Тема :Анализ текста "Притча о погубленном дереве"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) по теме

Урок русского языка в 9 классе .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_v_9_klasse.docx20.19 КБ

Предварительный просмотр:

              Тема: Анализ текста  «Притча о погубленном дереве».

Цели:

1)познавательная : обеспечить развитие учебно- познавательных умений и навыков;

2)развивающая :содействовать  развитию у школьников общеучебных умений;

3)воспитательная : формирование у учащихся ценностное отношение к природе.

Наглядность:  таблицы, рисунки детей.

                                         Ход урока.

I. Организационная   часть.

II.Проверка домашнего задания,   актуализация опорных знаний.

                                   Групповая работа.

  Задания для групп:

А)пересказ текста  б) нахождение темы, идеи, типа речи   в)нахождение зачина, средней части, концовки г) найти связывающие слова

                                     Фронтальный опрос.

-Что такое сюжет? (Развитие  событий во времени и пространстве )

-Правильно ли  расположены иллюстрации к тексту?

-Почему они расположены именно таким образом?

 III.Введение нового материала.

1.Наблюдение над текстом.

1)Работа с  лексикой.

Скудные , протяжный, распростертые, изуродованные.

2)Роль глаголов в тексте.

Вывод: глаголы прошедшего времени совершенного вида помогают  показать движение  , результат.

 Наблюдение над звуковым составом слов: обрубил, выдернул, понял, бросил

Вывод: Здесь больше звонких согласных.  Автор хотел показать  резкость , грубое отношение человека к природе.

3) Роль причастий в тексте.

Задание: найти причастия, сравнить текст без причастий.

Вывод: в данном тексте  причастия нужны  для выражения внутреннего переживания человека.

                             Физминутка.

     Покажите , как качались деревья.

2. Сравнение  . Сравнить два текста.

1)Чтение текста  стихотворения Ю.Кунзегеша  «Хадың  ыызы»

Тосче  чулук сыстып турда,

Карак чажы булдээннээнзиг

Доразынче  хээндилер

Каржан ышкаш тоглап туру.

Уулган  бедек чыжыраарга,

Аныяк кыс човууртаан дег,

Угаан –чурээм саргып келди –

Аккыр хадың ѳлуп калды.

           Созвучие  с текстом , где говорится  о безжалостном отношении к природе.

2)Творческая работа .Составить диалог дерева с человеком.

3)Защита  рисунков детей.

Iv. Закрепление знаний о сложных предложениях.

1) Работа с орфограммами.

2) Объяснить схему.

                                                              сложное предложение                                        

                                   простое     предложение

           словосочетание

  слово

3) Найти в тексте ССП,ССП.

V.Выводы. Домашнее задание.

Написать  сочинение на грамматическую тему « Сложносочиненные предложения»

Рефлексия.

                                                                                           О. Безымянная

                                    ПРИТЧА О ЗАГУБЛЕННОМ ДЕРЕВЕ

        Увидел человек у дороги молодое, красивое деревце, и захотелось ему переса-

дить его в собственный сад. Но лень ему было рыть большую яму, чтобы освободить по-

больше корней, и, не утруждая себя очень, он обрубил их и выдернул деревце. Глядя

на скудные корешки, человек понял, что деревцу нечем будет уцепиться за землю и

первый же сильный ветер вырвет его с корнем. Не долго думая он бросил дерево и

пошёл прочь.

        Ночью человек услышал чей-то стон. Обойдя спящих родных, он не нашёл нико-

го, кто бы вызывал беспокойство. Он вышел в сад, обошёл его, но и там не нашёл ни-

кого, кто бы мог издавать стоны. Он вернулся и лёг и снова услышал протяжный, рву-

щий душу стон, и понял человек, что это в душе его звучит чей-то плач. До утра он

не мог уснуть, а с восходом солнца вышел из дому и пошёл по дороге, словно его кто-

то вёл по ней. А стон всё сильнее и сильнее звучал в душе, в голове и в ушах. Чей-

то плач усиливался в сердце, как в пустом сосуде, и эхом раздавался по всему миру.

И человек уже не шёл, а бежал сам не зная куда. И вдруг он споткнулся и упал, рас-

пластавшись на земле. Когда пришёл в себя, то увидел, что лежит рядом с распростёр-

тым так же, как и он, изуродованным телом деревца. Оно лежало, разбросав по земле

свои ветки как руки, словно хотело ими ухватиться за жизнь. Человек вскочил, вырыл

новую яму, принёс из дальнего источника воды и посадил дерево. Ослабшие молодые ве-

точки поникли, опустившись до самой земли, не в силах подняться к солнцу. Человек

укрепил дерево, привязав его к кольям, чтобы ветер не выдернул его, и ушёл.

        Весной, когда деревья начали просыпаться и наливаться жизненной силой, че-

ловека потянуло к дереву у дороги. Он не шёл, а бежал в надежде увидеть ожившее де-

ревце, но, приблизившись, увидел на нежно-зелёном фоне молодеющей долины чёрный

сухой ствол с направленными к небу сухими ветвями-руками. Умершее дерево простира-

ло руки к небу, словно просило у него защиты и помощи. Больно было смотреть на ис-

сохшее тело, некогда полное жизни, красоты и силы. Теперь оно немым укором торчало

из земли. Не так давно на этом месте была жизнь, цветущая, плодоносящая, теперь

смерть смотрела в глаза каждому, кто проходил мимо. А по оживающей, молодеющей до-

лине разносился ветром тихий плач, и сколько он будет полнить звенящий воздух, ска-

зать трудно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы для учащихся 10 класса по теме «Анализ эпизода «Сон Раскольникова» (по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"

Разработка данного урока помогает освоить знания в сфере комплексного анализа художественного текста и выявление его особенностей. Десятиклассники учатся устанавливать связь между эпизодом, отдельными...

Конспект урока по литературе для 5 класса по теме "Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Няне""

Материал содержит подробный конспект урока по литературе для 5 класса по программе Г.С. Меркина на тему "Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Няне""...

Конспект урока по литературе для 6 класса по теме "Анализ баллады В.А. Жуковского "Кубок""

Подробный конспект урока литературы для 6 класса по теме "Анализ баллады В.А. Жуковского "Кубок"" по программе Г. Меркина...

Конспект урока по литературе для 5 класса по теме "Анализ стихотворения А.С.Пушкина "Зимнее утро""

Представлен конспект урока литературы в 5 классе по теме "Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Зимнее утро"" по программе Г.С. Меркина...

Выступление на тему"Анализ и самоанализ современного урока"

Выступление на семенаре "Современный урок: каким он должен быть?"...

Урок русского языка в 9 классе.Тема:"Анализ контрольной работы по теме"Сложносочинённое предложение"

Материал содержит поэтапное проведение анализа к/р, который поможет обучающимся распознавать свои ошибки и не допускать их в следующих работах.Урок заканчивается с/р, которая даст возможность проконтр...