Разработка открытого урока
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему

Сидорова Ольга Михайловна

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения (часть С1 ЕГЭ)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_ege.docx25.78 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока по русскому языку.

Тема: "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения " (часть С1 ЕГЭ)

Цели:

- написать сочинение;

- отработать алгоритм написания сочинения;

- углубить знания учащихся об особенностях публицистического стиля.

Задачи:

- совершенствовать навык написания сочинения-рассуждения;

- развивать мыслительно - речевую деятельность обучающихся, умения анализировать, обобщать, логически верно излагать свои мысли;

- воспитывать систему ценностных отношений к учёбе, труду, к окружающим.

Ход урока

  1.  Организация урока

II.  Основная часть

1. Задачей сегодняшнего урока является совершенствование навыка написания сочинения-рассуждения по тексту публицистического стиля. Выполнение части С при сдаче ЕГЭ - один из самых сложных этапов.

2. Углубление знаний учащихся об особенностях публицистического стиля.

- Назовите стили речи.

– Назовите отличительные особенности публицистического стиля речи.

(актуальность темы, общедоступность, образность речи, обращение к широкой аудитории, экспрессивность, обсуждение насущных общественных вопросов, эмоциональность, четкость и логичность)

– Укажите языковые особенности публицистического стиля.

(побудительные предложения, устойчивые обороты и выражения, неологизмы, совмещение книжного и разговорного стиля, наличие риторических приемов)

3. Практическая работа по подготовке к написанию сочинения.

А) Сочинение-рассуждение относится к публицистическому стилю, и его написание подчинено определенному алгоритму, который четко отражает все этапы работы.  Первый этап работы –   знакомство с алгоритмом:

- Формулировка одной из проблем исходного текста.

- Комментарий по выбранной проблеме.

- Формулировка позиции автора.

- Аргументы "за" или "против" авторской позиции.

- Заключение.

Последовательность этапов обязательно учитывается при написании сочинения и его оценивании.

Б) Чтение текста (текст приводится ниже)

В) Анализ текста.

– К какому стилю речи относится данный текст?

(текст относится к публицистическому стилю, так как сочетает в себе книжную и разговорную лексику)

– Какой тип речи преобладает?

(преобладающий тип речи – рассуждение с элементами повествования)

Выявление и формулирование проблемы – важнейший этап работы над сочинением. Без данного этапа работы обойтись невозможно, так как это опора, " скелет" будущего сочинения. Без правильного определения проблемы сочинение не будет оцениваться экспертами. Если проблема сформулирована верно – 1 балл.

- Что же такое проблема?

(Проблема текста – это предмет обсуждения, вопрос, над которым рассуждает автор)  

 Итак, проблему текста следует не только выявить, но и сформулировать. Есть два наиболее простых способа формулировки проблемы:

- Проблема какая (автор размышляет над проблемой сострадания;  автор текста затрагивает проблему…;  в центре внимания автора проблема…)

- Формулировка в виде вопроса

                 

– Какие, по-вашему, проблемы рассматривает автор текста?

1.  воспитание в человеке умения сострадать;

2.  обладание способностью к сочувствию есть не у каждого человека. Как это влияет на его жизнь?

3.  проблема активного сострадания: сочувствовать – значит помогать реально.

Следующий этап работы - комментарий к проблеме.

- Что такое комментарий?

(Комментарий – это пояснительные замечания, рассуждения по поводу выделенной проблемы текста)

Комментарий должен осуществляться с опорой на прочитанный текст. Помните, комментируя, мы говорим о том, что делает автор.

Заостряю ваше внимание на том, что, выбрав только одну проблему, вы  должны рассуждать именно о ней, комментировать именно ее и подбирать аргументы по этой проблеме.

Если сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована – 2 балла.

Пример комментария (к 3-ей проблеме): Проблема активного сострадания актуальна во все времена. Обращаясь к широкой аудитории, С. Львов осуждает равнодушие человека к чужим бедам, страданиям. Автор приводит яркий пример бескорыстного служения людям старого врача. Такому типу личности С. Львов противопоставляет людей эгоистичных, бессердечных.

Переходим к следующему этапу - нахождение позиции автора.

- Что такое авторская позиция?

(Авторская позиция – это итог размышлений, вывод, к которому приходит автор текста)

Если проблема текста – это вопрос, то позиция автора – это ответ на вопрос, поставленный в тексте.

Верно сформулированная позиция автора оценивается 1 баллом.

Четко сформулируйте (лучше своими словами) и напишите отдельным абзацем с обязательным включением словосочетания «позиция автора» (автор считает, что…; позиция автора такова:..; автор убеждает нас в том, что…)

(Автор считает, что сочувствие должно быть действенным. Нужно приходить на помощь нуждающимся, не ожидая зова.)

В сочинении вы должны выразить свое мнение по сформулированной проблеме, согласившись или не согласившись с позицией автора.

 Начало аргументации может начинаться словами:

«Не могу не согласиться с автором…»

В своем ответе вы должны привести два аргумента, опираясь на жизненный или читательский опыт.

- А что такое аргументы?

(Аргументы – это основания, доводы, подтверждающие или опровергающие какую-либо мысль)

В этой части работы вы должны строго следовать правилам построения текста-рассуждения.

Не забудьте! МАКСИМАЛЬНОЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ -3- ЗАСЧИТЫВАЕТСЯ ТЕМ УЧАЩИМСЯ, КОТОРЫЕ ПРИВЕДУТ АРГУМЕНТЫ, ВЗЯТЫЕ ИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ.

Пример аргумента: Одним из ярких примеров активного, действенного сострадания является поведение героини романа Л. Толстого "Война и мир" Наташи Ростовой во время бегства из Москвы. Наташа без всякого колебания отдает подводы для раненых, бросая имущество на произвол судьбы.

Заключительный этап. Рекомендации по написанию сочинения-рассуждения:

1. Не отвлекайтесь от сформулированной проблемы: и комментарии, и аргументы должны соответствовать именно этой проблеме.

2.  Следите за абзацным членением текста.

3.  Избегайте громоздких предложений.

4.  Не уверен – не пиши! Заменяйте слова, в значении которых сомневаетесь.

5.  Не злоупотребляйте восклицательными предложениями и ответно-вопросной формой в комментариях.

6.  Проверьте сочинение.

7.  Используйте изобразительно - выразительные средства.

Г) Создание текста

III.  Подведение итогов урока.

(1) Сострадание - активный помощник.

(2) Но как быть с теми, кто не видит, не слышит, не чувствует, когда больно и плохо другому? (3) Постороннему, какими они считают всех, кроме себя, да, может быть, своей семьи, к которой, впрочем, тоже часто равнодушны. (4) Как помочь и тем, кто страдает от равнодушия, и самим равнодушным?

(5) С самого детства воспитывать – прежде всего самого себя – так, чтобы отзываться на чужую беду и спешить на помощь тому, кто в беде. (6) И ни в жизни, ни в педагогике, ни в искусстве не считать сочувствие размагничивающей чувствительностью, чуждой нам сентиментальностью.

(7) Сочувствие – великая человеческая способность и потребность, благо и долг. (8) Людям, такой способностью наделённым или тревожно ощутившим в себе недостаток её, людям, воспитавшим в себе талант доброты, тем, кто умеет превращать сочувствие в содействие, живётся труднее, чем бесчувственным. (9) И беспокойнее. (10) Но их совесть чиста. (11) У них, как правило, вырастают хорошие дети. (12) Их, как правило, уважают окружающие. (13) Но даже если правило это нарушится и окружающие их не поймут, а дети обманут их надежды, они не отступят от своей нравственной позиции.

(14) Бесчувственным кажется, что им хорошо. (15) Они-де наделены бронёй, которая защищает их от ненужных волнений и лишних забот. (16) Но это им только кажется, не наделены они, а обделены. (17)Рано или поздно – как аукнется, так и откликнется!

(18) На мою долю недавно выпало счастье познакомиться со старым мудрым врачом. (19) Он нередко появляется в своём отделении в выходные дни и в праздники, не по экстренной необходимости, а по душевной потребности. (20) Он разговаривает с больными не только об их болезни, но и на сложные жизненные темы. (21) Он умеет вселить в них надежду и бодрость. (22) Многолетние наблюдения показали ему, что человек, который никогда никому не сочувствовал, ничьим страданиям не сопереживал, очутившись перед собственной бедой, оказывается неготовым к ней. (23) Жалким и беспомощным встречает он такое испытание. (24) Эгоизм, чёрствость, равнодушие, бессердечность жестоко мстят за себя. (25)Слепым страхом. (26)Одиночеством. (27) Запоздалым раскаянием.

(28) Одно из самых важных человеческих чувств - сочувствие. (29) И пусть оно не остаётся просто сочувствием, а станет действием. (30) Содействием. (31) К тому, кто в нём нуждается, кому плохо, хотя он молчит, надо приходить на помощь, не ожидая зова. (32) Нет радиоприёмника более сильного и чуткого, чем человеческая душа. (33) Если её настроить на волну высокой человечности.

(По С. Львову)

Как научиться одному из самых гуманных качеств – состраданию? Можно ли этому научить? Каким должно быть настоящее сочувствие? Эти проблемы поднимает в своей статье известный публицист С.Львов.

Я остановлюсь на проблеме активного, действенного сострадания.

Актуальность данной проблемы в наши дни бесспорна. Обращаясь к широкой аудитории, С. Львов осуждает равнодушие человека к чужим бедам, страданиям. Автор приводит яркий пример бескорыстного служения людям - рассказ о старом враче. Такому типу личности С. Львов противопоставляет людей эгоистичных, черствых, бессердечных. Рано или поздно, считает автор, бесчувственность человека вернется бумерангом.

Позиция автора предельно ясна: сочувствие должно быть действенным. Нужно приходить на помощь тем, кто в ней нуждается, не ожидая зова. По мнению автора, сострадание должно выражаться реально.

И я не могу не согласиться с ним. Сострадать – значит быть вместе, заодно, сообща преодолевать жизненные невзгоды с теми, кто в этом остро нуждается. Ты сильнее и можешь подставить свое плечо более слабому .  

одним из ярких примеров активного, действенного сострадания является поведение героини романа Л.Толстого "Война и мир" Наташи Ростовой во время бегства из Москвы. Наташа без всякого колебания отдает подводы для раненых, бросая имущество на произвол судьбы

Чеховский герой, врач Дымов из рассказа "Попрыгунья", спасает больного дифтерией ребенка ценой собственной жизни.

Много ли в нашей жизни таких людей? По своему, пусть небольшому, опыту знаю, что сейчас большинству присущи эгоизм, душевная черствость, равнодушие. Не случайно в наши дни сленговое слово «пофигизм» отражает жизненную позицию современной молодежи, не лучшей ее части. Люди порой живут по принципу" Моя хата с краю – ничего не знаю". Иначе, как объяснить тот факт, известный мне из телепередачи: дочь выгоняет родную мать из дома, обрекает на бродяжничество и спокойно говорит об этом с журналистами. Женщина, подарившая этому существу жизнь, медленно умирает от начавшейся гангрены… Дочь не испытывает ни сострадания, ни угрызений совести. Кто научит такого человека милосердию? И как можно считать такого человека Человеком?

Я думаю, ответа на этот вопрос нет. Все начинается с детства…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока по теме: «Географическая оболочка» Урок-открытие

Что такое географическая оболочка? ГО – это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли -  всех сфер Земли.Какие это сферы?Постановка проблемы1.     Ученику дается г...

Характеристика человека как вид текста. Урок развития речи.Разработка открытого урока по русскому языку.8 класс

Конспект урока развития речи составлен по учебнику Л.А.Тростеновой,Т.А.Ладыженской "Русский язык" 8 класс, М. "Просвещение",2011. Урок проводится после изучения главных и второстепенных членов предлож...

Разработка открытого урока в 5 классе по теме: "Урок-путешествие в страну Лингвинию"

Открытый урок проводился в рамках районного методического объединения учителей русского языка и литературы.Цель: распространение педагогического опыта....

Методическая разработка открытого урока по географии для 8 класса. Тема "Путешествие по Русской равнине (обобщающий урок). Закрепление. Проверка знаний.

Урок на закрепление, обощение и повторение пройденного материала с использованием игровых моментов. Игра - презентация "Своя игра"....

Разработка открытого урока в 5 классе по математике. Разработка программы курса по выбору в 7-8 классе по математике.

1.Разработка открытого урока в 5 классе по математике по теме "Джунгли зовут!" Открытый урок по теме "Все действия с натуральными числами."  2. Разработка программы по выбору в 7-8 классе по теме...

Метадическая разработка открытого урока вокала. Тема:«Усовершенствование навыков и умений постановки голоса в процессе работы на уроках вокала».

- обеспечить формирование у учащегося знание об особенностях работы голосового аппарата; - обобщить и систематизировать знания, полученные в процессе работы на уроке; - создать условия для развити...