Рабочая программа русский язык 9 класс
рабочая программа по русскому языку (9 класс) на тему

Саликова Ольга Викторовна

Рабочая программа  учебного курса  русский  язык для 9 класса составлена на основе Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5-9 кл./авторы М.М.Разумовская, В.И.Капинос, С.И.Львова, Г.А.Богданова, В.В.Львов. -М.: Дрофа, 2010.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_russ.yaz_._9_klass.doc538 КБ

Предварительный просмотр:

I.Пояснительная записка

Рабочая программа  учебного курса  русский  язык для 9 класса составлена в соответствии  с федеральным  компонентом Государственного стандарта  общего образования на основе Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5-9 кл./авторы М.М.Разумовская, В.И.Капинос, С.И.Львова, Г.А.Богданова, В.В.Львов. -М.: Дрофа, 2010. При составлении рабочей программы учтены рекомендации инструктивно-методического письма «О преподавании русского языка в 2013-2014 учебном году в общеобразовательных учреждениях Белгородской области».

Цель обучения русскому языку в 9 классе – изучение сложного предложения как цельной смысловой единицы высшего уровня языковой системы, интонационно оформленной и состоящей из двух или более предикативных частей; завершение языкового развития учащихся, в овладении речевой деятельностью: сформированности умений и навыков грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи, свободно, правильно и выразительно говорить и писать на родном языке, пользоваться им в жизни как основным средством общения.

Задачи:

  • изучение особенностей функционирования в речи типов и видов сложного предложения; отработка интонационных навыков с помощью чтения текстов;
  • применение грамматических структур и типов речи в определённых стилистических условиях;
  • изучение явлений, связанных с использованием разных стилей речи в художественном  тексте; рассмотрение таких жанров публицистического стиля речи, как эссе, путевые заметки, рецензии; деловая речь;
  • завершение систематического курса языка по фонетике, графике и орфоэпии; лексике, словообразованию и морфемике, по морфологии и синтаксису простого предложения; орфографии и пунктуации.

Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект: Русский язык. 9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений \ М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В.Львов; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта.  — М.: Дрофа, 2009

Изменения, внесенные в рабочую программу

Федеральный базисный учебный план предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка в IX классе – 68 часов (2 часа в неделю). В авторской программе раздел «Речь» выделен единым блоком, которые в рабочей программе распределены по разделам, темам. Это отображено в прилагаемой таблице.

№п/п

Раздел  программ

Авторская программа

Рабочая программа

Язык

Речь

1

О языке

5

2

2.

Обобщение изученного в 5-8 классах

6

6

2

3.

Синтаксис сложного предложения

2

2

1

4.

Сложносочиненное предложение

5

5

5.

Сложноподчиненное предложение

15

15

12

6.

Бессоюзное сложное предложение

7

7

1

7.

Сложное предложение с разными видами связи

5

5

2

8.

Итоговое повторение

6

8

Итого

51+17=68

50

18

Внесены изменения в раздел «О языке» : вместо  5 часов - 2 часа с целью увеличения часов раздела «Итоговое повторение» (8 часов вместо 6), раздела «Речь» (18 часов вместо 17) для организации работы по подготовке к новой форме государственной итоговой аттестации за курс основной школы   в 9 классе общеобразовательной школы, что не только формирует у школьников навык выполнения заданий,  позволяет разносторонне проверять знания.

Руководствуясь локальным актом общеобразовательного учреждения материал, совпадающий с государственной праздничной датой (08.03.2014г.) считаю целесообразным уплотнить  по темам: (47 урок) Бессоюзное сложное предложение со значением перечисления и  (48 урок) Бессоюзное сложное предложение со значением причины, пояснения, дополнения, так как темы логически  взаимосвязаны.

         Согласно годовому календарному учебному  графику работы учебного заведения на 2013-2014 учебный год весенние каникулы начинаются 22.03.2014г. В связи с этим производится уплотнение учебного материала по теме Бессоюзное сложное предложение со значением противопоставления, времени или условия и следствия (50 урок)  и (51 урок). Содержание данной темы позволяет  на её изучение выделить 1 час, а часть  материала вынести на самостоятельное изучение.

Аттестация обучающихся по русскому языку в 9 классе будет проходить по следующим формам: контрольный диктант, контрольное тестирование, контрольное изложение, контрольное сочинение, входная и текущая тестовая работа -2

 

Общее количество контрольных работ

Контрольный диктант

1

контрольное тестирование

2

изложение,

2

сочинение.

2

проверочная тестовая работа

3

Раздел II. Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса основной школы по русскому языку

             Основные умения

К концу 9 класса учащиеся должны владеть следующими умениями:

  • по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов произношения;
  • по лексике и фразеологии: разъяснять значение слов общественно-политической и морально-этической тематики, правильно их употреблять; пользоваться толковым, фразеологическим словарями и словарями иностранных слов, антонимов;
  • по морфемике и словообразованию: владеть приемом разбора слова по составу: от значения слова и способа его образования к морфемной структуре; толковать значение слова исходя из его морфемного состава (в том числе и слов с иноязычными элементами типа лог, поли, фон и т. п.); пользоваться этимологическим и словообразовательным словарями;
  • по морфологии: распознавать изученные в 5—7 классах части речи и их формы; соблюдать литературные нормы при образовании и употреблении слов; пользоваться грамматико-орфографическим словарем;
  • по орфографии: правильно писать слова со всеми изученными в 5—7 классах орфограммами, слова общественно-политической и морально-этической тематики с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами; пользоваться орфографическим словарем;
  • по синтаксису: различать изученные виды простых и сложных предложений; интонационно выразительно произносить предложения изученных видов;
  • по пунктуации: правильно ставить знаки препинания во всех изученных случаях.

III. КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п\п

Наименование раздела и тем

Часы учебного времени

Плановые сроки прохождения

Подготовка к ГИА

Примечание

О языке

2

Русский язык среди языков мира

1

04.09

Русский язык среди языков мира

1

07.09

Обобщение изученного в 5 - 8 классах

6+2

Основные единицы языка и их особенности (звуки, морфемы, слова, словосочетания, предложения).

1

11.09

1.1-1.2

 Лексическое и грамматическое значения слова. Входная проверочная тестовая работа

1

14.09

2.1-2.5

Морфемика. Словообразование

1

18.09

3.1-3.4

Р/Р Систематизация сведений о тексте, стилях, типах речи, строении текста

1

21.09

8.1-8.3

Части речи и их смысловые, морфологические и синтаксические признаки

1

25.09

4.1-4.3

Основные правила правописания.

1

28.09

6.1-6.17

Контрольный диктант  по теме «Обобщение изученного в 5-8 классах»

1

02.10

Анализ контрольного диктанта

Р/Р Повторение: расширение представления о языковых средствах, характерных для различных стилей речи

1

05.10

8.3-8.4

ЯЗЫК. ПРАВОПИСНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Синтаксис сложного предложения

2+1

Сложное предложение и его признаки. Сложные предложения с союзами и без союзов

1

09.10

5.8

Классификация сложных предложений и средства связи между частями сложного предложения: сложносочинённые, сложноподчинённые, бессоюзные

1

12.10

7.19

Р/Р  Подготовка к домашнему контрольному сочинению - рассуждению  на лингвистическую тему

1

16.10

8.6, 9.1-9.4

Сложносочиненное предложение

5

Анализ сочинения. Строение сложносочиненного предложения и средства связи в нем: интонация и сочинительные союзы.

1

19.10

7.11

Строение сложносочиненного предложения и средства связи в нем: интонация и сочинительные союзы

1

23.10

5.13

Смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения. Запятая между частями сложносочиненного предложения

1

26.10

9.4

Смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения. Запятая между частями сложносочиненного предложения

1

06.11

9.4

Синонимика сложносочиненных предложений с различными союзами. Стилистические особенности сложносочинённого предложения и ряда простых предложений

1

09.11

5.14, 7.19

Сложноподчиненное предложение

15+12

Строение  сложноподчинённого предложения: главное и придаточное предложения в его составе; средства связи в сложноподчинённом предложении

1

13.11

5.8

Основные виды сложноподчинённых предложений. Место придаточного предложения по отношению к главному

1

16.11

7.12

Р/Р Художественный стиль речи и язык художественного произведения  

1

20.11

8.3-8.5

Сложноподчиненное предложение с придаточными определительными

1

23.11

5.13

Сложноподчиненное предложение с придаточными изъяснительными

1

27.11

Р/Р Строение текста

художественного стиля

1

30.11

8.1-8.6

Р/Р Написание обучающего сжатого изложения текста художественного стиля

1

04.12

9.1-9.4

Р/Р Использование различных стилей в художественном произведении

1

07.12

8.6

Р/Р Подготовка к написанию контрольного  сжатого изложения с элементами сочинения 

1

11.12

8.1-8.6,

9.1-9.4

Р/Р Написание контрольного сжатого изложения с элементами сочинения

1

14.12

Анализ изложения. Сложноподчиненное предложение с придаточными сравнительными

1

18.12

7.12, 7.5

Р/Р Эссе: понятие о жанре

1

21.12

8.3

Р/Р Подготовка к контрольному домашнему сочинению в жанре эссе

1

25.12

8.1-8.6,

9.1-9.4

Анализ изложения. Сложноподчиненное предложение с придаточными места. Текущая проверочная тестовая работа

1

28.12

5.8, 5.13, 7.12

Сложноподчиненное предложение с придаточными времени

1

15.01

Сложноподчиненное предложение с придаточными степени и образа действия

1

18.01

Р/Р Путевые заметки: понятие о жанре

1

22.01

8.3

Сложноподчиненное предложение с придаточными цели.

1

25.01

5.8, 5.13, 7.12,7.19

Сложноподчиненное предложение с придаточными условия

1

29.01

Сложноподчиненное предложение с придаточными причины и следствия.

1

01.02

Сложноподчиненное предложение с придаточными уступительными.

1

05.02

Сложноподчиненное предложение с придаточными обстоятельственными. Обобщающий урок

1

08.02

Р/Р Публицистический стиль. Обучающее изложение текста публицистического стиля

1

12.02

8.3,

8.1-8.6,

9.1-9.4

 Предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания между главным и придаточным предложениями

1

15.02

5.8, 7.19

Контрольное тестирование по теме «Сложносочинённое и сложноподчинённое предложение»

1

19.02

5.8, 5.8, 5.13, 7.12,7.19

Анализ контрольного тестирования. Р/Р  Рецензия: понятие о жанре

1

22.02

8.5-8.6

Р/Р Написание рецензии на статью

1

26.02

Бессоюзное сложное предложение

7+1

Понятие о бессоюзном сложном предложении. Смысловые отношения между простыми предложениями в составе   бессоюзного сложного предложения

1

01.03

5.9, 5.13

 Бессоюзное сложное предложение со значением перечисления

1

05.03

7.14, 7.19

Бессоюзное сложное предложение со значением причины, пояснения, дополнения

1

7.14, 7.19, 7.17

Бессоюзное сложное предложение со значением причины, пояснения, дополнения

1

12.03

Бессоюзное сложное предложение со значением противопоставления, времени или условия и следствия

1

15.03

7.14, 7.19, 7.16

Бессоюзное сложное предложение со значением противопоставления, времени или условия и следствия

1

Контрольное тестирование по теме «Бессоюзное сложное предложение»

1

19.03

5.14, 7.19

Анализ контрольного тестирования. Р/Р Деловая речь. Формирование умения написания деловых бумаг по образцу

1

02.04

Сложные предложения с различными видами связи

5+2

Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи и пунктуация в них

1

05.04

5.10, 7.13, 7.15

Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи и пунктуация в них

1

09.04

7.19

Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи и пунктуация в них

1

12.04

Правильное построение сложных предложений с разными видами связи. Период. Языковые особенности периода

1

16.04

Стилистические особенности сложного предложения с разными видами связи  текста с разными способами связи простых предложений. Период. Языковые особенности периода

1

19.04

Р/Р  Подготовка к написанию контрольного изложения по тексту Ю.Нагибина «Чистые пруды

1

23.04

8.1-8.6, 9.1-9.4

Р/Р  Написание контрольного изложение по тексту Ю.Нагибина «Чистые пруды»

1

26.04

Итоговое повторение

8

Анализ изложения. Итоговое повторение и систематизация изученного по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика»

1

30.04

1.1-1.2

Итоговое повторение и систематизация изученного по теме «Лексика»

1

03.05

2.1-2.5,

Итоговое повторение и систематизация изученного по теме «Морфемика»

1

07.05

3.1-3.4

Итоговое повторение и систематизация изученного по теме «Орфография»

1

10.05

6.1-6.17, 7.1-7.19

Итоговое повторение и систематизация изученного по теме: «Морфология»

1

14.05

8.1-8.6, 9.1-9.4

Итоговое повторение и систематизация изученного по теме «Синтаксис словосочетания и предложения» Итоговая тестовая работа

1

17.05

Итоговое повторение и систематизация изученного по теме «Синтаксис сложного предложения»

1

21.05

Итоговое повторение и обобщение изученного в 5-9 классах

1

24.05

6.1-6.17, 7.1-7.19

IV.Содержание программы

О языке (2 часа)

Русский язык среди языков мира.

Речь (18 часов)

Систематизация сведений о тексте, стилях, типах речи, строении текста; расширение представления о языковых средствах, характерных для различных стилей речи.

Углубление знаний о стилях речи: художественный стиль речи и язык художественного произведения.

Жанры публицистики. Деловые бумаги.

Обобщение изученного в 5-8 классах 8 часов(6 +2 р.р.)

Основные единицы языка и их особенности (звуки, морфемы, слова, словосочетания, предложения). Лексическое и грамматическое значения слова. Части речи и их смысловые, морфологические и синтаксические признаки. Основные правила правописания.

Язык. Правописание. Культура речи.

Синтаксис сложного предложения.

Сложное предложение 3 часа (2+1 р.р.)

Сложное предложение и его признаки. Сложные предложения с союзами и без союзов. Классификация сложных предложений: сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные.

Сложносочиненное предложение 5 часов

Строение ССП и средства связи в нем: интонация и сочинительные (соединительные, противительные и разделительные). Смысловые отношения между частями ССП.

Запятая между частями ССП.

Культура речи. Интонация ССП. Синонимика ССП с различными союзами. Стилистические особенности ССП и ряда простых предложений.

Сложноподчиненное предложение 27 часов (15+12 р.р.)

Строение СПП: главное и придаточное предложения в его составе; средства связи с СПП. Основные виды СПП: определительные, изъяснительные, обстоятельственные (места, времени, образа и степени, цели, условия, причины, уступительные, сравнительные, следствия). Место придаточного предложения по отношению к главному.

Предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания между главным и придаточным предложениями.

Культура речи. Синонимика союзных предложений. Стилистические особенности сложноподчиненного и простого предложений. Использование СПП разного вида в разных типах речи.

Бессоюзное сложное предложение 8 часов (7+1 р.р)

Смысловые отношения между простыми предложениями в составе БСП. Интонация БСП.

Знаки препинания в БСП.

Культура речи. Выразительные особенности БСП. Синонимика простых и сложных предложений с союзами и без союзов.

Сложное предложение с разными видами связи 7 часов (5+2 р.р)

Сложное предложение с различными видами бессоюзной и союзной связи. Знаки препинания в нем.

Итоговое повторение 8 часов

Культура речи. Правильное построение сложных предложений с разными видами связи. Уместное их употребление (преимущественно в книжной речи). Стилистические особенности сложного предложения  и текста с разными способами связи простых предложений. Интонационные особенности предложений изученных синтаксических конструкций.

V. Формы и средства контроля

                                                                      Четверть

Вид работы

I

II

III

IV

Год

Диктант

1

1

Контрольное тестирование

2

2

Изложение

1

1

2

Сочинение

1

1

2

Проверочная тестовая работа

1

1

1

3

№  п\п

Наименование темы

Часы учебного времени

Плановые сроки прохождения

Примечание

1

Урок №9. Контрольный диктант с грамматическим заданием на повторение изученного в 5-8 классах

1

02.10

2

Урок №13. Р/Р  Подготовка к домашнему контрольному сочинению-рассуждению  на лингвистическую тему

1

16.10

3

Урок №28. Р/Р Написание контрольного сжатого изложения с элементами сочинения

1

14.12

4

Урок №31. Р/Р Подготовка к контрольному домашнему сочинению в жанре эссе

1

25.12

5

Урок №43. Контрольное тестирование по теме «ССП и СПП»

1

19.02

6

Урок №52. Контрольное тестирование по теме «Бессоюзное сложное предложение»

1

19.03

7

Урок №60. Р/Р  Написание контрольного изложение по тексту Ю.Нагибина «Чистые пруды»

1

26.04

Ур.№4. Входная проверочная тестовая работа

А1.В каком ряду все слова пишутся слитно?

1. (полутора)километровый, слушать в(пол)уха, (в)припрыжку

2. (пол)банана, (ярко)красный, (во)время

3. (на)бегу, (плащ)палатка, (гидро)костюм

4. (пол)гранёного стакана, (на)встречу, (в)следствие

А2.В каком слове пишется бука А?

1.укр..щать    2.тесто замеш…но   3.к..чан    4.аб..риген

А3.В каком слове ударение поставлено неправильно

1. арЕст        3. алфавИт     2. сливОвый             4. дремОта

А4.В каком ряду частица НЕ пишется раздельно со всеми словами

1. (не)у кого, (не)смотря в книгу, (не)претендуя

2) (не)жданный, (не)хотя, (не)вмочь

3) (не)большая, а быстрая речка, (не)отмечена, (не)брежно

4) (не)взначай, (не)наглядный, (не)написанное матери письмо

А5.В каком словосочетании нарушены нормы сочетаемости слов?

  1.Тема счастья народа

  2.Предостеречь от опасности

  3.Взаимное уважение друг друга

  4.Заведующий базы

А6.Значение слова неверно указано в примере:

  1.Третировать — обращаться с кем-то свысока, пренебрежительно

  2.Арьергард — часть войск, находящихся позади главных сил

  3.Вензель — узор из переплетённых начальных букв имени и фамилии

  4.Фиаско — ария, исполняемая в конце оперы

А7.В каком словосочетании вместо слова АУДИТОРНЫЙ нужно употребить АУДИТОРСКИЙ ?

  1. аудиторные занятия

  2. аудиторные столы

  3. аудиторный рынок

  4. аудиторная мебель

А8. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка

1.А пёс остался в подворотне, и страдая от изуродованного бока, прижался к холодной стене,  задохся и твёрдо решил, что больше отсюда никуда не пойдёт, тут и сдохнет в подворотне.

2.Он казался сосредоточенным и угрюмым, но когда стиснутые губы расползались в улыбке, приоткрывалась неведомая бездна затаённого обаяния.

3.Завывал ветер, и листья бешено кружились

4.Ямщик погонял тройку, но мне казалось, что он делает это как-то нехотя.

А9.Звуковой строй русского языка, ударение отражены в словаре:

1.этимологическом        3. толковом

2.орфоэпическом        4. паронимов

А10.Выберите грамматически правильное продолжение предложения:

Потребляя небольшое количество топлива.

1.сберегаются энергоресурсы.

2.машина может развивать высокую скорость.

3.решается задача энергосбережения.

4.одно из достоинств машины — экономичность

Система оценивания:

За выполнение каждого из заданий А1-А10 с выбором ответа выставляется 1 балл при условии, что обведён только номер верного ответа. Если обведены два ответа и более, в том числе правильный, и неверные ответы не перечёркнуты, то ответ не засчитывается.

Максимальное количество баллов, которое может набрать обучающийся, правильно выполнивший 12 тестовых заданий первой части работы – 12 баллов.

Схема перевода в школьную отметку:

Отметки

«2»

«3»

«4»

«5»

Интервал

баллов

0 – 16

17 – 28

29 – 35

36 – 39

0 – 4

17 – 28

29 – 35

36 – 39

17 – 28

29 – 35

36 – 39

17 – 28

29 – 35

36 – 39

5-7

8-9

10

Ключи к заданиям А1-А12

А1

А2

А3

А4

А5

А6

А7

А8

А9

А10

1

2

2

1

4

4

3

1

2

2

Ур. №  9 Контрольный диктант .

 Повторение изученного в 5-8 классах

На реке

В начале летних каникул мы с товарищем задумали совершить небольшое путешествие по реке в резиновой лодке. Никому ничего не сказав, мы быстро собрались в путь и к ночи были на берегу реки. Ночная тишина, прерываемая каким-то резким птичьим криком, влажный пронизывающий воздух — всё это нехорошо воздействовало на нас.

В течение нескольких минут мы колебались, но потом решительно вошли в лодку, отпихнулись от берега, и лодка поплыла по течению. Сначала было жутко ехать незнакомой рекой, но постепенно мы освоились и уже смело смотрели вперёд.

Ранним утром мы надеялись быть в незнакомой деревеньке.

Мы плыли медленно по течению реки, почти не работая вёслами. Вот из-за туч показалась луна, озарившая своим загадочным блеском все окрестности. Где-то защёлкал соловей, за ним другой. Казалось, весь воздух пронизан чарующими звуками. Мы восхищались соловьиным пением и красотой ночи и совсем забыли о лодке. Вдруг она, натолкнувшись на что-то, опрокинулась, и мы очутились по пояс в воде. Собрав свои вещи, плававшие по реке, мы выбрались на берег, вытащили злополучную лодку, разожгли костёр и до утра обогревались, сушились и обсуждали ночное приключение.

(174 слова)

Грамматические задание

1. Фонетический разбор: 1) птичьим.

2. Словообразовательный разбор и разбор слова по составу: 1) прерываемая.

3. Морфологический разбор: 1) в течение.

4. Синтаксический разбор предложения (1-й абзац):

 В начале летних каникул мы с товарищем задумали совершить небольшое путешествие по реке в резиновой лодке.

5. Определить тип предложения:

1) найти односоставное предложение (Сначала было жутко ехать незнакомой рекой... — безличное)

Ур.№13 Домашнее контрольному сочинению-рассуждению

 на лингвистическую тему. (В-10, часть С2)

  1. Бим        уже абсолютно точно умел определить — весёлый сейчас хозяин или грустный, ругает он или хвалит, зовёт или прогоняет.
  2. А        он бывал и грустным. (3)Тогда говорил сам с собой и обращался к Биму:

(4)— Так-то вот и живём, дурачок. (5)Ты чего смотришь на неё? — указывал он на портрет. (6)— Она, брат, умерла. (7)Нет её. (8)Нет...

206

(9)Он гладил Бима и в полной уверенности приговаривал: (10)— Ах ты мой дурачок, Бимка. (11 ) Ничего ты ещё не понимаешь.

(12)Но прав был он лишь отчасти, так как Бим понимал, что сейчас играть с ним не будут, да и слово «дурачок» принимал на свой счёт, и «мальчик» — тоже. (13)Так что когда его большой друг окликал дурачком или мальчиком, то Бим шёл немедленно, как на кличку. (14)А раз уж он, в таком возрасте, осваивал интонацию голоса, то, конечно же, обещал быть (...) собакой.

(15)— Ты молодец, Бим! (16)Будем жить вместе, хотя бы и без родословной. (17)Ты хороший пёс. (18)Хороших собак все любят.

  1. Он        взял Бима на колени и гладил его шёрстку, приговаривая:
  2. —Хорошо. (21)Всё равно хорошо, мальчик.

(22)Биму было тепло и уютно. (23)Он тут же на всю жизнь понял: «хорошо» — это ласка, благодарность и дружба.

(24)И Бим уснул. (25)Какое ему дело до того, кто он, его хозяин? (26)Важно — он хороший и близкий.

(27) -Эх ты, чёрное ухо, — тихо сказал тот и перенёс Бима на лежак.

 (28) Он        долго стоял перед окном, всматриваясь в тёмно-сиреневую ночь. (29)Потом взглянул на портрет женщины и проговорил:

(30)— Видишь, мне стало немножко легче. (31)Я уже не одинок. — (32)Он не заметил, как в одиночестве постепенно привык говорить вслух ей или даже самому себе, а теперь и Биму. (33)— Вот и не один, — повторил он портрету.

(34)... И вот наконец хозяин познакомил Бима и с лесом. (35)Это было очень интересно и собаке и хозяину.

   (36) В уставшем от зимней тягости лесу, когда ещё не распустились проснувшиеся почки, когда горестные пни зимней порубки ещё не дали поросль, но уже плачут, когда мёртвые бурые листья лежат пластом, когда голые ветви ещё не шелестят, а лишь потихоньку трогают друг друга, — неожиданно донёсся запах подснежника! (37)Еле-еле заметный, но это запах пробуждающейся жизни, и потому он трепетно радостный, хотя почти и не ощутим. (38)Стоит на земле цветок, крохотная капля голубого неба, такой простой и откровенный первовестник радости и счастья, кому оно положено и доступно. (39)Но для каждого, и счастливого, и несчастного, он сейчас — украшение жизни. (40)И кажется подснежник капелькой  

(41) Остановился Иван Иваныч и смотрит, смотрит по сторонам и нюхает (туда же!). (42)Потом шагнул к дереву, присел и тихонечко, одним пальцем, погладил цветок, малюсенький такой (для Ивана Иваныча он почти без запаха, а для Бима вонючий до невозможности). (43)И что ему в том цветке? (44)Но хозяин сидел, улыбался. (45)Бим, конечно, сделал вид, что ему тоже вроде бы хорошо, но это только исключительно из уважения к личности, а на самом деле он был немало удивлён.

  1. —        Ты посмотри, посмотри-ка, Бим! — воскликнул Иван Иваныч и наклонил нос собаки к цветку.
  2. Такого        Бим уже не мог вынести — он отвернулся. (48)3атем незамедлительно отошёл и лёг на полянке, всем видом выражая одно: (49)«Ну и нюхай свой цветок!» (50)Расхождения требовали срочного выяснения отношений, но хозяин смеялся в глаза Биму счастливым смехом. (51) И это было обидно. (52)«Тоже мне, хохочет!»
  1. А        тот опять к цветку:
  2. —        Здравствуй, первенький!
  3. Бим        понял точно: (56)«3дравствуй» сказано не ему.
  1. Ревность        закралась в собачью душу, если можно так выразиться, вот что случилось.
  2. В последние месяцы Бим незаметно вошёл в жизнь Ивана Ивановича и занял в ней прочное место. (59)Чем же он взял? (60)Добротой, безграничным доверием и лаской — чувствами всегда неотразимыми, если между ними не  втёрлось подхалимство, каковое может потом, постепенно, превратить всё в ложное — и доброту, и доверие, и ласку. (61)Жуткое это  качество — подхалимаж. (62)Не дай-то  боже! (63)Но Бим — пока малыш и милый собачонок. (64)Всё будет зависеть в нём от хозяина.

Напишите сочинение – рассуждение: раскрывая смысл  высказывания Л.В.Щербы:

 «Без существительного, явного или подразумеваемого нет прилагательного»

Ур.28.Контрольное  сжатое изложение с элементами сочинения

(В-10 , частьС1)

Читатель, друг! Ты подумай: если писать только о доброте, то для зла — это находка, блеск. Если писать только о счастье, то люди перестанут видеть несчастных и в конце -концов не будут их замечать. Если писать только о серьёзно-печальном, то люди перестанут смеяться над безобразным. И в тишине уходящей осени, овеянный её нежной дремотой, ты начинаешь понимать: только правда, только честь, только чистая совесть, и обо всём этом — слово. Слово к маленьким людям, которые будут потом взрослыми, слово к взрослым, которые не забыли, что были когда-то детьми.

Может быть, поэтому я пишу о судьбе собаки, о её верности, чести и преданности. Ни одна собака в мире не считает обыкновенную преданность чем-то необычным. Но люди придумали превозносить это чувство собаки как подвиг только потому, что не все они обладают преданностью другу и верностью долгу настолько, чтобы это было корнем жизни, естественной основой самого существа, когда благородство души — само собой разумеющееся состояние.

...Вот так и среди нас, человеков: есть скромные люди с чистым сердцем, «незаметные» и «маленькие», но с огромной душой. Они-то и украшают жизнь, вмещая в себя всё лучшее, что есть в человечестве, — доброту, простоту, доверие.

(Г. Троепольский) 183 слова

Ур.31.Подготовка к домашнему контрольному сочинению в жанре эссе

на тему «О времени и о себе»

(по упр. 287)

Ур.№32.Текущая проверочная тестовая работа

А1. В каком сложноподчинённом предложении простые предложения связаны союзным словом?

1) В древности юристы приравнивались к жрецам, ибо могли творить правосудие, отделять справедливое от несправедливого.

 2) Обычаи — это правила, которые соблюдаются по привычке.

3) Бывали случаи, когда часть территории получала независимость от своего государства полюбовно, без войны, по обоюдному согласию сторон.

4) В начале 1816 года Карамзин выехал в Петербург, чтобы отдать в типографию для издания восемь томов своего исторического труда.

А2. В каком сложноподчинённом предложении простые предложения связаны двойным союзом?

1) Что вы знаете о происхождении названия города, где вы живёте?

2) Столько блеска было вокруг, что он невольно прищурил глаза.

3) Чем больше мы разберём примеров, тем легче нам будет на экзамене.

4) Демократия означает такое устройство, при котором все граждане влияют на общественную жизнь.

A3. В каком сложноподчинённом предложении место придаточного нельзя изменить?

1) Когда приближается весна, меня не покидает ощущение праздника.

2) Тот, кто однажды стоял на краю гибели, будет особенно ценить жизнь.

 3) Попрошу твоей помощи, если сам не справлюсь.

 4) Прочитайте рассказ Юрия Нагибина «Почему я не стал футболистом», где он вспомнает о своих первых литературных опытах.

А4. В каком предложении нет речевых ошибок?

1) Несмотря на то что наш спортсмен ещё не совсем восстановился после травмы, однако он сумел занять призовое место.

2) Встречаются среди нас такие, кто хотят жить за чужой счёт.

3) Всё, о чём мы говорили, должно остаться между нами.

4) Мне кажется то, что ты преувеличиваешь.

А5. В каком предложении есть пунктуационная ошибка?

1) Маятник, время качания которого равно одной секунде, называется секундным.

2) Чтобы определить пройденный путь, надо скорость тела умножить на время его движения.

3) Сжатая пружина, так же как и поднятый над Землёй камень или стальной шарик, притягиваемый магнитом, обладает возможностью совершать работу.

4) Параллелограмм, у которого все стороны равны, называется ромбом.

В1. Напишите цифрой количество грамматических основ в данном предложении.

Когда ж постранствуешь, воротишься домой, и дым отечества нам сладок и приятен!

С1. Как вы понимаете это крылатое выражение из комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» (см. задание В1)?

Система оценивания:

За выполнение каждого из заданий А1-А5 с выбором ответа выставляется 1 балл при условии, что обведён только номер верного ответа. Если обведены два ответа и более, в том числе правильный, и неверные ответы не перечёркнуты, то ответ не засчитывается.

Максимальное количество баллов, которое может набрать обучающийся, правильно выполнивший 6 тестовых заданий первой части работы – 5 баллов. Схема перевода в школьную отметку: Часть В оценивается в 1 балл. С1 оценивается 4 балла.

Отметки

«2»

«3»

«4»

«5»

Интервал

баллов

0 – 16

17 – 28

29 – 35

36 – 39

0 – 3

17 – 28

29 – 35

36 – 39

17 – 28

29 – 35

36 – 39

17 – 28

29 – 35

36 – 39

4

5-6

7

Ключи к заданиям А1-А5, В1

А1

А2

А3

А4

А5

В1

2

3

4

3

3

2

Урок №43. Контрольное тестирование по теме «ССП и СПП»

А1. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:

 С крыши капала вода () и унылый звук её падения странно сливался со стуком часов.

1) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

 2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

 3) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

А2. В каком сложноподчинённом предложении место придаточного нельзя изменить?

1) Просыпаюсь и брожу возле моря, будто ожидаю чего-то особенного.

2) Чтобы защитить от зимней непогоды лошадей, старик с осени устраивал из молодых пушистых пихт большую загородку.

3) В то время как теплоход причаливал к пристани, народ на берегу оживился.

 4) Как-то ранней весной отец взял нас на пашню, где он собирался засеять уже вспаханную десятину пшеницей.

 A3. Какое предложение содержит придаточное условное?

1) Вы не помните, когда проходила первая Олимпиада?

 2) Суворову было 25 лет, когда он получил первый офицерский чин.

3) Я не люблю, когда мне лезут в душу.

4) Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт.

А4. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Очень хорош храм на Нерли летом (1) когда косари выходят на пойму (2) когда замолкают кукушки (3) и на зелени появляются солнечные подпалины.

1)1,3

2)2,3

3)1,2

4)1,2,3

А5. В каком предложении надо поставить только одну запятую?

(Знаки препинания не расставлены.)

1) Перед нами стоял огромный сосновый лес  западная часть которого освещалась заходящим солнцем.

2) В столице каждый живёт для себя и стремится казаться не тем что он есть а гораздо крупнее.

3) Душа Онегина ждала других отношений чем те на которых держалось общество.

4) С юридической точки зрения колхозник не имевший паспорта был привязан к колхозу так же как когда-то крепостной к земле своего хозяина.

А6. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?

1) Нос парохода время от времени так глубоко зарывался в воду, что брызги долетали до меня.

2) Мне подумалось, что если подняться на гору, можно уви

деть Волгу.

3) Многим покажется странным, что ещё каких-нибудь сто лет назад в России не было ни одного доступного народу музея, если не считать Эрмитажа, где русских картин было немного.

 4) Наши теннисистки обыграли сильнейших спортсменок Европы, победить которых очень и очень нелегко.

 Прочитайте текст и выполните задания В1—В4 и С1. 

(1)В начале XX века выдающийся русский учёный В.И. Вернадский получил мировую известность энциклопедическими трудами, которые послужили основой для появления новых научных направлений в геохимии, биохимии, радиологии. (2) Его учения о биосфере и ноосфере заложили основу современной экологии, что свидетельствует о научной дальновидности учёного и масштабах его личности. (3) Новаторство идей, которые высказаны Вернадским, в полной мере осознаётся только теперь, когда мир очутился на пороге экологической катастрофы.

В1. Найдите в предложении (1) средство связи, при помощи которого придаточное предложение прикрепляется к главному. Напишите морфологическую принадлежность этого средства связи.

____________________________________________________________________________

В2. Напишите вид придаточного, входящего в предложение (2).

_____________________________________________________________________________

ВЗ. Найдите в предложении (3) слово, к которому относится уточняющее придаточное. Определите морфологическую принадлежность этого слова.

_____________________________________________________________________________

В4. Определите вид подчинения придаточных в предложении (3).

_____________________________________________________________________________

С1. Каковы заслуги В.И. Вернадского?

Система оценивания:

За выполнение каждого из заданий А1-А6 с выбором ответа выставляется 1 балл при условии, что обведён только номер верного ответа. Если обведены два ответа и более, в том числе правильный, и неверные ответы не перечёркнуты, то ответ не засчитывается.

Максимальное количество баллов, которое может набрать обучающийся, правильно выполнивший 6 тестовых заданий первой части работы – 6 баллов. Схема перевода в школьную отметку: Часть В состоит из заданий на установление правильной последовательности, установление соответствия и на дополнение недостающего элемента ответа.

С1 оценивается 3 балла.

Отметки

«2»

«3»

«4»

«5»

Интервал

баллов

0 – 16

17 – 28

29 – 35

36 – 39

0 – 4

17 – 28

29 – 35

36 – 39

17 – 28

29 – 35

36 – 39

17 – 28

29 – 35

36 – 39

5-6

7-8

9-11

Ключи к заданиям А1-А6, В1-В4

А1

А2

А3

А4

А5

А6

2

4

4

3

1

2

В1

В2

В3

В4

Союзное  слово, относительное местоимение

присоединительное

Теперь(наречие)

параллельное

Ур. №52. Контрольное тестирование  по теме

«Бессоюзное сложное предложение»

А1. Какое предложение является бессоюзным? (Знаки препинания не расставлены.)

1) Всем известно и Москва не сразу строилась.

2) Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой и назовёт меня всяк сущий в ней язык.

3) Где мёд там и мухи.

4) Хвалу и клевету приемли равнодушно и не оспаривай глупца.

А2. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?

 1) Я оглянулся: третьей тройки уже за нами не было.

 2) Вспыхнул свет: я зажмурил глаза.

 3) Вьюга злится, вьюга плачет, кони чуткие храпят.

 4) Будет дождик — будут и грибки.

A3. Укажите правильное объяснение постановки двоеточия в данном предложении.

Мне стало совестно: я не мог закончить начатой речи.

1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.

 2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.

3) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

А4. Укажите правильное объяснение постановки тире в данном предложении.

Джельсомино запел - в окрестных домах повылетали стёкла.

        1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.

  1.  Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

         3) Тире ставится между подлежащим и сказуемым, выраженными одной частью речи, при отсутствии глагола-связки.

        4) Содержание второй части бессоюзного сложного предложения противопоставляется содержанию первой части.

В1. Определите, какому сложноподчинённому предложению синонимично данное бессоюзное предложение. Напишите союз, который можно поставить между частями этого предложения.

Во дни веселий и желаний

Я был от балов без ума:

Верней нет места для признаний

И для вручения письма.

    С1. В чём сходство и различие между союзными и бессоюзными сложными предложениями

Система оценивания:

За выполнение каждого из заданий А1-А4 с выбором ответа выставляется 1 балл при условии, что обведён только номер верного ответа. Если обведены два ответа и более, в том числе правильный, и неверные ответы не перечёркнуты, то ответ не засчитывается.

Максимальное количество баллов, которое может набрать обучающийся, правильно выполнивший 11 тестовых заданий первой части работы – 11 баллов. Схема перевода в школьную отметку: Часть В состоит из задания на установление правильной последовательности, установление соответствия и на дополнение недостающего элемента ответа.

С1 оценивается 5 баллов.

Отметки

«2»

«3»

«4»

«5»

Интервал

баллов

0 – 16

17 – 28

29 – 35

36 – 39

0 – 4

17 – 28

29 – 35

36 – 39

17 – 28

29 – 35

36 – 39

17 – 28

29 – 35

36 – 39

10

Контрольное изложение по тексту Ю.Нагибина «Чистые пруды»

ЧИСТЫЕ ПРУДЫ

Чистые пруды… Для иных это просто улица, бульвар, пруд, а для меня – средоточие самого прекрасного, чем было исполнено мое детство. Было время, я знал каждое дерево, каждый куст крапивы, каждую световую надпись: «Берегись трамвая!», мигающую красным на переходе. В слове «Берегись» три последние буквы не загорались, получалось красиво и загадочно: «Берег трамвая»…

Чистые пруды – это чудо первого скольжения на коньках, когда «снегурочки» становятся вдруг послушными, стройно режут широким лезвием снег, и ты будто обретаешь крылья.

Чистые пруды – это целый мир чудесных неожиданностей. Милые, скромные чудеса моего детства! Чистые пруды были для нас школой природы. Как волновала желтизна первого одуванчика! Нежности и бережности учили нас пуховые, непрочные шарики. Мы ловили тут рыбу. И это было чудом – поймать рыбу в центре города. А плаванье на старой, рассохшейся  лодке, а смелые броски в холодную майскую воду, а теплота весенней земли под босой ногой – это было несметным богатством для городских мальчишек.

Не менее щедра была и наша чистопрудная осень. Бульвар тонул в опавшей листве, желтой, красной листве берез, осин, кленов, лип. Мы набирали огромные охапки палой листвы и несли домой прекрасные печальные букеты, и сами пропитывались их горьким запахом.

В раме Чистых прудов запечатлелся для меня и самый сильный образ моей юности. Это было в пору ожесточенных боев в Испании. Отовсюду глядело с портретов прекрасное, неистовое лицо Долорес Ибаррури, многие юноши носили пилотки с красным кантом и кисточкой, и нам казалось, будто самый воздух насыщен Испанией, ее звуками и ароматами, ее борьбой, ее гневной непримиримостью. Испания была в нашем сердце.

Чистые пруды – это исток нашей юности, начало начал.

(По Ю.Нагибину.)

(262 слова)

 Ур.№66. Итоговая тестовая работа

А1. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?

1) песс..мист, реф..рат

2) рецензия, президент

3) этимология, электр..фикация

 4) пал..садник, интенсивный

А2. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишутся две согласные буквы?

1) ка..онада, мирово..рение

2) и..юстрация, ветре..ый

3) режи..ёр, драматический

4) те..оризм, экспре..ивный

A3. В каком ряду в обоих словах верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) каталОг, позвонИшь

2) воротА,поднялА

3) дОбыча, ходАтайство

4) намЕрение, кашлянУть

А4. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:

 Бледность фонарных огней уступает своё место живой краске  и уличная суматоха становится шумнее.

1) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

 2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

З) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

А5. Какое предложение является сложносочинённым?

1) Медведица напала на охотника не со зла, а для того, чтобы защитить своих медвежат. 2) Один сын был щуплым, невысокого роста, зато другой выглядел настоящим богатырём.

3) Родне, прибывшей издалеча, повсюду ласковая встреча, и восклицанья, и хлеб-соль.

4) Полный месяц светил на камышовую крышу и белые стены моего нового жилища.

А6. В каком сложноподчинённом предложении место придаточного нельзя изменить?

1) Если есть права, есть и обязанности.

2) Пока гости собирались, хозяева в спешке заканчивали приготовления к празднику.

3) Часа через два мы причалили к берегу, для того чтобы отдохнуть и пообедать.

4) Маяковский родился в селе Багдади в Грузии, где отец работал лесничим.

А7. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? 

В Смольном институте (1) первом (2) общеобразовательном (3) женском заведении России (4) учились и воспитывались (5) в котором (6) девочки-дворянки (7) режим был жёсткий и выполнялся неукоснительно.

1)1,5,7

2)1,4,7

3)1,2,3,4, 5,7

4)4,5,6,7

А8. Укажите правильное объяснение постановки тире в данном предложении.

За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь.

1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

2) Тире ставится между подлежащим и сказуемым, выраженными одной частью речи, при отсутствии глагола-связки.

3) Первая часть бессоюзного сложного предложения имеет значение условия.

4) Обобщающее слово стоит после однородных членов предложения.

А9. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?

1) Язык музыки универсален: он понятен человеку любой национальности.

2) От страха язык словно прилип к нёбу, я не мог не то что кричать, а даже произнести хоть один жалкий звук.

3) Когда ребёнку хочется подразнить кого-то, он высовывает язык; у эскимосов же это действие означает приветствие.

4) Он подумал, что если бы люди вокруг не были такими невыносимыми, ему не приходилось бы терять самообладание.

А10. В каком предложении нужно поставить только одну запятую? (Знаки препинания не расставлены.)

1) В глазах у меня потемнело и голова закружилась.

2) Недавно я узнал что Печорин возвращаясь из Персии умер.

3) Крылья у гуся были растопырены и клюв был раскрыт.

4) Туча прошла и деревня освещённая солнцем была как на ладони.

All. В каком предложении нет речевых ошибок?

1) Лексика современных школьников несколько иная, нежели чем их предшественников.

2) Тех, кто первыми позвонят в редакцию и ответят правильно, ждёт приз.

3) Номер телефона, который определил мобильник, который мне недавно подарили, был мне неизвестен.

4) Я думаю, что ты напрасно сначала не посоветовалсяс отцом.

Прочитайте текст и выполните задания В1—В7 и С1. 

(1)Так уж устроена природа человека: те, кто достиг вершины пирамиды, не желают делиться привилегиями с другими. (2)На этом основана абсолютная монархия, к диктатуре это тоже относится. (З)Тот, кто остался обделённым, но не утратил желания власти, готов при первой возможности совершить переворот. (4)Часто этот кто-то оказывается среди ближайшего окружения короля. (5)Всемирная история свидетельствует, что дворцовые перевороты, устраиваемые ближайшим окружением правителя, происходят даже чаще, чем мятежи и революции, инициаторами и движущими силами которых являются социальные низы. (6)Но как только массы или группа заговорщиков добиваются своего, начинаются внутренние ссоры и выяснение отношений.

В1. Напишите цифрой количество грамматических основ в предложении (3).

В2. Из предложения (5) выпишите союзное слово.

ВЗ. Напишите вид придаточного, входящего в предложение (6).

В4. Найдите в тексте сложносочинённое предложение. Напишите номер этого предложения.

В5. Найдите в тексте предложение с различными видами связи. Напишите номер этого предложения.

В6. Определите вид подчинения придаточных в предложении (5).

В7. Определите тип речи данного текста.

С1. Какова роль языка в жизни общества

Система оценивания:

За выполнение каждого из заданий А1-А11 с выбором ответа выставляется 1 балл при условии, что обведён только номер верного ответа. Если обведены два ответа и более, в том числе правильный, и неверные ответы не перечёркнуты, то ответ не засчитывается.

Максимальное количество баллов, которое может набрать обучающийся, правильно выполнивший 11 тестовых заданий первой части работы – 11 баллов. Схема перевода в школьную отметку: Часть В состоит из заданий на установление правильной последовательности, установление соответствия и на дополнение недостающего элемента ответа.

С1 оценивается 5 баллов.

Отметки

«2»

«3»

«4»

«5»

Интервал

баллов

0 – 16

17 – 28

29 – 35

36 – 39

0 – 7

17 – 28

29 – 35

36 – 39

17 – 28

29 – 35

36 – 39

17 – 28

29 – 35

36 – 39

8-13

14-18

19-23

Ключи к заданиям А1-А11, В1-В7

А1

А2

А3

А4

А5

А6

А7

А8

А9

А10

А11

3

4

1

1

2

4

2

3

4

1

4

В1

В2

В3

В4

В5

В6

В7

2

которых

времени

2

1

последовательное

рассуждение

VI. Перечень учебно-методических средств обучения

Основная литература

Для учителя

1.Методические рекомендации к учебнику «Русский язык.9кл.»/М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос, В.В.Львов.-М.: Дрофа, 2007

2. Русский язык. 9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений \ М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В.Львов; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта.  — М.: Дрофа, 2009

3.Русский язык.  9 классе: поурочные планы   по учебнику М.М.Разумовской  и др./авт-сост. О.А.Финтисова. -Волгоград:Учитель,2003

Для учащихся

1. Русский язык. 9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений \ М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В.Львов; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта.  — М.: Дрофа, 2009.

 

Дополнительная литература

1.БарановМ.Т.Школьный орфографический словарь русского языка.- М.:Просвещение,1995

2.ГИА 2014 .Русский язык: сборник заданий:9 класс/С.И.Львова.-М.:Эксмо,2013

3.Драбкина С.В., Субботин Д.И.Оптимальный банк заданий для подготовки учащихся.ЕГЭ 2012.Русский язык. Ступени подготовки к успешной сдачи экзамена. Задания и алгоритмы их выполнения. Учебное пособие.-Москва:Интеллект-Центр,2012

4.Жуков В.П.Школьный фразеологический словарь русского языка: Пособие для учащихся-М.:Просвещение,1980

5.Контрольные и проверочные работы по русскому языку  9 класс: к учебнику М.М.Разумовской и  др. « Русский язык. 9 кл.: учеб. для общеобразоват. Учреждений» /Д.М.Кулаева. -М.:Издательство «Экзамен»,2010

6.Контрольно-измерительные материалы. Русский язык.9 класс /Сост. Н.В.Егорова-М.: ВАКО,2013

7.Лапатухин М.С., Скорлуповская Е.В., Снетова Г.П. Школьный толковый словарь русского языка. -М.:Просвещение,1981

8.Львов М.Р.Словарик синонимов и антонимов.-Вентана-Граф,1995

9.ОжеговС.И. и Шведова Н.Ю.Толковый словарь русского языка:80000слов и фразеологических выражений/РАН. Институт русского языка им. В.В.Виноградова. -М.:Азбуковник,1999

10.Поурочные разработки по русскому языку: 9 класс: к учебнику М.М.Разумовской и др. «Русский язык.9 клас»/Е.А.Влодавская.М.: Издательство «Экзамен»,2007

11.Русский язык.Экспресс-курс подготовка к итоговой аттестации.9 класс/КравцовыМ.А..-СПб.:Тригон,2008

12.Русский язык: 9 кл.: материалы для подгот. к итоговой аттестации: пособие для учащихся/Т.Ю.Угроватова.-М.:Просвещение,2007

13.Русский язык. 9-й класс. Подготовка к ГИА -2014:учебно-методическое пособие/ Под ред.   Н.А. Сениной.- Ростов н\Д: Легион, 2013

14.Учебные таблицы по русскому языку: 5-11 классы/Составитель А.Б.Манюшкин.- М.:ТЦ Сфера,2008

15.Школьный словарь иностранных слов/В.В.Одинцов, В.В.Иванов, Г.П.Смолицкая и др.:Под ред. В.В.Иванова-М.:Просвещение,1990

Мультимедийные пособия

1.1С:Репетитор. Русский язык

Образовательные электронные ресурсы

http://www. digfaj 1september.ru-Издательский дом «Первое сентября»

http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета

http://www.mediaterra.ru/ruslang/ - теория и практика русской орфографии и                  

пунктуации

http://www.gramota.ru Грамота.Ру: справочно-информационный портал «Русский язык»

http://www.imena.org Имена.org – популярно об именах и фамилиях   http://language.edu.ruКоллекция «Диктанты - русский язык» Российского общеобразовательного портала

 http://slova.ndo.ru Крылатые слова и выражения  

http://www.gramma.ru Культура письменной речи  

http://www.rusword.org Мир слова русского  

http://www.stihi-rus.ru/pravila.htm Основные правила грамматики русского язык

http://www.ropryal.ru Российское общество преподавателей русского языка и литературы: портал «Русское слово»

http://www.lrc-lib.ru Рукописные памятники Древней Руси  

http://spravka.gramota.ru Справочная служба русского языка

http://likbez.spb.ru Тесты по русскому языку

Philology.ru http://www.philology.ru Филологический портал

 http://learning-russian.gramota.ru Электронные пособия по русскому языку для школьников    

Технические средства обучения

Компьютер

Учебно-практическое оборудование

1.Классная доска с магнитной поверхностью и набор приспособлений для крепления таблиц

2. Шкаф-стенка учебная

3.Учительский стол

4. Школьные парты с набором стульев

ПЕРЕЧЕНЬ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ОБОРУДОВАНИЯ, НЕОБХОДИМОГО ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ НА БАЗОВОМ И ПРОФИЛЬНОМ УРОВНЯХ ПО ПРЕДМЕТАМ ИНВАРИАНТНОЙ ЧАСТИ УЧЕБНОГО ПЛАНА (ПО СТУПЕНЯМ ОБУЧЕНИЯ)

№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Дидактическое описание

Количество на 25 учащихся

Осн. школа

Базо-вая

Про-фильная

ИЛЛЮСТРАЦИИ // ПЛАКАТЫ

1

Комплекты таблиц демонстрационных по русскому языку

Служат для обеспечения наглядности при изучении материала, обобщения и повторения. Могут быть использованы при подготовке иллюстративного материала к докладу или реферату.

1

1

1

2

Портреты выдающихся русских лингвистов

Используются для постоянной экспозиции в кабинете

1

1

1

КНИГОПЕЧАТНАЯ ПРОДУКЦИЯ

3

Комплект словарей и справочников по русскому языку для средней школы

Оказывают помощь в выполнении самостоятельной работы по предмету

5

5

5

СРЕДСТВА ИКТ

4

Универсальный портативный компьютер

Используется учителем

В соответствии с планируемой потребностью учителя

5

Портативный компьютер ученика

Используется в соответствии с планированием в дополнение к имеющимся регистраторам данных

В соответствии с общешкольным планом реализации курсов с ИКТ-поддержкой

6

Мобильный классный комплект портативных компьютеров

Используется в соответствии с планированием в дополнение к имеющимся регистраторам данных

В соответствии с общешкольным планом реализации курсов с ИКТ-поддержкой

7

Терминальный класс (тонкий клиент)

Для выполнения домашних заданий в помещениях школы и проектной деятельности

В соответствии с общешкольным планом реализации курсов с ИКТ-поддержкой

8

Универсальный настольный компьютер

Для выполнения домашних заданий в помещениях школы и проектной деятельности

В соответствии с общешколь-ным планом реализации курсов с ИКТ-поддержкой

9

Цифровой проектор

Используется учителем и учащимися

В соответствии с общешкольным планом реализации курсов с ИКТ-поддержкой, дополнитель-но 1 мобильный

10

Передвижной столик для мобильного цифрового проектора

Используется для установки мобильного цифрового проектора при отсутствии потолочного проектора и  возможности конструктивно связать проектор с демонстрационным столом

В соответствии с общешкольным планом реализации курсов с ИКТ-поддержкой, дополнитель-но 1 мобильный

11

Крепление к потолку для стационарного цифрового проектора

Служит для стационарного крепления проектора

Для каждого стационар-ного проектора

12

Экран на штативе

Предназначен для проецирования изображений с проекторов разного типа. Переносной

Если нет стационар-ного экрана

13

Наушники с микрофоном

Предназначены для индивидуального ввода/вывода аудиоинформации в/из компьютера

По числу компьютеров и регистраторов данных

14

Акустическая система

Предназначена для воспроизведения звука при фронтальной работе с классом

В соответствии с общешколь-ным планом реализации курсов с ИКТ-поддержкой

15

Принтер лазерный цветной формата А4

Предназначен для печати учебных материалов на обычной бумаге

В соответствии с общешколь-ным планом реализации курсов с ИКТ-поддержкой

16

Сканер маркерной доски

Предназначен для записи, отображения, анализа и редактирования информации непосредственно с аудиторной доски

В соответствии с общешколь-ным планом реализации курсов с ИКТ-поддержкой

17

Документ-сканер

Предназначен для ввода в компьютер (оцифровки) графических изображений и текстовых материалов

В соответствии с общешколь-ным планом реализации курсов с ИКТ-поддержкой

18

Документ-камера (имиджер)

Предназначена для проекции на экран объектов на демонстрационном столе

В соответствии с общешколь-ным планом реализации курсов с ИКТ-поддержкой

19

Видеокамера со штативом и выносным микрофоном

Предназначена для видеозаписи изучаемых процессов и явлений, фиксации хода образовательного процесса

В соответствии с общешколь-ным планом реализации курсов с ИКТ-поддержкой

20

Фотокамера цифровая со штативом

Предназначена для фиксации (записи) неподвижных изображений и короткой видеозаписи

В соответствии с общешколь-ным планом реализации курсов с ИКТ-поддержкой

21

Мобильное устройство памяти для индивидуальной работы

Предназначено для хранения и обмена индивидуальной информацией

По одному для каждого учащегося, включенного в запланированную и контроли-руемую деятельность с применением ИКТ

22

Мобильное внешнее устройство хранения данных для групповой работы

Предназначено для хранения массивов информации (экспериментальных данных, видеозаписей), ее передачи, архивирования и резервирования

По одному для каждого курса, модуля и проекта, идущего с ИКТ поддержкой

23

Сетевой фильтр-удлинитель

Предназначен для снижения уровня высокочастотных помех при подключении компьютерного и периферийного оборудования

В соответствии с технологи-ческой потребностью

СРЕДСТВА ИКТ // ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ (ЦОР)

24

Операционные системы

Обеспечивают удобную и надежную работу всех цифровых инструментов на компьютере

1

1

1

25

Инструменты работы с информационными источниками общепользовательских форматов

Обеспечивают возможность обработки всех  школьных информационных объектов в ходе образовательного процесса

1

1

1

ЦОР // ИНСТРУМЕНТЫ // ОБЩЕПЕДАГОГИЧЕСКИЕ

26

Инструменты создания и редактирования концептуальных и временных диаграмм

Обеспечивают возможность использования в педагогических целях специальных форм организации информации, учитывающих происхождение, историко-культурный контекст и взаимосвязь понятий, а также планирование и реализацию планов

1

1

1

27

Инструмент учителя для создания тестов

Открытый цифровой инструмент для создания тестов. Позволяет создавать тесты, аналогичные используемым в ЕГЭ, с процессом выполнения, также сходным с процессом сдачи ЕГЭ. Предусматривает различные тренировочные режимы, фиксацию времени выполнения отдельных заданий и т. д.

1

1

1

ЦОР // ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ

28

Словари

Поддерживают качественную и эффективную коммуникацию, освоение и изучение языков в рамках образовательного процесса

1

1

1

29

Энциклопедия

Энциклопедия является универсальным источником информации для школьника и учителя

1

1

1

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ // СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ

30

РУССКИЙ ЯЗЫК // СРЕДСТВА ИКТ // ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ // ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ // СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ// по русскому языку

Обеспечивают потребности учащихся в информации по литературе, нужной при выполнении домашних заданий, самостоятельных творческих работ и т. д. Возможно ограничение использования информации источников при выполнении специальных видов аттестационных заданий

 

 

 

31

Учебно-методические комплексы по русскому языку

УМК, включающие учебники, имеющие  рекомендацию Министерства образования РФ, и предоставленные правообладателем для свободного использования их содержания в цифровой форме в системе общего образования РФ. Предназначены для использования материалов (текстов и изображений) учителем и учащимися в процессе классной, групповой и самостоятельной работы.

1

1

1

32

Иллюстрации по русскому языку

Неподвижные (фотографии, схемы), движущиеся (видео, анимации) изображения изучаемых объектов и процессов.
При необходимости иллюстрации включают разметку и звуковое сопровождение.
Дают наглядное представление об изучаемых темах

1

1

1

33

Справочники по русскому языку

Покрывают потребности в справочной информации по данному предмету для учащегося и учителя

1

1

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа русский язык 9 класс. Программа Ладыженской Т.А.

Рабочая программа по русскому языку, 2 часа в неделю. Календарно - тематическое планирование....

Рабочая программа "Русский язык как государственный (индивидуальные и групповые занятия с учащимися с неродным русским языком), адаптированная к коррекционно-развивающему обучению в 1-4 классах"

В школы Российской Федерации поступает большое количество детей из семей переселенцев ближнего и дальнего зарубежья.Для данных детей русский язык не является родным и, если они не обучались по российс...

Рабочая программа Русский язык 5-9 класс Программа М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский.

Рабочая программа Русский язык 5-9 класс Программа М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский....

Рабочая программа русский язык 5 класс Учебник «Русский язык. 5 класс» в 2-х частях под редакцией Л.М. Рыбченковой, издательство «Просвещение», 2012.

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень) и Программы по русскому языку для 5-9 классов (авторы Л.М. Рыбч...

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...

рабочая программа русский язык программа Гольцовой,11 класс

Рабочая программа по русскому языку по программе Гольцовой...

Рабочая программа Русский язык. ФГОС.10 класс к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык 10-11 классы», под редакцией Гольцовой Н.Г., Шамшина И.В

Рабочая программа для 10 класса(базовый уровень, 34 часа) составлена с учетом ФГОС СОО, содержит развернутое КТП с указанием видов деятельности...