Открытый урок по теме: "Систематизация и обобщение изученного материала о числительном»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Карпова Любовь Михайловна

Закрепление изученного материала о числительном. Частотность употребления имени числительного. Выработка навыка выразительного чтения. Работа над орфографической и пунктуационной зоркостью.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок «Систематизация и обобщение изученного материала о числительном»

                                                    6 класс

Тема урока: Систематизация и обобщение изученного материала о числительном.

Цель урока: Систематизация знаний о числительном (Имя числительное как часть речи, простые и составные числительные,мягкий знак на конце и в середине числительных, разряды количественных числительных, числительные, обозначающие целые числа,                                     количественные,порядковые числительные. Часточность употребления числительных. Работа над орфографической и пунктуационной зоркостью; выразительным чтением. Развитие кругозора учащихся .

Ход урока: I Слово учителя.

                    Моё величество

                    Обозначает количество.

                    Сколько? Два или пятнадцать,

                    Девять, десять или двадцать.

                   Ну а вдруг сто двадцать пять?

                   Смотря чего, нам же не знать.

                   Люблю я также и порядок,

                   Для меня он очень сладок.

                   Который? Первый, второй,

                  Сто тридцать седьмой.

                  Часть речи я изумительная,

                  А

                  Называюсь…..  (имя числительное).

(Название « числительное» произошло от слова « число». По частоте употребления в речи числительное занимает восьмое место).

 Частотность употребления числительных в речи подтверждается большим количеством фразеологизмов, в которых они используются.

За один присест ( сразу), в два счёта (быстро), как две капли воды (похожи).

Числительные часто употребляются в образной речи (загадки, пословицы).

Четыре братца под одной крышей (стол).Сто одёжек и все без застёжек (капуста).

Два братца через дорогу живут (глаза)

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

                                                   Синтаксическая минутка.

Два сапога-пара. Семеро одного не ждут. Доброе дело три века живёт.

                                  Хитрый вопрос.

За тридевять земель-это за сколько? См. «Толковый словарь».(В отдалённой стране,очень далеко)

                                                     Угадай числительное.

Два корня: 1-как у существительного пятак,

                      2-как у существительного десятка. (50)

                                                 Интеллектуальная разминка.

Замените слова другими: дюжина (12), чёртова дюжина (13), полтора (1,5), полтораста (150), три котёнка (трое котят), четыре мальчика (четверо).

                                                         Словарный диктант.

Нянчит, кровельщик,молотьба,шестнадцать,январский, октябрьский, печник, скворечник,пустячный.

                                 Мягкий знак на конце и в середине числительных.( от5-20,30;50-80;500-900).

Это интересно: из 500 кг макулатуры можно получить 375 кг новой бумаги.

                                                              Разминка.

Склоняем числительные (семьдесят,семьсот, сорок,девяносто,сто)

И. Семьдесят, семьсот,  сорок,   девяносто,  сто,

Р.  Семидесяти, семисот,сорока,девяноста,ста,

Д.  Семидесяти, семистам,сорока,девяноста,ста,

В.  Семьдесят, семьсот, сорок,девяносто, сто,

Т.  Семьюдесятью, семьюстами,сорока, девяноста, ста,

П.  Семидесяти, семистах, сорока, девяноста, ста.

Сильные учащиеся работают с тестовыми заданиями по теме « Имя числительное».

                                            Из истории числительных.

Слово сорок в Древней Руси было именем существительным. Оно означало « Мешок». Мешок с сорока соболями служил денежной единицей. В мешок вкладывали четыре десятка собольих или беличьих шкурок, что составляло набор на целую шубу. Сорок- сначала мешок, затем мешок с сорока соболями или белками и, наконец, числительное сорок.

 Число семь считалось священным (семь чудес света,быть на седьмом небе,семь пятниц на неделе).

                                           Самостоятельная работа.

Вставьте числительные оба-обе.

По обеим сторонам дороги тянулся густой лес. Малышка крепко держала куклу обеими руками. Склоны обоих оврагов размыты.

                    Мягкий знак на конце и в середине числительных:

                                          Пятьдесят и двадцать пять-

                                          Где же мягкий знак писать,

                                          На конце иль в середине,

                                          Кто подскажет мне опять?

                                          Цифра сорок разъяснит

                                          И всё быстро объяснит.

                                          Она магическая цифра,

                                          И мне весело твердит:

                                          Кто передо мной идёт,

                                          Мягкий знак в конце несёт.

                                          А кто после-делай так:

                                          Ставь в середину мягкий знак.

                                     Пословицы с собирательными числительными.

Рука руку моет, и обе белы бывают. Двое одному рать. Двое третьего ждут, а семеро одного не ждут. Один и дома горюет, а двое и в поле воюют.

                         Пословицы с количественными и порядковыми числительными.

Две собаки дерутся, третья не суйся.

До двух раз прощают, а в третий бьют.

                                                     Порядковые числительные.

Дети радуются первому белому снегу и с удовольствием лепят из него снежную бабу.(Синтаксический разбор предложения)

                                                 Для развития кругозора учащихся.

Первый междугородный телефонный разговор состоялся 31 деабря 1898 года между Петербургом и Москвой.Первая телефонная станция открылась в 1882 году в Москве.

Первый чай в России появился в 1638 году,когда монгольский хан прислал русскому царю подарок-60 килограммов чая в обмен на сто соболиных шкур.

Первая коллекция марок в России появилась в 1884 году.

Результаты урока: поставленной цели урока мы…..

                                    повторили, узнали……

Д/з: сочинение «Моя семья и моё село»

                  ***

Старинная игра «Русское лото»

Победителю – приз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. Систематизация и обобщение изученного материала по теме: «Обособленные члены предложения» 8 класс.

Аннотация к уроку. Урок предназначен для учащихся 8 класса, составлен на основе авторской программы для общеобразовательных учреждений «Русский язык 5-9 классы». Авторы – составители: М.Т. Барано...

Открытый урок на тему : "Закрепление и обобщение изученного по теме "Имя числительное". 6 класс."

Урок-обобщение, урок-экскурсия с использованием краеведческого материала, целью которого является закрепление и совершенствование навыков правильного употребления числительных в речи....

Открытый урок русского языка в 6 классе Повторение и обобщение изученного материала по теме "Имя числительное"

Тема: Повторение и обобщение изученного материала по теме «Имя числительное». Цели: Познавательные: систематизировать и обобщить знания об имени числительном; формировать навыки правильного прои...

Презентация к уроку русского языка в 6 классе Повторение и обобщение изученного материала по теме "Имя числительное"

Презентация к уроку русского языка в 6 классе  Повторение и обобщение изученного материала по теме «Имя числительное». Цель: систематизировать и закрепить полученные в ходе изучения темы знания,...

Открытый урок по теме "Повторение и закрепление изученного материала по теме «Местоимение»"

1.Повторение изученного о правописании местоимений, об их образовании и морфологических признаках.2. Расширение кругозора и пополнение словарного запаса учащихся, привитие любви к родному языку, воспи...

Презентацие к уроку "Имя Существительное" Повторение и обобщение изученного материала.

Цели урока: 1. Повторить и обобщить знания учащихся о значение морфологических признаках....