Современные образовательные технологии как ресурс качества образования
статья по русскому языку (6 класс) по теме

В статье говорится об использовании информационных и коммуникативных технологий на уроках русского языка и литературы (из опыта работы)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx22.71 КБ

Предварительный просмотр:

         

                                       Гимадеева Гульнара Рашитовна,

                        МБОУ «Школа № 42»

Современные образовательные технологии как ресурс качества образования

Основополагающие государственные документы последних лет, касающиеся школы «Концепция общего среднего образования», Закон Российской Федерации «Об образовании», книги, статьи, исследования о современной школе ключевыми в идеологии новой школы называют идею развития, выделяя три важных постулата:

- школа является важнейшим фактором развития личности;

- школа должна превратиться в действенный перспективный фактор развития российского общества;

- систему образования и школу необходимо постоянно развивать.

Развитие школы может осуществляться посредством инноваций. Под инновационной деятельностью понимается деятельность по разработке, поиску, освоению и использованию новшеств, осуществлению нововведений.

В современной России образование становится личностно-ориентированным, предусматривает обращение к сфере личных интересов и потребностей ученика. Сегодня ученик должен получить возможность выбора индивидуальной образовательной траектории. Другими словами, приоритетной задачей образования становится развитие личности учащихся, воспитания у них умений анализировать и принимать ответственные решения. Только в этом случае современное образование становится качественным.

Несомненно, одним из основных ресурсов повышения качества образования является совершенствование современных образовательных технологий.

Образовательный ресурс педагогических технологий очень высок. Они активизируют процесс обучения, стимулируют познавательный интерес учащихся, обновляют методический инструментарий педагогов, позволяют применять мультимедийные и технические средства обучения, помогают организовать самостоятельную работу, при точном проектировании и соблюдении алгоритма гарантируют успех педагогических действий.

Понятие образовательной технологии включает в себя систему деятельности педагога и учащихся в образовательном процессе, направленную на достижение образовательного результата.

 В школе представлен широкий спектр образовательных педагогических технологий, которые применяются в учебном процессе. Использование широкого спектра педагогических технологий дает возможность педагогическому коллективу продуктивно использовать учебное время и добиваться высоких результатов обученности учащихся.

Педагогические технологии

Достигаемые результаты

Проблемное обучение

Создание   в учебной деятельности  проблемных ситуаций  и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по  их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности.

Разноуровневое обучение

У учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному, реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании.

Проектные методы обучения

Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся.

Исследовательские методы в обучении

Дает возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения.

Лекционно-зачетная система

 

 

Данная система используется в основном в старшей школе. Дает возможность сконцентрировать материал в блоки и преподносить его как единое целое, а контроль проводить по предварительной подготовке учащихся.

Технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых, и других видов обучающих игр

Расширение кругозора, развитие познавательной деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности.

Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа)

Сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей.

Информационно-коммуникационные технологии

Изменение и неограниченное обогащение содержания образования.

Здоровьесберегающие технологии

Использование данных технологий позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками.

 

        В Национальной доктрине образования РФ отмечается: «Система образования призвана обеспечить… подготовку высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информационного общества и развития новых наукоемких технологий…». Перед школой стоит важная задача – воспитать всесторонне развитого человека, обладающего информационной культурой, что позволит ему успешно адаптироваться в новых жизненных условиях. Достижение поставленной цели возможно через активное внедрение и использование в учебно-воспитательном процессе  информационно-коммуникационных технологий.

Основные преимущества ИКТ: позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности.

Применение ИКТ  повышает темп урока, увеличивает долю самостоятельной работы учащихся, позволяет проверить усвоение теории у всех учащихся, углубить степень отработки практических умений и навыков, вести дифференцированную работу с каждым учеником.

ИКТ целесообразно использовать при изложении нового материала (демонстрационно - энциклопедические программы), закреплении изложенного материала (тренинг - разнообразные обучающие программы), в системе контроля и проверки (тестирование с оцениванием, контролирующие программы), для самостоятельной работы учащихся (обучающие программы, энциклопедии, развивающие программы), при возможности отказа от классно-урочной системы: проведение интегрированных уроков по методу проектов, для тренировки конкретных способностей учащихся (внимание, память, мышление).

Использование информационных технологий является одной из актуальных проблем современной методики преподавания филологических дисциплин.

Я считаю применение информационных технологий необходимым на уроках русского языка, литературы и мотивирую это тем, что они способствуют совершенствованию практических умений и навыков, позволяют эффективно организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения, повышают интерес к урокам русского языка и литературы, активизируют познавательную деятельность учащихся, осовременивают урок.

Хочу поделиться опытом внедрения информационных технологий на своих уроках. У меня в кабинете русского языка установлены компьютер, мультимедийный проектор. Компьютер использую на всех этапах обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний, умений и навыков. При этом для ученика он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, игровой среды. В функции учителя компьютер представляет источник учебной информации (частично или полностью заменяющий учителя и книгу), наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникаций), индивидуальное информационное пространство, тренажер, средство диагностики и контроля.

Я применяю компьютер на уроках, во-первых, для того, чтобы решать специальные практические задачи, записанные в программе по русскому языку и литературе: формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков, обогащение словарного запаса, овладение нормами литературного языка, знание лингвистических и литературоведческих терминов, формирование общеучебных умений и навыков. На уроках русского языка в 8 классе использую Электронное пособие. Издательство «Экзамен».

Во-вторых, при организации самостоятельной работы учащихся по формированию основополагающих знаний школьного курса, по коррекции и учету знаний учащихся используется обучение и тестирование с помощью компьютера. Тестовый контроль и формирование умений и навыков с помощью компьютера предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить знание и незнание обучающегося. Этот способ организации учебного процесса удобен и прост для оценивания в современной системе обработки информации.

       На этапах закрепления материала, контролируя знания и умения учащихся, часто обращаюсь к тестовому контролю. Методика проведения тестового контроля на бумажных носителях сегодня разработана достаточно хорошо. Тесты разработаны по всем разделам русского языка, начиная с 5-го класса. В 10-11 классах активно используются тесты для подготовки учащихся к ЕГЭ. Электронный тестовый контроль позволяет ученику получить оценку своей деятельности сразу по завершении работы, в отличие от бумажного носителя. В конце выполнения всех заданий на экран выводится общий результат прохождения теста: общее количество заданий в тесте, количество пройденных заданий, общий результат выполнения, время начала и завершения выполнения теста. Достоинством электронных тестов является то, что учитель может сам собрать собственный тест, составить любой набор тестов по теме. Так, для повторения и контроля знаний учащихся в 6 классе я использую диск «Электронное приложение. 6 класс». Диск содержит тесты с автоматизированной функцией определения правильного ответа), филворды, кроссворды, логические задания.

В-третьих, применение информационных технологий позволяет формировать ключевые компетенции учащихся. Помогают решить эти проблемы учебные компьютерные программы по русскому языку и литературе, которых в настоящее время создано достаточно много. Они позволяют повысить интерес учащихся к предмету, успеваемость и качество знаний учащихся, сэкономить время на опрос, дают возможность учащимся самостоятельно заниматься не только на уроках, но и в домашних условиях, помогают и учителю повысить уровень своих знаний.

В своей педагогической практике я использую Тренажер по русскому языку для 5 класса. Издательство «Экзамен».

       Одним из важнейших общеучебных навыков, способствующим успешности ребенка на каждом этапе обучения, является навык беглого, осознанного чтения. Сегодняшний школьник не любящий и не желающий читать. Поэтому мне как учителю литературы важно заинтересовать ребенка, показать ему красоту поэтического и прозаического художественного слова. Использование компьютерных технологий в учебном процессе способствуют повышению мотивации учащихся.

        На уроках литературы часто использую компьютерные презентации, к созданию которых привлекаю самих ребят. Это могут быть уроки изучения биографии писателя или поэта. При подготовке таких уроков школьникам дается задание коллективное или индивидуальное: собрать необходимый биографический материал, обработать в определенной программе фотографии или иллюстрации, продумать анимацию, выбрать необходимый шрифт, цветовую гамму.

Таким образом, очевидна необходимость использования существующих возможностей для применения информационных технологий.

Следует также помнить, что применение информационных технологий в учебном процессе по русскому языку и литературе станет эффективным, если будет обеспечена их органическая связь и сочетаемость с традиционными методами и приемами обучения.

Применение средств ИКТ в системе гуманитарного образования направлено на совершенствование существующих технологий обучения за счет усиления исследовательских, информационно-поисковых и аналитических методов работы с информацией. Средства ИКТ являются эффективным средством повышения познавательного интереса учащихся, создают условия для построения индивидуальных образовательных траекторий школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая рекомендация для педагогов дополнительного образования "Современные образовательные технологии – основа достижения качества учебно-воспитательного процесса"

Методическая рекомендация для педагогов дополнительного образования по использованию современных образовательных технологий в учебно-воспитательном процессе....

Доклад на тему«Возможности современных педагогических технологий для повышения качества образования в школе»

Доклад на тему "«Возможности современных педагогических технологий для повышения качества образования в школе»...

Современные образовательные технологии – основа достижения качества учебно-воспитательного процесса

На сегодняшний день в педагогике многогранно трактуется понятие «технология», наиболее выверенное из них можно определить таким образом: "Педагогическая технология - это комплекс способов, средств, ме...

План-конспект урока в соответствии с требованиями ФГОС c использованием современных образовательных технологий – онлайн ресурса «MyGrammarLab»

Технологическая карта   урока открытия нового знания в соответствии с требованиями стандартов второго поколения c использованием современных образовательных технологий – онлайн ресурса «MyGr...

Современные образовательные технологии. Интернет ресурсы при обучении английскому языку

Создание всемирной сети Интернет – одно из величайших достижений современного мира. В настоящее время преимущества информационных технологий в процессе обучения английскому языку уже не вызывают сомне...

«Современные образовательные технологии как ресурс развития детской одарённости»

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализов...

Современные образовательные технологии. Интернет ресурсы на уроках английского языка как средство активизации познавательной деятельности учащихся

ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКАКАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ...