Работа над текстом.
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) по теме

Замалетдинова Ландыш Ирековна

Разработка урока русского языка в 11 классе помогает готовиться к написанию сочинения-рассуждения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_nad_tekstom.doc83.5 КБ

Предварительный просмотр:

                 Начинаем урок русского языка. Целью сегодняшнего урока является :

  1. совершенствовать умения и анализировать содержание исходного текста и подготовиться к сочинению по прочитанному тексту;
  2. закрепить умения и навыки  по основным разделам русского языка.

Ребята, все вы знаете, что ЕГЭ по русскому языку состоит из 3 частей. Сегодня мы будем работать в основном над частью С и выполнить несколько заданий из части В.

     Перед вами тексты. Внимательно прочитайте текст известного журналиста В.Пескова. Определите тип и стиль речи.

                   (Чтение сначала про себя, потом учителем).

     Люди по-разному выражают свои чувства ко всему, что мы называем природой. У одних выражение этого чувства буднично-грубоватое: «Красотища – то!». Другие в эти минуты боятся обронить слово. И есть люди, душевный инструмент которых особенно чутко воспринимает нахлынувшие чувства и исторгает их позже так, что дрогнут струны другой души. В русской литературе, в живописи и музыке можно назвать много имён творцов, обладавших этим великим даром: Чайковский, Левитан, Фет, Тютчев, Бунин, Есенин, Пришвин, Паустовский.

     Лев Толстой говорил: «Счастье – это быть с природой, видеть её, говорить с ней». Если это так, то как же сделать человека счастливым, сознавая при этом, что в понимание счастья входит многое другое? Чувство природы врождённое. И есть оно у каждого человека. Но чувство это спит. Кто разбудит его в раннем детстве? Сможет ли это сделать школьный учебник? Вряд ли. Но может это сделать умный, чуткий школьный учитель. Этим учителем неожиданно может стать кто угодно: отец, мать (у Горького – бабушка), сельский пастух, охотник – всякий, кто сам был кем-то разбужен. Сильным толчком может стать хорошая, вовремя прочитанная книжка. Когда мне было лет десять, чья-то заботливая рука подложила мне книгу Сетон-Томпсона «Животные-герои». Я считаю её своим «будильником».

     Благодарность за «пробуждение» я должен сказать и матери, с которой ходил за грибами, и отцу, с которым заготавливал дрова. С благодарностью вспоминаю речку, на которой мы ребятишками пропадали с утра до ночи. От других людей знаю, что для них «будильником» чувства природы были месяц, проведенный летом в деревне, прогулка в лес с человеком, который «на все открыл глаза», первое путешествие с рюкзаком, ночевкой в лесу. Нет нужды перечислять все, что может разбудить в человеческом детстве интерес и благоговейное отношение к великому таинству жизни. Конечно, нужны и учебники. Вырастая, человек умом постигать должен, как сложно все в живом мире переплетено, взаимосвязано, как этот мир прочен и вместе с тем уязвим, как все в нашей жизни зависит от богатства земли, от здоровья живой природы. Эта школа должна обязательно быть.

     И все-таки в начале всего стоит Любовь. Вовремя разбуженная, познание мира она делает интересным и увлекательным. С нею человек обретает и некую точку опоры, важную точку отсчета всех ценностей жизни. Любовь ко всему, что зеленеет, издает звуки, сверкает красками, и есть любовь, по мысли яснополянского мудреца, приближающая человека к счастью.

                                                    (По В.Пескову)

        -К какому стилю относится данный текст? Докажите свою точку зрения. (Текст относится к публицистическому стилю, так как носит информативный характер и воздействует на читателя. Из текста можно выделить открытую авторскую позицию, личностность. Текст доступный всем)

       -Каков тип речи? Аргументируйте свой ответ. (Тип речи – рассуждение, потому что в тексте ярко выделяются тезис, доказательства, вывод).

      -Дальше следуем по такому плану работы с текстом.


                Слайд №1. План работы с текстом.



         Проблема



                                                 Комментарий



                                                 Позиция автора



                                                 Моя позиция



                                                 Аргумент 1



                                                 Аргумент 2



                                                 Заключение


 I.    -Ребята, вы знаете, что главный вопрос текста – это его проблема. Что такое проблема? Вспомним.


                 Слайд №2.              Проблема – это вопрос, поставленный



                                                 в художественном  произведении и требующий



                                                 разрешения.




    -Если перед вами рассуждение в публицистическом стиле, действуйте следующим образом.

Авторский текст такого типа подчиняется определенным законам композиции (тезис, доказательство, вывод), поэтому особое внимание обратите на начало и конец  текста, на первый и последний абзацы.

     В первом абзаце обычно сформулирован основной вопрос (проблема) текста. Учтите, что в тексте может быть не одна проблема, вам нужно сформулировать только одну и работать только по ней. Желательно, чтобы проблема была сформулирована вами именно в форме вопроса. На всех этапах работы (комментарий, позиция , аргументация, вывод) постоянно возвращайтесь к поставленному вами вопросу.

     -Перечитываем первый и последний абзацы текста, чтобы определить и сформулировать проблему. В первом абзаце автор пишет: « Люди по-разному выражают свои чувства ко всему, что мы называем природой. У одних выражение этого чувства буднично-грубоватое: «Красотища – то!». Другие в эти минуты боятся обронить слово. И есть люди, душевный инструмент которых особенно чутко воспринимает нахлынувшие чувства и исторгает их позже так, что дрогнут струны другой души.»              (дрогнуть - калтыранып, өшеп китү)

     А вот что в финале: «    И все-таки в начале всего стоит Любовь. Вовремя разбуженная, познание мира она делает интересным и увлекательным. С нею человек обретает и некую точку опоры, важную точку отсчета всех ценностей жизни. Любовь ко всему, что зеленеет, издает звуки, сверкает красками, и есть любовь, по мысли яснополянского мудреца, приближающая человека к счастью.»

-Попробуем поставить вопрос к прочитанным фрагментам текста. Он может быть таким:

Что дает человеку любовь к природе?

Обратим внимание на пункт А28.

Какое утверждение не соответствует содержанию текста?

  1. Чувство природы дано каждому человеку от рождения.
  2. Любовь к природе надо вовремя разбудить в душе человека.

      3)    Чувство природы – это узел избранных.

4)Любовь к природе дает человеку ощущение счастья.

3- ий  тезис неверный, он не соответствует содержанию текста. Посмотрите на 4-й: Любовь к природе дает человеку ощущение счастья. Задаем вопрос: Что дает человеку любовь к природе? Здесь сформулирован авторский тезис. Он соответствует поставленному нами вопросу. Значит вопрос поставлен верно.

Итак, проблема сформулирована. Что дает человеку любовь к природе?

Об этой проблеме размышляет автор статьи. (Запись в тетрадях. Работаем в таблице)

II. Следующий этап работы – комментарий.


              Слайд №3.                                Комментарий – 1) пояснение к какому-либо тексту,              



                                                            его толкование, изъяснение; б) объяснительные



                                                            примечания к тексту сочинений какого-либо автора


     Для того чтобы написать комментарий, перечитайте центральные части текста. Здесь автор размышляет, приводит свои аргументы, ссылается на источники. Подчеркнем ключевые слова и фразы, цитаты, на которые он опирается.

«Люди по-разному выражают свои чувства ко всему, что мы называем природой. У одних выражение этого чувства буднично-грубоватое: «Красотища – то!». Другие в эти минуты боятся обронить слово. И есть люди, душевный инструмент которых особенно чутко воспринимает нахлынувшие чувства и исторгает их позже так, что дрогнут струны другой души. В русской литературе, в живописи и музыке можно назвать много имён творцов, обладавших этим великим даром: Чайковский, Левитан, Фет, Тютчев, Бунин, Есенин, Пришвин, Паустовский.

     Лев Толстой говорил: «Счастье – это быть с природой, видеть её, говорить с ней». Если это так, то как же сделать человека счастливым, сознавая при этом, что в понимание счастья входит многое другое? Чувство природы врождённое. И есть оно у каждого человека. Но чувство это спит. Кто разбудит его в раннем детстве? Сможет ли это сделать школьный учебник? Вряд ли. Но может это сделать умный, чуткий школьный учитель. Этим учителем неожиданно может стать кто угодно: отец, мать (у Горького – бабушка), сельский пастух, охотник – всякий, кто сам был кем-то разбужен. Сильным толчком может стать хорошая, вовремя прочитанная книжка. Когда мне было лет десять, чья-то заботливая рука подложила мне книгу Сетон-Томпсона «Животные-герои». Я считаю её своим «будильником».

       Получается такой комментарий:

     В.Песков замечает, что некоторые люди умеют особенно тонко чувствовать природу. Попадая в лес, они видят целый мир, полный тайн и красоты, ощущают подъём телесных и душевных сил. Почему в такие моменты «радость жизни» становится почти осязаемой? Ответ на этот вопрос автор находит в словах Л.Н.Толстого: «Счастье – это быть с природой, видеть её, говорить с ней». Сколько радости мы испытываем в природе.

    Самое главное – чтобы не было пересказа, а цитирование было уместным. (Запись в тетрадях)

III. Следующий этап работы – определение позиции автора.


             Слайд №4.                                          Позиция автора – это отношение автора к



                                                                   проблеме, его ответ на поставленный вопрос,  



                                                                    основная мысль.


     Перечитайте еще раз поставленный вопрос. Что дает человеку любовь к природе? Найдите авторский ответ на вопрос. Это авторская позиция. Чаще всего наиболее четко сформулируется она в последнем абзаце. Читаем: «  И все-таки в начале всего стоит Любовь. Вовремя разбуженная, познание мира она делает интересным и увлекательным. С нею человек обретает и некую точку опоры, важную точку отсчета всех ценностей жизни. Любовь ко всему, что зеленеет, издает звуки, сверкает красками, и есть любовь, по мысли яснополянского мудреца, приближающая человека к счастью».

     Что  получилось у нас?

     В.Песков считает, что любовь «ко всему, что зеленеет, дышит, издает звуки, сверкает красками», дает человеку ощущение счастья. Она может стать для человека точкой опоры, точкой «отсчета всех ценностей жизни».

  - А теперь найдите в тексте выразительные средства языка. С какой целью автор использует их, какого эффекта с их помощью добивается? Назовите некоторых из них.

-Эпитеты (красочные определения) ( великий дар, заботливая рука, благоговейное отношение к жизни)  Они не просто рисуют предмет, дают ему образность, красочность.

-Риторические вопросы (прямое выражение автора). Они передают взволнованность автора, его эмоции

-Олицетворения (перенесение свойств одушевлённых предметов на неодушевлённые) (заботливая рука подложила книгу, здоровье природы, говорить с природой) «одушевляют»  предмет разговора

-Ряды однородных членов (переплетено, взаимосвязано; говорить, видеть, услышать природу)

помогают автору показать важность действия.

 -Вводные слова (конечно, по мысли яснополянского мудреца) выражают чувства автора.

   

    Все выразительные средства найти не надо. Хотя бы 3-4 из них показать и написать, с какой целью автор использует их. Отдельным блоком, с красной строки не надо писать.

      (Запись в тетрадях)  Чтобы акцентировать внимание читателя на проблеме, Песков использует такие средства выразительности, как риторические вопросы («Как же сделать человека счастливым, ведь в понимание его входит многое другое?»), удивительную силу и выразительность придают тексту эпитеты («заботливая рука», «великий дар»). Делясь своими наблюдениями с читателем, автор прибегает к таким приёмам, как вопросно-ответная форма изложения («Кто разбудит его в раннем детстве? Сможет ли это сделать школьный учебник? Вряд ли. Это может сделать умный, чуткий учитель»).

IV.      Выражаем свое отношение к проблеме. После того как сформулирована позиция автора, необходимо выразить свое мнение по данной проблеме, т.е. согласие или несогласие. Перечитайте еще раз проблемный вопрос. Что дает человеку любовь к природе? Ваша позиция должна содержать ответ на этот вопрос! Даже соглашаясь с автором, сформулируйте еще раз свою позицию иными фразами. Получаем:

     Я полностью согласен с автором текста. Природа может дать человеку силы для творчества, для жизни. Любовь к природе помогает человеку избавиться от чувства одиночества. Природа всегда связана человеческой жизнью. (Запись в тетрадях).

V. Приводим аргументы – доказываем свое мнение.


    Слайд №5.                              Аргумент – причина, доказательство, убеждение, довод.




   

     Вы должны доказать правильность своей позиции, приведя определенные примеры.

     Аргументов должно быть два. Одно доказательство можно взять из произведений художественной литературы. В качестве другого аргумента желательно использовать интересные факты жизни, истории, политики, искусства, биографии известных людей, научные открытия.

    Итак, попытаемся доказать, что природа дает человеку счастье, силы для жизни и творчества, избавит человека от одиночества.

     1-й аргумент. Природа была источником вдохновения для многих писателей, художников, композиторов. Например, А.С.Пушкин приезжал в родовое имение Болдино, и там под влиянием удивительной красоты рождались чудесные стихи. Вспомните его роман в стихах «Евгений Онегин». Кто там дитя природы? Татьяна. Такой сделали Татьяну не чтение французских книг, не воспитание, которое ей дали родители, а внутренняя близость к природе. Все, что делает Татьяна, что с ней происходит, сопровождается картинами природы.

    2-й аргумент. Каждому человеку знакомо чувство разочарования, тоски, уныния. В такие минуты хочется побыть в природе : побродить по лесу, послушать журчание ручья, прислониться к стволу сосны, которая пахнет смолой.  Отступают печаль и тоска, приходит покой. (Запись в тетрадях)

VI. Работаем над заключением.

     Перечитываем все, что у нас получилось. Делаем вывод, который должен соответствовать поставленному вопросу.

     Нет на земле более вечного и прекрасного, чем природа. Для того чтобы познать счастье, надо всего лишь увидеть, услышать, почувствовать, как считает Песков, «как сложно все в живом мире переплетено, взаимосвязано, как этот мир прочен и вместе с тем уязвим (кимсетелгән, рәнҗетелгән)”.

     Перечитаем получившийся текст.

     А дальше работаем над формой сочинения.

Обратите внимание! Каждый этап работы – отдельный абзац текста. Сочинение должно быть построено по соответствующим законам, т.е. сначала должно быть вступление, потом – основная часть, а после – заключение. (К5-К6)

     Проверяем все возможные ошибки: орфографические и пунктуационные, языковые, речевые, этические, фактические, вычеркивая и заменяя все, что вызывает сомнение. Учтите, что в сочинении должно быть не менее 150 слов.

     Вам домашнее задание. Мы с вами определили проблему,поднятую в тексте. Выяснили позицию автора. Дома сами закончите эту работу. Разделяете ли вы точку зрения автора? Докажите свою позицию аргументами и сделайте вывод. Отметьте 2-3 языковых средства, характерные для данного текста, объясните их роль. Значит, по данному тексту писать сочинение.

Вариант 1        Вариант 2

     Что дает человеку любовь к природе? Об этой проблеме размышляет автор статьи.

Проблема

     В.Песков замечает, что некоторые люди умеют особенно тонко чувствовать природу. Попадая в лес, они видят целый мир, полный тайн и красоты, ощущают подъём телесных и душевных сил. Почему в такие моменты «радость жизни» становится почти осязаемой? Ответ на этот вопрос автор находит в словах Л.Н.Толстого: «Счастье – это быть с природой, видеть её, говорить с ней».

Комментарий

       В.Песков считает, что любовь «ко всему, что зеленеет, дышит, издает звуки, сверкает красками», дает человеку ощущение счастья. Она может стать для человека точкой опоры, точкой «отсчета всех ценностей жизни».

Позиция автора

     Я полностью согласен с автором текста. Природа может дать человеку силы для творчества, для жизни, покой. Любовь к природе помогает человеку избавиться от чувства одиночества. Природа всегда связана человеческой жизнью.

Моя позиция

    Природа была источником вдохновения для многих писателей, художников, композиторов. Например, А.С.Пушкин приезжал в родовое имение Болдино, и там под влиянием удивительной красоты рождались чудесные стихи. Вспомним его роман в стихах «Евгений Онегин». Кто там дитя природы? Татьяна. Такой сделали Татьяну не чтение французских книг, не воспитание, которое ей дали родители, а внутренняя близость к природе. Все, что делает Татьяна, что с ней происходит, сопровождается картинами природы.

 

1-й аргумент

     Каждому человеку знакомо чувство разочарования, тоски, уныния. В такие минуты хочется побыть в природе : побродить по лесу, послушать журчание ручья, прислониться к стволу сосны, которая пахнет смолой.  Отступают печаль и тоска, приходит покой.

2-й аргумент

     Нет на земле более вечного и прекрасного, чем природа. Для того чтобы познать счастье, надо всего лишь увидеть, услышать, почувствовать, как считает Песков, «как сложно все в живом мире переплетено, взаимосвязано, как этот мир прочен и вместе с тем уязвим».

Заключение

Текст В.Пескова посвящен важной для нашего времени проблеме: что должно стать толчком для пробуждения чувства природы?

Проблема

Автор говорит о том, что люди по-разному приходят к пониманию красоты природы, хотя чувство природы врожденное, оно есть у каждого человека. Для того чтобы видеть красоту природы, понимать «великое таинство жизни», любить мир, у каждого человека должен быть свой «будильник»

Комментарий

В.Песков утверждает, что разбудить чувство природы в человеке могут хорошая книга, прогулка по лесу, проведенное в деревне лето, «первое путешествие с рюкзаком, ночевкой в лесу»

Позиция автора

Моя позиция совпадает с авторской. Интерес и благоговейное отношение к природе не проявятся сами по себе, этому человек должен учиться. Учителя и учебники здесь могут быть разные

Моя позиция

Великим даром воздействия обладают произведения искусства. Художник не только сам умеет увидеть и почувствовать окружающий мир, но и передать нахлынувшие чувства своему зрителю. Картины А.Саврасова научат видеть красоту в привычных глазу пейзажах, а в стихах Б.Пастернака самые обычные явления приобретут неожиданный смысл

1-й аргумент

Я научился всматриваться в природу на даче. Старый домик весь в зелени и цветах. Рядом шумит и пенится река. Запахи леса и кошеной травы. Для того чтобы ценить прелесть раннего летнего утра, потребовалось не многое: умиротворение, одиночество, покой

2-й аргумент

Разбудить в себе чувство прекрасного может каждый. Нужен лишь подходящий момент

Заключение

    По каждому исходному тексту можно сформулировать не одну проблему. Важно помнить об этом и строить свой текст только вокруг одной проблемы! Той, которую вы сформулировали. Другая проблема – это другие комментарии, другая позиция, аргументы. И в результате – другой текст.           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа над текстом. Членение текста на части. (5 класс. Коррекционная школа VIII вида)

Подборка упражнений поможет в развитии умения выделять части текста: вступление, главная часть, заключение. Школьники учатся озаглавливать текст, формулируя заглавие в виде его идеи или темы.Закрепляе...

Логопедическое занятие в 3 классе"Текст. Работа над текстом"

Урок разработан для учащихся 4 класса коррекционной школы VII вида с диагнозом "Задержка психического развития церебрально-органического генеза"...

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только человек м...

Фрагмент урока в 11 классе "Работа с текстом. Формулировка проблемы исходного текста (подготовка к ЕГЭ).

Предложенная разработка может использована для подготовки  одиннадцатиклассников к ЕГЭ. Можно применить как доплнительный материал к уроку....

Открытый урок по теме "Работа с текстом (в плане подготовки к ЕГЭ). Основные проблемы текста. Авторская позиция. Составление вторичного текста"

Этот урок поможет учителям, готовящим детей к ЕГЭ, на любом открытом материале составить вторичный текст....

Учебный текст как фактор смыслообразования учащихся (публикации о работе с текстом учебника и текстом задачи на уроке физики) (часть 2)

               В современной педагогической науке наряду с традиционными методами обучения используются и инновационные, одним из которых являе...

Учебный текст как фактор смыслообразования учащихся (публикации о работе с текстом учебника и текстом задачи на уроке физики) (часть 1)

В современной педагогической науке наряду с традиционными методами обучения используются и инновационные, одним из которых является метод графического моделирования. В инновационном образовании ...