урок русского языка в 11 классе "Что такое интеллигентная речь?" (по письму Д.С.Дихачева)
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) по теме

Ивахненко Татьяна Евгеньевна

Урок может быть использован при подготовке к ЕГЭ по русскому языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_takoe_intelligentnaya_rech.rar203.16 КБ

Предварительный просмотр:

Урок подготовки к ЕГЭ

 по русскому языку в 11 классе

«Что такое интеллигентная речь?»

(по письму Д.С.Лихачева)

Учителя МКОУ СОШ №14 пос.Пятигорский

Предгорного муниципального района

Ставропольского края

Ивахненко Татьяны Евгеньевны.

Тема: Что такое интеллигентная речь?   (По письму Д.С. Лихачева)

Цели:

  • Подготовка к ЕГЭ.
  • Развитие        культуры речи учащихся, понятия об интеллигентной речи.
  • Развитие        умения работать с публицистической статьей.
  • Воспитание        культуры речи, любви к родному языку.

Ход урока

I. Подготовка к восприятию темы урока. Подготовка к ЕГЭ.

 ?Давайте выполним ряд тестовых заданий на повторение речевых норм русского языка. (Демонстрация слайдов презентации)

  1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1.созвонИмся                        З. красивЕе

2.тортЫ                        4.катАлог

  1. В каком предложении вместо слова ИНТЕЛЛИГЕНТ нужно употребить слово ИНТЕЛЛЕКТ?
  1. По мнению Д.С.Лихачева, интеллигент - это человек, обладающий умственной порядочностью, свободный в своих убеждениях, не зависящий от экономических, политических условий, не подчиняющийся идеологическим обязательствам.
  2. Примерно с 17-18-летнего возраста процесс формирования интеллекта прекращается.
  3. Интеллигент - правильное суждение, понимание, размышление, которые благодаря своему здравому смыслу и инициативности помогают человеку приспособиться к обстоятельствам жизни.
  4. Первыми типично русскими интеллигентами Д.С.Лихачев называет дворян- вольнодумцев конца 18 века, таких как Радищев и Новиков.
  1. Отметьте предложения без речевых ошибок.
  1. Счастлив тот , кто приближается в своей жизни к идеалу, сложившемуся к юности.
  2. Дети редко прислушиваются и выполняют советы старших.
  3. Благодаря душевности, доброте, взаимопониманию родителей в семье всегда царили мир и согласие.
  4. Все, кто интересовался историей древнерусской литературы, знают труды Д. С. Лихачева.
  1. У        кажите пример с ошибкой в образовании формы слова:
  1. больше пятьдесят рублей
  2. спелых абрикосов
  3. пара носков
  4. надеть пальто
  1. Отметьте слова с ударением на первом слоге.
  1. свекла
  2. принял
  3. цемент
  4. щавель

?Итак, что мы повторили?

?Как вы думаете, для чего мы это делали?

?Над чем нам предстоит работать сегодня?

II. Работа по теме урока. Вступительное слово учителя.

Сегодня тема нашего занятия — культура речи. Материалом для урока нам послужат книги, статьи, высказывания академика Дмитрия Сергеевича Лихачева (1906-1999), слушать выступления которого было величайшим наслаждением для всех, кто любит родной язык. Его речь можно считать эталоном современного разговорного русского языка.

? Давайте вспомним, что мы знаем об этом удивительном человеке.

(Учащиеся вспоминают сведения, известные о Д.С.Лихачеве  ранее)

     А вот что говорят о Д.С.Лихачеве люди, которые его хорошо знали.

Демонстрируются слайды

 Хорошо известен источник, из которого этот великий ученый черпал сокровища русской словесности — это древнерусская литература. Говорил он, конечно, не на древнерусском, а на современном русском языке, и говорил без всякого притязания на ораторское красноречие. Но речь его всегда была прекрасной, потому что в ней невольно обнаруживались и высота его духовной культуры, и любовь к родному языку, и бесподобное знание и чувство русского языка, и глубокое уважение и любовь к слушателю или собеседнику.

В статьях: «О языке устном и письменном, старом и новом», и «Как говорить» Дмитрий Сергеевич Лихачев писал о русском языке так:

ЧТЕНИЕ СТАТЬИ

  Прочитав такие высокие слова Д.С.Лихачева о русском языке, задумаемся о нашей речи, о наших словах. Ведь неоспоримо, что слово, сказанное человеком, вольно или невольно служит средством самовыражения. От избытка того, что хранится в сердце, говорят уста человека.

Итак: «Почему ты так говоришь?» «Почему мы так говорим?» «Почему они так говорят?» Почему? Почему? Почему?!

Вспомним, как считал Д.С.Лихачев: «Вернейший способ узнать человека — его умственное развитие, его моральный облик, его характер — прислушаться к тому, как он говорит».

       Если мы замечаем манеру человека себя держать, его походку, его поведение и по ним судим о человеке, иногда, впрочем, ошибочно, то язык человека — гораздо более точный показатель его человеческих качеств, его культуры.          Великий Сократ просил: «Заговори, чтоб я тебя увидел!»

Д.С.Лихачев подходит к очень важной и животрепещущей теме — он говорит о чистоте нашего разговорного языка:

«А ведь бывает и так, что человек не говорит, а „плюется словами44. Для каждого расхожего понятия у него не обычные слова, а жаргонные выражения. Когда такой человек с его словами-плевками говорит, он выявляет свою циническую сущность».

? Что означает слово циник? 

    В «Толковом словаре русского языка» С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой (М.,1995) циничный определяется как ‘бесстыдный’, а цинизм — как ‘пренебрежение к нормам общественной морали нравственности, наглость, бесстыдство’.

Неужели кто-то из нас сознательно хочет быть или выглядеть бесстыдным?! Недаром в русской культурной традиции стыд всегда соседствовал с совестью: «Ни стыда, ни совести!» — гласит известное народное порицание человека с циничным поведением. А переступает человек границу добра и зла чаще всего через слово — через неправильное, неподобающее, противоестественное употребление слов, через ненормативную лексику, то есть через скверные слова! От этого и само такое пере-ступление (или проще — преступление) норм общественной морали называется сквернословием.

Известна нетерпимость Д.С.Лихачева к ненормативной лексике. В одном из интервью 1976 года он сказал: «Если бесстыдство быта переходит в язык, то бесстыдство языка создает ту среду, в которой бесстыдство уже привычное дело».

III. Обучение написанию сочинения по публицистической статье в форме ЕГЭ.

Итак, наша задача - написать сочинение-рассуждение по тексту письма Д.С.Лихачева. И в тетрадях у вас, и на у меня на доске есть памятка с критериями такого сочинения.

? Что мы должны сделать прежде всего?

  • Сформулировать проблему исходного текста.
  • Прокомментировать проблему.
  • Отразить позицию автора исходного текста.
  • Выразить свое отношение к позиции автора и поднятой  проблеме.
  •  Аргументировать свой ответ.

 

IV Подведение итога урока.

?Над чем работали сегодня?

? Что такое, по мнению Д.С. Лихачева, интеллигентная речь?

V. Домашнее задание.

Написать сочинение-рассуждение «Что такое интеллигентная речь?» Выскажите свое мнение о проблеме, поднятой Д.С. Лихачевым.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 5 классе. Мастерская творческого письма «Ночь» Изобразительные средства языка: эпитет, олицетворение

• Повторение и закрепление знаний об эпитете и олицетворении, умения находить их в тексте. • Создание условий для написания творческой работы с использованием эпитетов и олицетворений...

Урок русский язык 5 класс Урок Письма

Данный урок разработан в соответсивии программы по русскому языку для общеобразовательных классов. Урок направлен на формирование представлений учащихся о значимости Олимпийского движения....

Разработка урока "Урок русского языка в 7 классе «Пишем письма»."

                Цель урока: изучение правил, используемых при написании  писем, возрождение культуры письма.          ...

План - конспект урока русского языка в 5 классе.Тема урока:"Деловое письмо. Записка".

Знакомство с запиской как видом делового пись­ма.Формирование умения различать и выделять смысловые части в тексте записки. Упражнение учащихся в написании записок. Коррекция недостатков речемысли...

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе "Урок письма"

Знакомство на уроке русского языка с возникновением эпистолярного жанра, то есть с историей возникновения письма (почтовые голуби, барабаны, курьеры с рожком,  свист ямщиков, колокольчики и т.д.)...

Презентация к уроку русского языка. Сочинение по картине А.И.Лактионова "Письмо с фронта"

Материал презентации подходит ко всем действующим учебникам по русскому языку. Можно использовать как для работы в шестом классе, так и для 7 класса....

Развитие орфографической зоркости учащихся на уроках русского языка, как важнейший фактор формирования навыков грамотного письма.

Данная презентация может быть использована учителями и учителями-логопедами. Здесь вы найдете не только теоретические  знания, но практический материал....