Культура речи учащихся
статья по русскому языку по теме

Статья к факультативному курсу "Культура речи" в старших классах

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kultura_rechi_uchashchikhsya.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Культура речи учащихся

        Определение понятия культура речи не может сводиться к однозначному утверждению. Некоторые считают, что культура речи – это умение говорить и писать правильно. Другие утверждают, что культура речи – это способность излагать свои мысли просто, доступно и логично. Третьи, - что культура речи сводится в основном к умению употреблять в выразительные средства языка. Четвёртые, - что точность, краткость и национальная самобытность – главные достоинства нашей речи.

        Каждая точка зрения имеет свои основания. Действительно, настоящая культурная речь должна быть и правильной, и точной, и краткой, и выразительной, и осмысленной. Однако если признать за культурной речью все эти положительные качества, то главнейшим из них будет всё же правильность, то есть умение говорящего выражать свои мысли правильно, продуманно, в соответствии с существующими нормами и в зависимости от речевых ситуаций (см. Приложение 1).

        Помимо уроков русского языка и уроков по развитию речи, на которых осуществляется целенаправленная работа по повышению культуры речи учащихся, целесообразно ввести факультативный курс культуры речи в 10-ом классе. Конечно, времени охватить весь программный материал мало. Приходится сокращать некоторые темы и отбирать содержание уроков, исходя из начального уровня подготовки учащихся и целей, которые ставит учитель, идя на урок в тот или иной класс. С учётом количества часов, отведённых на изучение курса, урочного времени и подготовленности учащихся составлена программа по культуре речи (см. Приложение 2).

                        Основные задачи курса:

  1. Ознакомить с типами речевых и грамматических ошибок и путями их исправления, а также показать выразительные возможности намеренного отклонения от обыденной речи и литературных норм.
  2. Научить выступать перед аудиторией, чувствуя себя уверенно.
  3. Привить отвращение к речевым штампам и «красивостям».
  4. Научить понимать язык поэзии, отличать хорошие стихи от слабых.
  5. Научить пользоваться приёмами построения высказывания и текста, познакомить с риторическими фигурами и углубить представление о тропах, изучаемых на уроках литературы.
  6. Научить пользоваться различными типами словарей.

7.  Научить тактичности и деликатности в общении.

        Чтобы правильно и хорошо говорить, надо ясно мыслить. Это требует умения выбирать и употреблять в речи наиболее точные и нужные слова. К сожалению, редко приходится слышать содержательную, хорошо оформленную речь. Учащиеся как младших, так и старших классов, допускают большое количество ошибок, связанных с неправильным словоупотреблением. Причина этому – невнимательное отношение к значению слова, нежелание вдуматься в смысл, или, как говорят учёные, в его семантику. Примеры неправильного употребления слова встречаются буквально на каждом шагу: «Ребята шли на любое поручение», «характерная черта характера», «домашнее задание на дом» и другие ошибки. Вот поэтому практически весь урок русского языка – это работа со словом.

Организация словарной работы помогает учащимся узнать и осознать законы языка. Убедиться в его точности, красоте, выразительности и сложности. Незнакомые слова, трудные с точки зрения орфографии, пишутся на доске, проговариваются, определяется их смысл, подбираются синонимы, составляются с ними словосочетания и предложения. В работе над словом помогают словари, к которым всегда с удовольствием обращаются ученики младших классов.

В 5-7 классах возможны такие виды работы на уроках, как:

  • диктант «Угадай словечко»;
  • лексический диктант;
  • орфоэпический диктант;
  • зрительный диктант;
  • объясни разницу (надеть – одеть, невежа – невежда);
  • речевое творчество учеников;
  • работа с терминами.

         Основные формы работы в старших классах:

  • фронтальная эвристическая беседа;
  • коллективная работа в малых группах (создаётся проблема, ведётся обсуждение в группах, 1ученик высказывает коллективное мнение);
  • монологические подготовленные выступления;
  • деловая игра «Клуб знатоков»;
  • классификация и исправление ошибок;
  • анализ произведений небольшого объёма;
  • речевое творчество (домашние задания);
  • составление тезисов устного сообщения;
  • устные и письменные контрольные работы.

Во всех классах ведётся работа по редактированию текстов – сочинений. Ошибки анализируются, устраняются. Результат такой работы – составление текстов «сообща».

В связи с тем, что учащимся в11 классе предстоит сдавать ЕГЭ по русскому языку, на уроках и факультативных занятиях большое внимание уделяется речеведческому анализу. Работа с текстом как раз и ориентирована на развитие как письменной, так и устной речи школьников. Обычно подбирается текст художественной литературы, фрагменты из произведений А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, И.С. Тургенева, К. Паустовского и других авторов. Они отличаются стилем, типом речи, лексикой, разнообразием синтаксических конструкций. Вопросы к каждому тексту позволяют ученику составить связный монологический ответ, а также дают возможность учителю проверить, насколько он владеет приёмами анализа текста, чтобы дальнейшую работу планировать с учётом устранения пробелов в знаниях и умениях учащихся.

 Примерные вопросы могут быть следующими:

  • подготовьтесь к выразительному чтению текста;
  • докажите, что данный отрывок является текстом;
  • определите тип речи, стиль;
  • определите тему, основную мысль;
  • озаглавьте текст;
  • объясните лексическое значение слов;
  • подберите синонимы, антонимы;
  • найдите заимствованные слова, архаизмы, авторские словообразования;
  • укажите средства выразительности (оксюмороны, метафоры, сравнения, олицетворения, особенности построения предложений и так далее);
  • определите связи предложений и абзацев в тексте.

Правильное выполнение подобных заданий поможет ученику лучше справиться со сложным заданием экзамена – написать небольшое по объёму сочинение. В нём нужно не только высказать свою точку зрения по поводу затронутых в прочитанном тексте проблем, но и оценить речевое оформление этого текста, т.е. отметить наиболее яркие языковые средства, позволившие автору точно и выразительно передать свои мысли и чувства.

         Уроки по культуре речи необходимы в школе. Находясь в неразрывной связи с общеобразовательными предметами, они направлены на закрепление знаний, умений и навыков, полученных учащимися в процессе обучения, они способствуют расширению кругозора детей, развивают эстетические чувства и художественный вкус; они прививают любовь к родному языку и бережному обращению с ним.

Приложение

1. Речь хорошая и правильная

Речь хорошая (качество речи):

  • логичность
  • точность
  • выразительность
  • чистота
  • богатство
  • уместность

Речь правильная - соблюдаются нормы литературного языка:

  • орфоэпическая - определяет правила произношения;
  • грамматическая – определяет правила образования слов;                                                            
  • лексическая – определяет правила употребления слов в соответствии с их значением;
  • стилистическая – определяет выбор речевых средств в соответствии с ситуацией общения (в разговоре, в официальном стиле);
  • орфографическая – определяет правила написания слов;
  • пунктуационная – определяет правила постановки знаков препинания.

Основные нормы языка отражены в словарях: толковом, орфоэпическом, орфографическом и др.

Речь бывает устной и письменной: 

  • устная речь спонтанна, ориентирована на собеседника. Её особенности: неполные предложения, передача эмоций при помощи интонации, жестов, мимики; допустимость повторений, отступлений, уточнений в процессе речи;
  • письменная речь продумана, ориентирована на восприятие в отсутствие собеседника. Её особенности: полные и в меру необходимости распространенные предложения, передача эмоций при помощи знаков препинания, строгая логичность и точность изложения.

2. Учебно-тематический план по культуре речи, 1час в неделю

10 класс

Урок 1. Вводный урок. Знакомство с курсом «Культура речи».

Урок 2. Речь правильная и речь хорошая.

Урок 3. Тропы. Риторические вопросы.

Урок 4.Орфоэпическая норма. Звуковой уровень речи. Орфоэпические трудности.

Урок 5. Ударение.

Урок 6. Ударение.

Урок 7.  Практическое занятие.

Урок 8. Тест.

Урок 9.  Интонация.

Урок 10. Лексическая норма. Употребление слов в несвойственном им значении. Лексикологические словари.

Урок 11. Паронимы. Слово в художественном тексте.

Урок 12. Лексическая неполнота. Многозначность слова.

Урок 13. Фразеологизмы.

Урок 13. Клише и штампы.

Урок 14. Практическое занятие.

Урок 15. Практическое занятие.

Урок 16. Тест.

Урок 17. Морфологическая норма.

Урок 18. Имя существительное. Формы рода.

Урок 18. Формы рода. Несклоняемые существительные.

Урок 19. Практическое занятие.

Урок 20. Практическое  занятие.

Урок 21. Формы числа.

 Урок 22. Формы числа.

Урок 23. Падежные формы.

Урок 24. Падежные формы.

Урок 25. Практическое занятие.

Урок 26.Имена собственные, склоняемые и несклоняемые.

Урок 27. Контрольный тест по теме «Имя существительное».

Урок 28. Имя прилагательное. Степени сравнения.

Урок 29. Степени сравнения. Закрепление темы.

Урок 30. Местоимение. Трудности в формообразовании и употреблении.

Урок 31. Перифраз.

Урок 32. Имя числительное. Склонение числительных.

Урок 33. Употребление числительных в речи.

Урок 34. Контрольная работа.

                

11-ый класс.

Урок 1. Вводный урок. Повторение.

Урок 2. Повторение. Орфоэпическая норма, лексическая норма.

Урок 3. Повторение. Морфологическая норма.

Урок 4. Глагол. Трудности в формообразовании.

Урок 5. Употребление причастных оборотов.        

Урок 6. Употребление причастных оборотов.

Урок 7. Употребление деепричастных оборотов.

Урок 8. Употребление деепричастных оборотов.

Урок 9. Практическое занятие.

Урок 10. Тест.

Урок 11. Параллелизм.

Урок 12. Наречие. Образование наречий.

Урок 13. Трудности в употреблении наречий.

Урок 14. Употребление предлогов.

Урок 15. Употребление союзов.

Урок 16. Практическое занятие. Употребление предлогов и союзов.

Урок 17. Синтаксическая норма. Порядок слов в предложении.

Урок 18. Связи слов в словосочетании и в предложении.

Урок 19.Практическое занятие. Связи слов.

Урок 20. Текст. Фигура умолчания.

Урок 21. Тропы. Риторические фигуры.

Урок 22. Инверсия.

Урок 23. Выразительные возможности односоставных предложений.

Урок 24. Неполные предложения. Употребление.

Урок 25. Трудности в построении сложных предложений.

Урок 26. Трудности в построении сложных предложений.

Урок 27. Прямая и косвенная речь.

Урок 28. Прямая и косвенная речь.

Урок 29. Цитирование.

Урок 30. Цитирование.

Урок 31. Практическое занятие.

Урок 32. Повторение изученного за 10-11 классы.

Урок 33. Контрольная работа.

Урок 34. Резервный урок.

3. Использованная литература.

 За основу программы факультатива в 10-11 гуманитарных классах взята программа

Т.Л. Служевской к учебнику «Уроки русской словесности».

Основными учебниками и пособиями, по которым ведётся работа, являются следующие:

  1. Д.Е. Розенталь. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию.
  2. Д.Э. Розенталь «Говорите и пишите по-русски  правильно»
  3. А.Г. Петрякова. Культура речи. Практикум-справочник.
  4. Л.И. Скворцов. Правильно ли мы говорим по-русски?
  5. Т.Л. Служевская. Уроки русской словесности.
  6. П.А. Клубков. Говорите, пожалуйста, правильно.
  7. Л.Л. Соколова. «Пунктуация. Лексика. Культура речи».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие культуры речи учащихся через написание рефератов

Физика – очень интересная и увлекательная наука. Она открывает суть всего, что происходит вокруг нас, изучает закономерности процессов и явлений. Какое жизненное направление вы бы не выбрали, знания ф...

Проект "Повышение культуры речи учащихся через внеклассную деятельность"

Цель данного проекта - создание условий для повышения языковой культуры учащихся через внеклассную деятельность...

Проект "Повышение культуры речи учащихся через внеклассную деятельность"

Цель данного проекта - создание условий для повышения языковой культуры учащихся через внеклассную деятельность...

Презентация "Культура речи учащихся"

Об орфоэпических нормах культуры речи современного человека...

«Формирование филологической компетентности и языковой культуры речи учащихся через использование проектно-исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы»

Основные разделы данной работы посвящены формулировке проблемы, объекта и предмета педагогического исследования, постановке его цели и задач, определению актуальности, научности, новизны и практическо...