. У всех трех – одинаковые новенькие ранцы.
  4. Маша и Катя пришли нарядные, все две с красивыми бантиками.

   

   Задание 3. Прочитайте пословицы и обратите внимание на выделенные слова. Являются ли они числительными? О каких человеческих качествах говорит переносный смысл пословиц № 1,3,4,6?

  1. К единице нуля приписать не умеет (монгольская).
  2. Медяшку, что слепой упрячет нищий, пожалуй, сотня зрячих не отыщет. (таджикская)
  3. За его языком и на четверке коней не угнаться. (русская)
  4. Он не робкого десятка (русская).
  5. О женитьбе сына посоветуйся с десятью, а о разводе с сотней. (аварская)
  6. Первого десятка, да не первой сотни (русская)

 

   Задание 4. Прочитайте пословицы и поговорки. Выпишите в начальной форме сложные прилагательные, первой частью которых являются числительные. Устно составьте короткий рассказ, названием которого является пословица № 8.

  1. Яйцо лучше всего одночасное, хлеб – однодневный, вино – годичное, рыба – десятилетняя, а друг – тридцатилетний (итальянская).
  2. Одиннадцатидневная церемония на десятидневной свадьбе (корейская).
  3. Он шестимесячным родился. (персидская)
  4. Шестилетний умница лучше шестидесятилетнего дурака. (узбекская)
  5. двадцатилетняя девушка и трехлетний жеребенок – самые красивые (эстонская)
  6. Бойся  не дракона десятиглавого, а человека двуязычного. (китайская)
  7. Разгневавшись, можно прыгнуть в колодец, но даже семикратный гнев не поможет оттуда выбраться. (монгольская)
  8. Богатство не в золоте, долголетие не в тысячелетнем возрасте (китайская)

 


Задание 5. Прочитайте пословицы, выпишите те из них, в которых выделенные слова являются числительными.

  1. Сколь уголь камнем ни три – белым не станет.
  2. Такая красивая, что в окно глянет – конь прянет, на двор выйдет – три дня собаки лают.
  3. Три много и три мало губят человека: много говорить и мало знать; много тратить и мало иметь; много воображать и мало стоить.
  4. Друг рядом лучше, чем два или три вдалеке.
  5. Пятеро сыновей подрастают, а они о шестом мечтают.
  6. Имя хозяина носит, а семью прокормить не может.
  7. Бедняк тот, кто охвачен жадностью, пусть он владеет семью островами.

   

    Задание 6. Решите задачу.

                     В стране Числительное, в Лингвинии, из пункта А в пункт Б  вышел шестиклассник – большой любитель сложных числительных. Расстояние между пунктами А и Б – 1 км. Через каждые 10 м. школьник видел дорожные столбы, на которых цифрами было указано, сколько метров осталось до пункта Б. Шестиклассник от нечего делать стал читать все надписи вслух. Добравшись до пункта Б и сделав там  всё, что нужно, мальчик пошел обратно.

                    Спрашивается: сколько сложных числительных он назвал? А если бы ему пришлось записать все эти числительные словами, то сколько раз была бы написана буква «Ь»?

      Какое слово в условии задачи – «родственник» числительного? В чем их сходство?

 

  Задание 7. Образуйте сочетания слова один с названными существительными. В сочетании с каким существительным оно остается числительным, а когда становится другой частью речи?

                    Розы, сутки, носки, березы, джинсы, машины, кролики, чулки, очки, книги.

 Задание 8. Спишите загадку и отгадайте её. Числительные подчеркните. Как вы думаете, в каком из следующих значений употреблено слово «тройка»: 1)цифра, 2)школьная отметка «удовлетворительно», 3) упряжка из трех лошадей, 4) название чего-нибудь, содержащего три единицы, например, группа из трех самолетов, комиссия из трех человек, 5) название чего-нибудь, обозначенного цифрой 3.

                      Вышел Старик-Годовик в поле и стал выпускать из рукава птиц. Махнул он рукавом четыре раза и пустил двенадцать птиц, всякий раз по три. Полетели первые три: повеял мороз. Полетели вторые три: снег тает, лужок зацветает. Как третья тройка спорхнула, стало жарко, а вылетела четвертая тройка, подул холодный ветер и пошли дожди. А птицы-то не простые: у каждой по четыре крыла, и в каждом крыле семь перьев.

 Задание 9. Репортаж о спортивном соревновании: особенно удачно выступили Гаас, Жук и Ким. Все трое включены в состав сборной республики.

                      ВОПРОС: Кто эти спортсмены – мужчины или женщины?

 


Задание 10. Прочитайте отрывок из «Сказки о мертвой царевне и  семи богатырях» А.С.Пушкина. Сколько числительных в этом отрывке? Можно ли заменить их одним числительным? Что этому мешает?

                               Сват приехал. Царь дал слово.

                               И приданое готово –

                               Семь торговых городов

                               Да сто сорок теремов.

Задание 12. Употребляются ли порядковые числительные в форме множественного числа с существительными в скобках?

                      Пятидесятый (годы), тридцать пятый (ученики), сороковые (сутки), третий (носки), одиннадцатый (очки), восемнадцатый (конфета), двадцатый  (книги), второй (блюда),  четвертый (воробьи), пятый (места).

Задание 13. В склонении каких числительных есть только две формы?

Задание 14, Какое числительное в одном из косвенных падежей пишется с тремя Ь?

Задание 15. Что надо поставить вместо многоточия во фразе:

                            Для участия в телешоу отобрали…

                         А. трое людей                        В. трёх человек

                         Б. трое человек                      Г. три человека       Д. троих девушек

     Т.о., использование нестандартных заданий на уроках русского языка позволяет не только активизировать логическое мышление школьника, но и расширить сферу познавательной деятельности, что, в свою очередь, приведет к повышению интереса к предмету.


V. Занимательный материал на уроках русского языка

 Методика проведения уроков с элементами занимательности – одна из форм, способствующих развитию логического мышления и творческих возможностей учащихся, помогающих им уяснить сущность языкового материала, воспитывающих интерес к нему.

Известный русский педагог Н.Ф.Бунаков писал следующее: «Если с первого раза школьное дело детям представить, во-первых, серьезным, во-вторых, интересным, занимательным, если учитель затем  сумеет как можно чаще повторять такое впечатление – в душе маленького ученика накопится масса таких следов, которые в результате дадут представление об учении как о деле важном и занимательном в одно и то же время».

Задания с компонентами занимательности развивают умение увидеть за занимательной формой  собственно лингвистическую проблему – опознать лингвистическую суть соответствующих явлений, объяснить правильность этого опознания. В процессе объяснения связи занимательных компонентов задания с его лингвистической сутью обычно начинается и решение проблемной ситуации, предложенной в задании.

Занимательные задания включают игры (игры-загадки, игры-сцены, игры-задачи), рассказы о языке (ситуативные – с реальными ситуациями из жизни языка, его использования, лингвистические миниатюры, включающие элементы фантастики), диалоги занимательного характера.

Принцип  занимательности – один из важных  принципов в преподавании русского языка в школе. Рамки использования занимательности весьма подвижны. Наибольшее применение занимательность находит при закреплении и повторении учебного материала.

 Предлагаю ряд занимательных заданий, которые можно использовать при изучении темы «Имя числительное». При подборе материала были использованы различные источники.

 

I. Веселые рифмы

    1. 3-три.

Есть у нас 3 сес3цы. Вы не знаете их?

Как бы мне ухи3ться рассказать о  троих?

У одной, что в С3жове, над окошком жил с3ж.

С3чь  она мастерица – приходи к ней малыш!

У другой, что в Ус3цах, никаких ус3ц нет,

Но зато осе3ну подают на обед.

А у третьей, в Быс3це, быс3на на реке,

И резвятся 3тоны по ночам на песке.

    2. 2 гнома.

Ночью шум стоял в по2ле,

Там 2 гнома побывали.

Залезали на весы,

Часто морщили номы,

Но без гирь они е2ли

На весах свой вес узнали!

   


    3. 100 – сто

У про100го 100рожа – непро100рный дом:

Ча100 в нем 100ножка бродит под 100лом.

Дорожит 100ножка чи100тою ног

И 100личной ваксой чистит 100 сапог.

Вме100 двух не про100  вычистить все 100,

Сразу 100лько обуви не носил никто!

У про100й 100ножки 100ит по100ять

И у той 100ножки опыт перенять!!!   (пер. с польского Л. Кондратенко)

4. Полторы банки

 Сочинили песенку мы для детворы,

Чтобы даже в старости никогда не путала:

В именительном, винительном пишут полторы,

А в остальных падежах пишется полутора.

- А где полторы банки меда стоят?

- Я знаю,  но вам не скажу.

- Полутора банок не видно в шкафу.

- Ищите, а я погляжу.

- К полутора банкам ещё бы чайку.

- Найдите сначала хоть мед!

- Мы все ж полторы банки меда найдем.

- От смеха держусь за живот.

- Полутора банками меда вполне

  Могли б наслаждаться три дня.

- Я вам о полутора банках скажу:

   Они в животе у меня. ( А.Хайт)

 

  5.У верблюда два горба, и оба

        Возвышаются над ним, как два сугроба.

        И обоим тем горбам все верблюды,

        Если пищу не найдут, то берут оттуда.

Если ты склоняешь слово оба, 

То запомнить правило легко.

Перед окончанием, обрати внимание,

Нужно  ставить только букв О.

У мартышки две щеки, словно два кармана.

За обеими лежат сладкие бананы.

Там орехи, карандаш и клочок бумаги,

У мартышки за щекой, как в универмаге.

Если ты склоняешь слово обе,

Мы напоминаем правило тебе:

Перед окончанием, обрати внимание,

Нужно ставить только букву Е.

Есть мартышка и верблюд в нашем зоопарке,

Им обоим все несут вкусные подарки.

Про обоих веселей распевайте песню,

Чтоб грамматику учить было интересней. ( из передачи «Радионяня»)

   

       6.У принцессы Лили много женихов,

           Лиле посвятили 900 стихов.

В них найдешь, листая, массу чепухи.

Лишь 1/6 – складные стихи. (И.Плохих)

    

       7.«Необыкновенная девочка»

        Ей было 1000 100 лет, она в 101-й класс ходила,

В портфеле по 100 книг носила – всё это правда, а не бред.

Когда, пыля десятком ног, она шагала по дороге,

За ней  всегда бежал щенок с одним хвостом, зато стоногий.

Она ловила каждый звук своими десятью ушами,

И десять загорелых рук портфель и поводок держали.

И десять темно-синих глаз рассматривали мир привычно…

Но станет всё совсем обычным, когда поймете наш рассказ. (А.Стариков)

    8. «Звонки»

Я Володины отметки узнаю без дневника.

Если брат приходит с тройкой – раздаются три звонка.

Если вдруг у нас в квартире начинается трезвон –

Значит, пять или четыре получил сегодня он.

Если он приходит с двойкой, слышу я издалека:

Раздаются два коротких, нерешительных звонка!

Ну, а если единица – он тихонько в дверь стучится. (А.Барто)

       

       9. Знал я невысокий дом в переулке за углом.

Здесь когда-то проживало 333 жильца.

На работу шли, бывало, 82 отца.

Уходили по делам 98 мам.

В школу шли до перекрестка 92 подростка.

38 дошколят в ясли шли и в детский сад…

Замечательный был дом!

Дружно люди жили в нем. (Ю.Коринец)

10.Пословицы

…Бабушка Савельевна,

Верно или нет,

Что на той неделе Вам

Минет 200 лет?

Засмеялась бабушка,

Шутит – ну т ну,

До двухсот, ребятушки,

Вряд ли дотяну.

Но скажу по совести,

80 – есть.

Вам нужны пословицы?

Что ж, прошу присесть!

22 пословицы

Вспомнила подряд.

22 пословицы,

Это целый клад!

А всего собрал их класс

Чуть не полтораста,

И они не в бровь, а в глаз

Попадают часто.

Такие веселые стихи должны стать не просто развлечением для школьников. Необходимо ставить определенные задачи при их прочтении. Например: найти числительные и указать их разряд; сделать вывод о склонении числительных; определить к какой части речи относятся выделенные слова; прочитать, правильно употребив числительные и др. Только в этом случае данный материал будет иметь какую-либо дидактическую ценность.

II. Из истории числительных

 Как не превратить изучение русского языка в схоластическую зубрежку орфографических правил? Как сделать изучение теоретического материала более эффективным? Как различить интерес к его изучению?

 А.Е.Супрун считает, что изучение родного языка в школе должно обязательно включать элементы историзма. «Дело прежде всего в том, что множество языковых фактов легче запоминаются учащимися в том случае, если оно взаимосвязано между собой, если ученик получает ответ на обязательно возникающий вопрос ПОЧЕМУ?, а эту взаимосвязь практически зачастую легче вскрыть при помощи очень элементарной исторической справки (так как закономерности функционирования языка подчас сложнее изложить для учащихся, чем закономерности развития)».

Так объяснение – десят как старого родительного падежа множественного числа (быть может, с параллельно приведенной аналогией котят, утят, ребят и под.) выясняет отсутствие мягкого знака на конце слов пятьдесят – восемьдесят (а заодно и наличие мягкого знака внутри этих слов; сравните: пятьдесят – пять ребят, шестьдесят – шесть утят). Этимологическая справка поможет и в «усвоении написания – а (а не – о) в слове триста, четыреста: ста – это старое множественное число слова сто (сравните: места-места)».

Введение учителем   таких исторических справок в объяснение темы урока, безусловно, вызовет интерес у учащихся к предмету. Однако нельзя забывать о том, что научный материал, предлагаемый детям, должен быть доступен их пониманию. Только в этом случае он будет представлять для них интерес.

На каждом уроке можно отвести 2-3 минуты, где учитель (или подготовленный ребенок) расскажет об образовании того или иного числительного, что, несомненно, поможет при освоении орфографического правила и будет способствовать развитию интереса к языковым явлениям, к урокам русского языка. Приведу примеры таких минуток.

1. Один возникло из славянского един (единица, единый, единственный).

Един состоит из двух слов: ед («лишь только», «чуть», например, в слове «едва»), ин (т.е. «один», например, «единорог» - животное с одним рогом, «иноходь» - бег лощади с одновременным выбросом ног, «инок» - монах). Значит, буквально слово один означает «лишь только один».

Греческое слово «монос» (один) лежит в основе слов: монарх (глава государства), монах (уединенный), монолог (речь одного) и др.

2. Два (что весьма любопытно) у разных народов звучит почти одинаково:

«два» - по-болгарски,

«ду» - по-литовски,

«дуо» - по-латински,

«дува» - на древнеиндийском языке.

3. «Четыре». С четверкой связано немало слов. Квадрат, квартал, квартет, кварта – все они имеют один латинский корень «куаттуор» - четыре.

Квартира тоже имеет родство с этим числом. Когда-то это слово обозначало у римлян четвертую часть какой-либо меры. Затем «четвертиной» стали называть налог на военный постой, представление жилья солдатам.

К нам слово пришло через немецкое «квартир» и стало означать любое наемное помещение для жительства в городе.

Вы, наверное, удивитесь, узнав, что с четверкой связано и такое любимое вами слово, как тетрадь. В переводе с греческого оно означает «сложенный вчетверо».

Именно такими были раньше тетради – из четырех листов; потом листочков стало больше, но название не изменилось.

4. Слово восемь в старину звучало так: «осемь», «осемью», «осьмой», т.е. около семи, за семь. На русском языке оно звучит совершенно самостоятельно, даже не напоминая английское «эйт», «немецкое «ахт». У нас собственная гордость, и на «эйты» и «ахты» мы смотрим свысока.

5. Во многих языках число девять связано со словом «новый»: нойн – по-немецки, новем – по-латински и т.д.

Почему так? Возможно, потому, что древние, ведя счет четверками, считали девять новым, первым в третьей четверке числом.

Судя по этому, у славян число девять должно было звучать как «новять». Но слишком сильным оказалось влияние следующего за ним числа десять: по сходству с ним возникла неправильная форма «девять».

       6.Слово сорок в Древней Руси было именем существительным. Оно означало «мешок». Мешок с сорока соболями служил денежной единицей. В один сорок (т.е. мешок) вкладывали четыре десятка соболиных или беличьих шкурок, что составляло набор на целую шубу. Таким образом, сорок – сначала мешок, затем мешок с 40 соболями (или белками) и, наконец, числительное сорок. Этого же корня и слово сорочка, представлявшая собой вначале примитивный мешок с разрезами для головы и рук. След прежнего склонения числительного сорок сохранился, между прочим, в старинном, выражении сорок сороков (Москва – город сорока' сороко'в церквей).

        7. «Тысяча»

    Знаменитый путешественник Марко Поло, посетивший в XIII веке Китай, чтобы передать свое восхищение его несметными богатствами, и придумал слово миллион, которое состоит из итальянского слова милли, означающего «тысяча», и оне, соответствующего русскому увеличительному суффиксу – ищ - (например, домище, ручища, лесище). Таким образом, слово миллион дословно соответствует несуществующему в русском языке слову тысячища.

     

      8. Десять произошло от латинского «децэм»; название это также имело много общего с названием числа десять в других языках:

«джа» - по-гречески,

«даса» - по-индийски,

«десять» - по-русски и т.д.

       9. «Тринадцать». Всем известен панический страх перед числом тринадцать (чертовой дюжиной). Истоки этого поверья относятся к древним временам, когда у некоторых народов основанием системы счисления было число двенадцать. Оно замыкало для них натуральный ряд, поэтому за числом 12 шло неизвестное, непостижимое, зловещее, значит, и опасное число. По их представлению, оно могло приносить только несчастье.

     Сведения из истории развития числительных как части речи позволяют акцентировать внимание на вопросах развития языка в целом.

 III. Лингвистические миниатюры, грамматические сказки

 1. «Кто подсчитает?»

Числительные счёт любят! Не сразу человек научился считать и создал имя числительное. Из всех частей речи эта – самая молодая.

А хотите послушать, как впервые было выдвинуто Числительное другими частями речи?  К сожалению, мы попали к концу их разговора.

- Кто за это предложение, прошу поднять руку, - сказал Председатель. – Существительное, подсчитайте количество голосов.

Кто-то крикнул: «Много», и Существительное подхватило:

 - Много!

- Вы же не считали! Или вы не хотите считать?

- Уважаемый Председатель! – вступился Глагол. – Существительные не умеют считать по порядку, у него единственное число, обозначающее один предмет, и множественное со значением неопределенного множества.

- Но кто же подсчитает  нам голоса? – расстроился Председатель.

- Числительное!!! – хором выдохнул зал.

Вот, оказывается, какая важная часть речи это Числительное.

2. «Таинственное число».

Семь – особое число, в нём некое волшебство.

Семь дней в неделе, семь планет на небе, семь мудрецов на свете было, семь чудес на свете, семь раз отмерь, а один отрежь, семеро одного не ждут, семи пядей во лбу, до седьмого пота, быть на седьмом небе, семь бед – один ответ.

Вот наиболее известные фразеологизмы и пословицы с числительным семь. Как видите, их немало.

Чем это объяснить? Примерно четыре тысячи лет  тому назад у древних народов, находившихся на территории современного Ирака, были уже первые астрономические познания. Эти народы наблюдали на звездном небе движение пяти планет, которые вместе с Солнцем и луной составляли семь небесных светил. Древние ученые заметили, что лунный месяц равен двадцати восьми суткам, и разделили его на четыре равные части с тем, чтобы каждый из семи дней посвятить одному из семи божеств. Так возникла семидневная неделя, которая перешла ко многим другим народам и дошла до нас.

Число семь считалось священным и было весьма распространено.

3. Сказка «Таблица умножения»

На последней странице тетради выстроилась таблица умножения. Строгие колонки чисел стоят, сомкнув ряды, и готовы по первому знаку продемонстрировать свою силу и мощь любому ученику – от первого до десятого класса. По первому знаку – это понятно. Ведь командует парадом Знак Равенства.

- Равняйтесь!  - командует Знак Равенства.

И числа равняются. Дважды два равняется четырем. Трижды пять равняется пятнадцати. Семью восемь равняется пятидесяти шести. Вот какая здесь во всем точность. Таблица умножения – суровая дисциплина, но числа подчиняются легко и охотно.

Разве можно не подчиниться дисциплине, которая существует под знаком равенства. (Ф.Кривин)


4. «Предки»

Однажды из страны Арифметика в страну Грамматика шли два числительных: Одиннадцать и Двенадцать. Устали они в дороге и сели отдохнуть под развесистой семёркой. Вот Двенадцать и спрашивает: «Скажи, почему ты пишешься с двумя Н, а я с одним?»

Одиннадцать ответило: «Это очень интересная история, которая произошла давным-давно. Когда-то наши предки не были похожи на нас и писались в три слова: один на десять, два на десять. Позже они решили, что удобнее жить одним словом, и соединились. Так и появилось в числительном одиннадцать два Н, одно – от корня, другое – от бывшего предлога».

5. Ь в числительном.

- Толя, почему у тебя нет ошибок на правописание Ь в числительных? – спросила Лена.

- А разве ты не знаешь простого правила о правописании Ь в числительных? – удивился Толя. – Есть правило в числительных может быть только один Ь: если он есть в середине, то его нет в конце. Посмотри: пятЬдесят, шестЬдесят, пятЬсот, шестЬсот – во всех этих числительных Ь стоит в середине, а в числительных пятнадцатЬ,  шестнадцатЬ, семнадцатЬ,  восемнадцатЬ  Ь стоит в конце, следовательно, в середине его не может быть.

Но запомни: это правило относится только к числительным в именительном и в винительном падежах, а в других падежах может быть  и два Ь, например, в творительном (пятЬюдесятЬю, шестЬюдесятЬю) или вообще не быть ни одного ёё, например, в родительном, дательном и предложном падежах (пятнадцати, шестнадцати, пятидесяти, шестидесяти).

6. «День рождения числа «5»

Решило число пять отпраздновать свой день рождения: написало приглашения и разослало всем своим родственникам. В назначенный день к нему пришли Пятиклассник, число 50, старичок-500, Пятак, Пятница, Пентаграмма (пятиугольник). И только все уселись за стол, как в дверь снова позвонили.

- Кто бы это мог быть? – удивилось число 5 и открыло дверь.

На пороге стояли Пятка, Опята, Пятно.

- А вы кто? К кому?

- Мы – твои родственники!

- Как это? – недоуменно спросило число 5.

- Очень просто, ведь в наших именах есть корень –пят -, как и у тебя, - ответили «родственники».

- Знаете, что, - сказало число 5, - проходите за стол, а там разберемся.

День рождения удался, было всем весело, а когда гости разошлись и остались только «родственники» (пятно, опята, пятка), число 5 сказало:

- Мне жаль вас огорчать, но вы не являетесь моими родственниками, хотя и имеете такой же корень, как и у меня. Дело в том, что моё имя, скорее всего, произошло от слова «пядь», что означает расстояние от вытянутого мизинца до большого пальца руки. Но со временем «д» на конце слова оглушилось, вот и получилось «пять». И моими родственниками являются только те, в чьих корнях есть значение числа пять.

Огорчились гости, но…ничего уж тут не попишешь.

7. – Так, друзья мои, попрошу вас подойти  поближе к микрофону.

- Николай Иванович, нам обеим подойти?

- Да, да, конечно, подойдите обе.

- Почему обе? Мы, что, девчонки что ли?

- Нет, вы не  девочки, но вы сами сказали обеим, значит вы женского рода.

- Почему вдруг женского?

- Потому что в мужском роде надо говорить обоим. Вот что получается, когда люди не знают простого правила грамматики. Ясно?

- Ясно!

- Обоим ясно?

- Обоим!

- Тогда попрошу вас обоих ответить мне ещё на один вопрос. Как вы скажете, что этой и на той стене наклеены обои?

- очень просто: на обоих стенах наклеены обои.

- Вот и неверно.

- Конечно, неверно. Надо сказать: на обеих стенах наклеены обеи.

- Какие такие обеи?

- Какие? С цветочками.

- А где вы видели такие обеи, в обейном магазине?

- Ой, я оговорился, не обеи, а обои, конечно, обои. Обои стены оклеены обоями.

- Друзья мои, стены женского рода и про них надо говорить обе. Про них даже есть правило: «Числительное женского рода в косвенном падеже имеет перед окончанием букву «е». Поэтому мы говорим: обе, обеих; на обеих стенах наклеены обои.

- А, теперь всё ясно: если мужского рода, то везде О (оба, обоих), а если женского рода, то везде Е.

- прекрасно, выделаете успехи. Теперь остается выяснить, как быть, если одно существительное мужского, а другое – женского рода? Вот как сказать, если им нравится одно варенье?

- Дедушке и бабушке обоим, нет… Дедушке и бабушке обеим

- Ну, ладно, я вам помогу. По правилу: если одно существительное мужского, а другое женского рода, то про них говорят оба и склоняют в мужском роде.

- Что, выходит, что дедушка главнее бабушки?

- А бабушка не обидится?

- Думаю, что нет, ведь нельзя обижаться на грамматические правила, их надо запомнить.

IV. Стихи о числительном

1. Как обойтись бы без числа

    Наука точная могла?

   Расчет во всяком деле нужен.

   Ты и с числительным будь дружен. (П.Чесноков)

2. Я каждый день и каждый час

    Сказать готово, сколько вас,

    И я могу, имей в виду,

   Сказать, который ты в ряду.  (П.Чесноков)

3. Порядок и количество.

Всегда, везде, во всём;

Без номера

Не встретите

На улице вы дом.

Понятно всем, что без меня

Никто б не мог считать,

И пальму первенства, друзья,

Вы мне должны отдать.  (П.Чесноков)

4. Цифра просится в тетрадь,

Её легче написать.

И короче, и занятней,

И для всякого понятней.

Цифра – важная, как туз,

Но случился с ней конфуз:

В разговоре длительном

Польза лишь в числительном.

Цифры в разговоре с вами

Выражаем лишь словами.

Слава всем числительным,

Самым удивительным!   ( Т. Роговенко)

V. Задачи, шарады

      1. По дороге вдоль кустов

Шло 11 хвостов.

Сосчитать я также смог,

Что шагало 30 ног.

Это вместе шли куда-то

Петухи и поросята.

И вопрос мой к вам таков:

Сколько было петухов?   (Л.Гончарова)

2. Я – цифра меньше  10,

Меня легко тебе найти,

Но если букве «Я» прикажешь

Рядом встать, - Я – всё!

Отец и дедушка, и ты, и мать.  (Семь – я)

3. Числительный плюс гласный –

Ансамбль в музыке прекрасной.   (три – о)

4. Первая цифра стоит в середине,

Буква с начала и буква с конца.

А в целом – леса, города и равнины,

К целому полны любовью сердца.   (Р-один-а)

    5. Число – часть первая  шарады,

Вторая часть – одна и нот,

А к ним прибавить букву надо,

Ответ любой из вас найдет:

Он – мастер, может сделать вам

Буфет, скамейку, шкаф, диван.     (100-ля-р)

6. Прочтите выразительно «стихотворение»

          714, 15,3 247,

16, 318, 140, 327.

3,28, 220, 126, 145,

615, 18, 2225.

713, 116, 512, 43,

2000000, 320, 17, 333.


VI. Загадки

1. 5 чуланов – дверь одна.                                                   Перчатка.

2. 1000 братьев одним поясом перепоясаны.                           Сноп.

3. Надела 70 рубашек, вышла на улицу. – и спина голая.           Оперение курицы (3,4,5)

4. Ходит Машка, на ней 40 рубашек.                                            Оперение курицы (3,4,5)

5. Бежит Наташка в 70-ти рубашках,

Ветер дунет – и тело голо.                                          Оперение курицы (3,4,5)

6. Шел я мимо, видел диво:

Висит котел в 90 ведер.                                            Луна

7. Кто такие три кривые?                                                Пека, дорога, изгородь.

8. Каркнул ворон на 100 городов, на 1000 озер.                        Гром.

9.Стоит дом в 12 окон,

В каждом окне по 4 девицы,

У каждой девицы по 7 веретен,

У каждого веретена разное имя.                                         Год, месяцы, недели, дни

10. 12 орлов, 52 галки, 365 скворцов одно яйцо снесли.                Год, недели, дни.

11. У меня родилось п12 сыновей,

У каждого из них по 30-ти сыновей красных,

По 30-ти дочерей черных.                                                Год,  месяцы, дни и ночи.

12.Проживают в трудной книжке

Хитроумные  братишки.

Десять их, но братья эти

Сосчитают всё на свете.

13. Две ноги на трех ногах,

А четвертая в зубах.

Вдруг четыре прибежали

И с одною убежали.

Подскочили две ноги, ухватили три ноги,

Закричали на весь дом –

Да тремя по четырем!

Но четыре завизжали

И с одною убежали.

 (« 2 ноги» – мальчик, «3 ноги» - табуретка, «4 ноги» - собака, «1 нога» – курица)    

VI. Использование игр, игр-упражнений для развития интереса

Бесспорна необходимость игр в процессе учебной деятельности: « Без игры ребенок не может нормально расти и развиваться так же, как и нормальный взрослый человек не может существовать без труда. Игра для ребенка не забава, а естественное превращение духовных и физических сил в действия, в вещи. Энергия ребенка требует выхода, и он играет…Младшие и средние классы школы – это время упоительных игр» (В.Н.Сорока-Росинский)

Что же привлекает педагогику в игре? Какие качества игры являются дидактически ценными?

Игра способствует усвоению знаний не по необходимости, а по желанию самих учащихся и проходит не формально, а заинтересованно.

Так как учеба часто строится на принуждении, игра воспринимается особенно радостно, а радость в свою очередь стимулирует расположение к учебному предмету, повышает интерес к нему. Игра вносит разнообразие в повседневную учебную деятельности, способствуя развитию интереса не только к игре, но и к самому учебному предмету.

Игра дает возможность учащимся оценить себя на фоне других учеников. Умение же оценивать себя правильно – это важная способность человека, помогающая ему в жизни: недооценка своих способностей мешает человеку быть инициативным, решительным, энергичным

Игра выдвигает и новый критерий оценки. Ведь победителем чаще всего бывает не тот, кто больше знает, а тот, у кого к тому же развито воображение, кто умеет наблюдать, быстрее и точнее реагировать в игровой ситуации.

Разумнее всего использовать игры в конце урока, когда работоспособность учащихся падает, внимание начинает рассеиваться и нужен более эффективный метод, способный мобилизовать умственные способности школьников.

Игры должны возбуждать дух соревнования и не приучать учащихся к механической работе. Для этого полезно чередовать легкие грамматические операции с более трудными, ставить детей перед орфографическими и пунктуационными трудностями, учитывая при этом типичные ошибки учащихся на данные правила.

Перед проведением игры, учитель должен четко и ясно рассказать об условиях игры, о порядке её проведения. Задание должно быть также разъяснено на примере (дается образец выполнения).

Игры можно проводить в устной и письменной форме. Устные формы игры являются более экономичными по времени. Они обычно предшествуют письменным работам учащихся, предупреждая ошибки. Устные игры-упражнения целесообразны и в том случае, когда на уроке уже было много письменных упражнений и внимание к ним ослабло.

Способы учета результатов игры разнообразны: начисление командам очков за каждую правильно выполненную грамматическую операцию; снятие очков за каждую ошибку; обмен тетрадями и проверка упражнений под руководством учителя; подсчет времени, затраченного на выполнение упражнений и др.

Учитель должен иметь в своем распоряжении большое количество грамматических игр, чтобы выбрать для данного урока наиболее подходящую и интересную. Применительно к теме «Числительное» возможны следующие игровые упражнения.


1. «Будьте внимательны!»        

Напишите числительные словами, согласовывая их с существительными и употребляя, где нужно, собирательные числительные.

     2 (друг), 5 (перо), 3 (сутки), б (весло) ,2 (виды), 5 (метла), 4 (грабли), 9 (сосна), 4 (девушка),

8 (доска), 6 (дочь), 10 (грамм),12 (апельсин), 7 (скатерть), 9 (орден), 11 (черешня),

13 (деревня), 15 (гектар), 12 (килограммов).

2. «Кто больше?»                

а)        Участникам игры предлагается за установленное время записать наибольшее количество слов (различных частей речи), образованных от числительных 2,3,4,5

и т.д. Учитываются только простые слова.

б)        За установленное время надо записать наибольшее количество пословиц,
поговорок, строк  известных песен и стихотворений, содержащих количественные числительные.

в)        Нужно подобрать и записать как можно больше сложных имен существительных и прилагательных, в состав которых входят числительные (например, первоклассник, шестизначный др.)

г)        Кто больше вспомнит книг, кинофильмов, в названии которых есть числительные.

За каждый правильно записанный пример засчитывается один балл.

3. «Третий лишний»

Нужно исключить «лишнее» слово, аргументируя ответ.
1)первый, другой, второй;        1) один, одиночка, одиночество;

2)пятый, новый, сотый;        2) пять, пятерка, пятерня;

3) третей, лисий, седьмой.        3) троеборье, три, тройка.

   4. «Молчанка».

  Основное условие игры: после объяснения учителем записанного на доске задания упражнение выполняется молча. Никто не имеет права говорить: ни учитель, ни учащиеся. Дети выходят к доске, выполняют нужную грамматическую операцию. Если ученик написал все правильно, класс рук не поднимает. Ученик передает мел, кому хочет. Если же допущена ошибка, учитель передает мел по своему усмотрению.

  1. от количественных числительных нужно образовать порядковые;
  2. просклонять числительное (составное).

    5. «Найди пару»

Составьте словосочетания со словами левого и правого столбиков. Старайтесь соединить подходящие по смыслу слова. Определите разряд числительного.

200                  гараж

90          гектар

                                                                 11                                               бассейн        

                                       300          тонна

                              1000000            центнер

                             Миллиард         километр

                             400                     экземпляр

 


     6. Кто скорее?

     На обратной стороне доски записываются сочетания:

7 лет, 10 тонн, 8 этажей, 20 километров, 1 день, 19 мест, 4 мотора, 2 горба, 9 углов, 17 метров, 15 квартир,3 слоя, 6 вольт, 11 классов, 5 знаков, 12 минут, 16 килограммов, 18 граммов.

Затем доска переворачивается (открывается) и участникам игры предлагается  образовать из этих сочетаний сложные прилагательные и записать их с наиболее подходящими по смыслу существительными (например, 7 лет – семилетний план). Выигрывает тот, кто скорее всех и безошибочно выполнит эту задачу.

    7. «Цепочка»

    Участники игры садятся полукругом. Ведущий произносит сочетание количественных числительного с существительным в косвенном падеже (например, двумя руками), после чего участники игры передают это слово по «цепочке», беря следующее по порядку числительное и подбирая новое существительное (тремя днями, четырьмя стульями и т.д.). Тот, кто допустил ошибку или замешкался, встает и продолжает стоять до тех пор, пока в следующую очередь не даст правильного ответа.

   8. «Грамматическая  эстафета»        

Учащиеся класса делятся на две группы. Учитель указывает им упражнение из учебника (или текст, составленный учителем), из которого нужно выписать словосочетания с числительными (задание можно усложнить, указав определенный разряд числительных). Текст перед игрой выразительно прочитывается. Учащиеся читают предложение (от первой команды - вслух, от второй - про себя), подходят к доске и выписывают нужные слова.

9.        « В две колонки»        .

Класс делится на две соревнующиеся группы: на сидящих слева и справа. Учитель диктует  числительные (простые и сложные) вразбивку, а ученики должны быстро записать слово в одну из двух колонок тетради. ( Сидящие слева - простые числительные, сидящие справа - сложные). Слабым ученикам можно предложить выполнить задание у доски. Затем дети обмениваются тетрадями, и начинается коллективная проверка записей. Ошибки исправляются и объясняются.

10.        «Эксперт».

  1. Два «эксперта», выбранные классом, оценивают количество придуманных слов со значением числа различных частей речи (класс делится на две  команды). «Эксперты» оценивают также правильность определения частей  речи.        
  2. В ходе игры ребята решают примеры устно. При оценке учитывается
    грамотное речевое объяснение (и правильный числовой результат).

11. «Узнай свое слово»

Игра проводится в тех случаях, когда надо научить различать 2 или 3 граммати-ские категории:   например, три разряда числительных: простые, составные, сложные.

Класс делится на три группы. Соответственно этому на три колонки делится доска. Каждая колонка озаглавливается, указывается определенная грамматическая категория. К доске одновременно выходят три ученика (по одному от каждой команды). Учитель называет три слова, и каждый ученик должен правильно записать свое слово. Остальные записывают слова в свои тетради: Ошибки сразу исправляются и объясняются. Выигрывает та группа, которая допустила меньше ошибок.

12. «Угадай».

Эту игру можно провести на одном из последних уроков, отрабатывая навык  

морфологического разбора числительного. На доске заранее записаны  три предложения с числительными. Вызывается учащийся, которому вручается карточка с одним из предложений, записанных на доске. Школьник определяет морфологические признаки имени числительного и его синтаксическую роль в предложении. Ученикам предложение неизвестно: они должны угадать его по некоторым отличительным признакам числительного. Эта задача вызывает напря-женное внимание учащихся. По окончании разбора ученики по требованию учителя должны сказать, какое числительное (из какого предложения) характеризовалось.


 Список используемой литературы

  1. Арсирий А.Т.. Дмитриева Г.М. Занимательная грамматика русского языка. – М., 1997.
  2. Багаев Е.Г. О некоторых числовых символах.// Русская речь. – 1997, № 2.
  3. Бондаревский В.Б. Развитие интереса и склонностей  учащихся старших классов к отдельным предметам школьного обучения. – Пермь, 1960.
  4. Бондаренко С.М. Об интересе к русскому языку.// Сб. научн. Трудов «Воспитание интереса к изучению русского языка в школе» / Под ред. Б.И.Фоминых. – М., 1979.
  5. Волина В.В. Веселая грамматика. Имя числительное. – М., 2001.
  6. Волина В.В. Русский язык. – Екатеринбург, 1997.
  7. Воспитание интереса к урокам русского языка у учащихся 5-8 классов. / Под ред. М.Т. Баранова. – М., 1965.
  8. Гостева Ю.М., Шибаева Л.А. Числительные на уроке. // Русский язык в школе. – 1993. -№ 5-6
  9. Еськова И.А. Имя числительное. // «Русский язык» (прилож. к газ. «Первое сентября»). – 1999 - № 3.
  10. Иванова В.А.,  Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. – Л., 1990
  11. Иконников С.Н. Использование игр-упражнений для развития интереса учащихся к урокам русского языка. – М., 1967.
  12. Купалова А.Ю. и др. Поурочное планирование: к учебному комплекту под ред. В.В.Бабайцевой. – М., 2000.
  13. Лихтман Р.И. История русской грамматики.// «Русский язык» (прилож.к газ. «Первое  сентября») – 2000. - № 19
  14. Максимов С. Крылатые слова. – М., 1983.
  15. Мережинская Е.К., Гуревич А.Ю.,  Зарицкий С.А. Занимательная грамматика русского языка. – М., 1997.
  16. На берегах Лингвинии. Занимательный задачник по русскому языку. / Под ред. Л.Д.Чесноковой. – М., 1996.
  17. Орг А.О. Нестандартные задания по русскому языку в 5-9 классах. // Русская словесность. – 1994. - № 1.
  18. Палей И.В. Мыслительные задачи, выдвигаемые перед учащимися как один из приемов развития интереса к изучению русского языка. – М., 1985.
  19. Подгаецкая И.М. Воспитание у учащихся интереса к изучению русского языка. – М., 1985.
  20. Пронина Г.А. Имя числительное. Интересные цифры о животном и растительном мире. // «Русский язык» (прилож. к  газ. «Первое сентября»). – - 2000. -№ 9.
  21. Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? – М., 1979
  22. Супрун А.Е. Имя числительное и его изучение в школе. – М., 1964.
  23. Тандит С.В. О воспитании интереса к русскому языку. // Русский язык в школе. – 1991. -№ 6.
  24. Уразов И. Почему мы так говорим. – М., 1957.
  25. Чаурина Р.Я. Правописание числительных и частей речи от них образованных. // «Русский язык» (прилож.к газ. «Первое  сентября») – 2001. - № 10.
  26. Числительное в упражнениях. //  «Русский язык» (прилож.к газ. «Первое  сентября») – 1998. - № 9.
  27. Шкатова Л.А. Подумай и ответь. – М., 1989.
  28. Щукина Г.И. Методика изучения и формирования познавательного интереса учащихся. – Л., 1969

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Маленькие рассказы о большой Химии. Это программа учения с увлечением для первоклассников

Надо помнить, что человек, не владеющий основами химии, становиться в наше время социально опасным для общества. Для решения школьных проблем в преподавании химии я предлагаю выход для заинтересованны...

Учение с увлечением

Вся наша образовательная система нацелена на успеваемость. Но как заинтересовать ребенка процессом обучения? Ведь хорошие оценки происходят напрямую от заинтересованности, а не от пустой зубрежки мате...

Учение с увлечением

Классный час: "Учение с увлечением"Цель: Познакомить детей с основами учения с увлечением, подвести к мысли, что недостаточно просто учиться, необходимо учиться с увлечением.Задачи: 1. Помочь детям ос...

Учение с увлечением

Эта книга С.Соловейчика рассказывает просто о сложном - как учиться, как научить ребенка, помочь ему в обучении. Книга будет полезна родителям, стремящимся создать благоприятные условия для развития с...

"Учение с увлечением"

Книга для чтения...

Учение с увлечением на уроках физики.

Физика формирует творческие способности учеников, их мировоззрение и убеждения. Эта основная цель может быть достигнута только тогда, когда в процессе обучения будет сформирован интерес к знаниям. В э...

Доклад на тему «Учение с увлечением»

Подготовил:  Дарбинян Арам Генрикович, учитель математики, руководитель МО учителей математики....