Дидактический материал по русскому языку "Состав слова"
учебно-методический материал по русскому языку (6 класс) на тему

Шуфаева Ольга Сахиповна

Дидактические материалы  – это собрание упражнений, которые необходимо и полезно использовать при обучении русскому языку. С помощью дидактических материалов возможна отработка практических навыков применения правил русского языка. Дидактические материалы – это задания, не повторяющие упражнения действующих учебников, а дополняющие их, дающие возможность более тщательного тренинга.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon didakticheskiy_material_po_russkomu_yazyku.doc100.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактический материал по русскому языку

тема: Состав слова (карточки)

  1. Правописание безударных гласных в корне слова

Цель: отработка способов проверки безударных гласных.

Карточки

1.Задание:         Выпишите из упражнения все слова с проверяемыми безударными гласными в корне слова и проверьте их.

У нас ж…вёт л…сёнок (Р,р)ыж…к. Он совсем крошеч...ный. На г...л...ве торч…т два ост-рен…ких уха. У него пушистый хвостик. Спереди бл...стят круглые, как пуговки гла…ки.   Сам,он жёлтен…кий, а шейка и ж,..вот белен…кие. Снизу ла...ки, словно одеты в тёмные чулоч....ки.

2. Задание: Спишите слова, подобрав проверочные.

Посп...вает, р...систый, пос.ление, бр...венчатый, выт...рпеть, ч...сать.

3. Задание: Спишите слова, подобрав проверочные.

Х…трец, зат...пить, п...ляна, выт...нуть,  СТ...КЛЯННЫЙ.

1ч.№6.4

4. Задание:  Припишите слова, для которых данные слова являются проверочными.

Год, скрип, грозы, сёла, белый.

5. Задание: Припишите слова, для которых данные слова являются проверочными.

Лить, горький, стены, травы, дровни.

6. Задание Спишите, вставив пропущенные буквы.

Гуляют тучи з...л...тые  над отдыхающей з...млёй;

П...ля просторные, немые.

Бл...стят облитые р...сой.

(И.С. Тургенев)

7. Задание: Спишите. В скобках напишите проверочные слова. напишите проверочные слова для орфограммы проверяемая безударная гласная в корне слова.

Ёж...к с..дел на г...ре (под) ёлкой.

8. Задание: Спишите. В скобках напишите прове рочные слова. напишите проверочные слова для орфограммы проверяемая безудар ная гласная в корне слова.

М...лчать, м...сной, охр...нять, уд...влять, гр...знуля, пл...сать,

9. ЗаданиеСпишите. В скобках напишите прове рочные слова. напишите проверочные слова для орфограммы проверяемая безудар ная гласная в корне слова.

По...вился, г...рчица, сл...зинка, ш...повник, скр...пучий, нар...дить.

10. Задание: Спишите слова, вставляя безударные гласные. Рядом напишите проверочное слово из скобок.

Образец.   Удивительный — диво.

Уд.вительный (диво, удивляться), пов.р (варил, варит), п.левой (поле, поля), пос.дить (садил, садит), пр.сил (проси ли, просит), прин.сить (носит, носил), з.лёный (зеленеет, зе лень), пр.мой (прямо, выпрямил), н.чной (ночь, ночевать), зап.х (пахнет, запахи).

11. Задание: Спишите слова, вставляя безударные гласные. Рядом напишите проверочное слово из скобок.

Образец: Большой - больше  

 Б.льшой (боль, больше), т.пить (топка, топать), п.тно (пять, пятна), сл.ртивный (спор, спорт), п.ля (поле, пол), сл.-варь (слоги, слово), ч.сы (час, часть), р.чной (речь, речка), в.л-на (вол, волны).

12. Задание:  Замените слова с пропущенной гласной проверочными и составь те     новые     словосочетания.     Запишите     по     образцу.

Образец.  Просить о помощи — просьба о помощи.

 Пр.сить о помощи — . ..,   пл.тить за   покупку — . . .,  к.лоть   дрова — . . .,    встр.чать   гостей — . . . , зат.чить нож — .. ., зас.лить огурцы — . . . , зак.лять ор ганизм — . . . , зам.нить деталь — . . ., под.рить матери — . . . , проп.лоть растения — . . . , расск.зать о герое — . . ., зап.сать корма —

. . . ,  л.вить  рыбу — . . . ,  г.рдиться  страной — ...   .

13. Задание: Спишите слова, вставляя безударные гласные.

М…л… дая тр…ва, г…р…дские жители, ребята в…с…лятся, з…л…тые купола, ст…р…жить дом, звонкие г…л…са, тонкий в…л…сок, к…л…систая рожь, х…л…дноватая погода, собака г…л…дает, с трудом в…л…чить ноги, п…л…сатая кофта, ц…рковные к…лок…ла, глубокая б…р…зда, с…дая б…р…да, что-то прол…петал, к…р…тать зимние ночи, м…л…тить пшеницу, кл…к…тание в…допада, б…р…нить поле, т…т…ревиный ток, т…п…тать ногами, р…к…тание моря, тр…п…тать от ужаса.  

14. Задание: Спишите слова, вставляя безударные гласные.

Высокая г…ра, в…сенняя  к…пель, н…чное небо, м…рская в…да, с..лёные грибы, р…чное дно, с…сновый бор, маленький в…лчонок, рыжий б…льчонок, берёзовые и дубовые л…са, хитрая л…са, кл…новый л…сток, сл…пить сн…говика, густой л…пняк, л…пучая грязь, м…довый запах, беленький к…злёнок, …льховые с…рёжки, с…довые цв…ты, щёки зар…зовели, запл…тить за проезд в автобусе, густой к…дровник, глубокие м…рщины, кошка м…укает.

15. Задание: Замените слова с пропущенной гласной проверочными и составь те     новые     словосочетания.     Запишите     по     образцу.

Образец.  Просить о помощи — просьба о помощи.

 Пр.сить о помощи — . ..,   пл.тить за   покупку — . . .,  к.лоть   дрова — . . .,    встр.чать   гостей — . . . , зат.чить нож — .. ., зас.лить огурцы — . . . , зак.лять ор ганизм — . . . , зам.нить деталь — . . ., под.рить матери — . . . , проп.лоть растения — . . . , расск.зать о герое — . . ., зап.сать корма —

. . . ,  л.вить  рыбу — . . . ,  г.рдиться  страной — ...   .

16. Задание: Соедините слово с нужной буквой:

Р…КА               А

ДР…ЗДЫ         О

П…ТНО            Е

ТР…ВА             И  

17. Задание: Вставь пропущенные буквы.

Ч…сто идут д…жди. Плохо без з…нта и пл…ща. На дв…ре лужи. Тихо кругом. Улетели из с…дов гр…чи и др…зды. Вчера они долго кружились над п…лями и х…лмами. Весной птицы вернутся д…мой.

18. Задание: Вставь пропущенные буквы.

В л…су зв…рьки г…товятся к з…ме. Птицы ул…тают в тёплые края. Белоч…ка суш…т на ветвях д…ревьев гр…бы. Ёж…к спеш…т в свою норку. Мы…ка запасает з…рно.

18. Задание: Вставь пропущенные буквы.

Л…стопад, т…рять, взгл…ну, ш…пну, л…док, пр…мые, вскр…чал, ж…рища.

 В л…су на поляне поспела з…мляника. Её яг…ды очень сла…кие. А в…ренье из них вку…ное и ароматное.

Самостоятельная работа №1

1 вариант

Задание: Спишите слова, вставляя безударные гласные.

Высокая г…ра, в…сенняя  к…пель, н…чное небо, м…рская в…да, с..лёные грибы, р…чное дно, с…сновый бор, маленький в…лчонок, рыжий б…льчонок, берёзовые и дубовые л…са, хитрая л…са, кл…новый л…сток.

Самостоятельная работа№1

2 вариант

Задание: Спишите слова, вставляя безударные гласные

Сл…пить сн…говика, зас…лить огурцы, л…пучая грязь, м…довый запах, беленький к…злёнок, …льховые с…рёжки, с…довые цв…ты, щёки зар…зовели, запл…тить за проезд в автобусе, густой к…дровник, глубокие м…рщины, кошка м…укает.

Самостоятельная работа №2

1. Задание:      

Спишите, вставив пропущенные буквы.

У нас ж…вёт л…сёнок (Р,р)ыж…к. Он совсем крошеч...ный. На г...л...ве торч…т два острен…ких уха. У него пушистый хвостик. Спереди бл...стят круглые, как пуговки гла…ки. Сам, он жёлтен…кий, а шейка и ж...вот белен…кие. Снизу ла...ки, словно одеты в тёмные чулоч....ки.

2. Задание:  

Спишите, вставив пропущенные буквы.

Гуляют тучи з...л...тые  над отдыхающей з...млёй;

П...ля просторные, немые.

Бл...стят, облитые р...сой.

(И.С. Тургенев)

3. Задание:

 Спишите. В скобках напишите проверочные слова.

М...лчать, м...сной, охр...нять, уд...влять, гр...знуля, пл...сать,

4. Задание: 

Спишите слова, подобрав проверочные.

Х…трец, зат...пить, п...ляна, выт...нуть,  СТ...КЛЯННЫЙ.

5. Задание:

 Спишите. В скобках напишите проверочные слова.

Ёж...к с..дел на г...ре (под) ёлкой.

6. Задание: 

Спишите. В скобках напишите проверочные слова.

По...вился, г...рчица, сл...зинка, ш...повник, скр...пучий, нар...дить.

Самостоятельная работа№3

  1. Задание:

Спишите слова, вставляя безударные гласные.

М…л… дая тр…ва, г…р…дские жители, ребята в…с…лятся, з…л…тые купола, ст…р…жить дом, звонкие г…л…са, тонкий в…л…сок, к…л…систая рожь, х…л…дноватая погода, собака г…л…дает, с трудом в…л…чить ноги, п…л…сатая кофта, ц…рковные к…лок…ла, глубокая б…р…зда, с…дая б…р…да, что-то прол…петал, к…р…тать зимние ночи, м…л…тить пшеницу, кл…к…тание в…допада, б…р…нить поле, т…т…ревиный ток, т…п…тать ногами, р…к…тание моря, тр…п…тать от ужаса.  

2. Задание:

Спишите слова, вставляя безударные гласные.

Высокая г…ра, в…сенняя  к…пель, н…чное небо, м…рская в…да, с..лёные грибы, р…чное дно, с…сновый бор, маленький в…лчонок, рыжий б…льчонок, берёзовые и дубовые л…са, хитрая л…са, кл…новый л…сток, сл…пить сн…говика, густой л…пняк, л…пучая грязь, м…довый запах, беленький к…злёнок, …льховые с…рёжки, с…довые цв…ты, щёки зар…зовели, запл…тить за проезд в автобусе, густой к…дровник, глубокие м…рщины, кошка м…укает.

3. Задание:

Спишите слова, вставляя безударные гласные. Рядом напишите проверочное слово из скобок.

Образец: Большой - больше  

 Б.льшой (боль, больше), т.пить (топка, топать), п.тно (пять, пятна), сл.ртивный (спор, спорт), п.ля (поле, пол), сл.варь (слоги, слово), ч.сы (час, часть), р.чной (речь, речка), в.лна (вол, волны).

Самостоятельная работа№4

Правописание безударных гласных в корне слова

1 вариант

Спиши, вставляя пропущенные буквы. В скобках пиши проверочные слова.

На хороший цв…ток (…) л…тит (…) мотылёк. У л…нтяя (…) и крыша течет, и печь не п…чет (…). Одна з…ма (…) на родине лучше ста вёсен на чужбине. Р…дная (…) з…мля (…) и в горести мила. По г…рам (…), по д…лам (…) ходят шуба да кафтан. С г…ры (…) бегом, на г…ру (…) ползком.

Правописание безударных гласных в корне слова

2 вариант

Спиши, вставляя пропущенные буквы. В скобках пиши проверочные слова.

За г…рами (…), за л…сами (…), за широкими м…рями (…), не на небе – на з…мле (…) жил ст…рик (…) в одном с…ле (…). Взгляни на маленьких с…вят (…) – м…лютки (…) рядышком с…дят (…). Пришел невод с тр…вою (…) м…рскою (…). Под голубыми н…бесами (…), великолепными к…врами (…), блестя на солнце, снег лежит.

Контрольная работа №1

  1. Вставьте пропущенные безударные гласные.

Тяжёлый, тяжело;                                 приг…рюниться, г…ревать;

 ч…стота, выч…стить;                                 стр…лять, подстр…лить;

ул…теть, прил…теть;                                 пол…вает, зал…вает;

ч…совой, ч…совщик;                         дв…рец, дв…рцовый;

м…ря, м…рской, м…ряк;                         др…жать, задр…жать,                

г…ворит, заг…ворит;                         ж…леть, ж…леет;

б…лок, б…леет, б…лизна;                         ж…лток, ж…лтизна;

в…рить, в…ренье, пов…р; ;                 з…рно, з…рновой;

 ст…лы, ст…ловая;                                 з…лотой, з…лотистый;

л…петал, зал…петал;                         см…треть, высм…треть;

в…дяной, в…да;                                  т…нуться, выт…нуть;

св…лил, пов…лил;                                 вр…дитель, повр…дил;

т…пить, выт…плю;                                 св…тлеет, св…тлячок.

  1. Вставьте пропущенные безударные гласные.

Ленивый котёнок пищит, щенок весело визжит. В кр…вое зеркало см…треть смешно. Л…дяной каток осв…щался праздничным кр…сноватым светом. Заскр…пела ст…льная дверь. См…льчак ш…гнул в темноту. Цв…тной фильм закончился. По пр…мой дороге туристы добрались до озера п…шком. Св…его гн…зда кукушка не вьёт. Ч…рвивое яблоко падает первым. …довитые растения рвать не следует. Сл…ды от шин чётко в…днелись на мокром песке. Капитан прошёл пять м…рей.

Контрольная работа №2

1. Укажите слова с безударной гласной в корне, проверяемой ударением:
1. охватил
2. берёг
3. поляна
4. скатерть
5. поселился
6. горизонт

2. Выберите правильные утверждения:
(а) Чтобы проверить безударную гласную в корне слова надо изменить слово или подобрать однокоренное слово, чтобы проверяемая гласная была под ударением  
(б) Подобрать слово с ударной гласной в корне.
(в) Подобрать проверочное слово.
3. Из ряда слов выпиши слова с безударной гласной. Докажи.
Менять, замена, обменялся
Удивительно, дивный, удивляться
Мастерить, мастер, мастерская
Вредитель, вредный, навредил
4. Выберите слова, в которых безударная гласная в корне е : 
1. ч..рвяки
2. скр..пач
3. вр..дитель
4. б..глянка
5. л..сты
6. ед..ница
5. 1) Найдите неправильно написанные слова:
1. освищение
2. рябина
3. радители
4. провадник
5. беляк
6. петнистый

Тест: “Безударные гласные в корне слов”

1 вариант

  1. В каком ряду верно «закончено» правило:

«Чтобы проверить безударный гласный в корне слова, надо подобрать такое проверочное слово, …

1) чтобы на согласный падало ударение.

2) чтобы после согласного стоял гласный.

3) чтобы на гласный падало ударение.

  1. Поставь ударение,  точку под безударными гласными, подчеркни проверочное слово.

Тр_пка,   тр_па,   тр_пинка.    

 Д_ль,   д_лёкий,   д_леко.
Б_ль,   б_льница,   б_льной.  

      К_рм,   к_рмушка,   к_рмить.

  1. Запиши ещё по 2 однокоренных слова, поставь ударение, под безударной гласной поставь точку.
    Звон,  ____________________ , ______________________
    Гость, ____________________ , ______________________
    Ночь, ____________________ , ______________________
  2. Спиши, поставь ударение, запиши проверочное слово:
    Б_нкир (________________),   б_ец (________________),  
    изб_жать (________________),   перех_дить (_____________),  
    х_лодильник (_____________),   вел_кан (_________________),
    г_стиница (________________),   гр_мыхать (______________),  
    загр_знять (________________),   в_черинка (______________),  
    ж_ра (______________)
  3. Вставь пропущенные буквы, запиши проверочное слово в скобках.
    С_дит (_____________) на скамейке,   св_ла (_____________) гнездо,  отв_ла( ______________) в сторону,
    прим_ряли (_______________) новое платье,  
    мальчиков пом_рили (______________).
  4. Вставь буквы (устно подбери проверочное слово):
    Зам_рзает   з_мля.   Но   з_ма  ещё не настала.   К вечеру стало  т_плее.
    Сн_жинки полетели по воздуху,  а потом  пов_лили  хлопьями.  Кругом   ст_яла   т_шина.

Тест: “Безударные гласные в корне слов”

2 вариант

  1. В каком ряду верно «закончено» правило:

«Чтобы проверить безударный гласный в корне слова, надо подобрать такое проверочное слово, …

  1. чтобы на согласный падало ударение.
  2.  чтобы на гласный падало ударение.
  3.  чтобы после согласного стоял гласный.
  1. Поставь ударение,  точку под безударными гласными, подчеркни проверочное слово.

Н_чь,   н_чной,   н_чевать.    

М_ре,   м_рской,   м_ряк.
Б_г,   б_гун,   б_жать.  

     Л_с,   л_сной,   л_совик.

  1. Запиши ещё по 2 однокоренных слова, поставь ударение, под безударной гласной поставь точку.
    Дом,  ____________________ , ______________________
    Ветер, ____________________ , ______________________
    Гриб, ____________________ , ______________________
  2. Спиши, поставь ударение, запиши проверочное слово:
    м_сник (________________),   в_да (_______________),  
    бр_сать (________________),   ч_тать (______________),  
    п_тёрка (________________),   ст_пной (_________________),
    б_льница (________________),   пл_сать (______________),  
    нап_сать (________________),   с_вёнок(______________),  
    н_ра (______________)
  3. Вставь пропущенные буквы, запиши проверочное слово в скобках.
    С_дит (_____________) на лавочке,   св_ла (_____________) гнездо,  отв_ла( ______________) в дом,
    прим_ряли (_______________) наряды,  
    друзей  пом_рили (______________).
  4. Вставь буквы (устно подбери проверочное слово):
    Зел_неет  тр_ва.   Но в_сна ещё не пришла.   Днём  стало т_плее.
    Д_ждинки начали  капать ,  а потом  пол_лся ливень.  Капли    уд_ряли   по тр_пинке.

2.Правописание согласных в корне слова

Цель: проверить орфографическую зоркость по умению находить слова с буквой непроизносимого согласного, распознавать проверочные и проверяемые слова.    

Парные согласные на конце слова или перед другими  согласными нужно проверять. Для этого слово надо изменить или подобрать однокоренное слово, в котором после согласного стоит гласный.

1. Вставьте   пропущенные   буквы.

Гла..,   заво..,   прору..ь.

Лоша..ь,   клю.. (в, ф),   отря.. .

Пля..(ж, ш),   дроз..,   гвоз..ь .

Стол..(б, п),   овра..,   огоро.. .

Голу..ь,   поез..,   но..(ж, ш),   бро..ь (в, ф).

2.Вставьте букву, изменяя слова по образцу: арбуз — арбузы.

Горо.. (д, т), зу.. (б,п), утю..,  су..(б,п),  хле.. (б, п),  сне..

3. Вставьте   пропущенные   буквы.

Чи.. ,  стри..,  эта.. (ж, ш),  са.. (д, т), рука..,  арбу..,  холо..,  сове..,  бага.. , гара..,  верблю.. ,  шар.. (в, ф),  обры..,  сугро.., площа..ь,   шка..,  гру.. (з, с),  кру.. (г, к), сторо..  .

4. Вставьте букву, изменяя слова по образцу:  пирожки — пирожок.

Сапо..ки, клу..ки,  коло..ки (з,с),  гла..ки, сне..ки, ду..ки (б, п).

5. Вставьте  нужную букву, проверяя по образцу: робкий — робок.

Сла..кий, ло..кий,  чу..кий, у..кий,  гла..кий,  ни..кий, ги..кий,  дер..кий,  бли..кий,  жи..кий,  мя..кий, кре..кий.

6. Вставьте пропущенные буквы, проверяя по образцу: загадка — загадать.

Поса..ка, заря..ка,  упако..ка,  оши..ка, перевя..ка,  подска..ка,  нахо..ка, дикто..ка.

7.  Наберите   пропущенные   буквы.

Книга — твой  дру.., без неё  как  без  ру.. .  

Роет  землю  серый  кро.. — разоряет  огоро.. .

Зимой сне..  глубокий, летом  хле..   высокий.

Взял меня с  собой  бра.., и пошли мы на пара.. .

Скрипит   моро..,    сердит    моро..,  

И   сне..    сухой  и  колкий.

И   вя..    озяб,   и    ду..    промёрз.  

Насквозь   продрогли   ёлки.

Согласные в корне

1.Вставьте  пропущенные   буквы.

А) Ударил моро.. .   Сне..  замел все доро..ки. Вася побежал в са.. .  Он повесил кормушку на большой ду.. .

Б) Хороший пру..  около нашего села. На берегу растут берё..ки и ду..ки. Мы часто катаемся на ло..ке.  В гла..кой воде мелькают ры..ки.

В) Падал мя..кий снежок. Чудесная стояла пого..ка. Ребята расчистили площа..ку и залили её водой. Утром дети катались по сколь..кому льду. Хоро.. каток!

Г) Мы бежим на лыжах по лесной доро..ке. На каждом  шагу зага..ки. Под деревьями пустые шишки, скорлу..ки. Кто тут  гры.. оре..ки? Это белка. Ро..кий зверёк в белой шу..ке сидит у куста. Это заяц.

2.Вставьте  пропущенные   буквы.

А) Моро.. сковал ле..ком лужи. Ре..кий ветер  гулял по лесу. Зя..ко стало ду..кам и берё..кам. Холо..  загнал  в  норы  зверьков.

Б) Аист   делает   заря..ку —  

    То   вприскочку,   то   вприся..ку.

    Осьмино..   надел   перча..ки,  

    А   тюлень   удрал   с   площа..ки.

    Пеликан   ныряет   ло..ко,  

    Вот   что   значит   трениро..ка!

3.Вставьте   нужную   букву.

Ги(б,п)кий, ло(в,ф)кий,  гла(д,к)кий, но(ж,ш)ка, гря(д,к)ка, бере(з,с)ка,   дер(з,с)кий, ме(т,д)кий, ли(п,б)кий, тетра(д,т)ка,  нагру(з,с)ка,   подру(ж,ш)ка,   сле(з,с)ки,   ло(д,т)ка,   морко(в,ф)ка.

Парные   согласные   самые   опасные:  

б — п,   в — ф,   г — к,   д — т,   з — с,   ж — ш.  

Если   слышишь   парный   звук,  

Будь   внимателен,   мой   друг.

Парный   сразу   проверяй,  

Слово   быстро   изменяй.

Уж — ужи,   труд — труды,  

Ёж — ежи,   мост — мосты.

1. Вставьте буквы.

Обе.. ,    заво.. ,    медве..ь,    кро..ь,  отря.. ,    наро.. ,    эта.. ,    тетра..ь,   ры..ка, у..ка,  гря..ка, кни..ка, закла..ка.

2. Вставьте   нужную   букву.

Жи(д,т)кий,  це(п,б)кий, хва(т,д)кий, була(в,ф)ка, блу(з,с)ка,  ду(б,п)ки,   бума(ж,ш)ка, чу(т,д)кий, моро(з,с)цы,  вя(з,с)кий,  упако(в,ф)ка,  ре(з,с)ьба,  ко(с,з)ьба,  моло(т,д)ьба, тро(п,б)ка.

3. Вставьте   пропущенные   буквы.

Книга — твой  дру.., без неё  как  без  ру.. .  

Роет  землю  серый  кро.. — разоряет  огоро.. .

Зимой сне..  глубокий, летом  хле..   высокий.

Взял меня с  собой  бра.., и пошли мы на пара.. .

Скрипит   моро..,    сердит    моро..,  

И   сне..    сухой  и  колкий.

И   вя..    озяб,   и    ду..    промёрз.  

Насквозь   продрогли   ёлки.

КОНТРОЛЬНАЯ   РАБОТА   ПО   ТЕМЕ

«ПРАВОПИСАНИЕ   СЛОВ   С   ГЛУХИМИ И   ЗВОНКИМИ   СОГЛАСНЫМИ   В   КОРНЕ».

1. Для каждой из букв укажите парные согласные. Напиши их.

ф — ..   д — ..   ж —..   б —..   т — ..   в — ..

с — ..   к —..   ш — ..   з — ..  п — ..   г — ..

2. Найдите все слова, являющиеся проверочными для парной согласной в слове посадка:

Сад, садовый, садик, саженец.

3. Найдите номера слов, в середине которых пишется звонкая   согласная.

1) тру..ка 2) шля..ка 3) жи..кий  

4) кро..ка (ш, ж) 5) пиро..ки 6) кра..ки  

4. Найдите номера слов, которые нужно проверять на письме.

1) указка, 2) мягко, 3) свет, 4) слёзы, 5) близко;

1) соседка, 2) дорога, 3) скрипка, 4) рассада, 5) лапка.

5.Найдите слова с парными звонкими и глухими согласными звуками,   которые   требуют   проверки   при   письме.

У   лесного   болотца   цветут   незабудки.

Береги  и  охраняй  редкие  растения.

Любое  растение  ласкает  глаз  человека.

6. Найдите   подлежащее   и   сказуемое.

Чуть заметная тропка привела нас к большому озеру.

Дорожка то и дело терялась среди густой травы.

Непроизносимые согласные

1 варинт

Спиши, вставляя пропущенные буквы.

1) Возле гря…ки – две лопа…ки, возле ка…ки – два ведра. 2) После утренней заря…ки мы работали на гря…ке – и поса…ки все в поря…ке, их теперь полить пора! 3) Осыпаясь, пожелтели со…нца ре…кие лучи. 4) На моем око…ке настоящий са…! Крупные серё…ки фуксии висят. 5) Ещё в домах пылают печки и поз…но со…нышко встаёт, ещё у нас по нашей речке спокойно ходят через лё… . 6) Утю… идёт по простыне, как ло…ка по волне, и оставляет ровный сле… на белом полотне.

(Е. Благинина.)

Непроизносимые согласные

2 вариант

Спиши, вставляя пропущенные буквы.

1)  Сер…це матери лучше со…нца греет. 2) Со..нце грело, дождик падал, гулял в…т…рок. 3) Белый, а не сне…, сла…кий, а не мё… . 4) Каждая ветка молодой берё…ки радос…но трепетала. 5) Журавли л…тели быстро и кричали грус …но.

6) Малиновка свис…нула, вспорхнула и ул…тела. 7) Мы смотрели на звёз…ное небо. 8) Выпавший ночью сне… покрывал широкое пас…бище.9) Да здра…ствует со…нце, да скроется тьма! 10) Дож…ливых дней почти не бывает.

        Самостоятельная работа №1

  1. Письмо под диктовку (проговаривание детьми шепотом).

Ученики получили радостное известие. В школу приехали известные спортсмены. Они будут рассказывать о своем участии в Олимпийских играх. Ребята с радостью собрались на праздник в актовом зале.

Первые два предложения разберите по членам предложения.

Последнее предложение разобрать по частям речи.

2. Спишите, вставляя пропущенные буквы.

Т. жёлый, п.чтовый,

в.здушный, скв.рец

позв.нил, лё.кий

отга.ка, улы.ка

оши.ка ,зу.ки

чес.ный,поз.ний

звёз.ный,извес.ный,

здра.ствуй.

В каждый столбик напишите ещё по два слова на те же правила.

3. Составьте и запишите словосочетания, преобразовав одно из существительных в прилагательное.

Образец: Небеса, светило - ... (небесное светило),

радость, встреча - ...,

звезда, полёт - ... ,

счастье, улыбка - ... ,

вкус, еда - ...

честь, поступок -... ,

чудеса, день - ... ,

капуста, гусеница - ....,

грусть, взгляд - …  .

Самостоятельная работа по русскому языку по темам:№2

«Безударные гласные», «Непроизносимые согласные».

          

1. Из группы слов выпишите:

I вариант      слова с безударной гласной а

II вариант     слова с безударной гласной о

      К...рмушка, хв…стливый, охр…нять, г…ристая, уг…щать, зак...лённый,  к…ренастый, пок…тился.

     2. Вставьте пропущенные буквы. Докажите правильность выбора.

I вариант      Выт…нуть,   л…нейка,  ож…вать,  расп…вать песни,  св…зной

II вариант    Приз…млился, зас…делся, пр…мой, зап…вать таблетку, попл…сать

     3. Выпишите слова буквой непроизносимого согласного

I вариант      Счас?ливый, звез?ный, вкус?ный, перенос?ной, извес?ный.

II вариант     Ярос?ный, ужас?ный, опас?ность, чес?ный, мес?ность.

     4. Найдите проверочные слова к слову

I вариант      поздний

Опоздал, опоздание, поздно,  позднее, поздновато, опоздавший.

II вариант     грустно

Грустный, грусть, загрустил, грустновато, взгрустнулось.

Самостоятельная работа №3

Правописание звонких и глухих согласных

Спиши. Вставь пропущенную букву.

Горо(д,т), бра(д,т), сне(к,г), гла(з,с), хле(п, б), стри(ш,ж), расска(с,з), глобу(з,с),сугро(б,п), моро(з,с), тру(д,т), шка(ф,в), бра(т,д), морко(в,ф)ь, эта(ж,ш), голо(с,з), шала(ш,ж).

Самостоятельная работа №4 (9 класс)

I вариант

Задание. Спишите. Выпишите слова с непроизносимыми согласными и подберите к ним проверочные. Разберите по составу слова радостное, заморозки.  Выпишите сложное слово и разберите по составу.

Рябина

Я очень люблю это в…твистое дерево. Люблю его перистые з…леные л…сточки, которые ш…лестят при ле…ком ветре. Есть что-то в…селое, радос…ное, русское в этом деревце. Оно всегда и всем улыбается.

Поз…ней в…сной оделись в з…леную листву л…са, запели звонк...голосые солов…и. Зацв…ла и рябина. Летом на ней краснеют грозд…я жес…ких ягод. Но вот прижмутся первые осенние заморо…ки, и ягоды станут мя…кими.

II вариант

Задание. Спишите. Разберите по составу слова налетит, последний. Разберите по членам предложения третье предложение, укажите части речи. Выпишите сложные слова и разберите по составу.

Октябрь

           За лето лист…я пропитались со…нцем и стали багряными и золотыми. Отяжелели и пол…тели по ветру. Зашумел в л…су з…лотой дождь.

           Нал…тел ветер, закружил пестрый х…ровод. Хлынул осл…пительный вод…пад. По колено в лист…ях дерев…я стоят. Шумит з…лотой дождь до самого утра.

           В такие дни ч…ловек не может сидеть дома. Его тянет в последний раз побывать наедине с пр…родой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактический материал по теме "Вводные слова, их группы по значению"

Таблица для индивидуальной работы учащихся по теме "Группы вводных слов по значению", "Пкнктуация при вводных словах"...

Дидактический материал "Союзы и союзные слова. Способы различия подчинительных союзов и союзных слов".

По программе данная тема укладывается всего в два урока. Этого, конечно, мало. Кроме того, материал для закрепления темы приходится искать дополнительно. Надеюсь данная информация поможет коллегам в п...

Дидактический материал по русскому языку по теме «Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему по высказыванию И.С.Тургенева «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь

В методической разработке содержатся задания, предназначенные как для индивидуальной, так и для групповой работы с учащимися 11 класса на занятиях по написанию сочинения С1 по теме «Берегите наш язык,...

Дидактический материал по теме "Состав слова"

Материалы представлены в тестовой форме. Это позволяет проверить знания учащихся, выявить пробелы в знаниях учащихся. скорректировать дальнейшую работу....

Дидактический материал к уроку "Устаревшие слова" (6 класс)

В материале представлены два текста для работы: один для комплексного разбора, второй  - деформированный текст для восстановления....

Дидактический материал по теме "Связь слов в словосочетании" для подготовки учащихся к ОГЭ по русскому языку в 9 классе

Материалы  ГИА по русскому языку в 9 классе содержат задания по теме "Словосочетание".Этот материал изучается в 8 классе в начале года  и требует повторения в 9 классе.Предлагается...