урок -практикум русского языка в 8 классе "обобщение изученного по теме "Обстоятельство"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) по теме

Галич Любовь Алексеевна

    На уроке закрепляется и обобщается материал по теме "Обстоятельство". В ходе урока разнообразные задания сменяют друг друга, помогая учащимся вырабатывать навыки использования обстоятельств для придания речи точности, ясности, выразительности, закрепляют умения различать виды обстоятельств по значению. определять способы их выражения.Все задания  построены на основе биографии и творчестве А.Грина, произведения которого изучаются в 8классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: урок-практикум « Обобщение изученного по теме «Обстоятельство».

Цель урока: актуализация опорных знаний и умений, сформированных при изучении членов предложения. Закрепление умения различать виды обстоятельств по значению, определять способы их выражения. Выработка навыков использования обстоятельства для придания речи точности, ясности, выразительности. Пробуждение интереса к личности и творчеству А.Грина.

ХОД УРОКА

  1. Вступительное слово учителя.

«Есть книги, которые ещё с детства становятся нашими друзьями и остаются ими на всю жизнь. Изображённые в них события, действующие в них герои как бы растут вместе с нами, раскрываясь перед подростком, юношей, взрослым человеком в новых ракурсах, по-разному, но одинаково сильно воздействуя  на ум и сердце читателя любого возраста».  Эти слова Виктории Борисовой посвящены творчеству писателя Александра Грина, которого мы с полным правом можем назвать «Рыцарем мечты».

У ч е н и к  (индивидуальное задание, полученное заранее)

Мечта разыскивает путь –

Закрыты все пути;

Мечта разыскивает путь –

Намечены пути;

Мечта разыскивает путь –

Открыты все пути.

(А.Грин.  Движение; 1919г.)

У ч и т е л ь:

Знакомясь с фрагментами биографии и творчества Александра Степановича Гриневского (Грин – его литературный псевдоним), мы постараемся повторить и обобщить изученное по теме  «Обстоятельство».

  1. Актуализация прежних знаний.
  1. Индивидуальная работа по карточкам  (3 человека).
  2. Фронтальный опрос:

 - Чем может быть выражено  подлежащее в предложении?

 - Назовите  известные вам типы сказуемых.

 - Какие дополнения мы называем прямыми?

 - Какие определения мы относим к согласованным?

- Что такое приложение?

 - Перечислите, чем может быть выражено обстоятельство.

 - Назовите виды обстоятельств по значению.

3.Проверка домашнего задания.

Анализируются подобранные учениками предложения с обстоятельствами, выраженными разными частями речи.

       4.Анализ текста о Грине ( заранее распечатанный текст раздаётся учащимся).

Рыцарь мечты.

      С первых ш..гов писателя Грина вокруг его им..ни стали склад..ват..ся легенды. Уверяли что Грин отличный стрелок из лука в молодост.. он добывал себе пищ.. охотой и жил в лесу на манер куперовского след..пыта.  

      Т..жело и драматично складывалась жизнь Александра Гриневского. Он страдал задыхаясь в (не)вежестве провинц..ального города. Выж..вал в тюрьмах и ссылках от зари до зари в..лил лес на Урале, плавал на п..р..ходе ища пр..ключений.

       Из-за лютой нужды Грин (не)редко печ..тался в бульварных изданиях но произведения  унося читателя в мир мечты и роман..тики сами оправд..вали себя.

Грёзы живут в книгах Грина словно ветер на море  делают писателя  очень близким натурам возвыш..ым и мечтательным.

  1. Вставьте пропущенные буквы и раскройте скобки.
  2. Расставьте знаки препинания, объясните их постановку.
  3. Найдите в тексте обстоятельства, подчеркните их и укажите смысловую группу.
  4. Найдите в тексте приложение. Как оно пишется?
  5. Выпишите указанное учителем предложение, сделайте общий синтаксический разбор.

    5.«Проба пера».

     Пытаясь точнее передать суть своей самой заветной книги, Грин называет её живой мечтой. Речь, конечно, идёт об «Алых парусах, - доброй фантазии, которая учит нас верить в возможность человеческого счастья, если мечту ощущаешь как данность, как нечто живое.

      Прикоснёмся же ещё раз к строкам этого удивительного произведения!

      Попробуйте восстановить по подсказкам авторский текст:

1)(Обстоятельство причины) [из-за скитальческой жизни] в его руках осталось (обстоятельство меры)[ очень немного] денег.

2)Я пришёл (обстоятельство цели) [купить] у вас  шёлк чистый (сравнительный оборот) [как алая утренняя заря].

3)(Обстоятельство условия) [если будешь верить], Ассоль, то (обстоятельство времени) [однажды утром]   (обстоятельство места) [в морской дали] сверкнёт алый парус.

6. Лексическая работа

Парус – укреплённый на мачте кусок ткани, надуваемый ветром и приводящий судно в движение.

7. Проверочная работа (тестирование)

Каким членом предложения является инфинитив?

  1. Раздалась команда поднять паруса.
  2. Я готов открыть  вам, друзья, страшную тайну.
  3. Я нёсся безумными скачками предупредить о грозящей опасности.
  4.  Слушать песни моряков – её любимое занятие.
  5. Последние события научили меня не удивляться ничему.
  6. Поверить твоему рассказу – признать  своё заблуждение.

Ответы: 1 – определение; 2 – сказуемое; 3 – обстоятельство; 4 – подлежащее; 5 – дополнение; 6 -  подлежащее, сказуемое.

8. «Советы библиотеки»: 

А Грин «Золотая цепь», «Бегущая по волнам», «Крысолов», «Блистающий мир».

9. Домашнее задание.

1) Дать лексическое толкование слова алый, подобрать синонимы.

2)Из текста «Алых парусов»выписать три предложения, сделать их синтаксический разбор.

3) Повторить теоретический материал, подготовиться к контрольному диктанту.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Систематизация и обобщение изученного по теме:" Словообразование и орфография" 6 класс

Методическая разработка урока включает план-конспект содержания урока и мультимедийную презентацию....

Урок русского языка. Систематизация и обобщение изученного материала по теме: «Обособленные члены предложения» 8 класс.

Аннотация к уроку. Урок предназначен для учащихся 8 класса, составлен на основе авторской программы для общеобразовательных учреждений «Русский язык 5-9 классы». Авторы – составители: М.Т. Барано...

Конспект урока русского языка по теме "Обобщение изученного по теме "Имя существительное", 6 класс

Данный урок разработан с целью систематизации и обобщения изученного по теме "Имя существительное", для повторения основных признаков имени существительного как части речи, на закрепление  основн...

Конспект урока по русскому языку, 7 класс. Деловая игра «В редакции газеты» (Обобщение изученного материала по теме «Наречие»)

Конспект урока по русскому языку, 7 класс. Деловая игра «В редакции газеты» (Обобщение изученного материала по теме «Наречие»)         ...

Открытый урок по русскому языку в 7классе "Обобщение изученного по теме "Наречие"".

Урок направлен на обобщение и расширение сведений о наречии как части речи, повторение орфограмм, связанных с изучением наречия; усвоение знаний в их системе....