Главные вкладки

    Конспект урока русского языка в 10 классе по теме "Односоставные предложения. Обобщение"
    план-конспект урока (русский язык, 10 класс) по теме

    Канзафарова Зульфия Рахматуллоевна

    Урок обобщающего типа по теме "Односоставные предложения". Может использоваться для повторения и обощения заданной темы в 8- 11 классах.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    средняя общеобразовательная школа № 88 Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан

    Конспект урока русского языка в 10 классе по теме «Односоставные предложения. Обобщение»

    Составитель: учитель русского языка и литературы

    Канзафарова Зульфия Рахматуллоевна

    Уфа- 2013

    Конспект урока русского языка в 10 классе по теме «Односоставные предложения. Обобщение»

    Цели урока:

    1. Повторить, обобщить и систематизировать полученные ранее знания по теме «Односоставные предложения».
    2. Отработать умение определять их вид и отличать односоставное предложение от неполного.
    3. Отработать навыки  нахождения односоставных предложений в составе сложного и умения постановки знаков препинания в сложном предложении.

    Формирование умений:

    • находить односоставные предложения по их структурным признакам и обобщенному  значению;
    • правильно расставлять знаки препинания в сложном предложении, состоящем из разнотипных простых.

    Развивающие умения:

    • умение быть внимательным;
    • умение аргументировать свою точку зрения, доказывать ее;
    • развивать логическое мышление, речь.

    Воспитательные цели:

    • воспитывать любовь и интерес к русскому языку и русской литературе;
    • воспитывать и развивать культуру общения.

    Основные задачи:

    1. Обучающиеся должны научиться находить и опознавать данное языковое явление.
    2. Обучающиеся должны научиться отработать навыки анализа предложений в составе текста.
    3. Обучающиеся должны уметь правильно употреблять разные языковые конструкции в собственной устной и письменной речи.

    Методические приемы: наблюдение и анализ, обобщение изученного, самостоятельная работа.

    Средства обучения: 

    • компьютер
    • телевизор

    Оборудование: презентация  «Типы односоставных предложений», опорная таблица, материал для самостоятельной работы.

    Технологии: ИКТ,  сотрудничество учителя с обучающимися.

    Формы работы: коллективная и индивидуальная.

    Тип урока: комбинированный.

    Ход урока

    1. Организационный момент.
    2. Сообщение темы и целей  урока.
    3. Закрепление материала по теме «Односоставные предложения».

    1.Учитель: Сегодня мы с вами повторим типы односоставных предложений, научимся определять их по структурным особенностям и значению и научимся находить их в составе сложного предложения, а также повторим пунктуацию сложного предложения, содержащего односоставные предложения.

    Перед нами таблица.

    Сколько типов  односоставных предложений вам известно?(5) Назовите их.

    На какие две большие группы их можно разбить? ( С главным членом подлежащим и с главным членом сказуемым).

    Что такое назывные предложения? (Односоставные предложения с главным членом-подлежащим, выраженным существительным). Примеры.

    Что такое безличные предложения? (Односоставные предложения, в которых нет и не может быть подлежащего). Что сообщается в безличных предложениях? (Состояние природы, человека, животного)

    Чем может быть выражено сказуемое в безличных предложениях?

    (Безличным глаголом или личным глаголом в безличном значении, словом нет, категорией состояния, сочетанием категории состояния с инфинитивом, кратким страдательным причастием и инфинитивом) Примеры.

    Что такое определенно-личные предложения? Чем выражено сказуемое в них? (формой 1-го или 2-го лица глаголов настоящего или будущего времени). Привести примеры.

    Что такое неопределенно-личные предложения? Чем выражено сказуемое в них? ( Глаголом 3 лица множественного числа настоящего и будущего времени изъявительного и повелительного наклонения). Привести примеры.

    Что такое обобщенно-личные предложения? Чем выражено сказуемое в них? (По форме они могут быть как определенно-личные или неопределенно - личные, но имеют обобщающий смысл. Чаще всего это пословицы и поговорки).

    2. Карточка №1

    Учитель раздает карточки, обучающиеся должны определить тип односоставного предложения и назвать, откуда взяты эти строки.

    1. Люблю березку русскую.
    2. Мойте руки перед едой!
    3. Будьте здоровы.
    4. Люблю дымок спаленной нивы.
    5. О чем в газетах пишут?
    6. В окно повеяло весною.
    7. Об этом писали в газетах.
    8. Чужим умом не проживешь.
    9. Как душно и уныло.

    Ответы: 1, 2, 3, 4- определенно-личные предложения; 5, 7- неопределенно-личные; 6, 9- безличные.

    3. Программированный диктант

    Учитель читает предложения, обучающиеся пишут в тетрадях цифровое обозначение и определяют автора строк. (Один обучающийся работает у доски).

    Программа: Карточка

                  1. Назывное.

                  2. Определенно-личное.

                  3. Неопределенно-личное.

                  4. Обобщенно-личное.

                 5. Безличное.

                 6. Двусоставное.

    1. Шепот, робкое дыханье,

    Трели соловья,

    Серебро и колыханье

    Сонного ручья.

    1. Ночь, улица, фонарь, аптека,

    Бессмысленный и тусклый свет,

    Живи еще хоть четверть века-

    Все будет так. Исхода нет.

    1. Доброму человеку бывает стыдно даже перед собакой.
    2. Дело мастера боится.
    3. По выучке мастера знают.
    4. Гвозди бы делать из этих людей-

    Крепче бы не было в мире гвоздей…

    1. Водой солнца не погасить.
    2. Думай хорошо, и мысли созреют в добрые поступки.
    3. Закаляйся как сталь.
    4.  Не стыдно не знать, стыдно не учиться.
    5.  Береги честь смолоду.
    6.  Не учись до старости, а учись до смерти.

    Ответы: 1- 1 (А. А. Фет)

                   2- 1 (А. Блок)

                   3-  5 (А. П. Чехов)

                   4 – 6 (Пословица)

                   5-  4 (Пословица)

                   6- СП: 5, 5 (Н. Тихонов)

                   7- 4 (Пословица)

                   8- СП: 2, 6

                   9- 2 (Слова песни)

                   10 – 5, 5 (Пословица)

                   11- 2 по форме, 4 – по содержанию (Эпиграф из «Капитанской дочки» А. С. Пушкина, взят из пословицы)

                   12- 2 по форме, 4-  по содержанию (Пословица)

    1. Работа над пунктуацией сложного предложения, содержащего односоставное.

    Вспомним, когда в сложном предложении не ставится запятая.

    ( Когда есть детерминант - общий второстепенный член, когда соединены два восклицательных, два побудительных, два назывных или два безличных предложения).

    Объясним расстановку знаков препинания в предложениях. Определим типы односоставных предложений.

    1. Мороз и солнце; день чудесный! (А. С. Пушкин)
    2. Мороз, и не хочется выходить на улицу.
    3. Мороз, и все сидят дома.
    4. Мороз, и без шапки не выйдешь.

    1. Подведение итогов урока, выставление оценок.
    2. Домашнее задание  (карточки с заданиями в формате В4 ЕГЭ)
    3. Рефлексия

    Продолжите фразы: « Я вспомнил, что …

    Я узнал, что …

    Я понял, что…»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

    Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только человек м...

    Конспект урока русского языка "Главные и второстепенные члены предложения" (5 класс)

    Цели урока:Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельнос...

    Урок русского языка на тему "Второстепенные члены предложения. Обобщение". 8 класс.

    Урок русского языка на тему Второстепенные члены предложения. Обобщение. 8 класс....

    Урок русского языка. 5 класс. Второстепенные члены предложения (обобщение). Разбор прстого предложения

    повторительно-обобщающий урок при изучении темы "Второстепенные члены предложения" с использованием ИКТ...

    Конспект урока русского языка. 8 класс. Обобщение по теме "Односоставные предложения"

    Конспект урока русского языка. 8 класс. Обобщение по теме "Односоставные предложения".   Цель урока: овторить и систематизировать изученный материал об односоставных предложениях...

    конспект урока русского языка 11 класс Сложносочиненное предложение.

    Конспект урока русского языка в 11 классе по теме "Сложносочиненное предложение". На уроке отрабатываются задания 15, 19 ЕГЭ....

    План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

    Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только ч...