Основные выразительные средства синтаксиса
презентация к уроку по русскому языку (7 класс) по теме

Леонтьева Виктория Альбертовна

Презентация к уроку русского языка в 7 классе по программе С.И. Львовой по теме "Основные выразительные средства синтаксиса" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sintaksicheskie_sredstva.pptx375.93 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

формировать представление о синтаксических средствах выразительности ; формировать умение определять стилистическую роль синтаксических средств в художественном тексте ; закреплять представление о роли грамматики в речевом общении . Основные выразительные средства синтаксиса Цели и задачи урока: МБОУ « Вельеникольская СОШ» Учитель русского языка и литературы Леонтьева В.А.

Слайд 2

Синтаксические средства выразительности АНАФОРА/ЭПИФОРА ИНВЕРСИЯ ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ ПРЯМЫЕ ОБРАЩЕНИЯ АНТИТЕЗА ВВОДНЫЕ СЛОВА РИТОРИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ, ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ РЯДЫ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНОВ (С СОЮЗАМИ И БЕЗ СОЮЗОВ

Слайд 3

Антитеза. (греч. antithesis – «противоположение») – стилистическая фигура, основанная на резком противопоставлении каких-либо понятий: Ты богат – я очень беден. Ты прозаик – я поэт. Ты румян, как маков цвет, – Я, как смерть, и тощ, и бледен (А. Пушкин). Бессоюзие . Асиндетон Пропуск между словами и предложениями соединительных союзов. Их отсутствие придает речи стремительность, выразительность, передает убыстренную интонацию. Швед , русский – колет, рубит, режет. Бой барабанный, клики, скрежет. Гром пушек, топот, ржанье, стон… (М. Лермонтов). Многосоюзие. Полисиндетон Н амеренное увеличение количества союзов в предложении, благодаря чему выделяются отдельные слова, замедляется интонация, усиливается выразительность речи. И пращ, и стрела, и лукавый кинжал щадят победителя годы… ( А. Пушкин).

Слайд 4

Инверсия (от лат. inversio – «перестановка») – стилистический прием, заключающийся в нарушении обычного порядка слов: подлежащее – после сказуемого, определение – после определяемого слова, отрыв эпитета от определяемого слова и т.п. Вот нахмурил царь брови черные , и навел на него очи зоркие (М. Лермонтов). Синтаксический параллелизм одинаковое или сходное синтаксическое строение соседних предложений или отрезков речи: Око зрит – невидимейшую даль, Сердце зрит – невидимейшую связь, Ухо пьет – невидимейшую молвь. ( М. Цветаева). Градация (от лат. gradatio – «постепенное усиление») – такое расположение слов, словосочетаний, при котором каждое последующее усиливает (реже ослабляет) значение предыдущего: Большинство носило усики, усы и даже усищи (А. Куприн).

Слайд 5

Анафора (разновидность повтора ). (Греч . anaphora – «вынесение вверх») - повторение слов или выражений в начале соседних отрезков текста: Только ветер да звонкая пена, Только чаек тревожный полет, Только кровь, что наполнила вены, закипающим гулом поет ( Э. Багрицкий). Эпифора (разновидность повтора). (от греч. epiphora из epi – «после» и phoros – «несущий») повторение слов или выражений в конце соседних отрезков текста. …делать то, чего я хочу, и только так, как я хочу , и только потому, что я хочу ( Н. Добролюбов).

Слайд 6

Риторический вопрос. В опросительное по форме, но утвердительное по смыслу предложение (вопрос, не требующий ответа). Какой же русский не любит быстрой езды? Риторическое обращение . Обращение к неодушевленному предмету, отвлеченному понятию или отсутствующему лицу. Русь , куда же несешься ты? дай ответ (Н. Гоголь). Риторическое восклицание . Восклицательное предложение, выражающее экспрессию, эмоции автора. Образующийся при нуле градусов лед легче воды и поэтому не тонет. Поистине сказочное свойство ! ( В. Чивилихин ). Вопросно-ответная форма изложения . Автор задает вопрос, а затем сам на него отвечает. Что плохого в насмешливом взгляде ? А все плохо! Я не хочу попадать под прицел презрительных глаз. ( В. Харченко).

Слайд 7

Эллипсис . (от греч. ellipsis – «выпадение») – стилистическая фигура, состоящая в намеренном пропуске какого-либо члена предложения, который подразумевается из контекста. Татьяна – в лес. Медведь – за ней. (А . Пушкин). Умолчание. О борот речи, состоящий в том, что мысль остается не до конца выраженной, но читатель догадывается о невысказанном. У себя на ферме овца ненавидела стрижку. Но ведь там было совсем другое. Ее кормили, поили, стригли на дому и ничего за это не спрашивали. А здесь… Если бы у овцы были деньги, она обязательно зашла бы подстричься! (Ф. Кривин). Парцелляция. (от лат. particula – «частица») – особое членение высказывания, при котором возникают неполные предложения, следующие за основным. Как только не определяли идею «Медного всадника». Какие только толкования не предлагали разные эпохи и разные ученые. И все толкования были правильны. Интересны. Глубоки. Аргументированны . И разные (Д. Гранин)

Слайд 8

3. ... — это способ создания идей: автор из мысли извлекает противоположность, познает мир не только путем сравнения сходных явлений (метафора), но и в столкновении явлений “противоположных”, “крайних”. 1. … выявляет контраст между явлениями или предметами. Оформляет … пара (или несколько) антонимов, языковых или контекстных . 2. Когда все спокойно, ты шумишь; когда все волнуются, ты спокоен ; ... если надо молчать — ты кричишь ; когда следует говорить — ты молчишь . Антитеза

Слайд 9

Полная жизнь русской классики в школе — это условие существования нашего народа , нашего государства ; это, как принято сейчас говорить, вопрос национальной безопасности. Не читая “Онегина”, не зная “Преступления и наказания”, “Обломова”, мы превращаемся в какой-то другой народ . Да что там “народ”! Нас и так уже иначе как “населением” не называют...” - риторическая фигура, суть которой состоит в расположении перечисляемых элементов (слов, словосочетаний, фраз) в порядке возрастания их значения (“восходящей …”) или в порядке убывания значений (“нисходящей …”). Градация

Слайд 10

…— разновидность повтора: одно и то же слово, несколько слов, повторяются в начале нескольких фраз , следующих одна за другой. Мне не хватает дедушкиного дома с его большим зеленым двором... Мне не хватает просторной кухни в дедушкином доме с ее земляным полом... Мне не хватает вечерней переклички женщин с холма на холм… … придает ритм речи Анафора … … …

Слайд 11

…– повторение одних и тех же элементов в конце каждого параллельного ряда . Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник? Эпифора … … …

Слайд 12

… - повтор синтаксических конструкций , особое устройство следующих друг за другом фраз с одной и той же синтаксической структурой, Мне не хватает дедушкиного дома с его большим зеленым двором... Мне не хватает просторной кухни в дедушкином доме с ее земляным полом... Мне не хватает вечерней переклички женщин с холма на холм… с однотипным порядком слов, однотипными сказуемыми . Синтаксический параллелизм

Слайд 13

… отмечает эмоциональную смысловую кульминацию отрезка (части) речи . Риторическое восклицание О времена! О нравы! Что такое культура, зачем она нужна? Что такое культура как система ценностей? Какова цель того гуманитарного образования, которое всегда было у нас в традиции? Риторический вопрос …служит для эмоционального выделения смысловых центров текста , Служит задаче установления активного взаимодействия с адресатом . для формирования эмоционально-оценочного отношения адресата к предмету речи

Слайд 14

Аллегория - В баснях и сказках хитрость показывается в образе лисы, жадность – в обличии волка, коварство – в виде змеи . … изображение действительности в преувеличенном, уродливо-комическом виде , переплетение реального с фантастическим, страшного со смешным. …иносказание , в искусстве - развернутое уподобление , подробности которого складываются в систему намеков ; прямой смысл изображения не теряется , но дополняется возможностью его переносного истолкования. Гротеск Примеры: в сказке М. Е. Салтыкова-Щедрина «Медведь на воеводстве» медведь собирается разорять «типографии и университеты»; градоначальник с фаршированной головой.

Слайд 15

Парцелляция …- такое членение предложения , при котором содержание высказывания реализуется не в одной, а в двух или нескольких интонационно-смысловых речевых единиц, следующих одна за другой после разделительной паузы. … - пропуск элемента высказывания , легко восстанавливаемого в данном контексте или ситуации. Флеров—все умет. И дядя Гриша Дунаев. И доктор тоже. Эллипсис Во всех окнах - любопытные , на крышах – мальчишки. Мы села – в пепел, грады – в прах, в мечи – серпы и плуги.

Слайд 16

Многосоюзие Полисиндетон Асиндетон Перед глазами уходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал, и светился, и уходил куда-то в бесконечность Бессоюзие Швед, русский, колет, рубит, режет. Люди знали: где-то, очень далеко от них, идет война. Волков бояться – в лес не ходить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Синтаксис. Основные единицы синтаксиса:словосочетание и педложение.

Урок русского языка в 5 классе по УМК Львовой С.И....

Основные единицы синтаксиса

ТЕМА: «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. Основные единицы синтаксиса»Тип урока: комбинированный        Уровень А. Что такое синтаксис? В чем связь между син...

Презентация к уроку русского языка по теме "Основные единицы синтаксиса" 8 класс

Презентация содержит теоретический материал, задания разного уровня сложности, задания для поготовки к ОГЭ, а также позваляет интегрировать в урок изучение литературы....

урок русского языка по теме "Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. Основные единицы синтаксиса."

Тема: “Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.Основные единицы синтаксиса”(учитель Жуков Алексей Иванович)8 «Б» классТип урока: комбинированный.Уровень А. Что такое синтаксис? В чем связь между си...

конспект урока: "Основные единицы синтаксиса"

разработка урока по русскому языку по теме : "Основные единицы синтаксиса"...

«Основные единицы синтаксиса: словосочетание».

Внеурочная деятельность «Живое слово» в 9 классеТема занятия: «Основные единицы синтаксиса: словосочетание». Учитель русского языка и литературыМурашова Оксана Михайловна...

Конспект урока русского языка в 5 классе. Тема: «Что изучает синтаксис. Основные единицы синтаксиса»

Конспект  урока русского языка в 5 классе. Учитель Пучкова Галина Анатолиевна  МБОУ «Гимназия № 11 им.К.А.Тренева» г. Симферополя.Класс: 5-БТема: «Что изучает синтаксис. Ос...