Гласные в суффиксах действительных и страдательных причастий настоящего времени
методическая разработка (русский язык, 7 класс) по теме

Ваганова Галина Николаевна

Конспект урока  русского языка  в 7 классе специальной (коррекционной0 школы 6 вида

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_prichastie_2.docx31.94 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Гласные в суффиксах

действительных и страдательных причастий настоящего времени

        Класс:7

Тип урока: урок усвоения новых знаний через исследовательскую работу.

Методы: поисковый; репродуктивный (составление и запись алгоритма рассуждения).

Формы: коллективная, индивидуальная; работа в парах.

Оборудование: интерактивная доска, компьютер, сборники заданий по подготовке к ЕГЭ, дидактический материал.

Цель урока: Сформировать умение правильно писать суффиксы действительных и страдательных причастий настоящего времени.

       Задачи:

  • Познакомить с правописанием суффиксов действительных и страдательных причастий настоящего времени.
  • Сформировать умение составлять и применять алгоритм рассуждения по заданной теме.
  • Развивать логическое мышление и языковое чутье.
  • Воспитывать умение внимательно слышать и слушать другое мнение.

  1. Мотивация

- Уважаемые гости, ребята, приглашаю вас на урок-исследование и надеюсь, что вам  будет интересно пройти вместе этот путь.  (Запись даты) Актуализация

 -Любое исследование предполагает пошаговое приближение к истине, и мы начинаем  с вами это движение вперед. Сегодня на уроке мы будем изучать явление, которое можно назвать «близкие родственники», и  исследовать будем «родственные связи». Наше исследование так и называется  «Родственные связи».

-Какую часть речи мы изучаем? (причастие)

-Предположите, о каких родственниках пойдёт речь? (глагол, прилагательное и причастие)

-Послушайте лингвистическую сказку. В стране морфологии жила дружная семья: папа глагол, мама прилагательное и сын причастие. Шло время, вырос сын и отправился в самостоятельную жизнь. Родители попрощались и дали в дорогу самое необходимое. Прилагательное вложило род, число, падеж  в окончание, глагол отдал вид и настоящее и прошедшее время. Но подумал глагол и решил: я отец, нужно, чтобы связь между нами была прочной и все видели, что мы родственники, и поделился с причастием … Чем?

У вас есть предположения? Догадались? Интересно?

Будем выяснять вместе.

3.Исследование языкового материала

- У каждого из вас есть конспект с материалом, который поможет  в нашем исследовании родственных связей. Часть материала закрыта (Лист свёрнут пополам, закрыта опорная схема), пока не заглядывайте. Прочитайте задание. Это слова какой части речи? (Причастие)

 ДОСКА. Первая проблемная задача. Доска закрыта шторой ниже даты. После выполнения открываю доску. На доске выполняемое задание со вставленными буквами. Самопроверка.

-Есть проблема? У кого всё верно? В какой части слова? (Как образуются причастия? – От глагола суффиксальным способом)

  (Обозначили суффиксы) Проблема с гласными или согласными? (Подчеркнули гласные) Итак, что мы будем изучать? (Начало записи темы: Гласные в суффиксах… , сдвигается штору)

-Что между данными словами  общего и чем различаются? (Причастия настоящего времени, страдательные и действительные). Закончим формулировку темы урока.  Сформулируйте тему (Тему открыть). Записали.

- Поставьте перед собой цель. Чему должны научиться на уроке? Что понять?

(Выбирать гласную в суффиксах. Узнать, от чего зависит.)

Поскольку с темой определились, и мы увидели, что перед нами действительные и страдательные причастия, сгруппируем их. (Разносим в столбики на доске и выполняем запись в тетради).

  действительные                                              страдательные  

грохочущий                                            видимый

слышащий                                              ведомый

строящий                                                 хранимый

рисующий                                                решаемый

Итог первой проблемной задачи– классификация причастий

- Продолжим исследование. Вторая проблемная задача. В центре нашего внимания  действительные причастия. (Страдательные закрываем)

Чем различаются? (Суффиксами) (Выясняем и снова расписываем в 2 столбика)

 - Вспомните нашу сказку. Может, сразу мне скажите, что же мог оставить на память о себе глагол? (Как проявились родственные связи?) (Если обучающиеся сразу видят соответствие гласных в суффиксах причастий и в окончаниях глагола, то подтверждаю их открытие,  если нет, подвожу к этому вопросом: какое различие в суффиксах?

строящий                                                                   грохочущий

слышащий                                                                 рисующий

(Ура! Открытие!)                                                  

- У действительных причастий настоящего времени могут писаться суффиксы –ущ-(-ющ) или –ащ- (-ящ-). Где встречается такое же сочетание гласных? (У глаголов в 3 лице мн. числе) (Спряжение глагола. У глаголов 1 спр. в 3 лице мн числе окончание –ут - -ют, во втором –ат - ят  )

- А сейчас главный вопрос. От чего зависит правописание  гласных в этих суффиксах?  (ОТ СПРЯЖЕНИЯ ГЛАГОЛА) Найдём глаголы, от которых образовались причастия, определим спряжение.

Составляем опорную схему (от руки на доске)

Итог второй проблемной задачи  – составление 1 части  опорного конспекта.    

-Сделаем вывод. Действительные причастия настоящего времени,  образованные от глагола 1 спряжения, имеют суффикс –ущ-, -ющ- . Действительные причастия настоящего времени, образованные от глагола 2 спряжения, имеют суффикс –ащ-, -ящ- .

-Опорная схема есть у вас на столах. Разверните нижнюю часть листочка.

Прочитайте схему.

ДОСКУ ЗАКРЫВАЮ.

4.Закрепление второй проблемной задачи: упр. 90 (на обычной доске) ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Постановка третьей проблемной задачи.

- Мы разобрались с правописанием суффиксов действительных причастий настоящего времени. И вновь стоим на пороге открытия. Какую проблему нужно рассмотреть в связи с правописанием страдательных причастий настоящего времени? ( Есть ли соответствие между суффиксами и спряжением глагола) Как считаете?  Ответ поищем в учебнике на стр.49 п.18).  Рассмотрите таблицу. Сделайте вывод: зависит правописание гласной в суффиксах страдательных причастий настоящего времени от спряжения глагола?

Составление алгоритма или опоры (самостоятельно по подобию на готовом листе с 1 алгоритмом)

Итог третьей проблемной задачи  - вывод второй части опорного конспекта. (Страдательные причастия настоящего времени, образованные от глагола 1 спряжения, имеют суффикс –ем-, -ом- . Страдательные причастия настоящего времени, образованные от глагола 2 спряжения, имеют суффикс –им-).

Подведём итог. Как выбрать гласную в суффиксах действительных и страдательных причастий настоящего времени? (Прочитать полностью опорную схему)

5. Рефлексия.

- Предлагаю вернуться к конспекту исследования (1 задача на уроке) и выбрать или подтвердить правильное написание суффикса, аргументируя свой выбор. Пользуйтесь опорной схемой. ( Проверка, выяснение затруднений, возврат к теории).

6.Закрепление. Тесты ЕГЭ (Задание А16)  

-Предлагаю рассмотреть 1 типичное задание из вариантов ЕГЭ по русскому языку.

Учащиеся выполняют задания ЕГЭ по русскому языку. (Самопроверка)

Отвечают на следующие вопросы:

1. Правописание каких частей речи проверяется в данных заданиях?

2. Правописание каких морфем проверяется в задании?

3.Почему правописание личного окончания глаголов и правописание суффикса действительных и страдательных причастий проверяется в одном задании?

 (потому что гласные в суффиксах причастий настоящего времени зависят от спряжения глагола, от которого образовано причастие)  

 7. Рефлексия. Вспомним нашу сказку. Что же оставил причастию на память о себе глагол?  Помните задачу, которую ставили перед собой на уроке? Какую? Научились? Полученные знания вам нужны?

8. Итог урока. Оценивание.

- Мы прошли  весь  исследовательский путь для того, чтобы убедиться, что причастия поистине чудесная, удивительная часть речи, изучая которую можно совершить много открытий. Спасибо за урок! Опорные памятки можете оставить себе. В конце записан вопрос, ответ на который найдёте, изучая П. 16,18.

 

От любых глаголов можно образовать причастия настоящего времени?

 Дома: П.16,18, упр. 106

Исследование «Родственные связи»

Вставьте попущенную букву:

стро…щий              

 хран…мый

 грохоч…щий

 вед…мый

реша…мый

 рису…щий

 слыш…щий

 вид…мый.  

                             Причастия настоящего времени

действительные          страдательные

от глаголов  I спр.      –УЩ- - -ЮЩ-                                                             от глаголов  II спр.      –АЩ- - -ЯЩ-

Дома: От любых глаголов можно образовать причастия настоящего времени?                                                               

Работа с интерактивной доской

Открыто:

Десятое октября

Классная работа

Закрыто:

Гласные в суффиксах

действительных и страдательных причастий настоящего времени (открывать постепенно по мере выявления темы урока)

Закрыто:

 строящий

 хранимый

 грохочущий

 ведомый

 решаемый

 рисующий

 слышащий

 видимый

(открыть после работы на листах)

Расставляем в 2 столбика, страдательные причастия закрываем

Действительные причастия в 2 столбика

Составляем (от руки) опорную схему

Причастия настоящего времени

          Действительные

 гл. I спр. – ущ - - -ющ-

 гл. II спр. – ащ---ящ-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени.

  Урок в 7 классе. Страдательные причастия настоящего времени.      Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени....

Урок русского языка в 7 классе. Тема: Обобщение и систематизация знаний по теме «Правописание суффиксов действительных и страдательных причастий настоящего времени».

Цели:Деятельностные - создание  условий  для  усвоения  темы, развитие  готовности  мышления  к  усвоению  новых  способов  деятельности, развити...

Технологическая карта урока "Правописание суффиксов действительных и страдательных причастий настоящего времени"

Технологическая карта урока "Правописание суффиксов действительных и страдательных причастий настоящего времени"...

Конспект урока по русскому языку в 7 классе по теме "Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени"

Конспект урока по русскому языку в 7 классе по теме "Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени"...

Правописание суффиксов действительных и страдательных причастий настоящего времени

Правописание суффиксов действительных и страдательных причастий настоящего времени...