Олимпиады по русскому языку в 5-11 классах
олимпиадные задания по русскому языку (5 класс) по теме

Франк Ольга Егоровна

Данный материал предназначен для проведения олимпиад на школьном уровне.

Скачать:


Предварительный просмотр:

2013-2014 учебный год.

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников

по русскому языку

5 класс

1. Найдите и исправьте в предложениях речевые, лексические и грамматические ошибки.

  1. Его дед много лет проработал в заводе токарем.
  2. Чтение играет большое значение в жизни каждого человека.
  3. Художник написал свой автопортрет.
  4. Он не оплатил за проезд.
  5. Недавно у мамы было день рождения.

2. Объясните значение устаревших слов путем подбора синонимов или синонимичных словосочетаний, активно использующихся в наши дни.

Перст, очи, чело, ланиты, уста, брань, глаголет, льзя, зрячный, брадобрей.

3. Образуйте, где это возможно, от следующих существительных форму множественного числа.

Теленок, договор, инженер, шофер, доктор, директор, молоко, профессор, редактор, бензин. 

4.Составьте словосочетания, в которых слова седой, бархатный, прямой, свежий, легкий будут употребляться в переносном значении? Объясните значение получившихся словосочетаний.

5. Являются ли исторически родственными следующие слова. Обоснуйте свой ответ.

Опрятный, прятать.

6.Творческое здание. Составьте связный текст, используя 10 фразеологизмов (10 предложений).

 

 

2013-2014 учебный год

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников

по русскому языку

6 класс

1. Найдите и исправьте в предложениях лексические, грамматические ошибки или синтаксические недочеты.

  1. По обоим сторонам реки росли высокие сосны.
  2. Книга имеет большую роль в нашей жизни.
  3. В нашем городе к 9 мая открыли мемориальный памятник.
  4. После кризиса мы стали жить более хуже.
  5. Он получил приказ о повышении с подписью директора.

2. Объясните значение заимствованных слов путем подбора синонимов или синонимичных словосочетаний.

Лозунг, актуальный, шеф, брошюра, имитация, традиция, атеист, банкротство, триумф, атлет.

3. Образуйте форму родительного падежа множественного числа:

Солдаты, носки, чулки, ботинки, апельсин, помидор, блюдце, трактор, шофер, лимон.

4. Выберите из списка слова, опровергающие утверждения:  

1. Корень – это такая часть слова, которая в нем непременно присутствует.

2. Окончание – это такая морфема, которая находится в конце слова.

3. Приставка всегда стоит в начале слова.

Воздухоочиститель, вынуть, проколоть, разогрелась, сероводород, холодок.

5. Расставьте ударения в следующих словах:  

Квартал, торты, положил, красивее, статуя, баловать, звонишь, обеспечение

6. Являются ли исторически родственными следующие слова. Обоснуйте свой ответ.

Лукавый и излучина.  

6.Творческое здание. Составьте связный текст, используя 10 фразеологизмов.

(10 предложений).



Предварительный просмотр:

ЗАДАНИЯ 1 ТУРА ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

7 класс

Задание 1. Объясните отличия форм именительного падежа множественного числа. Аргументируйте свой ответ.

1) Годы-года;

2) мехи-меха;

3) образы-образа;

4) пропуски-пропуска;

5) хлебы-хлеба.

Задание 2. Объясните значение слов.

Досье, финиш, эксперт, презентация, мониторинг.

Задание 3. Расставьте ударение в словах.

Иконопись, августовский, феномен, облегчить, торты, цемент, ходатайство, договор.

Задание 4. Перепишите текст, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания.

Жаркий июльский (пол)день.  На барской тесной уса...ьбе  словн...  все вым...рло. Рабочие люди  ра(з,с)брелись по углам и ул…глись в тень. С…баки  ра(з,с)кинулись под н…весом  гр...мадной  ивы  ст...ящей  п...среди дв...ра и слышно как они хлопают зубами  л...вя в (полу)сне мух. Жар  так и ...кач...вает  (с)верху г...рячей в...лной.   Все окна в доме  ...тв...рены  настеж...

Задание 5. Попытайтесь объяснить этимологию следующих исконно русских слов: 

ломоть, мешок, наверняка.

Задание 6.  Произведите морфемный анализ словоформ Выполните и Вылечите и дайте морфологическое обоснование.

Задание 7. Покажите графически, какую синтаксическую роль выполняет инфинитив в данных примерах.

1. Учёного учить – только портить.

2. Я буду учить правило.

3. Громкая музыка мешает учить стихи

4. Не сможешь других учить, пока сам не научишься.

5. Студентка уехала в поселок работать в школе, учить детей.

Задание 8.Определите значение греческих морфем в данных словах.

1) Геология, география, геометрия.

2) Монолог, монолит, монокль, монография, монотонный.

Задание 9. К каждому фразеологизму подберите противоположные по смыслу (не менее 2)

1) Кот наплакал;

2) рукой подать;

3) язык проглотил;

Задание 10. Замените устаревшие слова общеупотребительными синонимами. В текстах какого стиля могут использоваться данные слова?

Око, уста, выя, оратай, длань, десница.

Задание 11. Перечислите известные вам лингвистические словари с указанием автора и полного названия. Из какого словаря данная статья?

Инок,-а, м. Православный монах.|| ж.инокиня,-и, род.мн. – инь|| прил. Иноческий, -ая, -ое. И. сан.

Задание 12. Переведите на современный русский язык этот древнерусский текст из «Повести временных лет». Не забудьте расставить знаки препинания в соответствии с современными нормами.

Игорь размысливъ рече дружине своеи идъте съ данью домови а я похожю и еще.



Предварительный просмотр:

Задания для первого этапа

Всероссийской олимпиады по русскому языку

(школьный этап)

8 класс

Задание 1. Назовите форму родительного падежа множественного числа существительных женского рода 1-го склонения.

Метла, кочерга, копна, серьга, вожжа, гостья, западня.

Задание 2. Объясните значение слов:

Абонемент, аккумулятор, бюллетень, дублер, интеллигенция, комфорт, лабиринт, монолог.

Задание3. Поставьте ударение в следующих словах:

облегчить, газопровод, жалюзи, иконопись, красивее, хозяева, мельком, обеспечение, столяр, щавель.

Задание 4. В приведенном ниже тексте расставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.

Им..на  людей  часть  истори.. народа. Ученые уст..новили что в им..нах отр..жаются быт вер..вания ча..ния ф..нтазия художестве(н, нн)ое творчество народов их исторические связи.

(Древне)русские им..на были своеобразными х..рактеристиками людей. Имя д..валось человеку как пр..мета по которой можно было бы выд..лить его из семьи или рода по каким(либо) внешним призн..кам или по пол..жению в семье а иногда – по роду его занятий.  Им..на д..вались не только в раннем детств.. но и в зрелом  возр..сте. При этом «взрослое» имя иногда жило одновреме(н,нн)о с «детским». В Древней Руси (н..)какой разн..ц.. между им..нем и прозв..щем (не)было.

Им..на пр..несе(н,нн)ые на Русь вместе с хр..стианством были заимствова(н,нн)ы из языков многих восточ(?)ных и европейских народов. В б..льшинстве своем новые слова были словами (древне)греческого языка. Так Жданы и Храбры Волки и Леб..ди Прекрасы и Несмеяны ст..новились Василиями и Кири(л,лл)ами Аннами и Евд..киями.

(По В. Волиной)

Задание 5. Замените устаревшие слова общеупотребительными синонимами:

тщетно, денница, рудомёт, граять.

Задание 6. Чем отличаются по морфемному составу слова:

Пекло (сущ.) – пекло (глаг.).

Нарядно (прилаг.) – нарядно (наречие).

Вечером (сущ.)– вечером (наречие).

Задание 7. Найдите и исправьте ошибки, прозвучавшие с телеэкранов.

Работу будут выполнять компентентные специалисты.

Это был его сыновий долг.

Сколько ему говорили: не едь на мотоцикле.

Устами младенца глаголит истина.

Локомотив сошёл с рельс.

Наступил предел терпения.

У него довольно красивый подчерк.

Не освободили пяти солдатов.

На праздник следует одеть нарядное платье.

В своё время троллейбус будет завёрнут в парк.

Задание 8. Подберите исконно русские синонимы для заимствованных слов. Вставьте в них пропущенные буквы.

…гоизм,  ижд…венец, к…л…(с,сс)альный, ун…кальный, ин…екция, а(к,кк)орд.

Задание 9. Какой глагол, родственный глаголу петь, в прошедшем времени женского рода совпадает по звучанию и написанию с существительным общего рода?

Задание 10. Подберите фразеологические антонимы:

бросить якорь – …

витать в облаках – …

кот наплакал – ….

у черта на куличках – …

Задание 11. Какова ошибка в предложении? Запишите исправленный вариант.

Глядя на карту, мне вспомнился вчерашний разговор с другом Митькой.

Задание 12.

МАНУС по латыни означает «рука». Назовите слова, бытующие в русском языке, произошедшие от этого корня.



Предварительный просмотр:

ЗАДАНИЯ 1 ТУРА ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 

9 класс

Задание № 1. Перепишите текст, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки и расставьте знаки препинания.

В глубине зимы бли… (полу)ночи нач…лась однажды позёмка. Старик играл последней вещ…ю «Зимнюю д…рогу» Шуберта и соб…рался (за)тем ух…дить на п…кой. В (тот)час из с…редины ветра и снега появился знакомый с…дой в…робей. Он сел тонкими н…чтожными лапками на м…розный снег потом пох…дил (не)много вокруг футляра задува…мый по всему телу вихрями но р…внодушный к ним и бе...боязне…ый и перел…тел внутрь футляра.

(А. Платонов)

Задание №2. Расставьте ударение в словах:

Балованный, вероисповедание, воспринять, иконопись, каталог, пережитое, приданое, свекла, сливовый, украинский, ходатайство, апостроф, опошлить, облегчить, намерение, завидно, еретик, петелька, кухонный, цемент.

Задание №3. Восстановите словообразовательное гнездо, определив начальное слово и дальнейшее образование новых слов.

Ночник, ночка, заночевать, ночь, ночной, ночевать, ночёвка, переночевать.

Задание №4. Произведите анализ морфемной структуры слова с современной и исторической точек зрения:

внушить, прихотливый.

Задание №5. Являются ли этимологически родственными слова крыть – крыло - крыльцо - крыша? Объясните.

Задание №6. Угадайте слово по толкованию его лексического значения:

а) стремление какой- либо общественной группы к главенствующей роли в чём-нибудь;

б) краткий перерыв между действиями спектакля;

в) изображение чего-либо в фантастическом, уродливо-комическом виде;

г) определение, прибавляемое к названию предмета для большей изобразительности.

Задание №7. Объясните значение заимствованных слов:

дюйм, куркума, курсив, реликвия, фетиш, купюра (не деньги), амбиция, гобой.

Задание № 8. Определите, какими частями речи являются выделенные слова:

а) Об этом событии студенты узнали после.

б) Раз мы отправились на экскурсию.

в) После урока дети отправились на прогулку.

г) Раз назвался груздём, полезай в кузов.

д) Мы голосуем за мир.

е) Лётчики молча следили за маленьким крестиком истребителя, летевшего мимо аэродрома.

ж) Все с облегчением перевели дух: враг прошёл мимо. 

Задание № 9.Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы). Объясните.

1. Одним из известнейших драматургов, показавших в своих пьесах мир купеческой Москвы, был Александр Николаевич Островский.

2. Все, кто интересовался историей русской литературы, знакомы с творчеством русских беллетристов девятнадцатого века.

3. Между стволами сосен в лесу кое-где пробивался косой луч заката.

4. Среди научных трудов Ф.И.Буслаева прежде всего следует упомянуть его книгу «Историческую грамматику русского языка».

Задание № 10. Определите смысловое значение данных фразеологических оборотов:

а) куда кривая выведет; б) растопить лёд; в) высунув язык, г) ни богу свечка, ни чёрту кочерга.

Задание № 11. Переведите фрагмент древнерусского текста и сделайте лексический комментарий выделенных слов.

«По четыръмъ образомъ съгрешаетъ человЂкъ: по нЂзапу, по прЂлъсти, по неразумЂнию, по любъви».



Предварительный просмотр:

ЗАДАНИЯ 1 ТУРА ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

11 класс

Задание 1. Расставьте ударения в словах:

Вероисповедание, кремень, облегчить, исчерпать, премировать, обеспечение, хвоя, благовест, заржаветь, диоптрия.

Задание 2. Какой частью речи является в данных предложениях слово «просто»?

1. Он просто умница. 2. Просто он молодец. З. Он просто устал. 4. Он говорил просто. 5. Всё было просто в нём. 6. Ты зачем прыгнул? - Просто так, захотелось.

Задание 3. Перепишите текст, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки и расставьте знаки препинания.

Есть пр…лес…ный п…дбор цветов этого времени года красные белые розовые пушистые кашки наглые маргаритки (молочно)белые с (ярко)ж…лтой с…рединой «любишь-не-любишь» с своей прелой прян..й вонью ж…лтая сурепка с своим м…довым запахом (высоко)ст..ящие лиловые и белые (тюльпано)видные к…л…кольчики ползучие г…рошки красные розовые лиловые ак…уратные скабиозы с чуть розовым пухом и чуть слышным приятным запахом п…д…рожник васильки (ярко)синие на со…нце и в молодости и голубые и краснеющие вечером и под старость и нежные (тот)час же вянущие цветы повилики.

Лев Толстой «Хаджи-Мурат»

Задание 4. В приведенных примерах укажите тропы (метафоры, сравнения, эпитеты, олицетворение, перифразы и другие). Объясните ошибки при их употреблении.

1. Подъем животноводства у нас начинался трудно: голодные коровы лежали и не могли подняться.

2. Ленский смотрит на мир через розовые очки, а Онегин – через черные, а надо – через обыкновенные, прозрачные.

3. В нашем колхозе овцы сняли зимний покров, собран обильный урожай шерсти.

4. В кабинет директора вихрем вошел бравый солдат, в котором непросто было узнать недавнего ученика.

5. Хихикал, словно голодная коза, веснушчатый извозчик!

Задание 5. Объясните значение слов.

Презумпция, картинг, ирригация, импичмент, апломб, лоция, дебаты.

Задание 6. Марина Цветаева так писала об Александре Блоке.

Имя твое - птица в руке,

Имя твое - льдинка на языке,

Одно единственное движенье губ,

Имя твое - пять букв.

Почему пять букв?

Задание 7. Переведите текст на современный русский язык и ответьте на вопросы.

Вопросы:

1. Определите значение слова , сопоставив его с родственными словами и фразеологизмами современного русского языка.

2. Найдите значение слова  в данном контексте, сопоставив его с родственными словами современного русского языка.

3. Определите значение слова , сопоставив его с родственными словами современного русского языка. Какое слово является его синонимом? Что вы знаете о его истории?



Предварительный просмотр:

2012-2013 учебный год.

Ключ

5 класс

1. Оценка: 10 баллов (по 2 балла за каждый правильный ответ: нашли ошибку – 1 балл, правильно исправили – 1 балл).

2.

Перст - палец, очи - глаза, чело - лоб, ланиты - щеки, уста - губы, брань - битва, глаголет - говорит, льзя - можно, зрячный - видный, брадобрей - парикмахер.

Оценка: 10 баллов (по 1 баллу за каждый правильный ответ).

3.

Теленок - телята, договор - договоры, инженер - инженеры, шофер - шоферы, доктор - доктора, директор - директора, молоко – не имеет множественного числа, профессор - профессора, редактор – редакторы (предпочтительная форма), бензин - не имеет множественного числа.

Оценка: 10 баллов (по 1 за каждый правильный ответ)

4. Оценка: 10 баллов (по 2 за каждый правильный ответ).

5.

Оценка: 5 баллов (1 балл за утвердительный ответ, до 4 баллов за убедительность доказательства). Слово опрятный происходит от глагола прятать. Глагол прятать (опрятывать) некогда означал «приводить в порядок, убирать, наводить чистоту». Отсюда отрятный – чистый, аккуратный.

6.

Оценка: до 15 баллов (по 1 баллу за каждое правильно составленное предложение, за глубину, связность, логичность и творческий подход еще 5 баллов).

Максимальное количество баллов: 60 баллов

 

2013-2014 учебный год

Ключ

6 класс

1. Оценка: 10 баллов (по 2 балла за каждый правильный ответ: нашли ошибку – 1 балл, правильно исправили – 1 балл)

2.

Лозунг - призыв, актуальный – своевременный, жизненный, шеф – руководитель, начальник, брошюра - проспект, буклет, книжка, имитация – подражание, копирование, традиция - обычай, атеист - неверующий, банкротство - разорение, триумф - победа, праздник, хвала, атлет - богатырь, спортсмен.

Оценка: 10 баллов (по 1 за каждый правильный ответ).

3. Солдат, носков, чулок, ботинок, апельсинов, помидоров, блюдец, тракторов, шоферов, лимонов.

Оценка: 10 баллов (по 1 за каждый правильный ответ).

4. Оценка: 3 балла

5.

КвартАл, тОрты, положИл, красИвее, стАтуя, баловАть, звонИшь, обеспЕчение.

Оценка: 8 баллов

5.

Оценка: 5 баллов (1 балл за утвердительный ответ, до 4 баллов за убедительность доказательства).  

Излучина реки – извилина, изгиб, кривизна, крутой поворот. Лукавый – извилистый, кривой, не идущий прямым путем. Восходят к одной основе лука – кривизна.

6. За три допущенные орфографические и пунктуационные ошибки снимается по 1 баллу).

Оценка: до 15 баллов (по 1 баллу за каждое правильно составленное предложение, за глубину, связность, логичность и творческий подход еще 5 баллов).

Максимальное количество баллов: 61 балл



Предварительный просмотр:

Ключ

7 класс.

1. Отличие в образовании форм именительного падежа множественного числа связаны с разными значениями слов:

Года (мои года) – годы (годы войны).

Меха (одеваться в меха) - мехи (кузнечные мехи).

Образа (образа святых) – образы (литературные образы).

Пропуска (документ) – пропуски (отсутствие чего-либо).

Хлеба (яровые) – хлебы (формовые хлебы).

Оценивание: 5 баллов

2.

Досье - совокупность документов и материалов, относящихся к какому-либо конкретному делу или вопросу, а также папка с этими материалами.

Финиш - конечный пункт дистанции в спортивных состязаниях, в которых данная дистанция проходится на скорость, а также заключительная, решающая часть таких состязаний.

Эксперт - специалист, приглашаемый или нанимаемый за вознаграждение, для выдачи квалифицированного заключения или суждения по вопросу, рассматриваемому или решаемому другими людьми, менее компетентными в этой области.

Презентация - общественное представление чего-либо нового, недавно появившегося, созданного.

Мониторинг - непрерывный процесс наблюдения и регистрации параметров объекта, в сравнении с заданными критериями.

Оценивание: 5 баллов. 1 балл за каждый правильный ответ.

3.

Иконопись, Августовский, фенОмен, облегчИть, тОрты, цемЕнт, ходАтайство, договОр.

Оценивание: 8 баллов. 1 балл за каждый правильный ответ.

4.

Жаркий июльский полдень. На барской тесной усадьбе словно все вымерло. Рабочие люди разбрелись по углам и улеглись в тень. Собаки раскинулись под навесом громадной ивы, стоящей посреди двора, и слышно, как они хлопают зубами, ловя в полусне мух. Жар так и окачивает сверху горячей волной. Все окна в доме отворены настежь.

Оценивание: 23 балла (орфография) + 4 балла (пунктуация) = 27баллов 

5.

Ломоть - искон . ломать (хлеб раньше отламывали от буханки или каравая).

Мешок – искон. Мех «мешок»; перв.: «вместилище, изготовленное из шкуры (меха) дикого зверя или домашнего животного».

Наверняка - искон. На+верняк (от верный + -як-; ср.: «пустяк»).

Оценивание: 9 баллов (по 3 балла за каждый правильный ответ)

6.  

Вы – полн-ите; вы – полн-и–те.

Вы-леч-ите; вы-леч-и-те.

Оба эти слова могут быть и формой 2-го лица множественного числа будущего времени, и формой 2-го лица множественного числа повелительного наклонения, то есть это грамматические омонимы. Если это формы будущего времени, то у них должны быть выделены личные окончания 2-го лица –ите, а если это формы повелительного наклонения, то следует выделить формообразующий суффикс повелительного наклонения –и, окончание множественного числа –те.

Оценивание: 3 балла (0,5 балла за каждое слово + 1 балл за правильное объяснение)

7. 

1. Подлежащее.

2. Простое глагольное сказуемое.

3. Дополнение.

4. Составное глагольное сказуемое.

5. Обстоятельство цели.

Оценивание: 5 баллов (по 1 баллу за каждый правильный ответ)

8.

а) Гео (от греч. - земля) - геология, география, геометрия.

б) Моно (греч. - один, единственный) - монолог, монолит, монокль, монография, монотонный.

Оценивание: 2 балла 

9.

Кот наплакал – куры не клюют, хоть отбавляй.

Рукой подать – у черта на куличках, за тридевять земель.

Язык проглотил - за словом в карман не полезет, язык без костей.

Оценивание: 6 баллов

10.

Око - глаз, уста - рот, выя - шея, оратай - пахарь, длань - ладонь, десница – правая рука.

Оценивание: 6 баллов (по 1 баллу за каждый правильный ответ)

11.

Оценивание: 1 балл за правильный ответ на поставленный вопрос + по 1 баллу за указание лингвистического словаря.

12. 

Игорь, подумав, сказал дружине своей: «Идите с данью домой, а я похожу еще».

Оценивание: 4 балла



Предварительный просмотр:

Ключи к заданиям по русскому языку

8 класс

Задание 1.

Метла – метел            

Кочерга – кочерег      

Копна – копен            

Серьга – серег              

Вожжа – вожжей        

Гостья – гостий          

Оценивание: 3 балла (по 0,5 балла за слово)

Задание 2.

Абонемент - право пользования местом (в театре, на лекции), документ, обеспечивающий это право. Отдел библиотеки, выдающий книги на дом.

Бюллетень - краткое официальное сообщение о событии, деле, имеющем общественное значение; избирательный листок; листок временной нетрудоспособности. 

Аккумулятор - устройство для накопления энергии с целью последующего ее использования.  Дублер - запасной.

Интеллигенция - работники умственного труда, обладающие образованием и специальными знаниями в различных областях науки, техники и культуры.

Комфорт - благоустроенность и уют жилищ, общественных учреждений, средств сообщения.

Лабиринт - сложное, запутанное расположение помещений, переходов, дорог.

Монолог - речь одного лица.  

Оценивание: 8 баллов

Задание 3.

ОблегчИть, газопровОд, жалюзИ, Иконопись, красИвее, хозЯева, мЕльком, обеспечение, столЯр, щавЕль.

Оценивание: 5 баллов (по 0,5 балла за слово)

Задание 4.

Имена людей - часть истории народа. Ученые установили, что в именах отражаются быт, верования, чаяния, фантазии, художественное творчество народов,  их исторические связи.

Древнерусские имена были своеобразными характеристиками людей. Имя давалось человеку как примета, по которой можно было бы выделить его из семьи или рода по каким-либо внешним признакам или по положению в семье, а иногда – по роду его занятий. Имена давались не только в раннем детстве, но и в зрелом возрасте. При этом «взрослое» имя иногда жило одновременно с «детским». В Древней Руси никакой разницы  между именем и прозвищем не было.

Имена, принесенные на Русь вместе с христианством, были заимствованы из языков многих восточных и европейских народов. В большинстве своем новые слова были словами древнегреческого языка. Так, Жданы и Храбры, Волки и Лебеди, Прекрасы и Несмеяны становились Василиями и Кириллами,  Аннами и Евдокиями.

(По В.Волиной)

Оценивание задания: 5 баллов – орфография

                                          5 баллов – синтаксис

Всего 10 баллов

Задание 5.

тщетно – напрасно            

денница – заря                  

рудомёт – врач-кровопускатель              

граять – 1. каркать (о воронах), 2. хохотать до неприличия.)  

Оценивание: 4 балла (по 1 баллу за слово)

Задание 6.

Пекло (сущ.) – пекло (глаг.) – корень пекл-; корень пек-                      

Нарядно (прилаг.) – нарядно (наречие) – окончание –о; суффикс –о    

Вечером (сущ.) – вечером (наречие) – окончание –ом; суффикс –ом   

Оценивание: 3 балла (по 1 баллу за слово)

Задание 7.

Компетентные, сыновний, не езди, глаголет (от глагола глаголать), рельсов, терпению, почерк, пятерых солдат, надеть, отправлен.

Оценивание: 5 баллов (по 0,5 балла за слово)

Задание 8.

Эгоизм – себялюбие, иждивенец – нахлебник, колоссальный – огромный, уникальный – исключительный, инъекция – укол,  аккорд - созвучие.

Оценивание: 6 баллов (0,5 балла за орфографию, 0,5 за подбор исконно русских слов)

Задание 9.

Запевала

Оценивание: 1 балл

Задание 10.

Бросить якорь – поднять паруса                                        

Витать в облаках – спуститься с небес на землю            

Кот наплакал –  куры не клюют                                        

У черта на куличках – под самым носом                          

Оценивание: 4 балла

Задание 11

Глядя на карту, я вспомнил вчерашний разговор с другом Митькой.

Оценивание: 1 балл

Задание 12.

Манускрипт, мануальный, манипулировать

Оценивание: 3 балла

ИТОГО– 53 балла



Предварительный просмотр:

Ключ

9 класс

Задание № 1

В глубине зимы близ полуночи началась однажды поземка. Старик играл последней вещью «Зимнюю дорогу» Шуберта и собирался затем уходить на покой. В тот час из середины ветра и снега появился знакомый седой воробей. Он сел тонкими ничтожными лапками на морозный снег, потом походил немного вокруг футляра, задуваемый по всему телу вихрями, но равнодушный к ним и безбоязненный, и перелетел внутрь футляра.

(А. Платонов)

Оценка: по 1 баллу за каждую правильно поставленную запятую, правильно вставленную букву и правильно раскрытые скобки (4 пунктограммы и 22 орфограммы) – 26 баллов.

Задание №2 

БалОванный, вероисповЕдование, воспринЯть, Иконопись, каталОг, пережитОе, придАное, свёкла, слИвовый, украИнский, ходАтайство, апострОф, опОшлить, облегчИть, намЕрение, завИдно, еретИк, пЕтелька, кУхонный, цемЕнт.

Оценка: 10 баллов (0,5 балла за одно слово)

Задание № 3 

Ночь – ночка - ночник – ночной – ночевать – ночёвка – заночевать – переночевать

Оценка: 3 балла – нет ошибок, 2 балла – допущена 1 ошибка, 1 балл – допущено 2 ошибки, 0 баллов – допущено 3 ошибки.

Задание № 4 

Современный разбор

Историческое членение

Внуш-и-ть

вн-уш-и-ть(этимологическое значение «вложить в ухо»)

Прихот-лив-ый

при-хот-лив-ый (корень тот же, что и в словах при-хот-ь, хот-е-ть, похоть)

Оценка: 4 балла

Задание № 5 

Корень «кры» отчётливо проявляется в каждом из слов рассматриваемой группы. Все слова являются производными от древнего «крыти» с тем же значением, что и в современном слове «крыть». Слово «крыльцо» (древняя форма «крыльце») первоначально было уменьшительно-ласкательным образованием от крыла.

Оценка: 2 балла

Задание № 6 

А) авантюризм, б) антракт, в) гротеск, г) эпитет.

Оценка: 4 балла

Задание № 7 

Дюйм - английская мера длины.

Куркума - травянистое растение семейства имбирных.

Курсив - наклонный типографский шрифт, близкий к рукописному по начертанию.

Реликвия - свято хранимые как память о прошлом вещи.

Фетиш- предмет слепого поклонения.

Купюра- сокращение, изъятие текста.

Амбиция - чувство чести, благородства; самолюбие, спесь, чванство; требование внешних знаков уважения, почета.

Гобой - деревянный духовой музыкальный инструмент.

Оценка: 8 баллов

Задание № 8

а) наречие; б) наречие; в) предлог; г) союз; д) наречие; е) предлоги; ж) наречие.

Оценка: 7 баллов

Задание № 9 

4. Название книги является несогласованным приложением, при употреблении слова книга название не склоняется.

Оценка: 1 балл

Задание №10 

А) так, как получится, случится;

б) устранить отчуждённость, отдалённость, недоверие между кем-либо;

в) очень быстро, стремительно или упорно делать что-либо;

г) ничем не выделяющийся, посредственный человек.

Оценка: 4 балла

Задание № 11 

Грехи человека бывают четырех видов: по нечаянности, по заблуждению (обольщению, соблазну), по недомыслию и по страсти.

Слово нЂзапу, можно соотнести со словом внезапный, вероятно, однокоренным с древнерусским словом внезапный – неожиданный.

Слово прелъсть образовано от корня льсть со значением «обман» и обозначало первоначально «обман, заблуждение, обольщение, соблазн».

Слово любъвъ в данном контексте имеет значение «страсть»

Оценка: 8 баллов (5 баллов за перевод, 3 балла за комментарий выделенных слов)

Всего 77 баллов

 



Предварительный просмотр:

Ключ

Задание 1. Расставьте ударения в словах:

ВероисповЕдание, кремЕнь, облегчИть, исчЕрпать, премировАть, обеспЕчение, хвОя, блАговест, заржАветь, диоптрИя.

Оценка: 10 баллов. 1 балл за каждый правильный ответ.

Задание 2.1 -2.3. Частица. 2.4. Наречие. 2.5.Краткая форма прилагательного, является частью составного именного сказуемого. 2.6. Частица.

Оценка: 6 баллов. 1 балл за каждый правильный ответ.

Задание 3. Перепишите текст, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки и расставьте знаки препинания.

Есть прелестный подбор цветов этого времени года: красные, белые, розовые,  пушистые кашки; наглые маргаритки; молочно-белые с ярко-желтой серединой «любишь-не-любишь» с своей прелой пряной вонью; желтая сурепка с своим медовым запахом; высоко стоящие лиловые и белые тюльпановидные колокольчики; ползучие горошки; красные, розовые, лиловые, аккуратные скабиозы; с чуть розовым пухом и чуть слышным приятным запахом подорожник; васильки, ярко-синие на солнце и в молодости и голубые и краснеющие вечером и под старость; и нежные, тотчас же вянущие цветы повилики.

Лев Толстой «Хаджи-Мурат»

Оценка: 40 баллов.

По 1 баллу за каждую правильно поставленную запятую, правильно вставленную букву и правильно раскрытые скобки (22 орфограммы и 18 пунктограмм).

Задание 4.

Слово подъём утрачивает образное значении (1 балл) в контексте. Метафоры (1 балл) не получилось. – (2 балла).

Неудачно использовано сочетание (1 балл) эпитетов (1 балл). - 2 балла.

Невольное олицетворение (1 балл), неудачная образность (1 балл). – 2 балла.

Неудачное (1 балл) сравнение: (1 балл) вошёл вихрем. – (2 балла).

Неудачное  (коза хихикает?) (1 балл) сравнение (1 балл). – (1 балл).

Оценка: 10 баллов.

Задание 5. Объясните значение слов.

Презумпция - предположение, принятое в качестве вероятного; предположение о существовании факта, которое считается истинным до тех пор, пока ложность такого предположения не будет бесспорно доказана.

Картинг - вид спорта и развлечения, гонки на картах - простейших гоночных автомобилях без кузова.

Ирригация - искусственное орошение безводных земель для повышения их плодородия.

Импичмент - лишение полномочий лиц, избранных в орган законодательной, государственной или местной власти, за грубые нарушения законов.

Апломб - в обычном смысле слова - самоуверенность, показная переоценка человеком своих способностей, заносчивость.

Лоция - часть науки судовождения, в которой рассматриваются вопросы выбора морского пути и навигационного обеспечения судовождения, а также морские опасности и средства оборудования морских путей.

Дебаты - четко структурированный и специально организованный публичный обмен мыслями между двумя сторонами по актуальным темам. Это разновидность публичной дискуссии участников дебатов, направляющая на переубеждение в своей правоте третьей стороны, а не друг друга.

Оценка: 7 баллов. 1 балл за каждый правильный ответ.

Задание 6.

Декретом за подписью советского Народного комиссара по просвещению А.В. Луначарского, опубликованном 23 декабря 1917 года (5 января 1918 года), «всем правительственным и государственным изданиям» предписывалось с 1 января (ст. ст.) 1918 года «печататься согласно новому правописанию» Из алфавита исключались буквы Ѣ (ять), Ѳ (фита), І («и десятеричное»); вместо них должны употребляться, соответственно, Е, Ф, И; исключался Ъ на конце слов и частей сложных слов, но сохранялся в качестве разделительного знака (подъем, адъютант).

С потерей «ера» на конце имя Блок сократилось до четырех букв.

Оценка: 3 баллов.

Задание 7.

Перевод.

А кто не по-Божески живет, чинит всякую неправду, долгов не платит, томит волокитой, [находясь] при власти, накладывает незаконные налоги, или землю перепахал, или борти или сети украдет, или кого [ложно] обвинит, или подставит, или насильно [превратит] в холопа, или неправедно [производит] розыск, или ложно свидетельствует, или клеветой оттягает, тот будет в аду, а народом проклят.

1. Переорати – ‘перепахать’ (1 балл); ср. оратай ‘пахарь, земледелец’, орало ‘плуг’; выражение перековать мечи на орала (1 балл).

2. Обыскивати – слово родственно таким словам, как искать, розыск (1 балл); обыскивать здесь значит ‘производить розыск, дознание, расследование’ (1 балл).

3. Послyшествовати – ‘свидетельствовать’ (1 балл); образовано от послухъ – ‘человек, который что-то слышал (слух-/слуш- – 1 балл) и может рассказать о преступлении’; с другим органом чувств связано происхождение слова свидетель – ‘тот, кто что-то видел и может рассказать’ (1 балл); само это слово является переосмыслением слова свѣдетель – ‘тот, кто что-то знает’ - производного от вѣдать (1 балл).

Оценка.

За перевод – максимум 6 баллов (за лексические ошибки баллы вычитаются; грамматика не оценивается), за ответы на вопросы - максимум 8 баллов.

Оценка: 14 баллов.

Итого: 90 баллов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиада по русскому языку для учащихся 5 классов.

Предлагаемые задания могут быть использованы для проведения олимпиады по русскому языку в 5 классах, для работы с одаренными детьми. Каждое задание оценивается определенным количеством баллов. Материа...

Олимпиада по русскому языку для 5-6 классов

Задания  могут быь использованы для проведения школьного тура олимпиады по русскому языку для 5-6 классов общеобразовательных школ....

Олимпиада по русскому языку в 5-х классах

Тестовые задания для проведения олимпиады по русскому языку в 5 классе....

Олимпиада по русскому языку в 10-х классах

Тестовые задания для проведения олимпиады по русскому языку в 10-х классах....

Задания для школьного этапа Всероссийской олимпиады по русскому языку для 7-8 классов.

Задания для школьного этапа Всероссийской олимпиады по русскому языку для 7-8 классов...