8 А кл. Тема: «Определенно - личные предложения»
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) по теме

Марина Валерьевна Жилина

План-конспект урока русского языка. 8 А кл.

Тема: «Определенно  - личные предложения»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka._8_klass.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

  План-конспект урока русского языка. 8 А кл. 15.11.2010

Тема: «Определенно  - личные предложения»

Цель урока:

1. Закрепление знаний по теме: «Определенно – личные предложения».

2. Формирование практических умений и навыков по осознанному применению полученных знаний на практике.

3. Воспитание бережного отношения к слову, понимание нравственных понятий «чувство долга, чести, достоинства» на примере повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка».

Задачи урока:

1. Расширить знания учащихся об определенно – личных предложениях.

2. Формирование навыков работы над текстом, исследовательской деятельности.

Оборудование урока:

1. Портрет А.С. Пушкина, репродукции картин по повести «Капитанская дочка».

Ход урока:

Организационный момент.

Актуализация знаний учащихся:  Сегодня на уроке мы закрепим знания по теме: «Определенно – личные предложения», опираясь на произведения А.С. Пушкина. Кроме того, на протяжении всего урока вы как обычно будете выполнять тест по орфографии. Начнем мы наш разговор с правильного произношения глаголов, которые употребляются в определенно – личных предложениях.

Расставим правильно ударения в глаголах (Включишь, включим, позвонишь, позвоним, обеспечим, балуешься, ободришь, облегчим, повторим, углубим, выздоровею, вручим, клонишь, откупоришь).

Следующий этап нашей работы – это работа над микротекстом.

- прочитайте предложения (1. Я сел в кибитку с Савельичем и отправился в дорогу обливаясь слезами. 2. Батюшка сказал мне. 3. Матушка в слезах наказывала мне береч… мое здоровье а Савельичу смотреть за дитятей. 4. Родители мои благосл…вили меня. 5. «Прощай Петр. Служи верно кому прис…гнешь: слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье (с)нову а честь  (с)молоду.» 6. Надели на меня за…чий тулуп а сверху лис…ю шубу.).

- Из какого произведения данные предложения?

-Почему нельзя назвать эту запись текстом?

- В какой последовательности надо расположить предложения, чтобы получился текст?

- Прочитайте получившийся текст.

- О чем этот текст? Определите тему.

- Какая фраза в этом тексте является главной для всей повести А.С. Пушкина?

- Что имел ввиду А.С. Пушкин, когда говорил здесь о чести? Только ли верность  воинской присяге?

- Определите стиль текста (худ., обладает богатством синтаксических конструкций, средства выразительности).

- Определите тип речи (повествование, цепочка событий во времени, которая обеспечивается глаголами).

- Запишем текст в тетрадях (комментированное письмо).

- ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ.

- Скажите, каким членом предложения является неопределенная форма глагола «беречь»? (дополнение).

- Приведите примеры словосочетания на способ связи  согласования, управления, примыкания.

- Найдите в тексте средства выразительности языка (инверсия, пословица, ряд однородных членов, метафора).

- Найдите в тексте определенно – личные предложения. Чем выражено в них сказуемое?

- Что называется определенно – личными предложениями?

5. Работа с учебником.

- Из упражнения 206 стр. 95 выписать предложения №5, сделаем его синтаксический разбор.

Определенно – личные предложения могут иметь значение обобщенного лица, т.е. указывать на то, что действия производятся всеми, любым лицом. Эти предложения используются в пословицах, поговорках. Приведите примеры, в которых употребляются определенно – личные предложения (тише едешь – дальше будешь, за двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь, любишь кататься, люби и саночки возить).

 Домашнее задание.

Закончить упражнение 205 и выписать из повести «Капитанская дочка» 10 определенно – личных предложений.

 Работа с тестом.

Взаимопроверка тестов.

Выставление оценок за урок.

Итог урока.

Итак, мы видим, что определенно – личные предложения широко используются как в разговорной речи, так и в художественном стиле для создания непринужденности обстановки, образности и придания субъективности тексту.

Тест

«Определенно – личные предложения»

1 вариант.

1. Укажите неверное утверждение:

А) в односоставных предложениях грамматическая основа состоит из одного главного члена;

Б) односоставные предложения могут быть распространенные;

В) в односоставных предложениях грамматическая  основа состоит из двух главных членов;

Г) односоставные предложения могут быть повествовательными, побудительными и вопросительными.

2. Сказуемое в определенно – личных предложениях может быть выражено:

А) только глаголом первого лица, единственного и множественного числа;

Б) глаголом прошедшего времени множественного числа;

В) глаголом третьего лица множественного числа настоящего времени;

Г) глаголом первого и второго лица единственного и множественного числа.

3. Укажите определенно – личное предложение:

А) Мне должно держать ухо востро;

Б) Цыплят по осени считают;

В) Сердце мое заныло;

Г) Красуйся, град Петров!

4.Среди сложных предложений укажите предложение, в котором одно из простых является односоставным:

А) Марья Ивановна взглянула на него и догадалась, что перед ней убийца ее родителей;

Б) Пугачев вышел из светлицы, и мы трое сошли в гостиную;

В) «Швабрин сказа тебе неправду», - отвечал я с твердостью;

Г) Марья Ивановна рассказала мне все, что с нею случилось с самого взятия крепости.

5. Среди сложных предложений найдите предложение, в котором одно из простых – определенно – личное:

А) «Знаешь ли, бездельник, чего ты достоин?»;

Б) Пугачев толкнул дверь ногою, замок отскочил;

В) Чего я опасался, то и случилось;

Г) Хозяева наши почувствовали, что нам было не до них, и оставили нас.

Тест

«Определенно – личные предложения»

2 вариант.

1. Укажите неверное утверждение:

А) в односоставных предложениях второй главный член не нужен для понимания смысла;

Б) односоставные предложения не могут быть распространенные;

В) односоставные предложения могут быть повествовательными, побудительными и вопросительными;

Г) в односоставных предложениях грамматическая  основа состоит из одного главных членов.

2. Сказуемое в определенно – личных предложениях может быть выражено:

А)  глаголом первого и второго  лица, единственного и множественного числа;

Б) глаголом третьего лица множественного числа настоящего времени;

В) глаголом прошедшего времени множественного числа;

Г) только глаголом первого  лица единственного числа настоящего времени.

3. Укажите определенно – личное предложение:

А) Друга узнают в несчастье;

Б) Изменник помог Пугачеву вылезть из кибитки;

В) Швабрин побледнел как мертвый;

Г) «Веди же меня к ней!».

4.Среди сложных предложений укажите предложение, в котором одно из простых является односоставным:

А) Я хотел ее проводить, но она попросила меня оставить ее одну;

Б) Она сначала колебалась: известное ей неблагорасположение отца моего ее пугало;

В) Швабрин стал искать у себя в карманах и сказал, что не взял с собою ключа;

Г) Пугачев вышел из светлицы, и мы трое сошли в гостиную.

5. Среди сложных предложений найдите предложение, в котором одно из простых – определенно – личное:

А) Что тогда со мною стало – не помню;

Б) Я пламенно желал вырвать его из среды злодеев, которыми он предводительствовал, и спасти его голову, пока еще было время;

В) «Вы властны требовать от меня, что вам угодно;

 Г) «Так ты женат? – сказал я Швабрину, готовясь его растерзать.

 КЛЮЧ К ТЕСТУ:

1 ВАРИАНТ

1 В

2 Г

3 Г

4 А

5 А2 ВАРИАНТ

1 Б

2 А

3 Г

4 В

5 А


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект Вариативность проверочных работ в 8 классе КО при изучении темы: «Определенно-личные предложения»

Разработка урока на тему "Определенно-личные предложения". Цели:  дать понятие об определенно-личных предложениях; отработать умение находить их в тексте, производить синтаксический разбор, позна...

Тема урока: Виды односоставных предложений. Определенно-личные предложения.

Данный урок представлен в разделе « Синтаксис. Пунктуация. Культура речи» На данном уроке предполагается изучение и закрепление новой темы....

Урок по теме "Односоставные предложения. Определенно-личные предложения."

Урок по теме "Односоставные предложения. Определенно-личные предложения."...

Конспект урока по русскому языку по теме: «Определенно-личные предложения» 8 класс.

Конспект урока выполнен согласно требованиям ФГОС и включает в себя  все этапы урока, неоходимые для комбинированного урока....

Урок русского языка 8 кл., тема: "Определенно-личные предложения"

Тема урока: «Определенно-личные предложения»ЦЕЛИ:Дать понятие об определённо-личных предложениях;Различать односоставные и двусоставные предложения;Находить определённо-личные предложения ...

Разработка урока русского языка в 8 классе по теме: «Определенно-личные предложения»

Дать понятие об односоставных и двусоставных предложениях; дать понятие определенно-личных предложений; формировать умение находить определенно-личные предложения по значению, их структурным особ...