Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Обращение"
план-конспект урока (русский язык, 5 класс) на тему

Цель урока -  познакомить учащихся с понятием "обращение", его ролью в речи.

Задачи: научить

  • находить обращение в предложении;
  • отличать обращение от подлежащего;
  • ставить знаки препинания в предложения с обращением;
  • составлять предложения с обращением;
  • выразительно читать предложения с обращением.

Урок построен на материале сказок А.С.Пушкина, сопровождается презентацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_r.yaz_._obrashchenie.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 5-м классе по теме "Обращение"

Каргу Наталья Эйновна, учитель русского языка и литературы

ГБОУ СОШ № 456 Колпинского района Санкт-Петербурга

Цель. Познакомить обучающихся с понятием "обращение", его ролью в речи.

Задачи: научить

  • находить обращение в предложении;
  • отличать обращение от подлежащего;
  • ставить знаки препинания в предложения с обращением;
  • составлять предложения с обращением;
  • выразительно читать предложения с обращением.

Структура урока.

            Орфографическая разминка. 

  • Вступительное слово учителя.
  • Введение в тему.
  • Исследование 1. Роль обращений в речи.
  • Исследование 2. Знаки препинания в предложении с обращением.
  • Заключительный этап:
  • Вывод;
  • обращение к однокласснику;
  • "телеграмма" учителю;
  • домашнее задание.

Орфографическая разминка:                          (слайд 1)

Здравствуйте, ребята! Поздоровайтесь также с нашими гостями. (Повернитесь). Сегодняшний урок мы начнем с орфографической разминки.

Оформите запись в своей тетради (число, классная работа, тему урока пока не записываем)

Один ученик работает у доски и записывает под диктовку учителя слова: ПАССИВНЫЙ, УНИВЕРСИТЕТ, ШОССЕ, КОМПЬЮТЕР, ИСПОЛИН, НАВЕРНОЕ. (Вопросы учителя:

1. Какое из данных слов является вводным словом? К какой группе вводных слов оно относится? (наверное; указывает на неуверенность говорящего)

2. Какое из слов является антонимом к слову «активный»?

3. Какое значение имеет слово ИСПОЛИН? (великан, богатырь)

А теперь подчеркните первую букву в каждом слове. Что получилось? (Пушкин). Наверное, имя этого поэта будет как-то связано с нашим уроком.

Вступительное слово учителя

Друзья мои, прекрасен наш союз!                     (слайд 2)

Эти строчки А.С.Пушкин посвятил своим друзьям-лицеистам.

Сегодняшний наш урок я не случайно начала именно этой поэтической строкой. Почему? Попробуйте догадаться. Мы вернемся к этому вопросу в конце урока.

Я желаю, чтобы каждый из вас сделал сегодня маленькое открытие. А помогут нам в этом удивительные сказки А.С.Пушкина.

Желаю вам успеха.

Введение в тему

На доске записаны предложения.

1. Гости князю поклонились,
   Вышли вон и в путь пустились.
2. Чем вы, гости, торг ведете?

Прочтите запись на доске.

Какие мысли у вас появились?

Первое предложение простое, с однородным членом предложения (доказать).

Синтаксическая роль слова "гости" в первом предложении? (подлежащее)

Почему выделяется запятыми слово "гости" во втором предложении?

Является ли оно членом предложения? Выделите грамматическую основу.

А какую выполняет функцию? (называют того, кого спрашивают, к кому обращаются с речью).

Как можно назвать это особое слово?                       (слайд 3)

"Обращение". (Записать тему в тетради). 

  1. Что на уроке вы хотели бы узнать об обращении?
  2. Какова роль обращения в речи?
  3. Какие знаки препинания ставятся в предложении с обращением?
  4. Какое место занимает обращение в предложении?

Первое открытие мы с вами уже сделали : Обращение называет того, к кому обращаются с речью и не является членом предложения.    (слайд 4)

Исследование 1. Роль обращений в речи.              (слайды 5, 6, 7, 8)

Предлагаю вам провести исследование. Давайте попробуем выяснить, какую роль играют обращения в речи.

Перед вами отрывки из сказок А.С.Пушкина. Наши «артисты» прочитают выразительно данные отрывки, а мы с вами попробуем ответить на вопросы.

Раздаточный материал

Дайте полный монологический ответ, опираясь на вопросы:

Как называется сказка, из которой прозвучал отрывок?

Какое предложение содержит обращение?

К кому обращаются?

Как называют того, к кому обращаются?

Чем выражено обращение (словом или словосочетанием)? Почему именно это слово (сочетание слов) использовал автор?

Тексты (отрывки из "Сказки о рыбаке и рыбке" и "Сказки о мертвой царевне и семи богатырях")

1.

Ей с поклоном старик отвечает:
"Смилуйся, государыня рыбка,
Разбранила меня моя старуха,
Не даёт старику мне покою:
Надобно ей новое корыто;
Наше-то совсем раскололось".

3.

Она его ласкать,
Треплет нежною рукою:
«Что, Соколко, что с тобою?
Ляг!" - и в комнату вошла,
Дверь тихонько заперла.

2.

Как царица отпрыгнет,

Да как ручку замахнет,

Да по зеркальцу как хлопнет,

Каблучком-то как притопнет!..

«Ах ты, мерзкое стекло!

Это врешь ты мне назло.

Как тягаться ей со мною?

Я в ней дурь-то успокою.

4.

"Дурачина ты, простофиля!

Не умел ты взять выкупа с рыбки!

Хоть бы взял ты с нее корыто,

Наше-то совсем раскололось!»

По окончании работы один участник группы дает ответ.

Какова роль обращений в речи?

(Назвать того, к кому обращаются с речью.

Выразить отношение говорящего к тому, к кому обращается с речью).  (слайд 9)

Исследование 2. Знаки препинания в предложении с обращением.

Итак, какие знаки препинания ставятся в предложении с обращением?

Предлагаю еще одно небольшое исследование. Перед вами иллюстрации к сказкам А.С.Пушкина. Рассмотрите их.

Догадались, к какой сказке рисунок?                                    (слайды 10, 11, 12, 13)

Сделайте подпись к иллюстрации. Выберите одно предложение, в котором есть обращение (на выполнение работы отводится 5 минут).

Раздаточный материал

Иллюстрация к "Сказке о попе и работнике его Балде»

1. Вот из моря вылез старый Бес:

    «Зачем ты, Балда, к нам залез?»

2. Пошел Балда в ближний лесок,

    Поймал двух зайков да в мешок.

Иллюстрация к "Сказке о царе Салтане".

1. Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
2. Князь пошел, забывши горе.

Иллюстрация к "Сказке о мертвой царевне:"

1. Свет наш, солнышко! Ты ходишь
   Круглый год по небу.
2. К красну солнцу наконец
   Обратился молодец.

Иллюстрация к "Сказке о рыбаке и рыбке".

1. Чего тебе надобно, старче?
2. Отыскали старика, привели к ней.

Задание 

  • Дайте полный монологический ответ, опираясь на вопросы:
  • К какой сказке иллюстрация?
  • Выбери предложение с обращением. Как расставлены знаки препинания?
  • Чем выражено обращение? (словом, сочетанием слов)
  • Определи место обращения в предложении (начало, середина, конец предложения).
  • Какие знаки препинания ставятся в предложении с обращением?
  • Какой знак препинания ставится в конце предложения (вид предложения по цели высказывания и интонации)?

После выполнения задания один участник группы выходит к доске и записывает предложение с обращением.

Ребята, обращение не является членом предложения, но оно обозначается условным значком:

Устный монологический ответ.

Одновременно ученики работают в тетрадях: записывают предложения, рисуют схемы.

                                          (слайд 14)

Историческая справка.     (Выступление одного из учеников)

В «Сказке о рыбаке и рыбке» нам встретилось слово «старче» (старик).

Раньше в русском языке существовал, кроме шести нам известных, седьмой звательный падеж. “Старче” и есть форма звательного падежа.

Другие примеры звательного падежа в современной речи “други” (вместо друзья), “Отче наш” (отец). В разговорной речи сохраняется форма звательного падежа, несколько отличная от именительного падежа, сокращённая форма слова “мам”, “Тань”, “бабуль”, “Дим” и т. д. Она применима только в разговорной речи.

Заключительный этап. Рефлексия.

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Еще раз звучат строки великого Пушкина.              (слайд 15)

Как вы думаете, случайно ли я начала наш урок именно с этих слов? (Предложение содержит обращение, урок был построен на материале сказок А.С.Пушкина, мы прекрасно, дружно работали).

Что вы узнали об обращении? (ответы обучающихся) (Работа с учебником – стр.139 – правило) Сравним наши ответы с тем, что написано в учебнике)

                                             (слайд 16)

Запись опорной схемы со слайда в тетрадь.

Можно ли в жизни обойтись без обращений? Нас окружают разные люди: родители, соседи, в школе - одноклассники и учителя.

  • Посмотрите, кто сидит рядом с вами.
  • Как вы обращаетесь друг к другу?
  • Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Запишите ему в тетрадь комплимент, похвалите его за работу на уроке. Обязательно используйте обращение.
  • Обменяйтесь тетрадями. Прочтите запись. Проверьте, все ли поставили знаки препинания при обращении.
  • Кто желает прочесть обращение к однокласснику?

                                            (слайд 17)

  • А теперь оцените свою деятельность на уроке.
  • На доске записаны глаголы: старался, находил, объяснял, узнал, понял, молчал, затруднялся, не понял.
  • Составьте с одним из них предложение с обращением и отправьте телеграмму на мое имя.

ТЕЛЕГРАММА

Сегодня на уроке...

 На выполнение работы отводится 2 минуты.

  • Чью телеграмму вы хотите, чтобы я прочитала?
  • Удалось ли вам сделать на уроке какое-то маленькое открытие?

                                             

Спасибо, ребята, за работу на уроке! Оценки за урок.

                                               (слайд 18)

Задание на дом

Ребята, совсем скоро уже новогодние и Рождественские праздники. Предлагаю вам в качестве домашнего задания красиво оформить поздравительную открытку и составить текст поздравления, используя слова-обращения.

Завтра на уроке мы продолжим разговор об обращении и подробнее остановимся на знаках препинания при обращении.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока русского языка 5 класс

Конспект урока русского языка по теме "- тся и - ться в глаголах". Урок проводится с использованием ЭОР....

Конспект урока русского языка, 4 класс коррекционной школы первого вида

Представлен конспект урока по русскому языку для 4 класса коррекционной школы для глухих детей по теме "Связь слов в предложении". В Приложении находятся члены предложения в виде фигурок и тесты....

План-конспект урока русского языка 8 класс "Интонация, логическое ударение"

Разработка урока русского языка для аттестации на соответствие занимаемой должности...

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только человек м...

Конспект урока русского языка 9 класс по теме : «Словосочетания»

Работа по подготовке к ЕГЭ и  отрабатка заданий , связанных с синтаксисом. Наша цель  – контроль усвоенных знаний по теме  «Словосочетание»....

Конспект урока русского языка 9 класс по теме : «Словосочетания»

Работа по подготовке к ЕГЭ и  отработка заданий , связанных с синтаксисом. Цель  – контроль усвоенных знаний по теме  «Словосочетание»....

Конспект урока русского языка 5 класс. Тема урока "Словосочетание"

Данный урок ориентирован на учебник  "Русского языка" под ред. А.Ю.Купаловой.  Тип урока : комбинированный (изучение нового материала, творческое применение знаний, контроль знаний)...