Работа над текстом.
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) по теме
Разработка урока русского языка в 11 классе помогает готовиться к написанию сочинения-рассуждения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_nad_tekstom.doc | 83.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Начинаем урок русского языка. Целью сегодняшнего урока является :
- совершенствовать умения и анализировать содержание исходного текста и подготовиться к сочинению по прочитанному тексту;
- закрепить умения и навыки по основным разделам русского языка.
Ребята, все вы знаете, что ЕГЭ по русскому языку состоит из 3 частей. Сегодня мы будем работать в основном над частью С и выполнить несколько заданий из части В.
Перед вами тексты. Внимательно прочитайте текст известного журналиста В.Пескова. Определите тип и стиль речи.
(Чтение сначала про себя, потом учителем).
Люди по-разному выражают свои чувства ко всему, что мы называем природой. У одних выражение этого чувства буднично-грубоватое: «Красотища – то!». Другие в эти минуты боятся обронить слово. И есть люди, душевный инструмент которых особенно чутко воспринимает нахлынувшие чувства и исторгает их позже так, что дрогнут струны другой души. В русской литературе, в живописи и музыке можно назвать много имён творцов, обладавших этим великим даром: Чайковский, Левитан, Фет, Тютчев, Бунин, Есенин, Пришвин, Паустовский.
Лев Толстой говорил: «Счастье – это быть с природой, видеть её, говорить с ней». Если это так, то как же сделать человека счастливым, сознавая при этом, что в понимание счастья входит многое другое? Чувство природы врождённое. И есть оно у каждого человека. Но чувство это спит. Кто разбудит его в раннем детстве? Сможет ли это сделать школьный учебник? Вряд ли. Но может это сделать умный, чуткий школьный учитель. Этим учителем неожиданно может стать кто угодно: отец, мать (у Горького – бабушка), сельский пастух, охотник – всякий, кто сам был кем-то разбужен. Сильным толчком может стать хорошая, вовремя прочитанная книжка. Когда мне было лет десять, чья-то заботливая рука подложила мне книгу Сетон-Томпсона «Животные-герои». Я считаю её своим «будильником».
Благодарность за «пробуждение» я должен сказать и матери, с которой ходил за грибами, и отцу, с которым заготавливал дрова. С благодарностью вспоминаю речку, на которой мы ребятишками пропадали с утра до ночи. От других людей знаю, что для них «будильником» чувства природы были месяц, проведенный летом в деревне, прогулка в лес с человеком, который «на все открыл глаза», первое путешествие с рюкзаком, ночевкой в лесу. Нет нужды перечислять все, что может разбудить в человеческом детстве интерес и благоговейное отношение к великому таинству жизни. Конечно, нужны и учебники. Вырастая, человек умом постигать должен, как сложно все в живом мире переплетено, взаимосвязано, как этот мир прочен и вместе с тем уязвим, как все в нашей жизни зависит от богатства земли, от здоровья живой природы. Эта школа должна обязательно быть.
И все-таки в начале всего стоит Любовь. Вовремя разбуженная, познание мира она делает интересным и увлекательным. С нею человек обретает и некую точку опоры, важную точку отсчета всех ценностей жизни. Любовь ко всему, что зеленеет, издает звуки, сверкает красками, и есть любовь, по мысли яснополянского мудреца, приближающая человека к счастью.
(По В.Пескову)
-К какому стилю относится данный текст? Докажите свою точку зрения. (Текст относится к публицистическому стилю, так как носит информативный характер и воздействует на читателя. Из текста можно выделить открытую авторскую позицию, личностность. Текст доступный всем)
-Каков тип речи? Аргументируйте свой ответ. (Тип речи – рассуждение, потому что в тексте ярко выделяются тезис, доказательства, вывод).
-Дальше следуем по такому плану работы с текстом.
Слайд №1. План работы с текстом.
Проблема
Комментарий
Позиция автора
Моя позиция
Аргумент 1
Аргумент 2
Заключение
I. -Ребята, вы знаете, что главный вопрос текста – это его проблема. Что такое проблема? Вспомним.
Слайд №2. Проблема – это вопрос, поставленный
в художественном произведении и требующий
разрешения.
-Если перед вами рассуждение в публицистическом стиле, действуйте следующим образом.
Авторский текст такого типа подчиняется определенным законам композиции (тезис, доказательство, вывод), поэтому особое внимание обратите на начало и конец текста, на первый и последний абзацы.
В первом абзаце обычно сформулирован основной вопрос (проблема) текста. Учтите, что в тексте может быть не одна проблема, вам нужно сформулировать только одну и работать только по ней. Желательно, чтобы проблема была сформулирована вами именно в форме вопроса. На всех этапах работы (комментарий, позиция , аргументация, вывод) постоянно возвращайтесь к поставленному вами вопросу.
-Перечитываем первый и последний абзацы текста, чтобы определить и сформулировать проблему. В первом абзаце автор пишет: « Люди по-разному выражают свои чувства ко всему, что мы называем природой. У одних выражение этого чувства буднично-грубоватое: «Красотища – то!». Другие в эти минуты боятся обронить слово. И есть люди, душевный инструмент которых особенно чутко воспринимает нахлынувшие чувства и исторгает их позже так, что дрогнут струны другой души.» (дрогнуть - калтыранып, өшеп китү)
А вот что в финале: « И все-таки в начале всего стоит Любовь. Вовремя разбуженная, познание мира она делает интересным и увлекательным. С нею человек обретает и некую точку опоры, важную точку отсчета всех ценностей жизни. Любовь ко всему, что зеленеет, издает звуки, сверкает красками, и есть любовь, по мысли яснополянского мудреца, приближающая человека к счастью.»
-Попробуем поставить вопрос к прочитанным фрагментам текста. Он может быть таким:
Что дает человеку любовь к природе?
Обратим внимание на пункт А28.
Какое утверждение не соответствует содержанию текста?
- Чувство природы дано каждому человеку от рождения.
- Любовь к природе надо вовремя разбудить в душе человека.
3) Чувство природы – это узел избранных.
4)Любовь к природе дает человеку ощущение счастья.
3- ий тезис неверный, он не соответствует содержанию текста. Посмотрите на 4-й: Любовь к природе дает человеку ощущение счастья. Задаем вопрос: Что дает человеку любовь к природе? Здесь сформулирован авторский тезис. Он соответствует поставленному нами вопросу. Значит вопрос поставлен верно.
Итак, проблема сформулирована. Что дает человеку любовь к природе?
Об этой проблеме размышляет автор статьи. (Запись в тетрадях. Работаем в таблице)
II. Следующий этап работы – комментарий.
Слайд №3. Комментарий – 1) пояснение к какому-либо тексту,
его толкование, изъяснение; б) объяснительные
примечания к тексту сочинений какого-либо автора
Для того чтобы написать комментарий, перечитайте центральные части текста. Здесь автор размышляет, приводит свои аргументы, ссылается на источники. Подчеркнем ключевые слова и фразы, цитаты, на которые он опирается.
«Люди по-разному выражают свои чувства ко всему, что мы называем природой. У одних выражение этого чувства буднично-грубоватое: «Красотища – то!». Другие в эти минуты боятся обронить слово. И есть люди, душевный инструмент которых особенно чутко воспринимает нахлынувшие чувства и исторгает их позже так, что дрогнут струны другой души. В русской литературе, в живописи и музыке можно назвать много имён творцов, обладавших этим великим даром: Чайковский, Левитан, Фет, Тютчев, Бунин, Есенин, Пришвин, Паустовский.
Лев Толстой говорил: «Счастье – это быть с природой, видеть её, говорить с ней». Если это так, то как же сделать человека счастливым, сознавая при этом, что в понимание счастья входит многое другое? Чувство природы врождённое. И есть оно у каждого человека. Но чувство это спит. Кто разбудит его в раннем детстве? Сможет ли это сделать школьный учебник? Вряд ли. Но может это сделать умный, чуткий школьный учитель. Этим учителем неожиданно может стать кто угодно: отец, мать (у Горького – бабушка), сельский пастух, охотник – всякий, кто сам был кем-то разбужен. Сильным толчком может стать хорошая, вовремя прочитанная книжка. Когда мне было лет десять, чья-то заботливая рука подложила мне книгу Сетон-Томпсона «Животные-герои». Я считаю её своим «будильником».
Получается такой комментарий:
В.Песков замечает, что некоторые люди умеют особенно тонко чувствовать природу. Попадая в лес, они видят целый мир, полный тайн и красоты, ощущают подъём телесных и душевных сил. Почему в такие моменты «радость жизни» становится почти осязаемой? Ответ на этот вопрос автор находит в словах Л.Н.Толстого: «Счастье – это быть с природой, видеть её, говорить с ней». Сколько радости мы испытываем в природе.
Самое главное – чтобы не было пересказа, а цитирование было уместным. (Запись в тетрадях)
III. Следующий этап работы – определение позиции автора.
Слайд №4. Позиция автора – это отношение автора к
проблеме, его ответ на поставленный вопрос,
основная мысль.
Перечитайте еще раз поставленный вопрос. Что дает человеку любовь к природе? Найдите авторский ответ на вопрос. Это авторская позиция. Чаще всего наиболее четко сформулируется она в последнем абзаце. Читаем: « И все-таки в начале всего стоит Любовь. Вовремя разбуженная, познание мира она делает интересным и увлекательным. С нею человек обретает и некую точку опоры, важную точку отсчета всех ценностей жизни. Любовь ко всему, что зеленеет, издает звуки, сверкает красками, и есть любовь, по мысли яснополянского мудреца, приближающая человека к счастью».
Что получилось у нас?
В.Песков считает, что любовь «ко всему, что зеленеет, дышит, издает звуки, сверкает красками», дает человеку ощущение счастья. Она может стать для человека точкой опоры, точкой «отсчета всех ценностей жизни».
- А теперь найдите в тексте выразительные средства языка. С какой целью автор использует их, какого эффекта с их помощью добивается? Назовите некоторых из них.
-Эпитеты (красочные определения) ( великий дар, заботливая рука, благоговейное отношение к жизни) Они не просто рисуют предмет, дают ему образность, красочность.
-Риторические вопросы (прямое выражение автора). Они передают взволнованность автора, его эмоции
-Олицетворения (перенесение свойств одушевлённых предметов на неодушевлённые) (заботливая рука подложила книгу, здоровье природы, говорить с природой) «одушевляют» предмет разговора
-Ряды однородных членов (переплетено, взаимосвязано; говорить, видеть, услышать природу)
помогают автору показать важность действия.
-Вводные слова (конечно, по мысли яснополянского мудреца) выражают чувства автора.
Все выразительные средства найти не надо. Хотя бы 3-4 из них показать и написать, с какой целью автор использует их. Отдельным блоком, с красной строки не надо писать.
(Запись в тетрадях) Чтобы акцентировать внимание читателя на проблеме, Песков использует такие средства выразительности, как риторические вопросы («Как же сделать человека счастливым, ведь в понимание его входит многое другое?»), удивительную силу и выразительность придают тексту эпитеты («заботливая рука», «великий дар»). Делясь своими наблюдениями с читателем, автор прибегает к таким приёмам, как вопросно-ответная форма изложения («Кто разбудит его в раннем детстве? Сможет ли это сделать школьный учебник? Вряд ли. Это может сделать умный, чуткий учитель»).
IV. Выражаем свое отношение к проблеме. После того как сформулирована позиция автора, необходимо выразить свое мнение по данной проблеме, т.е. согласие или несогласие. Перечитайте еще раз проблемный вопрос. Что дает человеку любовь к природе? Ваша позиция должна содержать ответ на этот вопрос! Даже соглашаясь с автором, сформулируйте еще раз свою позицию иными фразами. Получаем:
Я полностью согласен с автором текста. Природа может дать человеку силы для творчества, для жизни. Любовь к природе помогает человеку избавиться от чувства одиночества. Природа всегда связана человеческой жизнью. (Запись в тетрадях).
V. Приводим аргументы – доказываем свое мнение.
Слайд №5. Аргумент – причина, доказательство, убеждение, довод.
Вы должны доказать правильность своей позиции, приведя определенные примеры.
Аргументов должно быть два. Одно доказательство можно взять из произведений художественной литературы. В качестве другого аргумента желательно использовать интересные факты жизни, истории, политики, искусства, биографии известных людей, научные открытия.
Итак, попытаемся доказать, что природа дает человеку счастье, силы для жизни и творчества, избавит человека от одиночества.
1-й аргумент. Природа была источником вдохновения для многих писателей, художников, композиторов. Например, А.С.Пушкин приезжал в родовое имение Болдино, и там под влиянием удивительной красоты рождались чудесные стихи. Вспомните его роман в стихах «Евгений Онегин». Кто там дитя природы? Татьяна. Такой сделали Татьяну не чтение французских книг, не воспитание, которое ей дали родители, а внутренняя близость к природе. Все, что делает Татьяна, что с ней происходит, сопровождается картинами природы.
2-й аргумент. Каждому человеку знакомо чувство разочарования, тоски, уныния. В такие минуты хочется побыть в природе : побродить по лесу, послушать журчание ручья, прислониться к стволу сосны, которая пахнет смолой. Отступают печаль и тоска, приходит покой. (Запись в тетрадях)
VI. Работаем над заключением.
Перечитываем все, что у нас получилось. Делаем вывод, который должен соответствовать поставленному вопросу.
Нет на земле более вечного и прекрасного, чем природа. Для того чтобы познать счастье, надо всего лишь увидеть, услышать, почувствовать, как считает Песков, «как сложно все в живом мире переплетено, взаимосвязано, как этот мир прочен и вместе с тем уязвим (кимсетелгән, рәнҗетелгән)”.
Перечитаем получившийся текст.
А дальше работаем над формой сочинения.
Обратите внимание! Каждый этап работы – отдельный абзац текста. Сочинение должно быть построено по соответствующим законам, т.е. сначала должно быть вступление, потом – основная часть, а после – заключение. (К5-К6)
Проверяем все возможные ошибки: орфографические и пунктуационные, языковые, речевые, этические, фактические, вычеркивая и заменяя все, что вызывает сомнение. Учтите, что в сочинении должно быть не менее 150 слов.
Вам домашнее задание. Мы с вами определили проблему,поднятую в тексте. Выяснили позицию автора. Дома сами закончите эту работу. Разделяете ли вы точку зрения автора? Докажите свою позицию аргументами и сделайте вывод. Отметьте 2-3 языковых средства, характерные для данного текста, объясните их роль. Значит, по данному тексту писать сочинение.
Вариант 1 Вариант 2
Что дает человеку любовь к природе? Об этой проблеме размышляет автор статьи. | Проблема |
В.Песков замечает, что некоторые люди умеют особенно тонко чувствовать природу. Попадая в лес, они видят целый мир, полный тайн и красоты, ощущают подъём телесных и душевных сил. Почему в такие моменты «радость жизни» становится почти осязаемой? Ответ на этот вопрос автор находит в словах Л.Н.Толстого: «Счастье – это быть с природой, видеть её, говорить с ней». | Комментарий |
В.Песков считает, что любовь «ко всему, что зеленеет, дышит, издает звуки, сверкает красками», дает человеку ощущение счастья. Она может стать для человека точкой опоры, точкой «отсчета всех ценностей жизни». | Позиция автора |
Я полностью согласен с автором текста. Природа может дать человеку силы для творчества, для жизни, покой. Любовь к природе помогает человеку избавиться от чувства одиночества. Природа всегда связана человеческой жизнью. | Моя позиция |
Природа была источником вдохновения для многих писателей, художников, композиторов. Например, А.С.Пушкин приезжал в родовое имение Болдино, и там под влиянием удивительной красоты рождались чудесные стихи. Вспомним его роман в стихах «Евгений Онегин». Кто там дитя природы? Татьяна. Такой сделали Татьяну не чтение французских книг, не воспитание, которое ей дали родители, а внутренняя близость к природе. Все, что делает Татьяна, что с ней происходит, сопровождается картинами природы.
| 1-й аргумент |
Каждому человеку знакомо чувство разочарования, тоски, уныния. В такие минуты хочется побыть в природе : побродить по лесу, послушать журчание ручья, прислониться к стволу сосны, которая пахнет смолой. Отступают печаль и тоска, приходит покой. | 2-й аргумент |
Нет на земле более вечного и прекрасного, чем природа. Для того чтобы познать счастье, надо всего лишь увидеть, услышать, почувствовать, как считает Песков, «как сложно все в живом мире переплетено, взаимосвязано, как этот мир прочен и вместе с тем уязвим». | Заключение |
Текст В.Пескова посвящен важной для нашего времени проблеме: что должно стать толчком для пробуждения чувства природы? | Проблема |
Автор говорит о том, что люди по-разному приходят к пониманию красоты природы, хотя чувство природы врожденное, оно есть у каждого человека. Для того чтобы видеть красоту природы, понимать «великое таинство жизни», любить мир, у каждого человека должен быть свой «будильник» | Комментарий |
В.Песков утверждает, что разбудить чувство природы в человеке могут хорошая книга, прогулка по лесу, проведенное в деревне лето, «первое путешествие с рюкзаком, ночевкой в лесу» | Позиция автора |
Моя позиция совпадает с авторской. Интерес и благоговейное отношение к природе не проявятся сами по себе, этому человек должен учиться. Учителя и учебники здесь могут быть разные | Моя позиция |
Великим даром воздействия обладают произведения искусства. Художник не только сам умеет увидеть и почувствовать окружающий мир, но и передать нахлынувшие чувства своему зрителю. Картины А.Саврасова научат видеть красоту в привычных глазу пейзажах, а в стихах Б.Пастернака самые обычные явления приобретут неожиданный смысл | 1-й аргумент |
Я научился всматриваться в природу на даче. Старый домик весь в зелени и цветах. Рядом шумит и пенится река. Запахи леса и кошеной травы. Для того чтобы ценить прелесть раннего летнего утра, потребовалось не многое: умиротворение, одиночество, покой | 2-й аргумент |
Разбудить в себе чувство прекрасного может каждый. Нужен лишь подходящий момент | Заключение |
По каждому исходному тексту можно сформулировать не одну проблему. Важно помнить об этом и строить свой текст только вокруг одной проблемы! Той, которую вы сформулировали. Другая проблема – это другие комментарии, другая позиция, аргументы. И в результате – другой текст.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа над текстом. Членение текста на части. (5 класс. Коррекционная школа VIII вида)
Подборка упражнений поможет в развитии умения выделять части текста: вступление, главная часть, заключение. Школьники учатся озаглавливать текст, формулируя заглавие в виде его идеи или темы.Закрепляе...
Логопедическое занятие в 3 классе"Текст. Работа над текстом"
Урок разработан для учащихся 4 класса коррекционной школы VII вида с диагнозом "Задержка психического развития церебрально-органического генеза"...
План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)
Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по камушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессловесный язык природы. И только человек м...
Фрагмент урока в 11 классе "Работа с текстом. Формулировка проблемы исходного текста (подготовка к ЕГЭ).
Предложенная разработка может использована для подготовки одиннадцатиклассников к ЕГЭ. Можно применить как доплнительный материал к уроку....
Открытый урок по теме "Работа с текстом (в плане подготовки к ЕГЭ). Основные проблемы текста. Авторская позиция. Составление вторичного текста"
Этот урок поможет учителям, готовящим детей к ЕГЭ, на любом открытом материале составить вторичный текст....
Учебный текст как фактор смыслообразования учащихся (публикации о работе с текстом учебника и текстом задачи на уроке физики) (часть 2)
В современной педагогической науке наряду с традиционными методами обучения используются и инновационные, одним из которых являе...
Учебный текст как фактор смыслообразования учащихся (публикации о работе с текстом учебника и текстом задачи на уроке физики) (часть 1)
В современной педагогической науке наряду с традиционными методами обучения используются и инновационные, одним из которых является метод графического моделирования. В инновационном образовании ...