Наречие как часть речи. 7 класс
методическая разработка по русскому языку (7 класс) на тему

Каткова Татьяна Юрьевна

Первый урок по теме "Наречие" в 7 кл.(Получение новых знаний). Одна из трудных для изучения тем.  Наречие - "живая, образная , богатая" часть речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Наречие как часть речи. 7 класс51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока. Наречие как часть речи. 7 класс

Цели урока:

Учебные:

  • Знать классификационные признаки слова как части речи
  • формировать умение разграничивать наречие и другие части речи

Развивающие:

  • продолжить формирование навыков работы с книгой
  • формирование умений делать самостоятельные выводы
  • развитие логического мышления

Воспитательные:

  • воспитание умения преодолевать трудности в учении
  • развивать эмоции, создавая ситуации удивления, радости, занимательности

Тип урока: первичное усвоение материала

Структура урока:

  1. актуализация опорных знаний, умений и навыков
  2. формирование новых понятий и способов действия
  3. их применение в процессе выполнения тренировочных (творческих) упражнений

Технологии:

  • элементы исследования
  • чтения и языковой анализ
  • метод аналогии
  • использование наглядности
  • эстетическая беседа (межпредметные связи)
  • метод сравнения
  • ИКТ

Технологии

Средства:

  • проблемные языковые и речевые задачи
  • текст в качестве единицы обучения
  • лингвистические загадки и вопросы
  • обобщающие схемы
  • (творческие) и речевые задачи и упражнения
  • учебник

Ход урока.

  1. Оргмомент

Задача этапа:

 подготовить учащихся к работе

обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы

создать психологический настрой

организовать внимание

  1. Этап повторения

Задача этапа:

проверить знания учащихся

подход к новой теме

Учитель делает небольшое вступление.

- Мороз – один из самых древних образов в мифологии славян. Сказочный образ: Мороз богатырь, кузнец, сковывающий реки, останавливающий бег воды…(уч-ся могут продолжить словесное рисование)

Не ветер бушует над бором,

Не с гор побежали ручьи,

Мороз- воевода дозором

Обходит владенья свои.

Глядит – хорошо ли метели

Лесные тропы занесли,

И нет ли где трещины, щели,

И нет ли где голой земли?

Пушисты ли сосен вершины,

Красив ли узор на дубах?

И крепко ли скованы льдины

В великих и малых водах.

- Кто автор этих строк, в которых отразился древний миф? (Н.А.Некрасов, поэма «Мороз, Красный нос»)

- Со временем могучий и грозный Мороз уступил место новогоднему Деду Морозу, а тот обликом и обычаями стал похож на своих европейских коллег (помощь уч-ся): Пер-Ноэль во Франции, Санта Клаус в Америке…

Вниманию ребят предлагается текст для выполнения заданий (с пропуском букв и знаков препинания). Текст проецируется на экран.

На Руси долго с…хр…нялся т…кой обычай: накануне Рождества выйдя на п…рог с ложкой киселя г…в…рили Мороз Мороз! Прих…ди кисель есть! Мороз Мороз! Не бей наш овёс! (После прочтения предложений можно спросить у ребят о том, как они понимают этот обычай.)

Задание:

  1. Списать предложения, вставить пропущенные буквы и графически объяснить орфограммы.
  2. Расставить недостающие знаки препинания. Объяснить пунктограммы. Чем осложнены предложения?
  3. Указать над каждым словом часть речи.

3.Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

Задача этапа: организовать и направить познавательную деятельность учащихся на восприятие нового материала.

- Над какими словами вы задумались,  определяя часть речи? (долго, накануне)

- Что нужно сделать для того, чтобы правильно определить часть речи?

 Проверить свой ответ ребята смогут, сверившись с доской (заранее подготовить):

Как определить часть речи?

  1. На какой вопрос слово отвечает?
  2. Что обозначает?
  3. Как изменяется?
  4. Каким членом предложения является?

4.Этап усвоения новых знаний.

Задача этапа:

дать учащимся конкретные представления об изучаемых фактах

на основе приобретаемых знаний вырабатывать соответствующие умения и навыки

- Узнаем ответы на интересующие нас вопросы.

1. Прежде, чем поставить вопрос, нужно найти слово, от которого он задаётся. Найдите это слово? (от глагола)

2.  Выпишите словосочетание. Задайте правильно вопрос!

сохранялся (с каких пор? до каких пор?)

говорили (когда?) накануне

3. Какими членами предложения являются? (обстоятельства)

4.Попробуйте изменить слово долго по родам, числам, падежам, проспрягайте? (этого сделать нельзя, слова долго и накануне не изменяются)

Вывод:

- Обобщим наши наблюдения. (Итак, слова долго и накануне поясняют глаголы, отвечают на вопросы: когда? с каких пор? до каких пор? Не изменяются. В предложении являются обстоятельствами. Это наречия.)

5.Укажите над словами часть речи.

- Обратимся к учебнику.(чтение п. 7)

- Приготовьтесь отвечать на вопросы. План характеристики наречия.

1. Что обозначает наречие? (признак действия, признак признака)

2. К каким частям речи могут присоединяться наречия? ( к глаголу и его особым формам)

3. Какие вы знаете особые формы глагола? (причасти и деепричастие – особые формы гл.)

4. Как изменяются наречия? (не изменяются)

5. Как вы понимаете выражение: наречие не изменяется? (не имеет форм рода, числа падежа; не склоняется и не спрягается)

6. Какую синтаксическую роль в предложении чаще выполняют наречия? (обст.)

Обратите внимание на таблицу в учебнике. Работа с таблицей, чтение примеров.

7.Расскажите о наречии, используя научный стиль речи.

6. Найдите среди записанных слов наречие, обоснуйте свой выбор:

  • даль, дальний, вдали, долина
  • низовье, низина, внизу, понизить
  • вправо, правый, левый, новый
  • видим, носим, смотрим, сейчас, запас

    5.Этап закрепления нового материала.

Задача этапа: закрепить у учащихся знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.

  1. Выполнение упражнения. (упр. 173)

Запись в тетради по образцу.

2. Обратить внимание на словосочетания:

Искренне изумляться (как?) – искреннее изумление (какое?)

Сделать искусно (как?) – искусная работа (какая?) (тонко выполненная работа, с высоким мастерством)

- Подумайте, в чём сходство и различие наречий  и прилагательных? (Сходство в общем грамматическом значении: обозначают признак. Но признаки разные. Разные вопросы.

Различие и в морфологических признаках. Прилагательное изменяется, наречие нет.)

  1. Выполните морфемный разбор слов бескорыстно и бескорыстный и сравните. (Хотя слова однокоренные, но это разные части речи, поэтому разбор отличается.)

Вывод:

- Что нужно знать, чтобы не ошибиться в определении наречия как части речи?

3. Выполнить синтаксический разбор предложения.

Потрудись, кузнец-мороз, скуй ты нам сегодня ожерелье для берёз к ночи новогодней.

4. На экран проецируется текст.

Задание. Выписать словосочетания « наречие + главное слово».

Широкий двор был весь покрыт сияющим белым снегом. Синели на нём глубокие человечьи и частые собачьи следы. Воздух, морозный и тонкий, наполненный мельчайшими снежинками, защипал в носу иголочками, колол болезненно щёки.

Никита сбежал с крыльца по хрустящим, окутанным снегом ступеням. Внизу стояла новенькая сосновая скамейка с мочальной витой верёвкой. Никита осмотрел: сделано прочно, попробовал – скользит хорошо, взвалил скамейку на плечо, захватил лопатку, думая, что понадобится, и побежал по дороге к плотине.

Никита повернул направо, к речке, и старался идти по дороге по чужим следам, где снег был нетронутый, чистый, Никита шёл задом наперёд.

На крутых берегах реки намело за эти дни большие пушистые сугробы. В иных местах они угрожающе свешивались над речкой.

(колол болезненно, стояла внизу, сделано прочно, скользит хорошо, повернул направо, шёл задом наперёд, свешивались угрожающе)

- Понравился ли вам текст? Почему?

- Как вы думаете, куда отправился  в этот прекрасный зимний день Никита?

(Никита бросил лопату, опустил скамейку на снег верхом, крепко взялся за верёвку, оттолкнулся ногами раза два-три, и скамейка сама пошла с горы. Ветер засвистал в ушах, поднялась с двух сторон снежная пыль. Вниз, всё вниз, как стрела. По А.Толстому)

- Какую роль в тексте играют наречия? (от старославянского наречие буквально – «приглаголие», движение в тексте становится полновесным, разнообразным, ярким. У наречия очень важная роль.)

6.Этап обобщения нового материала.

Задача этапа: обобщить знания, которые необходимы для самостоятельной работы.

Рефлексия. Что я узнал сегодня на уроке?(или) Какие вопросы я задал бы одноклассникам, чтобы проверить их знания по новой теме?

7.Этап информации  учащихся о домашнем задании.

Задача этапа: сообщение о дом. задании, разъяснение заданий (при необходимости)

Используя наречия, написать сочинение-миниатюру на тему: «Новогоднее приключение», «На дворе ненастье», «Зимой в лесу».

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наречие как часть речи. Правописание наречий.

Цель:обобщить знания по теме «Наречие»; совершенствовать орфографические навыки,  формировать умения образовывать  наречия и употреблять их в речи. Развивать умения безошибочно выполня...

Урок русского языка в 7 классе по теме "Наречие как часть речи. Грамматические признаки наречия" по программе С.И. Львовой.

Презентация к уроку русского языка в 7 классе по теме "Наречие как часть речи. Грамматические признаки наречия" по программе С.И. Львовой....

Тема урока: Наречие как часть речи. Использование наречий в речи

Познакомить учащихся с наречием как частью речи...

Конспект урока: Наречие как часть речи. Правописание наречий.

Конспект урока "Наречие как часть речи. Правописание наречий" представляет собой разработку, включающую в себя сценарий урока для учителя,опорный конспект для учащегося и мультимедийная презентация. К...

Презентация по теме: "Наречие как часть речи. Правописание наречий. Морфологический разбор"

Наречие как часть речи. Правописание наречий. Морфологический разбор...

Наречие как часть речи. Разряды наречий по значению

Маршрутный лист дистанционного урока...

Урок.Встреча с наречием. Наречие как часть речи.

Урок проведён в 6 классе углублённого изучения русского языка...