Из опыта проведения групповых форм работы на уроках русского языка
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Фатейчев Сергей Николаевич

В настоящее время в учебном процессе особое место занимают такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьников за результаты учебного труда, способствуют созданию атмосферы сотрудничества и коллективизма.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Из опыта проведения групповых форм работы на уроках русского языка

Разделы: Преподавание русского языка 

В настоящее время в учебном процессе особое место занимают такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьников за результаты учебного труда, способствуют созданию атмосферы сотрудничества и коллективизма.

Среди этих форм особое внимание уделяется таким формам, как лекция, семинар, практикум, консультация, зачет и другие.

Семинар представляет собой такую форму организации класса, при которой на уроке заслушиваются заранее подготовленные сообщения (доклады, рефераты) учащихся и проводится их обсуждение под руководством учителя. Семинар предполагает значительную предварительную работу по его подготовке.

В начале изучения грамматической темы, по которой планируется провести семинар, ученикам сообщаются основные вопросы по теме будущего семинарского занятия.

Так, при подготовке семинара по теме «Сложное предложение», они могут быть такими: «Структура сложного предложения», «Виды сложного предложения», «В чем сходство и отличие сложносочиненных и сложноподчиненных предложений?».

Целесообразно включать в семинар и вопросы практического характера, требующие самостоятельного поиска ученика: «Найти в тексте...», «Исправить ошибки...», «Заменить простые предложения сложными» и другие вопросы и задания.

В семинаре должны участвовать все учащиеся. Часть учеников получает задание выступить с докладами, литература к которым рекомендуется учителем. Остальной части класса предлагается повторить основные вопросы темы и выполнить практические задания, которые будут обсуждаться на семинаре.

Семинарское занятие включает в себя вступительное слово учителя, прослушивание докладов, обсуждение их, разбор практических занятий и различные дополнения теоретического плана и подведение итогов семинарского занятия.

В заключительном слове учитель подводит итоги занятия, оценивает работу класса и отдельных учеников, делает выводы. Здесь же ребята могут сами предложить тему следующего семинарского занятия.

Другой формой занятий, которая помогает решать задачи активизации деятельности учащихся, являются уроки-зачеты. Это одна из разновидностей повторительно-обобщающих уроков. Главное назначение таких уроков – обеспечить контроль и оценку знаний, умений и навыков учащихся по той или иной теме.

Учитель, планируя учебный материал, продумывает систему уроков-зачетов. Лучше всего такие уроки проводить при повторении какой-то темы. Например, в 5 классе можно провести урок-зачет после изучения темы «Глагол».

Важный элемент – подготовка к уроку-зачету. Программа зачета должна быть известна учащимся заранее. За несколько недель в кабинете вывешивается перечень того, что должны знать и уметь учащиеся. По мере изучения темы учитель обращает внимание учащихся именно на те вопросы, которые будут вынесены на зачет. Среди вопросов для зачета могут быть обязательные и факультативные, что позволит осуществить дифференцированный подход к учащимся. По усмотрению учителя можно освобождать от зачета учащихся, хорошо усвоивших материал данной темы. Они могут быть назначены консультантами.

При проведении зачета в 5 классе уместны соревнования между группами учащихся, выполнения заданий игрового, занимательного характера.

Широко используются в работе и уроки-практикумы. На уроках-практикумах может быть организована как самостоятельная (индивидуальная) работа учащихся, так и коллективная.

Самое важное в данном виде уроков - четко организовать обратную связь. На уроке-практикуме решаются прежде всего задачи обучающие, поэтому важно организовать выполнение практических заданий без ошибок. Здесь поможет справочный материал – словари, справочники, учебники. Так как ученик работает на уроке в своем индивидуальном темпе, а сама работа проводится по нескольким вариантам, по окончании работы целесообразно предъявить ученикам специальные карточки для проверки правильности выполнения заданий. Использование подобных карточек дает возможность сформировать навыки самоконтроля.

Вот примерный образец карточек с заданием и карточек для самопроверки.

Карточка №1

Задание. Спишите, обозначая орфограмм с НЕ и части речи.

  1. Птицу сбивает (не) дробь, а стрелок.
  2. Дождь шел вовсе (не) долго.
  3. Сегодня (не) по-летнему хмурое утро.
  4. Он вовсе (не) приятель нам.
  5. Цветы посажены (не) редко, а часто.
  6. Это нисколько (не) лучший выход.

Проверочная карточка.

  • В предложениях 1, 5 есть противопоставление с союзом А, пишем НЕ со словом раздельно.
  • В предложениях 2, 4, б есть слова вовсе, нисколько, пишем НЕ раздельно.
  • В предложении 3 НЕ употребляется с наречием не на -О, (-Е), пишем раздельно.

В меньшей степени, чем практикумы, на уроках используется такая форма обучения, как лекция.

Лекция представляет собой монологическое высказывание учителя на одну из тем. Этот вид работы позволяет формировать важные речевые умения учащихся: умение слушать, понимать и анализировать информацию, выделить в ней главное и второстепенное.

Чтобы сконцентрировать внимание учащихся, можно предложить или составить план по ходу выступления учителя, или краткий конспект.

В младших классах лекция, или элементы лекции, не должны превышать 5-10 минут.

Используя новые формы обучения на уроках русского языка, учитель должен ориентироваться на конкретные особенности состава класса, этап обучения. Необходимо соблюдать чувство меры, разумно сочетать новое с традиционным.

Ход урока-зачета

I. Слово учителя. Беседа по вопросам.

Сегодня мы проводим завершающий обобщающий урок по теме: «Имя числительное». Что вам особенно запомнилось при изучении этой части речи, какой материал больше всего понравился, что нового вы узнали - обо всем этом пойдет у нас разговор.

Прежде всего мы поговорим об истории числительных.

  1. Рассказы учащихся о числах.
  2. Узнали ли вы что-нибудь интересное об отдельных числительных? Расскажите.
  3. Кто и когда впервые назвал числительные как часть речи?

Теперь проверим ваши теоретические знания о числительном как части речи.

  1. Что такое числительное?
  2. Расскажите о простых и составных числительных, о разрядах количественных числительных.

Часто в разговорной речи мы допускаем ошибки, давайте вспомним о них, т.к. не всегда соблюдаем правила склонения.

Числительные, обозначающие целые числа. Дробные числительные. Собирательные числительные. Порядковые числительные.

II. Вспомните и расскажите интересные истории, рассказы, в которых употреблены числительные.

Игра «Знаешь ли ты?»

1. В мировом океане обитает 18 тысяч видов рыб. Один гектар деревьев способен отфильтровать ежегодно из воздуха 70 тонн пыли. На земном шаре встречается 80 видов рябины. Сосна может жить 600 лет, ель 500 лет.

2. Город на Неве.

Санкт-Петербург расположен в дельте Невы на 42 островах. Самые крупные острова: Васильевский остров – 1050 гектаров, Петроградский – 570 гектаров, Крестовский – 420 гектаров.

3. Байкал.

Байкал лежит на высоте 456 метров. Глубина его 1620 метров. По площади Байкал в 13 раз меньше Балтийского моря, но по объему превосходит его. В Байкале водится 1200 видов крупных и мелких животных.

4. Замечательное число.

Число 37 имеет замечательное свойство. Если умножить его на числа 3, 6, 9, 12, 15, 18, то получится интересный ряд: 111, 222, 333, 444, 555, 666.

5. Кто сколько живет.

Рекордсмены долголетия – черепахи, они живут около 10 лет, а их родственник бобр - в 3-4 раза дольше. Жизнь волка продолжается до 15 лет, слон – лет 80. Самый долголетний из домашних животных – осёл, живет он 50 лет. Верблюды и лошади проживают около 30 лет, собаки – лет 15. Из птиц дольше всех живут гуси, почти до 40 лет. Среди рыб – щуки, они доживают иногда до 200 лет

III. А как мы используем в сочинениях числительные?

IV. Работа с сигнальными карточками (Ц, Д, С).

  • Определите разряд количественных числительных.

Три тетради, одна пятая сада, четверо малышей, двое очков, три четвертых пути, двадцать девять лет, пятеро друзей, пять седьмых метра, трое суток, восемь этажей, пятеро лосят, четверо саней, тридцать пять учеников, одна вторая листа.

  • Количественные или порядковые?

Восемь, одиннадцатый, первый, тысяча пятьсот два, тысяча девятьсот девяносто первый, трое, пятый, тридцать четыре, пятеро, четыреста, девятьсот пятый, три четвертых, восемь девятых, двое.

  • Простые или составные?

11, 90, 152, 33, 60, 1900, 67, 80, 905, 40, 75, 100, 1000.

V. Работа с мультимедиа проектором.

Теперь проверим ваше умение правильно писать числительные с Ь и без него. Смотрите на экран

  • Определите правописание числительных: 700, 800, 40, 200, 11, 16, 900, 19, 90, 17.

(Через некоторое время на экране демонстрируется правильные ответы, учащиеся проверяют самостоятельно.)

Правильные ответы: семьсот, восемьдесят, сорок, двести, одиннадцать, шестнадцать, девятьсот, девятнадцать, девяносто, семнадцать.

Затем проводим словарный диктант.

  • Экземпляр, миллион, миллиард, километр, центнер, бассейн, гараж, конституция, территория, одиннадцать, девяносто, двести, триста, четыреста.

(Правильное написание демонстрируется на экране.)

VI. Конкурс знатоков пословиц с числительными.

VII. Ребус.

100Л

 

100ЛБ

 

100ЛЯР

Вы отгадали какие слова записаны здесь?

А теперь попробуйте заменить некоторые части слов или целые слова в следующем предложении:

  • Прежде, чем вся 7я (опять) 05 сядет за 100л, пре2рительно выЗ клеенку.

VII. Игра «Четвёртый лишний».

I.

  1. 11, 20, 95, 40.
  2. Двое, трое, одна, третья, оба.
  3. Пять, сто, шестой, семнадцать, пятьдесят.

II.

  1. Первый, девяносто, второй, тысяча девятьсот, пяиый, тридцать четыре.
  2. Одна вторая, три четвёртых, семеро, шесть восьмых.
  3. Трое, пять, семнадцатый, семь девятых.

III.

  1. 11, 13, 2, 19.
  2. 50, 80, , 70, 90.
  3. 111, 15, 60, 100.

IV.

  1. Двое очков, трое саней, две подруги, четверо медвежат.
  2. 11, 19, 800, 30.
  3. Два, что, двойка, тринадцать.

IX. «Родственники числительного».

У числительных много «родственников» так сказать по «морфологической линии. Так, у числительного один (1дин) их до трех десятков, причем различных частей речи: существительное, прилагательное, глаголы, наречия и даже союз. А если учесть и дальних «родственников» – сложные слова, в которых входит числительное один, то получится внушительное семейство, количество членов которого перевалит за сотню.

Итак, кроссворд. Заполните клетки этой фигуры словами, значение которых называю. Слова могут быть различными частями речи, но все они обязательно должны происходить от числительного один (един).

  1. Слово, которым обычно начинаются самые интересные места в рассказе.
  2. Существительное от глагола объединять.
  3. Соединить вновь (о землях, народах).
  4. Точно такой же, ничем не отличающийся.
  5. Состоящий из одной части, не двойной.
  6. Тесная связь, сплоченность.
  7. Цифра 1, самая низкая отметка, об успеваемости.
  8. Чуждаться других, отделиться.
  9. Пребывание вдали от родных и близких.

X. Упражнения игрового характера. 

Вопросы:

  1. Шесть ног, две головы, а хвост один. Что это такое? (Всадник на лошади.)
  2. Растет дуб. У него 12 суков, 52 ветки, на каждой ветке по 7 листьев. Что это такое? (Год, месяцы, недели, дни.)
  3. Одно яйцо варится 4 минуты. Сколько минут надо варить шесть яиц?
  4. Назовите числительные, которые пишутся с двойными согласными. (Одиннадцать, миллион, миллиард.)
  5. Какие числительные в одном из косвенных падежей пишутся с двумя и даже тремя «Ь». (Восьмью, восьмьюдесятью.)

Запишите, что вы успеете вспомнить из названий художественных произведений, кинофильмов, телевизионных передач, где есть числительные.

XI. Домашнее задание: сочинение «Чем мне запомнился урок».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Групповая форма работы на уроках русского языка и литературы.

В этой статье делюсь опытом организации групповых форм работы на уроках русского языка и летературы...

Групповые формы работы на уроках русского языка и литературы

          Наиболее благоприятные условия для включения каждого ученика в активную работу на уроке создают групповые формы работы. При организации работы в пар...

Групповая форма работы на уроках русского языка и литературы

Меня, как и всякого учителя, постоянно волнует вопрос: почему один и тот же материал учащиеся воспринимают по-разному: одни схватывают на лету, а другим требуется на это не урок и не два. Как сделать ...

Выступление на педагогическом форуме "Групповая форма работы на уроках русского языка и литературы"

Давно доказано психологами, что люди лучше усваивают то, что обсуждают с другими, а лучше всего помнят то, что объясняют другим. И ведь именно эти возможности предоставляет учащимся используемая на ур...

Мастер-класс по проведению игровых форм работы на уроках русского языка с использованием ИКТ

Мастер-класспо проведению игровых форм работы на уроках русского языка с использованием ИКТ...

Групповая форма работы на уроках русского языка и литературы

В статье представлен опыт работы по технологии группового обучения, приводятся примеры  заданий, упражнений  по данной технологии....