Урок-концерт Тема: «Я русский бы выучил…»
план-конспект занятия по русскому языку (5 класс) по теме

Райц Марина Васильевна

Представление истоков русского языка и истории славянской письменности в мультикультурном информационном пространстве современности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2_urok-koncert.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-концерт

Тема: «Я русский бы выучил…»



Форма проведения занятия


Урок-концерт


Предметная область


русский язык, история, литература, музыка, мировая художественная культура, основы православия, информатика


Тема


 «Я русский бы выучил…»


Актуальность


Представление истоков русского языка и истории славянской письменности в мультикультурном информационном пространстве современности



Цель:




Задачи:


Представить историю русского языка как неотъемлемую часть культурного и духовного наследия современного мирового сообщества.


Продемонстрировать учащимся историко-культурную связь народов, населяющих Россию.

Проследить особенности развития письменности среди народов современной России.

Определить роль русского языка в культурно-историческом развитии народов, проживающих на территории РФ.

Развивать у школьников умение анализировать, систематизировать и сопоставлять фактический материал.

Воспитывать у учащихся интерес и уважительное отношение к истории, языку и традициям народа, чувство патриотизма и толерантность.


Целевая аудитория


учащиеся 5-7 классов


Количество участников


25-50 человек


Продолжительность


45 мин


Оборудование


костюмы славянских народов, гирлянды из шаров, букеты цветов


компьютер, проекционный экран, слайды с тематическими изображениями, тематический видеоролик, фонограммы


Ожидаемые результаты


Повышение уровня мотивации учащихся в изучении русского языка и культуры.

Расширение знаний школьников об интеграции языкового, культурно-исторического пространств.

Развитие

Воспитание интереса к истории, языку и традициям страны и народов.

План проведения:



1. Организационный момент




Учитель

– Наш урок посвящается Дню славянской письменности. Много лет тому назад наши братья болгары положили начало этой традиции. В день памяти святых Кирилла и Мефодия, 24 мая, в Болгарии звучат посвящения просветителей славян. Эта традиция прижилась и в России. Сегодня мы отмечаем праздник, посвященный возникновению славянской письменности – своего рода, день рождения русского языка.


2. Повторение и обобщение ранее пройденного материала


Выходят ведущие, одетые в костюмы славянских народов.

На экране – видеоролик «Прославление Кирилла и Мефодия в славянских странах» (Приложение 1)


Ученик

По широкой Руси – нашей матушке
Колокольный звон разливается.
Ныне братья святые Кирилл и Мефодий
За труды свои прославляются.

Ученик

Вспоминают Кирилла с Мефодием,
Братьев славных, равноапостольных,
В Белоруссии, Македонии,
В Польше, Чехии и Словакии.
Хвалят братьев премудрых в Болгарии,
В Украине, Хорватии, Сербии!

Ученик

Все народы, что пишут кириллицей,
Что зовутся издревле славянскими,
Славят подвиг первоучителей,
Христианских своих просветителей.

На экране продолжается трансляция видеоролика «Памятники равноапостольным Кириллу и Мефодию в славянских странах» (Приложение 1)


Учитель

– Почему же так трепетно славянские народы относятся к именам Кирилла и Мефодия?


Ученик

– Да потому, что ими была достигнута великая цель – приобщить славян не только к вере христианской, но и помочь им постичь грамоту, изучить науку книжную.


Учитель

– Кем же были создатели славянской письменности – Кирилл и Мефодий?


Звучит музыка (Приложение 2). Выходят ученики-сказители.

Декламация исторической песни о житии Кирилла и Мефодия.

Ученик

Много лет прошло с тех далеких пор,
Много вод стекло в море-океан,
А тот подвиг жив, сквозь века прошел
И в звучанье букв воплотился он.

Ученик

Ой, давным-давно, 1000 лет назад
К императору, да великому,
Человек пришел из Моравии
С болью, с просьбою за народ за свой —
Вести проповедь, да понятную,
Чтоб с Христом он мог разговоры весть.

Ученик

Не случайно же выбор пал тогда –
На Кирилла-свет да Мефодия,
Братьев Солунских с Македонии.
Обручен Кирилл с детства с Мудростью,
Он наук познал тайны важные,
Опыт был богат и душа чиста.
А Мефодий-брат очень скромен был,
Опекая во всем брата младшего,
Брата младшего да любимого.

Ученик

И создал Кирилл во короткий срок
Письмена славян, чтоб учить по ним,
За основу взял буквы древние,
Буквы древние, финикийские.
И Евангелие, и Псалтырь он взял,
Перевел он все с языка гречан,
Мефодий-брат помогал ему.

Ученик

С родной матушкой распростившися,
И со тщанием помолившися,
Братья светлые в путь отправились,
В трудный путь пошли, на чужбинушку.
В город Велеград понесли они
Свои знания да бесценный труд.

Ученик

Встретил их народ с большой радостью,
Ростислав почет им оказывал.
И внимали все с изумлением
Чудным звукам родных и понятных слов.
Люди — вестники да избранники,
Одаренные, озаренные,
В трудный путь идут, тяжкий крест несут,
Но в веках живут их деяния.

На экране – презентация «Азбука Кирилла и Мефодия» (Приложение 3)


Ученик

– Дело Кирилла и Мефодия продолжили их ученики. Несмотря на упорную и длительную войну «кириллица» не прижилась у западных славян, которые по сей день используют латинскую азбуку.


Ученик

– Зато «новая азбука» прочно утвердилась для славян в Болгарии, а оттуда была перенесена в Сербию, Румынию и на Русь. И уже к концу IX века тысячи людей читали и писали на старославянском языке.


Декламация стихотворения «Старославянский язык»


Отчего, обжигая горло,

Разбирая часами подряд

Сочетания «оло»и «оро» -

«Вран» и «ворон», «молод» и «млад»?

«Человек некий име два сына…»

Я прислушиваюсь к словам.

Открывается в них Россия,

Легендарная быль славян…

Сто-ро-на.

Го-ло-са.

До-ро-га.

Я усвоил твёрдо азы:

«С давних лет к открытости слога

Тяготел славянский язык!»


Учитель

– Привычный набор букв «кириллицы» на самом деле представляет собой не что иное, как «послание». У каждой из букв кириллицы есть свое название. Именно из них это послание и состоит. Если верно прочесть названия букв алфавита подряд, получится такой текст:


На экране появляется текст: «Азъ буки веде. Глаголъ добро есте. Живите зело, земля, и, иже како люди, мыслите нашъ онъ покои. Рцы слово твердо – укъ фърътъ херъ. Цы, черве, шта ъра юсъ яти» (Приложение 4)


Учитель

– Один из вариантов перевода этого текста таков:

«Я знаю буквы. Письмо – это достояние. Трудитесь усердно, земляне, как подобает разумным людям – постигайте мироздание! Несите слово убеждённо: знание – дар Божий! Дерзайте, вникайте, чтобы сущего свет постичь!».


Ученик

– Да, ведь это же своеобразное тайное послание всем живущим на земле, учение о том, как надо жить, чтобы сохранить себя и жизнь на земле.


Ученик

– Сохранить и продолжить жизнь человечество сможет, если будет бережно относиться к «слову», языку, благодаря которому мы понимаем друг друга.


Ученик

– Собравшиеся в этом классе общаются между собой на русском языке. Но только для одних из нас русский язык – это родной язык, а для других – это язык страны, где он живет, как например, для кабардино-балкарской поэтессы Танзили Зумакуловой.


Декламация стихотворения

 

Родной язык!

Он с детства мне знаком.

На нём впервые я сказала «мама»,

На нём клялась я в верности упрямой,

И каждый вздох понятен мне на нём…

Но, как родной,

Люблю я русский.

Он нужен мне, как небо, каждый миг…

На нём живые, трепетные чувства

Открылись мне,

И мир открылся в них…

Текут две речки в сердце, не мелея,

Становятся единою рекой…

Забыв родной язык – я онемею,

Утратив русский – стану я глухой.


Учитель

– Ещё со времен Древней Руси страна, в которой мы все сейчас живем, всегда отличалась многочисленностью народов, населявших её. Мы с вами жители многонационального государства. Кое с кем сейчас мы познакомимся – киргизский поэт Кубаныч Акаев


Декламация стихотворения


Я – киргиз. Древних гор старожил.

Здесь я вырос и песни сложил

Здесь я крылья души распростёр, 

Как зарю над просторами гор…

Знай же, Лондон, Париж, Вашингтон,

Я в Москву, я в Россию влюблён!

Слушай, мир: я люблю тот язык,

Что по-русски могуч и велик


Ученик

– Исторически сложилось так, что для некоторых народов алфавит русского языка стал основой для создания собственной письменности на родном языке. Например, для народов, проживающих на территории Северного Кавказа (черкесов, осетин, кабардинцев, балкарцев) и Зауралья (коми, манси). Не исключением стала судьба якутского поэта Семёна Данилова


Декламация стихотворения


Щедрое народное наследство, -

Я люблю красивый наш язык.

На якутском говорю я с детства,

Словно к матери к нему привык.

Но и так, друзья мои, бывает:

В час, когда сижу с пером в руке,

Новых слов для песни не хватает

Мне в родном якутском языке.

Если слог мой поисками скован,

(Сколько новых дел, событий, чувств!)

Обращаюсь к русскому я слову,

У него я новому учусь…

Я ко всем наукам ключ имею,

Я со всей Вселенною знаком –

Русским всеохватным языком.


Ученик

– Время идет – всё меняется. Наша азбука претерпела много изменений, прежде чем стала такой, как сегодня. Одни буквы, послужив верой и правдой, исчезли, другим же удалось сохранить своё место. Сейчас для письма мы используем только 33 буквы. По сравнению с первой азбукой это на 10 букв меньше. Какие же буквы исчезли? Об этом мы сейчас и узнаем


Звучит музыка, три ученицы в образе букв Ижица, Ять, Фита исполняют песенку про буквы, вышедшие из употребления (Приложение 3) 

В любой старинной книжице
Ты сможешь прочитать:
Жила на свете Ижица,
А с нею буква Ять.
Но время быстро движется,
И жизнь уже не так.
Где нынче буква Ижица?
Где Ять? И где Фита?
Без них правописание
Сумело обойтись.
Новейшие издания
Без них вступают в жизнь.
Уж так на свете водится,
Как говорил мудрец:
Когда без нас обходятся,
То значит, нам конец.

Ученик

– Азбука, когда-то составленная Кириллом и Мефодием, по-прежнему остается самой простой и удобной. Европейским народам, взявшим латинский алфавит, повезло меньше – они до сих пор испытывают неудобства. Например, в английском языке, состоящем из 26 букв, ряд звуков приходится обозначать двумя буквами, а солунские братья при составлении своей азбуки максимально учли особенности славянских языков, в том числе и русского языка.

Учитель

– Русский язык, приобщившись за многовековую историю к мировой культуре, в свою очередь, для ряда народов, проживающих на территории России, когда-то стал ключом к сокровищнице мира. Именно об этом стихотворение узбекского поэта Сабира Абдуллы.


Декламация стихотворения


Если ты хочешь судьбу переспорить,

Если ты ищешь отрады цветник,

Если нуждаешься в твердой опоре –

Выучи русский язык.


Он твой наставник великий, могучий,

Он переводчик, он проводник.

Если штурмуешь познания кручи –

Выучи русский язык!


Русское слово живет на страницах

Мир окрыляющих  множества книг.

Русское слово – свободы зарница.

Выучи русский язык!


Горького зоркость, бескрайность Толстого,

Пушкинской лирики чистый родник –

Плещут зеркальностью русского слова,

Выучи русский язык!


Мир разобщенных безрадостно тесен,

Спаянных мир необъятно велик.

Друг мой, работай, будь людям полезен

Выучи русский язык!


3. Подведение итогов

Ученик

– В мире пять тысяч наречий, и только шесть из них признаны официальными языками ООН. Русский в том числе. Русский язык в нашей стране приобрел статус языка межнационального общения. Это ценность, от которой нельзя отказываться, запираясь в скорлупу национальных границ. Это ценность, которая нас всех объединяет.


Учитель

– Именно поэтому, сегодня мы ещё раз произносим слова благодарности славянским братьям – Кириллу и Мефодию – создавшим письменность для славянских народов, давшим основу для полноценного формирования русского языка – языка, на котором мы с вами общаемся каждый день, благодаря которому получаем новые знания и находим новых друзей.


Звучит гимн равноапостольным Кириллу и Мефодию


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий КВН по русскому языку в 5–6-х классах по теме "Выучи русский язык"

Сценарий КВН по русскому языку в 5-6 классе по теме  "Выучи русский язык"...

"Я русский бы выучил" диспут - клуб для старшеклассников (сценарий компилетивный)

РУССКИЙ ЯЗЫК! Нуждается ли он в похвалах? Надо ли говорить о его силе и красоте? Оказывается, надо! И не только говорить: он достоин самой большой заботы....

"Я русский бы выучил..."

Исследовательская статья...

Сценарий КВН по русскому языку в 6 классе по теме "Выучи русский язык"

Главной целью мероприятия я считаю пробудить интерес к изучению русского языка, воспитать любовь к родному слову....

Внеклассное мероприятие по русскому языку: "Я русский бы выучил только за то..."

Александр Сергеевич Пушкин с благоговением относился к родному языку. По его мнению «русский язык – это выразительный и звучный язык, гибкий и мощный в своих оборотах и средствах, переимчи...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа повышения результативности промежуточной аттестации в форме ЕГЭ и ЕГЭ по русскому языку «Я РУССКИЙ БЫ ВЫУЧИЛ ТОЛЬКО ЗА ТО…»

    Программа разработана на основе действующих образовательных стандартов по русскому языку, развивает содержание базового курса «Русский язык», позволяет удовлетворить п...

Я русский бы выучил только за то ...

Я русский язык выучил бы только за то, что его выразительность и многогранность вариаций выражения мысли не оставляет равнодушным. Маленький человек, приходя в незнакомый для него мир, лишь слушает и ...