Главные вкладки

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ 5-9 КЛАССЫ (2018-2019)
    рабочая программа по литературе (5, 6, 7, 8, 9 класс) по теме

    Францева Наталья Николаевна

    Рабочая программа по русскому языку для основной общеобразовательной школы (V-IX классы) составлена на основе Примерной программы по литературе с учетом требований ФГОС

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rab_programma_5-_9_klassy_literatura.docx36.31 КБ

    Предварительный просмотр:

    Утверждена                                  Согласовано:                                  Рассмотрено

    педсоветом                                   Зам.директора по УВР                  на заседании методсовета

    Протокол от                                   ____________________               Протокол

    «___»____________ ____ г.           Горельцева И.А.                         от «___»____________ ____ г.

    № ______

    Рабочая программа

    по литературе

    Класс: 5-9

    Уровень образования: базовый

    Составитель: Францева Н. Н.,

                            учитель русского языка и литературы,

                            высшая квалификационная категория

    Год составления программы: 2018- 2019 уч.г.

    Планируемые результаты освоения учебного предмета

    Изучение предметной области "Русский язык и литература" - языка как знаковой системы, лежащей в основе человеческого общения, формирования российской гражданской, этнической и социальной идентичности, позволяющей понимать, быть понятым, выражать внутренний мир человека, в том числе при помощи альтернативных средств коммуникации, должно обеспечить:

    включение в культурно-языковое поле русской и общечеловеческой культуры, воспитание ценностного отношения к русскому языку как носителю культуры, как государственному языку Российской Федерации, языку межнационального общения народов России;

    осознание тесной связи между языковым, литературным, интеллектуальным, духовно-нравственным развитием личности и ее социальным ростом;

    приобщение к российскому литературному наследию и через него - к сокровищам отечественной и мировой культуры; формирование причастности к национальным свершениям, традициям и осознание исторической преемственности поколений;

    обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие культуры владения русским литературным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами русского речевого этикета;

    получение знаний о русском языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.

    Предметные результаты изучения предмета «Литература»:

    • осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, как в способе своего эстетического и интеллектуального удовлетворения;
    • восприятие литературы как одной из основных культурных ценностей народа (отражающей его менталитет, историю, мировосприятие) и человечества (содержащей смыслы, важные для человечества в целом);
    • обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;
    • воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
    • развитие способности понимать литературные художественные произведения, воплощающие разные этнокультурные традиции;
    • овладение процедурами эстетического и смыслового анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

    Предметные умения, формируемые у обучающихся в результате освоения программы по литературе основной школы:

    • определять тему и основную мысль произведения (5–6 кл.);
    • владеть различными видами пересказа (5–6 кл.), пересказывать сюжет; выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу (6–7 кл.);
    • характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики (5–6 кл.); оценивать систему персонажей (6–7 кл.);
    • находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции (5–7 кл.); выявлять особенности языка и стиля писателя (7–9 кл.);
    • определять родо-жанровую специфику художественного произведения (5–9 кл.);
    • объяснять свое понимание нравственно-философской, социально-исторической и эстетической проблематики произведений (7–9 кл.);
    • выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними (5–7 кл.), постепенно переходя к анализу текста; анализировать литературные произведения разных жанров (8–9 кл.);
    • выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения  (в каждом классе – на своем уровне);
    • пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями (в каждом классе – умение пользоваться терминами, изученными в этом и предыдущих классах) как инструментом анализа и интерпретации художественного текста;
    • представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы (в каждом классе – на своем уровне); вести учебные дискуссии (7–9 кл.);
    • собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, тезисного плана, конспекта, доклада, написания аннотации, сочинения, эссе, литературно-творческой работы, создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно/под руководством учителя выбранную литературную или публицистическую тему, для организации дискуссии  (в каждом классе – на своем уровне);
    • выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения (в каждом классе – на своем уровне);
    • выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты

    произведений художественной литературы, передавая личное отношение к произведению (5-9 класс);

    • ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой (5–9 кл.); пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете (5–9 кл.) (в каждом классе – на своем уровне).

    Содержание учебного предмета

    А

    В

    С

    Русская литература

    «Слово о полку Игореве»

    Древнерусская литература: «Поучение» Владимира Мономаха,  «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Житие Сергия Радонежского», «Повесть о Петре и Февронии Муромских»

    Мифы

    Русский фольклор:

    сказки, былины, загадки, пословицы, поговорки, песня и др.

    Д.И. Фонвизин «Недоросль» 

    Н.М. Карамзин  «Бедная Лиза»

    М.В. Ломоносов: «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф…», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ея Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны»

    Г.Р. Державин: «Памятник», «Вельможа», «Властителям и судиям»

    И.А. Крылов: «Свинья под дубом», «Волк и Ягненок», «Ворона и Лисица»

    А.С. Грибоедов «Горе от ума»

    В.А. Жуковский: «Светлана», «Лесной царь»; «Невыразимое», «Море»

    А.С. Пушкин «Евгений Онегин»: «Дубровский», «Капитанская дочка», «К Чаадаеву», «Песнь о вещем Олеге», «К***», «Зимний вечер», «Пророк», «Во глубине сибирских руд…», «Я вас любил: любовь еще, быть может…», «Зимнее утро», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»

    А.С. Пушкин: «К морю», «19 октября», «Зимняя дорога», «И.И. Пущину», «Няне», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Бесы», «Туча», «Была пора: наш праздник молодой…», «Маленькие трагедии»: «Моцарт и Сальери»,

    «Повести Белкина»: «Станционный смотритель», «Выстрел», «Руслан и Людмила», «Кавказский пленник», «Цыганы», «Полтава», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

    Поэзия пушкинской эпохи:

    К.Н. Батюшков, А.А. Дельвиг, Н.М. Языков, Е.А. Баратынский

    М.Ю. Лермонтов: «Герой нашего времени», «Парус», «Смерть Поэта», «Бородино», «Узник», «Тучи», «Утес», «Выхожу один я на дорогу...»

    М.Ю. Лермонтов:

    «Ангел», «Дума», «Три пальмы», «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), «И скучно и грустно», «Молитва», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Родина», «Пророк», «Листок», «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», «Мцыри»

    Литературные сказки XIX-ХХ века: А. Погорельский

    Н.В. Гоголь: «Ревизор», «Мертвые души»

    Н.В. Гоголь: «Ночь перед Рождеством», «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», «Невский проспект», «Тарас Бульба», «Шинель»

    Ф.И. Тютчев: «Весенняя гроза» («Люблю грозу в начале мая…»), «Silentium!» (Молчи, скрывайся и таи…), «Умом Россию не понять…»

    А.А. Фет

    Стихотворения: «Шепот, робкое дыханье…» (1850), «Как беден наш язык! Хочу и не могу…» (1887).

    (5-8 кл.)

    Н.А. Некрасов: «Крестьянские дети», «Вчерашний день, часу в шестом…»,  «Несжатая полоса»

    Ф.И. Тютчев: «Фонтан», «Эти бедные селенья…», «Есть в осени первоначальной…»

    А.А. Фет: «Я пришел к тебе с приветом…», «Учись у них –  у дуба, у березы…», «Я тебе ничего не скажу…»

    Н.А. Некрасов: «Тройка», «Размышления у парадного подъезда», «Зеленый Шум»

    Поэзия 2-й половины XIX в.:

    А.Н. Майков, А.К. Толстой,

    Языков Н. М.

    И.С. Тургенев: «Певцы», «Муму», «Ася», «Два богача» , «Русский язык»

    Н.С. Лесков: «Левша»

    М.Е. Салтыков-Щедрин: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик»

    Л.Н. Толстой: «Детство», «Отрочество», «Юность», «Кавказский пленник», «После бала»

    А.П. Чехов: «Толстый и тонкий», «Хамелеон», «Смерть чиновника», «Лошадиная фамилия», «Злоумышленник»

    А.А. Блок: «Девушка пела в церковном хоре…», «Родина», «Полный месяц встал над лугом…»

    А.А. Ахматова: «Перед весной бывают дни такие…», «Родная земля», «Мужество»

     

    Н.С. Гумилев: «Слово»

    М.И. Цветаева: «Тоска по родине! Давно…»

    О.Э. Мандельштам: «Звук осторожный и глухой…»

    В.В. Маяковский: «Хорошее отношение к лошадям», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Я и вы»

    С.А. Есенин: «Гой ты, Русь, моя родная…»,  «Нивы сжаты, рощи голы…», «Отговорила роща золотая…», «Я покинул родимый дом…»

    М.А. Булгаков: «Собачье сердце»

    А.П. Платонов: «Никита», «Цветок на земле»

    М.М. Зощенко: «Аристократка», «Галоша»

    А.Т. Твардовский: «Василий Теркин» (главы по выбору), «Я убит поло Ржевом…», «Рассказ танкиста»

    А.И. Солженицын: «Матренин двор»

    В.М. Шукшин: «Чудик»

    Проза конца XIX – начала XX вв.: М. Горький, А.И. Куприн, Л.Н. Андреев, И.А. Бунин, А.С. Грин

    Поэзия конца XIX – начала XX вв.: К.Д. Бальмонт, И.А. Бунин

    Поэзия 20-50-х годов ХХ в.:

    Н.А. Заболоцкий

    Проза о Великой Отечественной войне: М.А. Шолохов,  В.В. Быков, В.П. Астафьев, В. Катаев

    Художественная проза о человеке и природе, их взаимоотношениях: М.М. Пришвин, К.Г. Паустовский

    Проза о детях: В.Г. Распутин, В.П. Астафьев, Носов

    Поэзия 2-й половины ХХ в.:

    Н.М. Рубцов, Д.С. Самойлов, В.С. Высоцкий

    Проза русской эмиграции:

    И.С. Шмелев

    Проза и поэзия о подростках и для подростков последних десятилетий авторов-лауреатов премий и конкурсов: Е. Пастернак

    Литература народов России

     Р. Гамзатов, Ч. Айтматов, Я. Купала

    Зарубежная литература

    Гомер: «Одиссея»

    Данте: «Божественная комедия»

    М. де Сервантес: «Дон Кихот»

    Зарубежный фольклор, легенды, баллады, саги, песни: М. Басё, Р. Бёрнс

    В. Шекспир: «Ромео и Джульетта»

    В. Шекспир: №130 «Ее глаза на звезды не похожи…», «Гамлет»

    А. де Сент-Экзюпери: «Маленький принц»

    Д. Дефо: «Робинзон Крузо»

    Дж. Свифт: «Путешествия Гулливера»

    Ж-Б. Мольер: «Мещанин во дворянстве»

    И.-В. Гете: «Фауст»

    Г.Х.Андерсен: «Снежная королева»

    Дж. Г. Байрон: «Душа моя мрачна. Скорей, певец, скорей!», «Паломничество Чайльд Гарольда»

    Зарубежная сказочная и фантастическая проза:

    Ш. Перро, бр. Гримм, Р. Стивенсон

    Зарубежная новеллистика:

    П. Мериме, Э. По, О`Генри

    Зарубежная романистика XIX– ХХ века:

    В. Скотт

    Зарубежная проза о детях и подростках: М.Твен, Ф.Х.Бернетт, А.де Сент-Экзюпери, А.Линдгрен, Р.Брэдбери

    Зарубежная проза о животных и взаимоотношениях человека и природы: Дж. Лондон, Э. Сетон-Томпсон 

    Современнеая зарубежная проза: К. ДиКамилло

    Основные теоретико-литературные понятия, требующие освоения

    в основной школе

    • Художественная литература как искусство слова. Художественный образ.
    • Устное народное творчество. Жанры фольклора. Миф и фольклор.
    • Литературные роды (эпос, лирика, драма) и жанры (эпос, роман, повесть, рассказ, новелла, притча, басня; баллада, поэма; ода, послание, элегия; комедия, драма, трагедия).
    • Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм.
    • Форма и содержание литературного произведения: тема, проблематика, идея; автор-повествователь, герой-рассказчик, точка зрения,  адресат, читатель; герой, персонаж, действующее лицо, лирический герой, система образов персонажей; сюжет, фабула, композиция, конфликт, стадии развития действия: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка; художественная деталь, портрет, пейзаж, интерьер; диалог, монолог, авторское отступление, лирическое отступление; эпиграф.
    • Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение, антитеза, оксюморон. Гипербола, литота. Аллегория. Ирония, юмор, сатира. Анафора. Звукопись, аллитерация, ассонанс.
    • Стих и проза. Основы стихосложения: стихотворный метр и размер, ритм, рифма, строфа.

    Учебно- тематический план

    5 класс

    Введение

    1 ч.

    Из мифологии

    3 ч.

    Из устного народного творчества

    7 ч.

    Из древнерусской литературы

    4 ч.

    Басни народов мира. Русская басня.

    7 ч.

    Из русской литературы XIX века

    39 ч.

    Из русской литературы XX века

    30 ч.

    Из зарубежной литературы

    14 ч.

    105 ч.

    6 класс

    Введение

    1 ч.

    Из греческой мифологии

    3 ч.

    Из устного народного творчества

    4 ч.

    Из древнерусской литературы

    4 ч.

    Из русской литературы XVIII века

    2 ч.

    Из русской литературы XIX века

    52 ч.

    Из русской литературы XX века

    32 ч.

    Из зарубежной литературы

    7 ч.

    105 ч.

    7 класс

    Введение

    1 ч.

    Из устного народного творчества

    4 ч.

    Из древнерусской литературы

    2 ч.

    Из русской литературы XVIII века

    6 ч.

    Из русской литературы XIX века

    24 ч.

    Из русской литературы XX века

    25 ч.

    Из зарубежной литературы

    8 ч.

    70 ч.

    8 класс

    Введение

    1 ч.

    Из устного народного творчества

    3 ч.

    Из древнерусской литературы

    3 ч.

    Из русской литературы XVIII века

    5 ч.

    Из русской литературы XIX века

    33 ч.

    Из русской литературы XX века

    19 ч.

    Из зарубежной литературы

    6 ч.

    70 ч.

    9 класс

    Введение

    1 ч.

    Из зарубежной литературы

    10 ч.

    Из древнерусской литературы

    6 ч.

    Из русской литературы XVIII века

    2 ч.

    Из русской литературы XIX века

    59 ч.

    Из русской литературы XX века

    27 ч.

    105 ч.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по немецкому языку 8 класс 2018-2019 уч. год

    Второй иностранный язык 2 год обучения...

    Рабочая программа по немецкому языку 9 класс 2018-2019 уч. год

    Второй иностранный язык 3 год обучения...

    Рабочая программа по немецкому языку 10 класс 2018-2019 уч.год

    Второй иностранный язык 4 год обучения....

    Рабочая программа по немецкому языку 11 класс 2018-2019 уч. год

    Второй иностранный язык 5 год обучения...

    Рабочая программа учебного предмета «Астрономия» 10 класс 2018-2019 учебный год.

    Рабочая программа составлена в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 июня 2017 года № 506 «О внесении изменений в федеральный компонент государственн...

    Рабочая программа по литературе 5-9 на 2018-2019 уч г (ФГОС) УМК В.Я.Коровиной

    Оабочая программа по литературе 5-9 кл на 2018-2019 уч г (ФГОС) УМК В.Я.Коровиной...

    Рабочая программа по геометрии ФГОС 8 класс 2018-2019

    Рабочая программа по  геометрии ФГОС  8 класс 2018-2019...