Дидактический материал к уроку "Устаревшие слова" (6 класс)
учебно-методический материал по русскому языку (6 класс) на тему

Елена Грицкова

В материале представлены два текста для работы: один для комплексного разбора, второй  - деформированный текст для восстановления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskiy_material_k_uroku_ustarevshie_slova.docx15.79 КБ

Предварительный просмотр:

(1)Долгое время крест…янская изба осв…щалась лучиной.(2)Она г…товилась заранее дли…ое поленце ра…пл…влялось в печи потом от него нож…м отщипывались тонкие щепки – лучинки. (3)Эти лучинки вст…влялись горизонтально в спец…альные по…ставки, светцы, с ра…щелинами наверху и поджигались. (4)Под лучиной стояло длинное корытце с водой  куда падали угольки.
1. Спишите, вставляя орфограммы и знаки препинания.
2. Докажите письменно, что это текст.
3.Озаглавьте его.
4. Найдите и обозначьте устаревшие слова.
5. Объясните с помощью текста лексическое значение слов лучина, светец. Запишите ответ в виде словарной статьи.
6.Сделайте синтаксический разбор 1-го предложения.
7. Найдите по одному примеру слов:
букв больше звуков, звуков больше букв, все звуки глухие, все звуки звонкие.
__________________________________________________________________________________________

(1)Долгое время крест…янская изба осв…щалась лучиной.(2)Она г…товилась заранее дли…ое поленце ра…пл…влялось в печи потом от него нож…м отщипывались тонкие щепки – лучинки. (3)Эти лучинки вст…влялись горизонтально в спец…альные по…ставки, светцы, с ра…щелинами наверху и поджигались. (4)Под лучиной стояло длинное корытце с водой  куда падали угольки.
1. Спишите, вставляя орфограммы и знаки препинания.
2. Докажите письменно, что это текст.
3.Озаглавьте его.
4. Найдите и обозначьте устаревшие слова.
5. Объясните с помощью текста лексическое значение слов лучина, светец. Запишите ответ в виде словарной статьи.
6.Сделайте синтаксический разбор 1-го предложения.
7. Найдите по одному примеру слов:
букв больше звуков, звуков больше букв, все звуки глухие, все звуки звонкие.

__________________________________________________________________________________________

(1)Долгое время крест…янская изба осв…щалась лучиной.(2)Она г…товилась заранее дли…ое поленце ра…пл…влялось в печи потом от него нож…м отщипывались тонкие щепки – лучинки. (3)Эти лучинки вст…влялись горизонтально в спец…альные по…ставки, светцы, с ра…щелинами наверху и поджигались. (4)Под лучиной стояло длинное корытце с водой  куда падали угольки.
1. Спишите, вставляя орфограммы и знаки препинания.
2. Докажите письменно, что это текст.
3.Озаглавьте его.
4. Найдите и обозначьте устаревшие слова.
5. Объясните с помощью текста лексическое значение слов лучина, светец. Запишите ответ в виде словарной статьи.
6.Сделайте синтаксический разбор 1-го предложения.
7. Найдите по одному примеру слов:
букв больше звуков, звуков больше букв, все звуки глухие, все звуки звонкие.

__________________________________________________________________________________________

(1)Долгое время крест…янская изба осв…щалась лучиной.(2)Она г…товилась заранее дли…ое поленце ра…пл…влялось в печи потом от него нож…м отщипывались тонкие щепки – лучинки. (3)Эти лучинки вст…влялись горизонтально в спец…альные по…ставки, светцы, с ра…щелинами наверху и поджигались. (4)Под лучиной стояло длинное корытце с водой  куда падали угольки.
1. Спишите, вставляя орфограммы и знаки препинания.
2. Докажите письменно, что это текст.
3.Озаглавьте его.
4. Найдите и обозначьте устаревшие слова.
5. Объясните с помощью текста лексическое значение слов лучина, светец. Запишите ответ в виде словарной статьи.
6.Сделайте синтаксический разбор 1-го предложения.
7. Найдите по одному примеру слов:
букв больше звуков, звуков больше букв, все звуки глухие, все звуки звонкие.

(Кто?)____________под… ехали к р…ке. У многих бл…стали   на груди (что?)________________    __________. Св…ркали на со...нце глухие   ...громные (что?)____________,  с…яли  (какой?)___________насечкой (что?) ___________и (что?) _________. Ру…кие  (что?)__________, (что?)__________, (что?)____________, (что?)________, чудовищные (что?) __________ сшиблись с турецк…ми саблями. Пол...тели (что?)_______________ . Зак...пел бой.
Словарь:
Арбалет — ручное метательное оружие;

булава — короткая палка, жезл с шарообразным утолщением на конце, служивший в старину оружием;

гривна — денежная единица в Древней Руси; золотое или серебряное украшение, надевавшееся на шею:

злато — золото;

копье — старинное колющее или метательное оружие на древке;

меч — холодное орудие с обоюдоострым длинным прямым клинком;

палица — тяжелая дубинка с утолщенным концом:

панцирь металлическая одежда для защиты туловища от ударов холодного оружия;

ратник воин;

секира старинное оружие в виде топора на длинной рукояти;

шлем — старинный металлический воинский головной убор, защищающий от ударов стрел;

щит — старинное ручное вооружение в виде округлой или прямоугольной плоскости для предохранения от удара стрел.

(Кто?)____________под… ехали к р…ке. У многих бл…стали   на груди (что?)________________    __________. Св…ркали на со...нце глухие   ...громные (что?)____________,  с…яли  (какой?)___________насечкой (что?) ___________и (что?) _________. Ру…кие  (что?)__________, (что?)__________, (что?)____________, (что?)________, чудовищные (что?) __________ сшиблись с турецк…ми саблями. Пол...тели (что?)_______________ . Зак...пел бой.

Словарь:

Арбалет — ручное метательное оружие;

булава — короткая палка, жезл с шарообразным утолщением на конце, служивший в старину оружием;

гривна — денежная единица в Древней Руси; золотое или серебряное украшение, надевавшееся на шею:

злато — золото;

копье — старинное колющее или метательное оружие на древке;

меч — холодное орудие с обоюдоострым длинным прямым клинком;

палица — тяжелая дубинка с утолщенным концом:

панцирь металлическая одежда для защиты туловища от ударов холодного оружия;

ратник воин;

секира старинное оружие в виде топора на длинной рукояти;

шлем — старинный металлический воинский головной убор, защищающий от ударов стрел;

щит — старинное ручное вооружение в виде округлой или прямоугольной плоскости для предохранения от удара стрел.

(Кто?)____________под… ехали к р…ке. У многих бл…стали   на груди (что?)________________    __________. Св…ркали на со...нце глухие   ...громные (что?)____________,  с…яли  (какой?)___________насечкой (что?) ___________и (что?) _________. Ру…кие  (что?)__________, (что?)__________, (что?)____________, (что?)________, чудовищные (что?) __________ сшиблись с турецк…ми саблями. Пол...тели (что?)_______________ . Зак...пел бой.

Словарь:

Арбалет — ручное метательное оружие;

булава — короткая палка, жезл с шарообразным утолщением на конце, служивший в старину оружием;

гривна — денежная единица в Древней Руси; золотое или серебряное украшение, надевавшееся на шею:

злато — золото;

копье — старинное колющее или метательное оружие на древке;

меч — холодное орудие с обоюдоострым длинным прямым клинком;

палица — тяжелая дубинка с утолщенным концом:

панцирь металлическая одежда для защиты туловища от ударов холодного оружия;

ратник воин;

секира старинное оружие в виде топора на длинной рукояти;

шлем — старинный металлический воинский головной убор, защищающий от ударов стрел;

щит — старинное ручное вооружение в виде округлой или прямоугольной плоскости для предохранения от удара стрел.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактический материал по геометрии 9 класс

1.Скалярное произведение векторов.2.Простейшие задачи в координатах3. Геометрические задачи Скалярное произведение векторов.  Вычислите скалярное  произведение  векторов...

Дидактический материал по ССП 9 класс

Карточки для индивидуальной работы как на уроке, так и дополнительных занятиях...

Дидактический материал по информатике. 3 класс

Контрольная работа по информатике 3 класс к главе 3. Учебник: Информатика 3 класс Н.В.Матвеева...

1 дидактический материал по информатики 7 класс

Контрольная работа тема «Компьютер и программное обеспечение» из 3 вариантов...

Дидактический материал "Лото однокоренных слов" для учащихся 5-6 классов

Игра используется как материал для практического овладения учащимися подбором однокоренных слов. Учитель называет корни слов (по маленьким карточкам). Учащиеся закрывают слова с этими корня...