Выразительные средства синтаксиса
рабочая программа по русскому языку (9 класс) на тему

Элективный курс в 9 классе 10 часов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektiv.docx32.58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с. Старая Порубёжка

 Пугачёвского  района  Саратовской области»

«Согласовано»

Руководитель МО

__________ Г.Е Зимина

            ФИО

Протокол № ___ от «__»

____________2012г.

«Согласовано»

Заместитель руководителя по УВР МОУ «СОШ с. Старая Порубёжка       »

_____________  А.И. Чумакова

                    ФИО

 «__»____________2012г.

«Утверждаю»

Руководитель МОУ «СОШ с. Старая Порубёжка    »

_____________ М.В. Артёмова

                  ФИО

Приказ № ___ от «__»____2012г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  

элективного курса

(9 класс)

«Выразительные средства  синтаксиса»

Филипповой  Татьяны  Васильевны

Автор программы  Купцова Е.Ю.

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № ____от «__»_______2012г.

2012 – 2013  учебный год

Пояснительная записка

Данный элективный курс предназначен для учащихся 9 класса. Количество часов – 10.

Изучение изобразительно-выразительных средств языка на уроках русского языка и литературы является вопросом, который ни одного словесника не оставляет равнодушным. Программы по литературе практически не позволяют выделять целые уроки на изучение теории и те или иные языковые явления изучаются вскользь, по ходу изучения художественного произведения. Но в связи с тем, что итоговая аттестация в 9-х и 11-х классах предполагает комплексный анализ художественного текста, составной частью которого является и анализ языковых средств выразительности, считаем необходимым уделить этому вопросу особое внимание.

Данный курс основан на требованиях образовательного Стандарта по предмету «Русский язык»:

  • развитие способности адаптироваться изменяющейся социокультурной среде, готовности к осознанному выбору профессии;
  • совершенствование общенаучных, интеллектуальных, организационных, информационных умений и навыков;
  • формирование, наряду с языковой и коммуникативной, лингвокультурной компетенций учащихся.

Знания и умения, которые учащиеся должны приобрести в процессе изучения курса, помогут также подготовиться к экзаменам по русскому языку и литературе.

Методы деятельности учителя направлены на подготовку микролекций по темам курса, организацию практических занятий, руководство самостоятельной деятельностью учащихся. В работе используются открытые образовательные модульные мультимедиа системы (ОМС), объединяющие электронные учебные модули трех типов: информационные, практические и контрольные. Электронные учебные модули создаются по тематическим элементам учебных предметов и дисциплин. Каждый учебный модуль автономен и представляет собой законченный интерактивный мультимедиа продукт, нацеленный на решение определенной учебной задачи. Для воспроизведения учебного модуля на компьютере требуется предварительно установить специальный программный продукт – ОМС-плеер.

Формы и приёмы работы учащихся: составление конспектов на основе лекций учащимися; анализ текстов; коллективная и групповая работа, индивидуальная самостоятельная работа; написание развёрнутых ответов на лингвистические темы, создание буклетов, проекта.

Система оценивания основана на самостоятельной работе учащихся при выполнении тестов, комплексном анализе текстов, подготовке проекта.

Цели элективного курса:

  • углубить и расширить основные понятия науки о языковых стилях, культуре речи;
  • научить различным приёмам использования выразительных средств;
  • способствовать росту речевой культуры школьника.

Задачи элективного курса:

  • знакомство учащихся с особенностями употребления той или иной стилистической конструкции (анализ образца) и использование её в речи;
  • изучение приемов индивидуально-авторского использования языковых средств;
  • обеспечение расширения лингвистического кругозора;
  • формирование языкового вкуса;
  • наблюдение над особенностями языка в художественном произведении;
  • обеспечить дальнейшее овладение основными нормами современного русского литературного языка в соответствии с “Требованиями к уровню подготовки выпускников средней школы по русскому языку”.

В результате изучения курса учащиеся должны знать:

  1. общие, основные сведения о тропах и стилистических фигурах речи;
  2. грамматические нормы литературного языка;
  3. нормы произношения современного литературного языка.

В результате изучения курса учащиеся должны уметь:

  1. владеть устной и письменной речью;
  2. правильно употреблять выразительно-художественные средства русского языка в собственной речи (как в отдельном высказывании, так и в связной речи);
  3. самостоятельно исследовать текст с целью решения поставленных перед ним задач;
  4. выразительно читать художественное произведение;
  5. работать с различными видами словарей.


II.  Учебно-тематический план.

Наименование разделов и тем

Количество часов

Календарные

сроки

Содержание занятия

Домашнее задание

Наглядные пособия, ТСО

план

факт

1

Введение. Обладает ли синтаксис выразительными средствами?

1

18.01

Постановка целей элективного курса. Определение понятия синтаксические фигуры речи. Изучение требования к проекту.

Работа над проблемным вопросом «Обладает ли синтаксис выразительными средствами?»

http://fcior.edu.ru/card/420/izobrazitelno-vyrazitelnye-sredstva-yazyka.html

В данном учебном модуле содержится следующая информация: Тропы; Фигуры речи; Риторические фигуры речи. При изучении материала возможно использование элементов интерактивности.

2

Анафора и эпифора.

1

25.01

Определение основных понятий. Запись дефиниций в тетрадь. Устный и письменный анализ примеров. Поиск художественных средств в ходе выполнения тестовых заданий.

Анализ текстов

http://fcior.edu.ru/card/420/izobrazitelno-vyrazitelnye-sredstva-yazyka.html

3

Параллелизм.

1

01.02

Определение основных понятий. Запись дефиниций в тетрадь. Устный и письменный анализ примеров. Синтаксический разбор предложений. Вычленение параллельных синтаксических конструкций в ходе комплексного анализа текста.

Анализ текстов

http://fcior.edu.ru/card/420/izobrazitelno-vyrazitelnye-sredstva-yazyka.html

4

Антитеза и оксюморон.

1

8.02

Определение основных понятий. Запись дефиниций в тетрадь. Устный и письменный анализ примеров.

Анализ стихотворения А.А.Блока “Полный месяц встал над лугом...”

И.С.Шмелёв “Русская песня”

http://fcior.edu.ru/card/420/izobrazitelno-vyrazitelnye-sredstva-yazyka.html

5

Градация. Инверсия.

1

15.02

Определение основных понятий. Запись дефиниций в тетрадь. Устный и письменный анализ примеров. Пунктуационный разбор предложений, осложнённых однородными членами. Выявление синтаксической, интонационно-смысловой функции запятой при однородных членах. Анализ предложений с прямым и обратным порядком слов.

Анализ текстов

Н.М.Рубцов “Острова свои обогреваем”

http://fcior.edu.ru/card/420/izobrazitelno-vyrazitelnye-sredstva-yazyka.html

6

Риторические вопросы, восклицания и обращения.

1

22.02

Определение основных понятий. Запись дефиниций в тетрадь. Устный и письменный анализ примеров. Выявление синтаксической, интонационно-смысловой, экспрессивной функций знаков завершения предложения.

Работа над проектом «Выразительные средства синтаксиса»

http://festival.1september.ru/articles/528488/pril13.doc

7

Умолчание и Эллипсис. Парцелляция.

1

29.02

Обзорное знакомство с понятиями умолчание, эллипсис, парцелляция. Определение основных понятий. Запись дефиниций в тетрадь. Устный и письменный анализ примеров.

Общий анализ текстов с использованием нескольких изобразительно-выразительных средств.

http://fcior.edu.ru/card/420/izobrazitelno-vyrazitelnye-sredstva-yazyka.html

8

Бессоюзие. Многосоюзие.

1

7.03

Определение основных понятий. Запись дефиниций в тетрадь. Устный и письменный анализ примеров.

http://fcior.edu.ru/card/3130/izobrazitelno-vyrazitelnye-sredstva-yazyka.html

Решение теста

В данном модуле содержатся практические задания по теме «Изобразительно-выразительные средства языка». Задание представляет собой тест II уровня интерактивности по теме «Изобразительно-выразительные средства языка», в котором необходимо выбрать правильные варианты ответа.

9

Тропы и фигуры в стихотворении Давида Самойлова “Сороковые”

1

14.03

Определение основных понятий. Запись дефиниций в тетрадь. Устный и письменный анализ примеров.

Подготовка проекта к презентации

10

Подведение итогов. Презентация. Защита проектов. Демонстрация буклетов.

1

21.03

Демонстрация работ учащихся.


Использованная литература, ресурсы.

  1. Г.С.Меркин, Т.М.Зыбина, Н.А.Максимчук, О.С.Рябикова. Развитие речи. Выразительные средства художественной речи: Пособие для учителя / Под общей редакцией Г.С. Меркина, Т.М. Зыбиной. – М.: ООО “ТИД “Русское слово - РС”, 2005. – 208 с.
  2. Русский язык и литература. Средства и приёмы выразительной речи. 5 – 9 классы: тренинговые задания на уроках / сост. М.Е. Кривоплясова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 78 с.
  3. Васильева А.Н. Стилистический анализ языка художественного произведения. – М., 1966.
  4. Виноградов В.В. О теории художественной речи. – М.: Наука, 1971.
  5. Голуб И.Б. Грамматическая стилистика современного русского языка. – М.: Высш. шк., 1989.
  6. Москвин В.П. О разновидностях перифразы // Рус. яз. в шк. -2001. - № 1. – С. 74-77.
  7. Студнева А.И. Лингвистический анализ художественного текста. – Волгоград, 1983.
  8.  Материалы Федерального центра информационно-образовательных ресурсов  http://fcior.edu.ru/ 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выразительные средства синтаксиса

Элективный курс для предпрофильной подготовки "Выразительные средства синтаксиса" поможет обучающимся при выполнении задания 8 частиВ при сдаче ЕГЭ по русскому языку...

Основные выразительные средства синтаксиса

Презентация к уроку русского языка в 7 классе по программе С.И. Львовой по теме "Основные выразительные средства синтаксиса"...

Реферат "Работа над выразительными средствами синтаксиса в соответствии с требованиями нового стандарта основного общего образования по русскому языку"

Реферат "Работа над выразительными средствами синтаксиса в соответствии с требованиями нового стандарта основного общего образования по русскому языку" содержит описание основных выразительных средств...

Готовимся к ЕГЭ. 24 задание. Выразительные средства синтаксиса

Готовимся к ЕГЭ. 24 задание. Выразительные средства синтаксиса (определения и примеры для разбора задания 24 на уроке русского языка)...

Готовимся к ЕГЭ. 26 задание. Выразительные средства синтаксиса

теоретический материал для подготовки е ЕГЭ по рускому языку(задание 26)...

Материалы для презентации "Основные выразительные средства синтаксиса"

Материалы  для презентации "Основные выразительные средства синтаксиса"...

«Изобразительно-выразительные средства синтаксиса. Как «работают» однородные члены предложения»

Конспект урока русского языка для 8 класса по теме«Изобразительно-выразительные средства  синтаксиса. Как «работают» однородные члены предложения»Семенова Алевтина Славико...