РКМ в моей работе
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Шилина Любовь Викторовна

Особенности технологии Критического мышления и урок по теме "Разряды наречий " 7 класс по учебнику М.М. Разумовской 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rkm_-_v_moey_rabote.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационная образовательная технология РКМЧП,

или «Учись учиться» (из опыта работы)

 Как известно, проблема эффективности, модернизации обучения школьников в нашей стране очень актуальна. В XXI веке государственная политика основывается на гуманистическом характере образования, приоритете  общечеловеческих ценностей, свободном развитии личности.

Именно поэтому в настоящее время важнейшей задачей образовательной системы следует считать создание условий для развития целостной гуманной личности, способной реализовать себя в быстро меняющейся социально-экономической обстановке.

Переход от традиционного - социально заказного, личностно отчужденного образования к гуманистическому, личностно ориентированному является инновационным процессом. Сегодня образование - это становление личности человека, обретение им своей неповторимой индивидуальности, развитие его творческого начала, обучение "жизнетворчеству".

     Главная цель инновационных процессов в образовании - развитие в процессе обучения и воспитания личности учащегося, ее способностей к самообразованию, самореализации, саморегуляции, успешной социальной адаптации, гуманному взаимодействию с другими людьми, с природной и культурной средой, т.е. высокообразованной, гуманной нравственной личности. Гуманизацию учебно-воспитательного процесса обеспечивает преимущественно личностный компонент содержания образования, реализуемый через адекватные инновационные педагогические технологии.

 Основная проблема в практике обучения и воспитания учащихся заключается в вопросе: «Могут ли традиционные методы и формы обучения сформировать духовно богатую личность, адаптированную к новым условиям жизни»?

Современного ученика чрезвычайно трудно мотивировать к познавательной деятельности, к поиску пути к цели в поле информации и коммуникации. Происходит это потому, что дети часто испытывают серьёзные затруднения в восприятии учебного материала по всем школьным предметам и по языку, прежде всего. Конечно, всех интересует, в чём причина этого. Вероятно, в недостаточно высоком уровне развития мышления и, прежде всего, критического. А это очень важно для человека в современном мире, который входит в новый век с новым обликом познавательной культуры, для которой «человек репродуцирующий» - понятие, в сущности, устаревшее и неинтересное. Кроме воспроизводящей деятельности существует и другой род деятельности, именно деятельность комбинирующая или творческая. Инновационная технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» позволяет учиться по-новому не только детям, но и  их наставникам. Новый метод ассоциируется с известной поговоркой: «Учись учиться».

Данная технология является результатом развития международного проекта «Чтение и письмо для развития критического мышления», авторы проекта Ч. Темпл, К. Мередит, Д .Стилл, С. Уолтер. Технология развития критического мышления имеет научную концептуальную основу, которая важна как при организации поиска информации, так и при обработке информации дискретного потока – обучении чтения учебного и научного текста. Халперн Д. отмечает, что критическое мышление отличается логичностью и целенаправленностью. Законы логики лежат в основе приемов и стратегий технологии развития критического мышления, направленных на работу с информацией.

Этапы (три стадии технологии развития критического мышления вызов, осмысление, рефлексия) соответствуют закономерным этапам когнитивной деятельности личности. На разных стадиях урока посредством различных приемов и методов реализуются мотивационная, коммуникационная, систематизационная и оценочная функции, которые, представляя элементы методического компонента информационной компетентности учителя, снимают ряд проблем интегрированного урока.

Критичность ума – это умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы. Человек с критическим складом ума никогда не расценивает свои высказывания и суждения как абсолютно верные. Критическое мышление, т.е. творческое, помогает человеку определить собственные приоритеты в личной и профессиональной жизни. Предполагает  принятие индивидуальной ответственности за сделанный выбор. Повышает уровень индивидуальной культуры работы с информацией. Формирует умение анализировать и делать самостоятельные выводы, прогнозировать последствия своих решений и отвечать за них. Позволяет развивать культуру диалога в совместной деятельности.

       Инновационные технологии («Модульное обучение», «Диалог культур», «Личностно- ориентированное развивающее обучение» и др.) позволяют преодолевать формализм знаний и нацелены на развитие познавательных сил и творческого потенциала человека, его духовно-нравственной сферы. Учебная деятельность школьников должна быть ориентирована не столь на увеличение объёма знаний, информации, сколько на способы этого усвоения.

       Хотя технологический подход к образовательным процессам нельзя считать универсальным, но проблемы рассматриваются под другим углом зрения, значит, удивляться есть чему, хочется работать по-новому.

        Проект «Развитие критического мышления» стал идейной основой моей работы, философским подспорьем моему пониманию: чему учить детей и как это делать. Моя цель – научить ребенка критически оценивать информацию и не только в книгах, отличать важное от второстепенного.            

        Опыт применения нового метода в поурочной и внеклассной деятельности показал, что произошли качественные изменения в преподавании. Уроки стали более ориентированы на ученика, тогда как раньше центром урока был учитель. По-новому я осознала и свою роль учителя: теперь я стараюсь дать больше полномочий самим ребятам. Сам процесс обучения стал занимательным и приятным. Замечаю, что мои ученики отличаются от своих сверстников самостоятельностью и желанием участвовать в школьной жизни, умеют выявлять проблему и справляться с ней, не ожидая, пока решат её за них.

Таким образом, умение мыслить критически помогает человеку сократить количество поступков, о которых после пришлось бы жалеть, а значит, увеличивает наши шансы на успех.

Актуальность выбранной темы состоит в том, что технология «Чтение и письмо для развития критического мышления» позволяет педагогу, используя универсальную модель обучения и систему эффективных методик, создать на своем занятии атмосферу партнерства, совместного поиска и творческого решения проблем.

Лично для себя привлекательность данной технологии я вижу в возможности развивать критическое мышление через чтение и письмо, через развитие культуры работы с текстом, так как в российской педагогике уделяется много внимания формированию информационной культуры учеников. Но практика сегодня показывает, что слишком малый процент учеников школ реально владеют информационной культурой, культурой работы с текстом.

Я считаю, оптимальным способом решения поставленной задачи является развитие у школьников критического мышления. Критическое мышление  предполагает  умение видеть проблемы, готовность к нахождению нестандартных решений,  умение подвергать рефлексии собственную интеллектуальную деятельность, анализировать свои действия и выявлять допущенные ошибки. Кроме того, данный тип мышления включает в себя готовность отказаться от своего решения в пользу более эффективного, открытость для новых идей, умение делать объективные выводы, что обусловливает понимание неоднозначности мира.

Школьник, умеющий критически мыслить, владеет разнообразными способами интерпретации и оценки информационного сообщения, способен выделять в тексте противоречия и типы присутствующих в нем структур, аргументировать свою точку зрения, опираясь не только на логику (что уже немаловажно), но и на представления собеседника.

Такой ученик чувствует уверенность в работе с различными типами информации, может эффективно использовать самые разнообразные ресурсы на уровне ценностей, критически мыслящий учащийся умеет эффективно взаимодействовать с информационными пространствами, принципиально принимая многополярность окружающего мира,  возможность сосуществования разнообразных точек зрения в рамках общечеловеческих ценностей. Следовательно, он более успешно сможет адаптироваться в современной жизни.

Анализируя проведенные уроки  по технологии РКМЧП, я пришла к выводу, что использование  приемов и стратегий технологии КМ активизирует познавательную деятельность учащихся. Учащиеся учатся более вдумчиво, дольше удерживают  идеи в памяти, осмысленно работают с новым материалом, учатся вырабатывать собственное мнение, подкреплять его фактами, самостоятельно размышлять, а как результат всего этого – повышение качества по предмету.

Цель данной  работы состоит в том, чтобы обобщить и проанализировать имеющиеся наработки по указанной теме, а также поделиться некоторым опытом работы в применении методов и приемов данной технологии на уроках русского языка и литературы.

Таким образом, в режиме технологии развития критического мышления можно проводить как отдельные уроки, так и разрабатывать блоки уроков, объединенных единой темой. Большой объём информации и быстрое обновление знаний заставляют учителя переходить на новое мышление — критическое, творческое и диалектическое

Отличительной чертой программы РКМЧП является её универсальность, так как эта программа задействует базовые процессы любой образовательной деятельности — чтение и письмо; она не имеет возрастных ограничений, практико-ориентирована; позволяет одновременно решать задачи развития, обучения и воспитания, позволяет сотрудничать участникам образовательного процесса. Программа РКМЧП развивает навыки работы с текстами, идеями, большим объёмом информации, развивает творческие и аналитические способности учащихся, умение работать сообща. А учителю даёт возможность создать ситуацию, когда интересно учить, интересно учиться. В основе технологии принцип: «Как можно больше ученика и как можно меньше учителя».

Применение методики:

«Развитие критического мышления через чтение и   письмо (РКМЧП)»

Тема: «Разряды наречий»    7 класс (по учебнику М.М. Разумовской)

Цели:

1.Закрепить умение узнавать наречия.

2.Научиться определять значение наречий.

3.Формировать умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим.

4.Развивать умение задавать вопросы.

                 

                             Ход урока:

I Организационный момент

II Подготовка к восприятию темы

    1) Прочитайте слова, записанные на доске, и темы; соотнесите данные слова с одной из тем, прокомментируйте свой выбор.

 

       плашмя                 чуть-чуть             кое-где

       дружески                вдоволь              куда-то

       потому                    затем

       сдуру                      нарочно

 

       Темы:

       «Глагол как часть речи»

       «Синтаксическая роль наречия в предложении»

       «Разряды наречий»

       «Выразительные средства языка»

         («Разряды наречий по значению.») -Запись темы урока.

        2) Сформулируйте цели урока, опираясь на тему, используя опорные слова:

        1. Повторить…(изученную ранее тему о наречиях)

        2. Узнать, ... (на какие группы или разряды делятся наречия)

        3. Учиться определять … (виды или разряды наречий).

       III Повторение пройденного материала по теме «Наречие как часть речи», изучение нового

       1. Вызов      «Мозговой штурм» (самостоятельная и групповая работа учащихся по теме с использованием приёма insert)

      - подумайте и запишите в первую колонку – V – свои предложения о том, по каким же признакам или свойствам можно разделить все наречия и на сколько групп.

      - сначала каждый самостоятельно, теперь поделитесь своими соображениями с соседом, и в группе, дополните таблицу интересными примерами.

      - я выпишу на доску от каждой группы по 1 варианту. Повторяться нельзя, будьте внимательны (составляется одна общая таблица на доске).

v

-

+

?

Особое значение…

по вопросу…

по строению…

 

2. Осмысление

 (Сначала проводится работа по учебнику / под редакцией М.М. Разумовской, П.А. Леканта; затем изучается дополнительный материал, текст которого составлен на основе разных источников и выдается каждому ученику с полоской-лентой, заменяющей поля. На ней  учащимися ставятся значки inserta: +  v  -  ?   или заполняется таблица).

1. - Посмотрим, что говорится в учебнике по данной теме. Откройте страницы 74-75, прочитайте.

    - Ответьте, какое предположение было верным, какое противоречивым или неверным?

    А что нового узнали (с. 75 – о количестве слов- наречий, сколько групп), запишите в таблицу и вопросы, возникающие при изучении темы.

2. - Рассмотрите еще дополнительный материал: и внесите в таблицу еще информацию.

    - Итак, что нового узнали о группах наречий. Самое интересное запишите в тетрадь (устные ответы учащихся -комментарий).

 

Минутка отдыха: дыхательная гимнастика «Задуй свечу»  (можно использовать полоску бумаги, которая использовалась как поле; нужно набрать воздух и при выдохе стараться регулировать силу струи так, чтобы полоска бумаги несильно наклонялась, повторить – 2-3 раза), «Улыбка».

3. Закрепление изученного материала: упражнение с предложениями.

1. Тесты в устной форме с помощью карточек под номерами 1, 2, 3, 4. (компьютерная версия)

Сколько групп по значению имеют наречия?    1 – 4

                                                                             2 – 5

                                                                             3 – 7

                                                                             4 – 6

Укажите неопределенные наречия:

                 негде

  • когда-нибудь

                 оттуда

  • зачем – то

В какой строке указан вопрос наречий цели?

                 как?

  • зачем?

почему?

сколько?

В какой строке указаны вопросы наречий образа действий?

                 где? куда? откуда?

  • как? каким образом?

сколько? в какой мере?

когда? с каких пор?

К какой смысловой группе относится наречие из словосочетания:

                              Дважды ошибиться?

  • наречие меры и степени

                 наречие обратного действия

                 наречие цели

                 наречие времени

Указать наречия, помимо основного значения, используя для…

  • связи предложений в тексте

для обозначения вида следующего глагола

для образования формы слова

для образования новых слов

Указательными наречиями являются слова …

                 никуда, нигде

  • здесь, оттуда

когда, зачем

где-то, куда-то

2. Упражнение учебника 181 ( работа по репродукции картины русского художника Василия Кирилловича Нечитайло «Материнство».

- Рассмотрите репродукцию, найдите спрятавшиеся наречия и укажите их разряд: какие словосочетания получились (запишите 2-3 примера)

весело улыбается

нежно держит

немного склонив голову

утром сидят

специально повязан фартучек

рядом, вблизи стоит

 3. Комментарий к домашнему заданию

- Дома вы продолжите эту работу, выполнив задание упражнения 181, напишите небольшое сочинение, используя наречия, указав их разряды; выучить информацию о разрядах по учебнику с. 74-75 и по вкладышу.

IV  «Размышление» Итог  урока

 - Вспомните сегодняшний урок, о чём вы узнали? (о разрядах наречий, учились определять их значения, учились задавать вопросы, слушать друг друга). И если остались вопросы, то их мы пометили в графе ? и попытаемся на них ответить на следующем занятии.

-А теперь выразите свои впечатления по новой теме с помощью синквейна (пятистрочье-                                                                                                                                      --------.      Название темы.)

                                 -------    ------    два определения (прилаг., прич.)

                            -------  -------  ------  три слова- действия (глаг., дееприч.)

                        ------  ------   ------  -------. предложение

                                --------------.               ассоциация к теме    

 А на обратной стороне напишите фамилию одноклассника, работа которого вам особенно понравилась.

  • Зачитаем несколько вариантов синквейна…

Учитель отмечает работу самых активных учащихся, выставляет оценки.  

   

Учитель Любовь Викторовна Шилина  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Типовые критерии оценки качества моей работы за 2010-2011 уч.год

Вот так оценивается моя работа за 2010-2011 уч.год для начисления стимулирующей части с 1 сентября 2011 года....

Особенности моей работы по развитию речи учащихся на уроках русского языка

"Особенности моей работы по развитию речи на уроках русского языка" - итоговая  работа  после прохождения  курсов повышения квалификации "Обучение русскому языку в рбразовательном учреж...

"ИКТ в моей работе". Презентация о значении информационно-коммуникативных технологий (компьютера) в обучении.

Возможности компьютерных технологий  в преподавании ОБЖ огромны. Использование новых информационных технологий,  интернет-ресурсов помогает реализовать личностно-ориентированный подход ...

Проектная деятельность в моей работе

Наивысшую ступень творчества учителя и ученика представляет самостоятельная исследовательская деятельность,без чего немыслимо его самосовершенствование и самообразование. Она проявляется в способности...

ПЛАНИРОВАНИЕ МОЕЙ РАБОТЫ.

Рабочая программа по физической культуре 7 класс....

Исследовательская работа Исследовательская работа на тему: «Метод проектов в моей работе»

в данном материале изложены результаты применения учителем в своей работе одного из методов современных технологий обучения во внеклассной работе - метод  проектов...