Доклад на тему: «Подготовка учителя к написанию сочинения по картине».
учебно-методический материал по русскому языку по теме

Донгак Нина Биче-ооловна

Анализ методической работы Л.А. Ходяковой, посвященной методике сочинения по картине и создание собственных разработок уроков подготовки к написанию сочинения по картине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_dnb.docx435.21 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему:

«Подготовка учителя к написанию сочинения по картине».

Содержание

Введение

1. Сочинение по картине, как один из основных видов упражнений по развитию речи

2. Формы сочинений по картине. Система упражнений по обучению учащихся письменной речи

3. Характеристика этапов подготовительной работы по написанию сочинения по картине

4. Использование отдельных жанров живописи для обучения сочинениям

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

Введение

Задача уроков русского языка в средней школе состоит в том, чтобы повысить уровень речевого развития школьников, усовершенствовать их речевые умения и навыки. Особую роль в воспитании речевого развития составляет культуроведческий аспект, он будет наиболее действенным, если на уроках русского языка и литературы учащиеся будут знакомиться с разными видами искусства, и прежде всего с живописью. Живопись, как особый вид искусства, знакомит учащихся с действительностью, воспитывает любовь к родной природе, уважение к человеческому труду, учит видеть и понимать прекрасное в искусстве и жизни. Работа по картинам, как один из разнообразных видов работ по развитию речи, начинается с первых дней пребывания ребенка в школе и, постепенно осложняясь и углубляясь, продолжается на протяжении всего периода обучения. В своём докладе я рассмотрела:

1. основные этапы работы над картиной

2. последовательность анализа произведения живописи, которая зависит от особенностей самой картины, от поставленных целей, возраста учащихся и уровня развития у них художественного восприятия.

 3. систему упражнений, через которую осуществляется работа над картиной

 • они формируют умение определять тему, основную мысль картины, выделять наиболее яркие изобразительные средства (цвет, свет, соотнесение центра и фона и др.), умение различать картины различных жанров и тем, полотна, созданные разными художниками.

 • развивают ассоциативность мышления детей, эмоциональное отношение к произведениям различных видов искусства, формируют умение сравнивать и обобщать художественные явления.

 • формируют умение выполнять целостный анализ произведений изобразительного искусства.

• обогащают словарь учащихся, с помощью которого можно не только проводить анализ картины, но и создать собственные суждения на основе восприятия произведений изобразительного искусства.

 • формируют у учащихся весь комплекса коммуникативно-речевых умений на основе восприятия и осмысления картины.

Актуальность работы определяется необходимостью привлечь внимание учителей к данной форме работы.

Объектом работы будет являться обзор и краткий анализ методических разработок, посвященных сочинениям по картине.

Предмет работы – анализ методики Ходяковой Л.А., посвященной сочинению по картине. Создание уроков подготовки сочинений по картине по методике Л.А. Ходяковой.

Цель  работы: анализ методической работы Л.А. Ходяковой, посвященной методике сочинения по картине и создание собственных разработок уроков подготовки к написанию сочинения по картине.

Цель определяет и круг задач:

  • Рассмотреть и дать краткий анализ известным методическим разработкам, посвященным сочинениям по картине.
  • Рассмотреть и проанализировать методическую работу Л.А. Ходяковой, посвященную методике сочинения по картине.
  • Создать собственные разработки уроков подготовки написания сочинения по картине, опираясь на методическую работу Л.А Ходяковой.

Практическая значимость: материалы данной работы, возможно, использовать как практикующим учителям при разработке уроков подготовки к написанию сочинений по картине, так и будущим учителям.

Наряду с этим, возможно использование наших разработок уроков в школьной практике.

Методы, использованные в работе: метод анализа.

1. Сочинение по картине, как один из основных видов упражнений по развитию речи

В современной методике русского языка существует множество подходов к пониманию сочинений по картине и к методике их проведения.

В частности профессор А.В. Текучев рассматривает сочинения по картине в следующем аспекте:

Это один из самых распространенных и давно применяемых в школе видов сочинения. Варианты их разнообразны – рассказывание сюжета картины, описание пейзажа, введение картины в сочинение в качестве эпизодам, которым начинается или заканчивается сочинение, сочинения по ряду картин (по картинному плану или сравнение их по какому-либо признаку), сочинение по картине с грамматическим заданием. Сочинения по картине проводятся во всех классах и могут быть различными по степени трудности. Перед ними ставятся задачи: научить учащихся смотреть картину, понимать содержание и видеть ее художественные возможности, переводить виденное на язык слова. Картина дает возможность развивать логическое мышление, поскольку при описании или передаче ее сюжета необходимо уметь выделить главное и второстепенное, видеть детали и определять отношения между частями, описывать все в нужной последовательности (то есть иметь план). Тематика сочинений по картине разнообразна – почти все виды сочинений, различаемых по жанру, могут быть проведены по картине. С использованием картин на уроках русского языка и литературы может быть связано обучение учащихся сочинениям самых разнообразных видов – описаниям по наблюдениям, портретной характеристике, рассуждениям ().

Авторы учебника "Методика русского языка" Е.А. Баринова, Л.Ф. Боженкова, В.И. Лебедев освещают следующий подход к сочинению по картине:

Сочинения по картине – один из самых распространенных видов сочинений. Картина, как считает К.Д.Ушинский, позволяет учащимся организовывать наблюдение, опираясь на личный жизненный опыт, следовательно, сочинение по картине может рассматриваться как сочинение по личным наблюдениям и впечатлениям, но не только от виденного, а и от слышанного, и от прочитанного. Сочинение по картине может быть поэтому, с одной стороны, сочинением-описанием картины (на основе виденного), с другой стороны, сочинением по поводу картины (на основе виденного, слышанного или прочитанного).

Используя картину на уроках развития речи, преподаватель должен, прежде всего, научить учащихся "читать" ее.

"Прочесть" картину, значит понять творческий замысел художника, чутко воспринять язык живописи как искусства "зримых образов", "говорящих" красок, света и тени и, поняв все это, раскрыть содержание и идейный смысл картины.

В связи с этим большое значение имеет отбор картин. Начинать работу целесообразно с жанровых картин, интересных по тематике, близких и доступных детям, несложных в композиционных отношениях.

Выбрав для урока картину, преподаватель сам внимательно рассматривает ее, устанавливает, какова тема, идейное содержание картины, какими средствами художественной выразительности пользуется художник, раскрывая свой замысел.

Система вопросов, которые намечает затем преподаватель, обеспечивает последовательность в раскрытии содержания картины, глубину анализа, внимание к главному, основному, помогающему понять замысел художника. Формулируя вопросы, преподаватель предусматривает также и необходимость направлять учащихся в процессе беседы на целесообразное использование тех или иных лексических и грамматических средств для раскрытия темы данной картины; учитывает возможные трудности употребления в речи отдельных слов и выражений, построения предложений и намечает пути их преодоления.

В методике обучения сочинения по картине можно наметить три этапа:

  1. Подготовка преподавателя к уроку по картине.
  • Выбор картины с учетом возраста учащихся, степени подготовленности класса и цели, поставленной преподавателем.
  • Изучение содержания картины.
  • Знакомство с биографией, творчеством художника, историей создания картины и средствами реализации замысла художника.
  1. Формулировка вопросов для беседы.
  • Составление плана урока.
  • Урок обучающего сочинения по картине (типа описания виденного).
  • Ознакомление учащихся с темой и целью работы.
  • вступительное слово преподавателя о художнике (его творческом пути и отдельных произведениях) или беседа, содержание и объем которой определяется уровнем подготовленности класса, степенью трудности восприятия картины, наличием литературы по данному вопросу.
  • Молчаливое рассматривание картины.
  • Беседа по поводу картины с одновременным анализом ответов учащихся.
  • Коллективное или самостоятельное составление плана сочинения в зависимости от подготовленности класса.
  1. Устное сочинение одного-двух учащихся с последующим рецензированием его другими учащимися со стороны содержания и языкового оформления (такой анализ может быть сделан и преподавателем).
  • Выяснение написания некоторых слов и выражений.
  • Самостоятельная письменная работа учащихся над сочинением по картине.

Методист Л.А. Ходякова подготовительную работу к написанию сочинения по картине подразделяет на два этапа:

Этап ориентировки;

Этап планирования.

В рамках этих этапов Л.А. Ходякова рассматривает роль сочинения по картине в речевой деятельности учащихся.

В силу своей специфики картина на этапе ориентировки выполняет роль стимула, поскольку она, непосредственно воздействуя на органы чувств своими яркими изобразительными средствами, создает мотивацию к речевому действию, ориентирует высказывание обучаемых на адекватную передачу языковыми средствами содержания картины.

На этапе планирования (программы высказывания), когда мысль еще не выражена в словах, а программа высказывания формируется во внутренней речи и существует в виде "образов-мыслей", картина представляет собой"предметно-изобразительный код", облегчает составление программы высказывания, поскольку дает готовый материал. Подсказывая тему будущего речевого произведения, она служит внешней опорой внутренних действий", совершаемых учащимися под руководством учителя в процессе овладения языком.

2. Формирование коммуникативных умений путем использования картины

Виды

речевой

деятельности

Цель

применения

картины

Коммуникативные умения учащихся

аудирование

(слушание)

Создание

зрительно-смысловой

опоры для понимания

речевого произведения

Понимание сообщения учителя о картине: извлечение необходимой информации из его монологического высказывания о картине.

Говорение

Создание зрительно-

смысловой опоры

для построения

речевого произведения

Овладение монологической речью разных типов (описание, повествование, рассуждение).

Формирование и реализация собственной авторской позиции в высказывании по картине.

Чтение

Создание

зрительной опоры

при чтении

искусствоведческих

текстов

Совершенствование самостоятельной подготовленной и неподготовленной речи. Овладение диалогической речью и невербальными средствами в ситуации "оживших" действующих лиц картины, в ситуации экскурсии. Восприятие искусствоведческого текста: понимание темы и основной мысли читаемого текста-образца; овладение навыками изучающего и поискового чтения; овладение навыками беглого и выразительного чтения.

Письмо

Создание

зрительно-смысловой

опоры

для построения

самостоятельного

речевого

произведения

в письменной форме

Написание творческих диктантов и изложений

по картине.

Формирование и совершенствование умений писать

сочинение-описание, сочинение-повествование и

сочинение-рассуждение по картине.

Овладение умением писать отзыв, отклик, рецензию

о картине; обзорную статью о выставке картин.

Как видим из таблицы, методист достаточно подробно рассматривает воздействие картины на развитие видов речевой деятельности у учеников. Что позволяет, с одной стороны, учителю более четко прогнозировать цели и задачи, которые он ставит перед написанием сочинения, а также в должной мере ориентироваться в выборе жанра картины для сочинения и самой картины, и во вторых, соотносить свой прогноз с реальностью – ориентировать свою деятельность и деятельность учеников в дальнейшем, в нужном направлении.

2. Формы сочинений по картине. Система упражнений по обучению учащихся письменной речи

Далее рассмотрим методику подготовки к написанию сочинений Л.А. Ходяковой, адаптированную под различные жанру сочинений.

Сочинения по картине представляют широкие возможности для работы над разнообразными типами (жанрами) речи, в том числе творческой речи. Созерцание картины может породить текст в жанре сочинения-описания, сочинения-повествования, сочинения-рассуждения, описания с элементами повествования и рассуждения, повествования с элементами описания, рассуждения с элементами описания и повествования, речевое произведение с естественной коммуникативной установкой типа рассказа, письма, отклика, рецензии, отзыва, статьи в газету о посещении выставки картин.

Сочинением по картине может быть написано в различном стиле: разговорном с элементами художественной речи (рассказ по картине, письмо о впечатлениях по выставке картин), публицистическом с элементами разговорного (отзыв, рецензия, отклик о картине), научно-популярном (статья в газету, рассказ экскурсовода), публицистическом с элементами художественного (сочинение-описание с элементами рассуждения), художественном с элементами разговорного (сочинение-описание с элементами повествования).

Успех работы по обучению учащихся письменной речи предопределяет система упражнений (V-VI классы)

Класс

Письменные работы

по картине

Жанр живописи

Коммуникативные

умения

V

Распространение фрагмента текста в соответствии с содержанием картины

Творческий диктант

Изложение

Сочинение- повествование

Сочинение-рассказ по заданному плану

Натюрморт

Анималистический жанр

Пейзаж с элементами жанровой картины

Бытовой жанр

Жанровая картина

Умение осмысливать объем темы высказывания. Умение описывать предмет.

Умение определять объем содержания и границы темы текста.

Умение составить сложный план

Умение подчинять свое сочинение основной мысли

Умение строить рассказ

VI

Творческий диктант с дополнительным заданием

Подробное изложение

Сочинение-описание помещения

Пейзаж

Жанровая картина

Жанровая картина с интерьером

Умение описывать природу

Умение раскрывать тему

Умение собирать и систематизировать материал к сочинению

Эта таблица – своеобразное продолжение предыдущей, однако, направлена на рассмотрение жанров картины в соотнесении с жанрами сочинения, где результат – это развивающиеся у учащихся коммуникативные умения.

  1. Характеристика этапов подготовительной работы по написанию сочинения по картине

Здесь мы рассмотрим подробную характеристику этапов подготовительной работы по написанию сочинения, которая играет большую роль, как для написания сочинения, так и для успеха сочинения, как упражнения для развития речи учеников.

Рассматривание картины и ее анализ. Один из важных этапов в работе с картиной – рассматривание репродукции произведения живописи. Молчаливое, неторопливое рассматривание картины имеет большое значение для развития мышления учащихся, поскольку мышление взаимосвязано с восприятием. Образы, непосредственно воспринятые нами из внешнего мира, являются единственным материалом, над которым и посредством которого работает наша мысль – говорил К.Д. Ушинский.

В процессе рассматривания картины у учащихся развивается способность наблюдать, образно мыслить, целостно воспринимать произведение живописи, адекватно замыслу художника. Это нерасчлененное восприятие проходит на уровне подсознания, через чувство, поэтому учителю не следует чрезмерно вмешиваться в этот сложный индивидуальный процесс. Как и при восприятии любого произведения искусства, человек видит в картине в первую очередь то, что созвучно ему, его мыслям и чувствам. Ученик, рассматривая картину, обращает, прежде всего, внимание на то, что его больше волнует, интересует, что стало для него поводом к решению, может быть, пока неосознанных своих проблем, что явилось для него новым, неожиданным. В этот момент определяется отношение учащихся к картине, формируется его индивидуальное понимание художественного образа, нравственной позиции художника.

Общее беглое знакомство с картиной, давая толчок чувству и воображению учащихся, порождает у них желание высказаться. Однако эти высказывания иногда носят случайный характер, учащиеся затрудняются самостоятельно устанавливать связи между частями картины и составлять речевое произведение. Поэтому необходим анализ картины под руководством учителя.

Цель анализа картины – углубить первоначальное восприятие, помочь учащимся понять образный язык искусства и сформировать умение анализировать картину как произведение искусства в единстве содержания и формы.

Анализ картины проводится в процессе выполнения коммуникативных вопросно-ответных упражнений (на начальном этапе) или в ходе беседы. Приемы ведения беседы по картине имеют свои особенности, связанные со спецификой произведения искусства, которая выражается в том, что учитель должен анализировать картину в единстве содержания и средств художественного выражения. Этим определяется характер вопросов, основная задача которых помочь учащимся понять взаимообусловленность содержания и средств выражения. Отсюда вытекает требование интегрирования в вопросе формы и содержания, частного и общего.

Так, беседуя по картине-пейзажу в средних классах, учитель может задать такие вопросы аналитико-синтетического характера: Какой цвет является основным в картине? почему? С помощью каких красок художник создает впечатление летнего солнечного дня? Чтобы создать у нас радостное настроение, какие краски использует художник? Какими изобразил художник деревья? Какого цвета снег на картине? почему? Как построена картина? Как передана глубина в картине? Какие цвета использовал художник, чтобы показать "золотую осень"?.

При работе с натюрмортным жанром вопросы постепенно усложняются от класса к классу. Если в V классе можно ограничиться вопросами: Что изображено на картине? Как расположены предметы на картине? На каком фоне изображены эти предметы? Какой цвет преобладает?

Восприятие и глубина понимания картины зависит не только от характера поставленных вопросов, но и от ихпоследовательности.

Далее выделяется группа вопросов, связанная с определением сюжета картины и способами его выражения. В ходе структурного анализа выявляется тема и основная мысль картины, роль изобразительных средств в раскрытии замысла художника. При этом большое значение имеет формулировка вопросов, которая должна отвечать следующим требованиям: 1) быть точной, лаконичной и понятной учащимся, то есть соответствовать уровню их подготовки; 2) помогать учащимся рассматривать картину в единстве содержания и средств художественной выразительности, видеть и понимать образный язык изобразительного искусства; 3)способствовать организации наблюдения учащихся по картине, фокусированию их внимания, как на выделение главного, так и на "говорящие" детали; 4) активизировать мышление и речь учащихся путем приемов сопоставления, сравнения, обобщения, установления причинно-следственных связей; 5) выявлять авторскую позицию в картине, формировать у учащихся самостоятельное суждение о произведении, собственное эстетическое переживание.

Проведение словарной работы. В процессе работы по картине обогащается словарный запас учащихся, поскольку осмысление содержания картины сочетается с подбором необходимой лексики для выражения своих мыслей и чувств.

Беседа по картине предполагает установление ассоциативных связей между словами, обозначающими те или иные предметы или явления, изображенные на полотне, способствует многократному употреблению слова после его первичной семантизации. Представляя собой источник эмоционального воздействия на человека, картина помогает усвоению эмоционально-окрашенных слов.

При проведении словарной работы учитель организует ее в определенном направлении так, чтобы лексика следовала в той последовательности, в которой нужно описывать картину, он стремится не только к расширению словаря, но и к активизации пассивного словаря, чтобы учащиеся понимали и умели употреблять слова, которые уже имеются в их лексическом запасе.

Учитывая, что лексическая подготовка к работе по картине в основном проведена накануне урока, во время беседы акцентируется внимание на отбор наиболее точных и ярких языковых выразительных средств. В этом случае не нарушается целостное художественное восприятие картины попутным объяснением значения большого количества слов и наоборот, подбор наиболее удачных выразительных средств речи способствует более глубокому осмыслению художественных образов.

В ходе беседы учащиеся осуществляют коллективный поиск слов, необходимых для точного и яркого описания произведения живописи, подбирают образные языковые средства, эпитеты, синонимы, эмоционально-окрашенные слова.

Следует отметить, что если учитель умело организует словарно-стилистическую работу, помогает ученикам в отборе необходимых слов, то в классе устанавливается творческая атмосфера, учащиеся как бы соревнуются в подборе нужных определений, эпитетов, синонимов, сравнений. При этом важно направлять внимание учащихся на отбор таких слов и языковых средств, которые характеризуют конкретный, непосредственно изображенный на картине предмет (явление), чтобы у учащихся не было расхождений между словом и реалией (понятием), чтобы у них воспитывалось умение выражать воспринимаемое средствами языка адекватно содержанию картины.

Приложение № 1.

Приведу пример беседы по картине И.Грабаря «Февральская лазурь».

И.Грабарь «Февральская лазурь» (1903г) 5 класс.

Беседа проводится примерно по таким вопросам:

- Почему картина называется «Февральская лазурь»? Слышали ли вы такое слово – лазурь? Что оно означает?

Если учащиеся затрудняются, учитель подсказывает:

 - Иногда говорят – лазоревые небеса. А в картине Грабаря какое небо?

Учащиеся с помощью учителя замечают оттенки голубого, синего цвета.

 - Лазурь – это светлая синяя или голубая краска. Еще есть светл0-зеленая краска. Когда бывает такое небо?

 - В яркий солнечный день.

 - Что еще помогает понять, что день солнечный?

Сверкают стволы берез. На них тоже солнце.

 - А ствол березы и веточки изображены чисто белыми?

 - Нет, они разноцветные: желтые, красноватые, оранжево-коричневые, потому что солнышко на них как бы  грает.

 - Ребята, а как по-вашему, день холодный или теплый? Как это определить?

 - Это зима. На опушке лежит снег, поэтому день должен быть холодный. Но уже пригревает солнышко. Так бывает ближе к весне, значит, день не морозный.

 - А какими красками написал бы художник  этот пейзаж, если бы хотел показать стужу?

 - Он бы писал больше серыми и синими красками.

 - Да, такие цвета называются холодными. В картине преобладал бы холодный тон. А солнечные краски называются теплыми. Повторим, глядя на картину, какие краски бывают теплыми.

Учащиеся повторяют.

 - В картине И.Грабаря «Февральская лазурь» сочетаются теплые и холодные тона, вот почему мы и догадались, какой чудесный солнечный зимний день изобразил художник.

А сейчас скажите, какая береза на первом плане: молодая или старая?

 - Береза уже старая, потому что она искривленная, огромная, у нее толстый ствол, много веток.

 - А на втором плане какие березы? Как вы их определили?

 - Там одна старая береза и много молодых. Определили по стволам.

 - А по веткам можно понять, где молодая, а где старая береза?

 - Нет, они сплелись между собой. Сквозь ветки проглядывает синее небо. Кажется, что до него очень далеко.

Учитель предлагает ладонью закрыть нижнюю часть картины и спрашивает:

 - Что напоминает узор веток: сплетение белого на синем фоне?

 - Морозный узор на окне. Кружево.

 - Да, действительно, кружево. Оказывается, дерево бывает красиво не только летом, одетое в густую нарядную листву, но и зимой, когда его ветви как бы купаются в прозрачном морозном воздухе. Чтобы зримо увеличить высоту березы и показать кружево веток на фоне синего неба, И.Грабаоь даже вырыл в снегу траншею, чтоб он смотрел на дерево снизу вверх. Когда в картине много неба, то горизонт получается низкий.

Скажите, ребята, а на линии горизонта, в глубине картины, какие деревья? Почему они такие маленькие? Почему художник поместил их далеко?

 - Это рощица молодых березок. Они маленькие, потому что предметы вдали всегда кажутся меньше. Художник как бы отодвинул рощу, чтобы она не мешала видеть березу на первом плане. Он ее отделил.

 - Да, такую могучую красавицу березу не так легко найти. Она растет на просторе, и художник нас приглашает полубоваться ее великолепием. А почему именно березу выбрал художник?

 - Она как королева. Это наше самое любимое, красивое, нарядное дерево. Береза ассоциируется с чувством Родины.

Учитель читает стихотворение С.Есенина «Белая береза под моим окном». Звучит музыка П.Чайковского «Времена года».

Разумеется, ответы школьников не столь точны, логичны, иногда их ощущения смутны и не находят нужного словесного выражения. В этот момент очень важно помочь им найти необходимое слово, его синонимы, подсказать вырадение, обощить высказанные мысли.

Заинтересованность рождает эмоциональный подъем, позволяющий учащимся глубже освоить представленную в картине действительность и понять идейный замысел произведения художника.

  1.  Использование отдельных жанров живописи для обучения сочинениям

Л.А. Ходякова систематизирует и описывает сочинения по картине в зависимости от жанра картины.

Цель подобной систематизации у Ходяковой Л.А. – показать различные формы обучения учащихся разным типам высказываний с использованием картины.

Натюрмортный жанр представляет широкие возможности для работы над описанием предмета. Натюрморт – это отражение действительности в образах предметного мира. Художник в натюрморте изображает различные предметы труда, быта, питания, трофеи охоты, цветы, овощи, фрукты. Картина, посвященная миру вещей, рассказывает об основных свойствах, присущих предметам, окружающим человека, в натюрморте живописец передает форму и материальность предмета, его объем, вес, фактуру, цвет.

Использование натюрмортов для создания речевых произведений учащихся на русском языке помогает развитию наблюдательности, эстетического восприятия окружающей жизни, воспитанию бережного отношению к миру вещей, среди которых мы живем, мастерство живописца открывает новое знание о предметах. которые могли казаться давно известными в силу своей привычности. Богатство форм и красок воздействует на эмоции детей и возбуждает у них желание облечь свои мысли и чувства в слова.

Таким образом, высказывания учащихся по натюрморту способствуют расширению их словарного запаса, активизируют уже имеющийся пассивный словарь, обогащают их речь изобразительно-выразительными средствами.

Анималистический жанр и описание животного.

Программа по развитию связной речи предусматривает обучение учащихся V класса описанию животного. Для этой цели используются картины, которые, отвечая требованиям программы по развитию связной речи имеют познавательно-воспитательное значение. Наблюдения свидетельствуют о том, что учащиеся этого возраста проявляют большой интерес к произведениям художников-анималистов (от англ. – animal – животное), т.е. художникам, изображающим животных. Подготовку к сочинению-описанию животного желательно начать на уроке изобразительного искусства, где учащиеся могут познакомиться с творчеством художников анималистов.

Пейзаж и сочинение- описание природы

Пейзаж (от фр. paysage < pays – местность, страна) – это изображение природы, ее явлений.

Пейзажная живопись показывает человеку ту естественную среду природы или города, в которой он живет, и поэтому она особенно близка и понятна ему, являясь художественным осознанием объективной красоты и выразительности природы, пейзажная живопись обогащает, таким образом, естественное чувство природы, заложенное в каждом человеке, выражая его переживания и чувства. Видя пейзаж и восхищаясь им, человек начинает еще острее ощущать красоту природы, еще больше понимать и любить ее. Это происходит потому, что художник изображает дорогое и близкое ему. Художник-пейзажист видит в природе то, что до него не замечалось.

Приложение №2.

Тема: Подготовка к написанию сочинение по картине А.К. Саврасова "Грачи прилетели".

Цели урока:

Обучающая: подготовить учащихся к написанию сочинения по картине; показать им художественные достоинства картины, умение художника раскрыть основную мысль своего произведения;

Развивающая: развивать устную и письменную речь учащихся, расширить активный словарь учащихся.

Воспитательная: воспитывать любовь и уважение к природе своего края.

Оборудование: репродукция картины А.К. Саврасова "Грачи прилетели", магнитофон, кассета с записью произведений М.Мусоргского и Ф.Гойя.

А.К. Саврасов "Грачи прилетели".

На доске написан эпиграф урока.

Ещё морозец поутру,

Ещё не слышен звон капели,

Но мы поверили в весну –

Грачи сегодня прилетели.

Р. Ермизина

Ход урока.

1.Организационный момент.

Звучит музыка М.Мусоргского "Картинки с выставки".

-Ребята, вы слышите музыку. О чём она, какими чувствами она наполняет вас? (Журчание ручья, звонко и непрерывно капают капли, музыка заполняет всё, влечёт куда-то, она радостная, весенняя).

- Верно. Сейчас весна. И куда бы мы не бросили взгляд, везде видим, как она преобразила природу, слышим весенние звуки. Сегодня мы будем работать над сочинением по картине Алексея Кондратьевича Саврасова "Грачи прилетели".

2. Проверка домашнего задания.

-Но прежде чем мы поведём разговор о самой картине и её авторе, давайте обратимся к домашнему заданию. Что вы должны были подготовить к уроку? (Нужно было подобрать что-нибудь о весне).

-Точнее. (Найти в художественных произведениях описание весны и прокомментировать его).

-Послушаем, кто что подготовил.

3. Работа по теме урока.

-Какие художественные средства используются поэтами?

(Метафоры, сравнения, эпитеты).

-О чём были прочитаны стихи? (О весне).

-Итак, русские поэты и писатели не только умели наблюдать, видеть и глубоко понимать природу, находить прекрасное в самом скромном уголке России, но и описывать увиденное, выражать своё собственное отношение к изображаемому. Вслушайтесь в фетовские строки:

Снова птицы летят издалёка

К берегам, расторгающим лёд,

Солнце тёплое ходит высоко

И душистого ландыша ждёт.

-Да, именно с прилётом птиц, с первыми звоночками ландыша связывали на Руси приход весны. Возвращающиеся из дальних странствий птицы приносили на своих уставших крыльях весну, наполняли надеждой и верой в лучшее будущее людей, заставляли радостно и взволнованно биться сердца. С ней, с весной, связывали своё творчество поэты, композиторы, художники.

3. Работа с искусствоведческим текстом:

Об одном из известных художников и его картине "Грачи прилетели" прослушайте сообщение ребят нашего класса.

А.К.Саврасов является одним из крупнейших русских пейзажистов. В своих картинах он сумел передать поэтическую красоту городских и сельских мотивов. Долгие годы поисков художественного образа родной природы завершились созданием картины "Грачи прилетели". Композиция картины необычайно жизненна. На переднем плане группа берёз. За ними среди низких строений возвышается шатровая колокольня деревенской церквушки, вдали - потемневшие весенние поля. Воздух по-весеннему прозрачен, небо с высокими облаками, светло- голубое вверху и затянутое тёмной полоской на горизонте. Кажется, что тонкие, голые ветки берёз ожили, встрепенулись и тянутся вверх, к солнцу. Растаял на пруду лёд. Стая прилетевших грачей, первых вестников весны, с шумом опустилась на берёзы и приступила к ремонту старых гнёзд.

Мягкий свет от косых лучей солнца проходит по картине справа налево, от него на потемневшем белом снегу, уже тронутом весной, лежат лёгкие тени от деревьев. Мягкая цветовая гамма как нельзя лучше передаёт состояние природы, только что пробуждённой лёгким дуновением тёплого ветерка.

Центральную группу берёз, которая является основанием картины, справа и слева окружают и уравновешивают ветви боковых деревьев. Их стволы, частью срезанные краем холста, как бы продолжают изображённое пространство за картиной, расширяя границы пейзажа.

Проходящая через всю картину на втором плане горизонталь забора подчёркивает протяжённость пейзажа в ширину.

Построенный таким образом передний план получает своё естественное продолжение в дальнем плане, открывающемся за селением справа и слева. Художником прекрасно выражена протяжённость полей: под косыми лучами неяркого солнца на чёрной земле местами выделяются узкие пласты ещё не растаявшего снега.

Таким образом, дальний план получает своё звучание, а вся картина создаёт широкое представление о ранней весне в необъятной России: уже вся Русь, её поля и селения, слушают весенний гомон птиц, ожидая с радостной надеждой наступления тёплых дней.

В начале осени 1871 года картина А.К. Саврасова была показана в Москве на выставке Общества любителей художеств, а в конце октября отправлена в Петербург, на Первую передвижную выставку. Картина оказалась такой заметной и бесконечно волнующей, что Крамской поднял художника Саврасова над всеми пейзажистами – его современниками, отметив, что на многих картинах есть деревья, вода и даже воздух, а душа есть только в картине "Грачи прилетели".

Молодцы, ребята. Рассмотрите репродукцию картины.

Что привлекает ваше внимание? Как художник показывает наступление весны?

-Какие краски преобладают на картине?

Почему картина называется "Грачи прилетели"?

А что же это за птица – грач? Перед нами на картине стая грачей. Мы не раз их видели, поэтому они кажутся нам давно знакомыми. Прослушайте сообщение своего одноклассника об этой птице.

Грач – крупная птица отряда воробьинообразных. Его размеры могут достигать 50 сантиметров. Это кочующая птица. Грачи не зимуют в той местности, где гнездятся, а улетают в тёплые страны на зимовку. Кочующая птица поздно осенью, когда наступают морозы и выпадает снег, отлетает на юг на десятки, сотни и даже тысячи километров в поисках пищи. Так как грачи откочёвывают на сравнительно небольшие расстояния, то весной они возвращаются в родные места раньше других. Недаром в народе оговорят: "Видел грача – весну встречай".

У грача чёрное с синим отливом оперение. Большие крылья означают, что птицы – хорошие летуны. У них сильные ноги, которыми они раскапывают почву, так как питаются семенами, червяками и насекомыми. Грач может повреждать посевы кукурузы, свёклы, но может быть полезен, поедая насекомых и даже грызунов.

Держатся грачи большими стаями, селятся на опушках леса, в рощах, парках и даже иногда в больших городах.

Ребята, вы прослушали сообщение. Назовите его стиль (Научный).

А тип речи? (Описание).

Продолжим нашу беседу по картине. Что мы видим на переднем плане? А в центре? Отчётлив ли задний план? Что на нём?

Какие краски и тона использует автор? (Много холодных синеватых теней, тёмно-бурые деревья, голубовато-белые низкие облака, оттенки серого цвета: сизый, стальной, землистый).

Что же хотел показать Саврасов на своём полотне? (Красоту родной природы, необозримость её просторов, прелесть Отчизны, Родины).

Какое настроение вызывает картина? Понравилась ли она?

4. Словарно-орфографическая и стилистическая работа.

Запись на доске:

ЭПИТЕТЫ- воды вешние, голосистые ручьи, быстрые птицы.

МЕТАФОРЫ- гонцы весны, вестники, предвестники весны (грачи); русские красавицы, белоствольные, стройные, сероглазые красавицы(берёзы); озорник, шалун (ветер).

5. Составление плана.

Примерный план.

Весна – лучшее время года.

Пробуждение природы (приход весны):

а) снег,

б) деревья,

в) грачи,

г) небо.

Какое настроение создаёт картина?

Моё отношение к картине.

6. Написание сочинения.

- Ребята, подумайте, какой фразой вы начнете ваше сочинение (несколько вариантов выписаны на доске):

- Полотно художника-передвижника А.К. Саврасова "Грачи прилетели" - это настоящий гимн весне! Художник не просто изображает весну, он населяет свое художественное творение настоящей весенней жизнью…!

- "Грачи прилетели" - это настоящий шедевр пейзажной живописи! Здесь царит жизнь, свобода, настоящая любовь к природе...!

- Картина выдающегося художника А.К. Саврасова вызвала у меня ни с чем несравнимое чувство восторга. Этим полотном можно любоваться до бесконечности и при этом испытывать чувство большой радости…!

Наступило время для творчества. Дайте свободу своему воображению. В добрый путь! (Дети пишут, пока звучит музыка).

7. Краткий анализ нескольких работ учащихся.

8. Домашнее задание.

Дома я прошу вас отредактировать написанное, проверить по орфографическому словарю написание слов, вызвавших сомнения, завтра сдать сочинения.

Тема урока: Р.Р. Подготовка к сочинению по картине И. С. Остроухова "Золотая осень"

Цели урока:

Обучающая: подготовить учащихся к написанию сочинения-описания

по картине, совершенствовать умение собирать рабочие материалы к сочинению.

Развивающая: развивать устную и письменную речь учащихся, расширить активный словарь введением слов на тему "Осень".

Воспитывающая: способствовать формированию интереса к живописи и внимательному отношению к выбору слов, воспитывать любовь к природе.

Оборудование: репродукции картин И. Остроухова, И. Левитана, В. Поленова

"Золотая осень"; пьеса из цикла "Времена года" П.И.Чайковского

"Осенняя песня".

Ход урока

Звучит пьеса из цикла "Времена года" П. И. Чайковского "Осенняя песня"

1. Выразительное чтение стихотворений.

1. Унылая пора! очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса…

А. С. Пушкин

2. Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

И. А. Бунин

2. Беседа.

О каком времени года идет речь?

Какие цвета осени отметили поэты? (багрец, золото, лиловый, багряный)

Объясните значение этих слов.

Какой мы видим осень, читая строки поэтов? (Пламенная, яркая, богатая оттенками цветов, волшебная, огненная)

Мы увидели, как поэты "раскрасили" осень с помощью слов, и попали под обаяние этого времени года. А теперь рассмотрим репродукции известных художников, обратим внимание на краски и почувствуем переданное ими настроение.

И. С. Остроухов. Золотая осень В. Д. Поленов. Золотая осень

Золотая осень И. И. Левитан.

3. Работа по картинам.

Созвучны ли строки стихотворений данным картинам? Как называют такую осень?

"Золотая осень" - под таким названием широко известны три картины прекрасных русских живописцев: И. И. Левитана, В. Д. Поленова, И. С. Остроухова. Название одинаково, но содержание разное, т. к. каждый художник увидел в этой поре что-то свое. И это, только им увиденное, запечатлел на полотне.

Ваши впечатления от представленных картин?

Описывать нам предстоит картину И. С. Остроухова. В чем ее своеобразие? (Необычная, сказочная; осенний лес похож на сказку)

Какие краски здесь преобладают?

4. Рассказ о художнике.

Илья Семенович Остроухов родился в Москве. Еще в детстве проявился его интерес к родной природе, но тогда он был направлен в другое русло – в занятия естественными науками. Увлечение живописью родилось позднее, когда юноша познакомился с семьей известного промышленника и мецената С. И. Мамонтова и начал принимать активное участие в деятельности Абрамцевского кружка, куда входили такие мастера, как В. М. Васнецов, И. Е. Репин, В. А. Серов и другие.

Свой путь в живописи Остроухов начал самостоятельно, пользуясь советами И. И. Шишкина и И. Е. Репина (в 1881-1882 г.г. посещал воскресные рисовальные вечера в доме Репина). С 1882 по 1884 год занимался в частной мастерской известного педагога-профессора П. П. Чистякова.

В 1886 году Остроухов стал вольнослушателем Московского училища живописи, ваяния и зодчества. В это время к нему пришел первый успех.

Чудесные пейзажи – настроения своей свежестью напоминают картины Левитана. Удивительны его картины "Золотая осень" (1886-1887)," Первая зелень" (1887-1888), "Сиверко" (1890), "Ранняя весна" (1891".

Увлекшись коллекционированием, он постепенно отошел от творчества, помогая П. М. Третьякову, а после его смерти Остроухов возглавил руководство Третьяковской галереей и до 1913 года являлся ее попечителем.

Третьяковская галерея

5. Собирание рабочих материалов.

Что изображено на картине? Давайте охарактеризуем осень на картине Остроухова и заполним таблицу.

Что изображено

Рабочие материалы

Осень

Яркая, огненная, пламенная, золотая, волшебная,

праздничная

Лес

Сказочный, необычный, похож на сказку,

таинственный, загадочный, терем

Старые клены

Огромные, роскошные, раскидистые, гибкие ветви,

золотой водопад

Молодые клены

Тонкие, гибкие, как лианы, тянутся к солнцу

Листья на земле

Как ковер из крупных разноцветных листьев,

неповторимый узор

Тропинка

Ее обступили деревья, чуть заметно вьется, устлана

опавшими листьями

Сороки

Среди моря осенней травы и листьев, белобокие

вертихвостки с черной головой

Сплетенные деревья

Напоминают чудовище, гигантского паука, покрыты

светло-желтыми листьями

Небо

Голубое небо проглядывает сквозь кружево веток и

уцелевших листьев, голубая, чистая лазурь видна

сквозь раззолоченную листву, солнечные лучи

пробиваются до самой травы

Настроение

Радостное, праздничное, восторженное

- Как бы вы закончили свой рассказ по этой картине? Выберите лучший вариант из предложенных на доске:

1. Это великолепное полотно позволило мне легким касанием к миру искусства почувствовать настоящую красоту русской осени…

2. Картина художника И.С. Остроухова стала для меня чем-то сродни самой русской природе – одновременно торжественной и грустной, прекрасной в своем великолепии и умиротворенной…

3. Русская осень, во всей своей красоте изображенная на полотне художника И.С. Остроухова открыла для меня целый мир прекрасного пейзажного искусства…

5. Итог урока.

Строки из стихотворений А. С. Пушкина, И. А. Бунина; пьеса П. И. Чайковского "Осенняя песня"; репродукции картин И. С. Остроухова, И. И. Левитана, В. Д. Поленова помогли нам увидеть особую, щемящую прелесть русского пейзажа. Ведь русская природа по-своему очаровательна всегда, но только внимательный человек может увидеть и почувствовать ее неуловимую одухотворенность, печальное величие, неброскую красоту.

Д/з: написать сочинение по картине И. С. Остроухова "Золотая осень".

Итог урока.

Заключение

При рассмотрении методических работ, посвященных методике сочинения по картине, мы пришли к выводу, что наибольший интерес для нас представляет методика Л.А. Ходяковой.

Данная методика представляет собой достаточно развернутый анализ жанров и видов сочинений по картине и непосредственно методику подготовки к каждому виду и жанру сочинения. Здесь учтены психологические и педагогические аспекты, связанные с подготовкой к написанию сочинений по картине. Вместе с тем достаточно подробно описаны этапы подготовки к написанию сочинения, что практически не встречается в методических разработках других авторов. Каждый описанный этап в методике Л.А. Ходяковой сопровожден рядом примерных вопросов, которые необходимо задавать ученикам во время работы над определенным этапом по подготовке к написанию сочинения.

Также Л.А. Ходякова очень подробно рассматривает воздействие картины на формирование коммуникативных умений учащихся; этот аспект упущен во многих методиках, посвященных сочинениям по картине.

Очень интересной и смелой, на наш взгляд разработкой методиста является методика подготовки к написанию сочинения по картине в соответствии с жанром полотна. Л.А. Ходякова здесь, прежде всего, уделяет внимание тому, что именно развивает тот или иной жанр картины, при написании по ней сочинения в коммуникативных умениях учеников.

При разработке уроков, я использовала пейзажную живопись, стараясь подобрать наиболее доступные для понимания школьников полотна, с наибольшей силой воздействия, интересным идейным содержанием.

Методика сочинений по картине Л.А. Ходяковой дала для разработки уроков богатый материал – возможность свободно ориентироваться в этапах работы по картине, подбирать необходимый материал в соответствии с жанровым и идейным содержанием картины.

Рассмотренная нами методика сочинений по картине наиболее планомерно раскрывает обучающие возможности сочинения по картине.

Список использованной литературы

  1. Л.А Ходякова «Методика сочинений по картине»
  2. Журнал «Русский язык в начальной школе» 1986г. №11.
  3. К.В. Мальцева «Развитие устной речи учащихся национальной школы». Издательство «Просвещение», 1975г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка на тему: "Подготовка к ЕГЭ. Написание сочинения".

Данная презентация развивает умение писать сочинение-рассуждение по критериям ЕГЭ по русскому языку. Она содержит текст, по которому пишется сочинение. Все вопросы по тексту также выведены на слайды. ...

презентация к уроку по теме "Подготовка к написанию сочинения по картине Пластова "Летом"

Конспект, презентация, сопровождаемая музыкой, к уроку в 5 классе по теме "Подготовка к сочинению по картине Пластова "Летом"...

презентация к уроку по теме "Подготовка к написанию сочинения по картине Пластова "Летом"

Конспект, презентация к уроку в 5 классе по теме "Подготовка к сочинению по картине Пластова "Летом"...

Методическая разработка урока развития речи по русскому языку по теме "Подготовка и написание сочинения по картине Ф.П. Решетникова "Опять двойка!"

Урок – развития речи в 5 класс способствует развитию творческой мыслительной деятельности обучающихся. Актуальность данной темы заключается в том, что ученики приходят к выводу о необходимости знаний ...

Открытый урок по теме: «Подготовка к написанию сочинения по картине И. Э. Грабаря «Февральская лазурь»

Открытый урок по теме:«Подготовка к написанию сочинения  по картине И. Э. Грабаря «Февральская лазурь»...

Презентация на тему: "Подготовка к написанию сочинения по картине А.В. Чикачева" 7 класс.

На презентации представлена краткая биография художника А.В. Чикачева и его картины, с которыми учащиеся должны сопоставить к каждому жанру живописи. Также отображается итог совместного поиска учащихс...