Рабочая программа
календарно-тематическое планирование по русскому языку (8 класс) на тему

 

Пояснительная записка

 

Паспорт рабочей программы учебного курса «Русский язык» (8 класс)

Тип программы: программа основного общего образования.

Статус программы: рабочая программа учебного курса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл planirovanie.docx57.89 КБ
Файл poyasnitelnaya_zapiska.docx51.81 КБ

Предварительный просмотр:

уро-ка

Дата проведения

Название раздела.

 Тема урока

Кол-во

 часов

Планируемые (прогнозируемые) личностные, метапредметные результаты

Тип урока Форма урока

Элементы основного содержания

ИКТ

Коррек-ти-ровка

1

Введение.

Русский язык – национальный язык русского народа.

Богатство и выразительность русского языка.

1

Понимать необходимость бережного и сознательного отношения к русскому языку как к национальной ценности. Уметь определять роль языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения

Обобщение изученного.

Практикум

Функции русского языка в современном мире: основное средство общения в национальном коллективе, государственный язык, язык межнационального общения народов России и стран СНГ, один из мировых языков. Его роль в международном общении.

2.

Повторение изученного в 5 – 7 классах

Языковая система. Виды языкового разбора. Слово как основная единица языка. Повторение фонетики и орфоэпии.

1

Уметь опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа; проводить фонетический разбор, работать с таблицей

Урок обобщающего повторения.

Урок- семинар

Вспомнить и повторить основные единицы языка. Рассмотреть языковую систему. Произвести основные виды языкового разбора. Начать разговор о слове как об основной единице языка. Вспомнить материал по фонетике и графике. Работа с таблицей. Фонетические процессы. Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я. Орфоэпия.

Презен

тация Microsoft Power Point

3.

Повторение морфемики, лексики и фразеологии.

1

Уметь  работать с толковым, идеографическим, фразеологическим словарями, а также со словарем синонимов

Урок обобщающего повторения.

 Практикум

Лексика активного и пассивного употребления. Лингвистические словари и их разновидности

4-5

Повторение трудных случаев орфографии.

2

Использование этимологического словаря для аргументации написания исконно русских слов (в течение года).

Уметь работать с орфографическим словарем.

Урок обобщающего повторения.

Практикум

Различие слов разных частей речи, в том числе и грамматических омонимов. Слитное и раздельное правописание созвучных слов; не и ни с разными частями речи

6

Р.р.

Изложение с элементом сочинения (описание церкви как архитектурного памятника или памятника)

1

Создание собственных письменных текстов на социально-культурные, нравственные темы на основе отбора необходимой информации.

Урок-практикум

Творческий практикум

Работа на основе материала упр. 52. или по собственным материалам учителя.

7-8

Повторение пунктуации. Трудные случаи пунктуации.

Словарный диктант.

2

Умение постановки знаков препинания в простом предложении

Урок обобщающего повторения.

Практикум

Основные функции знаков препинания: завершения предложения, разделения на смысловые отрезки, выделения смысловых отрезков. Основные функции знаков препинания.

9

К.р.

Контрольный (диагностический) диктант № 1

1

Применение полученных знаний

Урок обобщающего повторения.

Контрольная работа

Контрольный диктант

10

Функциональные разновидности русского языка

Понятие о функциональных разновидностях русского языка

1

Уметь различать тексты разговорного, официально-делового, научного, публицистического стиля и языка художественной литературы

Изучение нового материала.

Обзор

Основные функции и функциональная разновидность языка. Основные сферы общения, задачи речи, способы воздействия на читателя.

Презен

тация Microsoft Power Point

11-12

Разговорная речь.

Словарный диктант.

2

Уметь различать тексты разговорного стиля, работать со словарем жестов и мимики,  наблюдать за правильным и уместным их употреблением в речи; различать тексты разговорного стиля, работать со словарем жестов и мимики,  наблюдать за правильным и уместным их употреблением в речи. Составлять устный рассказ на заданную тему с использованием элементов разговорной речи.

Изучение нового материала.

Урок-исследование

Анализ образцов разговорной речи с точки зрения проявления в них основных признаков данной функциональной разновидности языка.

13

Р.р.

Сжатое изложение или сочинение-миниатюра.

1

Уметь выстраивать логику сравнения, отбирать существенные признаки, дифференцировать главную и второстепенную, известную и неизвестную информацию, фиксировать её в виде полного (сжатого) пересказа, определять принадлежность аудируемого текста к типу речи и функциональной разновидности языка.

Урок развития речи.

Творческий практикум.

Сочинение-сравнение

14-15

Официально-деловой стиль речи

2

Уметь составлять собственные речевые высказывания по образцам, уметь написать заявление, справку, расписку, доверенность, объявление, памятку, инструкцию. Наблюдать за правильным использованием лексических, морфологических и синтаксических средств в текстах официально-делового стиля, а также уместным  употреблением в собственных речевых высказываниях. Умение написать автобиографию и характеристику

Изучение нового материала.

Урок-исследование

Анализ речевых образцов официально-делового стиля речи с точки зрения проявления в них основных признаков данной функциональной разновидности языка.  Написание автобиографии, характеристики

16

Научный стиль речи

1

Уметь работать с текстами научного стиля. Наблюдать за правильным использованием лексических, морфологических и синтаксических средств в текстах научного стиля.

Изучение нового материала.

Урок-исследование

Анализ речевых образцов научного стиля речи с точки зрения проявления в них основных признаков данной функциональной разновидности языка

17

Публицистический стиль речи

1

Знать основные особенности публицистического стиля.

Уметь правильно использовать лексические, морфологические и синтаксические средства в текстах публицистического стиля, а также уместное  употреблением в собственных речевых высказываниях; создавать портретный очерк, извлекать информацию из СМИ и Интернета.

Изучение нового материала.

Урок-исследование

Анализ речевых образцов публицистического стиля речи с точки зрения проявления в них основных признаков данной функциональной разновидности языка

Презен

тация Microsoft Power Point

18

Р.р.

Сочинение в жанре репортажа.

1

Уметь создавать репортаж-повествование.

Контроль ЗУНов.

Творческий практикум

Репортаж о посещении музея на основе материала упр. 154.

19

Язык художественной литературы

Словарный диктант.

1

Уметь производить элементарный лингвистический анализ отрывков из художественных произведений, выразительно читать эти фрагменты

Изучение нового материала.

Урок-исследование

Анализ отрывков из художественных произведений с точки зрения проявления в них основных признаков данной функциональной разновидности языка

20

Контрольный диктант № 2

1

Уметь правильно писать орфограммы и пунктограммы

Контроль  ЗУНов.

Контрольная работа

Контрольный диктант

21

Синтаксис и пунктуация

Синтаксис и пунктуация как разделы лингвистики.

1

Знать понятия «синтаксис», пунктуация».

Уметь составлять схемы, конструировать предложения, использовать синтаксических средств языка

Урок обобщающего повторения.

Практикум

Понятия о синтаксисе и пунктуации. Виды и средства синтаксической связи. Отличие грамматической основы от словосочетаний.

22

Словосочетание как единица синтаксиса. 

Виды словосочетаний.

1

Уметь распознавать и моделировать словосочетаний разных видов, производить синтаксический разбор словосочетаний.

Изучение нового материала.

Практикум

Словосочетание и его признаки. Виды словосочетаний по характеру выражения главного слова: именные, глагольные, наречные. Основные модели словосочетаний каждого вида.

Презен

тация Microsoft Power Point

23

Типы подчинительной связи в словосочетаниях.

1

Уметь уместно и правильно использовать синонимичных по значению словосочетаний; отличать словосочетаний от сочетаний слов, являющихся грамматической основой, сложной формой будущего времени глагола, фразеологизмом и т.д.

Изучение нового материала.

Практикум

Типы подчинительной связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыкание. Средства связи слов в словосочетаниях, построенных по определённому типу. Синонимичность словосочетаний.

24

Виды связи словосочетаний по степени спаянности компонентов, по структуре.

1

Уметь различать свободные и несвободные словосочетания.

Изучение нового материала.

Практикум

Виды связи словосочетаний по степени спаянности компонентов (свободные и несвободные - цельные словосочетания), по структуре (простые и сложные).

25

Р.р.

Культура речи. Употребление словосочетаний.

1

Знать нормы сочетания слов и случаи их нарушения в речи.

Уметь выбирать падежные формы управляемого существительного.

Комбинированный урок.

Практикум

Правильное употребление словосочетаний. Соблюдение орфоэпических, грамматических и лексических норм при построении словосочетаний разных видов.

26

Р.р.

Сжатое изложение на основе художественного текста с элементом сочинения.

1

Уметь выявить основную информацию и кратко изложить её  

Контроль ЗУНов Изучение нового материала.

Отработка навыков сжатия текста. Микротемы. Составление плана. Элемент сочинения в форме рассуждения. Упр. 210

27

Предложение как единица синтаксиса

Предложение как единица синтаксиса.

Словарный диктант.

1

Уметь определять основные признаки предложения

Урок обобщающего повторения.

Урок-семинар

Структурные, семантические, коммуникативные и интонационные признаки предложения. Определение границ предложения и способов передачи их в устной (интонация) и письменной речи (пунктуационные знаки препинания)

Подго-товка к проекту

28

Основные виды предложений. Виды предложений по цели высказывания.

1

Уметь использовать вопросительные слова и частицы в вопросительных предложениях как средство точной формулировки мысли и воздействия на собеседника, языковых форм выражения побуждения в побудительных предложениях; интонацию повествовательного предложения в русском языке.

Урок обобщающего повторения.

Практикум

Виды предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Интонация таких предложений.

ПроектСинтаксис и пунктуация. Всегда вместе?

29

Виды предложений по эмоциональной окраске. Виды предложений по характеру выражения отношения к действительности: утвердительные и отрицательные.

1

Уметь использовать интонацию для передачи чувств. Уместное и выразительное использование мимики и жестов при произношении восклицательных предложений. Использование риторических вопросов, риторического восклицания, риторического обращения в текстах публицистического стиля и языке художественных произведений.

Урок обобщающего повторения.

Урок-исследование

Виды предложений по эмоциональной окраске: восклицательные и невосклицательные. Интонационные особенности таких предложений. Риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение как фигуры речи. Виды предложений по характеру выражения отношения к действительности: утвердительные и отрицательные.

30

Распространённые и нераспространённые предложения. Полные и неполные.

1

Уметь различать распространенные и нераспространенные предложения: возможность их синонимической замены. Анализ предложений-штампов, уместное употребление в тексте.

Урок обобщающего повторения и изучение нового материала.

Практикум

Виды предложений по наличию второстепенных членов: распространённые и нераспространённые. Виды предложений по наличию необходимых членов предложения: полные и неполные. Предложения-штампы. Слово-предложение.

31

Предложение как элемент текста. Интонация предложения.

1

Уметь производить синтаксический разбор предложения

Урок обобщающего повторения.

Практикум

Способы связи предложений в тексте (обобщение изученного): повтор одного и того же слова, однокоренных слов; использование синонимов, местоимений; интонация.

32

Структура предложения.

Грамматическая основа предложения.

Словарный диктант.

1

Уметь выделять грамматическую основу предложения.

Урок обобщающего повторения.

Практикум

Грамматическая (предикативная) основа предложения. Основные типы грамматических основ (обобщение).

Презен

тация Microsoft Power Point

33

Подлежащее и способы его выражения.

1

Уметь устанавливать морфологические способы выражения главных членов предложения.

Урок-практикум.

Практикум

Морфологические способы выражения подлежащего.

34

Р.р.

Сочинение-миниатюра по картине Шишкина и стихотворению Лермонтова «На севере диком»

1

Уметь создавать текст на основе произведения живописи и художественного произведения

Урок развития речи.

Творческий практикум

Сочинение-миниатюра с грамматическим заданием.

35-36

Простое и составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое.

2

Уметь устанавливать морфологические способы выражения главных членов предложения.

Изучение нового материала.

Практикум

Виды сказуемого и способы его выражения. Простое и составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Способы выражения именной части.

37-38

Тире между подлежащим и сказуемым.

Словарный диктант.

2

Уметь определять условия постановки тире между подлежащим и сказуемым, условия отсутствия постановки тире между подлежащим и сказуемым.

Изучение нового материала.

Обзор

Закрепление ЗУНов.

Практикум

Условия постановки тире между подлежащим и сказуемым.

39

Р.р.

Культура речи. Связь подлежащего и сказуемого.

1

Уметь правильно согласовывать сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием и сложносокращёнными словами; исправлять ошибки, вызванные нарушением синтаксических норм.

Урок обобщающего повторения.

Практикум

Способы связи подлежащего и сказуемого в предложении.

40

Контрольная работа № 3

1

Уметь применять изученные правила

Контроль ЗУНов.

Практикум

Контрольная работа (или диктант) по теме «Тире между подлежащим и сказуемым»

41

Второстепенные члены предложения.

Второстепенные члены предложения Определение как второстепенный член предложения.

1

Знать и уметь применять изобразительную функцию второстепенных членов в художественных и публицистических текстах; использовать  изобразительную функцию второстепенных членов в создании собственного текста

Урок-практикум.

Практикум

Грамматические значения второстепенных членов предложения, их роль в предложении. Виды и способы выражения определений: согласованные и несогласованные.

Презен

тация Microsoft Power Point

42

Приложение.

1

Уметь правильно употреблять дефис между определяемым словом и приложением

Изучение нового материала.

Практикум

Знакомство с понятием приложение, значения приложений: характеристика предмета, указание на национальность, профессию, родственные отношения и т.п. Пунктуационное оформление одиночных приложений.

43

Р.р.

Сочинение «Описание памятника»

1

Уметь использовать изобразительные функции второстепенных членов в художественных и публицистических текстах

Контроль ЗУНов.

Практикум

Обучение сочинению-описанию памятника

44

Дополнение как второстепенный член предложения.

1

Уметь проводить наблюдение за изобразительной функцией второстепенных членов в художественных и публицистических текстах

Закрепление ЗУНов.

Практикум

Виды и способы выражения дополнений: прямое и косвенное.

45

Обстоятельство как второстепенный член предложения.

1

Знать виды обстоятельств.

Уметь использовать обстоятельства времени как средства связи предложений в повествовательных текстах.

Закрепление ЗУНов.

Практикум

Виды обстоятельств (место, время, причина, цель совершения действия, способ действия, мера, степень проявления действия или признака, уступка и условие. Способы выражения обстоятельств.

46

Функции инфинитива в предложении.

Словарный диктант.

1

Соблюдение синтаксических норм употребления инфинитива

Закрепление ЗУНов.

Практикум

Показать роль инфинитива в предложении.

47

Р.р.

Культура речи. Употребление второстепенных членов предложения.

1

Соблюдение синтаксических норм построения словосочетаний и предложений

Контроль ЗУНов.

Практикум

Употребление определений при существительных общего рода, с существительными м.р., при числительных и сущ. в форме р.п. и т.п.

48

Односоставные предложения

Понятие об односоставном предложении. Виды односоставных предложений.

1

Уметь различать двусоставные и односоставные предложения, опознавать односоставные предложения разных видов, употреблять в составе  сложного; уместное использование синонимии односоставных и двусоставных предложений.

Изучение нового материала.

Практикум

Грамматические признаки односоставных предложений. Виды односоставных предложений: именные и глагольные.

Презен

тация Microsoft Power Point

49

Назывные предложения.

1

Знать основные признаки назывных предложений.

Уметь находить назывные предложения в тексте, составлять их.

Изучение нового материала.

Урок-исследование

Типичные модели назывных предложений. Распространённые и нераспространённые назывные предложения. Именительный представления.

50

Р.р.

Сочинение с грамматическим заданием.

1

Уметь правильно и уместно использовать в собственном тексте назывные предложения.

Контроль ЗУНов.

Практикум

Работа с материалами упр. 363 и 364.

51

Определённо-личные предложения.

1

Знать основные признаки определённо-личных предложений.

Уметь находить определённо-личные предложения в тексте, составлять их.

Изучение нового материала.

Урок-исследование

Типичные модели определённо-личных предложений.

52

Неопределённо-личные предложения.

1

Знать основные признаки неопределённо-личных предложений.

Уметь находить неопределённо-личные предложения в тексте, составлять их.

Изучение нового материала.

Практикум

Типичные модели неопределённо-личных предложений.

53

Обобщённо-личные предложения.

1

Знать основные признаки обобщённо-личных предложений.

Уметь находить обобщённо-личные предложения в тексте, составлять их.

Изучение нового материала.

Урок-исследование

Типичные модели обобщённо-личных предложений.

Презен

тация Microsoft Power Point

54-55

Безличные предложения.

Словарный диктант.

2

Уметь определять морфологические средства выражения главного члена в безличном предложении. Совершенствовать умения опознавать безличные глаголы, различать наречия, краткие прилагательные и слова категории состояния.

Изучение нового материала

Контроль ЗУНов.

Практикум

Типичные модели безличных предложений. Типичные модели безличных предложений.

56

Р.р.

Обучающее изложение.

1

Уметь правильно и уместно использовать односоставные предложения, выделить основную информацию и логически передать её.

Закрепление ЗУНов.

Практикум

Изложение на основе упр. 411

57

Повторение о обобщение по теме «Односоставные предложения».

Словарный диктант.

1

Уметь правильно и уместно использовать односоставные предложения в тексте, составлять их самостоятельно и употреблять в тексте.

Урок обобщающего повторения.

Зачет

Повторить и обобщить материал по изученной теме. подготовка к диктанту.

58

Контрольный диктант № 4

1

Использование полученных знаний.

Контроль ЗУНов.

Практикум

Диктант по изученной теме.

59

Простое осложнённое предложение

Простое осложнённое предложение и его признаки.

1

Уметь применять полученные знания.

Урок обобщающего повторения.

Урок-исследование

Обобщение изученного  по теме «Простое предложение и осложнение предложений».

Презен

тация Microsoft Power Point

60

Предложения с однородными членами.

Понятие об однородных членах предложения.

1

Уметь производить синтаксический и пунктуационный разбор предложений с однородными членами.

Знать условия постановки знаков препинания перед союзом и в простом и сложном предложениях.

Урок обобщающего повторения.

Практикум

Однородные члены предложения, их признаки, способы связи (сочинительные союзы, перечислительная интонация). Союзная и бессоюзная связь однородных членов предложения. Сочинительные, противительные и разделительные союзы при однородных членах.

61-62

Способы связи однородных членов предложения.

Словарный диктант.

2

Знать условия правильной постановки знаков препинания при повторяющихся и парных союзах.

Уметь применять пунктуационные правила на письме

Комбинированный урок.

Практикум

Однородные члены, соединённые повторяющимися и парными союзами. Постановка запятой и её отсутствие при однородных членах.  Обобщение.

63-64

Однородные и неоднородные определения и приложения.

2

Уметь различать однородные и неоднородные определения на основе смыслового, интонационного и грамматического анализа предложения, аргументированно ставить знаки препинания.

Изучение нового материала.

Практикум

Постановка и отсутствие знаков препинания при определениях и приложениях.

65

Р.р.

Сочинение по картине Юона с грамматическим заданием.

1

Уметь конструировать и применять предложения с однородными и неоднородными определений в тексте

Контроль ЗУНов.

Практикум

Подготовка к сочинению на основе упр. 450

66-67

Обобщающие слова при однородных членах предложения.

2

Знать условия постановки знаков препинания.

Уметь аргументированно ставить знаки препинания с обобщающими знаками в текстах разных стилей, в том числе в школьных учебниках.

Комбинированный урок.

Закрепление ЗУНов.

Практикум Семинар

Постановка знаков препинания в предложениях с обобщающим словом при однородных членах.  Трудные случаи постановки знаков препинания в предложениях с обобщающим словом при однородных членах

Презен

тация Microsoft Power Point

68

Р.р.

Культура речи. Употребление однородных членов предложения.

Словарный диктант

1

Смысловая градация, бессоюзие и многосоюзие как фигуры речи, использование в текстах разных стилей. Правильное построение предложение с однородными членами, соединенными союзами не только…, но и …;как…, так…

Урок повторяющего обобщения.

Практикум

Основные синтаксические нормы построения предложений с однородными членами

69

Контрольная работа № 5

1

Уметь использовать полученные знания.

Контроль ЗУНов.

Практикум

Контрольная домашняя работа и в классе по теме «Однородные члены предложения».

70

Предложения с обособленными членами

Понятие об обособленных членах предложения.

1

Знать основные группы и виды обособленных членов предложения.

Уметь опознавать разные виды обособленных членов предложения.

Изучение нового материала.

Урок-исследование

Обособление как смысловое, интонационное и пунктуационное выделение группы членов предложения. Виды обособленных членов предложения: 1) обособленные второстепенные члены предложения со значением добавочного сообщения (обособленные определения и приложения, обособленные обстоятельства и обособленные дополнения); 2) обособленные члены предложения со значением уточнения, присоединения (уточняющие и присоединительные члены предложения); 3) обособленные члены предложения со значением сравнения, уподобления (сравнительные обороты).

71

Р.р.

Творческая работа.

Сочинение.

1

Уметь составлять текст, сохраняя его композиционные компоненты, выявлять общее и отличное, высказывать своё мнение. 

Контроль ЗУНов.

Творческий практикум

Сочинение на материале упр. 481 и 482.

72, 73, 74, 75

Обособленные согласованные и несогласованные определения.

Словарный диктант.

4

Уметь уместно и правильно использовать обособленные определения и приложения в текстах разных стилей и типов речи, правильно аргументировать знаки препинания.

Комбинированный урок.

Практикум

Грамматические, интонационные и пунктуационные особенности предложений с определениями. Рассмотреть случаи обособления согласованных определений. Причастный оборот как разновидность распространенного согласованного определения.

Презен

тация Microsoft Power Point

76-77

Обособление приложений.

2

Уметь отличать приложения от определений, выраженных прилагательными и причастиями, правильно аргументировать знаки препинания при приложениях.

Комбинированный урок.

Практикум

Грамматические, интонационные и пунктуационные особенности предложений с приложениями. Знаки препинания при приложениях.

78

Р.р.

Сжатое изложение

1

Уметь уместно и правильно использовать обособленные определения и приложения в тексте, передать содержание текста в сжатом виде, сохраняя тему и идею.

Контроль ЗУНов.

Творческий практикум

Изложение на материале упражнения 503.

79, 80, 81

Обособление обстоятельств.

3

Уметь уместно и правильно использовать обособленные обстоятельства в текстах разных стилей и типов речи, правильно аргументировать знаки препинания.

Комбинированный урок.

Практикум

Грамматические, интонационные и пунктуационные особенности предложений с обособленными обстоятельствами. Знаки препинания при обособленных обстоятельствах.

82-83

Обособление дополнений.

2

Уметь уместно и правильно использовать обособленные дополнения в текстах разных стилей и типов речи, правильно аргументировать знаки препинания.

Комбинированный урок.

Практикум

Грамматические, интонационные и пунктуационные особенности предложений с обособленными дополнениями.

84-85

Обособление сравнительных оборотов.

2

Уметь уместно и правильно использовать обособленные сравнительных оборотов в текстах разных стилей и типов речи, правильно аргументировать знаки препинания, моделировать собственные высказываний с использованием данных конструкций.

Комбинированный урок.

Практикум

Грамматические, интонационные и пунктуационные особенности предложений со сравнительными оборотами.

86-87

Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения.

2

Знать условия использования пояснительных и присоединительных  конструкций.

Уметь употреблять их в художественных и публицистических текстах.

Изучение нового материала.

Практикум

Грамматические, интонационные и пунктуационные особенности предложений с уточняющими и присоединительными членами предложения. Распознавание предложений с пояснительными, присоединительными и уточняющими членами предложения. Постановка знаков препинания в таких предложениях.

88

Р.р.

Культура речи. Употребление обособленных членов предложения.

1

Уметь правильно, точно и уместно использовать предложений с обособленными членами, соблюдать точную и выразительную интонацию.

Обобщающего материала.

Практикум

Основные синтаксические нормы построения предложений с обособленными членами.

Подготовка к проекту

89

Повторение о обобщение по теме «Обособленные члены предложения»

Словарный диктант.

1

Уметь аргументировать правильность постановки знаков препинания.

Обобщающего повторения.

Практикум

Повторение и обобщение теории по изученной теме на основе упр. 557, закрепление постановки знаков препинания на письме (рабочая тетрадь).

Проект

Язык российской рекла-мы.

90

Контрольная работа № 6

1

Использование изученного по теме

Контроль ЗУНов

Диктант по изученной теме «Обособленные члены»

91

Предложения с вводными конструкциями, обращениями и междометиями.

Вводные слова и предложения.

1

Уметь правильно становить знаки препинания, уместно и стилистически оправданно использовать в речи синонимических по значению вводных слов.

Комбинированный урок.

Урок-исследование

Грамматические, интонационные и пунктуационные особенности предложений с вводными словами и вводными предложениями.

92

Вводные и вставные конструкции.

1

Уметь интонационно и пунктуационно выделять вводные слова, производить синонимическую замену вводных слов, различать вводные слова и созвучные им члены предложения, использовать вводные слова как средство связи предложений и смысловых частей текста.

Комбинированный урок.

Практикум

Грамматические, интонационные и пунктуационные особенности предложений с вставными конструкциями.

93

Знаки препинания в предложениях с вводными и вставными конструкциями.

1

Уметь аргументировать правильность постановки знаков препинания.

Знать условия использования вводных слов как средства связи предложений и смысловых частей текста.

Комбинированный урок.

Практикум

Постановка знаков препинания в предложениях с вводными и вставными конструкциями.

Презен

тация Microsoft Power Point

94

Предложения с обращениями.

1

 Знать интонационное и пунктуационное оформление предложений с обращениями, соблюдать точную и выразительную интонацию при чтение предложений с обращениями.

Уметь производить синтаксический и пунктуационный разбор предложений с обращениями, строить схемы.

Комбинированный урок.

Практикум

Грамматические, интонационные и пунктуационные особенности предложений с обращениями. Особенности звательной интонации. Основные функции обращения: звательная, оценочная, изобразительная.

95

Знаки препинания в предложениях с обращениями.

1

Знать различные формы обращений в речевом этикете, риторические обращения как приём публицистического и художественного стилей.

Уметь аргументированно и правильно становить знаки препинания.

Закрепление ЗУНов.

Семинар

Постановка знаков препинания в предложениях с обращениями.

96

Предложения с междометиями и словами да, нет.

1

Знать условия правильной постановки знаков препинания. Уметь производить синтаксический и пунктуационный разборы.

Комбинированный урок.

Практикум

Грамматические, интонационные и пунктуационные особенности предложений с междометиями и словами да, нет.

97

Контрольная работа № 7

1

Уметь правильно ставить знаки препинания, производить синонимическую замену вводных слов, различать вводные слова и созвучные им члены предложения.

Контроль ЗУНов.

Практикум

Вводные конструкции как средство выражения оценки высказывания, воздействия на собеседника. Группы вводных слов по значению. Вводные предложения и вставные конструкции. Обращение и способы его выражения.

98, 99, 100,

101

Повторение изученного в 8 классе

Повторение изученного.

Словарный диктант.

4

Уметь применять  полученные знания: пунктуационно грамотно оформлять предложения с различными осложнениями (обособленные члены предложения, вводные слова и обращения);

понимать смыслоразделительную роль знаков препинания

Обобщающего повторения.

Практикум

Односоставные предложения. Простое осложненное предложение. Трудные случаи орфографии.

Презен

тация Microsoft Power Point

102

Итоговый урок за курс 8 класса

1

Практикум

Обобщение и коррекция знаний



Предварительный просмотр:

Раздел I. Пояснительная записка

Паспорт рабочей программы учебного курса «Русский язык» (8 класс)

Тип программы: программа основного общего образования.

Статус программы: рабочая программа учебного курса.

Назначение программы:

  • для обучающихся (слушателей) образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг;
  • для педагогических работников МАОУ Гимназия №2 г. Балаково программа определяет приоритеты в содержании лингвистического образования и способствует интеграции и координации деятельности по реализации общего образования;
  • для администрации МАОУ Гимназия №2 программа является основанием для определения качества реализации общего лингвистического образования.

Категория обучающихся: учащиеся 8 Б, В классов МАОУ Гимназия №2 г. Балаково

Сроки освоения программы: 1 год.

Объем учебного времени: 105 часов.

Форма обучения: очная.

Режим занятий: 3 часа в неделю.

Формы контроля: диктанты, сочинения, изложения, тесты.

Рабочая  программа по русскому языку составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Программы основноно общего образования по русскому языку МАОУ Гимназия №2 с учетом авторской программы Львовой С.В. в соответствии с учебным планом гимназии и расписанием уроков.

Программа конкретизирует содержание предметных тем, предлагает распределение предметных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Реализация программы обеспечивается Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования.

Структура документа

Рабочая  программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.

Общая характеристика учебного предмета

Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 8 классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая  программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.

Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.

Цели обучения

Изучение русского языка на ступени основного общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

        воспитание гражданственности  и патриотизма; любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как к духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;

        развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому воздействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;

        освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционирования  различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;

        формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

        применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

Задачи организации учебной деятельности:

  • развитие и совершенствование способности учащихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации.  
  • На базовом уровне предусматривается  углубление  и расширение знаний о языковой норме и ее разновидностях, нормах речевого поведения в различных сферах общения, совершенствование умений моделировать свое речевое поведение в соответствии  с условиями и задачами общения
  • Развитие  и совершенствование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенции.

Специфика предмета: 

Русский язык является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы

Технологии, методики:

  • уровневая дифференциация;
  • проблемное обучение;
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • здоровьесберегающие технологии;
  • система инновационной оценки «портфолио»;
  • технология дистанционного обучения (участие в дистанционных эвристических олимпиадах);
  • коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава)

Место предмета в учебном плане МАОУ Гимназия №2

Согласно учебному плану МАОУ Гимназия №2 на изучение русского языка в 8 классе  отводится 102 ч. (из расчета 3 ч. в неделю).

Выбор  учебников и пособий   осуществлен  в соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2012 г. № 1067 "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014 учебный год" и приказом МАОУ Гимназия №2 от 25 мая 2013 г. № 205. В этих учебниках учтены требования федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования.

Используемый учебно-методический комплект:

  1. С.И.Львова, В.В.Львов. Русский язык. Учебник: В двух частях.
  2. Бажанова И.А. Рабочая тетрадь по русскому языку.
  3. И.П.Васильевых. Уроки русского языка в 8 классе. Пособие для учителя. Под ред. С.И.Львовой.

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

Система контроля знаний обучающихся

Основными методами проверки знаний и умений учащихся по русскому языку являются: устный опрос, письменные работы (диктанты, в том числе и словарные диктанты, сочинения, изложения, тесты).

Раздел II. Учебно-тематический план

№ п/п

Тема

Количество часов

В том числе контрольных работ

1.

Вводный урок. Русский язык – национальный язык русского народа.

1

2.

Повторение изученного в 5 – 7 классах

8

1

3.

Функциональные разновидности русского языка

11

1

4.

Синтаксис и пунктуация

78

4.1.

Синтаксис и пунктуация как разделы лингвистики

1

4.2.

Словосочетание как единица синтаксиса

5

4.3.

Предложение как единица синтаксиса

22

1.

Основные признаки предложения

1

2.

Основные виды предложений

5

3.

Структура предложения

9

1

4

Второстепенные члены предложения

7

4.4.

Односоставные предложения

11

1

4.5.

Простое осложнённое предложение

39

1.

Предложения с однородными членами предложения

11

1

2.

Предложения с обособленными членами предложения

21

1

3.

Предложения с вводными конструкциями, обращениями и междометиями

7

1

5.

Повторение изученного

4

6.

Развитие речи

16

7.

Контрольных диктантов и работ (из них)

7

Итого

102

Раздел III. Содержание тем учебного курса

Основные сведения о языке и речи

Употребление языковых единиц в речи, применение

полученных знаний в учебной и практической деятельности, совершенствование речевой

деятельности

РУССКИЙ ЯЗЫК - НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЯЗЫК РУССКОГО НАРОДА

Язык как основное средство общения в национальном коллективе.

Русский язык как государственный язык РФ. Русский язык как средство межнационального общения народов России и стран СНГ.

Бережное и сознательное отношение к русскому языку как к национальной ценности.

ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ЛИНГВИСТИКИ

(на основе изученного в 5—7 классах)

Слово как основная единица языка.

Анализ слова с точки зрения его звучания, морфемного строения, лексического значения, грамматических признаков и особенностей употребления в речи.

Трудные случаи различения слов разных частей речи. Трудные случаи орфографии

Основные функции знаков препинания: завершение предложений (знаки завершения), разделение на смысловые отрезки (разделительные знаки), выделение смысловых отрезков (выделительные знаки). Трудные случаи пунктуации.

Фонетический, орфоэпический, морфемно-словообразовательный, лексический, морфологический анализ слов.

Различение слов разных частей речи.

Правописание Ни Не словах разных частей речи; слитное и раздельное написание созвучных слов; слитное и раздельное написание не и ни со словами разных частей речи. Постановка знаков препинания перед союзом и, а также в простом осложненном предложении

ТЕКСТОВЕДЕНИЕ

Функциональные разновидности языка: разговорный язык, функциональные стили (научный, публицистический, официально-деловой), язык художественной литературы. Основные сферы общения: научная, деловая; общественно-политическая; разговорно-бытовая; словесно-художественное творчество. Задачи речи: передача информации, общение, воздействие на читателя (слушателя). Основные способы воздействия на читателя (слушателя): с помощью логических аргументов, с помощью художественных образов.

Основные признаки устной и письменной речи.

Разговорная речь.

Особенности разговорной речи по цели высказывания (обмен мыслями), по сфере применения в устной (беседа в неофициальной обстановке) и письменной (дружеские письма) речи. Основные жанры разговорной речи: рассказ, беседа, спор.

Интонационные особенности разговорной речи, роль мимики и жестов в устном общении.

Синтаксические средства разговорной речи: побудительные, вопросительные, восклицательные предложения; обращения, преимущественно простые предложения; неполные предложения, вводные слова и предложения и др.

Официально-деловой стиль речи.

Особенности содержания официально-делового стиля речи: передача деловой информации. Стандартное расположение материала в деловых документах.

Основные жанры официально-делового стиля: объявление (устное и письменное), расписка, доверенность, заявление, характеристика, автобиография, резюме.

Синтаксические особенности официально-делового стиля: повествовательные предложения, прямой порядок слов.

Публицистический стиль.

Цель публицистического высказывания — воздействие на слушателей или читателей. Сфера применения публицистического стиля в устной (выступления на съездах, митингах, собраниях) и письменной (статьи в журналах и газетах) речи. Основные жанры публицистического стиля речи: выступление, статья, интервью, очерк, репортаж.

Интонационные и синтаксические особенности текстов публицистического стиля (представления, распространенные обращения, вводные слова и предложения, обратный порядок слов, расчлененные предложения (парцелляция), риторические вопросы и восклицания, вопросно-ответная форма изложения, ряды однородных членов, перечислительные ряды со значением градации, контрастные сопоставления и т. п.).


Параллельный способ связи предложений в тексте публицистического стиля.

Язык художественной литературы.

Его особенности по цели высказывания: эмоциональное воздействие на слушателей, читателей.

Метафора, сравнение, олицетворение, эпитет как средства выразительности художественной речи (обобщение).

Анализ речевого высказывания с точки зрения его соотнесенности с функциональными разновидностями языка, сферой общения, задачами речи.

Использование основных способов воздействия на читателя (слушателя).

Использование языковых средств разговорной речи: раз- говорных слов, фразеологизмов, слов с суффиксами, придающими слову разговорный характер (работяга, лисонька, Клавка и т. п.).

Использование интонационных особенностей разговорной речи, мимики и жестов в устном общении. Употребление синтаксических средств разговорной речи. Устный рассказ на заданную тему.

Использование языковых средств официально-делового стиля: устойчивых сочетаний (на том основании, что...), сложных союзов (ввиду того, что), отыменных предлогов (в целях, за счет...), особой лексики (официальной, канцелярской), числительных, отсутствие экспрессивных средств.


Использование языковых средств публицистического стиля: экспрессивной лексики, авторских неологизмов, многозначных слов; форм повелительного наклонения глагола и т. п.

Использование метафоры как средства публицистического стиля.

Создание портретного очерка (рассказ об интересном человеке), проблемной статьи («Компьютер — "за" и "против"»), репортажа-повествования о событии (посещении театра, экскурсии, походе), репортажа-описания памятника истории или культуры (родного города, поселка, улицы, музея).

Уместное использование характерных для публицистики выразительных средств языка.

Использование в художественных текстах специфических языковых средств: фонетических (звукопись), словообразовательных (индивидуально-авторские неологизмы, повторы слов), лексических и фразеологических, морфологических, синтаксических (односоставные, неполные предложения, обращения, прямая речь, диалоги и т. д.).

Использование метафоры, сравнения, олицетворения, эпитета как средств выразительности художественной речи (обобщение).

Использование разных стилей речи в художественном произведении.

Лингвистический анализ художественного текста, его выразительное чтение

СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ

СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ КАК РАЗДЕЛЫ ЛИНГВИСТИКИ

Синтаксис как раздел лингвистики.

Словосочетание и предложение как предмет изучения синтаксиса (обобщение изученного). Интонационные средства синтаксиса, их грамматическая и смыслоразличительная роль: логическое ударение, пауза, мелодический тон, темп, мелодический рисунок предложения (обобщение изученного).

Пунктуация как раздел лингвистики. Основные разделы пунктуации и составляющие их правила постановки знаков препинания. Роль пунктуации в письменном общении. Некоторые сведения из истории русской пунктуации

Использование синтаксических средств русского языка: форм слов, смысловой и грамматической связи их в составе словосочетания и предложения; служебных слов как средства связи слов (предлогов, союзов); порядка слов в предложении; интонации предложения.

Смыслоразличительная роль знаков препинания. Взаимосвязь смысла, интонации и пунктуации предложения.

СЛОВОСОЧЕТАНИЕ КАК ЕДИНИЦА СИНТАКСИСА

Словосочетание и его признаки. Виды словосочетаний по характеру выражения главного слова: именные, глагольные, наречные. Основные модели словосочетаний каждого вида. Виды словосочетаний по способу связи слов: согласование, управление, примыкание. Окончание как средство связи слов в словосочетании (согласование).

Окончание (и предлог) как средство связи слов в словосочетании (управление).

Особенности связи слов в словосочетаниях, построенных по типу примыкания. *Виды словосочетаний по степени спаянности компонентов (свободные и несвободные), по структуре (простые и сложные). Культура речи. Правильное употребление словосочетаний

Распознавание и моделирование словосочетаний всех видов.

Синтаксический разбор словосочетаний.

Уместное использование синонимичных по значению словосочетаний.

Различение свободных и несвободных, простых и сложных словосочетаний.

Соблюдение орфоэпических, грамматических и лексических норм при построении словосочетаний разных видов. Нормативное построение словосочетаний по типу согласования (маршрутное такси, далекие США, обеих сестер — обоих братьев). Правильное построение словосочетаний по типу управления (отзыв о книге — рецензия на книгу, обидеться на слово — обижен словами). Правильное употребление предлогов в составе словосочетания (приехать из Москвы — приехать с Урала).

ПРЕДЛОЖЕНИЕ КАК ЕДИНИЦА СИНТАКСИСА

ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Предложение как основная единица синтаксиса. Структурные, семантические, коммуникативные и интонационные признаки предложения. Предложение как речевое высказывание, как средство выражения мысли.  Соотнесенность предложения с действительностью  предикативность).  Грамматические средства выражения предикативности: категория времени, категория лица, категория модальности.

Речевое высказывание и речевая ситуация. Цели речевого высказывания. Виды предложений по цели высказывания:   повествовательные, вопросительные, побудительные. Интонация повествовательного предложения в русском языке (мелодическая вершина в начале или середине предложения).

Интонация вопросительного предложения (повышение тона к концу предложения, логическое ударение на слове, в котором заключена суть вопроса).


Виды предложений по эмоциональной окраске: восклицательные и невосклицательные. Интонационная особенность восклицательных предложений и использование в них частиц (что за, ну и и т. п.), междометий.

Виды предложений по характеру выражения отношения к действительности: утвердительные и отрицательные.


Виды предложений по наличию второстепенных членов: распространенные и нераспространенные.

Виды предложений по наличию необходимых членов предложения: полные и неполные.

Предложение как элемент текста.

*Контекстуальное значение слова в предложении.

Слово-предложение.

(Да. Мороз. Замечательно!

Где? и т. п.).

Определение границ предложений и способов передачи их в устной (интонация) и письменной речи (знаки препинания в конце предложения).

Использование вопросительных слов и частиц в вопросительных предложениях как средства точной формулировки мысли и воздействия на собеседника.

Использование риторического вопроса как экспрессивно-стилистического средства. Использование вопросно-ответной формы предложений как средства выразительности русской речи.

Использование языковых форм выражения побуждения в побудительных предложениях; форм повелительного наклонения глагола (Читай!), инфинитива (Читать!), форм других наклонений (Почитал бы ты.), частиц (Пусть идет. Давай скажу.), интонации. Способы выражения разных смысловых оттенков побуждения (приказ, просьба, совет, разрешение, призыв) и уместное употребление их в речи.

Использование речевых этикетных формул смягчения приказа (будьте добры, не затруднит ли вас и т. п.). Передача с помощью интонации чувства радости, восхищения, грусти, негодования, страха, удивления и т. п. при произношении восклицательного предложения. Использование риторического восклицания как экспрессивно-стилистического средства.

Уместное и выразительное использование мимики и жестов при произношении восклицательных предложений. Использование экспрессивных средств выражения значения утверждения (риторического вопроса, утвердительных частиц).

Использование языковых средств выражения отрицания: отрицательной частицы не с разными членами предложения; частицы ни в предло- жениях типа Ни души; фразеологических оборотов (ни при чем), отрицательных местоимений, наречий с приставками не- и ни-, слов нет, нельзя, невозможно, немыслимо и т. п. Уместное использование в отрицательных предложениях речевых этикетных формул смягчения отказа (извините, должен вас огорчить и т. п.). Выделение различными способами актуальной (новой) информации в составе предложения: порядок слов, интонация (пауза, понижение-повышение голоса, логическое ударение), частицы, особые конструкции (что касается... то..., кто... так это... и т. п.). Различение распространенных и нераспространенных предложений.

Использование неполного предложения в условиях контекста. Употребление неполных предложений в диалогической речи; соблюдение в устной речи интонации неполных предложений.

Способы связи предложений в тексте (обобщение изученного): повтор одного и того же слова, однокоренных слов; использование синонимов, местоимений; интонация.

Образное употребление слова в составе необычных по структуре словосочетаний (меня перелистать, переехать в сны и т. п.).

Экспрессивное использование в предложении словосочетаний с опущенным зависимым словом (рассчитать от и до волноваться по поводу и без). Синтаксический разбор предложении изученных конструкции.

СТРОЕНИЕ ПРОСТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Грамматическая (Предикативная) основа предложения - Основные типы грамматических основ (обобщение):

- сущ. (мест.) + глагол;

- сущ. (мест.) + при лаг.;

- сущ. (мест.) + сущ.

Морфологические способы выражения подлежащего и разных видов сказуемого: -- просто го глагольного и составного - (именного и глагольного). Способы связи сказуемого с подлежащим. Предложения нераспространенные и распространенные. Синонимия нераспространенных и распространенных предложении.

Второстепенные члены предложения, их виды и способы выражения: определение (согласованное, несогласованное, приложение), дополнение (прямое и косвенное); обстоятельство (времени, места, образа действия, цели, причины, условия уступки). Члены предложения, выраженные фразеологическими оборотами. Культура речи. Правильное построение простого предложения.

Прямой и обратный порядок слов в предложении.

Определение грамматической основы (грамматических основ) в простом и сложном предложениях. Определение морфологических способов выражения главных членов предложения. Различение разных видов сказуемого.

- Постановка тире между подлежащим и сказуемым.

- Синонимическая замена разных видов сказуемых (Маша - больна. Маша больная. Маша болеет. Маша может заболеть.).

- Синонимическая замена нераспространенных и распространенных предложении.

Изобразительная функция второстепенных членов предложения и использование ее в речи. Использование обстоятельства времени как средства связи предложений в повествовательных текстах.

Соблюдение синтаксических норм при построении предложения. Координация подлежащего и сказуемого в предложении. Согласование сказуемого с подлежащим, выраженным словосочетанием и сложносокращенными словами. Правильное употребление второстепенных членов предложения.

Редактирование предложений, в которых нарушены синтаксические нормы. Использование прямого и обратного порядка (инверсия) в текстах разных стилей.

ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Односоставные предложения,

их грамматические признаки. Виды односоставных предложений: именные (назывное), глагольные (определенно- личное, неопределенно-личное, обобщенно-личное, безличное).

Типичные модели назывных предложений (Дом. Какой дом! Вот дом. Вот и дом. Вот так дом. Ну и дом.). *Именительный представления.

Типичные модели односоставных глагольных предложений: определенно-личное (Прошу слова. Иди(те) домой. Идешь домой?); неопределенно-личное (В саду работают.); обобщенно-личное (Цыплят по осени считают.); безличное (Смеркается. Можно играть. Мне весело. Нет времени.). Морфологические средства выражения главного члена в безличном предложении: безличный глагол, личный глагол в безличном значении, инфинитив, краткое страдательное причастие среднего рода, слова категории состояния, отрицательное слово нет, глаголы быть, стать, оказаться и др. с отрицанием (не было, не оказалось, не удалось).

Различение двусоставных и односоставных предложений.

Использование синонимии односоставных предложений Использование назывных предложений в текстах разных стилей.

Использование именительного представления в речи. Использование односоставных предложений в обобщенном значении и в пословицах, афоризмах, крылатых выражениях.

Использование синонимии односоставных и двусоставных предложений.

Определение морфологического средства выражения главного члена в безличном предложении.

ПРОСТОЕ ОСЛОЖНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Простое осложненное предложение и его признаки (обобщение изученного).

Предложения с однородными членами.

Однородные члены предложения, их признаки, способы связи (сочинительные союзы, перечислительная интонация). Интонационные и пунктуационные особенности предложений с однородными членами.

Однородные и неоднородные определения.

Особенность интонации и пунктуации предложений с обобщающими словами при однородных членах. Стилистические возможности предложений с однородными членами.

Культура речи. Основные синтаксические нормы построения предложений с однородными членами.

Предложения

с обособленными членами.

Обособление как смысловое, интонационное и пунктуационное выделение группы членов предложения. Обособленные второстепенные члены предложения со значением добавочного сообщения (обособленные определения и приложения, обособленные обстоятельства, обособленные дополнения, обособленные сравнительные обороты), обособленные уточняющие члены предложения.

Обособленные определения и приложения. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обособленными определениями. Причастный оборот как разновидность распространенного согласованного определения.

Обособленные обстоятельства. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обособленными обстоятельствами Обособленные дополнения как синтаксические конструкции со значением включения, исключения, замещения. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обособленными дополнениями.

Сравнительный оборот. Интонационные и пунктуационные особенности предложений со сравнительным оборотом.

Уточняющие члены предложения.

Интонационные и пунктуационные особенности предложений с уточняющими членами.

Культура речи. Основные синтаксические нормы построения предложений с обособленными членами.

Предложения с вводными конструкциями, обращениями и междометиями.

Вводные конструкции как

средство выражения оценки высказывания, воздействия на собеседника. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с вводными словами.

Группы вводных слов и выражений по значению. Вводные предложения. Вставные конструкции.

Обращение (распространенное и нераспространенное) и способы его выражения. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обращением. Основные функции обращения: звательная, оценочная, изобразительная.

Культура речи. Основные синтаксические нормы построения предложений с вводными конструкциями, обращениями и междометиями.

Синтаксический разбор предложений с однородными членами.

Использование разных типов сочетаний однородных членов (парное соединение, с повторяющимися союзами, с составными союзами) как средства выразительности речи. Построение предложения с несколькими рядами однородных членов; интонационные и пунктуационные особенности таких предложений. Различение однородных и неоднородных определений на основе смыслового, интонационного и грамматического анализа предложения. Употребление прямого и переносного значения слова в качестве однородного(неоднородного) определения. Постановка знаков препинания в предложениях с однородными и неоднородными определениями. Использование предложений с обобщающими словами при однородных членах в текстах разных стилей. Постановка знаков препинания в предложениях с обобщающими словами при однородных членах. Правильное построение и выразительное чтение предложений с однородными членами. Правильное построение предложении с однородными членами, соединенными союзами не только..., но и...; как..., так и... и др. Выбор формы сказуемого при однородных подлежащих. Синтаксический разбор предложений с обособленными членами.

Использование обособленных определений и приложений в текстах разных стилей и типов речи.

Постановка знаков препинания в предложениях с обособленными и необособленными определениями и приложениями. /

Использование обособленных обстоятельств в текстах разных стилей и типов речи.
Постановка знаков препинания в предложениях с обособленными и необособленными обстоятельствами. Использование обособленных дополнений в текстах разных стилей и типов речи.

Постановка знаков препинания в предложениях с обособленными дополнениями.

Использование сравнительных оборотов в текстах разных стилей и типов речи. Постановка знаков препинания в предложениях со сравнительными оборотами и синтаксическими конструкциями с союзом как.

Использование уточняющих членов предложения в текстах разных стилей и типов речи.

Правильное построение и выразительное чтение предложений с обособленными членами предложения.

Синтаксический разбор предложений с вводными конструкциями, обращениями и междометиями. Постановка знаков препинания в предложениях с вводными конструкциями, обращениями и междометиями. Синонимическая замена вводных слов.

Интонационное и пунктуационное выделение вводных слов в составе предложений. Различение вводных слов и созвучных членов предложения. Использование вводных слов как средства связи предложений и смысловых частей текста.

ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО

Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса

Знать/понимать

  • роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
  • смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;
  • основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
  • особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
  • признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
  • основные единицы языка, их признаки;
  • основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;

уметь:

  • различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
  • определять тему, основную мысль текста; функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
  • опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
  • объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом.

Речевая деятельность.

Аудирование. Владеть разными видами аудирования (ознакомительным, детальным, выборочным) и пользоваться ими в зависимости от коммуникативной цели (в том числе и при написании изложения), дифференцировать главную и второстепенную, известную и неизвестную информацию прослушанного кисета; выделять иллюстрирующую и аргументирующую информацию в аудиотексте; фиксировать информацию прослушанного текста в виде тезисного плана, полного или сжатого пересказа; определять принадлежность аудируемого текста к типу речи и функциональной разновидности языка; комментировать позицию автора аудиотекста; рецензировать устный ответ учащегося; задавать вопросы по прослушанному тексту; отвечать на вопросы по содержанию текста; слушать информационные теле- и радиопередачи с установкой на определение темы и основной мысли сообщения.

Чтение. Прогнозировать содержание лингвистического текста в учебнике исходя из анализа названия параграфа (темы), содержания эпиграфа и на основе знакомства с иллюстративным материалом текста – схемами, таблицами, языковыми примерами; выделять иллюстрирующую и аргументирующую информацию в прочитанном тексте; составлять схемы, таблицы на основе текста; используя просмотровое чтение, ориентироваться в содержании статьи по ключевым словам, а в содержании книги, журнала, газеты – по оглавлению и заголовкам статей; владеть разными видами чтения и пользоваться ими в зависимости от коммуникативной цели (в том числе и при анализе текста, написании сочинения, подготовке материалов для успешного выступления); комментировать позицию автора прочитанного текста; читать и пересказывать небольшие по объему тексты о выдающихся отечественных лингвистах;  пользоваться справочным аппаратом книги; находить нужную книгу в библиотеке, использовать при самостоятельной работе возможности Интернета.

Говорение. Пересказывая текст, отражать свое понимание проблематики и позиции автора исходного текста; выражать свое согласие или несогласие с содержанием прочитанного (про слушанного) текста; вести репортаж о школьной жизни; строить небольшое по объему устное высказывание на основе схем, таблиц и других наглядных материалов; создавать связное высказывание на лингвистическую тему в форме текста-рассуждения, текста-доказательства, текста-описания; составлять инструкции по применению того или иного правила; принимать участие и диалогах различных видов; адекватно реагировать на обращенную устную речь, правильно вступать в речевое общение, поддержать или закончить разговор и т. п.

Письмо. Письменно пересказывать фрагмент прослушанного текста; излагать прочитанные публицистические и художественные тексты, сохраняя структуру и языковые особенности исходного текста; создавать портретный очерк (рассказ об интересном человеке), проблемную статью («Компьютер – «за» и «против»), репортаж о событии (открытии памятника истории или культуры родного края); писать заметки, рекламные аннотации; уместно использовать характерные для публицистики средства языки (выразительная лексика, экспрессивный синтаксис: именительный темы, расчлененные предложения (парцелляция), риторические вопросы и восклицания, вопросно-ответная форма изложения, ряды однородных членов, многосоюзие и т. п.); составлять деловые бумаги (заявление, доверенность, расписку, авто биографию).

Текстоведение. Различать функциональные разновидности языка и устанавливать принадлежность текста к одной из них (разговорная речь, язык художественной литературы, стили речи: научный, публицистический, официально-деловой); анализировать языковые средства, характерные для стиля речи, к которому принадлежит текст; находить в журналах, газетах проблемные статьи, репортажи, портретные очерки, определять их тему и основную мысль, оценивать заголовок; распознавать характерные для художественных и публицистических текстов языковые и речевые средства воздействия на читателя.

Фонетика и орфоэпия. Правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов произношения; оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм.

Морфемика и словообразование. Объяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и типичные морфемные модели слов; подбирать слова, иллюстрирующие разные способы словообразования; пользоваться разными видами морфемных и словообразовательных словарей.

Лексикология и фразеология. Разъяснять значение слов общественно-политической тематики, правильно их употреблять; пользоваться разными видами толковых словарей (словарь иностранных слов, словарь лингвистических терминов и т. п.); оценивать уместность употребления слов с учетом стиля, типа речи и речевой задачи высказывания; находить в художественном тексте изобразительно-выразительные приемы, основанные на лексических возможностях русского языка.

Морфология. Распознавать части речи и их формы; соблюдать морфологические нормы формообразования и употребления слов; пользоваться словарем грамматических трудностей; опираться на морфологический разбор слова при проведении орфографического, пунктуационного и синтаксического анализа.

Орфография. Применять орфографические правила, объяснять правописание труднопроверяемых орфограмм, опираясь на значение, морфемное строение и грамматическую характеристику слова.

Синтаксис и пунктуация. Опознавать, правильно строить и употреблять словосочетания разных видов; различать простые предложения разных видов; использовать односоставные предложения в речи с учетом их специфики и стилистических свойств; правильно и уместно употреблять предложения с вводными конструкциями и обособленными членами; правильно строить предложения с обособленными членами; проводить интонационный анализ простого предложения; выразительно читать простые предложения изученных конструкций; проводить синтаксический и интонационный анализ простого предложения; опираться на смысловой и интонационный анализ простого предложения при проведении синтаксического и пунктуационного разбор»; использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...